Рабочая программа по окружающий мир 4 класс УМК "Начальная школа 21 века" 2021-2022 учебный год
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Куркина Мария Николаевна

Рабочая программа по окружающий мир

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr._mir.docx242.92 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\1\Pictures\2021-09-22 омир\омир 001.jpg

Календарно – тематическое планирование по окружающему миру

№ п/п

Название темы урока

Сроки изучения

Примечание

по плану

по факту

Человек-живое существо (организм)- 10 ч.

1

Общее строение организма  человека.

02.09-03.09

2

Нервная система. Головной и спинной мозг.

06.09-10.09

3

Двигательная система организма человека.

06.09-10.09

4

Пищеварительная система.

13.09-17.09

5

Пищеварительная система.

13.09-17.09

6

Дыхательная  система.

20.09-24.09

7

Кровеносная система. Кровь и ее значение. Сердце - главный орган

кровеносной системы.

20.09-24.09

8

Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества

27.09-01.10

9

Кожа.

27.09-01.10

10

Обобщение по теме: «Человек-живое существо»

04.10-08.10

Как человек воспринимает окружающий мир (4 ч).

11

Зрение. Гигиена зрения.

04.10-08.10

12

Слух. Гигиена слуха

11.10-15.10

13

Обоняние, вкус, осязание их роль в жизни человека.

11.10-15.10

14

Обоняние, вкус, осязание их роль в жизни человека.

18.10-22.10

Мир чувств- (3 ч.)

15

Мир чувств. Эмоции.

18.10-22.10

16

Внимание.

25.10-29.10

17

Зачем человеку память. Проверь себя.

25.10-29.10

Ты и твое здоровье (11ч.)

18

Правила здоровой жизни.

08.11-12.11

19

Режим дня.

08.11-12.11

20

Правила закаливания.

15.11-19.11

21

Можно ли снять  усталость?

15.11-19.11

22

Поговорим о  вредных  привычках.

22.11-26.11

23

Поговорим о  вредных  привычках.

22.11-26.11

24

Когда дом становится  опасным.

29.11-03.12

25

Улица полна неожиданностей.

29.11-03.12

26

Улица полна неожиданностей.

06.12-10.12

27

Если случится беда.

06.12-12.12

28

Если случится беда. Ядовитые грибы и растения.

13.12-17.12

Человек — часть природы (2 ч.)

29

Чем человек отличается от  животных.

13.12-17.12

30

От рождения до старости (развитие человека).

20.12-24.12

Родная страна от края до края (16 ч)

31

Поговорим о доброте.

20.12-24.12

32

Что такое справедливость.

27.12-31.12

33

О смелости.

10.01-14.01

34

Умеешь ли ты общаться.

10.01-14.01

35

Природные зоны России. Зона арктических пустынь.

17.01-21.01

36

Природные зоны России. Зона тундры.

17.01-21.01

37

Природные зоны России. Тайга и зона.

24.01-28.01

38

Природные зоны России. Зона смешанных лесов.

24.01-28.01

39

Природные зоны России. Степь.

31.01-04.02

40

Природные зоны России. Пустыня и субтропики.

31.01-04.02

41

Почвы России.

07.02-11.02

42

Рельеф России.

07.02-11.02

43

Рельеф России.

14.02-18.02

44

Как возникали и строились города.

14.02-18.02

45

Россия и ее близкие и дальние соседи

21.02-25.02

46

Россия и ее близкие и дальние соседи

21.02-25.02

Гражданин и государство (3 ч.)

47

Гражданин и государство.

28.02-04.03

48

Права и обязанности граждан.

28.02-04.03

49

Символика России. Проверь себя.

07.03-11.03

Человек и культура (12 ч.)

50

Что такое культура.

07.03-11.03

51

Из истории письменности.

14.03-18.03

52

О первых школах и книгах.

14.03-18.03

53

Чему и как учились в России при Петре I.

