4класс "Школа России" Рабочая программа "Окружающий мир " Плешаков
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Ячменева Вера Кирилловна

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса по учебнику Плешакова "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_4_klass.docx45.65 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к основной образовательной программе начального общего образования  МБОУ «Усть - Коксинская СОШ»  

Приказ №  248 от 17. 08. 2021 г

Рабочая программа

   учебного предмета «Окружающий мир»

4 «А» класс

на 2021-2022 учебный год

68 часов (2 часа в неделю)

Учитель начальных классов  

Ячменева Вера Кирилловна

с. Усть-Кокса, 2021 г.

1.Пояснительная записка

1.1 Нормативно – правовое обеспечение рабочей программы

        Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для начального общего образования разработана на основе нормативных документов:

- Федерального  Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ

- Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования:  приказ  Минобрнауки России  от 06.10.2009 г № 373

- «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации воспитания обучения,отдыха и оздоровления детей и молодежи в общеобразовательных учреждениях 2.4.2.3618–20», утвержденных Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28

- Приказа «Об утверждении перечня учебников на  2021-2022 учебный год МБОУ   « Усть –  Коксинская СОШ» от 17марта 2021 г. № 79».

-  Основной образовательной  программы  начального  общего образования МБОУ «Усть-Коксинская СОШ», утвержденной  приказом от  17.08.2021 г. № 248.

-Положения МБОУ « Усть – Коксинская СОШ»  « О порядке составления и утверждения рабочей программы по учебным предметам начального общего и основного общего образования», утвержденного приказом от 22.03.2019 г.   №109

- Рабочей программы по окружающему миру для общеобразовательной школы под редакцией Плешакова  А. А.

1.2  Цель и задачи обучения предмету

Цель: формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Задачи:

1) формировать уважительное  отношение к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознавать  ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формировать модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формировать психологическую культуру и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Для  учащихся, которые по состоянию здоровья отнесены к категории детей с ОВЗ и детей инвалидов, методы и приёмы работы прописываются в технологической карте урока с учётом их индивидуальных особенностей.

Для учащихся, которые по состоянию здоровья отнесены к категории детей с Ограниченными Возможностями здоровья и детей – инвалидов, методы и приемы работы прописываются в технологической карте урока с учётом их индивидуальных особенностей.

1.3 Используемый УМК

УМК «Школа России». Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана на основе авторской программы под редакцией  Плешаков, А. А. Окружающий мир 4 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений : в 2 частях  А. А. Плешаков. – М. :

Рабочая тетрадь в 2 ч. Окружающий мир А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2019.

Поурочные разработки по курсу Окружающий мир Т.Н.Максимова М. «ВАКО» 2019.

Атлас-определитель для начальной школы. От земли до неба: А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2018.

1.4 Количество часов

Рабочая программа по окружающему миру рассчитана на 68 часов в год (2 часа  в неделю).

1.5 Изменений, внесенных в программу,  нет.

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 классе является формирование следующих умений:

  •  Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
  •  Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или как плохие.
  •  Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  •  В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные:

  •  Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  •  Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  •  Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  •  Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  •  В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные:

  •  Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  •  Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  •  Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  •  Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Коммуникативные:

  •  Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  •  Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  •  Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 классе является формирование следующих умений:

  •  Знать государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.
  •  Замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
  •  Понимать особую роль России в мировой истории; проявлять чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы.

3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

3.1. Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания, с указанием количества часов для изучения

Раздел

Модуль «Школьный урок»

Количество часов

1.

Земля и человечество

Красная книга животных

2.

Природа России

Красная книга растений

11 ч

3.

Родной край – часть большой страны

Золотые горы Алтая объект ЮНЕСКО

14 ч

4.

Страницы всемирной истории

Всероссийский урок «Эколята – молодые защитники природы»

6 ч

5.

Страницы истории Отечества

Уроки мужества, приуроченные к памятным датам.

