"Опора тела и движение"
материал по окружающему миру (3 класс)

Формировать представление о опорно-двигательной системе, её роли  в жизнедеятельности человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otk.urok_.docx109.65 КБ

Предварительный просмотр:

.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 14 г. Юрги»

Технологическая карта урока

по курсу "Окружающий мир"

в 3 классе
«Опора тела и движение»

                                                                                                                                         подготовила

учитель начальных классов

Федотова Васелина  Евгеньевна.

г. Юрга
2020

Технологическая карта урока

Учебный предмет: окружающий мир

Класс:3Школа: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14 г. Юрги»

Учитель: Федотова Васелина Евгеньевна

УМК: Образовательная система «Школа России»

        

Тема урока

Опора тела и движение

Цель урока

Формировать представление о опорно-двигательной системе, её роли  в жизнедеятельности человека.

Задачи урока

-Образовательная (обучающая): познакомить учащихся с понятиями «скелет, мышцы, опорно-двигательная система, осанка».

- развивающая: развивать речь, оперативную память, произвольное внимание, вербальное и наглядно-образное мышление.

- воспитательная: воспитывать у детей ответственное отношение к состоянию своего здоровья..

Тип урока

Усвоение новых знаний.

Планируемый результат обучения

Предметные:

  • знания: из каких частей состоит скелет, какое он имеет значение, а также  какое значение для человека имеют мышцы и как они работают.
  • умения: научатся выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
  • навыки: оценивать жизненные ситуации поступки людей  с точки зрения общепринятых норм и ценностей

Мета предметные:

  • регулятивные: высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника, уметь определять и формировать цель на уроке с помощью учителя. вносить необходимые коррективы в действие после  его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.  
  • познавательные: умение перерабатывать полученную информацию. Находить ответы на вопросы,  используя свой жизненный опыт.
  • коммуникативные: уметь оформлять свою мысль в устной форме. Слушать и понимать речь других, формулировать собственное мнение и позицию, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности ,ставить вопросы
  • личностные:  уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;  оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей

Основные понятия

Опорно- двигательная система, осанка, скелет, мышцы

Меж предметные связи

ОБЖ, математика.

Ресурсы

- А А. Плешаков Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.

- А. А. Плешаков Окружающий мир. 3 класс: рабочая тетрадь на печатной основе

- Карточки для работы в группах.

- Предметные картинки.

- Презентация со слайдами.

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Орг. Момент

Регулятивные

УУД:

Создать на уроке рабочую, психологическую комфортную обстановку.

Приветствие.

-Добрый день, ребята!.

Все вы достали тетрадки и книжки?

А свой  дневник и пенал не забыли?

Всё на парте аккуратно сложили?

Будем сегодня трудиться старательно,

Слушать друг друга очень внимательно

И к нам УСПЕХ придет обязательно!!!

Я хочу, чтобы вы на уроке были активными, полно и чётко отвечали на вопросы, внимательно слушали и выполняли то ,что я говорю.

-Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий,  а помощниками вам будут: внимание, наблюдательность, смекалка.

Приветствуют учителя.

Дети организуют свое рабочее место,

проверяют готовность к уроку.

Дети внимательно слушают, по необходимости дополняют.

Актуализация знаний

Познавательные УУД

1. Выявлять сущность, особенности объектов.

2. На основе анализа объектов делать выводы.

3. Обобщать и классифицировать.

-Ребята, давайте вспомним, какую большую тему мы изучаем на уроках окружающего мира.

-О чём именно говорили на прошлом уроке?

- Ребята, а какой орган является надежной защитой организм?

- А чтоб вам ответить  на этот вопрос .Вам нужно отгадать  загадку:

Мы в нее зимой и летом

С головы до ног одеты.

Даже на ночь снять не можем,

Потому что это ….

- Кожа- это орган осязания человека.

- А что вам известно про кожу?

- Проведем викторину.

-У вас на партах лежат карточки, вам надо подчеркнуть зеленым карандашом ( да), а красным (нет).

