Подготовка к ВПР по окружающему миру
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)

Подготовка к ВПР по окружающему миру по Республике Марий Эл

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vpr_mariy_el.docx882.22 КБ
Файл proverochnaya_rabota_kray_rodnoy.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка к ВПР 4 класс по окружающему миру

(разбор 10 задания по Республике Марий Эл)

  1. Запиши название региона- Республика Марий Эл
  2. Запиши название столицы - г. Йошкар-Ола
  3. Опиши, что изображено на гербе РМЭ

https://abali.ru/wp-content/uploads/2012/05/gerb_mari_el.png

Геральдическое описание герба Республики Марий Эл
Государственный герб Республики Марий Эл представляет собой щит, в серебряном поле которого изображен восстающий червлёный медведь с золотыми когтями, зубами и чёрными с серебром глазами. В правой лапе – обращенный вниз меч, в лазоревых ножнах с золотыми фрагментами, и золотой молот с серебряной рукояткой. В левой лапе – окраенный золотом лазоревый щит с изображением золотого скошенного марийского креста, образованного двумя парами сдвоенных, отвлеченных узких перевязей накрест, на концах дважды гаммированно-загнутых внутрь каждой пары, с ромбом посередине. Гербовый щит увенчан земельной короной с зубцами, стилизованными под марийский орнамент с тремя отдельными ромбами.
Обоснование символики герба:
Медведь в гербе символизирует предусмотрительность и силу, указывает на лесной характер природы.

Меч является символом готовности к защите Отечества, а также символизирует миролюбие и стремление к правопорядку.
Молот – символ трудолюбия жителей, которые добиваются благосостояния упорным трудом.
Щит со скошенным марийским крестом, знаком оберега, символизирует защиту прав и свобод граждан.
Земельная корона указывает на статус субъекта Российской Федерации.

Герб утвержден Законом Республики Марий Эл от 5 марта 2011 года.

  1. Опиши, что изображено на гербе столицы

https://nailizakon.com/fotogalereya/city10_yo/yoshkar_ola/yoshkar_ola_gerb_orig.jpg

Герб муниципального образования «Город Йошкар-Ола» представляет собой лазоревый геральдический щит с изображением серебряного лося с золотыми рогами и копытами. Щит увенчан золотой башенной короной о пяти зубцах с национальным марийским орнаментом в обруче.  Утвержден Решением городского Собрания 22 июня 2011 года.

  1. Какие достопримечательности, связанные с историей твоего региона, ты знаешь. Укажи 3. Напиши об одной из них.

Замок Шереметева

История Шереметевского замка начинается в 1812 году, когда село Юрино приобрел богатый помещик Василий Сергеевич Шереметев. Создавался дворцово-парковый ансамбль в течение нескольких десятилетий, в его архитектуре просматриваются элементы сразу нескольких стилей – помимо поздней готики здесь угадывается и барокко, и древнерусский стиль. В замке насчитывается около сотни комнат, среди которых есть, например, «Восточный кабинет», «Дубовая комната», «Картинная галерея», «Скобелевский зал». Когда-то их украшала мебель, созданная мастерами Италии и Франции, китайская и западноевропейская посуда, полотна прославленных русских и западноевропейских живописцев, а также скульптуры и богатая коллекция оружия. Особой гордостью хозяев замка были камины, каждый из которых обладал своей уникальной особенностью, и зимний сад под стеклянным куполом. После революции помещичья усадьба была национализирована, и в разные годы в ней располагались то санаторий, то дом отдыха, а во время войны даже госпиталь. В начале нынешнего века в уже сильно обветшавшем замке начата реставрация, которая продолжается до сих пор. Сегодня часть помещений замка отдана под гостиничный комплекс, остальные периодически используются в качестве площадки для проведения различных творческих фестивалей. Разумеется, побывать здесь можно и в качестве члена экскурсионной группы.

