Технологическая карта урока окружающего мира «Век бед и побед» (УМК «Перспектива», 4 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Боронина Елена Александровна

Цель урока: ознакомление учащимися с преобразованиями в стране после революции 1917 года.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Формировать представление о СССР в период до начала Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;
  2. Формировать представления о выдающихся исторических личностях (В.И. Мухина);
  3. Формировать понятия «гражданская война», «СССР», «колхозы».

Развивающие:

  1. Развивать речь учащихся посредством наблюдений, сравнений, сопоставлений, обобщений;
  2. Развивать наблюдательность, воображение, эстетическую восприимчивость, эмоциональную сферу.

Воспитательные:

  1. Проявлять интерес к учебной деятельности;
  2. Воспитание коммуникативной культуры учащихся при работе в группе, в паре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (ИСТОРИЯ)

Дата: 23.03.2021

Школа: № 104.

Класс: 4 «м/х»

Урок: 2

Время: 8:55-9:35 Кабинет: 213

Студент: Боронина Елена

Группа: 31

Учитель: Шатилова Татьяна Александровна

Руководитель практики: Сачкова Татьяна Андреевна

Тема урока «Век бед и побед»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: ознакомление учащимися с преобразованиями в стране после революции 1917 года.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Формировать представление о СССР в период до начала Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;
  2. Формировать представления о выдающихся исторических личностях (В.И. Мухина);
  3. Формировать понятия «гражданская война», «СССР», «колхозы».

Развивающие:

  1. Развивать речь учащихся посредством наблюдений, сравнений, сопоставлений, обобщений;
  2. Развивать наблюдательность, воображение, эстетическую восприимчивость, эмоциональную сферу.

Воспитательные:

  1. Проявлять интерес к учебной деятельности;
  2. Воспитание коммуникативной культуры учащихся при работе в группе, в паре.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 4 класс, часть 2 («Перспектива»), рабочая тетрадь «Окружающий мир», раздаточный материал, презентация.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (П,М,Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Словесный метод; психологический настрой,Фронтальная.

Настраивает на работу.

- Здравствуйте, меня зовут Елена Александровна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Сейчас тихо и бесшумно сядет 1-й ряд, затем так же тихо 2 ряд и потом 3 ряд.

Показывают готовность к уроку.

Слушают учителя.

Метапредметные:

Р: выработать учебную  мотивацию.

Личностные: включение в учебную деятельность.

Актуализация знаний и мотивация

(4 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к

построению нового способа действий

Словесный метод; практический; побуждающий диалог;

Фронтальная форма.

Производится проверка прошлой темы.
- Ребята, Я предлагаю вам написать диктант, для того, чтобы проверить свои знания. У вас на карточках написаны высказывания, вам нужно будет поставить + , если вы согласны с этим высказыванием, если не согласны то -, затем проверим.

-Теперь давайте, обратим внимание на доску. Сравните свои ответы с эталоном. Посчитайте количество ошибочных ответов, запишите это количество на полях.
-  Как стала называться наша страна с 1922 года?

- Посмотрите на слайд. Вы видите герб СССР. Что мы видим? Давайте опишем герб.
- Хорошо.
Герб представлял собой изображение серпа и молота на фоне земного шара, в лучах солнца и в обрамлении колосьев, с надписью на языках союзных республик «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». В верхней части герба — пятиконечная красная звезда с жёлтым ободком.
Государственный герб СССР символизировал союз рабочих и крестьян, добровольное объединение равноправных союзных республик в едином союзном государстве, равноправие всех наций и выражал идею интернациональной солидарности народов СССР с трудящимися всех стран планеты Земля.

Материки на гербе изображены светло-коричневыми, девизы — золотыми буквами по красной ленте. Колосья символизируют жизнеспособность государства, процветание; солнце — свет коммунистических идей, светлое будущее.

- Теперь я предлагаю вам прочитать текст на слайде, и вы должны сказать, о чем здесь говорится. «20 век для России начался с революционных перемен и разрухи после мировой и Гражданской войн. Но не могут люди бесконечно воевать и жить на пепелище. После страданий и бед народ, залечивая раны, с надеждой вступил на новый, неведомый путь».

- Так как начался 20 век для России?

- Значит, если это новый путь, как мы можем назвать этот прорыв?

- Хорошо. А какое есть слово противоположное победе?

- Как вы думаете, можно ли начало 20 века назвать бедой? И почему?

- Правильно.

