Разработка урока по окружающему миру 3 класс "Системы организма" с презентацией.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Ирина Валентиновна Папайло

Конспект урока "Системы Организма человека" с презентацией по предмету "Окружающий мир" 3 класс  А.А. Плешаков.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Тема урока: «Организм человека»

10 января 2021 года

Цель: познакомить детей с организмом человека; учить прислушиваться к   своему организму, чтобы помочь ему ритмично работать.

Задачи: обобщить ранее полученные знания об организме человека.

  • развивать внимание, память, мыслительные операции (анализ, синтез)
  • воспитывать бережное отношение к своему организму через осознание важности сохранения здоровья.

Оборудование:

Для учителя: компьютер, программа  PowerPoint 2007, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Для учащихся: тетрадь «Мир вокруг нас. Проверим себя», учебник «Мир вокруг нас» под ред. А.А.Плешакова.

Ход урока

Организационный момент:

    Долгожданный дан  звонок –

    Начинается урок.

    Он пойдёт ребятам впрок

    Постараюсь всё понять -

    Многое хочу узнать.

Проверка домашнего задания

Слайд 1

Опрос «Проверь себя»:

- Какие группы организмов составляют основные звенья круговорота жизни?

  (Растения, животные, грибы с бактериями)

- Как в этом круговороте называют растения и почему?

  (Растения – производители, потому что они создают, производят            питательные вещества – крахмал и сахар – из углекислого газа и воды при солнечной энергии)

- Как в этом круговороте называют животных и почему?

  (Животные – организмы – потребителями, потому что они потребляют   вещества, производимые растениями-потребителями)

- Как в этом круговороте называют грибы с бактериями и почему?

  (Грибы с бактериями – разрушители, потому что они разрушают мёртвые  остатки растений и животных)

- Во что превращаются мёртвые остатки растений и животных благодаря   работе грибов и бактерий?

(Мёртвые остатки растений и животных сначала перегнивают, а потом разлагаются, образуя минеральные соли)

- Где происходит накапливание перегноя и разложение его?

  (В почве)

- Что же накапливается в почве?

   (Питательные вещества, минеральные соли)

- Какова же роль почвы в круговороте жизни?

  (Без неё был бы нарушен круговорот веществ в природе)

- Расскажите о круговороте жизни на Земле.

  (Растения корнями впитывают воду с растворёнными в ней минеральными солями и поэтому растут. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, то они благодаря грибам и бактериями разрушаются: перегнивают и разлагаются. В почве накапливается запас питательных веществ для новых растений и т.д.)

Сообщение темы и задач урока

Беседа:

- Подведём итог изучения большого раздела «Эта удивительная природа».

- Что такое природа? Какая бывает природа?

(Природа бывает живая и неживая)

- Что относят к неживой природе?

(Воздух, Солнце, вода, песок…)

- Назовите царства живой природы.

(Растения, животные, грибы, бактерии)

- Назовите признаки живой природы.

(Живые организмы дышат, питаются, растут, развиваются, размножаются и умирают)

- Сегодня мы начинаем изучать новый раздел.

Слайд 2

- Кому же он будет посвящён?

  На земле он всех умней

  Потому и всех сильней.

(Посвящён он будет человеку)

Актуализация опорных знаний.

Слайд 3.

- Можно ли сказать, что человек является частью природы? Почему?

(Человек, как и всё живое, дышит, питается, растёт, развивается, рождается и умирает)

- Значит, человек – существо биологическое. Биология – наука обо всём живом на Земле.

- Чем человек отличается от всех других на Земле живых организмов?

(Он – мыслящее существо, обладает речью и умеет трудиться)

- Можно ли сказать, что человек является частью общества? Почему?

(Он живёт среди людей, в обществе)

- Значит, человек – существо социальное. Социум – это общество.

- Каким должен быть человек, чтобы приносить себе и обществу пользу?

(Умным, трудолюбивым, здоровым)

- Здоровый человек – сильный, бодрый, энергичный. Здоровый человек умеет жить в ладу со своим организмом.

- Тема сегодняшнего урока «Организм человека».

Слайд 4

- Как и любое другое живое существо, человек имеет внешнее и внутреннее строение.

Слайд 5

- Давайте вспомним внешнее строение человека.

Слайд 6

- А теперь вспомните о внутреннем строении человека.

- Отгадайте кроссворд.

(Каждой цифре на модели организма соответствует название органа. Вписываются слова – названия органов)

1ж

е

л

у

д

о

к

2с

е

р

д

ц

е

3л

ё

г

к

и

е

4г

л

а

з

5п

е

ч

е

н

ь

6к

и

ш

е

ч

н

и

к

7з

у

б

ы

8м

о

з

г

5. Получение новых знаний

- Как можно одним словом назвать всё перечисленное вами?

(Лёгкие, сердце, печень, желудок, головной мозг – всё это внутренние органы человека)

- Каждый орган выполняет определённую работу. Расскажите, какую работу выполняют названные вами органы.

