Окружающий мир
план-конспект урока по окружающему миру
Конспект урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_okruzhayushchego_mira_vo_2_klasse.doc | 237.5 КБ |
konspekt_uroka_okruzhayushchego_mira_v_4_klasse.doc | 323 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСП «Школа №2» МБОУ «Большеберезниковская СОШ»
Про воздух…
урок по окружающему миру
2 класс
(ФГОС «Школы России»)
Составила и провела:
учитель начальных классов
Кеняйкина В.Н.
Урок: по окружающему миру
Тип урока: урок открытия нового знания
Технологии: групповые, технология решения исследовательских задач, игровые, технология обучения в сотрудничестве, информационно-коммуникационные; здоровье сберегающие.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, исследовательская, творческая.
Раздел: Природа.
Тема урока: Про воздух…
Цели: формирование знаний о значении воздуха для представителей живой и неживой природы, о составе воздуха, о естественных и вызванных деятельностью человека источниках загрязнения атмосферы, о мерах по охране воздуха, развитие навыков анализа и синтеза.
Планируемый результат обучения:
Предметные:
- продолжить формирование представлений об атмосфере, составе и свойствах воздуха;
- установить взаимосвязь между атмосферой и человеком;
- формировать навыки проведения несложных опытов в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование;
- прививать экологическую культуру на основе знаний об охране атмосферы.
Метапредметные:
Регулятивные
-умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания;
- прогнозирование – предвосхищение результата;
- развитие самостоятельной поисковой деятельности и творческих возможностей;
- осуществление пошагового продвижения от наблюдений к обобщению;
- умение анализировать и исправлять ошибки;
- осуществление контроля по результату.
Познавательные
- умение выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез) и делать выводы в результате мыслительных операций;
- устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений.
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные
-сотрудничество с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия;
- умение работать в микрогруппе с одноклассниками;
- формирование собственного мнения;
- использование речи для регуляции своего действия;
- умение аргументировать свою позицию, свой ответ;
- владение монологической и диалогической формами речи.
Личностные
- формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы,
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Оборудование: презентация, карточки с заданиями, оборудование для проведения опытов (веер, стакан с водой и трубочки, воздушные шарики)
Основные понятия: воздух, атмосфера, ветер, свойства воздуха, загрязнение воздуха, охрана воздуха.
Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, экология.
Ресурсы: Учебник А. А. Плешаков. Окружающий мир . 2 класс. М.: Просвещение – 2011. Часть 1. А. А. Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. Часть 1. – раздаточный материал, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку.
Предварительный просмотр:
ОСП «Школа №2» МБОУ «Большеберезниковская СОШ»
урок по окружающему миру
4 класс
(ФГОС «Школы России»)
Жизнь леса. Лес – природное сообщество.
Составила и провела: учитель начальных классов Кеняйкина В.Н.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ФГОС
Предмет: Окружающий мир Класс: 4
Тема урока | Жизнь леса. Лес – природное сообщество. | ||
Тип урока | Освоение новых знаний; форма урока: урок-заседание | ||
Цели урока | Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
| ||
Основное содержание темы | На данном уроке ребята знакомятся с таким понятием как сообщество, рассматривают лес как единство растительного и животного мира. Впервые вводится понятие ярусы леса. Классифицируется растительный мир леса по ярусам. Закрепляются знания о растительном и животном мире смешанного леса. Составляются и анализируются пищевые цепи. | ||
Методы работы с информацией | Получение и нахождение; понимание и преобразование информации; применение и представление информации (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и т.п.) | ||
Технологии достижения | Исследовательская, деятельностная, проблемно – диалогическая, личностно - ориентированная | ||
Планируемые результаты | |||
Личностные | Метапредметные | Предметные | |
Проявлять интерес к изучению темы, развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, проявлять желание решить проблему, используя приобретённые знания | Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им при работе в паре и группе. Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, устанавливать причинно-следственные связи | Формирование представления о лесе как о природном сообществе. Развитие умений узнавать и называть представителей лесного сообщества, выделять экологические связи в лесу, моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества. Осознавать разрушительное и негативное воздействие на лес человека. Формулировать правила поведения в лесу. | |
Организация урока | |||
Межпредметные связи | Ресурсы | Формы работы | |
