Органы чувств
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Митряева Ксения Александровна

Кейс-урок по окружающему миру в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organy_chuvstv.docx402.46 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: Окружающего мира

Тема: «Органы  чувств»

Класс:  3

Цель: формировать умение получать информацию об окружающем мире с помощью органов чувств.

Планируемые результаты: ученики научатся различать органы чувств, будут учиться рассуждать, делать выводы, доказывать свою точку зрения, развивать интерес в познании самого себя.

Личностные УУД: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Предметные: познакомить детей с органами чувств и их значением для человека; развивать мышление, речь, познавательные интересы; способствовать развитию интереса в познании самого себя; воспитывать бережное отношение к органам чувств, к своему здоровью.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков 3 класс; компьютер, кейсы, интерактивная доска, карточки с заданиями, учебные пособия.

Ход урока

1. Организационный момент. Мотивация к деятельности.

У.: Добрый день, дорогие дети. Я рада видеть Вас на сегодняшнем уроке окружающего мира. Я надеюсь, что он принесёт нам массу положительных эмоций, новые знания и впечатления. Мы начинаем!

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

А) Индивидуальные задания

У.: На месте пропусков вставьте нужные слова

  • … : головной и спинной мозг, нервы. (Нервная система)
  • Кровеносная система: …, кровеносные сосуды. (Сердце)
  • Пищеварительная система: …, …, … . (Желудок, кишечник, печень)
  • … : … . (Дыхательная система, легкие)

Б) Фронтальные опрос

– Какие органы человека вы знаете?

– Какую работу они выполняют?

– Что такое система органов? Приведите примеры.

– Что изучают анатомия, физиология, гигиена?

3. Самоопределение к деятельности.

У.: Сегодня мы продолжим изучать наш организм и его отдельные очень важные органы.  Давайте отгадаем кроссворд «Органы». (показ на мультимедиа).

1. С помощью какого органа ты узнаешь о том, что запел соловей, залаяла собака, зазвенел будильник? (ухо)

2. С помощью какого органа ты видишь, что написано или нарисовано в книге. (глаз)

3. Какой орган нам помогает узнать, колючие или мягкие хвоинки у елки? (кожа)

4. Какой орган помогает почувствовать запах хлеба, цветка, духов? (нос)

5. С помощью какого органа ты отличаешь сладкую пищу от горькой, соленую от кислой? (язык)

У.: О чем пойдет речь на уроке?

Д.: Мы сегодня будем говорить об органах чувств

У.: Что вы знаете об органах чувств?

У.: Что бы вы хотели еще узнать о них?

У.: Давайте составим план работы на сегодняшнем уроке (запись на доске).

  1. Уши – орган слуха
  2. Глаза – орган зрения
  3. Кожа – орган осязания
  4. Нос – орган обоняния
  5. Язык – орган вкуса

У.: Глядя на наш план, как вы думаете, как нам будет удобнее работать на уроке?

Д.: Лучше будет работать группами.

У.: Каждая группа подготовит  сообщение, связанное с определенным органом чувств. Ваша работа будет оценена по результатам выступлений группы. Особое внимание обратим на слаженность работы каждой из групп, а также полноту представленной информации. Вам отводится 20 минут на работу в группе. Материал находится на ваших столах.

Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам. Слаженность работы группы, т. е. участие каждого ученика.  Полнота информации, презентация выступления, т. е. насколько эмоционально и доходчиво вы сможете выступить.

Оценивать работу группы мы будем по 5–ти бальной шкале. После каждого выступления мы обсудим и выставим в таблицу баллы по каждой группе. Суммировав баллы, получаем итоговый балл, который будет переведен в оценку.  Причем отметка выставляется по следующей схеме: группа, набравшая от 11 до 15 баллов получают «5», 5–10 баллов – «4» (низшие отметки на данном уроке выставлять нецелесообразно)

Группы, заработавшие менее 5 баллов выслушивают словесную оценку выступления с указанием ошибок и получают возможность заработать отметку путем создания выступления к следующему уроку на свою тему с учетом ошибок, допущенных на уроке.

