Урок окружающего мира в 1 классе "Мы - Россияне"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Цветкова Светлана Ромальдовна

Урок составлен по УМК "Начальная школа XXI века", под редакцией Виноградовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_urok.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Мы - Россияне

Тип урока: Открытие новых знаний

Цель: расширять знания о родной стране, о многонациональности России, об особенностях и самобытности каждой национальности, прививать любовь и гордость за свою страну, национальность. Продолжать развивать навыки учебного сотрудничества.
Планируемые результаты образования:

 Предметные: научатся объяснять понятия права, обязанности; почему человек должен соблюдать права и выполнять обязанности гражданина России, презентация.

 Метапредметные (критерии сформированности оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

 Регулятивные: целеполагание – выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос.

 Познавательные: общеучебные – называть объекты действительности в соответствии с содержанием учебного предмета; предметные – знать и объяснять понятия права, обязанности, почему человек должен выполнять свои обязанности.

 Коммуникативные: управление коммуникацией – адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 Личностные: самоопределение – осознают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, проявляют чувства сопричастности и гордости за свою Родину.

Оборудование урока: карта России; наглядный материал: картинки костюмов народов, проживающих на территории России, предметов быта, искусства и культуры; набор картинок для групповой работы в соответствии с темой урока; предметы русского народного искусства и быта (деревянные расписные ложки, посуда – гжель, хохлома, жостовский поднос), файлы, клей

Форма проведения урока: урок-творчество.

Учебно – методическое пособие: программа "Начальная школа XXI века", учебник "Окружающий мир" 1 класс, под редакцией Н. Ф. Виноградовой.

Парты в классе стоят по 6 вместе и наискосок. Это позволяет сэкономить время при работе в группах (дети уже знают, что они и есть группа) и делает удобной работу для детей во время урока (обзор, свобода в движениях).

Ход урока.

1.Организационный момент

Звучит первый куплет Российского гимна. Дети слушают/поют стоя. МАГНИТОФОН

- С чего мы начали наш урок?

- А почему с гимна? (мы говорим о Родине, о России)

2. Актуализация знаний

- Как называется наша страна? (Россия)

- Скажите полное название (Российская Федерация)

- Назовите столицу нашей страны (Москва)

- Чем является Россия для нас? (Родина) Россия – родина моя.

- Что для вас Родина?

 

- Ребята, на прошлом уроке мы уже познакомились с Государственными символами нашей страны.

- Назовите их (гимн, герб, флаг)

- Где вы их видели у нас в школе?

- Как вы думаете, а чтобы узнать о стране, достаточно ли только этих символов?

-  Оказывается, есть еще много нужного, что можно рассказать о той стране, в которой мы с вами живем.

- А сейчас я предлагаю вам поиграть в интересную игру. Представьте, что к нам в гости собираются приехать дети-первоклассники, например, из Великобритании.

- Сможете ли вы их понять при встрече?

- Проблема в том, что вы не умеете говорить на английском, а они на русском языке.

- В незнакомых странах, для людей, которые приезжают к ним в гости, по делам и не знают языка этой страны, созданы специальные книги-путеводители. В этих книгах рассказывается обо всем самом главном и интересном в этой стране.

- А как вы понимаете слово «путеводитель»? (ведет по пути)

- Как же нам рассказать о нашей стране? (Дети отвечают, что мы тоже создадим книжку-путеводитель).

- У нас должна получиться 1 книжка-путеводитель. 

- Из чего состоит книжка? (из страниц)

 - Каждая группа будет работать над определенными страницами нашей книжки. У вас на столах лежат два конверта

- Что вы на них видите?

- Один с восклицательным знаком, другой - с вопросительным. 

- Для создания своей книжки-путеводителя, вы можете использовать все то, что лежит в конвертах с (!) знаком. В этом конверте находится то, что вы уже знаете. А конверт с вопросительным знаком – еще тайна и загадка для вас, которую вы в конце урока должны разгадать.

1 группа – ваше задание – создать и оформить обложку книжки;

2 группа – вы создаете страницы с государственными символами нашей страны;

3 группа – вы на свои страницы добавляете то, что еще должны знать наши гости о нашей стране.

- Посовещайтесь, выберите из конверта и наклейте нужные картинки, подумайте, в каком порядке вы бы их разместили. Готовые страницы вложите в файлы. Затем, вместе, выберите того, кто будет демонстрировать и рассказывать о созданных вами страницах книжки. Когда ваша группа будет готова, возьмитесь за руки и поднимите их вверх. Это будет означать то, что вы готовы. Участники всех групп внимательно слушают отвечающего и дополняют ответы в случае необходимости.

(На партах картинки флага, герба, гимна, Красной площади, березы, карточки со словами – Москва, "Россия – Родина моя!")

Дети выполняют задание

Учитель:

- Ребята, а что вы поместили на первой странице вашей книжки? (ответы детей)

В ходе работы детей - учитель:

- Какие слова у вас написаны с заглавной буквы?

