Конкурс "Учитель года Кубани 2022"
материал по окружающему миру (4 класс)

Хабибуллина Людмила Михайловна

Материал к конкурсу:

1.Докуметы участника

-информационная карта участника 

2. Конкурсное задание"Методическое портфолио"

-сочинение-рассуждение

3.Конкурсное задание "Урок"

-технологическая карта урока по окружающему мирув 4 классе

-ктп по окружающему миру, 2021-2022 учебный год

-презентация к уроку

-самоанализ урока

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Хабибуллина Л.М.,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 4 им. В.В. Шитика ст. Атаманской

Сочинение – рассуждение

Функциональная грамотность как важнейшее условие повышения качества образования

Функциональная грамотность – одно из условий повышения качества образования.

Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Функциональная грамотность активно формируется в период обучения в школе, особенно в начальной школе. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, когда идет упор на стимулирование речевой деятельности: ученик учится читать, слушать, писать, говорить, считать. Все в комплексе влияет на развитие общеучебных навыков (развивающих интеллект, выполняющих оценивание, организационные качества), что в итоге и обеспечивает появление функциональной грамотности.

Функциональная грамотность младшего школьника характеризуется следующими показателями: готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования; возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности; способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества; совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее.

Перед учителем в начальной школе стоит колоссальная задача: развить ребёнка, а это значит – развивать мышление. Развивать мышление  ребенка – это организовать  работу над  развитием  речи, аналитическими  способностями, развитием  памяти и внимания, фантазии и воображения, пространственным восприятием, развитием моторной функции, способностями контролировать свои движения, развитием коммуникативных способностей и  способностей общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением.  Только системно, в комплексе решая эти задачи,  можно говорить о функционально развитой личности.

В рамках работы по функциональной грамотности мною   используются  такие педагогические технологии: проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний; технология формирования типа правильной читательской деятельности; технология проектной деятельности;  обучение на основе «учебных ситуаций»; уровневая дифференциация обучения; информационные        и        коммуникационные технологии; технология оценивания учебных достижений учащих.

Я считаю, что  промежуточным результатом работы по  функциональной грамотности в начальной школе является то, что учащиеся сами добывают новые знания, применяют полученные знания на практике, оценивают своё знание-незнание и стремятся к саморазвитию. Результатом работы данного направления являются высокие результаты выполнения комплексных работ, всероссийских проверочных работ, участие в творческих конкурсах, дистанционных олимпиадах.

Для развития функциональной грамотности младших школьников я использую групповую и игровую форму работы, творческие и тестовые задания, практические работы, ролевые и деловые игры, исследовательскую деятельность.

Я организую работу по таким направлениям функциональной грамотности как: читательская, математическая, естественно – научная.

В сочинении – рассуждении я остановлюсь на содержании направлений функциональной грамотности, приемах и заданиях, которые использую в урочной и внеурочной деятельности для формирования определенного направления грамотности.

Читательская грамотность является базовым навыком функциональной грамотности. Это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. 
Развитию осознанности чтения  в начальной школе  уделяется самое пристальное внимание.  Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается.

Для формирования читательской грамотности использую такие приёмы как: проблемно-поисковые ситуации, беседы-дискуссии, прием «сам задай вопрос», прием «личный пример учителя», приём устного словесного рисования, словарно-стилистическую  работу, элементы драматизации. Остановлюсь на методах и приемах, которые применяю на уроках чтения, считаю,  что они  эффективны при формировании читательской грамотности.

«Чтение с остановками». Материалом для его проведения  служит повествовательный текст. На начальной стадии урока обучающиеся по названию текста определяют, о чём или о ком пойдёт речь в произведении. Читают текст по частям. После чтения каждого фрагмента  высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у младших школьников  внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

Метод «Уголки»  использую  на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.

Приём  «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагаю  написать продолжение понравившегося произведения  или самому написать сказку, стихотворение.                                                    

«Логическая цепочка».  После прочтения текста предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Считаю, что этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.