21.03-25.03

54

Русское искусство до XVIII века.   Художественные ремесла

04.04-08.04

55

Русское искусство до XVIII века. Музыка в Древней Руси. Скоморохи.

04.04-08.04

56

Искусство России XVIII века. Архитектура

11.04-15.04

57

Искусство России XVIII века. Живопись. Государственный публичный театр

11.04-15.04

58

«Золотой век» русской культуры (XIX век). Поэты и писатели

18.04-22.04

59

«Золотой век» русской культуры (XIX век).Композиторы

18.04-22.04

60

«Золотой век» русской культуры (XIX век).Художники

25.04-29.04

61

Искусство России ХХ века.

25.04-29.04

Человек – защитник своего Отечества (7 ч.)

62

Как Русь боролась с половцами. Битва на Чудском озере.

02.05-06.05

63

Битва на Чудском озере.  Куликовская битва.

02.05-06.05

64

Отечественная война 1812 года.

09.05-03.05

65

Великая Отечественная война 1941- 1945 гг.

09.05-13.05

66

Великая Отечественная война 1941- 1945 гг.

16.05-20.05

67

Проверь себя.

16.05-20.05

68

Резерв

23.05-25.05

Тематическое планирование

Название темы урока

Кол-во часов

Планируемые образовательные результаты

Человек-живое существо (организм)- 10 часов

      1

Общее строение организма человека.

1

Обсуждать содержание шмуцтитула: о чём ты узнаешь, на какие вопросы ответишь. Вести учебный диалог: «Можно ли назвать человека телом живой природы? Какие признаки живых существ — животных и растений — можно отнести и к человеку?» Понятие организм. Характеризовать функции разных систем органов. «Чтение» рисунка-схемы «Внутренние органы человека».

2

Нервная система. Головной и спинной мозг.

1

Читать рисунок - схему, обсуждать тексты «Головной мозг», «Спинной мозг». Составлять план пересказа на тему «Нервная система человека». Характеризовать функции разных систем органов, обсуждение текста учебника «Нервная система», взаимосвязи наук анатомии, физиологии, гигиены.

3

Двигательная система организма человека.

1

Узнают, что такое скелет и мышцы. Значение опорно-двигательной системы. Осанка. Предупреждение искривления позвоночника, защита спинного и головного мозга. Сравнивать куклу тряпичную и пластмассовую. Высказывать предположение: «Каким было бы тело человека, если бы не имело костей?» Читать и обсуждать тексты: «Скелет – опора тела», «Мышцы умеют сокращаться». Работать в парах: готовить ответ на вопрос «Можно ли выполнять сложные движения, не думая о том, как это делать?» Характеризовать функции разных систем органов. Работать в группах: составлять презентацию «Какие занятия полезны для мышц?»

4

Пищеварительная система.

1

Узнают строение пищеварительной системы. Значение пищеварительной системы. Зубы. Правила ухода за зубами. Выполнять задание на обобщение пройденного материала: «Почему человек должен питаться?» Работать с рисунком-схемой «Пищеварительная система». Составлять рассказ-рассуждение: «Как пища  переваривается?» Характеризовать функции разных систем органов.

5

Пищеварительная система.

1

Пересказывать текст рубрики «Этот удивительный мир». Работать в парах: готовить памятку «Как беречь зубы». Характеризовать функции разных систем органов

6

Дыхательная система.

1

Узнают систему органов дыхания. Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания. Первая помощь при простудных заболеваниях. Пересказывать текст рубрики «Этот удивительный мир». Работать в парах: готовить памятку «Как беречь зубы». Характеризовать функции разных систем органов система». Проводить опыт «Измерение давления». Работать с рисунком-схемой. Составлять рассказ-рассуждение. Работать в парах: подготовка памятки «Правила бережного отношения к дыхательной системе» (с опорой на иллюстративный материал). Характеризовать функции разных систем органов.

