программа 3класс окружающий мир
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 227 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебный предмет окружающий мир
Класс 3
Составлена на основе примерной программы по курсу «Окружающий мир» (1 – 4) и УМК авторов Е.В. Чудиновой, Е.Н. Букваревой (Сборник учебных программ для начальной школы, система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.)
Количество часов 68
Используемый учебник (название, автор, выходные данные)
- Чудинова Е. В., Букварева Е. Н. Учебники «Окружающий мир» для 3 класса - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019..
- Чудинова Е. В., Букварева Е. Н. Рабочая тетрадь «Окружающий мир» для 3 класса ( в 2 –х частях) - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2021.
- Чудинова Е. В., Букварева Е. Н. Проверочные работы «Окружающий мир» для 3 класса - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2021.
Раздел I
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру в 3 .классе разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: ст.28 п.2, п.3, п.3.6, п.6, п.6.1, п.7;
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373;
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 ;
- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413.
- приказом МО и НРФ от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образовании и науки РФ от 6.10.2009 №373» , № 1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образовании и науки РФ от 17.12.2010 №1897», № 1578 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образовании и науки РФ от 17.05.2012 №413»,
- Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 11.12.2020) "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785),
- Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 11.12.2020) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644),
- Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 11.12.2020) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480),
- основных образовательных программ.
Для реализации данной программы используется следующее учебно-методическое обеспечение (учебные пособия входят в список федерального перечня учебников):
- Чудинова Е. В., Букварева Е. Н. Методическое пособие для учителя по курсу «Окружающий мир» для 3класса
- Чудинова Е. В., Букварева Е. Н. Учебники «Окружающий мир» для 3 класса - М.: БИНОМё. Лаборатория знаний, 2019.
- Чудинова Е. В., Букварева Е. Н. Рабочая тетрадь «Окружающий мир» для 3 класса - М.: БИНОМё. Лаборатория знаний, 2021.
- Чудинова Е. В., Букварева Е. Н. Проверочные работы «Окружающий мир» для 3 класса - М.:.БИНОМ. Лаборатория знаний, 2021
5. Чудинова Е. В., Букварева Е. Н. Программа курса «Окружающий мир» (1 – 4) - М: Вита-пресс,
Электронные приложения
6. «Тайны пространства и времени для младших школьников» - диск с цифровыми образовательными ресурсами, - Изд-во: ЗАО «1С», 2008 г.
7. «Окружающий мир. Тесты. (1-4)» - диск с цифровыми образовательными ресурсами, - Изд-во: ЗАО «1С», 2009 г.
8. «Развитие речи. Работа с текстом. (1-4)» - диск с цифровыми образовательными ресурсами, - Изд-во: ЗАО «1С», 2010 г.
Интернет-ресурсы
9. Сайт информационной поддержки «www.n-bio.ru»
10. Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/
Раздел I
Планируемые результаты
В соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования образовательные результаты описываются по трем основаниям.
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты | Метапредметные результаты | Предметные результаты |
*осознание себя гражданином России, чувство любви к родной стране и своей малой Родине (городу, селу, региону), выражающееся в интересе к ее природе, культуре, народам и желании участвовать в общих делах и событиях; *осознание различий между людьми в их потребностях, образе жизни и интересах, внешнем виде и пр. и необходимости взаимопонимания и конструктивного сотрудничества для достижения общих целей (толерантность, взаимопомощь); *установка на безопасный здоровый образ жизни (физическая культура, закаливание, безопасное поведение на природе и в общественных местах); знание правил здорового образа жизни; знание своего адреса, умение обратиться за помощью. | *способность различать способ и результат своих действий; *умение оценить результаты своей работы по разным критериям и содержательно сравнить разные способы работы; *способность осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач (в том числе в готовых электронных информационных ресурсах); *способность критически относиться к источникам информации и их надежности; *умение работать с информацией, представленной в разнообразных знаковых формах (схемы, таблицы, картосхемы, разрезы, диаграммы и пр.); * умение составлять текст-инструкцию; *умение различать в информационном тексте факты (описания) и гипотезы, мнения, теории (объяснения). | * представление о планете Земля: о странах и континентах, Мировом океане; городах и природных ландшафтах России; формах рельефа местности; масштабных природных явлениях; * освоение средств и способов упорядочения, группировки и выразительного предъявления фактических данных: умение строить и читать маршруты, картосхемы, планы, простейшие графики и диаграммы (столбчатые, площадные и круговые), профили и разрезы, таблицы; *опыт применения этих средств и способов для решения несложных практических задач (ориентирования на местности — выбор направления движения, определение длины предстоящего пути, определение местонахождения; планирования маршрута; предъявления результатов своих наблюдений и опытов другим ученикам и взрослым; определения внутренней структуры объекта и пр.); *знание названий 3–4 рек России, 3–4 горных массивов, 3–4 крупных озер, 3–4 морей, омывающих берега России; умение показать на карте эти объекты и границу России на политической и физической картах; *знание названий форм рельефа местности, умение показать их на физической карте и других картосхемах; *представление о процессах роста и развития человека, условиях правильного роста и развития, знания о мерах гигиены и профилактики заболеваний. |
Раздел II.
