Окружающий мир . Кейс- метод. "Пагубное влияние человека на водные объекты"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Бодрова Ирина Владимировна

Материалы для урока Окружающий мир

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys_-_metod_po_okr_miru_3_kl.docx71.24 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир

Тема: «Вода»

3 класс

Тема кейс-метода:   «Пагубное влияние человека на водные объекты»                              

Цель    урока: формирования проблемного поля.

Задачи:

  1.  Учить учащихся задавать вопросы.
  2. Развивать навыки анализа.
  3.   Формировать умение действовать слаженно и сообща
  4.    Развивать коммуникативные умения, умения участвовать в дискуссии.
  5.  Развивать творческие способности учащихся.
  6. Формировать нравственно-ценностное отношение к природе.

 Задания для работы на уроке

Этап погружения в совместную деятельность

Кейс (работа 10 минут)

 

     

Факты:

Источники загрязнения воды разделены на несколько типов: органические вещества; болезнетворные микроорганизмы и бактериальные загрязняющие вещества; тяжелые металлы; токсические органические соединения и микро органические загрязняющие вещества; загрязняющие вещества от теплового выброса; радиоактивные частицы.

В водоемы планеты ежегодно сбрасывается около 7003 км загрязненных вод. Погибают наиболее чувствительные организмы, разрушаются сбалансированные сообщества, ограничивается хозяйственное использование водоемов.

Загрязнители попадают в воду различными путями:

  1. В результате несчастных случаев, намеренных сбросов отходов, проливов и утечек (промышленные стоки и канализационные)
  2. Возрастающее число загрязненных скважин вследствие неправильного использования.
  3. Загрязнение воды нефтью происходит в основном из-за халатного отношения к этому вопросу людей, ответственных за это дело. Иногда воду, после промывки нефтяных танкеров сливают в водоемы, иногда моют машины и выливают в реки даже отработанное машинное масло. Нефть попадает в воду с плавающих механизированных средств и с водного транспорта. Даже тончайшие слои уменьшают скорость проникновения в воду кислорода. Тонкая пленка нефти может убить нейстон и плейстон. Птицы, испачканные нефтью, обычно погибают. Один литр нефти покрывает поверхностной пленкой полгектара поверхности воды.
  4.  В качестве токсикантов в водоемах обычно встречаются: ртуть, свинец, кадмий, олово, цинк, марганец, никель, хотя известна высокая токсичность других тяжелых металлов - кобальта, серебра, золота, урана и других. Высокая токсичность от этих металлов убивает живых существ.
  5. Радиоактивные вещества оказывают вредное воздействие на организм в результате излучений. Эти излучения разрушают и изменяют химические соединения, составляющие организм и нарушают строение биологических структур (хромосом, мембран и других клеточных органелл). Радиоактивные вещества содержатся в больших количествах в рудных телах и могут загрязнять водоемы при "урановых разработках" и переработке радиоактивного сырья.
  6. Сельскохозяйственные стоки (химикаты, промывка скота).

Воды на Земле много, но 97% - это солёная вода океанов и морей, и лишь 3% - пресная. Из этих три четверти почти недоступны живым организмам, так как эта вода «законсервирована» в ледниках гор и полярных шапках (ледники Арктики и Антарктики). Это резерв пресной воды.
Потребность в воде у организмов очень велика. Ткани живых организмов на 70% состоят из воды. Без воды человек не может прожить более трех суток, но даже понимая всю важность роли воды в его жизни, он все равно продолжает жестко эксплуатировать водные объекты, безвозвратно изменяя их естественный режим сбросами и отходами.

1.Задания и вопросы:

  1. Какая проблема данного кейса?
  2. Назовите типы загрязнений.

3.Составьте вопросы к кейсу.

  Группа № 1 составляет простые «тонкие» вопросы: Кто? Где?  Что?

 Группа № 2 составляет уточняющие вопросы: Правильно ли мы поняли…? Иными словами …? (Их назначение – восполнить недостаток информации.)

Группы 3, 4 – по 2 «толстых» вопроса.

«Толстые» (открытые)  вопросы – это проблемные вопросы, предполагают подчас неоднозначного ответа и размышлений.

Группа № 3 составляет творческие вопросы: Как бы вы изменили…? Что можно было бы сделать, чтобы …? И т.п. Назначение – развитие прогностических умений, способности строить предположения.

Группа № 6 составляет интерпретационные вопросы: Как вы полагаете, почему…? И т.п. Их назначение -  объяснение изучаемых вопросов с разных позиций и точек зрения.

2.Примите участие в групповой работе по нахождению взаимоприемлемого варианта решения  проблемы  «Как защитить воду от загрязнения? (анализ ситуации 20 мин)

Объявляется проблема, требующая решения.

Каждая группа генерирует идеи по теме обсуждения, записывает на листе свой вариант решения проблемы. На следующем этапе учащиеся обмениваются оформленными на бумаге идеями (по часовой  стрелки).

Группа,  получившая идеи другой группы отмечает напротив каждого пункта:

«+» - согласны с данным суждением;

«-» - не согласны с данным суждением (требуется обосновать причину не согласия);

«?» - данное суждение (идея) требует уточнения авторов.

Так же группе необходимо дополнить идеи (суждения) других групп своими суждениями.

3.Презентация своей позиции  (5мин)

Учащиеся представляют (презентуют) свою позицию и отвечают на уточняющие вопросы участников.

4. Дискуссия на тему: «Кто дал право человеку загрязнять водный мир?»  (5 мин)

Что  надо  сделать?

Какие варианты решения есть?

5. Подведение итогов (4 мин)

6. Рефлексия (1 мин)

Каждой группе предлагается обсудить следующие вопросы:

- Считаете ли вы свою группу «успешной»?

- Как ваша группа работала как команда и как партнёры?

-Какие навыки вы приобрели, выполняя это задание, и как они помогут вам преуспеть в ваших проектах?

Окончание урока        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Водные объекты Петровской администрации

Водные объекты Петровской администрации...

Водные объекты.

Водные объекты....

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему "Водные объекты и человек" УМК Планета знаний

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему "Водные объекты и человек"  + презентация...

Окружающий мир. 3 класс. Планета Знаний. Водные объекты.

Открытый урок в 3 классе. Окружающий мир. Планета Знаний. Водные объекты....

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Безопасность детей на водных объектах"

Познакомить  с  правилами  оказания  первой  медицинской  помощи  пострадавшим на льду....

Инструктаж по мерам безопасности на водных объектах в весенний период

   Безопасность на весенних каникулах включает в себя соблюдение общих правил поведения. Однако существуют также и особые требования, характерные именно для этого сезона. Во время вес...

Проверочная работа по окружающему миру 4 кл. "Поверхность нашего края и водные объекты"

Проверочная работа по темам "Поверхность нашего края", "Водные объекты"...