Технологическая карта урока окружающего мира «Зона пустынь»(УМК Перспектива , 4 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Хайретдинова Юлия Ураловна

Тема урока «Зона пустынь»

 

Тип урока: «открытие нового знания»

Цель урока: формирование у учащихся знаний о зоне пустынь и полупустынь.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Формирование знаний у учащихся знаний о местоположении зоны пустыни и полупустыни
  2. Формирование знаний у учащихся знаний о климате зоны пустыни и полупустыни
  3. Формирование знаний флоре и фауне зоны пустыни и полупустыни

Развивающие:

     1.Знать особенности природы экологические проблемы новой природной зоны

      2.Уметь определять по основным признакам природную зону

      3.Развивать мыслительные процессы

Воспитательные:

  1. Воспитывать бережное отношение к учебнику
  2. Воспитывать бережное отношение к флоре и фауне
  3. Воспитывать уважение к учителю и одноклассникам

Оборудование: УМК «ПНШ» учебник 4 кл(О.Н.Федотова,Г.В. Трофимова), раб. тетрадь.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Дата: 23.11.2021

Школа: №148

Класс:  4«г»

Урок: 4 урок

Время: 10:40-11:20                      Кабинет: 203

Студент: Хайретдинова Юлия

Группа: 46

Учитель: Симинихина Юлия Алексеевна

Методист: Горячёва Светлана Леонидовна

Тема урока «Зона пустынь»

Тип урока: «открытие нового знания»

Цель урока: формирование у учащихся знаний о зоне пустынь и полупустынь.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Формирование знаний у учащихся знаний о местоположении зоны пустыни и полупустыни
  2. Формирование знаний у учащихся знаний о климате зоны пустыни и полупустыни
  3. Формирование знаний флоре и фауне зоны пустыни и полупустыни

Развивающие:

     1.Знать особенности природы экологические проблемы новой природной зоны

      2.Уметь определять по основным признакам природную зону

      3.Развивать мыслительные процессы

Воспитательные:

  1. Воспитывать бережное отношение к учебнику
  2. Воспитывать бережное отношение к флоре и фауне
  3. Воспитывать уважение к учителю и одноклассникам

Оборудование: УМК «ПНШ» учебник 4 кл(О.Н.Федотова,Г.В. Трофимова), раб. тетрадь.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты(П,М,Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

Словесный:беседа

1.Проверяет готовность к уроку

2.Создание эмоционального настроя

Приветствую детей. Эмоциональный настрой на урок.

Здравствуйте, дети. Меня зовут Юлия Ураловна. Сегодня я проведу у вас урок- окружающий мир.

Порядок в душе. Порядок на парте. И во всем у нас будет порядок.  

Ответное приветствие

М: личностное

включение в учебную

деятельность (Р)

Учебная презентация

(слайд1)

Актуализация знаний и мотивация

(3-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесный: беседа

Повторение пройденного материала.

- Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним, с какими природными зонами познакомились на прошлых уроках.

- О какой зоне идет речь?

1) Эта зона – бескрайние равнины, безлесные просторы. Зима здесь короткая, довольно холодная. Лето продолжительное, жаркое. Дождей выпадает немного, в основном летом.

2) Это – зона островов, лежащих около Северного полюса. Полгода в этих краях солнце не появляется на небе. Здесь долгая, холодная зима и короткое холодное лето, поэтому растительность скудная: мхи да лишайники.

3) Это – безлесная заболоченная равнина на севере нашей страны. Природа здесь сурова. Зима ветреная, холодная, с морозами свыше 50ºС. Длится 8 – 9 месяцев. Снега немного, поэтому земля промерзает на большую глубину.

4) Эта зона находится южнее тундры, на карте она обозначена зеленым цветом. Здесь ярко выражены все четыре времени года. Разнообразен и животный мир этой зоны: здесь можно встретить как крупных, так и мелких животных, насекомых.

Ответы на вопросы.

-Степь

-Зона Арктических пустынь

-Тундра

- Лесная зона

М:учебно-позновательный интерес к новому учебному материалу(Л)

Постановка учебной задачи

(4-7)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный:

беседа

Формулировка цели и плана урока.

- Как вы думаете, о какой природной зоне идет речь?

Солнечный, жаркий

Желтый поток

Льется здесь

На желтый песок.

В воздухе желтом

И плотном, как мед,

Желтая птица неслышно плывет.

- Конечно же – это пустыня.

-Давайте поставим цель на наш урок?

