Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 4 класса (Школа России)
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Буданцева Ирина Владимировна

Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 4 класса (Школа России)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»

                                                           Приложение к образовательной программе,

                             введенной в действие приказом № _____   от «___  » _________г.   

Рассмотрено на заседании кафедры начального образования

Протокол № _ от  « __  »  _________ г.

Руководитель кафедры /                        / Л.В. Шабалина      

Согласовано

Заместитель директора /                          /  И.С. Тельнова

 «      »       _______ г.                                                                                                                                                                                                                    

                                     

                                                                  Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир»

Базовый уровень, начальное общее образование, 4б класс,68 часов

составлена на основе авторской программы А.А.Плешакова 4кл. Москва, «Просвещение», 2016г.                                                                                                                                                               Учебник для 4 класса « Окружающий мир»  в 2 частях/А,А, Плешаков, Москва «Просвещение», 2015г.

                                                                                                                                                                                           Составитель: Буданцева Ирина Владимировна,                

        учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

2018 год

1. Планируемые результаты

1.1. Личностные результаты  

*осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;

*осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности), чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни,

*осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества, при всём разнообразии культур, национальностей, религий России.

*уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

*уважение к истории и культуре всех народов, Земли на основе понимания и  принятия базовых общечеловеческих ценностей;            

*расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;

*способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и ответственности за свои поступки в мире природы и социума.

*установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим, умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.      

1.2. Метапредметные  результаты

 *Способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;

  *умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности этики и этикета;  

   *освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа(класс, школа, семья, учреждения культур *способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.      

1.3. Предметные результаты

 * усвоение первоначальных сведений о сущности особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);

 *сформированность целостного, социально- ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии  природы, народов, культур, религий;

 *владение базовым, понятийным аппаратом, доступным для осознания младшим школьником) необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;        

  *умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов от окружающих людей в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события  культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;

  *владение навыками устанавливать и выявлять причинно- следственные связи в окружающем мире природы и социума;

  *овладения основами экологической грамотности элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

*понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России; в её современной жизни, понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края , в истории и культуре России;

*понимание особой роли России в мировой истории и культуре; знание примеров национальных свершений, открытий, побед.   

2. Содержание программы.

Земля и человечество (9 ч)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы:

знакомство с картой звездного неба;

поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте;

знакомство с историческими картами.

Природа России (10 ч)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: 

поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

Родной край — часть большой страны (15 ч)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсии:

Формы поверхности нашей местности;

Экскурсия в школьный музей поселка Пионерский.

Практические работы:

знакомство с картой края;

рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств;

рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя;

знакомство с культурными растениями края.

Страницы всемирной истории (5 ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого.

Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина.

Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия.

Новейшее время. Представление о скорости перемен в ХХ в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории Отечества (20 ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в ХIII—ХV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья   — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в ХIII—ХV вв.

Наше Отечество в ХVI—ХVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в ХVI—ХVII вв.

Россия в ХVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в ХVIII в.

Россия в ХIХ — начале ХХ в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в ХIХ — начале ХХ в.

Россия в ХХ в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941—1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.

Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. ХХ в. Культура России в ХХ в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).

Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

Современная Россия (9 ч)

Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

Экскурсии:

Экскурсия в школьный музей «Славные символы России»

3. Поурочное календарно-тематическое планирование

Окружающий мир 4 класс  68ч (из расчета 2ч в неделю)

№ п/п

Тема

Дата план

Дата факт

Примечание

Земля и человечество – 9 часов

1

1

Мир глазами астронома.

03.09

2

2

Планеты Солнечной системы.

04.09

3

3

Звёздное небо – Великая книга Природы.

10.09

4

4

Мир глазами географа.

11.09

5

5

Мир глазами историка.

17.09

6

6

Когда и где?

18.09

7

7

Мир глазами эколога. Р.к. Лес – «лёгкие» Югры.

24.09

8

8

Сокровища Земли под охраной человечества.

25.09

9

9

Сокровища Земли под охраной человечества. Красная книга.

01.10

Природа России – 10 часов

10

1

Равнины и горы России.