Содержание предмета «окружающий мир» в3 .классе
В соответствии с учебным планом МАОУ СОШ №32 курс рассчитан на 2 часа в неделю, за год 68.ч
Основные содержательные линии | Характеристика |
| Дорога в школу и домой, прогулки по району: дороги в магазин, библиотеку, на почту. Безопасность в пути. Светофор, дорожные знаки, правила дорожного движения. Поведение на улице, перекрестках, площадях, игровых площадках |
. 2. Направления движения. Горизонт. Стороны горизонта. Солнце и Полярная звезда | как ориентиры при определении направления движения. Местные признаки для определения направления движения (расположение мхов, лишайников и водорослей на стволах деревьев, рост веток у одиноко стоящего дерева, расположение муравейников и др.). |
3. Открытие мира | Древние мореплаватели – первые составители картосхем. Компас. |
. Картосхемы Древние и современные картосхемы. | Картосхема – вид местности сверху, условные обозначения. Карта и план. Масштаб. Разномасштабные карты. Москва – столица нашей Родины. Изображение Москвы на разномасштабных картах. Достопримечательности Москвы, 9 их история: Красная площадь, Кремль, Большой театр и др. Герб Москвы. |
5. План класса План квартиры | Опасные места в квартире. Основные правила профилактики пожара, правила обращения с газом, электроприборами, водой. |
6. Карта мира Материки и океаны | их названия, расположение на карте мира. Многообразие жизни на планете. Достопримечательности разных континентов. Жизнь людей на разных континентах. |
7. Наша Родина – Россия | Достопримечательности России. Крупные города России (СанктПетербург, Новосибирск и др.). Достопримечательности СанктПетербурга (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.). |
8. Физическая карта | Физическая карта России. Граница России. Моря и океаны, омывающие берега России, крупные реки (Волга, Обь, Енисей, Лена), горы (Урал, Кавказ, Алтай), озера (Байкал, Ладога, Онега) |
. 9. Политическая карта | Россия на политической карте. Страны и Тренировка в чтении картосхем. Работа с Продолжение31 1 23 народы мира (общая характеристика) Страны - соседи России (3-4), их столицы, народы, национальные символы, традиции, главные достопримечательности. |
10. Россия – многонациональная страна | . Народы, населяющие Россию. Их национальная одежда, еда, традиции (по выбору). Уважительное отношение к своему и другим народам. Дружба детей нашего класса – дружба представителей разных народов России. |
11. Водоемы | Поведение на воде Обозначение высот и глубин на карте. Водоемы: озеро, пруд, река, ручей. Их обитатели. Передвижение по рекам. Безопасность при купании. Поведение на воде. |
12. Туристическая картосхема | Изолинии на карте. Туристическая картосхема. Родной край – частица России. Название своего региона. Важнейшие природные объекты и достопримечательности: музеи, театры, спортивные комплексы и др. Правила поведения на экскурсии. Синоптические карты. Прогнозирование погоды. Климатические карты. Особенности распространения животных и растений в природе. Ареал. Охраняемые животные и растения. Красная книга. Заповедники и национальные парки России, их роль в охране природы. Охраняемые растения и животные родного края. |
13. Земная поверхность | Формы земной поверхности (горы, холмы, равнины, овраги), их обозначение на картосхемах. Профиль местности. Водоемы, их разнообразие и обозначение на картосхемах (озеро, пруд, река – русло, устье, притоки, моря, океаны). |
14. Биосфера – живая оболочка планеты | Животные и растения материков и океанов. Растения, животные, грибы и бактерии. Насекомые, рыбы, птицы, звери и другие животные. Животные – спутники человека. Одомашненные животные. Хранители жизни – растения. Посадка деревьев. Спилы деревьев (годичные кольца). Внутреннее устройство плодов растений. |
15. Почва, ее состав | Образование почвы. Значение почвы для живой природы и хозяйственной деятельности человека. Охрана почв. |
16. Горные породы | породы Горные породы (магматические, метаморфические и осадочные). Слои земной коры. Примеры горных пород и минералов. |
17. Полезные ископаемые | Полезные ископаемые (песок, глина, гранит, нефть, природный газ, известняк, мрамор, каменная соль). Полезные ископаемые своего региона (2-3 примера). |
18. Рельеф местности | местности Изменения рельефа местности под действием сил Природы и под влиянием человека. Особенности форм рельефа родного края. Влияние человека на рельеф местности (в том числе на примере окружающей местности). |
19. Внутреннее устройство Земли | Земли Внутреннее устройство Земли. Движение литосферных плит. Землетрясения. Извержения вулканов |
20. Человек на планете Земля и его здоровье | Человек на планете Земля и его здоровье. Зависимость продолжительности жизни от питания. Рост и развитие человека. Рацион здорового питания человека. Потребность человека в чистом воздухе. Бактерии и другие микробы в загрязненном воздухе. Гигиена кожи и органов дыхания. Заболеваемость в разное время года. Профилактика заболеваний и травматизма |
Решать практические задачи:
-проводить целенаправленное наблюдение за живыми существами и процессами, происходящими с ними; -строить ряды объектов по указанному свойству.
