Конспект урока по Окружающему миру «Верования языческой Руси»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Андриевская Ирина Анатольевна

Конспект урока в 3 классе по предмету Окружающий мир

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzh_mir.docx31.57 КБ
Файл oformlenie.docx10.32 КБ
Файл razd.docx115.13 КБ
Файл slavyane.pptm137.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по Окружающему миру  «Верования языческой Руси»

ТЕМА УРОКА «Боги древних  славян»

ЦЕЛЬ: сформировать у учащихся представление о верованиях  славян.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • продолжить формирование навыка и привычки осмысленно воспринимать читаемый материал,
  • обогащать словарный запас,
  • расширять кругозор детей,

Регулятивные:

  • определять цель урока,
  • определять и удерживать цель деятельности до получения ее результата,
  • определять правильность выполнения заданий,
  • самостоятельно организовывать рабочее место.

Ученик получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные:

  • развивать навыки и умения поисковой и творческой мыслительной деятельности, наблюдательность, умение обобщать;
  • повышать интерес к самому процессу познания;
  • ориентироваться в материале урока;
  • сопоставлять и отбирать информацию;
  • делать выводы;
  • понимать информацию, представленную в виде сообщения других детей, иллюстраций.
  • использовать знаково-символические средства.

Ученик получит возможность научиться:

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникативные:

  • участвовать в диалоге,
  • читать про себя и понимать прочитанное,
  • отстаивать свою точку зрения,
  • соблюдать правила речевого этикета,
  • понимать точку зрения другого человека,
  • участвовать в работе группы,
  • распределять роли,
  • договариваться друг с другом,
  • оценивать свою работу.

Ученик получит возможность научиться:

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь,
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Личностные:

  • проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны.
  • Ученик получит возможность научиться:
  • освоению личностного смысла учения.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Этапы урока

Ход урока.

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы действий

Осуществляемые действия

Формируемые способы действий

Осуществляемые действия

Формируемые способы действий

1 Этап Включение в учебную деятельность.

2 этап.Актуализация опорных знаний . Создание проблемной ситуации.

3 этап. Определение задач урока- Целеполагание

4 этап . Планирование собственной деятельности

5 этап.

Реализация построенного проекта. Открытие нового знания

6.Презентация собственного открытия. Защита работы групп

6.Итог урока

- Здравствуйте, гой еси,  добры молодцы, да красны девицы. Приветствую я вас с хлебом –солью, да водой ключевой.

Почему я приветствовала вас хлебом-солью?

-Такой обычай на Руси. Так принято.

Обычай какого народа?

Славян-предков нынешних русских

Что значит «Обычай»?

-Обычай -унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов.

Как назывались группы славян , проживающих вместе на одной территории и имеющие одни традиции и обычаи?

-Общины.

Молодцы! Пусть даруют радость, достаток и благополучие вам Ра, и Дана с Мякошью. Ура!

Все ли понятно из моего пожелания?

(ответы детей)

-Мы не знаем, значение слов: «Ра»,  «Дана», «Мякошь» и почему в конце своего пожелания вы сказали «Ура!»

-Сформулируйте задачу сегодняшнего урока.

Мы должны узнать значение незнакомых слов и какую роль  эти слова  играли для славян.

У нас возникли вопросы . Ваши действия. Что помогает найти ответы? Какие источники  получения информации вы используете?

-Книга-учебник, словари, интернет, телевидение, вопрос взрослым.

-На ваших столах лежат учебники, раздаточный материал в виде научно-популярных текстов, фольклорный материал, материал из страниц народного календаря, странички этимологичекого словаря.

Работать мы будем  общинами. В каждой общине будет: СТАРЕЙШИНА - он самый главный в общине; ТВОРЦЫ, которые будут выполнять творческую часть работы; ЧТЕЦ, читает нужные тексты и ЛЕТОПИСЕЦ, он будет вести записи в листе путешествия. ВОЛХВ – вдохновлять

На столе у вас карточки с обязанностями, распределите между собой.

Распределение ролей в группе между детьми: Старейшина, Творцы, Летописец, Чтец.

