открытый урок по окружающему миру " В гости к осени"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Дригайловская Маргарита Викторовна

Класс: 2 «Б»

Учитель: Дригайловская Маргарита Викторовна

Тема урока: «В гости к осени»

Тип урока: изучение новых знаний

Цель урока: - Организовать деятельность учащихся, направленную на формирование представлений о характерных признаках осени в неживой и живой природе.

УДД:

Личностные: - формируем желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;

Познавательные:

- формируем умение самостоятельно находить необходимую информацию из иллюстраций, текста; - умение представлять информацию в виде таблицы;

-формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные:

- формируем умение поставить учебную цель, задачу урока на основе того, что уже известно, и усвоено; - умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; - умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; - умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные:

-формируем умение делать выводы в результате совместной работы, слушать и понимать других; - уметь договариваться и приходить к общему мнению;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Формы работы на уроке: коллективная, парная.

 

Оборудование: картинки, слайды, картинки с изображением животных для игры «Отгадай животное».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_okruzhayushchiy_mir.docx370.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру 2 класс, «Школа России»

Класс: 2 «Б»

Учитель: Дригайловская Маргарита Викторовна

Тема урока: «В гости к осени»

Тип урока: изучение новых знаний

Цель урока: - Организовать деятельность учащихся, направленную на формирование представлений о характерных признаках осени в неживой и живой природе.

УДД:

Личностные: - формируем желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;

Познавательные:

- формируем умение самостоятельно находить необходимую информацию из иллюстраций, текста; - умение представлять информацию в виде таблицы;

-формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные:

- формируем умение поставить учебную цель, задачу урока на основе того, что уже известно, и усвоено; - умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; - умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; - умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные:

-формируем умение делать выводы в результате совместной работы, слушать и понимать других; - уметь договариваться и приходить к общему мнению;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Формы работы на уроке: коллективная, парная.

Оборудование: картинки, слайды, картинки с изображением животных для игры «Отгадай животное».

Ход урока

  1. Организационный момент

На ваших партах лежат рисунки солнца и тучки.

— Покажите рисунок, который соответствует вашему настроению.

В природе есть солнце. Оно светит и греет. Так пусть же сегодня каждый его лучик доберётся до вас и не только согреет своим теплом, но и придаст вам сил и уверенности в своих знаниях.

-Хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока.

Давайте подарим друг другу хорошее настроение и улыбнемся

друг другу.

II. Актуализация знаний

Давайте мы с вами отгадаем загадки. Что бы вспомнить явления природы.

-Как называется сильный ветер со снегом? (метель)

-Он давно по окнам лупит,

Видно капли из-за штор,

Если мама зонтик купит-

Я смогу пойти во двор. (дождь)

-Он спустился утром рано

Белый, белый и густой

Воздух вымазан сметаной

Отгадай, кто он такой? (туман)

-Он вчера совсем не дул,

Флигель даже отдохнул,

А теперь он просто шквал!

Как бы флигель не сломал. (ветер)

Молодцы ребята! Вот мы с вами и вспомнили явления природы.

  1. Самоопределение к деятельности

    О чем мы сегодня будем говорить на уроке, вы узнаете, отгадав загадку

Пришла без красок и без кисти,

А перекрасила все листья.

- Это осень. ( слайд 2)

Сегодня на уроке мы отправимся в гости к осени за красками, запахами природы. Узнаем об изменениях в живой и неживой природе.

Осень - особая пора, она настраивает на лирическое настроение. Недаром лучшие стихи многих русских поэтов посвящены осени.

Стих читает ученик.

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес,

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет темный лес.

На ручей рябой и пестрый

За листком летит листок,

И струей сухой и острой

Набегает холодок. (слайд 3)

Ф. Тютчев

— О чем говорится в этом стихотворении? (Об осени.)

— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (Ответы детей.)

Игра. "Комплименты

     По-разному называют осень наши поэты. Она и хмурая, и дождливая, и грустная, и веселая. А как вы можете назвать осень? (ученики по очереди должны называют прилагательные, которыми можно описать осень.

 Давайте проверим, помните ли вы названия осенних месяцев? (сентябрь, октябрь, ноябрь).