7

Кровеносная система. Кровь и ее значение. Сердце - главный орган

кровеносной системы.

1

Узнают органы кровеносной системы. Кровь, ее функции. Состав крови.

Участвовать в учебном диалоге: «Почему кровеносную систему называют транспортной?»

(на основе высказанных предположений). Строить рассказ- рассуждение с опорой на рисунок-схему. Проводить опыт «Измерение пульса».Проводить специально организованное наблюдение (работа с микроскопом).

8

Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества

1

Узнают органы выделения: почки, мочеточники, мочевой пузырь.  Главный орган выделения – почки. Работать с рисунком-схемой «Выделительная система». Сравнение самостоятельно составленного текста (на основе рисунка-схемы) с текстом учебника. Решать логическую задачу: «Почему при обследовании больного делают анализ его мочи?» Характеризовать функции разных систем органов.

9

Кожа.

1

Основные понятия. Кожа, ее роль в организме. Строение и функции кожи. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание. Первая помощь при легких травмах

Читать текст, формулировать вывод. Составлять памятку «О коже нужно заботиться». Характеризовать функции разных систем органов

10

Обобщение по теме: «Человек-живое существо»

1

Характеризовать функции разных систем органов

Как человек воспринимает окружающий мир - 4 часа

11

Зрение. Гигиена зрения.

1

Узнают органы зрения, их значение в жизни человека. Охрана зрения. Гигиена зрения. Обсуждение высказанных гипотез по вопросу «Почему поэт связывает слова “Я живу” с органами чувств человека?» Проводить опыт: «Рассмотрим предметы». Обсуждать вывод: «Глаза — органы зрения, наши „окна" в мир». Работать в парах: подготовка памятки «Береги глаза». Характеризовать функции разных систем органов. Представлять информацию в «свёрнутом» виде (памятка). Выполнять рефлексивные действия: самооценка взаимодействия в совместной деятельности; самоконтроль правил поведения

12

Слух. Гигиена слуха

1

Узнают органы слуха, их значение в жизни человека. Строение органа слуха. Охрана слуха. Гигиена слуха. Характеризовать функции разных систем органов. Читать информацию, представленную на рисунках-схемах. Представлять информацию в «свёрнутом» виде Характеризует (на элементарном уровне и с помощью рисунков-схем) строение и основные функции органов слуха, вкуса, обоняния, осязания.

Соблюдает правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств.        Высказывает и обсуждает гипотезы, формулирует вывод на основе наблюдений, сопоставляет, обобщает. Проводит опыт, наблюдения. Участвует в дидактической игре. Читает, пересказывает. Принимает правила участия в учебном диалоге. Выполняет рефлексивные действия: самооценка взаимодействия в совместной деятельности; самоконтроль правил поведения в житейских. Целостно, гармонично воспринимает мир. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями.

13

Обоняние, вкус, осязание их роль в жизни человека.

1

Узнают органы обоняния, вкуса, осязания, их значение в жизни человека. Дегустация. Рецепторы. Принимать участие в беседе «Что такое обоняние» (на основе имеющихся представлений).

14

Обоняние, вкус, осязание их роль в жизни человека

1

 Проводить опыты: «Проверим своё обоняние» и «Проверим свой вкус». Работать с рисунком-схемой «Как мы чувствуем запахи?» Вести учебный диалог «Осязание» (на основе высказанных предположений). Характеризовать функции разных систем органов

Мир чувств- 3 часа

15

Мир чувств. Эмоции

1

Основные понятия.Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Умение управлять своими чувствами. Настроение человека.Опыт «Измерение пульса при спокойной работе в классе и при ответе на трудный вопрос». Поддерживать учебный диалог (на основе высказанных предположений): «Что отличает человека от машины-робота?» Выделять главную мысль текста. Работать в группах: разыгрывать житейские ситуации (по выбору детей). Составлять рассказ повествование по картине В. Перова «Тройка» по коллективно составленному плану. Работать в группах: составление памятки «Учимся владеть собой!». Характеризовать функции разных систем органов.

