Конспект окружающего мира 4 класс УМК Перспективная начальная школа
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Софьянова Светлана Константиновна

Конспект урока "История Московского кремля" 4 класс, УМК Перспективная начальная школа

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoria_moskovskogo_kremlya.docx38.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру.

УМК: Перспективная начальная школа

Дата:  ______

Класс: 2

Тема: История Московского кремля.

Цель: Создать условия для знакомства обучающихся с историей Московского Кремля.

Задачи урока: 

- Формировать у обучающихся

- Развивать интерес к изучению истории своей страны через знакомство с архитектурными достопримечательностями.

- Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину, бережного, трепетного отношения к историческому наследию России; любознательность и пытливость в процессе учения; чувство взаимопомощи.

Оборудование: презентация; учебник по окружающему миру 2 класс 2 часть О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов;

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечание

осуществляемые действия

формируемые способы деятельности

осуществляемые действия

1

2

3

4

5

I.Актуализация знаний

1.1Орг.момент

1.2 Мотивация к учебной деятельности

1.3 Проверка

д/з

1.3 Подведение к теме

Здравствуйте, ребята. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Меня зовут Светлана Константиновна. Присаживайтесь.

Давайте улыбнёмся и подарим друг другу хорошее настроение. Сядьте прямо, спинки ровненько, все внимание на меня, приготовьтесь слушать.

Ребята, а что вам было задано на прошлом уроке? Кто хочет ответь по домашнему заданию?

- Ребята, как называется главный город нашей любимой страны? (Столица.)

- Назовите столицу нашей Родины. (Москва.)

- Как вы понимаете смысл пословицы «Москва-всем городам мать»? (Москва- древнейший город нашей Родины. С 14-15 веков она стала играть руководящую роль, за что её и прозвали матерью русских городов.)

- Ребята, а кто-нибудь знает, как город получил своё название? (Существует несколько версий, но самая верная, пожалуй- город назван по имени реки. Реки ведь старше городов. «Москва» переводится «река-кормилица», «река-медведица», «коровья-река». Некоторые предполагают, что это слово означает реку, текущую в болотистой местности. «Мо»- мокрость, «ва»- вода, «моска»- болото).

- Ребята, а вы знаете что есть улица Москва в Париже, есть деревушка Москва в Шотландии, пять городов в США имеют название Москва.

-Когда была основана Москва? (Более 860 лет тому назад)

- Кто считается основателем Москвы? (Князь Юрий Долгорукий)

-Каждый город имеет свою символику. Что относится к символам государства? (Гимн, флаг, герб)

- У Москвы тоже есть герб. Что изображено на гербе Москвы? (На гербе города Москвы изображён всадник, поражающий копьём змея. Это Георгий Победоносец.)

- Москва-центр общественной жизни, культуры, науки. Слава о Москве летит по всему земному шару. Кто в Москве не бывал, красоты не видал. Москва- красивый город. Много замечательных исторических памятников находится в нём. Они делают Москву одним из красивейших городов мира. Продолжим знакомство с Москвой.

Люди часто отправляются в путешествия, ездят друг к другу в гости. Всегда много гостей и в городе Москва. Она по праву считается одним из самых красивых городов мира. Но человеку, впервые попавшему в Москву, бывает очень трудно. Весь город большой, а хочется увидеть в нём как можно больше интересного и ничего не пропустить.

- Ребята, как называется профессия людей, которые помогают таким путешественникам? (Экскурсовод).

- Сегодня мы попробуем стать экскурсоводами, проведём заочную экскурсию по городу и докажем, что русские пословицы, появившиеся несколько столетий назад до сих пор актуальны для нашей жизни.

 - Сегодня я не просто учитель, но и экскурсовод. И я хочу пригласить вас на экскурсию в Московский Кремль. Это будет виртуальное путешествие. Оно не настоящее, но мы там побываем, со многими достопримечательностями познакомимся.

- А тема нашего сегодняшнего урока так и звучит «ИСТОРИЯ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ». Кто хочет поставить цель нашей сегодняшней экскурсии?

Приветствие.

Дети улыбаются друг другу и настраиваются на работу.

Дети отвечают.

Дети слушают учителя

Дети ставят цель на урок

К:учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

II. Основной этап

Ребята, а кто знает, что же такое Кремль?

- Слово «кремль» происходит от древнерусского «кром»- так называлась центральная часть древних городов. Со всех сторон она была обнесена крепостными стенами с башнями. Строился Кремль обычно на самом видном месте.