1.Из скольких слоев состоит кожа:

а) 3 б) 5  в) 2   (3)

2.Орган защищает внутренние части тела от холода, от повреждений-кожа-мышцы-живот

3 Можно ли назвать кожу органом дыхания? а) да  б) нет  в) не знаю

4.Пот выделяется, когда человеку:

а) холодно б) жарко  в) просто так.

5. может ли человек обойтись без кожи?

а) конечно б) нет в) может быть

 ( Приложение 1)

-Молодцы ребята

- Итак ребята скажите, какое значение имеет кожа для человека?

- К сожалению, наша кожа не настолько крепкая, как нам кажется. Мы можем порезаться, удариться, обморозиться. Через раны может попасть микробы в организм. Поэтому важно уметь оказывать первую медицинскую помощь.(слайд 2)

- Скажите, а как надо ухаживать за кожей?

- Ребята давайте вспомним  и в этом нам поможет (слайд3)

- Итак, тему прошлого урока вы усвоили хорошо. Сегодня мы продолжим изучать организм человека.

Мы и наше здоровье..

Надежная защита организма

Кожа

Дети самостоятельно выполнят задания на карточках.

Защищает внутренние части тела человека от повреждений, от жары и холода , от болезнетворных бактерий).

.

Мыть, вытирать насухо ,смазывать кремом)

Формулирование

проблемы и планирование деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на  основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу.

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного

отношения к уроку

Коммуникативные

УУД:

оформление своих

мыслей в устной форме,

аргументация своих

суждений.

Познавательные УУД:

1. Развивать умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов.

2. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

.

-О чём будем говорит сегодня, вы узнаете, если правильно разгадаете кроссворд. Сейчас я буду загадывать загадки, а вы слушайте внимательно, а кто знает отгадку, поднимайте руку. (слайд 4)

(Дети, должны объяснить, как догадались, о чём говориться в загадке)

1. Целый день стучит оно

    Будто бы заведено,

    Будет плохо если вдруг

    Прекратиться этот стук   (сердце)

2 .Поезд, развозящий по телу

    Питательные вещества.

3. Когда сытый, он молчит

         Когда голоден-урчит (желудок)

      4.Чудо орган есть у нас

         Он приносит клеткам газ

         Его надо уважать,

         Без него нельзя дышать.(лёгкое)              

 5. Чудо фабрика у нас,

     Очищает кровь и газ.

     Яды все она съедает

     К сердцу их не отпускает.

     ( печень)

6.Голова, живот, руки, ноги ,кисть, колено- всё это          

                       называется…тело

- Итак, давайте посмотрим , какое  слово получилось в выделенной строке ?(скелет)

(слайд5)

- Ребята, а сейчас встаньте, пожалуйста.

- Погладьте себя по голове.

- Потрогайте себя по лбу.

- Что вы чувствуете под кожей? Это кость- череп.

- Что защищает череп?

- Пощупайте свои бока. Что вы чувствуете? ( ребра). У человека 12 пар ребер. Грудина и 12 пар ребер образуют грудную клетку.

- А теперь, дотянитесь до пальчиков ног. Видите, какие вы гибкие.

- А все эти кости образуют, что? Скелет (слайд6)

-Ребята я предлагаю вам взять в руки пластилин и немного поработать руками.

- Вам нужно вылепить фигуру человека и поставить его. Будет он стоять. ходить?

- Нет, конечно, он не будет стоят, он согнулся под тяжестью своего тела.  

- Скажите а почему ваш человечек из пластилина падает, почему он не сможет ходить? А человек это делает без труда?

-Конечно ребята, потому что у него нет опоры.

- А что является опорой тела организма?

- Скелет ,конечно.

- Мы можем сказать, что скелет придает размер и форму человеку, он защищает и поддерживает

- Ребята, а что помогает двигаться человеку?

- - Мышцы.

- Значить ,опорой тела и движения является –скелет.

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?  

- «Опора тела и движение»

- Ребята скажите ,а почему скелет является опорой человека?

- А чтоб подробнее ответить на это вопрос давайте узнаем, что такое скелет

из каких частей он состоит, зачем он нужен человеку, что приводит скелет в движение.

 - Находить ответы на эти вопросы мы будем с вами вместе

- Скажите ребята, а вы хотели бы заглянуть внутрь человеческого организма , то есть себя?