16

Внимание.

1

Обсуждать житейские ситуации на тему «Когда внимание начинает „работать"?». Формулировать вывод «Что такое внимание?» Выполнять задание на развитие внимания (по рисункам учебника). Работать в парах: обсуждать альтернативные суждения.

Работать с листом самооценивания «Всё ли удалось нам (мне) в совместной работе?»

17

Зачем человеку память. Проверь себя.

1

Основные понятия. Память, ее значение в жизни  человека. Развиваем память: 5 шагов. Обсуждать высказанные предположения «Зачем человеку память?». Выполнять задание на выбор альтернативного суждения: как лучше запоминать. Работать в группах: составление памятки «Развивай память!» Анализировать шмуцтитул: о чём ты узнал, на какие вопросы можешь ответить, о чём тебе хотелось бы ещё узнать.

Ты и твое здоровье -11 часов

18

Правила здоровой жизни.

1

Анализировать шмуцтитул: о чём ты узнаешь, на какие вопросы ответишь. Вести учебный диалог: обсуждать ответы на вопрос «Какие условия нужно соблюдать при составлении режима дня?» Составлять текст по последовательной серии иллюстраций. Обсуждать вывод: «Что важно учесть при выполнении режима дня?» Читать и пересказывать текст рубрики «Здоровый человек — здоровый сон». Выполнять задание на самоконтроль и самооценку: проверь себя — выполняешь ли ты правила здорового

19

Режим дня.

1

Узнают режим дня: его значение в жизни человека. Значение правильного сна и правильного питания в жизни человека. Задание на анализ текста: формулирование вывода «Каковы особенности рационального питания?» Работать в парах: составление памятки «Правила рационального питания» (на основе иллюстративного материала учебника). Пересказывать текст рубрики «Этот удивительный мир».

20

Правила закаливания.

1

 Узнают, что закаливание – тренировка организма. Правила закаливания.  Вести учебный диалог: обсуждать правила закаливания (на основе текста учебника). Работать с листом самооценивания «Активность во время учебного диалога». Составлять текст по иллюстрациям учебника. Пересказывать текст рубрики «Жил на свете человек».

21

Можно ли снять усталость?

1

Узнают, как снять усталость. Читать текст и выделять его главную мысль. Работать в парах: характеризовать понятия «физический труд» и «умственный труд» (с опорой на иллюстрации учебника). Пересказывать текст рубрики «Этот удивительный мир». Составлять рассказ-описание «Дискобол» (по фотоскульптуры Мирона «Дискобол»).

22

Поговорим о вредных привычках.

1

Вести учебный диалог: «Поговорим о вредных привычках». Читать и обсуждать тексты «Курение опасно для здоровья», «Осторожно — спиртное», «Забава, которая приводит к смерти».

23

Поговорим о вредных привычках.

1

Составлять план ответа «Вредные привычки». Работать с рисунками- схемами: составление текста-рассуждения. Оформлять вывод: «Что вносят в жизнь человека вредные привычки?

24

Когда дом становится опасным.

1

Вести учебный диалог: обсуждение предположений о возможных причинах возникновения пожара. Читать и обсуждать главную мысль стихотворения С. Маршака «Пожар». Работать с иллюстративным материалом: составлять рассказ- рассуждение. Работать в парах. Выполнять игровое упражнение «Как пользоваться газовой плитой». Вести учебный диалог: обсуждать предположение «Может ли компьютер повредить здоровью?».

25

Улица полна неожиданностей.

1

Обсуждать правила поведения на улице, важность знаков дорожного движения. Обсуждать высказанные предположения о причинах дорожных происшествий с детьми.

26

Улица полна неожиданностей.