Адрес: Замок Шереметева, пр-т Центральный, Юрино, Марий Эл, Россия.

Марийский этнографический музей имени В.И. Романова

Марийский этнографический музей имени В.И. Романова

В маленьком городке Козьмодемьянске, что на берегу Волги, располагается Марийский этнографический музей под открытым небом. Создан он был в конце 1970-х – начале 1980-х годов. Практически все экспонаты музея привезены сюда с территории, которая при строительстве Чебоксарской ГЭС попадала в зону затопления. На площади около 5 гектаров разместились различные старинные деревянные постройки – мельница, кузница, овины, избы, колодцы и т.д. Можно заглянуть и внутрь, чтобы увидеть внутреннее убранство и аутентичные предметы деревенского быта. Удивительная экспозиция этого музея расскажет все о жизни марийцев в прошлых столетиях.

Адрес: Этнографический музей под открытым небом им. В.И. Романова, Промышленная улица, Козьмодемьянск, Республика Марий Эл, Россия

 http://photos.wikimapia.org/p/00/02/78/73/97_full.jpghttps://proehal.ru/media/sights/joshkar-ola/pamyatnik-knyazyu-obolenskomu-nogotkovu_01.jpg

Памятник царю Фёдору Ионновичу, который подписал указ об основании укреплённых военных поселений, одним из которых стал Царёв город на Кокшаге — будущий Царевококшайск и современный город Йошкар-Ола и памятник основателю города Царевококшайску  князю Ивану Андреевичу Оболенскому-Ноготкову.

  1. Какие памятники культуры находятся в твоём регионе. Укажи 3. Напиши об одной из них.

http://photos.wikimapia.org/p/00/01/51/81/93_big.jpg

Памятник писателю, поэту и драматург, одному из основоположников литературы народа мари Сергею Чавайну, который написал первое марийское стихотворение «Ото» («Роща») 

https://culttourism.ru/data/photos/f/3/f3137ef97f0f0fb952dd058fbf415104.jpg

Памятник Йывану Кырле (Мустафа на дрезине)   

В Йошкар-Оле, на привокзальной площади установлен памятник самому известному беспризорнику советской поры - Мустафе. Точнее, марийскому артисту Йывану Кырля, сыгравшему оборванца Мустафу в первом советском звуковом фильме «Путевка в жизнь».

https://obzor-mest.ru/wp-content/uploads/2014/06/skulptur-drevo-zhizni.jpg

Скульптурная композиция «Древо жизни» символизирует преемственность поколений марийского народа. 

В основу монумента, олицетворяющего духовную жизни марийского народа, входят три фигуры с музыкальными инструментами в национальных костюмах: юноша с барабаном, мужчина средних лет со свирелью и старец с гуслями щитовидной формой (встречающиеся только у марийцев). В центре композиции дерево, как символ жизни или мирового древа, часто используемое в национальном орнаменте марийской вышивки.

  1. Напиши, чем РМЭ известна в нашей стране.
  1. В Марий Эл насчитывается 9 заказников, 55 памятников природы, заповедник «Большая Кокшага» и национальный парк «Марий Чодра», который находится на стыке трех природных зон - южной тайги, широколиственных лесов и зоны лесостепи.
  2. Марийское язычество
    Его уникальность в том, что народ мари сохранил  свою веру, основанную на языческих традициях, и это в самом центре России.
  3. Марийская   кухня
    К традиционным марийским  блюдам относятся: отварная и жареная домашняя колбаса – сокта, отварная круглая колбаса – шырдан, подкоголь с различными  начинками: мясом, творогом, картофелем, грибами, многослойные блины - коман мелна.
  4. Производство
    Тушенка и торты   металлические двери   и холодильное оборудование, производимые в Марий Эл, известны далеко  за пределами республики. А зенитно-ракетные комплексы  С-300, компоненты к которым делают наши земляки, знают по всему миру.
  5. Реки и озера
    В республике насчитывается 476 рек общей протяженностью более 7 тысяч километров. Главной водной артерией является река Волга. 
  6. Марийские ремесла
    Своеобразным символом республики по праву считается традиционная марийская вышивка, сохранившаяся и развивающаяся в республике более 300 лет,

а также изготовление традиционных музыкальных  инструментов – марийские гусли, барабаны, волынки из бычьего пузыря,

резьба по дереву,

лозоплетение, 

изделия из глины - обереги.