- Все верно, сегодня на уроке вы познакомитесь с этой природной зоной, ее расположением на карте, климатом, животным и растительным миром, экологическими проблемами.

План:

Давайте с вами попробуем составить план сегодняшнего урока.

Как вы думаете, из каких пунктов будет состоять план урока?

Прочтите пожалуйста план урока.

1. Познакомиться с расположением зоны пустынь

2.Узнать о климате зоны пустыни

3.Познакомится с животным и растительном миром зоны пустыни

4.Узнать о экологических проблемах данной зоны

Формулируют цель урока

-Пустыня        

-Познакомится с зоной пустынь, ее расположением на карте, климатом, животными и растительным миром, экологическими проблемами.

-Познакомится с зоной пустыни, расположеним, климатом , животными и растениями.

М: самостоятельное

выделение и

формулирование

познавательной цели

(П);

М: планирование (П)

Учебная презентация

(слайд 2)

Учебная презентация

(слайд 3)

Учебная презентация

(слайд 4)

«Открытие» нового знания

(15-20)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф, П

Словесный: беседа

Практический:  самостоятельная работа

Словесный: рассказ

Самостоятельная работа по группам.  

- Предположите, каким цветом может быть показана пустыня на карте природных зон и почему?

- Откройте страницу 60. Посмотрите на расположение пустынь на карте и тупым кончиком карандаша обведите их границы.

Ребята, вы сегодня исследовательская группа. Нам необходимо поработать самостоятельно, чтобы узнать как можно больше о данной природной зоне.

Послушайте мой рассказ о географическом положении пустынь, он будет служить вам примером при ответе.

В России полупустыни и пустыни занимают сравнительно небольшую площадь. Пустыня – это огромное, почти безжизненное пространство, расположенное около Каспийского моря и на юге Восточной Сибири и примыкают к степной зоне. Недостаток влаги и песчаная или глинистая поверхность почвы – отличительные особенности этих мест.

В пустыне есть прекрасные места, которые носят название Оазис. Это расположенный около водоемы островок растительности в пустыне. Оазисы могут различаться по величине, некоторые из них могут снабжать водой целый город с сельскохозяйственной деятельностью. И только в пустыне можно увидеть барханы – песчаные холмы, наметенные ветром.

 

Но вы будете выполнять не просто задания, вы будете собирать книгу знаний, в которую мы занесем основные сведения о пустыне.

Инструктаж

1.Прочитать текст

2.Ответить на вопросы после текста

3.Заполнить страницу книгу знаний и использовать ее при ответе как опору

4.Выбрать тех, кто будет представлять новый материал классу.

У нас будет семь групп.

1.Географическое положение

2. Климат

3. Растения

4. Животные и их способы борьбы с жарой

5. Животные и их способы борьбы с недостатком воды

6. Жизнь человека в пустыне

7. Последствия жизни человека в пустыне

Сейчас я поделю вас на группы. И можете начинать работать.

Заканчиваем работу. Каждая подгруппа представит свою работу.

 Отвечают на вопросы.

-Цвет песка, так как вся поверхность пустынь покрыта песками

М: выдвижение

гипотез и их

обоснование (П);

М: поиск необходимой

информации (П);

П: выяснение того,  как действовать при пожаре

Учебная презентация

(слайд 7)

Учебная презентация

(слайд 5)

Учебная презентация

(слайд 6-15)

Динамическая пауза

(1-2 мин)

Отдых от умственных нагрузок, смена деятельности

Просмотр видео с физ.минуткой. Повторение движений за учителем.

Выполнение динамической паузы за учителем

М: умение соотносить свои действия с действиями учителя(Р)

Видео

Первичное закрепление во внешней речи

(2-4 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф

Словесный: беседа

Практический: работа с раб. тетрадью

Закрепление нового материала.

Давайте проверим, на сколько вы усвоили новый материал. Для этого обратимся к рабочей тетради.

Рабочая тетрадь, стр. 35. Номер 55.

Что нам нужно сделать?

Рабочая тетрадь,  стр. 35. Номер 56.

Прочтите задание. Необходимо заполнить таблицу.

-Необходимо обозначить оранжевым цветом на карте в тетради зоны полупустынь и пустынь.

Учебная презентация

(слайд 16)

Учебная презентация

(слайд 17)

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Ф

Практический: самостоятельная работа

Самостоятельная работа.