1

Обсуждать жизненные ситуации: «Улица полна неожиданностей». Работать в группах. Оформлять вывод: «Команды регулировщика важнее, чем сигналы светофора». Ролевая игра-упражнение «Сигналы регулировщика».

27

Если случится беда.

1

Принимать участие в игре  упражнении: «Помощь при травме». Читать текст «Если гроза застала тебя на прогулке» и выделять его главную мысль. Практическая работа

«Правила оказания первой медицинской помощи».

28

Если случится беда. Ядовитые грибы и растения.

1

Работать в группах: выбор и пересказ текста («Если тебя укусила пчела», «Ядовитые грибы», «Ядовитые растения»). Читать информацию, представленную в видеофильмах (слайдах). Осознавать необходимость беречь своё здоровье.

Человек — часть природы 2 часа

29

Чем человек отличается от животных.

1

Человек – часть природы. Особенности организма человека. Инстинкты. Мышление

 Вести учебный диалог: обсуждение высказанных предположений по вопросу «Чем человек отличается от животных?» (на основе иллюстраций учебника). Читать и обсуждать текст «Человек умеет думать и говорить».

30

От рождения до старости (развитие человека).

1

Основные понятия. Возраст человека. Условия роста и развития человека. Пора детства. Почему пожилым людям требуются помощь и поддержка.

Вести учебный диалог: обсуждать высказанные суждения. Строить рассказ- рассуждение на основе иллюстраций учебника. Читать информацию, представленную в таблице. Обсуждать проблему. Составлять план текста «Почему пожилым людям нужна твоя помощь». Работать с рубрикой «Картинная галерея»: рассказ-описание по картине. Составлять рассказ из личного опыта. Опыт «Измерение роста и веса младшего школьника». Анализировать шмуцтитул: о чём ты узнал, на какие вопросы можешь ответить, о чём тебе хотелось бы ещё узнать.

Родная страна от края до края   16 часов

31

Поговорим о   доброте.

1

Правила взаимодействия людей. Доброта – необходимое для человека качество

Анализировать шмуцтитул. Вести учебный диалог. Обсуждать жизненные ситуации с нравственных позиций. Объяснять смысл крылатых выражений. Оформлять вывод. «Добрыми бывают как чувства, так и поступки. Добрые поступки связаны с такими качествами человека, как внимательность, неравнодушие, отзывчивость»

32

Что такое справедливость.

1

Справедливость – важное качество настоящего человека. Вести учебный диалог: обсуждение качеств героев «Сказки о рыбаке и рыбке» А. Пушкина. Работать в группах: оценивать жизненные ситуации (кого из героев можно назвать справедливым). Оформлять вывод «Кого называют справедливым». Выполнять задание на самооценку участия в совместной деятельности (справедливо ли я вёл себя в процессе совместной деятельности)

33

О смелости.

1

Смелость – важное качество человека. Читать и обсуждать текст «Первый подвиг Геракла». Вести учебный диалог: обсуждать проблему «Смелость — это отсутствие страха или умение его преодолевать?» Объяснять смысл пословицы «Смелость города берёт».

34

Умеешь ли ты общаться.

1

Вести учебный диалог:  обсуждать жизненные ситуации и события, изображённых в художественных произведениях. Составлять памятку «Культура общения».

Работать в группах: сравнивать диалоги сказки «По щучьему велению». Оформлять вывод. Работать в группах: сравнивать и анализировать письменную речь, представленную в разных письмах. Работать в парах: составлять памятку «Если в дверь позвонили». Анализировать шмуцтитул: о чём ты узнал, на какие вопросы можешь ответить, о чём тебе хотелось бы ещё узнать.

35

Природные зоны России. Зона арктических пустынь.

1

Анализировать шмуцтитул: о чём ты узнаешь в этом разделе, на какие вопросы ты ответишь. Вести учебный диалог: обсуждать предположение, почему большинство животных Арктики имеют белую или очень светлую окраску, для чего полярной сове густой перьевой покров. Составлять тезисы по тексту рубрики «Знакомься: наша Родина». Вести учебный диалог: обсуждать предположение, почему полярная ива достигает пяти метров в длину, а не в высоту.