02.10

11

2

Моря, озёра и реки России. Р.к. Роль реки в жизни коренных народов Югры.

08.10

12

3

Природные зоны России.

09.10

13

4

Зона арктических пустынь.

15.10

14

5

Тундра. Р.к. Загадки и тайны югорских болот.

16.10

15

6

Леса России. Р.к. Разнообразие птиц Югры.

22.10

16

7

Лес и человек. Р.к. Природа югорского края.

23.10

17

8

Зона степей.

06.11

18

9

Пустыни.

12.11

19

10

У Чёрного моря.

13.11

Родной край – часть большой страны – 15 часов

20

1

Наш край.

19.11

21

2

Поверхность нашего края.

20.11

22

3

Водные богатства нашего края.

26.11

23

4

Наши подземные богатства. Р.к. Подземная кладовая Югры.

27.11

24

5

Земля – кормилица.

03.12

25

6

Жизнь леса. Р.к. Взаимосвязь растительного и животного мира.

04.12

26

7

Жизнь луга.

10.12

27

8

Жизнь в пресных водах.

11.12

28

9

Экскурсия к водоёму. Р.к. Водоёмы нашего края: реки, озёра, ручьи.

17.12

29

10

Экскурсия в парк.

18.12

30

11

Экскурсия в посёлок.

24.12

31

12

Растениеводство в нашем крае. Р.к. Грибы – часть живой природы.

25.12

32

13

Животноводство в нашем крае.

14.01

33

14

Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие.

15.01

34

15

Презентация проектов (по выбору).

21.01

Страницы Всемирной истории – 5 часов

35

1

Начало истории человечества.

22.01

36

2

Мир древности: далёкий и близкий.

28.01

37

3

Средние века: время рыцарей и замков.

29.01

38

4

Новое время: встреча Европы и Америки.

04.02

39

5

Новейшее время: история продолжается сегодня.

05.02

Страницы истории России – 20 часов

40

1

Жизнь древних славян.

11.02

41

2

Во времена Древней Руси.

12.02

42

3

Страна городов.

18.02

43

4

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

19.02

44

5

Трудные времена на Русской земле.

25.02

45

6

Русь расправляет крылья.

26.02

46

7

Куликовская битва.

04.03

47

8

Иван Третий.

05.03

48

9

Мастера печатных дел.

11.03

49

10

Патриоты России.

12.03

50

11

Пётр Великий.

18.03

51

12

Михаил Васильевич Ломоносов.

19.03

52

13

Екатерина Великая.

01.04

53

14

Отечественная война 1812 года.

02.04

54

15

Страницы истории XIX века.

08.04

55

16

Россия вступает в XX век.

09.04

56

17

Страницы истории 1920 – 1930-х годов.

15.04

57

18

Великая Отечественная война и Великая Победа.

16.04

58

19

Великая война и Великая Победа.

22.04

59

20

Страна, открывшая путь в космос.

23.04

Современная Россия – 9 часов

60

1

Основной закон России и права человека.

29.04

61

2

Мы – граждане России.

30.04

62

3

Славные символы России.

06.05

63

4

Такие разные праздники.

07.05

64

5

Путешествие по России.

13.05

65

6

Путешествие по России, на просторах Сибири и Урала.

14.05

66

7

Путешествие по России, русская старина.

20.05

67

8

Контроль знаний.

21.05

68

9

Работа над ошибками . Презентация проектов по выбору.

27.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программме "Школа России" составлена в соответствии с ФГОС, тематическое планирование....

Рабочая программа по Окружающему миру 1-4 классы "Школа России"

Рабочая программа по ФГОС содержит Пояснительную записку и Клендарно-тематическое планирование уроков на 2014-2015 уч. год в 1, 2, 3, 4 классах....

Рабочая программа по окружающему миру. ФГОС. 4 класс. Школа России.

Программа включает следующие  разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих четвертый ...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса Школа России

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на основе авторской программы А. А. Плешакова...

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс. "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс. "Школа России"...

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы (Школа России) с планированием на 1 класс

Программа окружающего мира и календарно-тематическое планирование на 1 класс...

Рабочая программа по окружающему миру. 1 - 4 класс. "Школа России"

В материале представлена рабочая программа по окружающему миру....