Встаньте старейшины каждой общины. Общины будут называться по его имени. А сейчас найдите карту работы группы и впишите своё имя. Я надеюсь, что в процессе путешествия каждая община будет работать активно, дружно и сплочённо.

Каждой группе на стол я ставлю атрибут приветствия древних славян.

Дополнительный «?»- как атрибут связан с тем словом, значение которого вам необходимо толковать.

Сколько времени необходимо для работы в группе, защиты ?

Ура! Время пошло.

Что связывает всех богов древних славян?

-связь со стихиями и силами природы.-Язычество.

Слушают учителя. Выполняют действия задаваемые учителем

  1. Групповая работа. Работа с текстами и справочными материалами.

Выдвигают гипотезу и обосновывают её. Осуществляют актуализацию жизненного личного опыта.

Выдвигать гипотезу, обосновывать её. Осуществлять актуализацию жизненного опыта

Осуществлять актуализацию знаний о правилах поведения на уроке и при работе в группе.

Анализируют и группируют слова. Формулируют ответ об однокоренных словах.

Выполняют синтез частей слова. Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Выделение существенной информации из текста. Формировать умение выделять существенную информацию из иллюстраций.

Взаимодействуют с учителем во фронтальном режиме

Подготовка выступления перед другими группами

Участвуют в коллективном обсуждении проблемы.

Подготовка выступления перед другими группами. Выражают в речи свои мысли.

Слушают друг друга, доказывают свою точку зрения.

Высказывают предположения. Строят ответ на поставленный вопрос.

Строить монологическое высказывание

Формировать умения планировать учебное сотрудничество в поиске

Адекватно использовать речь для планирования своей деятельности и регуляции целеполагания

Строят понятные для собеседника высказывания.

 - умение слушать собеседника;

-умение формулировать

собственное мнение, позицию. Планировать учебное сотрудничество в поиске информации. Участвовать в коллективном обсуждении проблемы. Формулировать собственное мнение и позицию.


 


 


Умение строить высказывания, обмениваться мнениями, слушать друг друга. Уметь оформлять мысли в речевое высказывание. Владеть монологической и диалогической формами речи

Самоконтроль своих действий.

Планируют деятельность по решению проблемы
 

Контролируютправильность ответов обучающихся. Осуществлять взаимоконтроль в процессе выполнения.

Умение ставить учебную задачу и добиваться её выполнения. Принимать и сохранять учебную задачу. Уметь контролироватьпроцесс своих действий.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу

7. этап. Рефлексия

Какую мы поставили цель?

Ответили ли вы на вопросы, возникшие в начале урока?

Дана-?

Ра-?

-Мякошь-?

Что означает ритуал встречи с хлебом-солью?

Я хочу тоже оценить, как вы работали на уроке. Мне понравилось, как работала община .

Сувениры –Мартинчики

Хоровод

Обобщать знания о полученном материале.

Слушают друг друга , высказывают своё мнение.

Строить высказывания , понятные одноклассникам

Оценивают свою работу.

Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения. Анализировать результаты своей деятельности.

 



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Макошь (Мякошь) ,а так же  её называли Мать Сыра-Земля-богиня земли.

Покровительствует плодородию, это богиня судьбы. Ее также считают проводницей между миром живых и миром мертвых(живая и мёртвая вода). Богиня помогает хозяйкам, передает умение вырастить и воспитать детей, трудиться в саду, поле, в доме, раскрывает знахарские тайны, учит разбираться в травах. Ее представляли как красивую женщину в возрасте, иногда с рогами или рогом изобилия в руках. Эта красота была именно женской, а не девичьей. Макоши соответствует серебро, лунный камень и горный хрусталь. Одним из символов богини является головной убор с рогами, дерево ее - осина.

28 октября считают ее праздником (по христианскому календарю Параскева пятница), в этот день Мякошь защищает хозяек и жен. День Макоши — пятница, если иметь в виду дни недели, а не единственный день году, который посвящен этой богине. Делать обереги с символом Макоши рекомендуется именно в пятницу, на растущей луне или в полнолуние. По старинным поверьям, в пятницу нельзя заниматься рукоделием, особенно шить и прясть.