36

Природные зоны России. Зона тундры.

1

Природные зоны России. Особенности  климата, растительного и животного мира, труда и быта людей природных зон. Сравнивать картины Арктики и тундры (с опорой на иллюстрации и видеоматериалы), пересказ текстов рубрик «Знакомься: наша Родина», «Жил на свете человек», «Этот удивительный мир»

37

Природные зоны России. Тайга.

1

Природные зоны России. Особенности климата, растительного и животного мира, труда и быта людей природных зон, читать и обсуждать текст «Тайга». Работать в группах: составлять план-пересказ текста рубрик «Знакомься: наша Родина», «Этот удивительный мир», «Жил на свете человек».

38

Природные зоны России. Зона смешанных лесов.

1

Читать и обсуждать текст «Зона смешанных и широколиственных лесов».

Упражняться в классификации: заполнять таблицы (на основе иллюстраций учебника и справочных материалов). Находить информацию в справочной литературе; готовить презентацию по изученной теме.

39

Природные зоны России. Степь.

Природные зоны России. Особенности климата, растительного и животного мира, труда и быта людей природных зон

40

Природные зоны России. Пустыня субтропики.

1

Работать в группах: готовить вывод «Особенности степи как природной зоны» или «Особенности пустыни как природной зоны» (по выбору, на основе чтения текстов и анализа иллюстраций, а также справочной литературы»). Оценивать участие в совместной деятельности. Упражняться в классификации: заполнять таблицу. Самостоятельно подготовить рассказ о субтропиках (по желанию — с презентацией).

41

Почвы России  

1

Почва – среда обитания растений и животных. Состав почв России. Плодородие. Охрана почв. Проводить опыт: состав почвы. Вести учебный диалог: что такое почва (анализ текста учебника и результатов опыта). Обсуждать проблему: «Есть ли в природе вредные существа» (на основе текста рубрики «Этот удивительный мир»).

42

Рельеф России.

1

Вести учебный диалог: обсуждение истинности высказывания «Правомерны ли слова: Россия - страна великих равнин?» Работать с картой: описывать местонахождение Восточно¬Европейской и Западно ¬ Сибирской равнин. Анализировать текст «Восточно-Европейская равнина».

43

Рельеф России

1

Рельеф России. Равнины на карте России. Восточно-Европейская и Западно -Сибирская равнины – местоположение, особенности. Урал – Каменный пояс. Читать и обсуждать текст «Урал — Каменный пояс». Работать с картой «Кавказские горы» (местоположение, определение высоты). Работать с текстом рубрики «Жил на свете человек».

44

Как возникали и строились города.

1

Работать с рубрикой «Вспомни». Читать и анализировать текст «Как выбиралось место для строительства города»: характеризовать города как населённые пункты.

Обсуждать проблемы: «Каковы причины выбора места для основания города». Обсуждать сообщения учащихся (подготовленные дома): «Кремлёвские города» (с презентацией).

45

Россия и ее близкие и дальние соседи. Япония, Китай.

1

Слушать рассказ учителя: «Япония — Страна восходящего солнца», “ Китай – страна природных контрастов». Смотреть и анализировать видеоматериалы. Читать и пересказывать текст «Япония Страна восходящего солнца». Выполнять творческое задание (воображаемая ситуация): «Чем меня поразил город Токио?» (с опорой на иллюстративный материал). Работать в парах: сравнивать портреты (китаец, русский), описание внешнего вида людей разных национальностей. Анализировать результаты деятельности в парах (удачи, трудности, их причины). Читать текст «Китай — страна природных контрастов», смотреть видеоматериалы.

46

Россия и ее близкие и дальние соседи.