- А можно ли это сделать ? ( Рентген)

- Таких приборов у нас в классе нет. А где можно его сделать?

- Конечно в больнице. И что мы с вами увидим, когда сделаем рентген? ( скелет)

- Слово скелет произошло от греческого слова "скелетос"- высохший- Что он из себя представляет ?

- Скажите, из каких частей состоит скелет человека.:  череп, позвоночник  , рёбра, грудина, кости таза, кости рук, кости ног

( слайд 7)

- Давайте ребята посмотрим в учебнике на стр. 134 изображения и выполним задания в рабочей тетради на стр.62

-Давайте сделаем вывод зачем нужен скелет?

(слайд8)

- Хорошо

- Ребята скажите, а что заставляет скелет двигаться?

- Конечно,  мышцы.( слайд9)

- Вы знаете? В  теле человека 650 мышц. Большие и мощные для грубой работы, а совсем маленькие- для тонкой. Мышцы помогают нам ходить, бегать, наклоняться, и петь, и смеяться, и дышать.

Мышцы, словно канаты, состоят из тонких волокон. Своими концами крепятся к костям. Мышцы могут сокращаться и расслабляться.

-Итак ребята, что можно сказать, что кости соединены друг с другом и образуют скелет., они очень прочные.

-Скелет защищает и поддерживает, А также служат опорой для мышц.(слайд 10)

Эмоциональный

настрой. Разгадывание загадок. Объяснение, по каким признакам догадались.

Сердце – работает как часы.

Кровь- жидкость ,красного цвета, доставляющая кислород, которая расходится по всему организму.

Желудок-небольшой котелок в котором пища переваривается.

Легкие-главный орган дыхательной системы. Печень-орган, который очищает кровь от вредных веществ.

Тело –весь организм человека.

Ответы детей.

Совместно с учащимся показываем движения.

Ребята сплоченно выполняют задания, работая с пластилином.

В учебнике на стр.134 рассмотреть рисунок.

Выполняют задания в тетради на печатной основе.

Делают выводы.

Динамическая пауза.

Личностные УУД:

умение применять

правила охраны

своего здоровья.

-Давайте ребята немного отдохнём выполним физминутку( слайд 11)

В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)

А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)

В среду долго умывался, («Умываемся».)

А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)

В пятницу я прыгал, бегал,

(Прыгаем.)

Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)

А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)

Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку—засыпают.)

-Как вы думаете, что сейчас заставило вас двигаться? Как вы думаете , скелет сам по себе может двигаться?

- Ну конечно нет , ребята. Скелета заставляют двигаться мышцы

Встают на физминутку.

.

Изучение нового материала.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на  основе работы с материалом учебника.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

3.Сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коммуникативные УУД

1.Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4.Умение работать в паре.

Познавательные УУД:

1. Развивать умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов.

2. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

 по признакам.

- Мы с вами выяснили, что скелет – опора нашего тела. Он также защищает внутренние органы.

- Давайте поподробнее разберем

- Череп самый важный и нежный орган нашего тела.( слайд 12 )

Кости черепа неподвижны, кроме одной кости Как вы думаете что это за кость?

-Нижняя челюсть.

-Покажите? 

 -Давайте подвигаем ей.– это нижней челюсти лицевой части черепа. При приеме пищи или разговоре она поднимается, то опускается. Откройте рот несколько раз, держась за лицо.

(слайд 13)

- От черепа вдоль спины проходит позвоночник, который состоит из отдельных позвонков. В позвоночнике различают шейный, грудной, поясничный отделы, крестец и копчик. Позвоночник(слайд 14),

- Ребята решив задачу,  мы узнаем  общее число позвоночников:(слайд 15)

- В шейном отделе 7 позвонков, в грудном отделе 12, в поясничном 5, крестцовых 5 , которые соединенных в крестец, и 4 копчиковых. Сколько всего позвонков? ( слайд 16)

- Молодцы!

- От черепа вдоль спины проходит позвоночник, который состоит из отдельных позвонков. К позвонкам прикрепляются ребра

- У человека 12 пар рёбер. Они защищают внутренне важные органы от повреждения.12 пар рёбер и грудина образуют грудную клетку.

