Конспект урока окружающего мира 1 класс по учебнику А.А. Плешакова «Мир вокруг нас»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Заец Татьяна Ивановна

Технологическая карта урока

Предмет, класс

Окружающий мир 1 класс

УМК

«Школа России»

Тема урока:

Как живут растения?

Тип урока по целеполаганию:

Урок-открытие новых знаний

Цель урока:

Познакомить с условиями жизни растений

Задачи урока:

  • Расширить представления о жизни и росте растений; способствовать формированию умений анализировать, наблюдать, сравнивать, делать выводы; обучать применению полученных знаний;
  • Развивать зрительную память, логическое мышление. Устную речь, коммуникативные способности; умение работать с интерактивными средствами обучения;
  • Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

-личностные

-предметные

-метапредметные

  • Личностные – формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • Предметные – освоение способов изучения жизни растений (наблюдение, запись, опыт, сравнение) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
  • Метапредметные – определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций  и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Познавательные УУД – формирование представления о растительном мире, об условиях жизни растений;

Регулятивные УУД – формирование умения ставить цель, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, выполнять задания в соответствии с поставленной целью.

Коммуникативные УУД – развитие умения общаться с товарищами, сотрудничая в группе.

Правила работы на уроке (если они существуют)

Правила работы в паре

Оборудование

набор геометрических фигур с напечатанными словами на обратной стороне «Жизнь растений», микроскопы и  листья, лейки, комнатные растения  с широкими листьями,  салфетки, лист алоэ; таблица «Лист растения

под микроскопом», схемы: «Окно», «Печка», «Лейка», «Солнце»;    карточка «Устьице», фотография птицы (клюв должен быть хорошо виден); у каждого  ученика в группе  на груди прикреплена  своя эмблема: «Листок», «Лейка», «Салфетка», «Солнце»,  «Печка»; в группе 5 человек.

 

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная, работа в паре, работа в группе

Оборудование и программное обеспечение, сетевые сервисы

Проектор, доска

Используемые ресурсы:

-литература;

-дидактический материал;

-ссылки на ЭОР

Материал подготовленный в программе доски

Учебник «Окружающий мир» М.Плешаков 1 класс

Рабочая тетрадь по окружающему миру М.Плешаков

Тесты

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_zhivut_rasteniya_tehnologicheskaya_karta_uroka.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

 

Тема: Как живут растения?

Конспект урока окружающего мира

1 класс

по учебнику А.А. Плешакова «Мир вокруг нас»

 

г. Калуга

2018 г.

Технологическая карта урока

Предмет, класс

Окружающий мир 1 класс

УМК

«Школа России»

Тема урока:

Как живут растения?

Тип урока по целеполаганию:

Урок-открытие новых знаний

Цель урока:

Познакомить с условиями жизни растений

Задачи урока:

  • Расширить представления о жизни и росте растений; способствовать формированию умений анализировать, наблюдать, сравнивать, делать выводы; обучать применению полученных знаний;
  • Развивать зрительную память, логическое мышление. Устную речь, коммуникативные способности; умение работать с интерактивными средствами обучения;
  • Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

-личностные

-предметные

-метапредметные

  • Личностные – формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • Предметные – освоение способов изучения жизни растений (наблюдение, запись, опыт, сравнение) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
  • Метапредметные – определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций  и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Познавательные УУД – формирование представления о растительном мире, об условиях жизни растений;

Регулятивные УУД – формирование умения ставить цель, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, выполнять задания в соответствии с поставленной целью.

Коммуникативные УУД – развитие умения общаться с товарищами, сотрудничая в группе.

Правила работы на уроке (если они существуют)

Правила работы в паре

Оборудование

набор геометрических фигур с напечатанными словами на обратной стороне «Жизнь растений», микроскопы и  листья, лейки, комнатные растения  с широкими листьями,  салфетки, лист алоэ; таблица «Лист растения

под микроскопом», схемы: «Окно», «Печка», «Лейка», «Солнце»;    карточка «Устьице», фотография птицы (клюв должен быть хорошо виден); у каждого  ученика в группе  на груди прикреплена  своя эмблема: «Листок», «Лейка», «Салфетка», «Солнце»,  «Печка»; в группе 5 человек.