  1. Какие растения характерны для природы РМЭ. Укажи 3. Напиши об одной из них.
  1. Хвойные и лиственные деревья: Сосна, пихта, ель, лиственница, берёза, липа, клён и др.
  2. Кустарники: боярышник, черемуха, облепиха, рябина.
  3. Лекарственные растения: одуванчик, подорожник, прополис,  зверобой, душица, иван-чай, клюква, брусника и т.д.
  4. Ядовитые растения: кубышка жёлтая, ландыш майский, чистотел большой
  5. Культурные растения: зерновые: овёс, рожь, пшеница; овощи: картофель, свёкла, морковь; фруктовые: яблони, груши; ягодные: клубника, малина, смородина.

Ландыш майский занесён в Красную книгу. Люди из-за красивых цветов набирают их очень много и продают. В июле созревает плоды, которые можно спутать с клюквой. Все части растения ядовиты.

  1. Какие животные характерны для природы РМЭ. Укажи 3. Напиши об одной из них.
  1. Млекопитающие: лось, медведь, кабаны и другие животные характерны для зоны лесов. Много грызунов.
  2. Насекомые: пчелы, кузнечики, осы, шмели, жуки ит.д.
  3. Пресноводные рыбы: щука, сом, карп, карась, налим и т.д.
  4. Пауки.
  5. Пресмыкающие: змеи, как уж и гадюка, ящерицы и т.д.

Лось-самое большое растительноядное парнокопытное животное марийских лесов. Люди из-за его рогов называют лося –сохатым. Осенью лоси скидывают свои рога, а весной они начинают растить заново.

  1. Какие отрасли экономики развиты в РМЭ. Укажи 3. Напиши об одной отрасли промышленности. Какую продукцию она производит.

Машиностроение и металлообработка

ММЗ производит радиотехнические комплексы, косилки, автотрансформаторы, и разные комплектующие.

Деревообрабытавающая и целлюлозно-бумажная пр.

Марийский целлюлозно-бумажный комбинат производит бумагу, картон, ДВП, бумажные мешки.

Эльф производит корпусную мебель

Энергетика

3 тепловые электростанции занимаются сбытом и транспортировкой  электрической и тепловой энергии

сельское хозяйство: растениеводство и животноводство

Сернурский сырзавод и козья ферма Лукоз являются безусловными лидерами по производству козьего молока.

Пищевая пр.

Йошкар-Олинский хладокомбинат –производитель мороженого,

Акашевская птицефабрика-поизводитель мяса птиц, колбас, деликатесов, консервов.

Образование

Культура

Медицина

Марбиофам производит и реализует спортивное питание, бальзамы, масла.

  1. Какими природными богатствами славится  РМЭ
  1. Леса
  2. Реки и озёра
  3. Добыча питьевых и лечебно-столовых минеральных вод
  4. Лечебные грязи
  5. Стекольный песок
  6. Гипс
  7. Торф
  8. Кварцевый песок
  9. Карбонатный щебень
  10. Строительный камень
  11. Гипс
  12. Глина
  13. Известняк
  1. Напиши об отрасли сельского хозяйства, которая наиболее развита в РМЭ. Чем продукция этой отрасли полезна людям? Земледелие: выращивают пшеницу, рожь, овёс и овощные культуры: картофель, капуста и т.д., многолетние и однолетние травы для корма животных. Животноводство: разводят коров, свиней, коз и лошадей. Птицеводство: куры, гуси, утки, цесарки и т.д.