1.В 1861 г. Александр II подписал манифест об освобождении крестьян. (+)
2.За это его прозвали «царь-освободитель». (+)
3. Последним русским царем был Александр II. (-)
4. Первая мировая война началась в 1917 г. (-)
5. Она называлась мировой, потому что в нее были вовлечены многие государства (+)
6. В октябре 1917 г. к власти пришли белые (-)
7. В гражданской войне участвовали Англия, Франция, Германия. (-)
8. Людей, которые хотели жить в Советской стране называли красными (+)
9.Гражданская война привела к голоду, разрушению городов и разорениям сел (+)
10. После революции страну возглавил царь (-)
11. В Советы входили депутаты от рабочих, крестьян и солдат (+)
12. Гражданская война шла между красными и белыми (+)

(Советский Союз) 

Описывают.

Отвечают. (О преобразовании жизни народа после войн. Об открытии нового)

(Россия вступила на новый, неведомый путь)
(Победой)

(Беда)

(Именно в начале 20 века проходили страшные войны, повлекшие за собой много бед)

Предметные: повторить уже имеющиеся знания.  

Метапредметные:

Р: выработать учебную  мотивацию, устанавливать  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности.

Постановка учебной задачи

(3 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный;побуждающий диалог. Форнтальная форма.

Формулируется тема и цель учениками.

- Предположите, какая у нас сегодня будет тема урока, раз мы с вами говорили о победе и беде 20 века?

- Какие цели на урок мы можем с вами поставить?

- Вы все правильно сказали.

Отвечают. (Век бед и побед)

(Познакомиться с событиями, которые происходили в 20 веке)

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Практический; частично-поисковый. Фронтальная.

Работа с учебником.

- Откроем учебники на стр.72. Давайте прочитаем второй абзац в учебнике.

- Колхоз, коллективное хозяйство — форма хозяйствования на селе в СССР, при которой средства производства (земля, оборудование, скот, семена и т. д.) находились в общественном управлении его участников и результаты труда также распределялись общим решением участников.

- А вспомните, какие достижения демонстрировала Россия во всемирной выставке в Париже?

- Отлично. После революционных преобразований, спустя 20 лет, а это в 1937 году, Россия также принимала участие в этой выставке. Был построен павильон по проекту архитектора Бориса Михайловича Иофана, который отражал идею торжества творческих способностей человека. На слайде представлена самая высокая часть здания, которая была высотой 34 метра. Это статуя «Рабочий и колхозница», автором которой была Вера Игнатьевна Мухина. Посмотрите, что они держат в руках. Что обозначает этот серп и молот в их руках?

- Сейчас монумент возведен на аллее московского экспозиционного центра. На момент установки памятника здесь располагался Главный вход на территорию Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, позднее названной «Выставкой достижений народного хозяйства» (ВДНХ).

- Этот павильон был удостоен золотой медали и стал эмблемой выставки.

- На этой выставке были представлены достижения в освоении севера. Это корабль-музей. Он называется ледокол «Красин». Посетив его, можно прикоснуться к истории полярных исследований.

- Как вы думаете, без какого транспорта большие города не могут обойтись? Чтобы всем было удобнее и быстрее добираться.

- Верно. Сейчас мы посмотрим видеофрагмент о первой станции метро, которая была построена в 1935 году.

ФИЗМИНУТКА
Учащиеся выполняют упражнения за учителем по ходу текста:
Мир –колосок, легко идущий в рост,
мир –бабочка луны над светляками звезд,
улыбчивый цветок на ножке стойкой,
звон наковальни, пот в жаре жестокой.
Мир – как улыбка на устах детей…
Земля, чего б мы стоили без мира!

Читают.

Слушают.

- Каслинское литье, коллекция костюмов.

- Серп и молот. Символ, означающий союз крестьянства и рабочего класса. Молот представлял рабочих, а серп представлял крестьян.

- Метро.

Смотрят видео.

Метапредметные:

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

Личностные: осознавать личностный смысл учения

Видеофрагмент

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Практический; упражнение, парная форма.

Осуществляется парная работа.
- А сейчас откройте свои рабочие тетради на стр.42 и выполните устно задание 1 в парах, затем мы с вами выслушаем три пары. У вас есть 3 минуты.

Выступление с заданием.

- Я спрошу три пары, то есть по 1 плакату, и вы должны рассказать его суть.

- Кто-то хочет добавить?

Работа с плакатами.

Выступают. Выдвигают свое мнение.

(Первый плакат обращен к детям. Он призывает их выбирать себе профессию еще в детстве, иметь мечту, цель в жизни и стремиться к ней. Вторые два плаката обращены ко взрослым людям. Они призывают больше учиться, чтобы быть грамотным  и больше работать на благо страны.)

Предметные: закрепить полученные ранее знания через выполнение самостоятельной работы.

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Личностные: осознавать личностный смысл учения

Самостоятельная работа с взамопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический; парная форма.

Осуществляется индивидуальная работа.