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная, работа в паре, работа в группе

Оборудование и программное обеспечение, сетевые сервисы

Проектор, доска

Используемые ресурсы:

-литература;

-дидактический материал;

-ссылки на ЭОР

Материал подготовленный в программе доски

Учебник «Окружающий мир» М.Плешаков 1 класс

Рабочая тетрадь по окружающему миру М.Плешаков

Тесты

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Организационный момент

Приветствует учащихся, организует их внимание. Проверяет готовность к уроку.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Пусть сегодня для нас всех

На урок придёт успех!

Поприветствуем гостей,

С ними нам вдвойне теплей!

Пожелайте нам удачи,

И успешности в придачу!

Давайте подарим наши улыбки гостям

Поздороваемся с ними кивком головы

В руках у меня тучка и солнышко.

- сравните свое настроение с тучкой или солнышком.

- если хорошее настроение выбираете солнышко,

- если не очень, то тучку.

- Я рада, что у Вас всех сегодня замечательное настроение

Я желаю, чтобы вы сегодня помогали друг другу

Я желаю, чтобы вы решали возникающие у вас проблемы вместе

чтобы вы открыли новое и интересное сегодня на уроке

И самое главное чтобы у вас было отличное настроение не только сегодня, но и всегда!

Устремимся по ступенькам знаний к новым открытиям. Готовы?

С нами на уроке наши постоянные гости: Муравей Вопросик и мудрая Черепаха. Они для вас приготовили много интересных заданий.

У вас на парте лежат цветочки. На одном нарисуйте своё настроение. Цветочки отложите в сторону. Улыбнитесь друг другу.

Приветствуют учителя.

Желают успехов друг другу.

2.

Актуализация знаний

 Сейчас мы с вами поиграем в игру «ДА-нет». Если согласны хлопаем в ладоши, если нет – качаем головой.

Игра «Да – нет»

  1. Снег при таянии превращается в воду. (Да)
  2. Если вода замерзает. Она превращается в лед. (Да)
  3. Снег бесцветный. (Нет)
  4. Лед прозрачный. (Да)
  5. У снежинки 5 лучей. (Нет)
  6. Снег рыхлый. (Да)
  7. Лед хрупкий. (Да)
  8. Снег непрозрачный. (Да)
  9. Все снежинки одинаковые. (Нет)
  10. Снег белый. (Да)
  1. Дети выполняют задание.

3.

4

Самоопределение к деятельности

Работа по теме урока

Звучит аудиозапись «Звуки леса» (закрыть глаза)

- Закройте глаза, послушайте и подумайте

- Где можно услышать эти звуки? (ЛЕС)

- Что  растет в лесу? (Деревья, кустарники, травы)

- Ребята, посмотрите, какие рисунки принес Муравьишка вопросик из этого леса.

Мудрая черепаха интересуется, а знаете ли вы названия цветов?

НА ДОСКЕ  

Давайте вспомним, что общего у всех растений.

НА ДОСКЕ

Собираем растение на доске. Проговариваем части растений.

Проверка

Вывод: Что же общего у всех растений?

- Проверьте, правильно ли вы выполнили задание?

- Оцените работу в паре. (солнышко - всё выполнили верно,

    тучка - допустили ошибку)

Называют растения.

О растениях.

Высказывают свои мнения.

Комнатные и уличные.

Комнатные

Читают в учебнике

Корень, стебель, листья, соцветие, плод.

Высказывают свои мнения.

5.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС.

 -Как вы считаете, растения живые?

(Растения растут, питаются, приносят потомство, умирают)

-Отгадайте загадку:

В этот гладкий колобок

Бронзового цвета

Спрятан маленький дубок

Будущего лета

-Жёлудь – плод дуба. В нем спрятано семя.

- Подумайте, что такое желудь (плод дуба)

- Возьмите желуди у вас на партах в стаканах, некоторые желуди я расколола, что мы видим внутри?  (В нем спрятано семя)

- Какой частью растения является желудь? (Плод с семенем)

- Как вы думаете, растения живые? (Ответы учащихся)

- Это мы выясним, проследив за развитием растений.

Рассмотрите рисунок  на странице 70

- Что за дерево  изображено? (дуб)

-  Рассмотрим, как с желудя начинается жизнь дуба.