«Создание викторины».  После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы (участвуют все желающие).

«Работа с вопросником». Этот прием применяю при введении нового материала на  этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего. Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.

Таким образом, осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках  чтения, литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей, способствует повышению качества обучения.

Давайте поговорим о математической грамотности.

Математическая грамотность - это способность человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

Учебный предмет математика в начальной школе  предполагает формирование математических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания предметов на плоскости, практическое умения ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет который связан с жизненными ситуациями.

 Я использую такие задания, как: решение ребусов, задания типа «Заполнить пустые места, «Продолжить ряд чисел», подбор интересных фактов из истории математики, геометрии, различные формы работы над задачей, решение логических задач, решение примеров с зашифрованными числами.

Естественнонаучная грамотность – это способность  человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным  с естественно- научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно - научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

Учебный предмет “Окружающий мир” является интегрированным и состоит из модулей  естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности. На уроке мы отрабатываем навык обозначения событий во времени языковыми средствами: сначала, потом, раньше, позднее, до, в одно и то же время. Закрепляем признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности. У ребят есть возможность подготовить свой материал на заданную тему, а также свои вопросы и задания.
Формирование естественнонаучной грамотности в начальной школе – это новый уровень знаний, поэтому и  виды заданий на уроках окружающего мира меняются. Приведу примеры заданий естественнонаучной грамотности:

1. Задания, формирующие знаниевый компонент естественнонаучной грамотности.

2. Задания, направленные на применение знаний в опыте деятельности.

3. Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций.

Приведу конкретные примеры  заданий. Задание «Как узнать?» - предлагается  найти способы установления каких-то фактов, определения (измерения) физической величины, проверки гипотез; наметить план исследования предлагаемой проблемы. Эти задания  относятся к методам научного познания, то есть способам получения научных знаний.  

Задания «Попробуй объяснить» - обучающиеся должны знать определения, явления,  уметь объяснять и описывать явления, прогнозировать изменения или ход процессов при проведении опытов. Данные задания основаны на применении теоретических знаний на практике, умении объяснять, описывать происходящее.

Серия заданий «Сделай вывод» включает задания, которые формируют умения получать выводы на основе имеющихся данных. Эти данные могут быть представлены в виде массива чисел, рисунков, графиков, схем, диаграмм, словесного описания. Анализ этих данных, их структурирование, обобщение позволяют логическим путём прийти к выводам, состоящим в обнаружении каких-то закономерностей, тенденций, к оценкам и так далее.

Предмет «Окружающий мир» в начальной школе – сложный, так как дети должны приобрести большой объем знаний, умений и навыков на каждом возрастном этапе, но очень интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо его сделать уроком занимательным, творческим.

Подведем итог сказанному.

Начальная школа занимает особое место в развитии ребенка. В жизнь ученика входит учебная деятельность, и она становится главной. Учителям начальных классов необходимо научить детей «добывать» знания в самостоятельном поиске, уметь анализировать, контролировать и оценивать свою работу и работу одноклассников, представлять доказательное решение, уметь признавать ошибки и исправлять их, уметь сотрудничать. Все более значимым становится приобретение учащимися знаний в самостоятельном поиске. Цель учителя состоит не в том, чтобы ученик знал, как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решал проблемы в любых ситуациях.

На сегодняшний день главными функциональными качествами обучающегося (в том числе и младшего школьника) являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться и свободно ориентироваться в окружающей действительности.

 Для формирования функциональной грамотности необходимо создать особую образовательную среду, причем не только на уроке, но и во внеурочное время. Педагогам, надо поддержать, развить человека в человеке, помочь человеку жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией, так как школа, в современном государстве является, пожалуй, единственным и очень важным серьёзным источником формирования функциональной грамотности.

        И в заключение, хочу сказать, что каждодневная работа учителя на уроке и образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность обучающихся.  Поэтому важнейшей в профессиональном становлении современного учителя является проблема повышения его технологической компетентности, включающей в себя  теоретическую подготовку и практический опыт продуктивного применения современных образовательных технологий на уроке.