Для того, чтобы проверить, как вы усвоили новую

тему, предлагаю вам написать графический диктант

Графический диктант:

1-вариант

1. Пустыня – это место, где много солнца и горячего сухого воздуха, но мало воды. (+)

2.У растений ствол длиннее корня.(-)       3.Самая большая драгоценность в пустыне – это пресная вода. (+)                 4.Места с довольно пышной растительностью называются барханы. (-)

5.Зимой в пустыне никогда не выпадает снег. (-)    

2-вариант

                                                       1.Люди селятся вдоль рек и озер, около оазисов. (+)                                                  2.В пустыне только два времени года: зима и лето. (+)                                             3.Верблюд не может долгое время обходиться без воды и пищи.(-)

4. Растения появляются только когда идут дожди, а затем быстро засыхают. (+)

5. В зоне пустынь выращивают хлопок. (+)

Выполним взаимопроверку, обменяйтесь работами с соседом по плечу.

Встаньте те, у кого нет ни одной ошибки. Молодцы, сегодня вы поработали на пять.

Встаньте те, у кого одна или две ошибки. Сегодня вы поработали на четыре, дома вам нужно будет еще раз уделить внимание пройденной теме.

Остальные, кто сделал три ошибки и больше, сегодня вы поработали недостаточно, дома вам нужно будет усердно поработать над этой темой.

Поставьте себе соответствующую оценку.

Выполнение сам.работы

1-В

1.+

2.-

3.+

4.-

5.-

2-В

1.+

2.+

3.-

4.+

5.+

М: Анализ, синтез (П)

Учебная презентация

(слайд 18)

Включение в систему знаний, повторение

(5-7 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

И

Практический: работа с раб.тетрадью

Вернемся к работе с рабочей тетради.

Стр.36. Номер 57.

Прочтите задание. Что нам нужно сделать?

Кто-нибудь хочет представить свою статью классу?

Спасибо за ответы.

-Самостоятельно составить статью для иллюстрированного словарика об одном из растений пустыни.

М: контроль, коррекция, оценка, взаимопроверка (Р)

презентация

(слайд 19 )

Рефлексия деятельности

(2-4 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесные: беседа

Предметная рефлексия

Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, тему нашего урока?

Какая была цель нашего урока?

Что нового мы узнали о зоне пустынь и полупустынь?

Какие характерные особенности есть у этой зоны (жаркий климат, недостаток влаги, глинистая или песчаная почва)

Сейчас я вам придлагаю написать синквейн о пустыне в группе.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Подводят итоги урока.

-Пустыня.

Жаркая, песчаная

Идешь, бредешь, проваливаешься

Как же хочется пить!

Верблюд.

М: рефлексия способов и условий действия (П); М: контроль и оценка процесса и результативность деятельности (П); Л: самооценка

презентация

(слайд 20)

Учебная презентация

(слайд 21)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира "Зона степей" 4 класс УМК "Школа России"

Представлена подробная технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе по теме "Зона степей". Дано подробное описание работы учащихся в группах на этапе изучения нового материала. В ...

Технологическая карта урока окружающего мира. "Москва-преемница Владимира" 4 класс, УМК "Перспектива"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений об эпохе княжеских междоусобиц, о нашествии на Русь с востока монголо – татарских  кочевых племён, о во...

Технологическая карта урока окружающего мира «Мудрый выбор» (УМК «Перспектива», 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний об истории крещения Руси, деятельности князя Владимира; расширение представлений о Кирилле и МифодииЗадачи урокаДидактиче...

Технологическая карта урока окружающего мира "Всемирное наследие" УМК "Перспектива" 3 класс

Тип урока: урок «открытия» новых знаний Цель урока: создание условий для формирования знаний детей об истории создания Списка Всемирного наследия и  объектах Всемирного наследия....

Технологическая карта урока окружающего мира "Озеро Байкал" УМК "Перспектива" 3 класс

Тип урока: урок «открытия» новых знаний Цель урока: создание условий для ознакомления учащихся с природным объектом Всемирного наследия озером Байкал. Задачи урокаДидактические:1...

Технологическая карта урока окружающего мира «Мудрый выбор» (УМК «Перспектива», 4 класс)

Цель урока: формирование знаний об истории крещения Руси. Планируемые результаты:Предметные:1. Знать: об истории крещения Руси; 2. Уметь: рассказывать о роли князей.Личностные:1. Формирование бережног...

Технологическая карта урока окружающего мира «Кладовые земли» (УМК «Перспектива», 3 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о разнообразии горных пород, минералов и полезных ископаемых.Задачи урокаДидактические:познакомить обучающихся с понятиями «горные породы&raq...