классный час "Урок безопасности"
проект по окружающему миру (3 класс)

Углова Наталья Юрьевна

Данные материалы использую в работе с умственно отсталыми детьми

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКОУ СО

«ВЕРХНЕСАЛДИНСКАЯ ШКОЛА»

Классный  час  по  теме:

«Азбука  безопасности»

 

                                                   

                                 

   Приготовила:

Углова Наталья Юрьевна

                                                                                                               

                                           2018 -  2019 учебный год

Программное содержание:

Цель: Актуализация знаний у детей о правилах безопасного поведения на улице в весенний период года водоеме и дома , на улице.

Задачи:        

1. Актуализация знаний у детей об источниках опасности на улице весной: лёд, гололёд, опасные игрушки.

2. Актуализация знаний у детей о правилах безопасного поведения на улице, катание на велосипеде.

3. Актуализация знаний у  детей о действиях в опасных ситуациях на на водоеме, дома.

4. Развитие внимания, логического мышления.

5. Воспитывать  осторожность и аккуратность в поведении, чувство бережного отношения к своему здоровью.

6. Научить детей правилам безопасности пребывания дома, если ребёнок остается один дома.

7. Закрепить знания детей о сигналах светофора; Воспитывать у детей уважительное отношение к Правилам дорожного движения и желание следовать им;

Воспитатель:

В каждом доме есть предметы, которые могут угрожать здоровью и даже жизни человека, если с ними неправильно обращаться. Ребята, бывают ситуации, когда вы остаетесь, дома одни, вы должны знать, как вести себя, чтобы не случилось беды. Сегодня мы вспомним с вами о том, что не нужно делать, когда остаешься, дома один и какие предметы могут быть опасными. Мы с вами поговорим о том, как нужно себя вести, чтобы не попадать в неприятности, и что делать, если случится что-то необычное, с чем вы не сталкивались раньше. Какими игрушками можно играть, а какими нельзя.

Просмотр фильма «Опасные игрушки»

Слайд 1

Нас сегодня будут интересовать правила поведения на водоемах весной.

Все мы любим зиму за возможность поиграть на льду, но можно ли по нему ходить весной? 

Слайд 2

Водоёмы покрываются льдом, и можно покататься на коньках или пойти на  рыбалку. Однако следует помнить о том, что лёд - очень опасная и хрупкая вещь. Прежде чем выходить на замёрзшую водную поверхность, необходимо ознакомиться с правилами поведения на льду, ведь выполнение элементарных мер предосторожности - залог вашей безопасности!
       
Слайд 3

Чем опасен тонкий лед?

          Тем, что в первом случае надежный ледяной покров еще не установился, а во втором лед уже подвержен таянию.

  Слайд 4

           Когда  лёд  на реке  станет  прочным?

Весенний лед в период с апреля по май, непрочен. Скрепленный вечерним или ночным холодом, он еще способен выдерживать небольшую нагрузку, но днем, быстро нагреваясь от просачивающейся через него талой воды, становится пористым и очень слабым, хотя сохраняет достаточную толщину.

         Слайд 5

Как  можно  определить прочность  льда?

На одном и том же водоеме можно встретить чередование льдов, которые при    одинаковой    толщине    обладают    различной    прочностью    и грузоподъемностью.

  • Наиболее  прочен  чистый,  прозрачный  лёд, мутный  лёд  подозрителен  и  ненадёжен;
  • На  участках,  запорошенных  снегом, лёд  тонкий  и  некрепкий;
  • В  местах  впадения  в  озеро (реку)ручьёв,  речек  обычно  образуется  наиболее  тонкий  лёд;
  • Не  рекомендуется  передвигаться  по  льду  при   плохой  видимости  (в туман,  метель,  сильный  снегопад).

        Слайд 6

        Какой  должна  быть  толщина  льда ?

Основным условием безопасного пребывания человека на льду является соответствие толщины льда прилагаемой нагрузке:
 

-    безопасная толщина льда не менее 7 см;

       Слайд 7

Правила поведения на льду:

1.     Ни в коем случае нельзя выходить на лед в темное время суток и при плохой видимости (туман, снегопад, дождь).

Слайд 8

2.    При переходе через реку пользуйтесь ледовыми переправами.

Слайд9
3.     Нельзя проверять прочность льда ударом ноги. Если после первого сильного удара поленом или лыжной палкой покажется хоть немного воды, - это означает, что лед тонкий, по нему ходить нельзя.

Слайд 10.

4.  При    вынужденном   переходе    водоема   безопаснее   всего придерживаться проторенных троп или идти по уже проложенной лыжне. Но если их нет, надо перед тем, как спуститься на лед, очень внимательно осмотреться и наметить предстоящий маршрут.

лыжные палки держите в руках, не накидывая петли на кисти рук, чтобы в случае опасности сразу их отбросить.


     

  Слайд 11

Если  вы  провалились  под  лёд:

  1. Не поддавайтесь панике.  2. Широко раскиньте руки, чтобы не погрузиться с головой в воду. 
    слайд12
    5. Зовите на помощь. 

     Слайд 13

Если  вы   оказываете  помощь

Нужно постараться вытащить человека из воды как можно быстрее, чтобы он не замёрз. После того как пострадавший выберется на поверхность, приложите все усилия к тому, чтобы в кратчайшее время доставить его домой или в любое другое тёплое помещение.

Физминутка

К речке быстро мы спустились

Наклонились и умылись:

Раз, два, три, четыре –

Вот так славно освежились!

А теперь поплыли дружно

Делать так руками нужно:

Вместе раз – это брасс,

Одной – другой, это кроль.

Все как один

Плывем как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой…

Воспитатель: Ребята, вы соблюдаете правила дорожного движения? (ответы детей).

Воспитатель: Лучший способ сохранить свою жизнь на дороге – это соблюдать правила дорожного движения. Сегодня мы с вами поговорим о безопасности на дорогах.

Просмотр фильма «Светофор»

А сейчас я расскажу вам одну интересную историю. В одном прекрасном старом городе повстречались на перекрестке три огонька: Красный, Желтый и Зеленый. Завязался между ними спор о том, какой из огоньков самый важный.

Красный говорил: Я, красный, самый важный – цвет костра, пожара. Как меня увидят люди – знают, что впереди тревога, опасность.

Желтый говорил: Нет, я, желтый цвет, важнее. Мой цвет – цвет солнца. А оно может быть и другом, и врагом. Поэтому я предупреждаю: Будь осторожен! Внимание! Не торопись!

Зеленый говорил: Друзья огоньки, прекратите спорить! Это я – самый важный цвет – цвет травы, леса, листьев. Я напоминаю всем о безопасности и спокойствии.

Так и продолжался бы на перекрестке города спор заветных огоньков, если бы не вмешался одинокий герой. У него имелись три глаза, но они не имели цвета. Вот что он сказал: «Друзья, не надо спорить! Каждый из вас – очень яркий цвет, и каждый очень важный. Давайте дружить! Мы всегда будем вместе помогать всем людям на улицах города».

Заветные огоньки очень обрадовались. И с тех пор на перекрестках управляют машинами и пешеходами друзья-огоньки и друг светофор!

Нужно слушаться без спора, указаний светофора.

Нужно правила движенья выполнять без возраженья!

Ребята, отгадайте загадку: , отгадайте-ка загадку:

Бегу при помощи двух ног, 
Пока сидит на мне ездок. 
Мои рога в его руках, 
быстрота в его ногах. 
Устойчив я лишь на бегу, 
Стоять секунды не могу.  
(Велосипед)

Мы поговорим о правилах езды на велосипеде, поможем друг другу найти ответы на не известные вопросы, вспомним дорожные знаки, относящиеся к велосипедистам.

Велосипед – это значит «быстроног». Что ж, он и в самом деле делает наши ноги быстрыми. Пригнувшись  к рулю, спортсмены – велогонщики в цветных майках и защитных шлемах перегоняют на своих «быстроногих» даже машины – автомобили.

Велосипедисты такие же водители, как и все остальные, только ездят они не на четырех, а на двухколесном транспорте. Для них тоже есть особые правила дорожного движения.

. Правила езды на велосипеде очень просты!

Вспомним правила езды на велосипеде, ведь почти каждый из вас имеет велосипед.