20 ч

6.

Современная Россия

День вежливости

8 ч

3.2 Содержание разделов, тем.

1. Земля и человечество

  • Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.
  • Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на Земле и его влияние на живую природу.
  • Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
  • Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
  • Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.

2. Природа России.

       Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и       реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

  • Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
  • Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон.

3. Родной край – часть большой страны

  • Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
  • Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
  • Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
  • Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.
  • Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.

4. Страницы всемирной истории

  • Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX веке. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

       5. Страницы истории Отечества

  • Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
  • Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
  • Наше Отечество в XIII–XV веках. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII–XV веках.
  • Наше Отечество в XVI–XVII веках. Иван Грозный и его правление. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI–XVII веках.
  • Россия в XVIII веке. Петр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII веке.
  • Россия в XIX – начале XX века. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX века.
  • Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).
  • Практическая работа: поиск и показ изучаемых объектов на исторических картах.

     6. Современная Россия

  • Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
  • Государственное устройство России: Президент, Федеральное Собрание, Правительство.
  • Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
  • Многонациональный состав населения России.
  • Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

3.3. Особенности организации учебного процесса по предмету

  • Формы организации учебного процесса:
  • - фронтальная беседа,
  • - устная дискуссия,
  • - самостоятельные и контрольные работы,
  • - коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах,
  • - различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с консультантами),
  • - новые педагогические технологии:
  •   ИКТ,
  •   развивающее,
  •   модульное,
  •   дифференцированное обучение.
  • Для организации учебно-познавательной деятельности используютсяследующие технологии: 
  • адаптивного обучения, 
  • игровая,
  • - коммуникативная,
  • - ИКТ,
  • - проектная,
  • - исследовательская,
  • - здоровьесберегающая.
  •   Для формирования ключевых образовательных компетенций используются такие средства, формы и приемы обучения, как:
  • - интерактивные технологии
  • - метод сотрудничества
  • - методики проектирования
  • - дифференцированный подход
  • - деятельностный подход
  • - работа по алгоритму и др.

4 .  КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

4.1. График  контрольных, практических, лабораторных  работ.

№ п/п

Тема

Дата

1

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу Земля и человечество».

2

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России».

3

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родной край – часть большой страны».

4

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы всемирной истории». Промежуточная аттестация. Итоговый тест.

5

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории России».

6

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Современная Россия».

        

4.2 . Нормы оценок

Характеристика цифровой отметки (оценки) при устном ответе:

Оценка "5" - выставляется, если учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют ошибки или имеется один недочёт, ученик может привести примеры из дополнительной литературы.

Оценка "4" - ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения материала.

Оценка "3" - ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные нарушения в логике изложения материала.

Оценка "2" - ответ не раскрывает обсуждаемый вопрос, отсутствует полнота и логика изложения учебного материала.

Ошибки и недочёты, влияющие на снижение оценки:

Ошибки:

  • неправильное определение понятий, замена существенной характеристики понятия несущественной;
  • нарушение последовательности в описании объектов (явлений), если она является существенной;
  • неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания того или иного явления, процесса;
  • преобладание при описании объекта несущественных признаков;
  • неточности в определении назначения прибора, его использование;
  • неточности при нахождении объектов на карте.

5.Календарно – тематическое планирование

дата

Тема урока

план

факт

Земля и человечество.(9ч.)

1

02.09

Мир глазами астронома

2

07.09

Планеты Солнечной системы

3

09.09

Звездное небо – великая книга природы

4

14.09

Мир глазами географа

5

16.09

Мир глазами географа

6

21.09

Когда и где?

7

23.09

Мир глазами эколога

8

28.09

Сокровища Земли под охраной человека

9

30.09

Сокровища Земли под охраной человечества, проект

Природа России. (11ч.)