-строить простейшие классификации объектов.
-планировать и проводить несложные опыты (вместе с одноклассниками); -использовать шкалы разной мерности для измерения свойств объектов и процессов (в рамках рассмотренных на уроках); -измерять силу ветра, количество осадков;
-измерять температуру воды и собственного тела с помощью термометра; -измерять время разными способами.
-представлять результаты наблюдений и опытов в виде простейших картосхем, графиков, шкал, таблиц, диаграмм; -читать простейшие картосхемы, шкалы, графики, диаграммы, таблицы, разрезы;
-фиксировать маршрут своего движения с помощью символической записи и на картосхеме; -определять твердость минерала по шкале Мооса.
-определять силу ветра по шкале Бофорта.
-определять стороны горизонта по компасу, звездам и Солнцу. -строить график процесса собственного роста.
-строить свой температурный график.
Учебная деятельность организуется в двух формах: урочной и внеурочной . Наиболее эффективной формой внеурочной деятельности, позволяющей формировать и оценивать метапредметные достижения учащихся являются образовательные события, исследовательские и проектные работы.
Программой предусматривается расширение межпредметного взаимодействия для формирования метапредметных умений, а также выделены темы для учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся.
Темы образовательных событий:
1.В стране невыученных уроков
2. Выходной день
Темы проектных работ:
1. Путешествия по планете
2. Здоровый образ жизни – условие правильного роста и развития.
Здоровое питание
Темы исследовательских работ:
1. Ориентирование по компасу
2. Работа с таблицами (на разном материале)
Экскурсии:
1.В парк ,ориентирование на местности
2.Энтнографический музей
Организация контроля и оценки
Для 2-4 классов
Входной контроль (проводится в начале сентября) позволяет оценить расхождение между реальным уровнем знаний у учащихся и актуальным уровнем, необходимом для продолжения обучения, и спланировать коррекционную работу. Составляется диагностическая карта , без фиксации результатов в электронном журнале.
Текущий контроль. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений обучающихся. Это дает учителю и ученику возможность своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению; возвратиться к еще не усвоенным правилам, операциям и действиям. В данный период школьник должен иметь право на ошибку, на пробный, совместный с учителем анализ последовательности учебных действий. Осуществляется как в письменной, так и в устной форме. Работы для текущего контроля составляются из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения. осуществляется как в письменной, так и в устной форме. Положительный результат фиксируется в электронном журнале.
ДЛЯ классов РО Тестовая диагностическая работа (на входе и выходе) включает в себя задания, направленные на проверку овладения учащимися пооперационным составом действия, необходимым в рамках решения учебной задачи. На входе результат фиксируется в диагностической карте учителя, а на выходе - в электронном журнале.
Тематический контроль проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы по определенной теме, описанные в характеристике содержательных линий.
Специфика этого вида контроля:
1) ученику предоставляется дополнительное время для подготовки и обеспечивается возможность пересдать, доделать материал, исправить полученную ранее отметку;
2) при выставлении окончательной отметки учитель не ориентируется на средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки по сдаваемой теме, которые отменяют предыдущие, более низкие, что делает контроль более объективным;
3) возможность получения более высокой оценки своих знаний. Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика, отражает его желание и интерес к учению.
Результат фиксируется в диагностической карте учителя и в электронном журнале.
Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени - четверть, полугодие, год. Результат фиксируется в диагностической карте учителя и в электронном журнале.
Решение проектных задач. Объектом оценки является письменное или устное высказывание (сообщение) отдельного ученика или группы учеников.
Оценивать выполнение представленных проектных заданий также целесообразно по критериям, которые обсуждены с учениками и понятны им. Это могут быть такие критерии:
- глубина раскрытия темы проектного задания, использование знаний из других областей;
- доказательность представленного материала, обоснованность выводов;
- качество оформления проектного задания, если оно выполнено письменно;
- чёткость и ясность представления проектного задания перед классом;
- содержательность и аргументированность ответов на вопросы одноклассников.
По каждому из критериев, используемых при оценивании проектного задания, выставляется балл. Можно использовать такой подход к выставлению баллов:
2 балла | высокий уровень |
1 балл | средний уровень |
0 баллов | низкий уровень |
Далее баллы суммируются, и выставляется общий балл за выполнение проектного задания. При необходимости перевода балла в школьную отметку педагог самостоятельно разрабатывает шкалу перевода , при этом учитывая, что оценке «5» соответствует90-100% выполнения работы, «4» -60-89%, «3»-40-59%.
В курсе «Окружающий мир» начальной школы выделяются содержательные линии: «Естествознание» и «Обществознание».
Раздел III Тематическое планирование по предмету окружающий мир класс 3
№ урока | Разделы, тема | К-в час | Материально-техническое оснащение | Даты провед.урока | |
план | факт | ||||
Путешествие по карте. 33 ч | |||||
1 | . Стартовая работа | 1 | Видеоурок. Видеоурок на сайте «Инфоурок». https://vk.com/video-82398466_456239074 Чудинова Е. В., Букварева Е. Н. Проверочные работы «Окружающий мир» для 3 класса - М.:.БИНОМ. Лаборатория знаний, 2021 Итоговая работа. Стр. 32-41 http://school-collection.edu.ru Работа с практикумами: «Дорожные знаки». «Безопасные маршруты» «Городские маршрут ты» | ||
2 | Анализ ошибок | 1 | |||
3 | Маршрут - линейная запись пути | 1 | |||
4 | Безопасные маршруты в школу и домой. Правила поведения на дороге | 1 | |||
5 | Поиск направления | 1 | |||
6 | Выбор и обозначение направления движения. Стороны горизонта | 1 | |||
7 | Ориентация по солнцу | 1 | |||
8 | Ориентация по луне и звездам | 1 | |||
9 | Ориентация по местным признакам | 1 |
http://school-collection.edu.ru Работа с конструктором плана комнаты. Работа с конструктором плана местности ЦОР «Путешествие по родному краю» http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/f18cbcd2-0184-4d7a-8f2e-1fceb19c680f/108716/ https://infourok.ru/praktikum-rabota-s-kartoy-3881826 Практикум «Работа с картой» Работа с ЦОР «Прогулка по летнему водоему». http://school-collection.edu.ru составление раскладки – работа с ЦОР «Раскладка»). http://school-collection.edu.ru Фильм Жизнь в океане ЦОР «О чем может рассказать таблица?» http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/f18cbcd2-0184-4d7a-8f2e-1fceb19c680f/108739/? Презентация. Математические задачи в таблицах, (интеграция с математикой | ||
10 | Открытие мира. Древние мореплаватели – первые составители картосхем. | 1 | |||
11 | Исследовательская работа .Ориентирование по компасу | 1 | |||
12 | Проверочная работа №1 «Маршрут и система направлений» | 1 | |||
13 | Анализ ошибок | 1 | |||
14 | Изображение расстояний на картосхеме (постановка и решение учебной задачи) | 1 | |||
15 | Мелкомасштабные и крупномасштабные изображения | 1 | |||
16 | Москва – столица нашей Родины. Улан-Удэ на карте. | 1 | |||
17 | Изготовление плана квартиры | 1 | |||
18 | Опасные места в квартире. Основные правила профилактики пожара, правила обращения с газом, электроприборами, водой. (ОБЖ) | 1 | |||
19 2 чет | Проект «Почтовый ящик» - изготовление почтового ящика на основе плана класса. | 1 | |||
20 | Проект «Почтовый ящик» - изготовление почтового ящика на основе плана класса. | 1 | |||
21 | Материки и океаны Земли. Карта мира | 1 | |||
22 | . Жизнь на разных континентах | 1 | |||
23 | Проектная работа .Путешествия по планете | 1 | |||
24 | . Путешествие по карте России | 1 | |||
25 | Просторы России | 1 | |||
26 | Россия и ее соседи | 1 | |||
27 | Народы России | 1 | |||
28 | Изображение высот и глубин на карте (урок постановки и решения учебной задачи) | 1 | |||
29 | Работа с туристской картосхемой. Достопримечательности России и родного края | 1 | |||