- Ребята, сейчас на экране появятся вопросы, на которые будет необходимо ответить. Проверим, насколько вы были внимательны сегодня.

1. Как стала называться наша страна в 1922 г.?
1) Российская Федеративная Республика
2) Союз Советских Социалистических Республик
3) Российская империя
4) Российская республика
2. В каком году Россия приняла участие во Всемирной выставке в Париже?
1) 1926    3) 1909
2) 1933    
4) 1937
3. Сколько республик вошло в состав СССР?
1) пятнадцать 3) две
2) шестнадцать 4) шесть
4. Когда открылось первая станция метро под названием «Охотный ряд»?
1)
 1930      3) 1935
2) 1927      4) 1936

Проверка с эталоном.
- Поменяйтесь листочками с соседом. Посмотрите на слайд и сверьте свои ответы с правильными ответами.

- Кто не допустил ошибок? Молодцы.

Выполняют. Отвечают.

Сверяют с эталоном.

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение"открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный; фронтальная.

Осуществляется фронтальная работа.

- Ответьте мне на вопрос. Для чего наши соотечественники в 20-30 годах 20 века строили в первую очередь заводы, фабрики и электростанции?

- Отлично. Давайте также рассмотрим плакат под названием «Неграмотный тот же слепой, всюду его ждут неудачи и несчастья». Что вы уже можете сказать, услышав эти строчки?

- Верно, ребята. Именно с неграмотностью боролись в эти года. Запомните, знания - это полезное оружие. Чем больше человек знает, тем больше его кругозор, тем лучше он видит и воспринимает окружающий мир. Знания дают уверенность и помогают развитию. Главное значение этой пословицы в том, что человек без знаний, как без света. Он устроен так, что без знаний он пропадает.

Домашнее задание.

- Ваше домашнее задание будет таким: учебник стр. 72-75, раб.тетр. стр. 42-43,задания №1,2,3. №1 мы с вами обсуждали, вам остается только написать то, о чем мы говорили

Отвечают. (20 век - это век небывалого развития науки и техники. В 20-30-х годах в первую очередь стали строить заводы, фабрики, электростанции, потому что индустриальное развитие - это показатель силы страны.)

(Встречаются преуспевающие люди, которые  вполне счастливы без книг и образования. А многих грамотных подстерегают неудачи и несчастья, не вписываются они в эту жизнь.)

Метапредметные:

Р: выработать учебную  мотивацию, устанавливать  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

 

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный (аналитический)

-Давайте, вспомним, какая тема урока у нас была?
- Какую цель мы ставили? Достигли мы этой цели?

- Сейчас вам необходимо продолжить предложения:

      - Мне удалось…

      - Меня удивило …

      - Мне понравилось …

      - Я хочу похвалить себя за …

- Спасибо за урок. Хорошего вам дня.

(Век бед и побед)

(Да, достигли)

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира «Путешествие по городу Челябинску» (УМК "Перспектива",2 класс)

Цель урока: расширение знаний у учащихся о районах города Челябинска, об основных достопримечательностях, об основных государственных учреждениях. Задачи урокаДидактические:Формировать знание рай...

Технологическая карта урока окружающего мира «Зима в неживой природе» (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цель урока: формирование у младших школьников представлений о зимних явлениях неживой природы.Задачи урокаДидактические:Формировать знания о неживой природе зимой;Формировать умение обобщать и система...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Времена года" (УМК "Перспектива", 2 класс)

Цель урока: создание условий для представления учащихся о смене времен года, распознавания сезонных яв­лений.Задачи урокаДидактические:Познакомить с причиной смены времен года;Научить распознавать...

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема:"На пути к единству"(4 класс, УМК"Перспектива").

Тип урока: “открытие” нового знания Цель урока: формирование представлений о событиях Смутного времени в жизни страны, о борьбе за независимость и единство Отечества.Задачи урокаДидак...

Технологическая карта урока окружающего мира «Невидимые нити в лесу», (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цель урока: формирование представлений о связях в лесу весной; развитие умения выявлять связи в лесу на конкретных примерах.Задачи урокаДидактические:Научить находить взаимосвязь деревьев, насекомых и...

Технологическая карта урока окружающего мира "Век бед и побед" (УМК "Перспектива", 4 класс)

Цель урока: формирование представления у обучающихся о преобразованиях в стране после революции 1917 года.Задачи урока:Дидактические:1. Сформировать представление о преобразованиях в стране после рево...

Технологическая карта урока Окружающего мира "Озеро Байкал как культурное наследие" (3 класс, УМК "Перспектива")

Цель урока: формирование представлений у обучающихся об озере Байкал как культурном наследии.Задачи урока:Дидактические:1.Уметь определять животный и растительный мир озераБайкал.2.Знать особенности о...