Литературное чтение, математика, экология | Интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку, карточки для индивидуальной работы, демонстративный материал для оформления коллажа, плакат с условными знаками, оценочный лист урока | Фронтальная Индивидуальная Парная Командная | |
Этапы изучения темы | |||
| |||
Цели: | Планируемый результат: | ||
Обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности Создание эмоционального настроя Создание проблемной ситуации, определение темы и цели урока, плана изучения темы. | Рассматривание карты природных зон России Прослушивание стихотворения о лесе Определение темы урока Работа над определением «Сообщество» Постановка цели и плана работы на уроке | Вхождение в урок, создание рабочего настроения. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Определение темы и цели урока, плана изучения темы. . | |
| |||
Цели: Первоначальное осознание в процессе моделирования коллажа и прослушивание отрывка из сказки «Как один художник решил нарисовать лес», что лес – это единство растений и животных. Знакомство с понятием «ярусы леса», классификация растений по ярусам. Знакомство с ролью грибов в жизни лесного сообщества. Развитие логического мышления при решении математической задачи. Систематизировать знания о животных леса, уметь отличать их от представителей других природных зон. | Составление коллажа «Жизнь леса» Отрывок сказки «Как один художник решил лес нарисовать» Знакомство с ярусами леса, чтение отрывка из произведения М.М.Пришвина (повторение разнообразия растительного мира леса) Чтение отрывка о роли грибов, решение логической задачи Игра на перечисление представителей животного мира леса, решение математической задачи. Групповая работа по классификации зверей по общему признаку с взаимопроверкой. | Планируемый результат: Получение первичного представления о лесе как едином сообществе растений и животных. Создание модели лесного сообщества. Распределение животных по ярусам. Получение знаний о том, что такое ярусы леса. Введение нового понятия. Ознакомление с заселением животных по разным ярусам. Подтверждение личного опыта отрывком из литературного произведения. Проверка правильности распределение на модели леса животных по ярусам. Представление о функциях грибов в лесном сообществе. Развитие логического мышления. Перечисление представителей животного мира леса с опорой на жизненный опыт. Упражнение в решение математической задачи, выяснение продолжительности жизни зайца. Распределение зверей разных природных зон по группам, определение животных леса в одну группу. | |
| |||
Цели: | Варианты заданий (информационный, импровизационный, эвристический) | Планируемый результат: | |
Составление цепи питания, сравнение своей цепи питания с цепью питания соседа по парте. Обсуждение взаимосвязей каждого звена. Выстраивание предположения последствий при изменении вида питания хищников. Подтверждение предположений, что лес – сообщество. Аргументированное подтверждение данного вывода. Формирование экологической культуры. Возможность выбора д/з и реализации творческого потенциала. | Моделирование цепи питания и ситуации хищники – вегетарианцы Анализ связей растений и животных Вывод: лес-сообщество Экологическая игра «правила поведения в лесу» Эмоциональное завершение урока стихотворением Дифференцированное д/з | Умение выстраивать цепи питания, обосновывать значимость каждого звена, прогнозировать последствия разрушения экологических связей. На основе жизненного опыта, наблюдений в ходе урока и анализа полученных знаний получить подтверждение, что лес – сообщество растительного и животного мира, в котором все взаимосвязано. Обсуждать нарушения экологических связей в лесном сообществе по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем. Выбор д/з на основе самооценки и мотивации. | |
4 Рефлексивная деятельность | |||
Цели: | Самоанализ и самооценка ученика | Планируемый результат: | |
Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения/ мотивации способов деятельности, общения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. | Рефлексивный экран Слайд №…. Карточка «Оценочный лист урока» на основе собственного восприятия успешности учебной деятельности на данном уроке. | Формирование умения анализировать и оценивать успешность своей деятельности. Регулятивные: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, осознание качества и уровня усвоения, делать самостоятельно выводы; Познавательные: умение строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи; Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности, самооценки. | |
Самоанализ и самооценка учителя | |||
Развитие рефлексивных навыков учителя. | Соотнесение результата урока с поставленными целями. Анализ степени сформированности ключевых компетенций, формируемых в рамках изучения учащимися данной темы. | Оценка эффективности проведённого урока с позиции требований ФГОС. Формулирование выводов с целью планирования дальнейшей педагогической деятельности. |
Ход урока
- Организационный момент
Карта природных зон: Презентация слайд 2
Широко раскинулся на территории нашего края зеленый океан лесов. Плещутся в этом океане белоствольные березки, темные ельники, сосновые боры.
