Органы чувств
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Предварительный просмотр:
Урок: Окружающего мира
Тема: «Органы чувств»
Класс: 3
Цель: формировать умение получать информацию об окружающем мире с помощью органов чувств.
Планируемые результаты: ученики научатся различать органы чувств, будут учиться рассуждать, делать выводы, доказывать свою точку зрения, развивать интерес в познании самого себя.
Личностные УУД: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные: познакомить детей с органами чувств и их значением для человека; развивать мышление, речь, познавательные интересы; способствовать развитию интереса в познании самого себя; воспитывать бережное отношение к органам чувств, к своему здоровью.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков 3 класс; компьютер, кейсы, интерактивная доска, карточки с заданиями, учебные пособия.
Ход урока
1. Организационный момент. Мотивация к деятельности.
У.: Добрый день, дорогие дети. Я рада видеть Вас на сегодняшнем уроке окружающего мира. Я надеюсь, что он принесёт нам массу положительных эмоций, новые знания и впечатления. Мы начинаем!
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
А) Индивидуальные задания
У.: На месте пропусков вставьте нужные слова
- … : головной и спинной мозг, нервы. (Нервная система)
- Кровеносная система: …, кровеносные сосуды. (Сердце)
- Пищеварительная система: …, …, … . (Желудок, кишечник, печень)
- … : … . (Дыхательная система, легкие)
Б) Фронтальные опрос
– Какие органы человека вы знаете?
– Какую работу они выполняют?
– Что такое система органов? Приведите примеры.
– Что изучают анатомия, физиология, гигиена?
3. Самоопределение к деятельности.
У.: Сегодня мы продолжим изучать наш организм и его отдельные очень важные органы. Давайте отгадаем кроссворд «Органы». (показ на мультимедиа).
1. С помощью какого органа ты узнаешь о том, что запел соловей, залаяла собака, зазвенел будильник? (ухо)
2. С помощью какого органа ты видишь, что написано или нарисовано в книге. (глаз)
3. Какой орган нам помогает узнать, колючие или мягкие хвоинки у елки? (кожа)
4. Какой орган помогает почувствовать запах хлеба, цветка, духов? (нос)
5. С помощью какого органа ты отличаешь сладкую пищу от горькой, соленую от кислой? (язык)
У.: О чем пойдет речь на уроке?
Д.: Мы сегодня будем говорить об органах чувств
У.: Что вы знаете об органах чувств?
У.: Что бы вы хотели еще узнать о них?
У.: Давайте составим план работы на сегодняшнем уроке (запись на доске).
- Уши – орган слуха
- Глаза – орган зрения
- Кожа – орган осязания
- Нос – орган обоняния
- Язык – орган вкуса
У.: Глядя на наш план, как вы думаете, как нам будет удобнее работать на уроке?
Д.: Лучше будет работать группами.
У.: Каждая группа подготовит сообщение, связанное с определенным органом чувств. Ваша работа будет оценена по результатам выступлений группы. Особое внимание обратим на слаженность работы каждой из групп, а также полноту представленной информации. Вам отводится 20 минут на работу в группе. Материал находится на ваших столах.
Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам. Слаженность работы группы, т. е. участие каждого ученика. Полнота информации, презентация выступления, т. е. насколько эмоционально и доходчиво вы сможете выступить.
Оценивать работу группы мы будем по 5–ти бальной шкале. После каждого выступления мы обсудим и выставим в таблицу баллы по каждой группе. Суммировав баллы, получаем итоговый балл, который будет переведен в оценку. Причем отметка выставляется по следующей схеме: группа, набравшая от 11 до 15 баллов получают «5», 5–10 баллов – «4» (низшие отметки на данном уроке выставлять нецелесообразно)
Группы, заработавшие менее 5 баллов выслушивают словесную оценку выступления с указанием ошибок и получают возможность заработать отметку путем создания выступления к следующему уроку на свою тему с учетом ошибок, допущенных на уроке.
Группа | Слаженность работы | Полнота информации | презентация выступления | Общий балл | Отметка |
1 группа | |||||
2 группа | |||||
3 группа | |||||
4 группа | |||||
5 группа |
Кейс №1.
Источник 1.
Учебник: Окружающий мир, А.А. Плешаков, 3 класс, 1 часть, Просвещение, 2013г. – Ч.1: 127 с.
Источник 2.
Загадки
Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны
Нашей Оле… (ушки)
Шум дождя оно поймало,
Утра тихое начало,
Мамин голос, папин шаг,
Слышит, если что не так! (ухо)
Источник 3.
http://www.happy–giraffe.ru/community/14/forum/post/81554/
Источник 4.
Ухо представляет собой сложный орган человека и животных, благодаря которому происходит восприятие звуковых колебаний и передача их в главный нервный центр головного мозга. Также ухо выполняет функцию удерживания равновесия.
Строение уха человека
1 Наружная часть
2 Средняя часть
3 Внутренняя часть
http://medlor.ru/zabolevaniya–ushej/iz–chego–sostoit–osnovnoj–apparat–sluxa–u–cheloveka–ego–funkcii/
Источник 5.
Когда ты быстро кружишься на месте жидкость в каналах внутреннего уха повторяет это движение. Когда ты останавливаешься, жидкость продолжает вращение. Это вызывает головокружение – ощущении, будто вокруг тебя все кружится.
Энциклопедия для детей: Тело человека, Э.Прати, переводчик: И.Цибизова, Махаон, 2011г. – 45 с.
Кейс №2.
Источник 1.