30 | Города России. Москва и Санкт-Петербург | 1 | |||
31 | Реки и озера России. Обозначение глубины на картах. Поведение на воде (ОБЖ) | 1 | |||
32 | Заповедные места России. Красная Книга. Ареалы охраняемых животных | 1 | |||
33 3 чев | РНК Заповедные места Бурятии. Красная Книга. Ареалы охраняемых животных | 1 | |||
34 | Изолинии на синоптических картах. Прогноз погоды | 1 | |||
35 | Реки и озера Бурятии. Обозначение глубины на картах | 1 | |||
Земля и жизнь на ней. | |||||
36 | В горах и на равнинах (урок постановки и решения учебной задачи) | 1 | |||
37 | Рельеф местности. Формы рельефа | 1 | |||
38 | Океан и его обитатели (дополните материал) Биосфера – живая оболочка планеты (урок постановки и решения учебной задачи) | 1 | |||
39 | Одомашненные животные. Животные-спутники человека | 1 | |||
40 | Классификация и таблица Животные: насекомые, рыбы, птицы, звери и другие (урок постановки и решения учебной задачи | 1 | |||
41 | Исследовательская работа.Работа с таблицами (на разном материале) | ||||
42 | Растения и их значение в природе (урок постановки и решения учебной задачи) | 1 | |||
43 | Развитие растений | 1 | |||
44 | Почва – верхний слой земной коры. Состав почвы. Плодородие почвы | 1 | |||
45 | Животные почвы | 1 | |||
46 | Образование и разрушение почвы | 1 | |||
47 | Слои земной коры Горные породы и минералы | 1 | |||
48 | Виды горных пород. Определение горных пород Минералы. | 1 | |||
49 4 четв | Полезные ископаемые и их свойства. Использование полезных ископаемых | 1 | http://files.school-collection.edu.ru/ Интерактив- ные задания по составу почвы. Видеофраг- мент «Эрозия почвы» Фильм о добыче полезных ископаемых в Бурятии Работа с определителем горных пород. http://school-collection.edu.ru/catalog/ ЦОР Вулканы | ||
50 | Изменение рельефа местности под действием сил природы | 1 | |||
51 | Обобщение. Проверочная работа «Разрезы | 1 | |||
52 | Внутреннее строение Земли | 1 | |||
53 | Извержения вулканов | 1 | |||
54 | Землетрясения на Земле (урок постановки и решения учебной задачи) | 1 | |||
55 | Землетрясения на Земле. Проверочная работа | 1 | |||
56 | Решение задач по построению и чтению столбчатых диаграмм. Работа с конструктором столбчатых диаграмм | 1 | |||
57 | Решение задач по построению и чтению столбчатых диаграмм. Работа с конструктором столбчатых диаграмм | 1 | |||
58 | Развитие психических способностей человека. Игра, учение, работ | 1 | |||
59 | Проектная работа.Здоровый образ жизни – условие правильного роста и развития. Здоровое питание | 1 | |||
60 | Итоговая проверочная работа | 1 | |||
61 | Анализ итоговой работы. Что мы умеем и чему хотим научиться? | 1 | ЦОР «Наш класс» | ||
62-63 | Итоговый проект «Наш класс» | 2 | |||
64-68 | Резерв | 1 |
Нормы оценок по окружающему миру
Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область "Окружающий мир", оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
- ошибки в сравнении объектов; их классификации на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- отсутствие умения выполнить рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
- неточности при нахождении объекта на карте.
Особенности организации контроля по "Окружающему миру"
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед - проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.
При письменной проверке знаний по предметам естественнонаучного и обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.
Интересной формой письменного контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать, мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.
Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 3класс
Рабочая программа составлена по УМК "Школа России"....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/17/picture-369469-1387299571.jpg)
Тематическое планирование ПНШ 3класс окружающий мир
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/10/picture-304228-1381421749.jpg)
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3класс
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3класс А.А.Плешаков...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/01/picture-234479-1517511643.jpg)
Рабочая программа по окружающему миру 3класс
Рабочая программа по окружающему миру 3класс УМК "Школа России"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/13/picture-893996-1487005525.jpg)
Программа по окружающему миру по УМК "Начальная инновационная школа" 3класс
Рабочая программа и календарно-темптическое приложение по окружающему миру 3класс...