Конспект урока окружающего мира " Экономика и экология" УМК "Школа России" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Тема: Экономика и экология

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с задачами экологии и экономики и их взаимосвязи; с двумя сторонами экономики; умение показать отрицательное влияние отраслей экономики  на экологию;

Планируемые результаты

Предметные:

 Уметь:

обнаруживать связи между экономикой и экологией;

строить простейшие экологические прогнозы;

Знать:

значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека;

необходимость бережного отношения к природным богатствам;

 

Личностные:

Осваивать социальную роль обучающегося, определять мотивы учебной деятельности; проявлять целостный взгляд на мир; понимать ответственность за сохранение объектов культурного и природного наследия страны.

Тип урока:  «открытие» нового знания.

Оборудование: УМК « Школа России», учебник «Окружающий мир»: 3 класс, 1 часть, А. А. Плешаков, учебная презентация, раздаточный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Экономика и экология31.93 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:        07.04.2021                                                                                                                                 ФИО учителя: Тарабаева С. Б.

Школа: МОУ СОШ № 13                                                                                                                         ФИ студента: Шестакова Т.        

Класс: 3 «К»                                                                                                                                         ФИО методиста: Лебедева Е. Ю.

Кабинет: 22

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Тема: Экономика и экология

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с задачами экологии и экономики и их взаимосвязи; с двумя сторонами экономики; умение показать отрицательное влияние отраслей экономики  на экологию;

Планируемые результаты

Предметные:

 Уметь:

обнаруживать связи между экономикой и экологией;

строить простейшие экологические прогнозы;

Знать:

значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека;

необходимость бережного отношения к природным богатствам;

Личностные:

Осваивать социальную роль обучающегося, определять мотивы учебной деятельности; проявлять целостный взгляд на мир; понимать ответственность за сохранение объектов культурного и природного наследия страны.

Тип урока:  «открытие» нового знания.

Оборудование: УМК « Школа России», учебник «Окружающий мир»: 3 класс, 1 часть, А. А. Плешаков, учебная презентация, раздаточный материал.


Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный метод

(слово учителя)

1 мин

Здравствуйте ребята, меня зовут Татьяна Викторовна, сегодня урок окружающего мира буду вести у вас я.

- Давайте проверим готовность к уроку, все ли у вас на парте: дневник, учебник, рабочая тетрадь?

- А теперь чтобы настроиться нам на работу давайте подарим друг другу улыбки, улыбнитесь мне, а я вам, улыбнитесь своим соседям по парте

Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок.

Волевая саморегуляция (Р)

Самоопределение (Л)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный метод

(беседа)

3 мин

 Ребята, сегодня мы приступим к изучению новой темы. Но прежде, я предлагаю вам вспомнить то, что вы изучили на прошлых уроках. Давайте вспомним.

- Что такое «родословное древо»?

- Сколько способов составления «родословного древа», вы знаете?

- В какие рамочки оформляют мужские и женские имена в родословном древе?

- Кто главные помощники в составлении семейного древа?

Посмотрите на доску (изображены фото со свадебного торжества)

Какому событию они посвящены? 

- Расскажите, как выглядят молодожены, и какие чувства испытывают они на свадьбе? Почему?

Кем становятся жених и невеста по отношению друг к другу после торжественного бракосочетания?

Родственные связи, которые изображены с помощью схемы

Два, «восхождение к предкам», «нисхождение к потомкам»

Мужские имена оформляют в прямоугольники, а женские имена в овалы

Родственники старшего поколения

Свадьба

Предположения детей

супругами

Общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самоконтроль (Л)

Волевая саморегуляция в ситуации затрудения(Р)

III. Постановка учебной задачи

Словесный (беседа)

2 мин

Как вы думаете, какая тема урока у нас будет?

Какую мы поставим цель на урок?

Что мы для начала узнаем, чтобы раскрыть нашу тему?

Муж и жена – одна душа

Узнать о значимости семьи в жизни человека и общества

Кто такие супруги

Подведение под понятие (П)

IV. Открытие нового знания

Словесный (рассказ, беседа)

Практический

( работа по парам)

Наглядный (работа по карточкам)

       

6-7 мин

 Как еще называют мужа и жену?

- Я предлагаю вам побыть сегодня в роли необыкновенных учеников, а настоящих исследователей. Что вам хотелось бы узнать о супругах и их жизни?

- И так начнём.

- С чего начнём наше исследование?

- Давайте попробуем выяснить происхождение этого слова. Где можно об этом узнать?

- Проверим свои предположения.

Работа по учебнику стр. 32 -33(2 -4 абзацы), выдержки из словарей, интернета.

- Расскажите о происхождении слова «супруги».

Слово супруг пришло  к нам из ст.славянского(супругъ), и, скажем, в X –XI веках 
супругом называли только ... парную упряжь: коли двух лошадей или волов запрягали вместе, то это и называлось  супругъ. И слова супруга, подпруга, запрягать, упряжка... -  все однокоренные.

Получается, если муж с женой – вместе, в одной упряжке и тянут в одну сторону, то они  и вправду – супруги, 

Так что далеко не каждую пару можно называть супругами,
если слово это будем мы применять осмысленно.

[1] Старославянский словарь (по рукописям X—XI веков): Под.ред. Р. М. Цейтлин, Р. Вечерки и Э. Благовой.— М.: Рус. яз., 1994.— 842 с.

(Упряжь, упряжка.Запрягать, впрягать — прилаживать к возу того, кто может сдвинуть его с места и повезти вперёд. Супруги — это два человека, которые любят, понимают друг друга, всё делают слаженно. Муж и жена вместе сопряжены в одну повозку — семью, семейную жизнь, домашнее хозяйство.