2. Определение темы и цели урока
О каком же главном богатстве нашей страны пойдет речь? (Дети высказываются.)
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи!
Ты же видишь, мы свои!
Да, ребята, совершенно верно, мы отправимся в лес.
- А кто из вас скажет, что такое лес?
- Ученые-экологи называют лес природным сообществом.
- Какова же тема нашего урока? (Жизнь леса, лес – природное сообщество). Вывешиваю на доску название.
- Ребята, как вы понимаете слово “СООБЩЕСТВО”? Подумайте, что это означает? По словарю Ожегова: “Сообщество – группа растительных или животных организмов, живущих вместе”. Группа растительных или животных организмов, временное или постоянное ведущих совместную жизнь. Слайд 3
- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Ставят цель: Познакомиться с лесом, как с лесным сообществом.)
- Чтобы достичь цели, нам нужно составит план . Составляют план.
1. Что такое лес?
2. Какие группы организмов составляют природное сообщество леса?
3. Как обитатели леса связаны между собой?
3. Реализация построенного проекта.
- И чтобы убедиться, что лес – это сообщество мы начинаем наш урок.
Работа над новым материалом. Моделирование коллажа
- Мы с вами будем составлять коллаж: «Жизнь леса. Лес – природное сообщество».
Дана рассказывает отрывок из рассказа Юрия Дмитриева о лесе. Важную роль в жизни леса играет почва. Почему? ??? (Ответы детей) Жизнь леса невозможна без почвы.
«Один художник решил нарисовать лес.
- Что такое лес? – размышлял он. – Конечно, деревья!
Нарисовал берёзы, ели, сосны и осины, дубы и липы. (уч-ся наклеивают деревья и кустарники)
А в углу нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел на ней сухие стволы.
- Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. Почему, ребята, это не лес?
– Без цветов, без трав – не лес!
Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох. (наклеивают травы и цветы)
- А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка. Нарисовал художник насекомых. (наклеивают насекомых)
- Нужны птицы, а ещё – кусты и ягоды, - не унимался старичок-лесовичок.
Было темно, и художник решил зажечь свет, (наклеивают солнце)
- Зачем необходимо солнце зеленым растениям? (для осуществления фотосинтеза)
Но вдруг послышались треск сучьев и чьё-то фырканье. Кто бы это мог быть? (наклеивают животных)
- Вот это лес! – сказал старичок - лесовичок и исчез. А может и не исчез, а притаился за кустом или деревом. Ведь прячутся же в нём тысячи жителей. И все вместе они и есть лес».
- Рассмотрите наш коллаж. Так что же такое лес?
Резюмирование по моделированию коллажа
Д. Лес – целый мир, в котором обитают множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана.
- На какой пункт плана мы ответили? (1)
Итак, мы с вами в лесу.
– Внимательно рассмотрите лес.
– Чем является лес для живых организмов? (Для живых организмов лес является домом.)
- Этот дом, как и наши дома – тоже многоэтажный.
- Может кто-то знает, как по-научному называются эти этажи? По - научному лесные «этажи» называют ярусами. Что это за этажи – ярусы, мы сейчас узнаем. Каждый этаж имеет свое название, дайте этим этажам названия, используя следующие описания.
– Первый ярус самый высокий. Многолетние растения с крупным твердым стеблем. Что это за ярус? (деревья)
- Назовите деревья смешанных широколиственных лесов (
- Какой ярус следует за деревьями и находится ниже? Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарники.)
Спускаемся еще на один ярус ниже. Что находится ниже кустарников? Растения с мягкими зелеными стеблями. (Травы.)
– А что же растет на самой земле? (Лишайники и мхи.)
Итак, сколько же ярусов у вас получилось? (4) см презентация 5 слайд
Познакомьтесь, как писал о лесных этажах М.М.Пришкин. Слайд 6
- Проверьте, правильно ли мы распределили животных по ярусам? (Коллективная проверка)
- Как вы думаете, лесу грибы нужны?
- Найдем ответ на этот вопрос в учебнике на с 164. См.чт.
Д. Грибы помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков.
