"Весенний труд"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Петрова Александра Михайловна

Технологическая карта урока "Весенний труд"
В уроке используются наблюдение (циклическое, многоразовое), опыт (демонстрационный)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesenniy_trud.docx25.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Весенний труд

Тип урока: изучение нового знания

Цель: познакомить детей с видами старинной женской и мужской работы весной, сопоставить их с современными видами весенних работ в селе и городе, в садах, огородах, поле, углубляя в детях понимание важности земледельческого труда для жизни людей во все времена.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать: название праздников, название орудий труда, куда сажают растения.

Понимать:  как сажать растение

Применять: уметь находить информацию в учебнике

Анализировать: объект, представленный для наблюдения,  опыт
Синтез: мысленное представление объекта
Оценка:  оценить важность земледельческого труда для жизни людей во все времена

Метапредметные:

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать свое предположение.

Познавательные: поиск и выделение информации;  установление причинно – следственных связей; Логические УУД (анализ объекта с целью выделения признаков);
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Личностные:

Способность к оценке других; Формировать положительное отношение к уроку;
Воспитывать чувство взаимопомощи; Придерживаться этических норм при совместной работе над учебной задачей;

Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение

Основные понятия: труд, орудия труда, растение

Методы, технологии: беседа, презентация, наглядные, наблюдение (циклическое, многоразовое), опыт (демонстрационный)

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная. парная

Ресурсы урока:

Для учителя: учебник Окружающий мир 2 класс

Для учащихся: Учебник Окружающий мир 2  класс

Ход урока:

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1.  Организационный момент

Проверьте своё рабочее место, у вас на партах должны лежать: учебник «Окружающий мир» и рабочая тетрадь.

Проверяют рабочее место, затем садятся на места.

2.Актуализация знаний

- Назовите 1-й месяц весны, 3-й месяц.

- Какой месяц находится между мартом и маем?

- Какой месяц впереди апреля? Мая?

- А теперь я задам вам «Хитрый вопрос». Чтобы ответить на него, нужно

подумать.

- Чего больше весенних или зимних месяцев? Давайте повторим зимние месяцы.

- Молодцы, ребята, и с хитрым вопросом вы справились.

- Давайте вспомним, как весна начиналась.

- И что стало происходить?

- Что стало с деревьями?

- Весной природа оживает и происходит много разных явлений. Какие ещё изменения произошли весной в природе?

-Март, май .

-Апрель

-Март. Апрель

-Одинаково. Декабрь, январь, февраль.

- Стало ярче светить солнышко.

- Снег стал таять, потекли ручейки, заплакала капель.

-На деревьях набухли почки, стали распускаться листочки.

- Появляется молодая травка. Прилетели птицы из тёплых стран и стали вить гнёзда. Проснулись звери после зимней спячки. Выползают насекомые.

3. Открытие нового знания

«Ребята, помните, как мы встречали Масленицу? Весело было?
После Масленицы проходит время и наступает „праздников праздник“. Как называется?

- Между Масленницой и Пасхой проходит семь недель. Что это за недели?.

 Что происходит в жизни людей и в природе между этими праздниками?
Точный ответ мы узнаем из учебника. Но перед тем как начать чтение, посмотрите на фотографию куклы, стоящую в учебнике около заголовка нашего урока (с. 94). Она так старательно подметает, словно хочет что-то прогнать метлой. Что она так тщательно прогоняет? Ответ вы тоже узнаете из текста». Учитель вместе с детьми читает текст на с. 94—95 учебника. Затем спрашивает: «Так что же прогоняет кукла?
Как называется время между Масленицей и Пасхой? Сколько длится Великий пост?»
Вы помните, какие народные приметы зимних и весенних дней предсказывают погоду? Какие заботы в старину были у женщин и мужчин?
Как вы думаете, обидно тогда было мужчинам и женщинам, что какую-то работу называли мужской, а какую-то — женской?
Конечно нет! Ведь если бы не было такого разделения, то была бы путаница. Никто ничего не успел бы сделать. Да и многие мужские работы непосильны женщинам. Недаром в мужчинах всегда уважали силу, выносливость.
В каких работах это могло пригодиться?
А в женщинах ценились усидчивость, аккуратность, терпеливость. Для каких работ важны эти качества? 