- В кремле издавна жили и правили страной цари и императоры. А кто сейчас работает в Кремле?

- Место строительства кремля было выбрано не случайно. Кремль построен на высоком холме, с двух сторон окружённом реками: Москвой-рекой и Неглинной. Высокое расположение кремля позволяло заметить врагов с большего расстояния, а реки служили естественной преградой на их пути. Известно, что первые деревянные стены на месте кремля построили в 1156 году по приказу князя Юрия Долгорукого.

- Но в начале 14 века городом стал править Иван Калита. Князь Калита решил украсить и укрепить свой город. Он повелел построить Кремлю новые стены. Их срубили из крепких дубовых стволов, таких толстых, что и руками не обхватить.

- При следующем правителе Москвы – Дмитрии Донском Кремлю построили другие стены – каменные. Со всей округи собрали в Москву мастеров каменного дела. И в 1367г. они принялись за работу. Люди работали без перерыва, и вскоре Боровицкий холм опоясала мощная каменная стена, толщиной в 2, а то и в 3 метра. Её построили из известняка, который добывали в каменоломнях недалеко от Москвы у села Мячково. Кремль так поразил современников красотой своих белых стен, что с тех пор Москву стали называть белокаменной.

- Когда все признали Москву столицей, московским князем уже был Иван 3. Он стал называть себя «государем всея Руси». На Москве-реке приказал выстроить мощную крепость из красного кирпича. Для этого пригласил в Москву итальянских мастеров и была построена в 1480 году. Эта крепость ни разу не была взята приступом.

- Она стоит до сих пор- это нынешний наш Кремль.

- И так, ребята, мы с вами узнали, что первый Кремль был деревянным. Но у дерева есть опасный враг. Какой? (Огонь)

- И вся Москва горела не один раз. Но с каждым разом её вновь отстраивали, и она становилась всё красивее и красивее.

- Как первоначально выглядел Кремль? А как выглядит Кремль в настоящее время?

Мы с детства запомнили эти слова,

Ведь нету прекрасней и краше

Для города имени- город Москва,

Для площади- Красная площадь.

- Мы оказались на Красной площади. Как вы думаете, почему площадь названа Красной? (Одной из основных считали происхождение от слова «красивый». Не одна сказка рассказывала нам о том, как «красная девица» ждала у окошка принца, а «красным углом» считался тот, где хозяйка ставила иконы. Именно это имели в виду наши предки, употребляя слово «красный»)

- Нельзя не любоваться башнями Кремля. Невольно хочется поговорить с ними, спросить их: «Какая из вас, башен, старейшая?»

- К сожалению, сегодня мы не сможем узнать и увидеть все башни ведь их аж 20 сестёр. Сегодня мы увидим 5 башен.

1.Тайницкая башня (Я старейшая, меня мастера первой руки построили. В 1485 году. А назвали меня Тайницкой потому, что во мне 2 тайника было: тайник-колодец и ещё один тайник- подземный ход к речному берегу. Только давным-давно это было…)

2.Царская башня (Я-Царская башня, мне ещё и 300 лет нет.)

3.Троицкая башня (Я-Троицкая башня, я башня-великан. Рост мой 80 метров.)

4.Кутафья башня (Мал, да удал. Это про меня, про Кутафью башню, сказано. Я впереди всех стен стою. Я- сторожевая башня.)

- Сколько же всего вас, башен?

5.Нас 20 сестёр. Хоть и есть между нами сходство, но у каждой своё лицо и своя история…»

- Как называется эта башня? Чем она отличается от других башен? (Спасская башня. На ней находятся часы).

6. Я главные часы государства- Кремлёвские куранты. По мне сверяет время вся страна. Мой часовой механизм весит 25 тонн, то есть 25.000 кг.

- На территории Кремля находится много соборов.

- Кто знает, что такое собор? (Храм, церковь)

- Соборная площадь Кремля существовала уже в 1326 году. Её окружают 3 величавых собора - Успенский, Благовещенский и Архангельский. Здесь же возвышается колокольня Ивана Великого.

- У каждого собора- свой облик и название.

- В Успенском соборе в торжественной обстановке венчались на царствование цари.

 - По соседству с Успенским стоит нарядный Благовещенский собор- домовая церковь великого князя. Здесь князь и его семья молились.

- Архангельский собор- самый красивый величественный из всех кремлёвских соборов. Он напоминает сказочный дворец. Архангельский собор- это усыпальница московских князей и царей. Усыпальница- это место захоронения или могила.