(Лёгкие – орган дыхания, желудок – орган пищеварения, сердце – перекачивает кровь по сосудам)

- Давайте прочитаем, какая наука занимается изучением строения тела человека.

(Чтение определения – АНАТОМИЯ)

- Органы составляют организм.

(Обвести карандашом ключевое слово в кроссворде «ОРГАНИЗМ»)

Слайд 7

- Что же понимают под словом «ОРГАНИЗМ»?

(Чтение определения – ОРГАНИЗМ)

- Организм человека состоит из взаимосвязанных между собой органов. Как же взаимосвязаны между собой органы

 Физминутка

   Мы немножко отдохнём

   Встанем, глубоко вздохнём,

   Руки в стороны, вперёд,

   Нас работа ещё ждёт.

   Руки вниз, на пояс, вверх,

   Убегаем мы от всех.

   Побежим скорее в класс,

   Почитаем там рассказ.

 Работа с учебником.

Чтение статьи (стр. 128)

Слайд 8

- Перечислите органы пищеварения.

(Рот, глотка, пищевод, желудок, печень, кишечник)

- Как называется система этих органов?

(Пищеварительная система)

- Что обеспечивает пищеварительная система?

(Обеспечивает переваривание пищи)

Слайд 9

- Перечислите органы кровообращения.

(Сердце, сосуды)

- Как называется система этих органов?

(Кровеносная система)

- Что обеспечивает кровеносная система?

(Обеспечивает движение крови в организме)

- Что такое кровь?

(Чтение определения крови)

Слайд 10

- Перечислите органы нервной системы.

(Головной мозг, спинной мозг, нервы)

- Что обеспечивает нервная система?

(Управляет деятельностью всего организма)

- Как происходит управление организмом?

(Чтение пояснения)

Слайд 11

- Перечислите органы дыхательной системы.

(Носоглотка, трахея, лёгкие, бронхи, диафрагма)

- Чем обеспечивает организм дыхательная система?

(Обеспечивает организм кислородом)

- Как это происходит?

(Чтение пояснения)

Слайд 12

- Перечислите органы, которые отвечают за опору и движение организма.

(Кости скелета и мышцы)

- Что приводит в движение кости скелета?

(Мышцы)

- Как это происходит?

(Чтение пояснения)

- Как называется система, обеспечивающая опору и движение организму?

(Опорно-двигательная система)

Слайд 13

- Есть ещё одна система органов в теле человека. Это – выделительная система.

- К ней относятся органы мочеполовые и кожа?

- При помощи мочеполовых органов из организма выводятся не нужные организму вещества в виде мочи и кала.

- А кожа выводит не нужные организму соли в виде пота.

(Чтение пояснения)

 Обобщение новых знаний.

Слайд 14

- Какие же системы органов есть в организме человека?

(Перечисляются 6 систем)

- Какая наука занимается изучением работы органов?

(Физиология)

- Всегда ли люди знали, как устроено тело человека, как работают органы?

(Нет. Церковь запрещала анатомировать умерших. Учёные делали это тайно в течение многих веков. Но благодаря им сегодня врачи могут оказывать помощь больным, производить операции)

- Великим русским учёным-физиологом был Иван Петрович Павлов.

Чтение статьи по учебнику (стр. 131)

Слайд 15

- Почему в народе так говорят?

(Чтение и пояснение смысла русских пословиц)

- Сохранение своего здоровья – одна из главных задач любого человека. Делать это надо с самого детства.

- Наука о сохранении и укреплении здоровья называется ГИГИЕНОЙ.

(Чтение пояснения)

Слайд 16

- Какие же науки изучают организм человека?

(Анатомия, физиология, гигиена)

- Что изучает конкретно каждая из них?

(Перечисляются задачи каждой науки)

Слайд 17

Домашнее задание:

Учебник: стр. 128 – 131, читать и отвечать на вопросы.

Тетрадь: стр. 34.

Итог

Объявление оценок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Окружающий мир 3 класс Организм человека Подготовила Папайло Ирина Валентиновна Учитель начальных классов МОУ «Истринская СОШ №3»

Слайд 2

ПОТРЕБИТЕЛИ РАЗРУШИТЕЛИ ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА ПОЧВА ПРОИЗВОДИТЕЛИ

Слайд 3

ЧЕЛОВЕК

Слайд 4

ЧЕЛОВЕК Является частью природы Является членом общества СУЩЕСТВО БИОЛОГИЧЕСКОЕ СУЩЕСТВО СОЦИАЛЬНОЕ

Слайд 5

СТРОЕНИЕ тела ЧЕЛОВЕКА ВНЕШНЕЕ ВНУТРЕННЕЕ

Слайд 6

голова шея грудь рука нога кисть колено голень бедро живот ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА плечо локоть ступня

Слайд 7

ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА Внутреннее и внешнее строение тела человека изучает наука АНАТОМИЯ. 1 3 2 4 5 8 6 7 1 2 3 4 5 6 7 8

Слайд 8

По словарю Ожегова: «Организм – живое целое, обладающее совокупностью свойств, отличающей его от неживой материи» или Организм человека – это система органов, взаимосвязанных между собой и образующих единое целое. Как же взаимосвязаны между собой органы ? Прочитайте текст в учебнике на странице 128.

