Урок по окружающему миру «Дикорастущие и культурные растения», 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Первушина Татьяна Игоревна

Урок по окружающему миру «Дикорастущие и культурные растения», 2 класс, УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervushina_t.i._otkrytyy_urok.docx162.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение   средняя общеобразовательная школа №18 имени

Н.В. Менчинского  городского округа Павловский Посад  Московской области

_________________________________( МОУ СОШ № 18)____________________________________

142500, Московская область,                                             ppschool18@mail.ru

г. Павловский Посад, ул. Мира д.1                                    тел. 8(49643)21524

Отрытый урок по окружающему миру

по теме: «Дикорастущие и культурные растения»,

проведённый во 2 «Б» классе 

учителем начальных классов

Первушиной Татьяной Игоревной

Цели педагогической
деятельности

Формировать представления о способах определения дикорастущих и культурных растений; расширить представление о разнообразии культурных растений; познакомить с легендами о растениях.

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: определять дикорастущие и культурные растения; делить растения на дикорастущие (деревья, кустарники, травы) и культурные (овощные, плодовые, зерновые, декоративные, прядильные); сочинять и рассказывать сказочную историю о дикорастущем или культурном растении; рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя; познавательные – использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные: формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительное отношение к иному мнению, умение принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты, видеть выходы из спорных ситуаций

Образовательные  технологии

Игровые, здоровьесберегающие, ИКТ

Образовательные
ресурсы

Плешаков А. А. Окружающий мир – М. : Просвещение, 2014, с.68-71

Плешаков А. А От земли до неба [Текст] : атлас-определитель для начальных классов / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2014.

Презентация на тему «Дикорастущие и культурные растения» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://viki.rdf.ru/item/809

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания и упражнения

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

Универсальные
учебные действия

I. Организационный
момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему и цель урока, создает эмоциональный настрой

Слушают и обсуждают тему урока

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться, положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника

II. Актуализация знаний

Беседа по теме урока

- На какие группы можно поделить все растения?

        А) Проверка домашнего задания

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Подчеркни деревья красным карандашом, кустарники – синим, травы – желтым. (карточки для проверки домашнего задания)

        Береза, можжевельник, пихта, орешник, одуванчик, лиственница, вишня, ландыш, мать – и – мачеха, кедр, малина.

        Б) Проверка берёза, можжевельник, пихта, орешник, одуванчик, лиственница, вишня, ландыш, мать – и – мачеха, кедр, малина.

Отвечают на вопросы

Познавательные: общеучебные – строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о группах растений; логические – осуществляют поиск необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.)

III. Изучение

нового материала

Физминутка

Работа над новым материалом. Постановка целей и задач урока.

Презентация
на тему «Дикорастущие и культурные растения»

Работа в группах

- Посмотрите на доску и определите: куда приглашает нас в гости попугай Илья? (на магнитной доске картинки с изображением леса, луга, водоема)

- Попугай Илья приглашает нас  в лес, на луг, к водоёму.

(на магнитной доске рисунки дикорастущих и культурных растений)

Постановка проблемы. Работа в группах.

        - На доске вы видите фотографии растений, которые сделал Серёжа, путешествуя с попугаем по лесам, лугам и водоёмам. Ваша задача определить, какие растения встречаются в лесу, на лугу, у водоёма.

1-й ряд – выбирают растения, которые растут в лесу;

2 – й ряд – на лугу;

3 – й ряд – у водоёмов.

Проверка самостоятельной работы

- Ребята, а почему у вас остались растения?

- О каких же растениях мы сегодня будем говорить на уроке?

- Как звучит тема сегодняшнего урока?

-

А эта яблоня нам поможет в конце урока оценить свои знания.

Просматривают презентацию, работают в группах, отвечают на вопросы

Дикорастущие и культурные растения.

Эти растения растут на огороде и в саду.

О тех, которые растут в природе, и о тех, которые сажает человек.

Познавательные: общеучебные–извлекают необходимую информацию из просмотренной презентации; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания

Работа по материалам учебника (с. 68–69)

Работа в парах

Работа в группах по заданиям учебника с. 69

Поясняет задание, отмечает степень вовлеченности учащихся в работу.

- Поработаем с текстом учебника на с. 68.

Мы с вами выяснили, что есть растения, которые растут сами по себе, а есть растения, которые человек сажает сам. А как можно назвать такие растения?

Учебник стр. 68 – самостоятельное чтение

- Какие же группы растений существуют?

                       Растения

дикорастущие                 культурные

- Какие растения называются дикорастущими?

- Какие растения называются культурными?

- Для чего люди выращивают культурные растения?

- Приведите примеры дикорастущих и культурных растений нашего края.