Финляндия – северный сосед России. Королевство Дания – западный сосед России. Составлять план рассказа- рассуждения. Самостоятельно готовить рассказ о Финляндии. Составлять рассказ на одну из предложенных тем («Дания —островное государство», «Столица Дании», «Великий гражданин Дании —Х. К. Андерсен») с использованием

карты и справочной литературы.

Гражданин и государство 3 часа

47

Гражданин и государство.

1

Принимать участие в беседе «Мы живём в Российском государстве». Играть «Спрашиваем — отвечай» (что ты знаешь о своём народе)

48

Права и обязанности граждан.

1

Слушать рассказ учителя: «Права граждан России». Строить рассказ-рассуждение «Права гражданина России» (с опорой на иллюстративный материал). Оценивать свою деятельность: как я выполнил задание.

49

Символика России. Проверь себя.

1

Обсуждать проблемы: «Кого называют патриотом». Работать с иллюстративным материалом: сравнивать и описывать символы России. Слушать гимн Росси

Человек и культура 12 часов

50

Что такое культура.

1

Вести учебный диалог: обсуждение проблемы, почему гражданин государства должен знать культуру своей Родины. Составлять рассказ «Чем я люблю заниматься?». Читать информацию, представленную в графическом (схема) и иллюстративном виде.  Оценивать совместную деятельность: удачен ли был её результат. Пересказывать текст рубрики «Жил на свете человек».

51

Из истории письменности.

1

Обсуждать предположения: можно ли представить современное общество без образованных людей. Сравнивать собственные высказывания с текстом учебника «Летопись —рукописная книга». Работать в группах: представлять текст в зашифрованном знаковом виде (пиктограммы). Читать пиктограммы. Читать и обсуждать текст «О первых школах и книгах», объяснять смысл указа князя Владимира. Готовить рассказ-описание по картине «Школа в Московской Руси».

52

О первых школах и книгах.

1

Образование – часть культуры. Получение образования – обязанность гражданина России. Первые школы на Руси. Особенности обучения в Древней Руси. Указ князя Владимира об открытии школ. Владимир Мономах и его «Поучение». Обсуждение: можно ли представить современное общество без образованных людей. Слушать рассказ учителя: «Владимир Мономах и его „Поучение"». Самостоятельно готовить сообщение «Первая Азбука». Составление плана рассказа «Особенности первых школ в России»

53

Чему и как учились в России при Петре I.

1

Начало XVIII века – время правления Петра I. Образование во время царствования Петра I. Школы XVIII века. Образование после Петра I. Первые университеты в России.

Обсуждать вывод: «Особенности образования в эпоху Петра I». Анализировать и сравнивать учебные планы: современный и XVIII века. Обсуждать предположения: «Почему Пётр I уделял особое внимание подготовке моряков». Составлять план рассказа по теме «Образование в XVIII веке». Пересказывать текст «Михаил Васильевич Ломоносов».

54

Русское искусство до XVIII века. Художественные ремесла

1

Работать с иллюстрациями. Пересказывать текст рубрики «Жил на свете человек». Вести учебный диалог: обсуждать предположение «Можно ли отнести предметы художественных ремёсел к произведениям искусства? «Описывать произведения художественного искусства Древней Руси.

55

Русское искусство до XVIII века. Музыка в Древней Руси. Скоморохи.

1

Музыка и обрядовые праздники наших предков. Первые артисты на Руси – скоморохи.

Пересказывать текст «Скоморохи (потешники) — первые артисты на Руси». Составлять рассказ-описание «Гусляры» (на основе картины В. Васнецова «Гусляры»).

56

Искусство России XVIII века. Архитектура

1

Читать и обсуждать текст «Архитектура» (с опорой на иллюстративные материалы учебника). Вести учебный диалог: обсуждать предположение справедливы ли слова

«Архитектура — застывшая музыка». Обсуждать вопросы: какие архитектурны е сооружения, кроме церквей и соборов, появились в XVIII веке?