Предварительный просмотр:

Предмет - окружающий мир

Класс -4

Тема урока: «Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни человека.»

Используемый УМК:

1. Окружающий мир. Рабочая программа. Программа разработана на основе авторской   программы  А.А. Плешакова «Окружающий мир». Предметная линия учебников «Школа России», 1-4 класс, Москва. «Просвещение», 2014 г.

2. Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. 4 класс. В двух частях. Издательство "Просвещение", 2020 г.

Тип урока: урок  обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: сформировать первоначальные знания о домашних животных, их сходстве и различие с дикими; показать разнообразие домашних животных, их значение для человека.

 Планируемые результаты урока:

 Предметные:

         Находить связи в природе, между природой и человеком.

         Сравнивать объекты природы, делить их на группы.

         Соотносить группы животных и их существенные признаки, различать диких и домашних животных.

         Выделять характерные особенности домашних животных.

 Метапредметные:

 Регулятивные:

        Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

        Принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.

 Познавательные

        Работать с разными видами информации и ориентироваться в ней.

        Выполнять действия по образцу.

        Задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них.

        Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.

        Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

        Строить сообщения в устной форме.

 Коммуникативные:

        Развивать умение сотрудничества  со сверстниками при работе в группе и в паре.

         Развивать умение принимать коллективное решение.

 Личностные:

        Учиться проявлять самостоятельность в разных видах  деятельности.

        Работать над осознанием ответственности за общее дело.

        Учиться выражать свое мнение.

Средства обучения: ноутбук, мультимедиа, набор  карточек « Дикие и домашние животные», индивидуальные карточки с животными.

 Методы:

1.Словесные методы: объяснение, описание, разъяснение.

2.Наглядный метод

3.Проблемно – поисковый метод.

4.Применение ИКТ (презентация)

Формы:

  1. Фронтальная.     2.Индивидуальная.    3.Парная.    4. Групповая.

Ход урока

Этап урока

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент.

Цель:

 Организовать направленное внимание на начало урока.

Проверка готовности рабочих мест.

Создание положительного настроя учащихся на урок (слайд1)

Ребята, послушайте, какая тишина!

Это в школе начались уроки.

Мы не будем тратить время зря,

И приступим все к работе.

- Садитесь. Посмотрите, друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот урок  принесёт вам много интересного и радость общения.

Приготовление к уроку.

Приветствие учителя.

2. Актуализация знаний

Цель:

Актуализировать имеющие знания

Мотивировать обучающихся к изучаемой теме.

Ребята вспомните, пожалуйста, о чём мы с вами говорили на прошлом уроке?    

1. Проверка д/з. Работа по карточкам.

2.На доске картинки- пазлы  «Кто как защищается»?                                                                         

     К каждому  животному нужно подобрать то, чем это животное защищается и рассказать про него.

(заяц –бегством, цвет; еж – иголки;  черепаху – панцирь;  лоси, косуля – бегством, рогами, копытом, мышь- прячется в норку, кабан- клыки)

Правильно! Молодцы!

Вспоминают  материал прошлого урока.

Работа по карточкам.

 

Работа у доски с пазлами.              К каждому  животному подбирают  то, чем это животное защищается и рассказать про него.

 

3. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель:

Подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с жизнью других животных, для этого я предлагаю вам отгадать загадки и ответить, как называются эти животные.

 1.Презентация. (Слайды 2)

-А теперь давайте с вами отгадаем загадки. Какое это животное – дикое или домашнее?

  1. Явился в жёлтой шубке- прощайте две скорлупки(цыпленок).
  2. Хитрая плутовка,
    Рыжая головка,
    Пушистый хвост – краса,
    Зовут её ...(лиса)
  3. Стоит копна: спереди вилы, сзади метла(корова).
  4. Хвост крючком, нос пятачком(свинья).
  5. Стройный, быстрый,
    Рога ветвисты.
    Пасётся весь день,
    Кто это? …(олень).
  6. Хвост пушист, а глазки зорки.