СПК «Звениговский», ЗАО племзавод «Семеновский», ООО Птицефабрика «Акашевская» производят обширный ассортимент продуктов питания. Обеспечивают наш организм витаминами и микроэлементами.

  1. Какие народы проживают в РМЭ. Напиши о какой-нибудь традиции любого народа.

Русские: праздник Масленица отмечают в конце зимы в начале весны. Народ собирается специально отведенном месте, где устраивают гуляния, поют песни и пляшут, проводят игры, и в конце сжигают соломенное чучело и просят о теплой весне. В эти дни пекут блины, угощают друг друга.

Марийцы: праздник Шорыкйол отмечали с 22 декабря-период зимнего солнцестояния, в настоящее время он отмечается с 7 по 14 января. В прошлом марийцы связывали с этим праздником благополучие своего хозяйства и семьи, перемены в жизни. Особенно большое значение имел первый день праздника. В этот день девушки ходили по домам, обязательно заходили в овчарни и дергали овец за ноги. Этот ритуал должен был обеспечить плодородие и благополучие в доме. К первому дню праздника был приурочен ряд примет и поверий. Серьезное значение марийцы придавали различным гаданиям. Они в основном были связаны с предсказанием судьбы. Люди наряжались в разных персонажей и ходили по домам , их угощали орехами. Проводились посиделки, представления и игры.

Татары: Сабантуй-праздник проводится по окончании весеннего сева. Организуются площадки для спортивных состязаний и скачек. Можно увидеть татарские пляски и  место, где люди могут попробовать татарские национальные блюда. Запоминающие состязания: национальная борьба-куреш, скачки на ипподроме, подъем на столб, бег в мешках с яйцом и в гору.

Чуваши

Удмурты

Украинцы

Азербайджанцы

Белорусы и т.д.

  1. Каких знаменитых людей из твоего региона ты знаешь. Перечислить трёх известных людей. Напиши об одном  таком человеке, более подробно. Чем он знаменит?

Эшпай Андрей Яковлевич.

Андрей Яковлевич Эшпай- один из первых профессиональных марийских композиторов. Известна во всём мире  симфония «ВОЕННАЯ СИФОНИЯ». НАПИСАЛ МНОГО МУЗЫКИ ДЛЯ СОВЕТСКИХ ФИЛЬМОВ.

https://www.marimedia.ru/media/poster/Yubilejjnyjj_koncert_Vasiliya_Domracheva_1366980372403607779a4b8299979e10d145956567b7753a.jpg

Ваилий Домрачев-заслуженный артист РФ, народный артист РМЭ, ЛАУРЕАТ ПРЕМИИ Й Кырли. Снялся в фильме «Особенности национальной рыбалки»

Filia.JPG

Александр Филимонов- российский футболист и вратарь, играл в составе Спартака. 6-кратный чемпион России, обладатель Кубка России и т.д.

  1. Какие товары производят в твоём регионе. Напиши, какие природные богатства, и как используются для производства одного из этих товаров.
  1. Сернурский сырзавод и козья ферма «Лукоз Саба» в последние годы стали одними из лидеров отечественного сельского хозяйства. Сыры и множество молочных продуктов производятся для потребителей. Экологически чистый воздух, вода и натуральный корм для животных делает продукты Сернурского сырзавода натуральными продуктами.
  2. В Килемарском районе идет добыча сапропеля со дна Килемарского озера. Из него делают удобрение.
  3. Так как в марийском крае много леса в Волжске построили Марийский целлюлозно-бумажный комбинат. Это многофункциональный производственный комплекс, выпускающий бумагу, картон, целлюлозу, бумажные мешки, гофрированный картон.
  1. Какие естественные объекты находятся в твоём регионе? Напиши об одной из них. Какие животные в нём обитают. Какую роль он играет в экономике?