Вестники Макоши — пауки, пчелы и муравьи, то есть животные, которые практически всю свою жизнь проводят в трудах. Есть немало примет о пауках, которые произошли из веры в то, что они являются посланниками одной из самых почитаемых богинь. Убивать пауков нельзя, очень плохая примета — к неудачам. Мокошь отворачивает свой лик от людей, которые опустили руки, потеряли надежду, устали от жизни. Она покровительствует только тем, кто силен духом и способен побороться за свое счастье. Кроме этого, Макошь следит за выполнением традиций людьми. Она обязательно наградит удачей и легкой судьбой человека, который следует старинным заветам предков.

В «хлебе-соли»- хлеб, олицетворяющий землю.

 Микула-свет, с милостью

Приходи к нам, с радостью,

С великою благостью…

Мать Сыра Земля добра,

Уроди нам хлеба,

Лошадушкам овсеца,

Коровушкам травки!..

Солярные знаки земли
«Страничка этимологического словаря»
Символы славян

Мякошь-имя богини Земли созвучно с современным словом «мякиш»-мягкая часть хлеба

Бог солнца у древних славян – Ра

(Самый древний из четырёх Богов солнца)

Входил он во власть, начиная с летнего и до осеннего солнцестояния. Славяне верили, что Бог Ра по небу передвигается на колеснице, в которой он везёт солнце, которая запряжена четырьмя белыми конями с огненными гривами и золотыми крыльями. Солнечный свет излучает щит, который Бог держит в своих руках. Выделялся он своим величием и прямым взглядом. Волосы у него золотого цвета развиваются по ветру. Этого языческого Бога Солнце у славян в основном изображали в золотых доспехах с копьем и щитом. Обращались к нему люди в утренние часы, когда солнце только появлялось над горизонтом.

День Бога Ра — (21 – 25 декабря). день зимнего солнцестояния..
Русичи(славяне) называли себя радостными или солнечными внуками.

Заклички:Солнышко, покажись! Красное, снарядись! Поскорей, не робей,Нас ребят обогрей! Солнышко, покажись! Солнышко, солнышко,Выгляни в окошечко.Ждут тебя детки,Ждут малолетки. 

Коловрат Коловрат https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=dbd5074cdcb645a897f10b4f17cddab6&n=33&h=215&w=215 http://www.nordicrunes.ru/pict/solyarnie_znaki_slavyan/znaki/mnogo2.jpg

Солярные знаки Солнца

«Страничка- из этимологического словаря»

1. Пора. Мы говорим: "Вставай по Ра!”, то есть "Вставай по Солнцу!”
2. Рано. Нас будят, а мы протестуем: "Ра но!”, то есть "Ра ещё нет! Посплю ещё”. Здесь "но” - древнее отрицание.
3. Рассвет. Светило ещё не взошло, но что-то уже светит. Это "Ра светит”.
4. Радуга. Тут всё как на ладони. Что дуга - это все видели, но причём здесь Ра? Очень просто. Это Солнечная дуга.
5. Радушный. Хороший человек. Душа у него Ра - солнечная.
6. Радовать. Правильнее, конечно, Радавать. Давать, дарить Солнце. (Здесь а перешло в о).
7. Радость. Ра достался!
8. Разум. Ра с ум, Ра с умом.
9. Расставить, разложить, расположить. Ставить, полагать по Ра, по правилу Ра, по закону Ра.

10.Россия. Правильнее, конечно, Рассия. Или, как говорят в народе, "Расея Окончание "ссия” - начало слова "сияние". Получаем "Сияние Ра”, "Сияние Бога” - истинный смысл имени нашей Родины.

Между солнцем и солью в современном языке в значении очень сложно обнаружить связь. Древний корень «солнц» похож - "соль».

ДАНА — богиня воды(одна из нескольких).

Почиталась как светлая и добрая богиня, дающая жизнь всему живому. 
ВНЕШНИЙ ВИД: Светлолицая девушка—река, журчащая свою жизнерадостную песню.

СФЕРА ВЛИЯНИЯ: Почиталась как светлая и добрая богиня, дающая жизнь всему живому.