  • Как только вы сядете за руль велосипеда, вы становитесь водителем. И по своей ответственности  за соблюдение правил дорожного движения приравниваетесь к автомобилисту. Это большая ответственность, и поэтому возраст велосипедиста, выезжающего на проезжую часть, должен быть не менее 16 лет, а водителя мопеда – не менее 16 лет. Ребятам, не достигшим этого возраста, разрешено кататься только там, где нет автомобильного движения - на закрытых площадках, во дворах, на стадионе. Там же следует учиться кататься на велосипедах, тренируясь в вождении. Нельзя кататься по тротуарам и пешеходным дорожкам!
  •                                           Просмотр презентации(велосипед)
  • Отгадайте еще одну загадку.

Три разноцветных круга

Мигают друг за другом.

Светятся, моргают –

Людям помогают. (Светофор)

Воспитатель

Ребята, а сейчас мы с вами сделаем свой светофор.

Подберём   круги нужного цвета

Вспомним дорожные знаки

 Будьте внимательны на улице, на водоёме, дома. Всем ребятам спасибо за участие.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НЕГАТИВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИ Я В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ ГБОУ СО «Верхнесалдинская школа » Выполнили: педагоги : Углова Наталья Юрьевна

Слайд 2

АКТУАЛЬНОСТЬ Профилактика негативных проявлений в подростковой среде сегодня становится одной из важнейших социальных задач общества. Драки, причинение вреда своему здоровью, стремление уйти от реальности путем постоянной фиксацией внимания на определенных предметах или видах деятельности, сопровождающихся развитием интенсивных эмоций. Это зло распространилось среди различных общественных слоев, поразило представителей наиболее дееспособной части населения. Особой остротой проблема стоит среди подрастающего поколения. Молодежь, подростки сегодня как никогда нуждаются в защите, в умелом и заботливом предостережении.

Слайд 3

Вид проекта: информационный, групповой, краткосрочный. ПРОБЛЕМА: У подростков либо отсутствует, либо недостаточна информация о негативных явлениях в молодежной среде ( селфхарм , «поясни за шмот »), об их последствиях, что не формирует устойчивого отрицательного отношения к ним.

Слайд 4

Цель проекта: Формирование отрицательного отношения к негативным проявлениям в подростковой среде ( селфхарм , «поясни за шмот », драки), через предоставление объективной информации о них и последствиях, которые могут наступить.

Слайд 5

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА 1. Собрать и проанализировать информацию в различных источниках по негативным проявлениям в подростковой среде. 2. Составить мультимедийную презентацию о негативных проявлениях в подростковой среде, которые присутствуют в г.ороде . Ознакомить подростков 6-8 классов с негативными проявлениями молодежной субкультуры для формирования отрицательного отношения к ним. МЕТОДЫ Анализ источников, отбор информации

Слайд 6

ДВИЖЕНИЕ “ОФНИКОВ” В СМИ все чаще пишут о случаях, когда школьники избивают сверстников за «неправильную» одежду. “Поясни за шмот” - с таким призывом они подкатывают к другим сверстникам на улицах города. И это вовсе не способ знакомства. Что значит пояснить за шмот? В переводе со сленга это буквально следующее - объясни, какое ты право имеешь носить то, что сейчас на тебе надето, а если не сможешь - побьем. Тема «как пояснить за шмот» рвет все рейтинги в интернете. Полным-полно видеороликов с драками и разборками. Бьют подростки друг друга нещадно, причем участвуют в побоищах и девушки тоже. Это просто повод придраться к кому-то, чей внешний вид не понравился.

Слайд 7

ДВИЖЕНИЕ “ОФНИКОВ” Они называют себя “офниками”. Это очень опасная субкультура, поскольку в группировки входят окрепшие парни, которые любят проявлять агрессию. Одно из самых любимых занятий офников – организация «забив» (драк), где парни демонстрируют свой характер и отстаивают свою точку зрения, используя кулаки. Стычки обязательно снимаются на видео, которые потом распространяются в сети.

Слайд 8

«ПОЯСНИ ЗА ШМОТ» Основная причина драк – внешний вид других людей, так, чтобы спровоцировать выбранный объект, они любят задавать этот самый вопрос: «Поясни за шмот» Участников этой субкультуры можно разделить на «правых» и «левых». Люди, относящиеся к первой группе, являются агрессорами и анархистами, которые выделяются своим агрессивным настроением. Значение слова «офник-анархист» указывает, что это человек со своим мышлением, который выступает против проявления любого управления со стороны. Они уверены, что организованное насилие – единственный способ, чтобы доказать свои взгляды. Что касается того, кто такие «левые» офники, то это антифашисты, которые настроены неагрессивно.

Слайд 9

«ПОЯСНИ ЗА ШМОТ» Основной символ этой субкультуры – нашивка-компас, которая является эмблемой Stone Island . Ее носят на плече или руке.Рисунок офников выделяет их среди толпы, а называют эту нашивку « патчем ». Это своего рода общий способ, чтобы узнать своего среди чужих.

Слайд 10

МНЕНИЕ ПСИХОЛОГА Чаще всего определенные группы подростков подражают людям, которые немного старше их . Они примыкают к футбольным фанатам, хотят соответствовать их стилю, образу жизни, поэтому одежда становится важным показателем. Отсюда и агрессия в адрес тех, кто носит подделки или носит брендовую вещь, не будучи членом группы». «Герои видеороликов, которые появляются в интернете, также хотят самоутвердиться . Для них это не просто драка, а пропаганда и популяризация своего движения и определения своего места в нем

Слайд 11

МАССОВЫЕ ДРАКИ Что же такое массовая драка? Думаю, слово массовая говорит вам о том, что в драке принимает участие большое количество участников. В России данный вид разборок обычно начинается с локального конфликта. Потом за одну и/или другую стороны вступают новые люди, страсти накаляются и назначается "стрела". Массовые драки редко являются спонтанными и планируются участниками конфликта хотя бы за пару дней. Во-первых, участникам нужно место, где нет полицейских. Во-вторых нужно место для самой драки, достаточно крупное чтобы вместить людей. Не поддавайтесь на уговоры , не ведитесь на «СЛАБО», откажитесь от участия.

Слайд 12

ПОСЛЕДСТВИЕ ДРАК Уголовный кодекс Российской Федерации, содержит множество норм, предусматривающих ответственность за избиение человека. Основной критерий квалификации действий виновного и, соответственно, определения размера наказания – степень тяжести вреда, причиненного здоровью потерпевшего. В случае, если телесные повреждения, причиненные избиением (ушибы, переломы, в том числе носа, позвоночника, сотрясение мозга) нанесли тяжкий вред здоровью, виновному грозит привлечение к уголовной ответственности по статье 116 УК РФ (побои), наказание по которой предусматривает в том числе лишение свободы при наличии отягчающих обстоятельств (хулиганские побуждения, идеологические или расовые мотивы и пр.). Если избиения носили систематический характер, виновный понесет наказание по статье 117 УК РФ (истязание)- до 7 лет лишения свободы.

Слайд 13

ПОСЛЕДСТВИЕ ДРАК Телесные повреждения квалифицированы экспертом как причинившие легкий вред здоровью. Статья 115 УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью), наказание – от штрафа до 2 лет лишения свободы. Вред здоровью потерпевшего отнесен к категории средней тяжести – статья 112 УК РФ (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью). Статья за избиение с такими последствиями предусматривает лишение свободы до 5 ле т, но при отсутствии отягчающих обстоятельств возможны альтернативные меры – штраф, принудительные работы или арес т. Самое строгое наказание влечет избиение с причинением тяжкого вреда здоровью – статья 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью) – законодатель установил санкцию в виде лишения свободы на срок до 15 лет (минимальный порог отсутствует), максимальное наказание грозит в том случае, если от полученных травм потерпевший скончался.

Слайд 14

“ СЕЛФХАРМ” “ Селфхарм” — это осознанное нанесение себе повреждений и причинение боли , вызванное необходимостью справиться с сильными эмоциями (например, с гневом, беспокойством или грустью). При этом селфхарм редко помогает почувствовать себя лучше — все из-за вины и стыда, которые появляются сразу после нанесения повреждений.

Слайд 15

ПРИЧИНЫ “CЕЛФХАРМА” Существуют различные причины, по которым люди причиняют себе вред, но чаще всего это выступает в качестве стратегии преодоления сильных эмоций. Это дает временное облегчение и уменьшает беспокойство, но это облегчение не длится долго. Часто селфхарм выступает в качестве наказания за надуманные недостатки или из чувства ненависти к себе. Определенные факторы увеличивают риск самоповреждения. Например, селфхарм близких родственников, жестокое обращение в детстве (особенно сексуальное насилие), стрессовые или травматические жизненные события, злоупотребление алкоголем или наркотиками, импульсивность, плохое умение справляться и быть самокритичным. Самоповреждение также напрямую связано с депрессией, беспокойством, посттравматическим стрессовым расстройством, расстройствами пищевого поведения и пограничным расстройством личности.