- Назовите древние родственные слова к слову «супруги». 

Работа над пословицей

- Чем крепка семья?

- Объясните пословицу: «Не нужен и клад, коли в семье лад»

- Объясните значение слова «лад».

- Прочитаем объяснение слова «лад» в толковом словаре (на экране)

Значение слова Лад по Ефремовой, Ожегову:
Лад - Согласие, мир, порядок. 

- От чего будет зависеть лад в семье?

Давайте ещё поработаем над пословицами и посмотрим, о каких качествах супругов идёт речь.

К сожалению, пословицы рассыпались, помогите их собрать. Выполнять задание мы будем в парах

1 пара

Муж без жены, что гусь без воды

2 пара

Без мужа – что без головы, без жены – что без ума.

3 пара

С доброй женой горе – полгоря, а радость вдвойне.

4 пара

За хорошим мужем и жена хороша.

5 пара

Доброю женою и муж честен.

6 пара

Добрую жену взять – ни скуки, ни горя не знать

7 пара

Без хозяйки нет хозяина.

8 пара

Без мужа – как без рук, без жены – что без ума.

9 пара

Милая жена – половина добра, умная жена – добру голова.

Давайте проверим, что у вас получилось, У кого все так же? Молодцы, вы справились с заданием

супруги, чета

Высказывания детей

Узнаем кто такие супруги

книги, словари, спросить у взрослых, интернет

Упряжь, упряжка

У супруг должно быть взаимопонимание, доверия, они всегда готовы помочь друг другу

Высказывают свои предположения

Всё делают слаженно, живут ладно

От людей, их качеств, характера, поведения, отношения друг к другу

Выполнение задания

проверка по эталону, самооценка

Определение основной и второстепенной информации (П)

Структурирование знаний (П)

Аргументация своего мнения и ответа (К)

Учет разных мнений в работе с коллективом (К)

Самооценка (Р)

Физминутка

1 мин

Разминка для глаз

Выполняют физминутку

V.Первичное закрепление во внешней речи

Практический (выполнение упражнений)

Словесный

( рассказ, беседа)

7 мин

Дальше нам нужно выполнить упражнение вам нужно подсчитать слова на странице 32-33 с корнем –лаж-, -лад-. Нужно записать эти слова и подобрать синонимы

Ладно ( мирно, в согласии), слажено (гармонично), прилажены (прикреплены), лад (согласие, мир),

Ладная жизнь (успешная, удачная)

Установление причинно-следственных связей (П)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точности (К)

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Наглядный (видеофрагмент)

7 мин

Ребята, на ваших партах лежат листочки с понятиями, напишите своими словами, как вы понимаете значение этих понятий

Супруги -
Упряжка -
Свадьба -

Ну что, выполнили?
Давайте теперь проверим друг друга, обменяйтесь листочками со своим соседом, правильные ответы выведены на доске

У кого все правильно поставьте «+», у кого одна ошибка поставьте «+-»

Выполнение задания

Взаимопроверка

Использование критериев для обоснования своего суждения (К)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точности (К)

Взаимопроверка (Р)

VII. Включение в систему знаний

Практический (чтение текста)
словесный (беседа)

2 мин

Сейчас давайте посмотрим небольшой видеофрагмент. (Отрывок из мультфильма «Вверх»)

- О чём этот фрагмент?

- Какие чувства испытывали герои мультфильма?

- Про них можно сказать «Муж и жена - одна душа»?

- Какие чувства и эмоции он у вас вызвал?

- Почему?

Прочитайте на странице 35 вывод.
Согласны ли вы с ним?
Почему?

Какую цель мы с вами ставили в начале урока?
Достигли ли мы ее?

О любви супругов друг к другу

Они были счастливы

Да, можно

Ответ на вопрос

Ответы детей

Установление причинно-следственный связей (П)

Построение логической цепи рассуждений (П)

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

2 мин

Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание.

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

Так же подсчет жетонов, заработанные в течение всего урока.

Подсчет максимального числа жетонов.

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным

Адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности (Л)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Экономика и экология" 3 класс

Тема: «Экономика и экология, их взаимосвязь»Цели деятельности учителя: ознакомление с двумя сторонами экономики – полезной и опасной; раскрытие экологических проблем нашей планеты.Пл...

Конспект урока окружающего мира "Экономика и экология" (3 класс)

Цели: формирование умения ориентироваться в решении задач экологии и экономики, понимание их взаимосвязи;Планируемые результаты:Предметные:Знать: понятия «экономика» и «экология&raqu...

Конспект урока окружающего мира "Экономика и экология" (УМК "Школа России" 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩИЙ МИРТема: «Экономика и экология» Цели деятельности учителя: познакомить с двумя сторонами экономики – полезной и опасной; привлечь внимание учащихся к э...

Технологическая карта урока окружающего мира "Экономика и экология", 3 класс (УМК "Школа России", А. А. Плешаков)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: «Экономика и экология»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о задачах экономики и эк...

Технологическая карта урока окружающего мира «Экономика родного края», 3 класс, УМК «Школа России»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока «Экономика родного края»Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: создание условий для формирования знаний об экономик...

Технологическая карта урока окружающего мира «Экономика и экология», 3 класс, УМК «Школа России»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока «Экономика и экология» Тип урока: "открытие" нового знания Цель урока: создание условий для формирования знаний о...

Технологическая карта урока окружающего мира «Экономика и экология», 3 класс, УМК «Школа России»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока «Комплексная работа» Тип урока: урок развивающего контроля Цель урока: создание условий для закрепления и контроля знаний у...