- Ребята, а почему слова Москва, Россия, Родина – написаны с заглавной буквы? (Названия стран, городов пишутся с заглавной буквы)

Дети выполнив работу демонстрируют ее, сопровождая рассказом.

1 группа - наклеила на страницу картинку с березками и название книжки "Россия – Родина моя"

Дети: В России много берез. Она является символом нашей страны. Про березку говорят: "русская красавица". А еще мы наклеили название нашей книжки

2 группа – наклеили флаг, герб, гимн России.

Дети: Мы наклеили символы нашей станы – флаг, герб и гимн. Флаг нашей страны из 3 цветов. Белый цвет – это цвет мира. Он говорит о миролюбии нашей страны. Синий цвет – это вера, верность. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей. Красный цвет – цвет силы. Это цвет крови, пролитой за Родину и ее независимость.

Герб России – двуглавый орел – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Двуглавый орел, охраняя государство смотрит и на запад, и на восток. Корона на голове орла – символ законности, означающий, что страна живет по законам чести и справедливости. В одной лапе орла скипетр – символ власти, а в другой лапе – золотой шар, который называют "держава" - символ могущества страны.

Гимн – это главная песня нашей страны. Её слушают стоя и молча. Она звучит во время торжественных моментов.

- Приведите пример такого торжественного момента (победителю на Олимпиаде)

3 группа – наклеили Кремль на Красной площади, слово Москва.

Дети: мы наклеили Кремль. Он находится на Красной площади. Красная площадь – самая главная и красивая площадь нашей страны. Главным городом нашей страны является Москва.

Все созданные детьми страницы в файлах складываются вместе в нужном порядке и крепятся в папке-книжке.

Учитель:

- Вы все прекрасно справились с заданием. У нас получилась очень интересная книжка-путеводитель. В её создании каждый принимал активное участие. Молодцы!

Учитель:

- Ребята, как я уже говорила, наша книжка получилась замечательной, но может ли книжка состоять всего из 1-3 страниц? (нет)

- Правильно, не может.

- Ребята, как вы думаете, это все, что можно рассказать о нашей стране? (нет)

- И сегодня, мы с вами продолжим знакомиться с удивительным и интересным вокруг нас.

На доске висит карта России

– Посмотрим ещё раз на карту. Россия – самая большая страна на свете. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы проходят по суше и по воде. Никакая, даже самая сильная птица не смогла бы быстро преодолеть такие расстояния. Только вдоль сухопутной (по суше) границы ей пришлось бы лететь не меньше двух месяцев. А вдоль морских – ? на 2 месяца больше, чем вдоль земли, сколько это месяцев?4)

             Птице повстречались бы 16 разных стран – столько соседей у России.

            Более 140 народов живут на территории России. Каждый проживающий в России принадлежит к какому-либо народу. Это - татары, чуваши, буряты, ненцы, чукчи, якуты, русские. Но все мы - россияне.

- Про нас говорят, что мы - самая многонациональная страна!

- Как вы это понимаете?

- Ребята, в нашем классе учатся дети каких национальностей?

- Да, ребята не только русские, и азербайджанцы, армяне и украинцы. Мы все разные …А как мы должны жить России? (дружно, мирно). Потому что Родина у нас у всех одна!

3) Физминутка МАГНИТОФОН

Учитель:

- А теперь, мы немножко отдохнем!

Физминутка выполняется со словами из песни "Я, ты, он, она…"

 Я, ты, он, она-

 Вместе - целая страна.

 Вместе – дружная семья,

 В слове «МЫ» – сто тысяч «Я».

 Большеглазых, озорных,

 Черных, рыжих и льняных,

 Грустных и веселых

 В городах и селах!

 Над тобою солнце светит,

 Родина моя,

 Ты прекрасней всех на свете,

 Родина моя!

4) Открытие нового знания.

Учитель:

- А сейчас, мы с вами будем маленькими исследователями.

- Давайте вспомним, кто такой исследователь? (В словаре Ожегова, исследователь - это человек, занимающийся научными исследованиями)

-Мы с вами будем знакомиться с историей разных народов, и в этом нам поможет. Что? (показываю учебник окружающего мира)

РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ.

- Откройте свои учебники на стр. 25 и скажите, кто изображен внизу страницы?

-Внимательно рассмотрите изображенных людей.

- Во что они одеты? в народные костюмы.

- Какие народные костюмы там изображены?

- Опишите их. (дети описывают их)

- Они чем-нибудь похожи? (нет).

- Какой вывод можно сделать, глядя на эти костюмы? (Каждый народ имеет свой, неповторимый костюм)

- Предположите, чем еще, кроме костюмов, могут отличаться народы? (Песни, сказки, предметы искусства)

- Правильно и с некоторыми из них мы с вами и познакомимся на странице 26 и 27

- А для этого, мы сейчас снова поработаем с вами в ГРУППАХ.

1 группа – вы отвечаете на вопрос, чем славились русские мастера.