Слайд 16

ПРИЧИНЫ “CЕЛФХАРМА” Хотя самоповреждение обычно не связано с самоубийством, жертвы селфхарма в большей степени склонны к самоубийству из-за связи с другими эмоциональными проблемами. Самоповреждение и связанные с ним расстройства поддаются лечению, поэтому, если вы или кто-то близкий вам сталкивается с этим, важно как можно скорее заняться поиском решения.

Слайд 17

Обычно самоповреждение делает человека очень скрытным: он прячет следы и шрамы так, чтобы их было сложно обнаружить. Чаще всего селфхарм является импульсивным поступком, но иногда к нему приводит и методичное планирование. Наиболее часто он встречается у людей, которые вынуждены справляться с депрессией, тревожным расстройством или расстройствами пищевого поведения. Наиболее частые признаки того, что человек может являться жертвой “ селфхарма ”: — Шрамы от порезов или ожоги, которые человек не может объяснить — Вырывание волос — Низкая самооценка — Следы от щипков на коже — Синяки и ссадины — Переломы — Следы от укусов — Объяснение постоянных синяков и порезов неуклюжестью — Одежда, не соответствующей сезону Если вы увидели такое, возможно человеку нужна помощь! « СЕЛФХАРМ »

Слайд 18

СОВЕТЫ: Будьте бдительны, не поддавайтесь на провокации, не идите на поводу у друзей, умейте сказать: НЕТ! Если вам плохо и вы не можете справится с ситуацией, не бойтесь попросить помощи : у родителей, в школе, по телефону доверия - ЭТО НОРМАЛЬНО!

Слайд 19

Спасибо за внимание! Берегите себя!



Предварительный просмотр:

Государственное казенное образовательное учреждение Свердловской области «Верхнесалдинская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»

СОГЛАСОВАНО                                               УТВЕРЖДАЮ

Зам.директора по УВР                                                 Директор школы

___________________________                              _____________И.В.Сысоева

от «      »августа 201   г.                                                      от «    » августа 201    г

Адаптированная образовательная

рабочая  программа

по основам безопасности жизнедеятельности

2 класс

                                                               Составил учитель:

                                                                                             Брызгалова Л.В. учитель высшей

                                                                                                                                категории

          Рассмотрено на заседании школьного методического объединения

Протокол от «_____»___________________20_____г. №________

Руководитель ШМО ____________________ /_________________                                                                                                                      

 

2017  - 2018   учебный год

г.Верхняя Салда

Пояснительная записка.

  Проблема обеспечения личной безопасности человека приобретает особую актуальность в связи с ростом всеобщей напряженности, сложности и неустроенности жизни общества, характерной чертой которого стал высокий уровень преступности, постоянно создающий угрозу для человека, его здоровья.

Учебная рабочая программа составлена на основе учебно-методического пособия по основам безопасности жизнедеятельности детей под редакцией Авдеевой Н. Н., Князевой Н. Л., Стёркиной Р. Б. Издательство «Детство-пресс», 2004год.

     Учебное пособие включает программу для образовательных учреждений «Основы безопасности детей» и систему развивающих заданий. Задания предполагают разные формы взаимодействия учителя и учеников (игры, занятия, беседы) и направлены на формирование основ экологической культуры, ценностей здорового образа жизни, осторожного обращения с опасными предметами, безопасного поведения на улице.

Цель программы: 

- выработать навыки практических действий. во  всевозможных жизненных экстремальных ситуациях.

Задачи программы: 

- изучение и освоение основ здорового образа жизни, обеспечивающее полноценное безопасное существование;

- ознакомление с опасностями, угрожающими человеку в современной повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях, изучение методов и приемов защиты;

- изучение и освоение медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи в опасных и чрезвычайных ситуациях;

- развитие умения и навыков планирования и организации деятельности, самостоятельности.

-формирование способности и готовности к самостоятельному применению полученных знаний в окружающей жизни.

  Коррекционные возможности учебной программы выражаются в:

- понимании и ощущении себя частью природы, общества на основе развития мыслительных операций, речи, восприятия, памяти;

-  сохранении эмоционального благополучия.

- развитие всех психических функций;

- формирование навыка самоконтроля;

- воспитание эмоциональной адекватности поведения;

- воспитание мотивации к обучению и общению;

- воспитание базовых эмоций личности.

  Темы курса тесно переплетаются с жизненными ситуациями, что предусматривает получение конкретных знаний и навыков по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а, оказавшись в зоне опасности, быстро находить правильный выход из создавшейся ситуации, не допуская паники. Программа предусматривает  расширенное изучение тем, тем самым формирует у учащихся знания и умения по защите жизни и здоровья в опасных ситуациях.  Региональный компонент в содержании заданий. Уроки ОБЖ тесно связаны с уроками речевой практики  и чтения. В процессе обучения широко используются словесные, наглядные и практические методы обучения. Беседа используется на всех этапах процесса обучения.

Общее количество часов по программе 2  класса составляет 34 часа, из расчета по 1 часу в неделю.

I четверть - 8ч.

II четверть -8ч.

III четверть – 10ч.

IV четверть – 8ч.

Итого – 34ч.

             Основные разделы программы. 

  1.          Ребёнок и природа.
  2.          Ребёнок и общество.
  3.          Ребёнок дома.
  4.          Ребёнок и улица.

Основные требования к уровню подготовки обучающихся:

знать/понимать 

  • правила движения пешеходов по дорогам, различать право- и  левостороннее движение;
  • виды транспортных средств, сигналы, подаваемые водителями;
  • скорость движения городского транспорта, тормозной путь в зависимости от состояния дороги;
  • обязанности пассажиров;
  • правила посадки в транспортное средство и высадки из него;
  • правила поведения при возникновении пожара в общественных местах, в транспорте;
  • меры безопасности при пользовании в быту предметами бытовой химии, электрическими и газовыми приборами, печным отоплением;
  • признаки отравления угарным газом, меры профилактики отравления;
  • правила обеспечения сохранности личных вещей;
  • особенности поведения с незнакомыми людьми;
  • как оповещать население о чрезвычайных ситуациях;
  • о чрезвычайных ситуациях разного происхождения
  • ураган, буря, смерч (примеры, последствия);
  • лесной пожар - действия по его предупреждению.

уметь 

  • переходить дорогу, перекресток;
  • различать сигналы светофора и регулировщика; сигналы, подаваемые водителями транспортных средств;
  • оценивать скорость движения городского транспорта, состояние дороги и тормозной путь;
  • правильно садиться и выходить из общественного транспорта;
  • правильно себя вести при возникновении пожара в общественных местах и транспорте;
  • разговаривать с незнакомыми людьми при звонке в дверь или по телефону;
  • соблюдать меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии, электрическими, газовыми приборами и печным отоплением;
  • оказать первую медицинскую помощь при легких травмах;
  • действовать при обнаружении возгорания в лесу, в поле.

использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для: 

  • перехода улицы;
  • проезда в общественном транспорте;
  • безопасного пользования предметами бытовой химии, электроприборами;
  • оказания ПМП;
  • правильных действий в случае любой опасности.

Содержание учебного плана.

№п/п

Тема

Количество часов

1

Ребёнок и природа

8

2

Ребёнок и общество

8

3

Ребёнок дома

10

4

Ребёнок и улица.

8

Всего:

34

Календарно-тематическое планирование.

Тема, разделы.

Кол-во

часов

Дата

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

1.

2.

3.

4.

5,6

7.

8.

1.

2,3

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

  1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

1 четверть.

Ребёнок и природа.

Будем беречь и охранять природу.

Правила по охране природы.

Безопасность на прогулках.

Правила безопасного поведения на прогулке.

Съедобные грибы.

Несъедобные грибы.

Съедобные ягоды.

Ядовитые растения.

2 четверть.

Ребёнок и общество.

Общение с животными.

Будь осторожен с незнакомцем.

Практическое занятие.

Правила поведения с незнакомыми людьми.

Практическое занятие.

Практическое занятие «Чужой приходит в дом».

Практическое занятие «Один дома».

Ты и твои старшие друзья.

Беседа со старшеклассниками.

3 четверть.

Ребёнок дома.

Пожароопасные предметы.

Правила обращения с пожароопасными предметами.

Пожары - большая беда человека. Правила эвакуации из здания.

Предметы, требующие осторожного обращения. Правила обращения с опасными предметами.

Использование и хранение опасных предметов.

Правила использования и хранения опасных предметов.