 (слайд17) Нижняя часть позвоночника соединена с костями таза.

(слайд18 ) Скелет руки состоит из многих костей. Самая большая — плечевая кость. Все кости рук соединены друг с другом подвижно с помощью суставов, поэтому рука может сгибаться и разгибаться во многих местах и совершать разнообразные движения. Скелет ноги также состоит из многих костей, самой большой из которых является бедро. Кости ног соединены подвижно с помощью суставов, что позволяет производить различные движения.

-Итак ,ребята давайте сделаем вывод: кости скелета – это опора нашего тела, основная функция – защищать внутренние органы от повреждений.

- Мы узнали, что кости не могут двигаться сами, их приводят в движения мышцы, прикреплённые  ним. Название « мышца» произошло от латинского слово « мускулюс» , что в переводе означает « мышь». ( слайд19 )

- Мышцы придают форму нашему телу. Все мышцы прикреплены к костям с помощью сухожилий. По команде  мозга мышцы сокращаются и расслабляются. Благодаря этому мы можем ходить, бегать. Мышцы при сокращении выделяют тепло ,которое согревает наше тело.(слайд 20)

- Итак , ребята, можно сказать, что скелет и мышцы  образуют опорно- двигательную систему человека. (слайд21)

-Ребята сейчас мы с вами проведём опыт.

- Положите ладошки на ребро, выпрямите спину. Вдохните глубоко.

- Что почувствовали ваши ладошки?( они поднялись вверх, значит, в легких попало много воздуха).

-Наклонитесь низко к столу, ноги согните в коленях .Положите ладошки на ребра. Вдохните глубоко.

- Что почувствовали ваши ладошки?( ладошки почти не поднялись- легкие наполнились плохо)

-Давайте сделаем вывод: неправильная осанка мешает глубокому дыханию).

- Хорошо. А теперь посмотрите на экран. Кого вы увидели ? Как зовут сказочного героя?.( слайд 22)

- Я уверена вы догадались это-  баба яга.

- Ребята. посмотрите внимательно, что вы заметили    в ее фигуре?.

- Мне кажется. вы без труда заметили -горб.

- Скажите от чего у бабы яги горб?

- А ведь горб мешает не только при ходьбе, но и внутренним органам и не красиво. И очень болит спина. Значить у нее неправильная осанка. Ведь плохая осанка приводить к перенапряжению мышц ,и сухожилий.  

- Скажите, а что нужно делать, чтоб не было такого у вас.?

- Выполнять несколько правил. ( слайд23)

- Ребята скажите, как правильно сидеть за партой.

- Посмотрите на экран и скажите, кто правильно сидит из учеников за партой.( слайд 24)

- Давайте проверим у некоторых ребят какая у них осанка.

- Надо встать спиной к стене в привычной позе. Если почувствуешь, что стены касаются затылок, лопатки, ягодицы, икры и пятки-осанка правильная.

- Что мы можем сказать, что от скелета и мышц зависит осанка человека.

- После всех наших опытов, кто мне сможет сказать, что такое осанка?

- Осанка- это то, как мы сидим или стоим .

(слайд25)

-

- Осанка вырабатывается в детстве. Дети часто сами портят свою осанку.

- Поэтому, ребята, с детства  надо приучать себя держаться прямо.

- А кто мне сможет сказать зачем держаться прямо?

- Я предлагаю вам запомнить несколько правил соблюдения осанки. Запомните их.

- Ребята предлагаю провести конкурс на самую красивую и правильную посадку за партой:

-Как вы узнали, какая посадка считается правильной?

- Назовите мне , ребята эти особенности:

- Такой человек выглядит стройным, красивым.

- Ученые провели наблюдения. Оказалось, что, если человек низкого роста, но держится прямо и он, кажется выше. А вот высокий, но сутулый – ниже.

-У некоторых детей возникает нарушение осанки.

- А кто знает из ребят, как называется  такое заболевание?

- Это значит, что деформирован позвоночник. Начинается он, как правило, в 8-10 лет. Лечится долго, иногда даже в больнице – делают сложнейшую операцию.

-Вот поэтому, ребята надо следить за своей осанкой.

- Как вы думаете, что важнее богатство или слава?

