КТП "Окружающий мир"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс)

Пчелина Анастасия Дмитриевна

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 3 класса на 2021-2022 учебный год разработана на основе ФГОС НОО, авторской программы А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой «Окружающий мир» 1-4 классы. Программа ориентирована на работу с учебно-методическим комплектом «Перспектива»: учебник «Окружающий мир» в 2-х частях  А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая М.: «Просвещение» 2016 г, рабочие тетради в 2-х частях А.А.Плешаков и М.Ю.Новицкая М.: «Просвещение» 2019 г. 

 Программа рассчитана на 2 часа учебного времени в неделю, 68 часов в год. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_okruzhayushchiy_mir_3.doc156.5 КБ

Предварительный просмотр:

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает формирование функциональной грамотности обучающегося:

-развитие личности, способной использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений;

-развитие личности, ориентирующейся в мире и действующей в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами;

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

  • первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу;
  • умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
  • ценностные представления о своей семье и своей малой родине; общее и первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины России как семьи разных народов, образ Москвы как духовной ценности, важной для разных народов);
  • эмоционально-положительное отношение к внутреннему смыслу государственной символики России;
  •  целостный взгляд на окружающий мир через последовательное практическое знакомство с формулой «окружающий мир — это природа, культура и люди», раскрытой в последовательно расширяющихся сферах (школа, дом, город (село), страна);
  • представления о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов  России и народов мира, выступающей в разнообразных культурных формах семейных традиций;
  • представления о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему (традиции в семье);
  • внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца прилежного ученика;
  • мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные);
  • интерес к новому учебному материалу, способам решения задач и пр.;
  • готовность к  бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе, окружающим людям;
  • личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, необходимых для будущего  России;
  • понимание и сопереживание чувствам других людей на основе знакомства с основами семейной жизни;
  • первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;

Обучающийся  получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к обучению;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
  • устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
  • эмпатии как осознанного понимания чувства других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
  •  сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
  •  выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
  •  планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
  •  планировать свои действия в течение урока;
  •  фиксировать в конце урока удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим

успехам / неуспехам;

  •  оценивать правильность выполнения заданий, используя шкалы оценивания, предложенные учителем;
  •  соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
  •  контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

Обучающийся  получит возможность научиться:

  • планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
  • сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске.
  • контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);
  • оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

Познавательные

Обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
  •  находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
  •  использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
  •  понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;

  •  анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
  •  классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
  •  сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
  •  осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
  •  устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
  •  строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков,
  • подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
  • моделировать различные явления природы (смена дня и ночи, смена времён года).

Обучающийся  получит возможность научиться:

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы;
  • описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать тексты, называть их тему

Коммуникативные

Обучающийся научится:

  • включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
  • высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
  • проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнера в общении;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их;
  • понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
  • готовить небольшие сообщения, проекты с помощью взрослых;
  • составлять небольшие рассказы на заданную тему.

Обучающийся  получит возможность научиться:

  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
  • интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
  • понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;
  • готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей и т.п.) по теме проекта.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • характеризовать методы исследования (наблюдение, опыт, определение природных объектов, измерение, моделирование);
  • работать с планом местности и его видами, с масштабом;
  • ориентироваться относительно сторон света;
  • показывать на глобусе и карте материки и океаны, узнавать материки и части света по силуэтам;
  • перечислять отличительные особенности политической карты мира по сравнению с физической картой;
  • перечислять правила ответственного туризма;
  • перечислять правила пользования личным и общественным транспортом;
  • определять номера телефонов для вызова «скорой помощи», милиции, пожарной части;
  • приводить примеры веществ, узнавать вещества по описанию, устно описывать знакомые вещества;
  • характеризовать строение Солнечной системы и названия планет;
  • характеризовать свойства воздуха, понимать природу его движения в атмосфере;
  • показывать на карте водные объекты;
  • характеризовать свойства воды и круговорот воды в природе;
  • характеризовать свойства полезных ископаемых и определять их значение для человека;
  • характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы, находить в атласе-определителе животных, живущих в почве;
  • приводить примеры растений каждой группы: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, лиственные и цветковые растения;
  • перечислять группы животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, земноводные и пресмыкающиеся животные и их виды, условия, необходимые для их жизни, способы размножения животных разных групп, роль животных в жизни человека;
  • различать группы животных по особенностям питания (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные), цепям питания, способам защиты животных;
  • характеризовать природные сообщества на примере леса;
  • характеризовать природное сообщество луга как пример единства живого и неживого;
  • характеризовать водоём как единство живой и неживой природы, как природное сообщество, природное сообщество водорослей, береговых растений, червей, моллюсков, ракообразных, земноводных, насекомых, птиц и зверей;
  • определять взаимосвязи живого и неживого в природных сообществах;
  • перечислять правила совместной жизни в общем доме, в общении с соседями, земляками, незнакомыми людьми;
  • перечислять традиции гостеприимства и стремиться соблюдать их в соответствующих ситуациях;
  • определять терминологию родства в применении к членам своей семьи;
  • определять значение своего имени;
  • характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого из органов;
  • характеризовать основные правила гигиены;
  • характеризовать функции органов чувств как источников информации об окружающем мире;
  • оказывать себе и другим людям первую помощь;
  • перечислять народные правила и традиции здорового образа жизни, народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности  распределения обязанностей в семье;
  • определять потребности развития своего внутреннего мира и составлять приблизительную смету расходов на эти потребности;
  • определять местонахождение озера Байкал, показывать его на карте России;

Обучающийся  получит возможность научиться:

  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т.д.); физическую и духовную красоту человека, его поступков, трудолюбие и мастерство;
  • соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах;
  • заботливо относиться к младшим, уважать старших, быть внимательным к людям с нарушением здоровья;
  • различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную
  • оценку своим поступкам;
  • понимать государственную символику России;
  • использовать дополнительную литературу (словари, энциклопедии, детскую
  • художественную литературу) с целью поиска ответов на вопросы; создания собственных устных   сообщений;
  • моделировать (по желанию) из бумаги, пластилина, глины и других  материалов природные объекты;
  • определять местоположение Египта, Греции, Иерусалима, Китая на одном из материков, показывать на карте названные город и страны, так же как и их столицы.

Основы безопасности жизнедеятельности

 Обучающийся  научится:

  • осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни;
  • оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми

людьми;

  • соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и

других общественных местах;

  • соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на

улицах города;

  • объяснять безопасные правила обращения с электричеством, газом, водой;
  • составлять и выполнять режим дня.

Обучающийся  получит возможность научиться:

  • сохранять здоровье своего организма, его внутренних органов и органов
  • чувств;
  • следовать правилам здорового образа жизни;
  • соблюдать  правила противопожарной безопасности;
  • оказывать первую помощь при лёгких травмах (порез, ожог).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебник «Окружающий мир» для третьего класса включает  четыре раздела:

«Радость познания» -  11 часов;

«Мир как дом»  -21   час;

«Дом как мир»  - 24  часа;

«В поисках Всемирного наследия»  -  12 часов.

1.Как устроен мир. Многообразие природы. Неживая и живая природа. Взаимосвязи в природе. Роль природы в жизни людей. Человек – часть природы. Человек – разумное существо. Внутренний мир человека. Человек, семья, общество, народ. Государство, его символика. Отрицательное влияние хозяйственной деятельности и поведения людей на природу. Животные, вымершие по вине человека. Редкие растения и животные. Охрана природы.

2. Эта удивительная природа. Тела, вещества, частицы. Твёрдые, жидкие, газообразные тела и вещества. Воздух. Свойства воздуха. Состав воздуха. Значение воздуха. Источники загрязнения воздуха. Влияние загрязнений воздуха на организмы. Охрана воздуха от загрязнений. Вода. Свойства воды. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды. Источники загрязнения воды. Влияние загрязнений воды на организмы. Охрана воды. Необходимость экономии воды при её использовании. Разрушение твёрдых пород под действием воды, ветра, растений, изменений температуры. Почва. Состав почвы. Плодородие – главное свойство почвы. Образование перегноя из остатков растений, животных. Представление об образовании почвы, роли организмов в этом процессе. Разрушение почвы под действием ветра, потоков воды в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы от разрушения.