«02»-вызываем милицию.

Практическое занятие.

Заболела мама – вызывай скорую помощь.

Практическое занятие.

Балкон,  открытые окна и другие  опасности.

Правила поведения на балконе.

4 четверть.

Ребёнок и улица.

Дети и транспорт.

Правила поведения в транспорте.

Безопасность на улице.

Правила безопасного движения на улице.

В гостях у светофора. Практическое занятие.

Правила езды на велосипеде.

Будь внимательным, осторожным. Правила перехода через улицу.

Игры во дворе.

Правила поведения во дворе.

8

1

1

1

1

1

1

1

1

8

1

1

1

1

2

1

1

10

1

2

1

1

1

1

1

1

1

8

1

1

1

1

1

1

1

1

Методические пособия:

Учебно-методическое пособие по ОБЖ детей старшего дошкольного возраста. Авдеевой Н. Н., Князевой Н. Л., Стёркиной Р. Б. Издательство «Детство-пресс», 2004год.

Методическое пособие. Пожарная безопасность в школе. Л. Ю. Скрипник. Москва 2005

Дорожная азбука в картинках. Л. Садовская Москва ОЛМА-ПРЕСС 2005

Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. М. Р. Максиняева. Москва 2004

Поурочные планы. ОБЖ 2 класс. Волгоград  2005

Наглядно-демонстрационный материал.

Стенды, плакаты по ОБЖ.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ СРЕДНЕГО УРАЛА Учитель Углова Н.Ю , 2020 г.

Слайд 2

АКТУАЛЬНОСТЬ «Родина, Отечество….В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто даёт жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребёнка. В последние годы идёт переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая всё большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет: “Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал.” И действительно, как не велика наша страна, человек связывает своё чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце…

Слайд 3

УРАЛ – ОПОРНЫЙ КРАЙ ДЕРЖАВЫ Уральские горы – это естественная граница между Европой и Азией. За двести пятьдесят миллионов лет своего существования они неоднократно подвергались природным катаклизмам, разрушению и сглаживанию. Люди на Урале проживают со времён каменного века. До наших дней сохранились следы древних поселений, жертвенных мест и захоронений, наскальной росписи. Ежегодно на Урал приезжает огромное количество туристов. Этот край нельзя не полюбить. Для любителей активного отдыха здесь настоящий рай. Здесь находятся одни из лучших горнолыжных курортов России. Урал не оставит равнодушными и любителей туристических походов. Тот, кто решит оторваться от цивилизации, будет очарован прекрасными горными ландшафтами, красотой величественных лесов, чистейших озер и стремительных рек. Обязательно стоит посетить Башкирский Национальный заповедник и Капову пещеру – удивительный археологический памятник, где сохранились наскальные рисунки эпохи палеолита. Географы разделяют Урал на пять климатических зон: Южный Урал, Северный Урал, Средний Урал, Приполярный Урал, Полярный Урал. Южный Урал считают самой широкой частью Уральских гор. Их ширина в этом месте достигает ста пятидесяти километров. Это самая древняя часть Уральских гор, за миллионы лет разрушений стёртая почти до основания. Через восточную часть Южного Урала пролегает условная граница между разными частями света – Европой и Азией.

Слайд 4

Средний Урал . Это самая узкая и низкая часть Урала, покрытая, в основном, хвойными лесами. Средний Урал знаменит своими быстрыми реками. Байдарочников поджидает здесь множество опасностей – стремительное течение, крутые пороги и резкие повороты. Самой известной является река Чусовая. География Северного Урала близка к географии Среднего Урала, район также располагается в лесной зоне, но горы здесь шире и выше, а климат считается более суровым. Приполярный Урал по праву называют одним из красивейших районов России. Суровая природа этого края щедро одаривает тех, кто умеет найти с нею общий язык. Реки и озёра здесь полны рыбы, а леса – ягод и грибов. Горы здесь необычайно высоки. Заснеженные вершины, изрезанные ущельями и долинами хребты… Удивительные пейзажи восторгают даже тех, кто не единожды бывал в Приполярном Урале. Для новичков и бывалых туристов здесь организуются пешие, водные и лыжные прогулки. Ни один маршрут не проходит мимо Национального парка Югыд Ва . Самым северным районом Урала является Полярный Урал. Основная часть территории занята суровой тундрой. Климат здесь необычайно суров, а лето очень короткое. Со всего света сюда приезжают любители путешествий по водным маршрутам, но спуск на байдарке здесь непрост даже для спортсменов со стажем. Карта Свердловской области

Слайд 5

НАРОДЫ СРЕДНЕГО УРАЛА : особенности культурно-бытовых традиций в середине XIX – начале XX века, природная среда обитания РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ Исторически сложившиеся народы Среднего Урала - русские, коми-пермяки, удмурты, манси, татары, башкиры, марийцы - проживали в разных экологических условиях. К Среднему Уралу относятся на западе и востоке от Уральского хребта. Его северная часть с высокими горными вершинами, глубокими речными долинами, таёжными хвойными лесами, а южная - с увалами, покрытыми лесами. Уральские горы создают естественную климатическую границу между западом и востоком с континентальным. Средний Урал богат реками. На западной территории Кама в судоходной части имеет меридиональное направление и принимает притоки, текущие преимущественно в широтном направлении. Восточные реки, стекающие с лесистых увалов, в основном текут в широтном направлении по равнинной местности. Чусовая - единственная река, протекающая через Уральские горы с востока на запад. Большая разница между северной и южной зонами обнаруживается в характере почвенно-климатических условий. На севере преобладают подзолистые почвы с незначительным содержанием гумуса, больше осадков, короткое лето, поздняя весна, ранние заморозки. Южные земли более плодородные; климат намного мягче, более продолжительное лето, широкие луговые поймы, свободные от леса территории явились немаловажными факторами хозяйственно-культурного освоения южного региона. Разнообразие природной Среды , удобство водных и сухопутных путей издавна привлекали на Урал народы, потомки которых продолжают жить здесь и в наши дни. Проложенные через Урал дороги активно использовались для миграций с европейской территории на сибирские просторы. В наиболее благоприятных для жизни местах - по берегам рек, закрытых от ветра, складывались компактные очаги формирования коренных народов Северного Урала, а с XV в. и пришлого русского населения.

Слайд 6

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ КОСТЮМЫ Разные ландшафтные зоны оказывали влияние как на характер расселения, так и на этнические процессы. На равнинах при отсутствии каких-либо препятствий для общений складывающиеся этнические коллективы сливались быстрее, и уже в XVI-XVII вв . население по составу стало этнически однородным. В труднодоступных районах оставались небольшие по численности группы - фрагменты этнических общностей. В Северном Прикамье коренное коми-пермяцкое население в XV в . вошло в контакты с русскими, которые поддерживались и позднее. В результате коми-пермяки центральных равнинных территорий Чердынского и Соликамского уездов ( побережье Камы от впадения Пильвы и Южной Кельтмы до притоков Яйвы, Косьвы , Кондоса ) уже к концу XVII в. обрусели. Основная этническая общность коми-пермяков сохранялась только в удаленной северной излучине Камы и сохранялась притоком Косе и Иньве . В 1925 г . она получила автономию ( Коми-Пермяцкий округ ). За пределами компактной этнической территории остались три группы коми-пермяков - зюздинская ( верховья Камы ), язьвинская ( верховья Язьвы , приток Вишеры ) и оханская ( верховья Обвы ). Представители двух первых говорят на родном языке и сохраняют национальное самосознание в наши дни, а представители последней в виду того, что расселялись не в природной изоляции, в первой половине XX в . были ассимилированы русскими. В X в. на обоих склонах Урала поселились предки угорского народа манси. Манси, которые проживали по соседству с русскими на равнинных местах и в одинаковом природном окружении, раньше других подверглись ассимиляции.