Учебник: Окружающий мир, А.А. Плешаков, 3 класс, 1 часть, Просвещение, 2013г. – Ч.1: 126 с.
Источник 2.
Загадки
День на работе,
Ночь на отдыхе. (глаза)
Брат с братом через дорогу живут,
А один другого не видит. (глаза)
На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (глаза)
http://allforchildren.ru/kidfun/riddles_human.php
Источник 3.
http://www.happy–giraffe.ru/community/14/forum/post/81554/
Источник 4.
Веки и ресницы защищают твои глаза, чтобы в них не пополи соринки. Когда ты моргаешь, глаза омывает слезная жидкость, которая вырабатывается слезными железами. В слёзах содержится вещество, убивающее вредных микробов. Защищать глаза помогают и брови: они задерживают пот, стекающий со лба. Когда в глаз попадает соринка, слезы вымывают ее. Поэтому если в глаз что–то попало, лучше не тереть, а закрыть глаз и подождать, пока он сам очиститься!
Энциклопедия для детей: Тело человека, Э.Прати, переводчик: И.Цибизова, Махаон, 2011г. – 43 с.
Кейс №3.
Источник 1.
Учебник: Окружающий мир, А.А. Плешаков, 3 класс, 1 часть, Просвещение, 2013г. – Ч.1: 128 с.
Источник 2.
Загадки
Мы в нее зимой и летом
С головы до ног одеты,
Даже на ночь снять не можем,
Потому что это… (кожа )
http://crazymama.ru/zagadki.php?a=2&id_zagadki=837&id_cat1=46
Источник 3.
Наша кожа получает информацию благодаря рецепторам – чувствительным окончаниям нервных клеток, расположенным в коже. Одни рецепторы воспринимают легкие прикосновения, другие – давление, третьи – тепло, холод и боль. Эта информация передается по нервам в головной мозг. В некоторых местах кожа очень чувствительна, например, на кончиках пальцев, а на спине ее чувствительность гораздо ниже.
Энциклопедия для детей: Тело человека, Э.Прати, переводчик: И.Цибизова, Махаон, 2011г. – 50 с.
Кейс №4.
Источник 1.
Учебник: Окружающий мир, А.А. Плешаков, 3 класс, 1 часть, Просвещение, 2013г. – Ч.1: 127 с.
Источник 2.
Загадки
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит. (нос)
Запах хлеба, запах меда,
Запах лука, запах роз
Различить поможет… (нос)
Он бывает самым разным:
Маленьким, большим и важным,
Длинным, тонким и горбатым,
Толстым или конопатым (нос)
Источник 3.
Запах ты чувствуешь, когда вдыхаешь, воздух через нос. Микрочастички разных веществ попадают в твою носовую полость, где имеются особые рецепторы.
Полость носа, расположенная между ноздрями и глоткой, разделена носовой перегородкой на 2 половинки. В верхней части полости есть особая область размером с почтовую маркую, воспринимающая запахи. Она покрыта обонятельными рецепторами – клетками с волосками, реагирующими на запах. Каждая клетка различает свое определенное вещество и посылает сигналы в мозг. Когда ты вдыхаешь воздух, микрочастицы разных веществ проникают через ноздри в полость носа и действуют на рецепторы. Отсюда по обонятельному нерву информация отправляется в головной мозг, и ты понимаешь, какой запах чувствуешь: приятный или отвратительный, сладкий или кислый, знакомый или незнакомый.
Энциклопедия для детей: Тело человека, Э.Прати, переводчик: И.Цибизова, Махаон, 2011г. – 47с.
Кейс №5.
Источник 1.
Учебник: Окружающий мир, А.А. Плешаков, 3 класс, 1 часть, Просвещение, 2013г. – Ч.1: 128 с.
Источник 2.
Загадки
Если б не было его, не сказал бы ничего. (язык)
Источник 3.
Вкус еды ты чувствуешь языком, на котором расположены тысячи вкусовых сосочков – небольших бугорков, которые делают поверхность языка шершавой. В каждом сосочке имеется маленькое отверстие, которое ведет в небольшую камеру. На ее дне расположены вкусовые рецепторы – клетки с волосками. Нервы соединяют эти клетки с головным мозгом. По ним передается информация о том, что ты ешь. Каждая область языка различает определенный вкус.
Вкус и обоняние тесно взаимосвязаны. Когда ты ешь банан, нос ощущает его запах, а язык – вкус. Но обоняние преобладает над вкусом: при простуде, когда у тебя заложен нос, ты не ощущаешь запах еды и она кажется тебе безвкусной.
Энциклопедия для детей: Тело человека, Э.Прати, переводчик: И.Цибизова, Махаон, 2011г. – 48с.
Источник 4.
http://www.happy–giraffe.ru/community/14/forum/post/81554/
4. Работа в группах.
Учитель выполняет роль консультанта.
5. Физкультминутка.
- Презентация выступлений.
У. : Теперь, когда завершена работа над выступлениями, прошу одного представителя от каждой группы. По окончанию каждого выступления вы можете задать вопросы.
- Подведение итогов. Оценивание. Рефлексия.
Итоги подводятся после выступления каждой группы.
У. : О каких органах мы говорили? Говорят: не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг. Как это понять? (Всеми органами руководит головной мозг.)
Продолжите предложения:
Я научился…
Я узнал на уроке…
Мне было трудно, когда…
Мне было интересно…
10. Домашнее задание.
Выполнить задание для домашней работы на с.129
– Спасибо за работу! Урок окончен.