Заполнение таблицы

Дикорастущие растения

Культурные

растения

ПРОВЕРКА

Проводит игру-физминутку «Волшебное яблочко». Девочки – по очереди передавая муляж яблока, называют культурные растения, мальчики – дикорастущие растения.

Организует групповую работу.

  1. На какие группы можно разделить культурные растения?

  1. Рассмотрите карточки культурных растений на ваших столах. Распределите эти растения на группы.

  1. Подумайте, для чего люди выращивают культурные растения.

ПРОВЕРКА

Читают текст учебника.

Отвечают на вопросы.

Составляют схемы

Дикорастущие и культурные.

Дикорастущие растут сами в природе.

Культурные выращивает человек

Работают в группах.

Растения можно разделить группы:

Культурные растения

деревья         кустарники        травянистые

Культурные растения                                                                                                                                         овощные

плодовые               зерновые        прядильные

декоративные

Растения для человека – это пища, одежда, лекарства, много других полезных вещей.

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют цели; логические – осуществляют поиск нужной информации в учебнике, атласе-определителе; анализируют объект, выделяют главное

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

Разгадать загадки, соотнесение названия растения с названием группы

Формулирует задание, создает эмоциональный настрой; осуществляет индивидуальный контроль за выполнением задания

- Сейчас поиграем в игру. Я вам буду загадывать загадки, а вы отгадав растение, называете, к какой группе оно относится.

Солнце жжёт мою макушку,
Хочет сделать погремушку
(мак)

В огороде, на дорожке, под моим окошком
Расцвело сегодня солнце на высокой ножке
 (подсолнух)

Какую траву и слепой узнает? (крапива)

Что за дерево такое
Украшает лес зимою?
Грозди красные на ветках –
Ну-ка угадайте детки:
Не ольха и не осина,
А красавица …
 (рябина)

Варенье это я люблю,

Из ягод кости удалю,

Тёмно-красные горошки,

Кисловатые немножко! (вишня)

Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах.
  (капуста)

Очень  густо  он  растет ,
Незаметно  он  цветет .
А  когда  проходит  лето ,


Мы  едим  его  конфеты ,
Не  в  бумажке , а  в  скорлупке –
Берегите , детки , зубки !
   (орешник или лещина)

Выполняют задания в рабочей тетради

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию; допускают существование различных точек зрения.

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу

V. Домашнее задание

Чтение текста в учебнике с. 68 – 71

Подобрать легенды о растениях

Принимают задание

Личностные: проявляют интерес к заданию, принимают домашнее задание

VI. Итоги урока. Рефлексия

Обобщить полученные на уроке сведения.

– Заполните Оценочный лист работы в группе, подсчитайте свои жетоны и обменяйте их на яблочки и определите место своим яблочкам на дереве.

Было всё понятно и я справился.

Было понятно не всё, но я справился с помощью.

Я ничего не понял.

Проводит беседу по вопросам:

– Какие растения называют дикорастущими, а какие – культурными?

– Расскажи, для чего люди выращивают культурные растения.

1. Сегодня на уроке я узнал(а) (ЧТО?)

2. Сегодня на уроке я научился(лась) (ЧЕМУ?)

3. Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать (ЧТО?)

4. Самым неожиданным для меня сегодня стало (ЧТО?)

5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (ЧТО СДЕЛАТЬ?)

6. Осталось непонятным (ЧТО?)

Отвечают на вопросы.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; определяют свое эмоциональное состояние.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; адекватно воспринимают оценку учителя

Приложение 1

Подчеркни деревья красным карандашом, кустарники – синим, травы – желтым.

Береза , можжевельник, пихта, орешник, одуванчик, лиственница, вишня, ландыш, мать – и – мачеха, кедр, малина.

Подчеркни деревья красным карандашом, кустарники – синим, травы – желтым.

Береза , можжевельник, пихта, орешник, одуванчик, лиственница, вишня, ландыш, мать – и – мачеха, кедр, малина.

Подчеркни деревья красным карандашом, кустарники – синим, травы – желтым.

Береза , можжевельник, пихта, орешник, одуванчик, лиственница, вишня, ландыш, мать – и – мачеха, кедр, малина.

Подчеркни деревья красным карандашом, кустарники – синим, травы – желтым.

Береза , можжевельник, пихта, орешник, одуванчик, лиственница, вишня, ландыш, мать – и – мачеха, кедр, малина.

Подчеркни деревья красным карандашом, кустарники – синим, травы – желтым.

Береза , можжевельник, пихта, орешник, одуванчик, лиственница, вишня, ландыш, мать – и – мачеха, кедр, малина.

Подчеркни деревья красным карандашом, кустарники – синим, травы – желтым.

Береза , можжевельник, пихта, орешник, одуванчик, лиственница, вишня, ландыш, мать – и – мачеха, кедр, малина.