Слайд 7

Русский народный костюм (Тульская обл., село Болото, конец XIX века) К середине XIX в . утратили самосознание манси, селившиеся в низовьях Лозьвы , Сосьвы, верховьях Уфы. К концу XIX в . окончательно слились с русскими манси двух чусовских деревень Копчик и Бабенки, а хатем и верхневишерской дер. Усть-Улс. Дольше всего сохраняли самостоятельность изолированные от русских верхнелозьвинские манси. На свободные земли Южного Прикамья и Зауралья в XVI в . продолжало мигрировать татарское, башкирское, марийское и удмуртское население . Этот процесс завершился образованием компактных этнических групп, окруженных в большинстве случаев русским населением. Природные условия вновь освоенных земель не создавали каких-либо препятствий к обращению народов. Всюду были проложены удобные дороги, часть которых превратилась в торгово-почтовые тракты. Между всеми народами южного Прикамья и Зауралья установились близкие хозяйственные и культурные связи. Сближение активнее происходило в том случае, если у народов сохранялось одинаковое религиозное мировоззрение. Ассимиляционные процессы более широко развернулись среди близко проживавшего мусульманского населения - татар и башкир Осинского и Красноуфимского уездов. В результате значительная часть башкир стала говорить по-татарски, хотя и сохраняла прежнее этническое самосознание. Данная ситуация характерна и для наших дней. У татар и башкир отсутствуют различия в быту, одежде, обрядности. Во время переписи 1989 г. более 30 тыс. башкир Пермской области записались башкирами, но родным языком назвали татарский. Удмуртская этническая группа Осинского уезда на р. Буй с языческим мировоззрением восприняла от соседнего башкирского населения некоторые элементы костюма, жилища, бытовую терминологию, но выстояла и осознает себя до сих пор. Марийское население Красноуфимского уезда , придерживавшееся язычества, не растворилось среди русских и татар, от соседей заимствовало только бытовую лексику. Две компактные этнические группы марийцев продолжают жить на своей древней территории в бассейне Сылвы и Верхней Уфы.

Слайд 8

Коми – пермяцкий национальный костюм Многообразие природно - кламатических условий на территории, занятой народами Среднего Урала, обусловило различия в их хозяйственно-культурной деятельности. В центральных и южных землях получило развитие трехполья, а на севере - трехполье с перелогом и подсечно-огневой системой. В самых северных и горно-таёжных местах по Вишере, Колве , Яйве, Кондасе , Усьве, Туре, Сосьве, Ляле подсечное земледелие длительное время преобладало. Этому способствовало долго сохранявшееся у крестьян право свободного пользования землёй и такие условия, как дополнительное прогревание почвы во время сжигания леса, защищённость участков от ветров оставшимися деревьями по округе, возможность удобрения почвы золой. В первые годы на подсеках снимался высокий урожай. На твёрдых глинистых почвах, которых много в южной зоне, в начале XX в. продолжали пахать преимущественно колесным сабаном. В северном регионе подзолистые, с низким плодородием почвы вспахивали с начала двуральничной сохой с деревянной расохой , а затем изобретёнными в 1870-е гг. в селах Пермского и Соликамского уездов новыми сохами с треугольными вогнутыми лемехами ( у крестьян широко известны под названиями курашимка , кыласовка , косуля ). О своем землепашестве северные крестьяне Чердынского уезда отзываются так: "... а пашем мы на лошадишках своих сохами, а сошники куем... и те сошники точим на каждый день, потому что земли твердые". На Среднем Урале сложилась специализация районов по выращиванию сельскохозяйственных культур . В южных уездах высевали пшеницу, гречиху, в большом количестве выращивали картофель, в северных главными культурами оставались озимая рожь и ячмень.

Слайд 9

Удмуртский национальный костюм В северном регионе сложилось и успешно развивалось хозяйство охотничье-рыболовческого направления . В южных уездах этот вид занятий имел подсобное значение. Здесь промысловая деятельность ориентировалась на обработку сельскохозяйственной продукции. Поэтому у южных крестьян большие навыки были накоплены в кожевенном, скорняжном, чеботарном , рогожном, маслобойном деле, а у северных - в охоте и рыболовстве. На Вишере, где по словам очевидца, проживали "охотники, которым всякий истый охотник и позавидует, и удивится, и пожелает подражать, но не сможет", способы и орудия охоты соответствовали особенностям сезонно года. Зимой артели охотников отправлялись за добычей только в места, где снег был мельче - там собирались зимовать стада лосей, оленей. Исходя из этих соображений, вишерские и колвинские охотники отправлялись иногда и за Уральский хребет, за 200 верст от дома. Природная Среда Среднего Урала играли важную роль в формировании типов крестьянских усадеб и особенностей жилища. Дворы-хоромы со слитной связью избы и двухъярусного двора дольше бытовали на севере. Компактно-композиционный объем под единой или двумя смежными крышами обеспечивал в зимнее время сохранение тепла и удобство для ведения хозяйства. Корм для скота на всю зиму хранили на верхнем ярусе двора - повети, навоз накапливали в холодной части двора, из сеней удобно было пройти во двор, не выходя на улицу. Жилища этого типа знали и на юге, но здесь они раньше подвергались изменению, причем не только у русских, но и других народов. Реконструкция выразилась в размещении с боку от избы еще одного хозяйственного двора с дополнительными постройками по его периметру - амбарами, погребами, санниками, навесами. Усадьба от этого приобретала совсем иную, покоеобразную форму. Данный тип усадьбы распространился и в северных уездах, особенно на торговых путях, вблизи городов и заводских поселков, но в отличие от южного варианта не с открытой оградой, а с закрытой целиком или же частично. В отличие от юга на севере редки усадьбы с насаждениями, здесь в палисадниках и сейчас можно увидеть только кусты черемухи и рябины. Объясняется это, видимо, непродолжительностью светового периода, малочисленностью светлых дней, близостью усадеб к естественным лесам.

Слайд 10

Национальный костюм народов манси Природные условия находили отражение в конструктивных приемах и архитектурно-художественном облике жилища. На севере все постройки возводились из дерева - ели, сосны, на столбы подбирали кедр, на нижние венцы лиственницу . В лесостепной зоне (юг Осинского , Красноуфимского , Екатеринбургского, Ирбитского уездов) наравне с хвойными породами использовали березу, липу, осину. В безлесных районах, где не хватало хорошего леса, строили из тонкой древесины, стены обмазывали глиной, иногда делали каркасно-столбовую конструкцию, внутрь которой закладывали землю, навоз, солому. Аналогичные принципы домостроительства были у народов Поволжья и Южного Урала. В лесной зоне фундаментом жилищ служили столбы, в горных местах и на равнинах -плиты и бутовый камень. На Среднем Урале брёвна для жилищ рубили чаще всего в "чашу" - " обло ", с наружным выступом венца. благодаря этому углы не промерзали и в доме дольше удерживалось тепло. В пазы клали мох, на юге иногда паклю. На севере из-за обильных осадков крыши строили высокими, с крутыми, далеко выступающими от стен скатами, а на юге пологими. В горных районах, где выпадает много осадков, избу, холодный двор и теплые хлевы перекрывали раздельно двускатными крышами, расположенными рядом и параллельно друг другу. В этом варианте по фасадам выступали три, а то и четыре фронтона. Длинные свесы кровли защищали стены от осадков. Кровлю делали, как правило, деревянной. но кое-где ( Оханский , Осинский , Екатеринбургский, Ирбитский уезды) жилища покрывали глиняной черепицей, а хозяйственные постройки - соломой.

Слайд 11

Марийский национальный костюм Преобладали мельницы мутовки на один или два постава, которые строили над руслом с быстрым течением воды. Колесных мельниц было немного, среди них преобладали почвенные. Для южных уездов Прикамья и Зауралья были характерны одноярусные дворы с хлевами, погреба, размещенные в стороне от жилища, амбары для хлеба и зерна под крышей холодного двора, овины не только с глиняным, но и с деревянным полом, мельницы не мутовчатые, а колесные наливные на два и три постава, в равнинной местности - ветряные шатровки . Природные условия обусловили многообразие народного костюма. Овчинную одежду (шубы, полушубки) носили преимущественно в северном регионе. Русские, коми-пермяки, манси имели одежду из меха диких животных. Совики, малицы, гусь, порхи глухого покроя шили из оленьих шкур мехом наружу. Охотники и рыболовы лесной таежной зоны прикрывали грудь, спину и плечи суконными лузанами . Многие народы Среднего Урала носили берестяные и лыковые лапти, кожаные коты, бахилы. В XIX в. лапти раньше вышли из употребления у тех русских, которые занимались охотой и животноводством. Их заменяли кожаными бахилами с высокими голенищами и обутками . Для ходьбы на лыжах манси, коми-пермяки, северные русские крестьяне надевали уледи , сшитые целиком из кожи, или порубни , их подошва была из кожи, а верх - из сукна. Носили также няры из оленьего меха. Общераспространенной зимней обувью являлись валенки. На юге их называли пимами. Овчинные шапки-ушанки, валяные колпаки носили преимущественно северные русские, коми-пермяки, манси. В Южной Прикамье и Зауралье у татар, башкир, русские раньше, чем у жителей других зон, появились овчинные шапки, крытые сукном или плисом.