- А вот о других достопримечательностях Кремля вы сейчас догадаетесь сами, разгадав загадки.

                    Дети, закрывайте ушки,

Сейчас будет выстрел… (Пушки)

-Эта пушка никогда не стреляла. (Царь-пушка)

- Эта пушка стояла для устрашения врагов. Ядра, которые лежат у основания пушки не смог бы поднять ни один воин, потому что весят они целую тонну каждое. Длина ствола 5м 34см.

Посмотри, подружка!

Рядом с Царь-пушкой

Недалеко, ну около,

Другой Царь, но… (Колокол)

- Царь-колокол- это колокол гигант который никогда не звонил.

- У стен Кремля в Александровском саду находится Могила Неизвестного солдата, горит Вечный огонь славы.

На надгробной плите написаны слова: «Имя твоё неизвестно. Подвиг твой бессмертен». Народ чтит память погибших во время Великой Отечественной войны. Когда вы будете там проходить, то тоже остановитесь и почтите память погибших минутой молчания.

- Ребята, а как вы понимаете смысл пословицы «Москвой, что родной матерью, гордятся»? (Русский народ гордится своей гостеприимной столицей так же, как гордятся доброй и отзывчивой матерью. Приветливо встречает Москва приезжающих друзей из других стран.)

- А сейчас давайте проверим как вы запомнили учебный материал. (Отгадайте кроссворд, пройдите тест)

Дети отвечают на вопросы

Дети слушают рассказ учителя

Дети слушают

Дети отвечают на вопросы

Дети отвечают

Заранее подготовленные дети рассказывают про башни

Дети отвечают на вопросы

Дети слушают рассказ учителя

Дети отгадывают загадки

Дети проверяют себя

К-2:Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Л:воспринимать речь учителя, непосредственно обращенную к учащимся.

П-8: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Р-2: Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Р: анализировать собственную работу.

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

III.Заключительный этап

3.1 Подведение итогов

3.2 Оценивание активных детей.

3.3 Домашние задание

3.4 Рефлексия

Ну вот и подошла к концу наша с вами экскурсия.

- Где мы сегодня побывали?

- Достигли ли мы с вами поставленной цели экскурсии?

- Что нового мы с вами узнали?

Ребята, кто активно работал на уроке получают сегодня оценки.

Домашнее задание у вас будет Учебник стр.98-101 прочитать и ответить на вопросы.

И давайте оценим себя с помощью смайлов.

Если у вас все получилось и все было выполнено то нарисуйте смайлику улыбку, а если были какие то недочеты и несколько заданий были выполнены с затруднением, то изображаем грустное выражение лица на нашем смайлике.

-Ребята, вы сегодня очень хорошо занимались, внимательно слушали и отвечали. Спасибо за урок, до свидания!

Отвечают на поставленные вопросы и подводят итог урока.

Происходит рефлексия через смайлы.

До свидания!

К-9:Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Слайд 25

Слайд 26

        

Подпись учителя: _____________________

                                                                                                        Подпись методиста: ___________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентации для уроков окружающего мира по УМК Перспективная начальная школа

Презентации для уроков окружающего мира по УМК Перспективная начальная школа. Презентации составили ученики под руководством учителя....

Рабочая программа по окружающему миру по УМК "Перспективная начальная школа" 3 класс

Рабочая программа по окружающему миру по УМК "Перспективная начальная школа" 3 класс...

Презентация по окружающему миру по УМК "Перспективная начальная школа"2 класс

Презентация к уроку окружающего мира по теме: "Разнообразие животных" 2 класс УМК "ПНШ"...

Конспект интегрированного урока в 3 классе по литературному чтению и окружающему миру по УМК «Перспективная начальная школа»

Конспект интегрированного урока в 3 классе по литературному чтению и окружающему миру по УМК «Перспективная начальная школа» Яруллина Г.Г. Учитель высшей квалификационной категории МБОУ”Дубъязская ...

Урок окружающего мира по программе Перспективная начальная школа , тема "Термометр и его устройство"3 класс

Урок окружающего мира  по программе перспективная начальная школа "Термометр и его устройство" предполагает разные виды работ: фронтальную, индивидуальную, групповую. В приложении имеют...

Конспект урока окружающего мира «Земноводные» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представления о земноводных; повторение отличительных признаков земноводных.Планируемые результаты:     Предметные:Знать:  понятие &laq...