- Сегодня к нам на урок заглянула осень. Она оставила нам волшебное осеннее дерево, которое, поможет нам узнать много нового и интересного про изменения, что происходят в природе. В конце урока мы заполним каждый листочек новыми знаниями о природе осенью.

 Это и будет темой нашего урока.  Давайте заглянем в гости к Осени, узнаем

что-то новое, чему-то новому научимся. Для этого я предлагаю вам стать исследователями.

 Сейчас я вам буду читать пословицу, а вы определяете, о каком месяце идёт речь.

1.ЗЕМЛЮ ПОКРОЕТ, ГДЕ ЛИСТОМ, ГДЕ СНЕЖКОМ. (октябрь)

2.КРАСНО ЛЕТО ПРОВОЖАЕТ, ОСЕНЬ ЗОЛОТУЮ ВСТРЕЧАЕТ (сентябрь)

3.В ОСЕННЕЕ НЕНАСТЬЕ СЕМЬ ПОГОД ВО ДВОРЕ: СЕЕТ, ВЕЕТ, КРУТИТ, МУТИТ, РВЕТ, СВЕРХУ ЛЬЕТ И СНИЗУ МЕТЕТ.  (ноябрь)

Творческое задание – У вас на партах лежат листики с названием осенних месяцев, расположите по порядку осенние месяцы-ноябрь, сентябрь, октябрь.

Какой месяц идет первый? – сентябрь (показывает первый ряд)

Какой месяц второй? – октябрь (показывает второй ряд)

Какой месяц третий? – ноябрь (показывает третий ряд)

Молодцы, справились с заданием.

IV. Открытие нового знания.

Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о том, какие изменения происходят в неживой природе с приходом осени.

Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким.

Летом дожди кратковременные, тёплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.

  • Летом погода тёплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно.

   Давайте поиграем в игру. Я буду диктором: расскажу о погоде осенью. А вы скажете, когда такая погода бывает: в начале осени или в конце.

  • Уважаемые радиослушатели! Сегодня солнечная погода. Легкий ветерок раскачивает ветки деревьев, небо безоблачно. Дождь не ожидается в течении всего дня. Температура воздуха 10-12 градусов тепла. (начало осени)
  • Уважаемые радиослушатели! Сегодня холодная, дождливая погода, порывистый ветер. Температура воздуха 2-3 градуса выше нуля. К вечеру ожидаются заморозки при t -2. (конец осени)

А почему люди слушают по радио и по телевизору прогноз погоды? (Чтобы знать, что надевать, взять с собой зонтик или нет.)

Верно, люди выбирают одежду в зависимости от погоды.

Что такое похолоданиезаморозки(1.Наступление более холодной погоды, переход к более холодной температуре воздуха; 2. понижение температуры ниже 0 градусов)

 

Давайте с вами вспомним, на какие 2 группы можно разделить природу (живая и неживая).

Ребята как вы считаете листья деревьев относятся к живой или неживой природе. (к живой).

- Почему. (деревья растут, питаются, размножаются значит они живые)

- Верно, листья относятся к живой природе.

1.Беседа

- Ребята, подумайте, являются ли опавшие листья мусором. (Ответы детей.)

Сбрасывая листья, деревья готовятся к зимним холодам. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега не уплотнится, сохранит воздух, что очень важно для обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшей листвой земля долго сохраняет влагу растаявшего снега.

-Значит, какой вывод можно сделать? Опавшие листья на земле – не мусор: они очень нужны почве и растениям

Опавшие листья на земле — не мусор: они очень нужны почве и растениям.

Ребята, кто знает, какие три периода бывает осенью? (ранняя, золотая и поздняя)

Что такое ранняя осень? (Когда ещё не очень холодно, но очень красиво.) (слайд 4)

Что такое золотая осень? (когда листья уже пожелтели, но еще не опали) 

(слайд 5)

Что такое предзимье? (Время перед наступлением зимы. )  слайд 6)

(Иллюстрация осенних деревьев и листопада.)

V. Физкультминутка

Ребята, давайте немного отдохнем. Встаньте около своих парт. Ручки опустили, расслабили.

- А сейчас представьте, что вы — осенние листочки, и давайте поиграем!