Слайд 12

Природные условия определяли и рацион питания . У народов северной зоны основу его составляли продукты животноводства и земледелия. Существенным дополнением было мясо диких животных, дичи и рыбы. В рацион питания входили продукты собирательства - грибы, ягоды, орехи. Овощные блюда больше употреблялись в южных уездах, где благодаря мягкому климату. продолжительному лету огородничество получило большее развитие. Характеру природно-географической среды подчинялись также общественные отношение и некоторые стороны духовной жизни. Размещение поселений на местности и их группировка (разбросанная или гнездовая) влияли на социальную организацию и общественную жизнь. На севере и в горной местности (Вишера, Колва , Яйва, Косьма , Лозьва , Тура, Тавда, Сосьва, верховья Чусовой), где немало удаленных друг от друга поселений и труднодоступные пути сообщения, наиболее сплоченным коллективом людей являлась не волостная, а сельская (деревенская) община, объединяющая крестьян одного или нескольких близлежащих поселений. Для регулирования поземельных отношений и взаимоотношений с долго державшимися у северных крестьян нормами обычного права к концу XIX в. сельские (деревенские) общины были заменены сельскими обществами, состоящими также из одного или нескольких поселений. Общинная жизнь и обычно правовые нормы включали также трудовую взаимопомощь. В местах скученного расселения и компактного размещения гнезд поселений крестьянская волостная община функционировала стабильно, и ее уровень действия был выше сельской общины и общества. Традиции общинной жизни выглядели намного устойчивыми и эффективными, когда деятельность общин распространялась на территорию в одним церковным приходом. На Среднем Урале выделяются три таких района - верхняя Колва и Печора, верховья Чусовой и Исети, земли вокруг истока Камы и верховья Сепыча . Так, жители колвинских и печорских деревень, несмотря на 30-верстный водораздел, вели однотипное охотничье-промысловое хозяйство, строили одинаковые усадьбы, перевозили тяжести на сходных транспортных средствах, навещали друг друга в праздники, роднились, постоянно были осведомлены о жизни почти каждого человека. Жители этих деревень были хранителями традиций художественного творчества на Русском Севере, проявившихся в резной посуде, домовой росписи, узорном вязании, узорном ткачестве, а также в устной культуре.

Слайд 13

В Верхокамье (земли вокруг источников Камы, Сепыча , Лысьвы, Обвы ) хозяйственно-культурная общность обладала устойчивыми чертами с XVII в., когда сложились первые общины старообрядцев поморского согласия. Поэтому этот район на многие годы стал объектом изучения народной культуры с различных точек зрения - книжности, фольклора, музыки, этнографии, лингвистики, искусствоведения, социологии. Результаты многолетних комплексных работ показали, что Верхокамье является эталонным районом для изучения подобного материала других мест, а также для выработки перспективных методов исследования народной культуры. Достижением каждого народа является создание календаря трудовых, праздничных и ритуальных циклов. Формируется календарь под воздействием как исторических хозяйственных, этнических, так и природных факторов. У народов, населявших земледельческие районы Среднего Урала, - русских, татар, башкир, марийцев, удмуртов более всего преобладала календарная обрядность, связанная с земледелием и скотоводством. У северных охотников и рыболовов - русских, коми-пермяков, манси предпочтение отдавалось тем святым и духам ( Власий , Егорий, Фрол, Лавр, Илья, Христофор и др.), которые являлись покровителями животного мира и удачной охоты. В зависимости от климатических условий исполнение одних и тех же обрядов происходило по-разному. Например, в Егорьев день, приходившийся на 23 апреля, первый выгон скота на пастбище в южных уездах Среднего Урала ежегодно проводился по полному, издавна заведенному циклу. В северных уездах , где 23 апреля часто стояла еще холодная погода и отсутствовала зеленая трава, обряд выгона скота носил лишь символический характер. Домашних животных выводили из двора, прогоняли вокруг деревни, "показывали" Егорию и заводили опять в хлев. В Чердынском уезде известны случаи, когда этот символический обряд переносили на время, совпадающее с пастбищным периодом. На севере обряды, совершаемые при начале и окончании пахоты, сева, жатвы, не всегда четко приурочивались к дням святых. Локальные варианты сохранялись в проведении известного летнего обряда в честь домашнего скота в день Флора и Лавра (18 августа) и в день грозного, щедрого распорядителя сил природы Ильи-пророка (20 июля).

Слайд 14

Устраиваемый молебен на юге всегда сопровождался купанием скота и людей, на севере в холодное лето ограничивались окраплением святой водой у церквей и часовен. В затяжную весну крестьяне не всегда могли исполнить в Троицу древний обычай поставить берёзки перед домом, так как к этому времени они ещё не распускались. Ввиду несовпадения времени наступления тёплой погоды в разных зонах Среднего Урала крестьяне выбирали разные сроки для поминовения умерших на кладбищах с проведением трапезы. В северных уездах, где весна была затяжной, на кладбища ходили в семик и Троицкую субботу, в южных - значительно раньше, в Радуницу ( второй Вторник после Пасхи ), когда принято было не только плакать устраивать трапезы, но и поздравлять покойников с Пасхой. Северно-русские крестьяне Пермской губернии, которые не ходили в Радуницу на кладбище, накануне топили баню для покойников. Этим они выражали свою благожелательность предкам. Известно, что для каждой местности в календарной обрядности важное значение приобретали престольные, храмовые праздники в честь патрона местной церкви. Разработанность всех составных компонентов этих праздников оставалась достаточно глубокой. В дни их проведения вели торжественные службы, в домах принимали съехавшихся гостей, в центрах приходов проводили ярмарки, на встречах обсуждали насущные дела, происходили новые знакомства людей. Престольные праздники являлись отголосками старой общинной коллективной трапезы. На Среднем Урале их отмечали по приходам с учётом природного окружения. Праздник собирал из округи много людей, некоторые ехали с ярмарочным товаром. И добраться до места проведения праздника нужно было в удобное время, когда устанавливались дороги, замерзали реки, когда у жителей появлялось время для отдыха после выполнения хозяйственных работ. Местная природа давала богатую основу для развития устной культуры . В таёжной зоне, где приходилось с трудом выращивать урожай, вести охотничий промысел, заниматься скотоводством, в отношении человека к природе было больше таинственности и первозданности. Поэтому не случайно, как утверждают фольклористы, только крестьяне Северного Прикамья и верховьев Туры знали легенды о лесном царе и лешем, властвовавшими над всем, что находилось в лесу.

Слайд 15

Татарский национальный костюм В рассказах эти демонические персонажи всегда близки людям. Иногда они помогают на охоте, в различных домашних работах, а порой и защищают от беды. На Вишере знали предание о Пеле-охотнике, соперничавшем с лешим. Известны примеры, когда русские и коми-пермяки заключали письменные договоры с лешим в целях сохранения домашнего скота во время пастьбы. В целях сохранения домашнего скота во время пастьбы. В случае, если животное терялось, к лесному духу обращались с письменным прошением на бересте - "кабалой" - отпустить животное хозяину, а иногда для более действенной магической силы на дереве рисовали и самого лесного духа. В народном сознании северных крестьян существовало немало представлений по поводу того, как уберечься человеку от козней лешего. Фольклорно-этнографические исследования в Северном Прикамье показывают, что культ лешего не забыт в наши дни. В прозаическом жанре широко бытуют былички и бывальщины о различных встречах с лешим и его проделках. В безлесных районах Осинского , Красноуфимского , Екатеринбургского, Ирбитского уездов иная ситуация. О лешем знали всегда мало, здесь наибольший интерес сохраняли к сказке. В южных земледельческих уездах Среднего Урала мифологическая традиция связана с другими демонологическими персонажами - полудницей (дух полдня), овинником (дух овина), полевиком (дух поля). Людей, проживавших у рек, озер, прудов, окружали образы водяного и русалок. Рыбакам наиболее близким был водяной, признававшийся хозяином водного мира. Д.К.Зеленин, изучавший в начале XX в. устную культуру Среднему Уралу, пришел к выводу, что наиболее богат сказками Екатеринбургский уезд. Причину этого исследователь увидел в характере местности. Таинственность мира, порождавшего интерес к волшебной сказке, определяли многочисленные отроги Уральского хребта и горные долины, покрытые дремучими лесами. Даже действия многих сказок происходят в горах. Широкому читателю они стали известны по сборнику уральских сказок, названному "Малахитовая шкатулка", писателя П.П.Бажова.