Старинные праздники

6 мая – день памяти святого Георгия Победоносца. Этого святого изображают воином на белом коне, убивающим дракона. Православная церковь считает его небесным посланником для всех слабых и попавших в беду.
15 мая – день памяти святых князей Бориса и Глеба. В народном календаре этот день называли Борис и Глеб Сеятели – Борис и Глеб сеют хлеб.
Отгадайте, пожалуйста, загадку, о чем она?
Там морковка, там капуста, там клубничкой пахнет вкусно.
И козла туда, друзья, нам пускать никак нельзя.
-Правильно, это огород. У кого, ребята, есть огород? Кто из вас любит трудиться на огороде? Какую работы вы выполняете на огородном участке, чтобы вырастить хороший урожай?
Показ картинки с изображением работы на огороде. Обсуждение картинки.
Физминутка

-Помним, пекли блины. Было весело.

- Пасха

- Эти семь недель называют ПОСТОМ

Дети предлагают свои объяснения.

- Масленицу

- ПОСТ

- Семь недель

Предположения детей

-Работа в поле и т.д.

-Кухарка, ткачиха и т.д.

-Огород

ответы детей

4. Закрепление изученного материала

 1.Начало. Рассмотрение объекта в целом;

-Сейчас у нас с вами будет особенное задание. Как вы думаете, за кем или чем мы сегодня будем наблюдать?

Загадка

Много нежных лепесточков,
У красивеньких цветочков,
Запах ароматный-
Не для всех приятный.
Лепесточек  бархатный,
У   цветочков-
( б…цев).
Верно. Мы с вами узнаем, как сажать растение.  Начнем с наблюдения за нашим будущим цветком.
На столах у вас лежит план наблюдения. Рассмотрите все этапы.
-Какой первый этап?

(Учитель достает заранее  заготовленный, уже распустившийся цветок)
-Что вы можете о нем сказать? Какой он? На что похож?

-Мы рассмотрели объект целиком. Теперь наша задача состоит в чем?

2.Основная часть. Работа по рассмотрению частей объекта.
-Хорошо, что вы можете сказать о частях растения. Что у него есть?
-Какой цветок по размеру?
-Какой по форме?
-Определимся с запахом. Расскажите, чем пахнет растение.

-Хорошо, мы провели с вами наблюдение объекта по частям и даже узнали запах растения. Что дальше?

3. Заключение. Обобщение увиденного (рассмотреть объект, затем закрыть глаза и мысленно его представить, провести опыт и вырастить своё растение.).

Теперь закройте глаза и  представьте растение, которое только что видели. Воспроизведите его внешние особенности, вспомните все составляющие.
-Каким вы его запомнили и воспроизвели в своей голове?

-Отлично, молодцы. Теперь мы перейдем непосредственно к посадке растения.
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ОПЫТ

(учитель достает готовый материал; у всех детей на столах находятся палочка и 4 стаканчика: с почвой, глиной, песком и водой)

-Ребята, перед тем, как сажать растение мы должны с вами узнать куда нужно сажать наше растение. (у учителя на демонстрационном столе так же стоят стаканчики)
-А как нам это сделать? Кто догадался?

-Хорошо.

Аккуратно нальем воду в стаканчик с песком, почвой и в стаканчик с глиной. Что вы заметили? Потрогаем песок.

Каким он стал?

А куда исчезла вода?

Попробуем «посадить» палочку в мокрый песок.

В какой песок она легче входит – в сухой или мокрый? Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной. Следим, как водичка впитывается: быстро или медленно?

Сажаем «деревце» во влажную глину. Легче воткнуть палочку во влажную глину, чем в сухую?

-А что с почвой? Как впиталась вода в почву? Пробуем воткнуть палочку.  Палочка стоит или падает?

Вспомним: когда человек сажает растения на грядках или деревья в парках, садах, он поливает землю, если она сухая. Во влажную землю легче сажать растения.

-Так ребята, так что же мы возьмем в качестве основы, куда будем сажать растение?

-Хорошо. А знаете ли вы, как сеять сажать растение? Значит, что нужно растению для хорошего роста? (названия появляются на слайде)

-Отлично. (Рядом с учителем стоит ученик, у всех остальных на столах лежат подписанные стаканчики с почвой.) (Ученик, стоящий рядом с учителем, насыпает землю в специально-подготовленную форму. Учитель следит и останавливает в нужный момент.)

-Почва на месте. Немножко придавливаем ее рукой, чтобы она была плотнее.

-Что дальше? Кто – нибудь знает?

-Так, молодцы. Но сейчас мы ямку делать не будем. Послушайте меня внимательно. Рядом с вами лежат семена нашего растения. Ваша задача состоит в том, чтобы положить его в ваши стаканчики. (С помощью ученика у доски показывает). Но  не нужно проталкивать на глубину. Чем глубже семена, тем дольше наше растение будет проклёвываться. На небольшую глубину, в пару миллиметров, кладем наши семена и чуть присыпаем землей.