Ходит осень по дорожке

Промочила в лужках ножки. (шаги на месте вокруг себя)

Ходит осень, бродит осень,

Ветер с клена листья сбросил (руки вверх- вниз)

Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)

И листочки собираем (наклоны вперед)

Собирать их каждый рад

Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши).

VI. Продолжение работы по теме урока

- Какие изменения происходят в живой природе? (птицы улетели на юг, с наступление холодов насекомые прячутся в укромные места. Такие звери как медведь, барсук, еж ложатся в спячку).

Маленький мальчишка в сером армячишке

 По дворам шныряет, крохи подбирает,

 По ночам кочует - коноплю ворует. (Воробей)

Эта хищница болтлива,

 Воровата, суетлива,

 Стрекотунья белобока,

 А зовут ее ... (Сорока)

Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит.

Все стучит, стучит, стучит. (Дятел)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка)

Кто без ног и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? (Соловей)

Почему птицы улетают в теплые края? (основной корм для птиц – насекомые, поэтому птицы улетают туда, где есть корм.)

- Все ли птицы улетают на юг? Нет.

Что делают птицы, которые остаются у нас? Эти птицы перебираются ближе к жилью человека, т. к. здесь легче отыскать корм. Для птиц, остающихся на зиму, уже сейчас надо собирать корм, делать и развешивать кормушки.

   -Давайте с вами еще раз проверим, как вы знаете осенние месяца

Расположите по порядку осенние месяцы-ноябрь, сентябрь, октябрь. (картинки по месяцам)-У меня 3 осенних картины. Вам нужно определить какой месяц изображен на каждой из них?

-Сейчас я вам предлагаю выполнить практическое задание. ( перед вами лежат листики с заданием, вам нужно раскрасить лист, как он выглядит летом и осенью.

 Во втором задание вам нужно определить из двух рисунков выбрать на каком из них изображена осень и объяснить свой ответ.

2. Игра «Отгадай животное»

Сейчас мы поиграем в игру. Я буду рассказывать о жизни зверей осенью, о том, как они готовятся к зиме. А ваша задача – отгадать о каком звере идет речь.

Только дослушаем до конца, и не будем выкрикивать с места, если вы уже знаете ответ. Поднимите руку, что я видела вашу готовность.

  • Осенью у него много забот. Ему нужно подготовиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но для этого ему нужно накопить запас жира, а это можно сделать летом и в начале осени, ведь в это время много еды: созрели ягоды, стали сладкими и сочными корни растений, много насекомых, мёд в ульях диких пчел. Он накопит жирку и ляжет спать в берлогу. Жир – это запас пищи на всю зиму. (медведь)

C:\Users\User\Desktop\scale_1200.jpg

  • А мы к зиме меняем шубку на более теплую и пушистую. В сказках говорят, что мы самые хитрые. А на самом деле, не хитрее многих других зверей. Нос и уши помогают. А вот зайца догнать мне трудно, разве что случайно столкнемся с косым или набреду на зайчонка. (ЛИСА)

https://tverigrad.ru/wp-content/uploads/2017/06/%D0%BB%D0%B8%D1%81%D0%B0-16-%D0%BC%D0%B0%D1%8F.jpg

  • Этот зверь очень интересный. Только он умеет строить на речках и ручьях плотины, прокладывать в лесу канаты и, как лесоруб, валить толстые деревья, сооружать хатки для жилья. Упавшее дерево он старательно разделывает. И когда начнутся заморозки, он будет сидеть в своей хатке и грызть кору и ветки деревьев. (бобр)

C:\Users\User\Desktop\post_5ce66cf8c3022.jpg

  • Звери от врагов кто в дуплах спасаются, кто прячется под снег, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов у меня полным-полно. Глаза у меня «косые» - вижу ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Кормлюсь я по ночам – веточками деревьев, корой с их стеблей. (ЗАЯЦ) 

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/214908/dd2e9840-8667-43fd-85bd-d28a9c4e48dd/s1200?webp=false

Гимнастика для глаз.

Проведём, друзья, сейчас

Мы гимнастику для глаз.

Вправо, влево посмотрели,

Глазки все повеселели.

Снизу-вверх, и сверху вниз.

Ты, хрусталик, не сердись.