Прыгает по веткам елки.

На земле сорвет грибок

         И в дупло с грибочком – скок! (белка)     

  1. Заплелись густые травы, закудрявились луга, да и сам я весь кудрявый, даже завитком рога(баран).
  2. Кто зимой, забыв тревоги,

     Крепко спит в своей берлоге?(медведь)

2. Что объединяет всех этих животных? (Это домашние  и дикие животные) (Слайды 3-4)

   А сейчас  попробуйте сами назвать  тему урока. (Слайды 5-6)

Какие  задачи мы поставим перед собой?

Думаю на уроке я узнаю…

—Я хочу узнать…

 

 

 

Отгадывают загадки, по характерным признакам выделяют группу домашних животных.

 

Тема урока: Домашние животные

 

Дети говорят тему урока и ставят перед собой задачи, что они хотят узнать и чему научиться на уроке.

4. Первичное усвоение новых знаний.

 

Цель:  Обеспечить усвоение  ранее полученных знаний. Сообщение постановки

 проблемы,  работа в группе,  творческое задание с текстом, работа с учебником.

- Каких животных мы называем домашними, и как мы их отличаем от диких животных? (устно дети отвечают)

А теперь, ребята, давайте познакомимся со статьей учебника и проверим себя. Во время чтения, на полях ставим специальные значки карандашом:

V – это мы знаем

+ - новое

-- думали иначе

?- не понял, хочу узнать лучше.

 Работа по учебнику (стр.195 -196). Прочитаем.(Слайды 7-8)

Ученики вслух читают по учебнику отличие между дикими и домашними животными.

-Совпало ли ваше мнение с тем, о чём вы прочитали в тексте.

Как вы думаете, с какой целью человек разводит домашних животных,  кормит их,  строит им жилище? 

 Ребята, а скажите какую они пользу приносят?

(Они ещё и радуют глаз человека, создают хорошее настроение человеку, украшают жильё.)

Ребята, а у вас есть домашние животные?

Как человек заботится о животных?

Объясняют, что значит домашние животные с помощью этимологии слова.

(Люди кормят их, готовят комбикорм, косят и сушат траву, пасут в загонах. Строят им жилища: для поросят - свинофермы, для коней – конефермы и т.д.. Ветеринары заботятся о потомстве, делают прививки, лечат питомцев.) Вывод:домашних животных содержат люди – кормят, ухаживают, оказывают медицинскую помощь, строят им жилища, заботятся о потомстве.

— Ответы детей.

(Примерный ответ. Животные дают человеку мясо, жир, молоко, кожу, яйца, пух, перья, шерсть, мед, воск, лекарства, охраняют жилье.

— Животных человек использует как транспортное средство. Человек получает радость от общения с животными.)

(Примерный ответ. Кормит, чистит, следит за их здоровьем. Летом для домашних животных заготавливаются корма, до наступления холодов утепляются жилища. Зимой и весной у домашних животных рождаются детеныши, человек ухаживает за ними.)

Динамическая пауза (этап физической разрядки)

Цель:

Смена вида деятельности

Создает условия для снятия переутомления у детей.

Активная физминутка с животными (Презентация).

 

- Группа каких животных участвовала в физминутке?

Повторяют движения за героями из презентации.

Группа домашних и диких животных.

5. Первичная проверка понимания обучающимися изученного материала

Цель:

Сформировать у детей представление о диких и домашних животных с помощью тренировочных упражнений в учебнике и в рабочей тетради.

 

 

 

- Как появились домашние животные?(Слайды 9-14)

Рассказ  учителя.

Давным - давно, когда ещё не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. Древним людям было голодно, очень редко они находили себе пищу. Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детёныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они научились охранять человека от врагов, помогать ему искать и добывать пищу. Шло время. Число друзей человека среди животных росло. Потом  человеку стали служить домашние козы, овцы, свиньи, коровы. Лошади, верблюды, кошки, гуси, куры и другие домашние животные появились гораздо позже. Предками домашних коз являются ныне живущие горные и степные бараны,  домашних свиней – дикие кабаны.  Теперь человек уже не может жить без своих домашних друзей и помощников.