Слайд 16

Башкирский национальный костюм (мужской) Устойчивая хозяйственная направленность крестьянских хозяйств, заложенная природным началом, сказалась на своеобразии других жанров народного творчества. Так, заговоры, пословицы, поговорки, устные рассказы , отражающие полеводство и пчеловодство, знали преимущественно в южных уездах, а не в северных. На севере подобные жанры отражали охотничье-промысловый быт. Частью народных знаний являются приметы, основанные на наблюдениях за окружающей средой - атмосферой, животными, растениями, явлениями природы и т.д. Вишерские охотники строили предположение о предстоящей зиме по тому, как к ней подготовятся белки. Если с осени они устраивают гнезда на деревьях низко, то жди холодной зимы, а высоко - теплой. Жители Ирбитского уезда по поведению журавлей и гусей судили о продолжительности времени года: высокий полет предвещал долгую осень, а низкий - короткую. В северных уездах предугадывали будущее лето по прилету трясогузки. Замечали, если только что появившиеся птицы летают высоко - ожидай теплой весны и лета, а низко - холодной. По случаю их прилета в Чердынском и Соликамском уездах устраивали специальный обрядовый праздник, известный у русских под названием плишка , а у язьвинских коми-пермяков - сарчик . Узнав о прилете первых трясогузок, жители с пирогами, шаньгами, печеньем, квасом собирались на окраине деревни, жгли костры, прыгали через огонь, устраивали веселые игры, пели обрядовые песни. Оставшуюся пищу закапывали в землю, чтобы птицы и земля обеспечивали теплое лето. По случаю такого обряда в домах пекли для гостей фигурное печенье в виде птиц и животных. В южных уездах погоду узнавали по поведению других птиц: если в конце лета казарки летают низко, то осень должна быть плохой, а высоко - хорошей. Когда казарки прилетят весной с красными зобами спереди, будет хороший первый сев, если красной окажется задняя часть - плохой. Полевые утки весной жирные, то и год окажется сытым.

Слайд 17

Башкирский национальный костюм (женский) В Камышловском и Кунгурском уездах считали, что появление зайцев и тетеревов у кладей со снопами предвещает голодный год, лед останется таять на берегу - к плохому урожаю, большие шишки на осинах - к хорошей пшенице. Если летом зацветает вершина ивы - будет хороший урожай, в средней части - средний, внизу - плохой. У жителей Красноуфимского уезда были такие приметы: если сосняк зеленый, то голый лес, год будет голодным, на опушившиеся - урожайным; журавли прилетели на снег - год неурожайный; много рябины - к ненастной осенней погоде и хорошему льну. У каждого народа природные символы явились важной составной частью знаковой системы культуры . То, что окружало человека - звери, птицы, растения, возводилось в разряд сакрального. Так, у северных русских и коми-пермяков , занимавшихся охотой, символическое значение имели образы: медведя, оленя, лося, лебедя, утки , позднее быка . У земледельцев марийцев жертвенными признавались: жеребёнок, бык, баран, гусь. У удмуртов Буя ритуальную значимость имели: жеребёнок, телёнок, гусь , у манси - звери отражались в ритуальных обрядах, танцах, изобразительном искусстве. Сакральность образов составила богатую почву для украшения жилища, посуды, орудий труда, одежды. Таким образом, многолетний жизненный опыт народов Среднего Урала формировался под активным воздействием природного окружения. Влияние на человека географических условий и природных богатств было разным по степени отражения. Хозяйственные занятия развивались с учётом наличия лесов, плодородия земли, лесных богатств, продолжительности теплового периода, количества осадков. Природным началом определялась материальная культура ( жилище, одежда, орудия труда, средства передвижения, утварь, пища ). В каждом регионе, а порой и у каждого народа складывались свои нормы взаимодействия с природой, а также свои традиции, регламентирующие сроки охоты, рыболовства, сбора лесных Даров, размеры добычи, порядок земледельческих циклов.

Слайд 18

Позональные природные различия в рамках Среднего Урала способствовали сложению общих культурно-бытовых черт нескольких народов. В горно-таежных районах русские и обрусевшие манси Чердынского и Верхотурского уездов имели срубное жилище одного типа, однако устройство интерьера, сходные способы охоты, рыболовства разработки подсеки, однотипную меховую одежду. У северных русских и северных коми-пермяков Чердынского уезда были идентичное по планировке, устройству, наружным украшениям жилище, похожие охотничьи и рыболовные принадлежности, а также одежда (сарафанный комплекс с кокошником знали только косинско-камские и язьвинские коми-пермяки), посуда и хозяйственная утварь. Много общего (тип жилища, костюм, транспорт, пахотные орудия, порядок проведения сабантуя) сложилось у татар и башкир Южного Прикамья и Зауралья. Близкими им стали и удмурты Осинского уезда. Под воздействием природного окружения находилась и духовная жизнь народов. Всё, подмеченное в естественно-биологическом мире, наполняло сознание, быт, заставляло рационально решать практические задачи. Наша Рефтинская ГРЭС

Слайд 19

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Бобрихин А.А. «Народные ремёсла на Урале»; Бобрихин А.А. «Народные праздники на Урале»; Бобрихин А.А. «Традиционный костюм народов Среднего Урала»; Большаков В. Н. «Рыбы Среднего Урала»; Большаков В.Н., Бердюгин К.И., Кузнецова И.А. «Млекопитающие Среднего Урала»; Васфилова Е., Воробьёва Т. «Лекарственные растения Среднего Урала»; Вершинин В.Л., Большаков В.Н. «Амфибии и рептилии Среднего Урала»; Виноградов Н.Б., Чагин Г.Н., Шкерин В.А. «История Урала с древнейших времён до конца XVIII века»; Горбунов П.Ю. и др. «Бабочки Среднего Урала»; Чагин Г. Н. «Природная среда и особенности культурно-бытовых традиций народов Среднего Урала в середине XIX – начале XX века» (статья в интернете). СОВЕТУЕМ ПОСЕТИТЬ: «Центр традиционной народной культуры Среднего Урала», адрес: г. Екатеринбург, ул. Чапаева, 10 (тел. + 7 (343) 257 – 70 – 75).



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области

«Верхнесалдинская школа»

Урок - беседа

Путешествие в страну ЖКХ

(3 класс)

Учитель  Углова
Наталья Юрьевна

2021г.

Путешествие в страну ЖКХ

Цель: повысить грамотность учащихся по вопросам организации жилищно-коммунального хозяйства

Задачи:  - сформировать понятие жилищно-коммунальное  хозяйство;

                - дать характеристику сфер и услуг жилищно-коммунального хозяйства;

                - рассмотреть востребованные профессии в сфере  ЖКХ;
               - воспитывать чувства уважения к деятельности организаций ЖКХ.

Ход мероприятия

1. Организационный момент

2. Определение темы и целей занятия

Проблемная ситуация: Однажды Маша сидела, и делала уроки и вдруг раздался неожиданный звонок. Звонила её подруга Лена,

она буквально рыдала: «Слушай! У меня в квартире с утра трубу

прорвало, а родители уехали отдыхать… Вода уже и меня, и соседей затопила! Что делать? Куда бежать?».

В: Что делать, куда обратиться за помощью?

Сегодня мы выясним, что такое ЖКХ, какие отросли входят в состав, какие услуги представляет, какие профессии востребованы в этих отраслях.

3. Работа с определением

Жилищно-коммунальное хозяйство -  это организация, задачей которой является обслуживание систем и сетей общественного пользования

Жилищно-коммунальное хозяйство - отрасль, совокупность отраслей, обеспечивающих жизнь и работу населения страны в нормальных условиях.

 Какие ассоциации у вас вызывает слова ЖКХ? (жилища, водоснабжение, коммуналка)

4. Определение отраслей ЖКХ

Определите отрасли ЖКХ

5. Сфера жилищно-коммунального хозяйства характеризуется предоставлением потребителям услуг:  

Пожалуй, самый сложный раздел во всей сфере ЖКХ, который нужно

знать грамотному собственнику жилья, — это коммунальные услуги. Коммунальные услуги - это услуги, которые поступают в дом и создают благоприятные условия для жизни: водоснабжение, канализация, отопление, газо- и электроснабжение.

Жилищные услуги – это работы по содержанию и ремонту жилого помещения: управление многоквартирным домом, техническое обслуживание и ремонт дома, уборка подъездов, сбор и вывоз бытовых отходов, уборка и благоустройство придомовой территории, уборка во дворах и т.д.

Распределите иллюстрации, которые относятся к коммунальным, а какие к жилищным услугам

6. Профессии в сфере ЖКХ

 В жилищно-коммунальном хозяйстве возникла необходимость перемен и изменений, отрасль нуждается в молодых перспективных специалистах разного уровня подготовки.