     Разнообразие растений. Представление о получении растением из углекислого газа и воды на свету питательных веществ, выделение кислорода. Растения – источник питательных веществ и кислорода для животных и человека. Размножение и развитие растений. Разнообразие животных. Цепи питания. Роль хищников в природе. Нарушение человеком природных цепей питания и отрицательные последствия этого явления. Размножение и развитие животных. Забота о потомстве животных. Охрана растений и животных. Великий круговорот жизни. Основные звенья этого круговорота.

3. Мы и наше здоровье. Организм человека. Органы. Их функции в организме. Системы органов. Науки о человеке. Органы восприятия. Мозг, его функции. Кожа, её функции. Гигиена кожи. Первая помощь при небольших повреждениях кожи. Скелет и мышцы человека. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для укрепления мышц. Наше питание. Органы пищеварения. Гигиена питания. Дыхание человека. Движение крови в теле человека. Удаление из организма вредных продуктов жизнедеятельности. Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Табак и алкоголь – враги здоровья.

4. Наша безопасность. Огонь, вода и газ. Меры безопасности при обращении с огнём, газом. Действия во время пожара, аварии водопровода, утечки газа. Номера телефонов срочных служб. Меры безопасности на улице, дороге, общественном транспорте. Дорожные знаки. Опасные места в доме и ближайших окрестностях. Правила поведения при встрече с незнакомцем. Меры безопасности при общении с природой. Опасные природные явления. Экологическая безопасность.

5. Чему учит экономика. Для чего нужна экономика. Потребности человека. Товары и услуги. Три кита экономики. Бережное отношение к природным богатствам. Труд – главная потребность человека. Полезные ископаемые, их разнообразие, значение для человека. Необходимость бережного использования полезных ископаемых при добыче, перевозке, переработке. Растениеводство и животноводство. Промышленность. Основные отрасли промышленности. Деньги. Виды обмена. Цена товара. Государственный бюджет. Семейный бюджет. Доходы и расходы. Прибыль. Экономика и экология. Промышленность и загрязнение окружающей среды. Экологические прогнозы.

6. Путешествие по городам и странам. Золотое кольцо России. Наши ближайшие соседи. Страны Европы, их столицы. Особенности и достопримечательности. Знаменитые места, достопримечательности Азии, Африки, Австралии, Америки.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема урока

Планируемая дата

I триместр (20 часов)

Радость познания – 9 ч

Свет знания.

01.09 – 03.09

Как изучают окружающий мир.

Как изучают окружающий мир. Практические работы «Наблюдение», «Опыт», «Измерение массы», «Измерение длины».

06.09 – 10.09

Книга – источник знаний.

Отправимся на экскурсию.

13.09 – 17.09

О чём расскажет план. Практическая работа «Туристические планы»

Планета на листе бумаги.

20.09 – 24.09

Страны и народы на политической карте мира.

Путешествуя. Познаём мир.

27.09 – 1.10

Транспорт.

Мир как дом – 21 ч

Средства информации и связи.

11.10 – 15.10

Мир природы в народном творчестве.

Из чего состоит всё. Практическая работа «Вода - растворитель»

18.10 – 22.10

Мир небесных тел.

Невидимое сокровище. Практическая работа «Исследование свойств воздуха»

25.10 – 29.10

Самое главное вещество. Практическая работа «Исследование свойств воды»

Природные стихии в народном творчестве.

01.11 – 05.11

Кладовые Земли. Практическая работа «Состав гранита»

Чудо под ногами. Практическая работа «Исследование свойств почвы»

08.11 – 12.11

Мир растений.

II триместр (24 часа)

Плодородная земля и растения в народном творчестве.