Вывод: какого же животного люди первыми одомашнили к жилью?

- Ребята, а какие вы знаете пословицы и приметы?

Работа в группах. (Повторить правила при работе в группе)

  1.Рассмотри рисунки, соедините стрелочками, Чьё жилище?

  2. Назови детёныша.

  3.  Проверка.

   Работа по учебнику (Слайд 15)

На какие группы делятся домашние животные по способу питания? Найдите ответ в тексте учебника на стр.197 Приведите примеры.

презентация

 

 

 

 

Дети отвечают на вопросы.

Учащиеся выполняют задание в группах.

Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с.31, в рамке).

Ответы детей. (по желанию) Учащиеся рассказывают о том, что одни животные помогают человеку перевозить тяжести, другие дают мед, молоко, пух, яйца, шерсть, третьи становятся преданными друзьями людей.

Дети работают по учебнику.

(растительноядные, всеядные, хищники)

6.Закрепление новых знаний и способов деятельности.

Цель:

- Организовать деятельность обучающихся по применению знаний и умений, полученных в процессе изучения;

- стимулировать интерес обучающихся  к выполнению заданий.

 

 Работа в парах. Стр. 197-201. (Проверка по выбору учителя) (Слайды 16-18)

Сообщи соседу по парте о том, каких домашних птиц и для чего разводят в нашем крае. А он тебе расскажет о домашних млекопитающих.

 

 

 

 

 

 Путем размышлений  отвечают на вопросы теста. (Самостоятельно читают вопросы и выбирают правильный ответ.)

 

 

7.Домашнее задание.

Цель  Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

В качестве домашнего задания хочу предложить вам провести исследование по вопросам, которые вы прочитаете на листочках, для этого вам надо понаблюдать за домашним питомцем, спросить у родителей, прочитать в книге, а можете вопросы задать мне.                   

  Понаблюдайте:

Как ходят собаки и кошки по полу: бесшумно или стучат когтями?

Любят ли забираться на высокие предметы?

Боятся ли высоты?

Как кошка перебегает открытое пространство: свободно или крадучись, припадая к земле?

Как ухаживают собака и кошка за своей шерстью?

Как ведут себя в морозный день?

Что едят собака и кошка?

Как охотятся собака и кошка за добычей?

Узнают ли собаки и кошки своих хозяев и других людей?

Почему на улицах много бездомных животных?

 

Буду, рада услышать  на следующем уроке  рассказ о ваших питомцах

Приносите, рассказывайте  и рисуйте - таким будет ваше домашнее задание.

Дети записывают домашнее задание. (Индивидуальное домашнее задание)

 

 

 

 

 

 

 

 

 8. Рефлексия деятельности.

Цель: научить обучающихся:

- оценивать результат своей деятельности;

-  оценивать результат учебной  деятельности;

сформировать личную ответственность за результаты деятельности

 

- Давайте вспомним, какая тема нашего урока? (Слайды 19)

 Вернёмся к нашим задачам урока, которые ставили в начале урока.

Как вы думаете мы их достигли?

—Оцените свои достижения на уроке.

Организация рефлексии:

Цветок – урок удался, чувствовал себя хорошо, интересные задания, все понял.

Тучка – скучный урок, ничего полезного и интересного, не все понял

-А теперь я  выставлю оценки  (Отметки за урок).

 Урок закончен, всем спасибо за урок!

Поднимают цветочки или тучки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Окружающий мир Тема урока: «Дикие и домашние животные» Учитель: Хабибуллина Л.М.

Слайд 2

Ребята, послушайте, какая тишина! Это в школе начались уроки. Мы не будем тратить время зря, И приступим все к работе.