Мы не будем циркуль брать,

Будем взглядом круг писать.   Повторить так 4 раза

Молодцы. Давайте поиграем в еще игру «Да «или «Нет», проверим, знаете ли вы, что бывает осенью, а что не бывает.

Дайте правильный ответ.

Осенью цветут цветы? (Да!)

Осенью растут грибы? (Да!)

Тучки солнце закрывают? (Да!)

Колючий ветер прилетает? (Да!)

Туманы осенью плывут? (Да!)

Ну а птицы гнезда вьют? (Нет!)

А букашки прилетают? (Нет!)

Звери норки закрывают? (Да!)

Урожай все собирают? (Да!)

Птичьи стаи улетают? (Да!)

Часто-часто льют дожди? (Да!)

Достаем ли сапоги? (Да!)

Солнце светит очень жарко? (Нет!)

Можно детям загорать? (Нет!)

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать? (Да!)

- Чем особенно вам нравится осень?

VII. Первичное закрепление 

Для чего люди слушают по радио и по телевизору прогноз погоды? (чтобы знать, что одевать, взять ли с собой зонтик)

Верно, люди выбирают одежду в зависимости от погоды.

Что такое облачность? (большое скопление облаков)

Что такое похолодание, заморозки? (понижение температуры ниже 0 градусов)

Какие явления характерны для осени? (листья падают, птицы улетают на юг, меняется температура, льет дождь)

А как вы думаете, какова связь между температурой воздуха и жизнью растений и животных? (Температура воздуха очень влияет на существование растений и животных. Главным источником тепла является солнечное излучение)

Являются ли опавшие листья мусором? Почему? Для чего служат опавшие листья? (Опавшие листья на земле – не мусор: они очень нужны почве и растениям)

- Почему птицы улетают в теплые края? (основной корм для птиц – насекомые, поэтому птицы улетают туда, где есть корм.)

VIII Рефлексия

 Какие изменения происходят природе с приходом осени?

Солнышко поднимается невысоко, плохо греет.

Чаще идут дожди.

Похолодало.

Улетают на юг птицы.

Звери готовятся к зиме.

Желтеют и краснеют листья.

Листопад.

У вас на столе лежат листики, раскрасьте листик красным цветом если вам на уроке было все понятно, и вы на уроке работали активно.

Желтым цветом- если же вы работали не активно и не узнали ничего нового.

Вы отвечали дружно и активно, поэтому работа получилась успешной! Молодцы!

    Урок подошёл к концу, и мы закончим наш урок стихотворением. Ученица рассказывает стихотворение

Поспевает брусника,
   Стали дни холоднее,
   И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.
   Стаи птиц улетают
   Прочь, за синее море.
   Все деревья блистают
   В разноцветном уборе.
   Солнце реже смеется,
   Нет в цветах благовонья.
   Скоро Осень проснется
   И заплачет спросонья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру "В гости к зиме" 2 класс

Конспект урока по окружающему миру по программе "Планета знаний"...

Конспект урока окружающего мира «В гости к осени» 2 класс (УМК «Школа России»)

Конспект урока окружающего мира (УМК «Школа России») «В гости к осени» 2 класс...

Открытый урок по окружающему миру "Сентябрь – первый месяц осени.

Цели урока:обобщить знания детей о характерных признаках осени;развивать внимание, наблюдательность, сообразительность;воспитывать бережное отношение к природе.Обороудование: интерактивная доска,...

Урок окружающего мира "В гости к Осени" 2 класс УМК "Школа России"

Урок разработан для обучающихся 2 класса. Цели урока:·                   Усвоение представлений об...

Разработка открытого урока по окружающему миру "В гости к зиме" 2 класс

Класс: 2      УМК:  Учебник А. А. Плешаков. Предмет: «Окружающий мир»Тема: В гости к зимеТип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и спосо...

Урок – экскурсия по окружающему миру «В гости к осени»

Урок – экскурсия по окружающему миру«В гости к осени»...

Технологическая карта урока окружающего мира «В гости к осени. Живая и неживая природа осенью» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о характерных признаках осени в живой и неживой природе.Планируемые результатыПредметные:1.  Знать объекты окружающего мира по их описанию, ри...