22.11 – 26.11

Мир животных.

Образы животных в народном творчестве.

29.11 – 03.12

Невидимые нити в живой природе.

Лес – волшебный дворец.

06.12 – 10.12

Луг – царство цветов и насекомых.

Водоем – дом из воды.

13.12 – 17.12

Как  сохранить богатство природы.

Охрана  природы в культуре народов России и мира.

20.12 – 24.12

Проверочная работа за 1 полугодие.

За страницами учебника. Изображение природы в картинах великих художников.

27.12 – 30.12

Чудесное путешествие.

Дом как мир – 24 ч

Родной дом – уголок Отчизны.

10.01. – 14.01.

Свой дом – свой простор.

В красном углу сесть – великая честь.

17.01. – 21.01

Побываем в гостях.

На свет появился – с людьми породнился.

24.01. – 28.01.

Родословное древо.

Муж и жена – одна душа.

31.01. – 04.02.

Святость отцовства и материнства.

Добрые дети – дому венец.

07.02. – 11.02

Детские  игры – школа здоровья.

За страницами учебника (урок-праздник). В кругу семьи.

14.02. – 18.02.

Строение тела человека.

III триместр (24 часа)

Как работает наш организм. Практическая  работа  «Измерение пульса»

28.02. – 04.03.

Как работает наш организм. Практическая  работа  «Измерение температуры тела»

Что такое гигиена.

07.03. – 11.03

За страницами учебника (урок-игра). Путешествие по городу Здоровейску.

Органы чувств.

14.03. – 18.03.

Школа первой помощи.

Здоровью цены нет.

21.03. – 25.03.

Дом не велик, а стоять не велит.

Семейный бюджет.

28.03 – 01.04

Мудрость старости.

Путешествие к А.С.Пушкину.

11.04. – 15.04.

За страницами учебника. Моя семья – моя гордость.

В поисках Всемирного наследия – 12 ч

Всемирное наследие. Московский Кремль.

18.04. – 22.04.

Проверочная работа за 2 полугодие.

Озеро Байкал.

25.04. – 29.04

Путешествие в Египет.

Путешествие в Грецию.

02.05. – 06.05

Путешествие в Иерусалим.

Путешествие в Китай.

09.05. – 13.05

Всемирные духовные сокровища.

За страницами учебника. Заочное путешествие к объектам Всемирного наследия.

16.05. – 20.05

Что мы узнали. Чему научились.

Закрепление изученного материала.

23.05. – 25.05

Закрепление изученного материала.

ЭЛЕМЕНТЫ АДАПТАЦИИ И МЕТОДЫ ОЦЕНИВАНИЯ

Данная рабочая программа может быть скорректирована с учетом контингента и успеваемости обучающихся. Для более мотивированных детей используются задания творческого, поискового характера, увеличение объема заданий по темам, возможно выполнение проектных работ с учетом возможностей ученика.  

Для работы с отстающими обучающимися  предусмотрен  индивидуальный подход в обучении.   Можно предусмотреть увеличение объема заданий по разделам программы за счет методических ресурсов официального сайта издательства «Просвещение».

Методы оценивания:

Уроки строятся на принципах системно-деятельностного подхода в обучении и включают практическую работу, работу в группе, паре, самостоятельную и применением различных форм проверки. Используется прием самооценки, взаимооценки.

Самооценивание.

Данный метод предполагает самостоятельное оценивание обучающимся  ряда письменных и устных работ, выполненных им самим по заранее известным критериям. Последующая проверка работ учителем и обсуждение результатов обязательны.

Взаимооценивание.

Данный метод используется при парной /групповой работе, оценивании публичной презентации ответа. Критерии известны всем участникам процесса оценивания, предполагается совместное обсуждение результатов. Отдельное оценивание учителем необязательно  при данном виде работы.

Оценивание учителем подразумевает использование заранее известных критериев при оценивании письменных и устных работ. При разработке критериев учитываются лексическая наполненность ответа, его грамматическая оформленность, организационная адекватность, эмоциональная окрашенность, манера публичного представления.