«Великое изобретение человечества»
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс)

Матвиенко Любовь Николаевна

Занятие по финансовой грамотности. Проводится во 2 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx23.77 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Новогремяченская СОШ»

Занятие по финансовой грамотности

«Великое изобретение человечества»

2 класс

 Автор: Матвиенко Л.Н.,

учитель начальных классов,

первая квалификационная категория

 2020 г

Ход занятия

  1. Организация класса на работу. Эмоциональный настрой.

Зарядимся хорошим настроением - протянем друг другу ладошки и замкнем их, покачаемся, как лодочки на воде, и улыбнемся. С хорошим настроением приступим к работе.

Предъявление практической задачи. Слайд 1

- Ребята, вы хотите узнать, что называют “великим изобретением человечества”?

Слайд 2 Загадки.

Для всех мы в обилии рождаемся на свет. У одних нас много, у других нас нет. (Деньги)

Маленькая, кругленькая, Из кармана в карман скачет. (монета)

3.Определение  темы занятия. Целеполагание.

Сформулируйте тему нашего занятия.

Беседа по вопросам

– Что вы знаете о деньгах?  

- Что хотите узнать?  

4.Актуализация.

Эвристическая беседа.

Каждый день мы имеем дело с деньгами, постоянно от них зависим. С детства знаем, что деньги всегда нужны, и что чаще всего их не хватает.

 Путешествие в историю денег.

 - Как хорошо было бы жить без денег. Пришёл в любой магазин, бери всё, что захочешь и сколько хочешь. Любые игрушки, велосипеды, мороженое, конфеты. И спокойно, не рассчитываясь, идёшь домой.

    Но что тогда получается: раз я могу взять в магазине все, что мне хочется, значит, мама может не ходить на работу, а почитать со мной книжки. И папа может уехать со мной на рыбалку, ему ведь тоже не нужно зарабатывать денег. Я пришёл в школу, а там нет учительницы, она ушла в ателье шить платье. Решила сделать выходной. Ведь за платье не надо платить. А пекарь вообще решил совсем никогда не ходить на работу. И когда мы придём в магазин, там не будет ни одной булочки хлеба. Никто его не испёк. И велосипеда мне не досталось, Саша, из соседнего подъезда забрал все велосипеды. Зачем ему столько? Говорит: «Один сломается, буду ездить на другом».

- Хотелось ли вам жить в таком мире? (Нет) Почему?

    Выходит нельзя нам без денег. Каждый труд должен оплачиваться, чтобы люди ходили на работу и добросовестно трудились. Чтоб товар в магазине покупали в том количестве, сколько это необходимо.

5.Освоение нового материала

-Всегда ли были деньги такими, какими мы знаем их сейчас? На этот вопрос вы ответите после того, как изучите информацию, которая представлена на карточках. (Приложение)

       

     Самые   первые деньги у многих народов ходили на четырёх ногах, мычали и блеяли. Скот считали по головам. От количества голов зависело богатство хозяина.

     Феи -  самая крупная и странная форма каменных денег с острова Яп в Тихом океане. Они представляли собой  огромные каменные круги диаметром до трёх с половиной метров и весящие около пяти тонн. Монеты- феи лежали перед домом владельца и говорили о его достатке.

      В Америке в 18 веке  «денежной единицей» был  табак. На  границе с Китаем, даже в 19 веке  товары оценивались в «китайках» (в кусках китайского шелка).

       В Исландии платежным средством  служила сушеная рыба, и тогдашний  товарообмен выглядел следующим образом.

Подкова-1 рыбина;

Пара  башмаков-3 рыбины.

        У  туземцев Мальдивских островов были в ходу ракушки морского моллюска - каури.  Блестящие, Легкие, прочные, они были распространены во многих странах Азии, Африки, Европы и  в качестве платежного средства просуществовали до самого XX века.

      В обороте жителей островов Тихого океана применялись перья, связанные между собой лианами в бухты. Чем ярче бухта, тем она дороже.

   

     На Руси деньгами служили при обмене  шкуры животных – песца, белки, соболя, куницы.

    В Эфиопии в качестве платёжа использовали соляные бруски. Римские легионеры получали жалование солью.