Слайд 9

ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ротовая полость глотка пищевод желудок кишечник ОБЕСПЕЧИВАЕТ ПЕРЕВАРИВАНИЕ ПИЩИ

Слайд 10

Кровь — самая важная жидкая ткань твоего организма. В ней растворён особый сахар — глюкоза. Он служит «топливом» для твоих клеток. Его-то вместе с газом кислородом и разносит по всем закоулкам твоего тела кровь . КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧИВАЕТ ДВИЖЕНИЕ КРОВИ В ОРГАНИЗМЕ

Слайд 11

По нервам в мозг поступают различные сигналы, а от мозга идут обратные сигналы всем органам тела. Спинной мозг находится в канале твоего позвоночника, а головной мозг надёжно укрыт в черепе. НЕРВНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЯЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНИЗМА

Слайд 12

Из носовой полости воздух поступает в носоглотку, в которой пути пищи и воздуха совпадают. Из гортани воздух попадает в трахею — длинную трубку. Трахея делится на два ответвления — бронха. Каждый из них входит в правую и левую половинку легких. Там бронхи ветвятся наподобие ветвей или побегов на более узкие трубочки, самые маленькие из которых заканчиваются воздушными пузырьками . ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧИВАЕТ ОРГАНИЗМ КИСЛОРОДОМ

Слайд 13

ОПОРНО- ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧИВАЕТ ОПОРУ И ДВИЖЕНИЕ ОРГАНИЗМА Кости приводятся в движение мышцами. Они, словно канаты, состоят из тонких волокон. Своими концами мышцы крепятся к костям. Когда мышца сокращается, кости как бы подтягиваются друг к другу.

Слайд 14

ВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА МОЧЕПОЛОВЫЕ ОРГАНЫ КОЖА МОЧА, КАЛ ПОТ

Слайд 15

СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ЧЕЛОВЕКА НЕРВНАЯ СИСТЕМА ОПОРНО - ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА Работу всех систем и органов человека изучает наука ФИЗИОЛОГИЯ .

Слайд 16

РУССКИЕ ПОСЛОВИЦЫ ЗДОРОВ БУДЕШЬ – ВСЁ ДОБУДЕШЬ ЗДОРОВЬЕ НЕ КУПИШЬ – ЕГО РАЗУМ ДАРИТ У КОГО БОЛЯТ КОСТИ, ТОТ НЕ ДУМАЕТ В ГОСТИ РЕБЁНКОМ ХИЛ, ТАК И ВЗРОСЛЫМ ГНИЛ Наука о сохранении и укреплении здоровья называется ГИГИЕНОЙ .

Слайд 17

ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА ИЗУЧАЮТ НАУКИ АНАТОМИЯ ФИЗИОЛОГИЯ ГИГИЕНА ВНУТРЕННЕЕ И ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА РАБОТУ ВСЕХ СИСТЕМ И ОРГАНОВ ЧЕЛОВЕКА О СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ

Слайд 18

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Учебник: стр. 128 – 131, читать и отвечать на вопросы. Тетрадь: стр. 34 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Разработка урока по окружающему миру "Жизнь древних славян", с презентацией , 4 класс. УМК "Школа России".

Урок окружающего мира по теме "Жизнь древних славян", с презентацией, 4 класс. УМК "Школа России"....

Разработка урока по окружающему миру "Сокровища звёздного неба"(с презентацией)

Материал данного урока может быть использован на уроках окружающего мира при изучении раздела "Космос" и для внеклассных занятий ко Дню космонавтики.В содержание урока входит знакомство детей с планет...

Презентация к разработке урока по окружающему миру «Природная зональность нашей Родины»

   Данная разработка урока представлена в направлении «Начальные классы». Урок по окружающему миру для учащихся 2 класса «Природная зональность нашей Родины» (Образовательная система ...

Методическая разработка урока по окружающему миру "Весна в мире насекомых"

Не только первые цветы радуют глаз человека ранней весной. Не меньший восторг испытывает человек, впервые увидев весной порхающую бабочку, степенного шмеля, торопливого муравья.Сегодня  нам предс...

Разработка открытого урока по окружающему миру (технологическая карта + презентация) для 2 класса на тему: "Строение тела человека" УМК Школа России

Урок разработан в соответствии с ФГОС.В основе лежит системно-деятельностный подход. Формы и методы работы на уроке разнообразны. Они позволяют не только формировать предметные знания и навыки,но...

Разработка открытого урока по окружающему миру (технологическая карта + презентация) для 2 класса на тему: "Строение тела человека" УМК Школа России

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС.В основе лежит системно-деятельностный подход. Формы и методы работы на уроке интересны и разнообразны.Они позволяют не только формировать предм...