Слайд 3

Сама пёстрая, Ест зелёное, Даёт белое. У этих спор упрямый, Но очень интересный - И кто кудрявый самый, И кто богаче шерстью . На какие группы можно разделить этих животных? Сердитый недотрога Живёт в глуши лесной. Иголок очень много, А нитки не одной. Обежала уж весь лес. Хвост мелькает там и здесь. То не девица-краса – Это - рыжая … . Назови одним словом эти объекты. Животные

Слайд 4

Животные Дикие Домашние

Слайд 5

Животные дикие и домашние

Слайд 6

ЦЕЛЬ ЦЕЛЬ ДУМАЮ НА УРОКЕ Я УЗНАЮ… *ОТКУДА ПОЯВИЛИСЬ ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ ; *ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ .

Слайд 7

Тема: ДИКИЕ И ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

Слайд 8

Узнайте из учебника с. 195-196 Чем отличаются дикие животные от домашних?

Слайд 9

Дикие Домашние группы животных Независимы от человека Сами добывают пищу Сами строят жильё Сами выращивают потомство Зависимы от человека Не добывают пищу Не строят жильё Не выращивают потомство

Слайд 10

Как появились домашние животные? Давным-давно на Земле были только дикие животные, дикая природа и племена людей.

Слайд 11

Чтобы прокормить себя, люди охотились на диких животных.

Слайд 12

Кто-то из древних людей додумался подкармливать волков. Волк стал жить рядом с человеком, охранять его жилище, пасти скот… Волк превратился в собаку.

Слайд 13

Потом Человек обуздал дикую лошадь, поселил в своём жилище. Лошадь долгие годы была для человека неоценимым помощником по хозяйству, надёжным транспортом.

Слайд 14

Таким же образом Человек приручил корову, овцу, козу, свинью и даже зайца, который превратился в кролика.

Слайд 15

Сказывают, что трудней всего было приручить кошку.

Слайд 16

Узнайте из учебника с. 197 На какие группы делятся домашние животные по способу питания?

Слайд 17

ПОДВЕДЁМ ИТОГ Домашние животные Человек Мясо, жир, молоко, яйца, мёд Перья, пух, шерсть, кожа, воск, лекарство Охрана жилья, транспортное средство, общение

Слайд 18

Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами себе устраивают жилье, выводят потомство, называются … . дикие

Слайд 19

Животные, которых разводят люди, кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве, называются … домашние

Слайд 20

Я узнал ЦЕЛЬ *ОТКУДА ПОЯВИЛИСЬ ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ *ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока

Класс: 4 «А»

Тема: «Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни человека».

Тип урока: урок  обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: формирование представлений о диких и домашних животных,  отработка умений безошибочно распределять животных на диких и домашних.

Задачи урока:

образовательная: познакомить с основными отличиями животных этих групп;

развивающие: расширить кругозор учащихся о природе;

воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Учебные универсальные действия:

1. Познавательные:

  • Формировать понятия "домашние" и "дикие" животные, особенности ухода за домашними животными, условий необходимых для их жизни;
  • Формировать представления о сходстве и различии домашних и диких животных;
  • Познакомить учащихся со значением домашних животных в жизни человека.

2. Развивающие:

  • Развивать наблюдательность при работе с наглядным материалом;
  • Развивать логическое мышление на основе отработки логических операций: (развитие логических УУД):
  1. Анализ - при выявлении существенных признаков домашних и диких животных;
  2. сравнение домашних и диких животных по существенным признакам
  3. установление связей между домашними животными и продукцией получаемой от них;
  4. обобщение при формулировке вывода (определение понятий домашние и дикие животные);

3. Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к животным и к окружающей среде;
  • Воспитывать познавательный интерес;
  • Воспитывать культуру общения: учитель-ученик, ученик-ученик.

Урок проведен в соответствии с требованиям ФГОС, направлен на формирование ключевых компетентностей обучающихся. Все этапы урока выдержаны, прослеживался плавный переход от этапа к этапу.  
В содержание урока  включались  элементы обучения школьников универсальным учебным действиям. На уроке были применены следующие формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная,  групповая, которые в ходе урока сменяли друг друга.

Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался оптимальный темп работы учащихся.

Урок начат с организационного момента и эмоционального настроя, задача которого – подготовить обучающихся к работе на уроке, мотивировать к учебной деятельности.  Этот этап, хотя и был непродолжительным, позволил быстро настроить обучающихся на продуктивную работу, создал эмоциональный и деловой настрой. Мною была осуществлена мотивация на получение новых знаний и на успешную индивидуальную и коллективную работу.  Обучающимся предложено виртуальное путешествие в мир животных.

  На этапе актуализации знаний  для активизации мышления обучающихся использовала картинки-пазлы. Этот этап позволил быстро включить обучающихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность.

Этап целеполагание. Тему и задачи урока обучающиеся определили самостоятельно, исходя из соответствующей проблемной ситуации. Отгадывая  загадки и опираясь на ранее приобретённые знания о признаках живой природы и разнообразии животных, обучающиеся самостоятельно сформулировали тему урока -  «Дикие и домашние животные».

На этапе изучение нового материала использовался метод наглядности (демонстрация слайдов, мультимедийная презентация) и фронтальная беседа, были созданы проблемные ситуации, которые стимулировали самостоятельность мышления и творческую активность обучающихся.

Учебный материал не давался в готовом виде. На протяжении всего урока обучающиеся «добывали» знания сами, благодаря умелому использованию современных педагогических технологий.      

  На уроке дети работали в парах и группах, а это одна из необходимых форм системно-деятельностного подхода, именно в такой работе развиваются такие базовые качества личности, как рефлексивность, коммуникативность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности. Работа в парах и группах позволила организовать самостоятельное получение новых знаний, используя страницы учебника. Использование различных форм работы на уроке способствовало развитию функциональной грамотности младших школьников.

Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока. Презентация сопровождала каждый этап урока, активизируя внимание ребят.

Завершающим этапом была оценка результатов урока, подведение итогов, выставление отметок, комментирование и запись в дневниках и на доске домашнего задания.

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников 4 класса.

   На уроке  создана ситуация психологического комфорта для детей, когда каждый ребенок успешен в своем мнении и не боится высказаться. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей 4 «А» класса. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности.

    На протяжении всего  урока  соблюдался  здоровьесберегающий режим: физминутка, смена поз, видов деятельности,  создана ситуация успеха для каждого ребенка, что поддерживало высокий уровень мотивации обучающихся и позволило завершить урок на положительном эмоциональном уровне.

В ходе урока велась целенаправленная работа по формированию естественнонаучной грамотности: работа с информацией и ее интерпретация через нестандартные задания, проведение наблюдений и умение делать выводы, осуществлять проверку собственных предположений.

Мне удалось реализовать намеченный план урока, решить поставленные задачи и сделать выводы. Я считаю, что урок цели достиг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление на участие в краевом конкурсе "Учитель года Кубани".

Представление на участие в краевом конкурсе "Учитель года Кубани"....

Информационная карта участника конкурса «Учитель года Кубани» в 2015 году (основной конкурс) Лощакова Светлана Ивановна

Информационная карта участника конкурса  «Учитель года Кубани» в 2015 году (основной конкурс)  Лощакова Светлана Ивановна...

Проект проведения Недели кубановедения , представленный на муниципальном этапе конкурса Учитель года Кубани в Крымске в 2012 году

Проект содержит описание каждого дня по определённой теме, с подобранными иллюстрирующими материалами,итогами проведения - из собственного опыта реализации в МБОУ СОШ № 56 ст. Варениковской...

Внеурочное занятие на конкурс «Учитель года Кубани по кубановедению». "Спасем, природу Кубани!"

Внеурочное занятие по курсу "Юный эколог". Это занятие помогает детям лучше понять экологические проблемы края. К конспекту прилагаются приложения для изготовления плаката и раздаточного мат...

Мое эссе на конкурс: Учитель года Кубани- 2022

laquo;Обучать - значит вдвойне учиться» Ж. Жубер...