Одному мудрецу задали этот же вопрос: «Что для человека важнее – богатство или слава?»

Он ответил: «Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля».

- Прислушайтесь к словам мудреца и запомните, что надёжнее всех о своём здоровье можешь позаботиться только ты сам.

Ваше здоровье в ваших руках!

- Для того, чтобы вы не забывали соблюдать правила правильной осанки, я для каждого из вас подготовила памятку, которую вы вклеите в тетрадь. (Приложение 2)

- Сейчас мы с вами поработаем в группах.

- Каким вы представляете здорового человека?

- Ребята ,на карточках выберите, какие слова подходят для характеристики здорового человека с правильной осанкой. Лишнее зачеркните ( Приложение3)

- Молодцы!

- А какие части речи мы использовали в этом задании? ( по русскому языку)

- Какой мы сделаем вывод?

- Надо сидеть за партой ровно, спать на жесткой кровати, носить ранец, и делать упражнения для осанки.

- Когда-то древние греки высекли на камне: «Хочешь быть здоровым – бегай. Хочешь быть красивым – бегай. Хочешь быть умным – бегай».

Ребята показывают на плакате где находится И как называется кость.

Учащиеся решают на листочках задачу.

Решают задачу.

Учащиеся делают вывод.

Ребята делают выводы.

Дети совместно с учителем выполняют задания.

Ответы детей.

Дети смотрят на экран.

К учители выходят 3 ученика и выполняют задания.

 

Это заболевание называется сколиозом. 

Ответы детей

Стройный ,сутулый, сильный, крепкий, толстый, неуклюжий, ловкий, бледный, красивый, статный, румяный, счастливый.

Самостоятельное применение знаний.

Личностные УУД:

оценивание

значимости

добываемых знаний.

Регулятивные

УУД:

проявление

самостоятельности и инициативы в

разных видах деятельности.

Познавательные

УУД:

извлечение

необходимой

информации из

прослушанного,

понимание и

адекватная оценка

прослушанной

информации

- Итак, давайте вспомним, из чего состоит опорно- двигательная система человека..

 

- Молодцы ребята.

А теперь давайте еще раз рассмотрим все иллюстрации к которым мы сегодня уже обращались, вспомним всего чём мы говорили.

Ответы детей друг другу..

Итог урока. Рефлексия.

Личностные УУД:

личностное

самоопределение.

Регулятивные

УУД:

умение адекватно

оценивать свою

деятельность и

деятельность своих одноклассников

- Вот и подходит к концу урок,

И подводим мы итог!

- Мы сегодня говорили об опорно- двигательно системе

-Что  вы узнали  новое, чего вы раньше не знали?

- Чему мы новому научились?

Что

- было интересно…

- было трудно…

-  лучше всего я справился….

-  могу похвалить одноклассников за то, что…

- Давайте запишем с вами домашнее задание ( слайд25)

 -  Ребята, спасибо вам за работу на уроке! Вы молодцы!  Мне было очень интересно с вами работать!    

( слайд 26)

.

Делают оценку своей деятельности., и деятельности одноклассников.


        

        

Список использованной литературы

1. А. А .Плешаков Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 1ч.

2. А. А. Плешаков “Мир вокруг нас” учебник 3 класс,

3. А. А. Плешаков Окружающий мир. 3 класс: рабочая тетрадь на печатной основе



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по ОМ в 3 классе. "Опора тела и движение. Осанка - стройная спина!"

Подробный конспект урока окружающего мира по программе "Школа России", проведенного в 3 классе. Сохранение правильной осанки у ребенка - это актуальная проблема для учителя, родителей и ,конечно...

Урок окружающего мира по теме:"Опора тела и движение".

На этом уроке ребята повторяют значение кожи для организма человеа, а затем узнают о значение скелета в опоре и движении тела человека....

ОПОРА ТЕЛА И ДВИЖЕНИЕ

Данная презентация знакомит с опорой человека и его движением....

Опора тела и движение.

Презентация для урока по окружающему миру в 3 классе потеме "Опора тела и движение".УМК "Школа России", А.Плешаков....

Урок "Опора тела и движение"

Конспект урока и презентация...

Опора тела и движение.

А. Плешаков "Школа  России"....