-Так, землей мы обеспечили наше растение. Что теперь ему необходимо, для хорошего роста?

-Верно, т.к. у вас небольшие стаканчики. Налейте не очень много воды. Не выливайте весь стакан, только чуть меньше половины.

(Ученик у доски поливает посаженное растение, под руководством учителя.)

-Хорошо. Мы обеспечили растение водой, почвой. Чего нам еще не хватает?

-Итак, чтобы обеспечить тепло, у вас на столах лежат маленькие пакетики. Как думаете, для чего?

-Верно. Растению необходимо тепло и мы сделаем с вами, своего рода, маленькую теплицу. (Учитель помогает надеть ребенку у доски пакетик на рассаду). В такой теплице. Растению будет комфортно. Главное, закрыть все отверстия. Верхняя стенка теплицы должна потеть, чтобы обеспечивать наше растение большим запасом воды, на долгое время.

-Ребята, про что я забыла?

-Дабы обеспечить наш цветок светом, необходимо поставить наши заготовки на подоконник. Солнечный свет будет их согревать и давать им быстрее вырасти.

-Мы с вами будем следить за их изменениями, в течении 3 недель.  Каждый должен следить за своим стаканчиком. Через 3 недели мы посмотрим, как ваши растения выросли.

-Бархадцы.

1.Рассмотрение объекта в целом;
2.Работа по рассмотрению частей объекта;
3.Обобщение увиденного (рассмотреть объект, затем закрыть глаза и мысленно его представить.)

-Рассмотрение объекта в целом.

-Он небольшого размера (ученик подходит и измеряет) 16 см.  С желтыми цветками, с небольшим отливом оранжевого. На вид, будто желтый цыпленок. Напоминает издалека одуванчик.

-Нужно рассмотреть объект по частям.

-У растения есть стебель, листочки, цветок с желто – оранжевыми лепестками.

-Небольшой, 4 см. (один ученик выходит и измеряет)
-Похож на такие растения, как одуванчик и мать-и-мачеха.
(Один ученик выходит к доске и нюхает растение)
-Цветок пахнет приятно, немножко отдает запахом свежескошенной травы.  Листочки пахнут, как трава, так же и стебель.
-Обобщение увиденного.

(Учитель спрашивает несколько детей. При этом глаза у отвечающих закрыты, т.к. описываем ими объект должен быть перед глазами)

-Мы будем вливать воду в остальные стаканчики и будем смотреть, что происходит.

Дети повторяют действия учителя.

- Влажным, мокрым.

-Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками.

-Мокрый.

- Медленней, чем в песок. Часть воды остается сверху, на глине.

-Легче.

-Быстро. Вода вся полностью впиталась. Стоит.

-В почву. В ее состав входит песок и глина, поэтому она больше пригодна для нашего растения.

-Приготовить грядку, сделать бороздки, высадить семена в землю, полить.

-Почва, вода, тепло, свет.

-Нужно сделать ямку и положить туда семена растения.

Дети повторяют за учителем.

-Вода.

Дети делают так, как говорит учитель.

-Тепла и света.

-Чтобы надеть на наше посаженное растение.

Дети надевают на рассаду пакетики.

-Про свет.

(Дети на перемене ставят стаканчики на подоконник.)

5. Рефлексия

-А сейчас повторите мне этапы посадки растения.

-Что важно для растения?

-Выбрать основу для посадки. Примять немного рукой почву. Положить семена не глубоко в почву. Присыпать землей. Полить. Сделать небольшую теплицу. Поставить на свет.

- Почва, вода, тепло, свет.

6. Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День открытых дверей. ИЗО и худ. труд "Весеннее настроение"

Применение приема торцевания в коллективной работе на уроке для родителей и учеников....

Весна, весна на улице, весенние деньки! Весенних именинников поздравляем мы!

Как сплотить, сдружить первоклассников и их родителей? Традиционным стало праздновать дни р...

Весенний труд

Уход за кустарниками весной....

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Весенний труд" 2 класс( УМК "Перспектива")

Конспект урока по окружающему миру  на тему: "Весенний труд"( УМК "Перспектива")...

Весенний труд

Урок разработан по УМК "перспектива"...

Технологическая карта по окружающему миру.Тема "Весенний труд " УМК "Перспектива" (2 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Дата: 03.05.2022Школа: МАОУ «Академический лицей №95»Класс: 2-3 Студент: Колдаева Ирина МатвеевнаГруппа: 42Учитель: Удачина И.В.Метод...