Слайд 7. Решите математическую задачу:
Из леса принесли 38 грибов: белых, подосиновиков и подберёзовиков. Подберёзовиков было в 4 раза больше, чем белых, а подберёзовиков и подосиновиков вместе было 34 гриба. Сколько грибов каждого вида принесли из леса? 38-34=4 – белые, 4*4=16 - подберезовики, 16+4=20 – белые и подберезовики, 38-20=18 - подосиновики
- О ком еще обязательно нужно сказать, говоря о лесе? Слайд 8
Д. О животных. Перечислите животных смешанных широколиственных лесов. Мозговой штурм
См. работа в группах «Классификация животных по общему признаку» со взаисопроверкой. Наклеить передать в др. группу свою работу
Задача: Продолжительность жизни белки 6 лет, что составляет 3/5 продолжительности жизни зайца. Сколько лет может жить заяц? 6:3*5=10(лет)
- Какой пункт плана выполнили? (2)
4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Главным в любом сообществе являются пищевые цепи.
Работа в парах. Моделирование Цепи питания
- Сейчас мы займёмся моделированием.
- А что это такое?
- Вы будете в парах строить модель цепи питания. Вспомните свои наблюдения в природе и составьте цепи питания. Каждая пара по цепочке проговаривает цепь питания, характерную для лесного сообщества. Например: ель → жук→дятел→ястреб; сосна (шишка)→белка→ласка→волк.
Разбор цепи питания на доске. Убрали одно звено.
- Что произойдет с пищевой цепочкой, если один из её элементов исчез?
Моделирование ситуации «Хищники – вегетарианцы»
- Представьте, что хищники стали вегетарианцами. (Травоядные животные размножаются быстрее хищников, и их количество значительно увеличивается, они поедают все зеленые насаждения, которые вырабатывают кислород, значит, количество кислорода снизиться, дышать будет трудно, может произойти катастрофа. )
– Могут ли растения жить без животных, а животные без растений? (Нет. Они живут как бы семьей, помогая друг другу.)
– Приведите примеры такой помощи. (Например, белка, запасая себе корм на зиму, уносит шишки далеко от дерева, на котором они выросли, так распространяются семена.) Слайд 9
- Какой пункт плана мы выполнили? (3)
5. Подведение итогов
У. – Подводя итог, что вы можете сказать о жизни леса?
- Растения являются средой обитания, жилищем для животных. Растения в лесу растут ярусами. Животные делят между собой эти этажи: одни живут на деревьях, другие – в кустах, третьи – на земле или даже под землей. Все живые организмы леса живут сообща. Животные питаются растениями. Отмершие растения и животные участвуют в образовании почв. С помощью животных происходит размножение растений. Одно звено не может существовать без другого. Мы называем лес природное сообщество.
– По чьей вине чаще всего нарушается в лесу экологическое равновесие?
Плакат «Правила поведения в лесу»
– Посмотрите на условные знаки «Правила поведения в природе» и расскажите о защите леса.
Любите родную природу -
Озёра, леса и поля,
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная Земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
6. Домашнее задание.
- Дома вы выполните задание по выбору: 1) прочитаете текст учебника; 2) выполните задание в тетради стр.76-77
3) творческая работа «Мини – сочинения».
– продолжить сочинение 2 – 3 предложениями.
1. Если бы я был лесничий, я бы …
2. Я - лесной доктор, потому что …
3. Если бы я был зверек, я бы …
4. Я – береза. Меня называют лесной красавицей за то, что …
6. Рефлексия:
Ну что ж, ребята, наш урок подошёл к концу. Давайте вспомним тему урока. Какова была наша цель? (Изучить лес и все взаимосвязи) Мы её достигли?
- Расскажите, чему вы научились по схеме. Слайд 10
-Выполните в листе самооценке последние отметки. Оцените свою работу. (оценочный лист урока)
- Урок окончен!!! Еще раз всем большое спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного мероприятия по экологии для начальной школы "Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды!
Сценарий мероприятия для 3-4 классов экологической направленности....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе
Задачиурока:1. Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....
тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс
тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...
Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса
Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....
Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова
Презентация по окружающему миру разработан на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки" Программа "Гармония"...
Интегрированный урок математики и развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности (« Окружающий мир») по программе 8 вида
интегрированный ИИнтегрированный урок по программе 8 вида для 1 класса...
Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)
Данное дидактическое пособие было создано с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также, прописаны методические реком...