В реках и озёрах водится много рыб, есть бобры, выдры. В лесу обитают звери, как зайцы, лисы, медведи, волки, кабаны. Есть луга, поэтому в нашем крае много грызунов.

Так как по марийскому краю протекают  реки Волга и Ветлуга, эти реки полноводны и, поэтому развиваются судоходство. Наличие лесов способствует развитию деревообрабатывающей промышленности.  В болотах много торфа, из них делают торфяные грунты, удобрения и торфобрикеты для отопления.

  1. Какой заповедник есть в РМЭ. Какие редкие животные и растения в нём охраняются. Опиши одно растение и животное.

В Марий Эл таких 78. Это государственный природный заповедник "Большая Кокшага" и национальный парк "Марий Чодра", двенадцать государственных заказников - таких, как "Васильсурские дубравы" в Горномарийском, "Тогашевский" в Килемарском, "Устье-Кундышский" в Медведевском районах, 56 памятников природы, включая ботанический сад. В их числе "Нолькин камень", "Карман Курык", озера Табашино, Яльчик, Таир и многие другие, а также санаторно-курортные зоны и городские леса.

Венерин башмачок.

Башмачок настоящий или венерин башмачок-многолетнее растение высотой 25-50 см.  есть цветок-ловушка.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=a02e88badd7813bbcc42000c87471667-l&n=13

Кувшинка снежно-белая- многолетнее водное растение. Белый цветок кувшинки имеет ярко-оранжевые рыльца.

Используется в медицине, высушенные корневища используют для приготовления пищи. В косметологии для борьбы с прыщами и веснушками.

https://fleuramour.ru/wp-content/uploads/7/9/5/795deb98d6ed19f021fec1b00e25cd8b.jpeg

Аир болотный-многолетняя трава, растет около водоемов. Используется в качестве пряно-ароматного растения и в медицине.

https://cdn.fishki.net/upload/post/2020/11/27/3484824/6bc77a83c35d29f2478a12c2431fa3a2.png

Выхухоль-небольшое млекопитающее, хвост покрыт чешуйками, нос хоботом, мех серовато или темно- коричневый цвета.

https://kot-pes.com/wp-content/uploads/2015/07/Vydra_rechnaya_13.jpg

Выдра- крупный зверь с вытянутым гибким телом обтекаемой формы. Лапы короткие с перепонками. Длинный хвост и плоская голова.

Гигантская вечерница – самый редкий из них.

Гигантская  вечерница- рукокрылое млекопитающее коричневого-рыжего цвета. Крылья узкие, длинные, заострённые.

  1. Запиши названия городов РМЭ

Козьмодемьянск

Йошкар-Ола

Волжск

Звенигово

  1. Какие почвы характерны для  марийского края. Напиши, как они используется в экономике края. Какие культурные растения на них выращивают.

Почвы преимущественно дерново-подзолистые, болотные, серые лесные. Почвы плодородные, поэтому развивается сельское хозяйство. Сеют зерновые культуры: рожь, овёс, ячмень и пшеницу; выращивают овощи: картофель, капуста, морковь, свёклу. В марийском крае выращивают плодово-ягодные культуры.

  1. Какой рельеф характерен для твоего региона. Характерны равнины и возвышенные  равнины, есть холмы, обрывы и овраги, имеются заболоченные места.
  2. Какие экологические проблемы есть в РМЭ. Напиши, как ты можешь помочь в решении данной проблемы. Вырубка лесов, лесные пожары, загрязнение воздуха, засорение окружающей среды. Убирать за собой мусор, не ломать деревья и кустарник, не устаивать костры.
  3. Какие учреждения культуры и образования есть в РМЭ. Напиши о работе одного из них. Какую пользу оно приносит обществу. Детские сады, школы, университеты, колледжи, театры, музеи, дома культуры.  Эти учреждения нужны для развития людей, для передачи знаний и опыты.
  4. Напиши о каком-нибудь ремесле, которым славится твой регион. Какой материал используется в этом ремесле.