Группа

Слаженность работы

Полнота информации

презентация выступления

Общий балл

Отметка

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

5 группа

Кейс №1.

Источник 1.

Учебник: Окружающий мир, А.А. Плешаков, 3 класс, 1 часть, Просвещение, 2013г. – Ч.1: 127 с.

Источник 2.

Загадки

Оля слушает в лесу,

Как кричат кукушки.

А для этого нужны

Нашей Оле… (ушки)

Шум дождя оно поймало,

Утра тихое начало,

Мамин голос, папин шаг,

Слышит, если что не так!  (ухо)

http://ped–kopilka.ru/vospitateljam/stihi–dlja–doshkolnikov/stihi–poteshki–i–zagadki–po–teme–chto–ja–znayu–o–sebe/page–4.html 

Источник 3.

C:\Users\Ksen\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\уши.jpg     http://www.happy–giraffe.ru/community/14/forum/post/81554/ 

Источник 4.

Ухо представляет собой сложный орган человека и животных, благодаря которому происходит восприятие звуковых колебаний и передача их в главный нервный центр головного мозга. Также ухо выполняет функцию удерживания равновесия.

Строение уха человека

1 Наружная часть

2 Средняя часть

3 Внутренняя часть

http://medlor.ru/zabolevaniya–ushej/iz–chego–sostoit–osnovnoj–apparat–sluxa–u–cheloveka–ego–funkcii/ 

Источник 5.

Когда ты быстро кружишься на месте жидкость в каналах внутреннего уха повторяет это движение. Когда ты останавливаешься, жидкость продолжает вращение. Это вызывает головокружение – ощущении, будто вокруг тебя все кружится.

Энциклопедия для детей: Тело человека, Э.Прати, переводчик: И.Цибизова, Махаон, 2011г. – 45 с.

Кейс №2.

Источник 1.

Учебник: Окружающий мир, А.А. Плешаков, 3 класс, 1 часть, Просвещение, 2013г. – Ч.1: 126 с.

Источник 2.

Загадки

День на работе,

Ночь на отдыхе. (глаза)

Брат с братом через дорогу живут,

А один другого не видит. (глаза)

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются. (глаза)

http://allforchildren.ru/kidfun/riddles_human.php 

Источник 3. 

C:\Users\Ksen\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\глаза.jpg            http://www.happy–giraffe.ru/community/14/forum/post/81554/ 

Источник 4.

Веки и ресницы защищают твои глаза, чтобы в них не пополи соринки. Когда ты моргаешь, глаза омывает слезная жидкость, которая вырабатывается слезными железами. В слёзах содержится вещество, убивающее вредных микробов. Защищать глаза помогают и брови: они задерживают пот, стекающий со лба. Когда в глаз попадает соринка, слезы вымывают ее. Поэтому если в глаз что–то попало, лучше не тереть, а закрыть глаз и подождать, пока он сам очиститься!

Энциклопедия для детей: Тело человека, Э.Прати, переводчик: И.Цибизова, Махаон, 2011г. – 43 с.

Кейс №3.

Источник 1.

Учебник: Окружающий мир, А.А. Плешаков, 3 класс, 1 часть, Просвещение, 2013г. – Ч.1: 128 с.

Источник 2.

Загадки

Мы в нее зимой и летом

С головы до ног одеты,

Даже на ночь снять не можем,

Потому что это… (кожа )

http://crazymama.ru/zagadki.php?a=2&id_zagadki=837&id_cat1=46 

Источник 3.

Наша кожа получает информацию благодаря рецепторам – чувствительным окончаниям нервных клеток, расположенным в коже. Одни рецепторы воспринимают легкие прикосновения, другие – давление, третьи – тепло, холод и боль. Эта информация передается по нервам в головной мозг. В некоторых местах кожа очень чувствительна, например, на кончиках пальцев, а на спине ее чувствительность гораздо ниже.