- Почему плоды дуба упали? созрели и упали от порыва ветра

- Желуди на земле. Но ничего не происходит.

- Чего не хватает, чтобы желудь пророс?

  • (Воды в виде дождя, тепло солнечных лучей.)

- Семя дало росток

  • Что получилось из проростка? (Корешок и росток.)
  • Что постепенно происходит с ростком? (Он становится выше, больше. Растёт, развивается, питается)
  • Росток как и прежде нуждается в чем? (В солнечном свете. Он тянется к солнышку.)

-  Появился маленький дубок

-  Вырос большой могучий дуб с потомством (с плодами)

  • Почему одно из деревьев засохло? (Ствол дерева поврежден.)

- Но не только от этого погибают растения. У каждого растения свой срок жизни, и когда-нибудь оно умирает.

Чем растение похоже на живое существо? (Растения растут, приносят потомство и когда-нибудь умирают.

  • Можете ли вы сейчас ответить на вопрос о том, живые растения или нет?

- Сравните свои мысли с высказыванием  Мудрой Черепахи?  (стр. 71)

   - Совпало ли ваше мнение с мнением Черепахи?

.

Вода в виде дождя, тепло солнечных лучей.

Корешок и росток

Он становится выше и больше.

В солнечном свете. Он тянется к солнышку.

Ствол дерева поврежден.

Растения растут, питаются, приносят потомство, умирают. Значит они живые.

6.

Физкультурная минутка

 

Выполняют движения за учителем

7.

Рабочая тетрадь

С.48

Из приложения вырежи картинки и расположи и х в правильном порядке.

Проверь соседа по парте.

Практическая работа.

8.

Продолжение работы по теме урока

К какой группе растений мы отнесем те, которые растут на подоконнике?

 (Комнатные растения.)

- Посмотрите сколько у нас много комнатных растений в классе.

- Как вы считаете надо ухаживать за растениями?

- Все живое требует ухода. Наши цветы тоже любят; когда за ними ухаживают.

- Для ухода за растениями нам нужны предметы, которые изображены на экране.

- Для жизни растениям нужны определенные условия, какие мы сейчас с вами узнаем.

- Для того, чтоб узнать первое необходимое условие разгадайте ребус.

- Что необходимо, чтобы растения жили дольше? (вода)

- Давайте убедимся в этом.

-  возьмите разрезанный лист алоэ и надавите около среза.

- Рассмотрите,  обсудите в группе,   что произошло.

- Что  вы увидели? (сок, жидкость)

-  О чём это говорит? (растение состоит из воды)

-Что с этим листком произойдёт, если он пролежит на тарелочке несколько дней?  (засохнет).

 - Почему? (вода испаряется)

- Что нужно делать, чтобы  растения не засыхали? (поливать)

    Учитель вывешивает схему.      

 - Полейте цветок те, у кого на столе эмблема «Лейка». Подойдите ко мне.

- Давайте польем растение.

Как вы думаете, есть ли правила полива?

- Помогите нам.  

Проблемная ситуация.

- Зачем человеку нос? (дышать)

- Всё живое дышит. У животных есть нос,

- у птиц на клюве есть специальные  отверстия (показать).

 - А у растений есть нос? (нет)

-  Обсудите в группе, как же они дышат?

   - Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно посмотреть в микроскоп. Это сильный увеличительный прибор (показать). Лист кладут на предметный столик и смотрят сверху через линзы. Рассмотрите лист по микроскопом  в группе по очереди. Что увидели?  

- Послушайте рассказ. (ученик)

Для чего нужна тряпочка при уходе за комнатными растениями?

Для чего надо вытирать пыль?

(листья – это легкие растений, они ими дышат)

- Что делает девочка?

У вас на столе 2  горшка, цветок с гладкими листьями и с ворсистыми листьями.

Если листья гладкие, то их можно протереть влажной тряпочкой.

А если лист ворсистый, то лучше стряхнуть пыль кисточкой.

Сделайте это по очереди.

Любят цветы и водные процедуры.

(Учитель опрыскивает растение с помощью пульверизатора.)

Работа по учебнику.

- Рассмотрите рисунок 2.