57

Искусство России XVIII века. Живопись. Государственный публичный театр

1

Составлять рассказ-описание на тему «Какое произведение живописи нравится мне больше других?» (на основе иллюстраций, по выбору ученика). Пересказывать текст рубрики «Жил на свете человек».

58

«Золотой век» русской культуры (XIX век).  Поэты и писатели

1

Вести учебный диалог: обсуждать предположение, почему XIX век называют «золотым веком русской культуры». Читать и обсуждать текста «Поэты и писатели XIX века». Обсуждать проблемные вопросы. Работать в группах. Пересказывать текст, составлять рассказ- рассуждение, рассказ-описание.

59

«Золотой век» русской культуры (XIX век). Композиторы

1

Слушать рассказ учителя «Композиторы XIX века», слушание музыки М. Глинки, П. Чайковского. Составлять рассказ-рассуждение: «Почему я люблю музыку композитора ...».

60

«Золотой век» русской культуры (XIX век). Художники

1

Чтение и обсуждение текста «Товарищество передвижных выставок». Пересказывать текст рубрики «Жил на свете человек».

61

Искусство России ХХ века.

1

Вести учебный диалог: обсуждать предположения об особенностях произведений живописи XX века (на основ видеоматериалов и иллюстраций учебника). Играть в игру «Архитектурные памятники столицы» (на основе видеоматериалов и иллюстраций учебника).

Человек – защитник своего Отечества 7 часов.

62

Как Русь боролась с половцами.

1

Обсуждать проблему «Почему люди воюют». Осуществлять коммуникативную деятельность: повествовательные рассказы на темы «Войны в Древней Руси».

63

Битва на Чудском озере.  Куликовская битва.

1

«Великие войны России». Работать с картой: описание схемы боя А. Невского со шведскими захватчиками. Пересказывать текст «Куликовская битва» от первого лица (воображаемая ситуация — представь, что ты был участником Куликовской битвы).

64

Отечественная война 1812 года.

1

Отечественная война 1812 года. Основные сражения. Характеристика полководцев – Кутузова и Наполеона. Героизм народа. Готовить рассказ-повествование «Основные сражения Отечественной войны 1812 года». Пересказывать текст рубрики «Жил на свете человек», Составлять рассказ-описание «Василиса Кожина» (по картине А. Смирнова).

65

Великая Отечественная война 1941- 1945 гг.

1

Слушать рассказ учителя «Страницы Великой Отечественной войны» (с использованием

видеоматериалов).

66

Великая Отечественная война 1941- 1945 гг.

1

Основные сражения Великой Отечественной  войны. Героизм воинов и людей в тылу

Работать в группах: создание летописи Великой Отечественной войны с подбором иллюстративного материала.

67

Проверь себя.

1

68

Резерв

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа По Математике 1 классе УМК «Школа России» на ____2013-2014__ учебный год по ФГОС с УУД

Тип программы:  программа начального общего образования.Статус программы: рабочая программа учебного предмета.Назначение программы:- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализа...

Рабочая программа По ИЗО 1 классе УМК «Школа России» на ____2013-2014__ учебный год по ФГОС с УУД

Тип программы:  программа начального общего образования.Статус программы: рабочая программа учебного предмета.Назначение программы:- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализа...

Рабочая программа По Музыке 1 классе УМК «Школа России» на ____2013-2014__ учебный год по ФГОС с УУД

Тип программы:  программа начального общего образования.Статус программы: рабочая программа учебного предмета.Назначение программы:- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализа...

Рабочая программа По Технологии 1 классе УМК «Школа России» на ____2013-2014__ учебный год по ФГОС с УУД

Тип программы:  программа начального общего образования.Статус программы: рабочая программа учебного предмета.Назначение программы:- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализа...

Рабочая программа по математике 1 класс УМК "Школа России" на 2016-2017 учебный год

Назначение программы:- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию кач...