    В  Мексике, индейцы использовали бобы какао.

    В греческих колониях предметом торговли были  хлеб, пшеница и другие злаки.

-Какие были деньги?

Слайды 3-9

6. Игра

– Ребята, а сейчас, когда мы с вами узнали, что было в качестве денег у людей, давайте поиграем в игру «Давай обменяемся». Представьте себя жителями древней Руси, которые пришли на ярмарку.

Игра: на столе у каждого лежит карточка.  На одной стороне карточки нарисована картинка – это тот товар, который есть у тебя. На другой – написано, что тебе нужно получить в обмен на этот товар.

Обсуждение:  

-Понравилось ли вам на ярмарке древней Руси?

– Кто не смог произвести обмен?

– Кто смог обменяться? Какие сложности возникли при обмене?

– Согласны ли вы с тем утверждением, что обменивать товары действительно было очень сложно?

7.Продолжение работы по теме занятия

- Такие деньги назывались - товаро - деньги. Их  можно было обменять на другие товары или использовать в своём хозяйстве по прямому назначению.

- Как считаете, удобными были эти деньги? Почему? (нет) 

Овец и быков нужно где- то держать и кормить. Продукты же, от долгого хранения портятся. Меха ест моль. Людям были нужны практичные деньги. Чтоб можно было носить их с собой и в любой момент купить крупную вещь или мелкую. И самым первым таким видом денег стали раковины каури. Долгое время они были в обращении. Иностранные купцы развезли их по всему свету. Но во всех случаях деньгами служили товары, которые хорошо обменивались. В таком случае говорят, что эти товары обладают высокой ликвидностью.

– Как вы думаете, что придумали люди, чтобы облегчить себе жизнь?

Слайды 10-12

- Перенесёмся в наши дни. Какие бывают деньги? Слайды 13-14

-Монеты, какого достоинства вы знаете?

- Перечислите известные вам купюры.

Слайды 15-16

- А всё ли можно купить за деньги? Всё ли имеет свою цену?

Слушаете название и если это можно купить за деньги - хлопаете, нет - топаете

Лекарство, книга, знание, счастье, мороженое, велосипед, любовь, дружба, телефон, здоровье.

8. Итог занятия

–Так почему деньги называют великим изобретением человечества?

– Что нового узнали? Чему удивились?

- Что нельзя купить за деньги?

-Кто любит считать деньги? Давайте их посчитаем. Три рубля рублями, рубль пятаками, три копейки по копейке, рубль и пятак. Сколько всего?

Проверьте! Ответ: 5 рублей 8 копеек.

9. Рефлексия

- Представьте, что вы оказались на ярмарке с небольшой суммой денег.

Слайд 17

- Я бы купил…

- Мне не хватило денег на…

- Самая ценная вещь на ярмарке…

- Хотелось бы еще заглянуть в ряды…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изобретения человечества

Материал знакомит первоклассников с некоторыми изобретениями....

Классный час " Великие изобретения науки"

Классный час " Великие изобретения науки" посвящён изобретениям, которые перевернули жизнь всего человечества. Люди в настоящее время не представляют свою жизнь без этих изобретений. Всё это...

Великие изобретения Китая (осенние каникулы_2018)

Для занятия в школьном лагере. Осенние каникулы_2018. Путешествие в страну Китай....

"Хлеб- гениальное изобретение человечества"

Тема исследования: «Хлеб – гениальное изобретение человечества».Актуальность исследования: есть в мире понятия, ценность которых ни в чем не измеряется. Это воздух, земля, вода, солн...

Проект – исследование по теме: «ХЛЕБ – ГЕНИАЛЬНОЕ ИЗОБРЕТЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»

Проблема исследования: Почему одни люди любят и с удовольствием едят  хлеб, а другие отказываются от него?...

Технологическая карта урока в 4 классе "Великие изобретения на карте Великобритании"

На уроке у карты Великобритании дети знакомятся с открытиями, сделанными британскими учеными в разное время...

Технологическая карта урока в 4 классе "Великие изобретения на карте Великобритании"

На уроке учащиеся около карты Великобритании рассматривают где и когда жили великие изобритатели Великобритании в разное время...