- Что можете сказать о растениях? (одно яркое, другое бледное)

- Обсудите в группе, почему? (одно стоит на окне, другое в тени)

- Что необходимо ещё растению для жизни?   (свет)

Учитель вывешивает схему.              

- Где же мы можем расположить цветы в классе, чтобы им было светло?

 (на подоконнике)

- Дети, у которых такая эмблема, поставьте цветок на подоконник.

- Для чего это сделали?

Работа по учебнику.

- Посмотрите на рисунок 4.

- Обсудите в группе, почему это произошло?  (цветок замёрз, на улице зима, окно открыто)

- Что ещё необходимо растениям? (тепло)

 Учитель вывешивает схему.          

Какое сейчас время года? (зима)

- Что может произойти с растениями, которые стоят на подоконнике в сильный мороз? (замёрзнут)

- Как им помочь? (поставить в теплое место)

- Дети, у которых такая эмблема  уберите  цветок  с подоконника.

 

Вода. Воздух. Свет и тепло

нужна вода

Им нужен свет

Вытирать пыль.

Листьями растение дышит, а пыль мешает дыханию.

Вывод:растениям необходимы для жизни:вода, воздух,свет, тепло

Оно погибло из-за низкой температуры

9.

Физминутка

10.

Подведение итогов урока

-  А сейчас подумайте в группе и скажите, что же  необходимо растениям для жизни? (вода, воздух, свет, тепло)

- Прочитайте, что сказала об этом Мудрая Черепаха (стр. 51)

- Что вы будете делать, чтобы растения жили дольше?  (поливать, вытирать пыль с листьев, ставить на свет, следить, чтобы в комнате было тепло)

- Как помочь дикорастущим растениям?

- Послушайте внимательно стихотворение  (дети читают)

- Как дети предлагают относится к растениям? Почему? 

 - Помните, что растения, растущие в лесу, в саду, живые. Они растут, приносят потомство, умирают. И жить они хотят как можно дольше, принося нам радость созерцания красоты.

Высказывают свое мнение

Дети читают стихотворения

11

Рефлексия

-  Понравился ли урок? Что нового и полезного узнали?

- Постарайтесь, бывая на природе, пользоваться правилом: прежде чем что-то сделать, подумай, не навредишь ли этим природе.          

Ну а наш урок подошел к концу, и я предлагаю вам продолжить предложение. 

Сегодня на уроке я узнал...

Сегодня на уроке я удивился...

Самое интересное задание для меня было…

- Оцените свои достижения на уроке.

«Наряди ёлочку» 

- Кто для себя сделал открытие? (Синий)

- Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке! (Красный)

- Кому урок подарил хорошее настроение? (Жёлтый)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 4 классе по учебнику "Английский язык с удовольствием"

Конспект урока в 4 классе по учебнику «Английский язык с удовольствием»Цель: активизировать лексику по теме «Мебель»Задачи:Образовательные:- совершенствование произносительных навыков- развитие письме...

Конспект урока математики. 2 класс. Система учебников "Начальная школа XXI века"

Конспект урока математики во 2 классе по теме "Таблица умножения однозначных чисел. Соответствующие случаи деления"...

Конспект урока в 4 классе по учебнику "Английский язык с удовольствием"

Данный конспект к третьему разделу учебника. К конспекту прилагается презентация....

Конспекты уроков для 4 класса к учебнику Биболетовой М.З. по темам Одежда, Помощь по дому и Школа

Урок по теме Помощь по дому в 4 классе к учебнику Биболетовой М.З. К уроку есть презентация. На уроке учащиеся используют пословицы, поют и подводят итоги прикрепляя разноцветные листочки к дереву(как...

конспект урока математики 4 класс по учебнику Л. Петерсон

изучение нового материала в форме урока-путешествия...

План – конспект урока «Письмо» 1 класс по учебнику Н. В. Нечаевой, Н. К. Булычевой Тема: Мягкий знак

Конспект урока содержит подробное описание каждых этапов урока и примерные ответы учащихся....

Предмет: Окружающий мир Класс: 4 (учебник А. А. Плешакова) Тема урока: Водные богатства нашего края

Цель:сформировать представления учащихся о водоемах сво­его края; ознакомить с естественными и искусственными водо­емами, со значением водоемов и их охраной...