Рабочая программа "Окружающий мир"-3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)

Аннотация к рабочей программе «Окружающий мир» 3 класс

 

1. Наименование программы

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса

2. Цель рабочей программы

Формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

3. Структура учебной дисциплины:

1.Человек и природа

2.Человек и общество

4. Особенности организации учебного процесса по предмету
Формы организации учебного процесса:

-     групповые, коллективные, классные и внеклассные.

Виды организации учебной деятельности:

-     игры, экскурсия, путешествие, выставка, проект

Виды контроля:

-     текущий, итоговый

-     фронтальный, комбинированный, устный Формы (приемы) контроля:

-     наблюдение, устный опрос, самостоятельная работа, работа по карточке, тест, викторина, КИМ.

5.   Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»
представлены в рабочей программе

6. Общая трудоемкость дисциплины:

68 часов за год обучения.

7. Формы оценивания:

Устный опрос, творческое задание, тест.

8. Составитель:

Учитель начальных классов МКОУ ХМР «СОШ им.В.Г.Подпругина с.Троица»,Н.Г.Южакова.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_okruzhayushchiy_mir-3_klass.docx66.54 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Ханты - Мансийского района

«Средняя  общеобразовательная  школа имени В. Г. Подпругина с. Троица»

C:\Users\Вера Васильевна\Desktop\Attachments_ponisveta@yandex.ru_2021-09-09_15-52-19\На титульник ООП НОО.png

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

ДЛЯ 3 КЛАССА

Составитель:

Южакова Наталья Григорьевна,

учитель начальных классов,

                                                                     1 квалификационная категория

2021/2022 учебный год

Данная программа «Окружающий мир» для 3 класса разработана на основании следующих нормативных документов и материалов:

- Программа «Окружающий мир.1-4».Автор: А. А. Плешаков. — М. : Просвещение, 2014 г. (Школа России).

 Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

- Плешаков А.А..,Окружающий мир 3 класс:  Учебник для общеобразоват. организаций в 2-х частях/ Плешаков А.А.- 7-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2017.

- Плешаков А.А..,Окружающий мир 3 класс: Рабочая тетрадь. Учебное пособие для общеобразоват. организаций в 2-х частях/ Плешаков А.А.- 9-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2020.  

- Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир.3класс./И.Ф.Яценко-10 изд.-М.:ВАКО,2019.

Планируемые результаты

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты: 

  • понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  • сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

Раздел  «Человек  и природа»

Обучающиеся 3 класса научатся:

  • различать (узнавать)  изученные  объекты  и  явления живой и неживой  природы;
  • описывать на основе предложенного  плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их  основные существенные  признаки;
  •  сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков  или известных  характерных  свойств и проводить  простейшую классификацию  изученных  объектов природы;
  •  проводить несложные наблюдения  и ставить опыты, используя простейшее  лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении  наблюдений и опытов;
  •  использовать естественно-научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной  информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или  письменных высказываний;
  •  использовать различные справочные издания (определитель растений и животных на основе  иллюстраций, атлас карт) для поиска новой информации;
  •  использовать готовые модели (глобус, карта, план)  для  объяснения  явлений или выявления свойств объектов;
  •   обнаруживать  простейшие  взаимосвязи  между живой и неживой  природой, взаимосвязи  в живой природе;  использовать их для объяснения необходимости бережного  отношения  к природе;
  •  определять характер  взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния  этих отношений на природные объекты, на здоровье  и безопасность человека;
  •  понимать необходимость  здорового образа жизни, соблюдения  правил безопасного  поведения;  использовать  знания   о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Обучающийся  получит возможность  научиться:

  •  осознавать ценность природы и необходимость   нести ответственность за  её  сохранение, соблюдать правила экологического поведения  в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии)  и в природе;
  •  пользоваться  простыми навыками самоконтроля и саморегуляции   своего самочувствия для  сохранения здоровья, осознанно  выполнять  режим дня, правила рационального питания  и  личной  гигиены.
  •  выполнять правила безопасного поведения в природе,  оказывать  первую помощь при несложных несчастных  случаях.

Раздел  «Человек и общество»

Обучающийся  научится:

  • различать государственную  символику Российской Федерации;   описывать  достопримечательности столицы и родного края;  находить на карте Российскую  Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его главный город;
  • различать прошлое, настоящее, будущее;  соотносить основные (изученные)  исторические события  с датами,  конкретную дату с веком;  находить место  изученных событий на «ленте времени»;
  • используя  дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  •    оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах  (семья, общество сверстников  и т.д.);
  •  использовать различные  справочные издания  (словари, энциклопедии)  и  детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска   и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных  устных или письменных высказываний;
  •  соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость  здорового образа жизни.

Обучающийся получит возможность научиться:

  •  осознавать свою неразрывную связь с разнообразными  окружающими социальными группами;
  •      ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего;  оценивать их возможное влияние  на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

-        наблюдать и описывать проявления богатства  внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы,  профессионального сообщества, страны;

-   проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные  договорённости и правила, в том числе правила общения  со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.

Содержание учебного предмета

В начале учебного года изучается тема «Как устроен мир», в которой развиваются представления детей о природе, человеке, обществе как составных частях окружающего мира, об их взаимодействии, а также об экологии как науке и ее роли в сохранении нашего природного дома.

Далее содержание программы раскрывается в теме «Эта удивительная природа». В ней систематизированы и последовательно рассматриваются различные природные компоненты (воздух, вода, растения, животные и др.). Применительно к каждому компоненту изучаются его особенности, значение в природе и жизни людей, охрана данного природного компонента. Особое внимание уделяется раскрытию разнообразных экологических связей, отражающих целостность природы.