Молитва-Славление Дане

Дана-Девица, Святая водица! Течешь ты молочными реками, дождями плодовитыми, Землю насыщаешь, Солнце радуешь, из-за туч холодных лучи выпускаешь. Травушка-муравушка растет высокая, пшеница-яровица растет богатая. Водица Твоя святая, Дана молодая, водица Твоя счастливая, Дева наша прекрасная. Не бурли потопами, градами, темными водами, а только дождями богатыми и ручьями журчатыми, от которых урожаи взрастают и наши закрома хлебом наполняют. Благослови, Дана, прояви нам свою волю. Слава матушке Дане!

Деревом Богини Даны является липа, день для прославления 6 января, а также каждая пятница. Прославляют Дану возле источников целебных, перед тем их очищают и лентами украшают. У истоков и колодцев всегда сосуды должны быть, чтобы путник напиться мог.

Если долго не было дождя, дети просили его «поливать весь день) и лить пуще и сильнее. 
Дождик пуще припусти, На пшеницу, на гречи. На горох, на ячмень Поливай весь долгий день! А на просо, на рожь Поливай сколько хошь! Гром гремучий, Тресни тучи, Дай дождя С небесной кручи. 

http://www.tvorchistvo.ru/wp-content/uploads/2014/12/img5-e1418494971999.jpg

Солярные символы Воды

Рабочая карта общины___________________

СТАРЕЙШИНА - глава  общины;___________________________________

 ТВОРЦЫ- выполняют творческую часть работы;_________________

ЧТЕЦ- читает тексты; _______________________________________

ЛЕТОПИСЕЦ- ведёт записи в рабочей карте;_______________________

               ВОЛХВ- вдохновляет, советует_________________________________

Задания :

1.По описанию, данному в тексте, составить портрет

2.Дата народного календаря____________________________

3.Солярный знак

4.Народный  фольклор

5.Связь с атрибутом приветствия


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Ра Дана Мякошь

Слайд 3

Задача: узнать значение слов«Ра», «Дана», « Мякошь » и какую роль эти слова выполняли для славян.

Слайд 4

Обычай -унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов.(Словарь)

Слайд 5

Община- группа людей , проживающих на одной территории и имеющие общие традиции и обычаи

Слайд 6

СТАРЕЙШИНА ТВОРЦЫ ЧТЕЦ ЛЕТОПИСЕЦ ВОЛХВ

Слайд 7

Язычество - вера в существование богов, олицетворявших силы природы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру 3 класс программа Гармония" "Уклад жизни на Руси"

Задачи этого урока - сформировать представление о том, как была организована жизнь далёких предков, кто управлял их жизнью; познакомить с разнообразием жилищ; показать зависимость устройства жизни от ...

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе "Уклад жизни на Руси"

Конспект урока по окружающему миру. Автор учебника Поглазова О.Т. Основными задачами урока являются закрепление основных понятий: семья, поколение , предки, язык, Родной край; сформировать представлен...

Конспект урока по окружающему миру на тему: : «Художественное ремесло в Древней Руси».

Конспект урока по окружающему мируна тему: : «Художественное ремесло в Древней Руси»....

Конспект урока по окружающему миру «Из книжной сокровищницы Древней Руси»

В ходе данного урока учащиеся смогут сформировать представление о возникновении славянской азбуки, о появлении письменности на Руси...

Конспект урока по окружающему миру "Во времена Древней Руси", 4 класс

Конспект урока разработан в соответсвии с требованиями ФРОС НОО....

Конспект урока по окружающему миру 4 класс "Во времена древней Руси"

Конспект урока и презентация по окружающему миру блок истории, 4 класс УМК "Школа России" по теме: "Во времена Древней Руси...

Конспект урока по окружающему миру «Во времена Древней Руси. Князь Владимир и крещение Руси» 4 класс (УМК «Школа России»)

Тема: «Во времена Древней Руси. Князь Владимир и крещение Руси.»Цели деятельности учителя: формирование представлений о Древней Руси, первых князьях, о крещении Руси и значении принятия хр...