Подчеркни деревья красным карандашом, кустарники – синим, травы – желтым.

Береза , можжевельник, пихта, орешник, одуванчик, лиственница, вишня, ландыш, мать – и – мачеха, кедр, малина.

Подчеркни деревья красным карандашом, кустарники – синим, травы – желтым.

Береза , можжевельник, пихта, орешник, одуванчик, лиственница, вишня, ландыш, мать – и – мачеха, кедр, малина.

Подчеркни деревья красным карандашом, кустарники – синим, травы – желтым.

Береза , можжевельник, пихта, орешник, одуванчик, лиственница, вишня, ландыш, мать – и – мачеха, кедр, малина.

Подчеркни деревья красным карандашом, кустарники – синим, травы – желтым.

Береза , можжевельник, пихта, орешник, одуванчик, лиственница, вишня, ландыш, мать – и – мачеха, кедр, малина.

Приложение 2

Растения

дикорастущие

культурные

Культурные растения

деревья

кустарники

травянистые

Культурные растения

овощные

плодовые

зерновые

декоративные

прядильные

Дикорастущие растения

Культурные

растения

Дикорастущие растения

Культурные

растения

Дикорастущие растения

Культурные

растения

Дикорастущие растения

Культурные

растения

Дикорастущие растения

Культурные

растения

Дикорастущие растения

Культурные

растения

Дикорастущие растения

Культурные

растения

Дикорастущие растения

Культурные

растения

Дикорастущие растения

Культурные

растения

Дикорастущие растения

Культурные

растения

Дикорастущие растения

Культурные

растения

Дикорастущие растения

Культурные

растения

Приложение 3

Оценочный лист

Критерии оценки

Оцениваю себя сам

Оценка товарища

1. Активно работал в группе

2. Выполнял свои обязанности

3. Соблюдал культуру общения

++ у меня всё получилось

-+ были затруднения, но я справился

- у меня не получилось работать в группе

++ у тебя всё получилось

-+ у тебя возникли затруднения,

но ты справился

- у тебя не получилось работать в группе

4.Оценка работы группы (поставить знак +)

Мы работали слаженно и у нас всё получилось.

У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.

У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя

 Оценочный лист

Критерии оценки

Оцениваю себя сам

Оценка товарища

1. Активно работал в группе

2. Выполнял свои обязанности

3. Соблюдал культуру общения

++ у меня всё получилось

-+ были затруднения, но я справился

- у меня не получилось работать в группе

++ у тебя всё получилось

-+ у тебя возникли затруднения,

но ты справился

- у тебя не получилось работать в группе

4.Оценка работы группы (поставить знак +)

Мы работали слаженно и у нас всё получилось.

У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.

У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя

Луг

Лес

Водоём

 

 

Узнаем

Научимся

Будем учится

Вспомним

Повторим

еда лекарства одежда

  • Сегодня на уроке я узнал(а)…  
  • Сегодня на уроке я научился(лась)…
  • Самым неожиданным для меня сегодня стало…
  • Осталось непонятным…
  1. На какие группы можно разделить культурные растения?

Составьте схему на доске.

  1. Рассмотрите карточки культурных растений на ваших столах.

Распределите эти растения на группы на доске.

  1. Подумайте, для чего люди выращивают культурные растения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Дикорастущие и культурные растения", 1 класс

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе, по программе "Перспектива".Урок составлен в соответствии с ФГОС, с применением сингапурской системы....

Конспект урока окружающего мира "Дикорастущие и культурные растения" (Программа Эльконин-Давыдов, 1 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: «Дикорастущие и культурные растения»Цели деятельности учителя: формирование понятий «дикорастущие растения», «культурные растения...

Конспект урока окружающего мира "Дикорастущие и культурные растения" (УМК "Перспектива", 1 класс)

Тема: «Дикорастущие и культурные растения»Цели деятельности учителя: формирование понятий «дикорастущие растения», «культурные растения»; формирование умений класси...

Конспект урока по окружающему миру "Дикорастущие и культурные растения" (2 класс)

Конспект урока по окружающему миру "Дикорастущие и культурные растения" (2 класс)...

Конспект урока по окружающему миру "Дикорастущие и культурные растения", УМК "Перспектива" 1кл.

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся понятий «дикорастущие растения», «культурные растения»; знакомство с различными видами дикорастущих и культурных растений.Пла...

Открытый урок по окружающему миру «Дикорастущие и культурные растения»

Цели: формировать понятия «дикорастущие растения», «культурные растения»; показать разнообразие культурных растений; раскрыть их значение для человека....

Конспект урока по окружающему миру «Дикорастущие и культурные растения» 1кл, УМК «Перспектива»

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся понятий «дикорастущие растения», «культурные растения»; знакомство с различными видами дикорастущих и культурных растений.Пла...