Затем изучается тема «Мы и наше здоровье», нацеленная на формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены, подробно рассматривается понятие «здоровый образ жизни». Логическим продолжением данной темы является следующая — «Наша безопасность», в которой представлены основы безопасного поведения как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях. Необходимое внимание уделяется вопросам экологической безопасности.

Важнейшие представления детей об обществе, его устройстве, взаимосвязях между человеком и обществом, обществом и природой формируются в теме «Чему учит экономика». Учебный материал данной темы отобран с учетом большой воспитательной, развивающей и практической значимости экономических знаний. Он тесно связан с естественно-научным и экологическим материалом курса и рассматривается нами как одно из ключевых направлений интеграции знаний о природе, обществе и человеке.

Подобную интегративную функцию выполняет и тема «Путешествия по городам и странам»,  которой завершается программа 3 класса. Учебный материал этой темы представлен в форме путешествий по городам России, по странам ближнего зарубежья, европейским странам, а также по знаменитым местам мира. Такой подход позволяет преподносить в единстве знания из областей географии, истории, экономики, экологии, раскрывая в яркой, образной форме ведущие идеи курса.

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Как устроен мир

6ч.

2

Эта удивительная природа

18ч.

3

Мы и наше здоровье

10ч.

4

Наша безопасность

9ч.

5

Чему учит экономика

12ч.

6

Путешествие по городам и странам

13ч.

Итого

68ч.

Тематическое планирование

Тема урока

Количество часов

Как устроен мир

6 ч

1

Природа. Разнообразие природы. Значение природы для людей.  

1

2

Человек. Ступеньки познания.

1

3

Проект «Богатства, отданные людям»

Экскурсия.

1

 

4

Общество.

1

5

Мир глазами эколога.

1

6

Природа в опасности. Охрана природы.

1

Эта удивительная природа

18 ч

7

Тела, вещества, частицы.

1

8

Разнообразие веществ.  

1

9

Воздух и его охрана.  

1

10

Вода и жизнь. Свойства воды.  

1

11

Превращения и круговорот  воды в природе.

1

1 2

Берегите воду!  

1

1 3

 

Как разрушаются камни! Что такое почва?

1

1 4

Разнообразие растений. 

1

1 5

Солнце, растения и мы с вами. 

1

1 6

Размножение и развитие растений.                         

1

1 7

Охрана растений.  

1

 18

Разнообразие животных.

1

 19

Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края»

1

20

Невидимая сеть и невидимая пирамида.  

1

21

Размножение и развитие животных.

1

22

Охрана животных.

1

23

В царстве грибов. 

1

24

Великий круговорот жизни. 

1

Мы и наше здоровье

10 ч

25

Организм человека.

1

26

 Органы чувств.

1

27

Надёжная защита организма.

1

28

Опора тела и движение.Проверочная работа «Организм человека»

1

 29

Наше питание. Органы пищеварения

1

30

О дыхании, о движении крови

1

31

 Умей предупреждать болезни 

1

32

Здоровый образ жизни. 

1

33

Проверочная работа " Мы и наше здоровье"

1

34

Презентация проектов  « Богатства, отданные людям»,«Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров»

1

Наша безопасность

7 ч

35

 Огонь, вода и газ.

1

36

Чтобы путь был счастливым.  

1

37

Дорожные знаки.

1

38

Проект «Кто нас защищает»

1

39

Опасные места.

1

40

Природа и наша безопасность.

1

41 

 Экологическая безопасность.

1

Чему учит экономика        

12 ч

42

Для чего нужна экономика?  

1

43

Природные богатства и труд людей – основа экономики.

1

44

Полезные ископаемые.

1

45

Растениеводство.

1

46

Животноводство.

1

 47

Какая бывает промышленность?

1

48

Проект « Экономика родного края»

1

49

Что такое деньги?

1

50

Государственный бюджет.

1

51

Семейный бюджет.

1

52

Экономика и экология.

1

53

Экономика и экология.

1

Путешествие по городам и странам   

15 ч

54

 

Золотое кольцо России – слава и гордость страны. Города Золотого кольца.

1

55

Золотое кольцо России. Города Золотого кольца - Ярославль, Кострома и их достопримечательности.

1

56

Золотое кольцо России – Иваново, Суздаль, Владимир и их достопримечательности.

1

57

Проект «Музей путешествий». Подготовка к выполнению проекта.

1

 58

Наши ближайшие соседи. Государства, граничащие с Россией.

1

 59

На севере Европы. Страны севера Европы.

1

60

Что такое Бенилюкс? Страны Бенилюкса.

1

61

 В центре Европы. Страны центра Европы.

1

 62

Путешествие по Франции.

1

63

Путешествие по Великобритании.

1

64

На юге Европы. Греция и Италия.

1

6 5

По знаменитым местам мира. Памятники архитектуры и искусства.

1

66

Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие.

1

67

Презентация проекта «Кто нас защищает?», «Экономика родного края»

1

68

Презентация проекта «Кто нас защищает?», «Экономика родного края», «Музей путешествий».

1

Итого 68ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя начальных классов по математике. 1 класс. УМК "Школа России"

Рабочая программаГосударственного бюджетного образовательного учреждения г. Москвы средней общеобразовательной школы № 879 учителя начальных классов( предмет)Игнатовой Анжелы Алексеевны( ФИО учителя)п...

Рабочая программа учителя начальных классов по русскому языку.. 1 класс. УМК "Школа России"

Рабочая программаГосударственного бюджетного образовательного учреждения г. Москвы средней общеобразовательной школы № 879 учителя начальных классов( предмет)Игнатовой Анжелы Алексеевны( ФИО учи...

Рабочая программа для 3 класса УМК "Школа России" по предмету русский язык (специальный (коррекционный) класс VII вида)

Пояснительная записка.Программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта 1 поколения на основе авторской программы «Русский язык» авторов...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...