Назовите профессии, которые востребованы в ЖКХ.

Мастер жилищно-коммунального хозяйства

 Мастер ЖКХ – профессия необходимая и является одной из самых распространенных в сфере обслуживания населения, так как предприятия ЖКХ находятся в каждом населенном пункте. Профессия объединяет несколько специальностей. Современная жизнь в городе без нее немыслима. Более того, без этих людей появление цивилизации было бы невозможно! Само понятие «жилищно-коммунальное хозяйство» возникло благодаря работе мастеров, которые следили за тем, откуда и куда бежит вода, как выстроено освещение и отопление домов, замков, храмов и улиц городов. Да и сами города вряд ли бы появились на карте цивилизации, если бы в них было неудобно жить и торговать, а позже и производить товары.

А насколько уважаемой была профессия мастера ЖКХ в Древнем Египте, Греции или Риме можно судить по тому, в каком состоянии до нас дошли памятники градостроительства этих цивилизаций. Даже через тысячелетия ученые даются диву, как верно, точно и надежно были рассчитаны и построены коммунальные системы в те далекие времена. Многие их этих систем и по сей день можно использовать, потому что они грамотно обслуживались.

 А о том, насколько востребован мастер ЖКХ сегодня в каждом доме, говорит один факт: ни один ремонт в квартире не начинается без участия этих людей.

         Они первыми проводят обследование жилища и дают свои рекомендации по устройству систем подачи холодной и горячей воды, отопления, электричества, вентиляции, канализации и т.д.

          Знания мастера ЖКХ помогают жильцам экономить деньги, потому что одно дело – пользоваться тем, что оставили после себя строители, и другое – организовать все так, чтобы нигде ничего не капало, не искрило, и при этом не оплачивать гигантские счета за услуги.

Обучение этой профессии не простое, матер ЖКХ должен владеть широким спектром знаний и умений.

Электрогазосварщик

  Временем возникновения профессии сварщик можно считать 1802 год, когда русский академик Василий Петров открыл эффект электрической дуги, при возникновении которой между двумя угольными электродами, создаётся высокая температура. Эта температура настолько высока, что позволяет расплавлять металлы. Сварщик — профессия ответственная, почти виртуозная, от качества работы которого зависит многое — долговечность и устойчивость строительных конструкций, работа и срок службы различной техники.

Профессия сварщик включает разные виды профессий:

Электрогазосварщик соединяет (сваривает) элементы металлоконструкций, трубопроводы, детали машин и механизмов с помощью сварочного аппарата. Собирает заготовки конструкций, осуществляет их транспортировку в пределах рабочего места, налаживает сварочное оборудование, устанавливает требуемый режим сварки, осуществляет зрительный контроль швов. Труд электрогазосварщика в основном ручной, выполняется индивидуально.  Электрогазосварщик работает как в помещении, так и на открытом воздухе. Возможно выполнение работ на высоте.

Газосварщик, кроме сварки, выполняет работы по резке деталей различной длины и по различным контурам, осуществляет наплавку, пайку и подогрев металла.

Сварщик должен иметь хорошую подготовку в области химии и физики (разделы электричество, электротехника), математики, металловедения.

Слесарь аварийно-восстановительных работ

Широко распространенная профессия с большим разнообразием объектов, материалов, условий, средств и приемов труда. Профессия слесарь включает разные виды:

Слесарь-ремонтник выполняет текущий, капитальный и планово-предупредительный ремонт, а также монтаж, проверку и регулировку оборудования, машин и агрегатов. Для определения неисправностей осуществляет техническую диагностику механизмов и намечает план ремонтных работ. Знакомится с паспортом машины, чертежами ее основных частей, после чего приступает к разборке. Слесарь-ремонтник должен не только наладить и испытать отремонтированное оборудование, но и полностью подготовить его к работе. Слесарь-ремонтник должен иметь хорошие знания в области физики, химии, металловедения. Он должен знать правила техники безопасности; устройство, принципы работы ремонтируемого оборудования, силовых установок, агрегатов и машин; свойства обрабатываемых материалов, Слесарь-ремонтник может создать малое предприятие по ремонту и наладке различных видов производственной, бытовой и другой техники.

Слесарь-сантехник  специалист по сборке и ремонту сантехники.  На этапе строительства здания слесарь-сантехник собирает, монтирует трубные узлы и детали, устанавливает ванну, унитаз, душевую кабину, раковины в кухнях и в ванных комнатах, а также производит их ремонт. Специальность можно получить в профессионально-технических училищах, технических колледжах, учебных центрах и на курсах.

Электромонтер  

     Электрик - специалист, занимающийся  монтажом, ремонтом и обслуживанием бытового и промышленного электрооборудования. Электрик выполняет сборку и разборку, наладку и техническое обслуживание электродвигателей, генераторов, схем и других электроприборов. Занимается установкой и ремонтом  линий электропередачи и контактной сети, прокладкой кабелей. Электрик  составляет чертежи и эскизы, занимается диагностикой неисправностей и ремонтом электрических схем в различных устройствах. Работает  в помещении или на воздухе индивидуально или в составе бригады. Профессия электрика встречается в строительных организациях, на электротранспорте, на крупных фермах, в ЖКХ. Освоить профессию можно в профессионально-технических училищах и на курсах. Электрик должен иметь базовые знания по физике, математике и черчению, прикладной механике. Знать устройство, техники и принципы действия обслуживаемых приборов, датчики. Понимать виды и причины их повреждений, правила ремонта оборудования. Осваивать профессию рекомендуется людям физически выносливым, аккуратным, внимательным, обладающим хорошей реакцией. Профессия подразумевает повышение ответственность, ведь следствием ошибки электрика может стать короткое замыкание, пожар, получение электротравмы и другие тяжелые последствия.

Плотник

Плотник  является  специалистом широкого  профиля,  который выполняет  работы,  связанные  с древесиной,  ее  обработкой:  от строительства  целых  домов  до создания  мебели,  строительных лесов  и  мелких  деревянных  изделий для  повседневного  пользования. Выполнение  плотничных  и  опалубочных  работ . Выполнение  работ  при устройстве  рулонных  кровель  насухо  с  прошивкой  гвоздями  и  кровель  из штучных  материалов.  Обработка  лесоматериалов  вручную.

Это только малая доля профессий, которые необходимы в современное время в сфере ЖКХ

Ландшафтный дизайнер

 Ландшафтный дизайнер – это сложная и ответственная профессия. Основная задача ландшафтного дизайнера заключается в том, чтобы превратить обычный дачный участок в необыкновенный оазис. У профессии ландшафтный дизайнер есть своя специфика – красивую композицию нельзя создать, если отсутствует художественное воображение, чувство вкуса и умение рисовать. Дизайнер одновременно должен быть и топографом, и химиком, и биологом, и инженером. Он должен отлично разбираться в растениях, знать, какая почва им необходима для высаживания, как растут они и цветут, со знанием дела использовать рельеф местности при создании садового пейзажа, уметь отвести лишнюю воду с участка и контролировать прокладку коммуникаций.

Сегодня работу ландшафтному дизайнеру могут предложить многочисленные компании, занимающиеся услугами ландшафтного дизайна, фирмы, связанные со строительством коттеджей. Работа существует по найму и индивидуальная.

7.Рефлексия Учитель.Это только малая часть профессий востребованных в ЖКХ, от которых зависит комфорт нашей жизни.  Существует множество и других важных профессий. Все профессии значимы и важны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Безопасность дорожного движения. Своя игра» для 4 класса

Классный час «Безопасность дорожного движения. Своя игра» для 4 класса с применением ИКТ направлено на закрепление знаний правил дорожного движения и безопасности на дорогах, формирование умения пре...

Классный час "Безопасность дорожного движения. Своя игра" с применением ИКТ.

Классный час «Безопасность дорожного движения. Своя игра» для 4 класса с применением ИКТ направлено на закрепление знаний правил дорожного движения и безопасности на дорогах, формирование умения пре...

Классный час"Безопасное лето"

Цель: -формирование навыков безопасного поведения школьников в период летних каникул.Задачи:– актуализировать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улицах и дорогах, в лесу и н...

Классный час "Безопасный интернет"

Классный час на тему "Безопасный интернет"  проведен для учащихся 4 класса с целью повысить информационную безопасность школьников....

Классный час "безопасность в интернете"

Классный час в 3 классе, посвященный ознакомлению детей с опасностями в интернете....

Презентация к классному часу "Безопасность на улице и дома"

Презентация может быть использована для повторения и закрепления правил безопасного поведения у детей....