2 группа – чем славились татарские мастера.

3 группа – чем славились народы Севера (ненецкие мастера)

- Когда группа будет готова – снова возьмитесь за руки.

Группы рассказывают о народных промыслах, опираясь на иллюстрации учебника.

Учитель:

- Молодцы, ребята!

Учитель:

- Ребята, а вам бы хотелось еще больше узнать о русской народной культуре? (Да)

Звучит русская народная песня "Я за то люблю Ивана…"

Учитель:

- Ребята, кто знает, какому народу принадлежит эта песня? (русскому)

- Как вы догадались? (ответы детей)

- Ребята у нас необычная гостья. Кто скажет, что за костюм на ней надет? (русский народный)

- Почему вы так решили? (Дети отвечают)

- Кто знает, что это у девушки в руках? (каравай)

- А для чего пекут караваи? (Это традиция русского народа, их пекут, когда встречают дорогих гостей).

- А где у нас в школе можно увидеть предметы культуры русского народа? (в школьном музее)

- Гостья принесла нам необычные подарки

- Что это?

(на столе предметы – деревянные ложки (хохлома); расписной поднос (жостово);  гжель

- Некоторые ребята уже изучили материал об этих предметах

(Ученик берет нужный ему предмет) – деревянные ложки.

Существует легенда. Жил в одном из нижегородских сёл искусный мастер. Резчик по дереву. Делал он чашки, ложки, ковши да плошки. Кашу варил, из тех плошек ее ел, да птиц угощал. Как-то прилетела к нему сказочная жар-птица, золотое перо.  Поклевала кашу, а, улетая, задела крылом посуду, и она стала золотой.

Это, конечно, сказка. Но когда смотришь на хохломские изделия, так и кажется, что волшебная птица постаралась.

________________________________________________________________

В Жостове (деревня под Москвой) производятся подносы самых разнообразных форм: прямоугольные (сибирские), овальные, круглые, крылатые с фестончатыми краями, готические с краями и другие. Основное направление в жостовской росписи - цветочный букет.
Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами.

________________________________________________________________

https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=2ddf3b9cd7cdec46c109581ce55ea8a7-l&n=13

Гжель - это название подмосковного местечка.

- На уроках изо мы с вами более подробно познакомимся с каждым видом росписи и даже научимся выполнять некоторые элементы

5) Первичное закрепление.

Учитель:

- Ребята, нам удалось узнать новое на сегодняшнем занятии? (Ответы детей)

- Я думаю, что теперь, с полученными новыми знаниями, мы можем продолжить создание нашей книжки-путеводителя.

РАБОТА В ГРУППАХ.

Учитель:

- Мы теперь можем открыть конверт с вопросительным знаком? (да)

Дети открывают конверт № 2

В конверте лежат картинки территории нашей страны, картинки людей в национальных костюмах разных народов, картинки предметов искусства и промыслов)

Учитель:

- Внимательно слушайте задание.

1 группа – вы наклеиваете картинки, которые относятся к русскому народу 

2 группа – вы наклеиваете картинки, которые относятся к татарскому народу

3 группа – вы наклеиваете картинки, которые относятся к народам Севера

- Ребята, при выполнении задания можно пользоваться учебником

Учитель:

- Ребята, посмотрите, какая замечательная книжка у нас получилась!

7) Включение в систему знаний. Закрепление.

– Итак, как я уже сказала, у вас получилась очень интересная книжка-путеводитель.

Благодаря этой книге, о чем узнают наши иностранные гости- первоклассники?

(узнают, какая красивая и большая наша страна, сколько разных народов проживает в нашей стране. Как интересна, богата и неповторима история, культура каждого народа.)

- Как вы думаете, а это все, что можно рассказать о нашей Родине? (Но и это еще не все, что мы можем рассказать о нашей удивительной стране! )

-Каждый наш следующий урок, будет дарить нам новые знания. И все, о чем мы будем узнавать, мы будем вносить на страницы нашей книжки-путеводителя. Согласны? (да!)

- Ребята, с какими национальностями мы познакомились подробнее? (русские, народы Севера, татары)

- Ребята, они все проживают на территории России, Значит, мы все кто? РОССИЯНЕ

8) Рефлексия

- Ребята, какие же открытия каждый из вас сделал для себя?

-…(имя), что для тебя было сложным на уроке?

-…(имя), что удивило тебя на уроке?

-…(имя), какое задание для тебя было самым интересным?

Оценивание детей! 

- Вы все молодцы! Мне очень  понравилось, как вы работали. Спасибо вам за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....

Урок окружающего мира на тему : "Праздники в жизни Россиян"

Родина – мать, умей её защищать.        -Как вы понимаете её смысл ?...

Урок окружающего мира с ЭОР во 2 классе "Праздники в жизни россиян"

Познакомить учащихся с всенародными праздниками граждан РФ...

Презентация урока окружающего мира "Конспект урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы" 2 класс

Презентация урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание" 2 класс Урок разработан, исходя из новой пр...