Вышивка: ткань и нитки

Резьба по дереву и художественная обработка бересты. Дерево, береста, ножи-косяки, лобзик, стамески.

Художественная обработка лозы, лыка, соломки: верстак, шило, набор ножей, кусачки.

  1. В какой природной зоне находится РМЭ.

Смешанные и широколиственные леса.



Предварительный просмотр:

Проверочная работа «Край родной

  1. Запиши название региона

____________________________________________________________

  1. Запиши название столицы ____________________________________________________________
  2. Опиши, что изображено на гербе РМЭ

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Опиши, что изображено на гербе столицы

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие достопримечательности, связанные с историей твоего региона, ты знаешь. Укажи 3. Напиши об одной из них.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие памятники культуры находятся в твоём регионе. Укажи 3. Напиши об одной из них.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Напиши, чем РМЭ известна в нашей стране.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие растения характерны для природы РМЭ. Укажи 3. Напиши об одной из них.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие животные характерны для природы РМЭ. Укажи 3. Напиши об одной из них.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие отрасли экономики развиты в РМЭ. Укажи 3. Напиши об одной отрасли промышленности. Какую продукцию она производит.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какими природными богатствами славится  РМЭ

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Напиши об отрасли сельского хозяйства, которая наиболее развита в РМЭ. Чем продукция этой отрасли полезна людям?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие народы проживают в РМЭ. Напиши о какой-нибудь традиции любого народа.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Каких знаменитых людей из твоего региона ты знаешь. Перечислить трёх известных людей. Напиши об одном  таком человеке, более подробно. Чем он знаменит?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие товары производят в твоём регионе. Напиши, какие природные богатства, и как используются для производства одного из этих товаров.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие естественные объекты находятся в твоём регионе? Напиши об одной из них. Какие животные в нём обитают. Какую роль он играет в экономике?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какой заповедник есть в РМЭ. Какие редкие животные и растения в нём охраняются. Опиши одно растение и животное.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Запиши названия городов РМЭ

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие почвы характерны для  марийского края. Напиши, как они используется в экономике края. Какие культурные растения на них выращивают.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какой рельеф характерен для твоего региона.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие экологические проблемы есть в РМЭ. Напиши, как ты можешь помочь в решении данной проблемы.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие учреждения культуры и образования есть в РМЭ. Напиши о работе одного из них. Какую пользу оно приносит обществу. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Напиши о каком-нибудь ремесле, которым славится твой регион. Какой материал используется в этом ремесле.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В какой природной зоне находится РМЭ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

вопросы и ответы для подготовки к тесту по окружающему миру 2 класс

Вопросы и ответы по окружающему миру 2 класс ( программа "Школа 2100") по темам: "Из чего состоят все предметы. Календарь и компас.Земля имеет форму шара.Глобус- модель Земли. Земля в космосе"...

вопросы и ответы для подготовки к тесту по окружающему миру II четверть 2 класс

Материал содержит вопросы и ответы по темам: "Где на Земле теплее? Погода и климат. План и карта. Глобус и карта. Что изображают на карте. Материки и океаны. Реки и озера"...

Требования к уровню подготовки, учебный план по окружающему миру ПНШ

Данные требования и учебный план по окружающему миру помогут педагогам составить рабочую программу по данному предмету....

задания для подготовки к олимпиаде по окружающему миру

Предложены упражнения и примерные тесты для школьного тура олимпиады по окружающему миру. Материал рассчитан на знание природы Хабаровского края....

подготовка к олимпиаде по окружающему миру

Задания для подготовки к олимпиаде для 3 класса по окружающему миру...

Электронно -образовательные ресурсы, используемые для подготовки к урокам по окружающему миру

Для развития познавательной активности учащихся с использованием информационных технологий...