10

05.10

Равнины и горы России

11

07.10

Моря, озера и реки России

12

12.10

Природные зоны России

13

14.10

Зона арктических пустынь

14

19.10

Тундра

15

21.10

Леса России

16

26.10

Лес и человек

17

28.10

Зона степей

18

09.11

Пустыни

19

11.11

У Чёрного моря

20

16.11

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России».

Родной край – часть большой страны. (14ч.)

21

18.11

Наш край

22

23.11

Поверхность нашего края

23

25.11

Поверхность нашего края

24

30.11

Водные богатства нашего края

25

02.12

Наши подземные богатства

26

07.12

Земля - кормилица

27

09.12

Экскурсия в лес и на луг

    28

14.12

Жизнь леса.Сообщества родного края (экскурсии)

     29

16.12

Жизнь луга

30

21.12

Жизнь в пресных водах

31.

23.12

Экскурсия к водоёму

32.

11.01

Растениеводство в нашем крае.

33

13.01

Животноводство в нашем крае

34.

18.01

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родной край – часть большой страны».

                                                Страницы всемирной истории(6ч.)

35.

20.01

Мир древности: далёкий и близкий. Древний Египет

36

25.01

Мир древности: далёкий и близкий. Древняя Греция. Древний Рим.

37

27.01

Средние века: время рыцарей и замков

38

01.02

Новое время: встреча Европы и Америки.

39

03.02

Новейшее время: история продолжается сегодня.

40

08.02

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы современной истории.

Страницы истории России. (20ч.)

41

10.02

Во времена Древней Руси

42

15.02

Страна городов

43

17.02

Из книжной сокровищницы Древней Руси

44

22.02

Трудные времена на Русской земле

45

24.02

Русь расправляет крылья

46

01.03

Куликовская битва

47

03.03

Иван Третий

48

10.03

Мастера печатных дел

49

15.03

Патриоты России

50

17.03

Пётр Великий

51

22.03

Михаил Васильевич Ломоносов

52

24.03

Екатерина Великая

53

05.04

Отечественная война 1812 года. Страницы истории XIX века

54

07.04

Промежуточная аттестация. Итоговый тест.

55

12.04

Россия вступаетв ХХ век

56

14.04

Страницы истории 1920–1930-х годов

57

19.04

Великая Отечественная война и Великая Победа

58

21.04

Великая Отечественная война и Великая Победа.

59

26.04

Страна, открывшая путь в космос.

60

28.04

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории России».

Современная Россия. (8ч.)

61

03.05

Мы – граждане России

62

05.05

Славные символы России

63

10.05

Такие разные праздники

64

12.05

Путешествие по России

65

17.05

Путешествие по России

66

19.05

Путешествие по России

67

24.05

Презентация проектов Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Современная Россия»

68

26.05

Обобщающий урок по теме «Современная Россия»

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по учебной деятельности

____________ Е.К. Суворова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок естествознания. Автор А.А. Плешаков. 3 класс. Тема: « Мир глазами эколога. Знакомые незнакомцы» Учитель Шорина Елена Александровна

Урок экологической направленности с применением здоровьесберегающих технологий.Будет интересен и учителям и детям. Материал, представленный в данном уроке, поможет взглянуть на мир другими глазами , н...

Презентация к уроку"Окружающего мира" Плешаков А.А.2 класс

Урок "Окружающего мира",2 класс,Плешаков А.А.Тема: "Звездное небо" (презентация к уроку)...

Открытый урок окружающего мира в 3 классе (Плешаков А.А.) Очень подозрительный тип.

Познакомить детей с опасностями, которые подстерегают их       при общении с незнакомыми людьми, закрепить знания по разделу «Здоровье и безопасность»...

Окружающий мир и ОБЖ. (А.А.Плешаков) Класс: 2 Учитель: Мифтахова Э.Г Тема: «Если хочешь быть здоров».

Цель: знать о том, что здоровье включает в себе двигательную активность, правила личной гигиены и гигиены питания, о необходимости закаливания организма....