Энциклопедия для детей: Тело человека, Э.Прати, переводчик: И.Цибизова, Махаон, 2011г. – 50 с.

Кейс №4.

Источник 1.

Учебник: Окружающий мир, А.А. Плешаков, 3 класс, 1 часть, Просвещение, 2013г. – Ч.1: 127 с.

Источник 2.

Загадки

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит,

То заходит, то выходит. (нос)

Запах хлеба, запах меда,

Запах лука, запах роз

Различить поможет…   (нос)

Он бывает самым разным:

Маленьким, большим и  важным,

Длинным, тонким и горбатым,

Толстым или конопатым   (нос)

http://ped–kopilka.ru/vospitateljam/stihi–dlja–doshkolnikov/stihi–poteshki–i–zagadki–po–teme–chto–ja–znayu–o–sebe/page–4.html 

Источник 3.

Запах ты чувствуешь, когда вдыхаешь, воздух через нос. Микрочастички разных веществ попадают в  твою носовую полость, где имеются особые рецепторы.

Полость носа, расположенная между ноздрями и глоткой, разделена носовой перегородкой на 2 половинки. В верхней части полости есть особая область размером с почтовую маркую, воспринимающая запахи. Она покрыта обонятельными рецепторами – клетками с волосками, реагирующими на запах. Каждая клетка различает свое определенное вещество и посылает сигналы в мозг. Когда ты вдыхаешь воздух, микрочастицы разных веществ проникают через ноздри в полость носа и действуют на рецепторы. Отсюда по обонятельному нерву информация отправляется в головной мозг, и ты понимаешь, какой запах чувствуешь: приятный или отвратительный, сладкий или кислый, знакомый или незнакомый.

Энциклопедия для детей: Тело человека, Э.Прати, переводчик: И.Цибизова, Махаон, 2011г. – 47с.

Кейс №5.

Источник 1.

Учебник: Окружающий мир, А.А. Плешаков, 3 класс, 1 часть, Просвещение, 2013г. – Ч.1: 128 с.

Источник 2.

Загадки

Если б не было его, не сказал бы ничего. (язык)

http://ped–kopilka.ru/vospitateljam/stihi–dlja–doshkolnikov/stihi–poteshki–i–zagadki–po–teme–chto–ja–znayu–o–sebe/page–5.html   

Источник 3.

Вкус еды ты чувствуешь языком, на котором расположены тысячи вкусовых сосочков – небольших бугорков, которые делают поверхность языка шершавой. В каждом сосочке имеется маленькое отверстие, которое ведет в небольшую камеру. На ее дне расположены вкусовые рецепторы – клетки с волосками. Нервы соединяют эти клетки с головным мозгом. По ним передается информация о том, что ты ешь. Каждая область языка различает определенный вкус.

Вкус и обоняние тесно взаимосвязаны. Когда ты ешь банан, нос ощущает его запах, а язык – вкус. Но обоняние преобладает над вкусом: при простуде, когда у тебя заложен нос, ты не ощущаешь запах еды и она кажется тебе безвкусной.

Энциклопедия для детей: Тело человека, Э.Прати, переводчик: И.Цибизова, Махаон, 2011г. – 48с.

Источник 4.

C:\Users\Ksen\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\язык.jpg              http://www.happy–giraffe.ru/community/14/forum/post/81554/ 

4. Работа в группах. 

Учитель выполняет роль консультанта.

5. Физкультминутка.

  1. Презентация выступлений.

У. : Теперь, когда завершена работа над выступлениями, прошу одного представителя от каждой группы. По окончанию каждого выступления вы можете задать вопросы.

  1. Подведение итогов. Оценивание. Рефлексия.

Итоги подводятся после выступления каждой группы.

У. : О каких органах мы говорили? Говорят: не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг. Как это понять? (Всеми органами руководит головной мозг.)

Продолжите предложения:

 Я научился…

 Я узнал на уроке…

 Мне было трудно, когда…

 Мне было интересно…

10. Домашнее задание.

Выполнить задание для домашней работы на с.129

– Спасибо за работу! Урок окончен.