Технологическая карта урока окружающего мира «Зона пустынь»(УМК Перспектива , 4 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Тема урока «Зона пустынь»
Тип урока: «открытие нового знания»
Цель урока: формирование у учащихся знаний о зоне пустынь и полупустынь.
Задачи урока
Дидактические:
- Формирование знаний у учащихся знаний о местоположении зоны пустыни и полупустыни
- Формирование знаний у учащихся знаний о климате зоны пустыни и полупустыни
- Формирование знаний флоре и фауне зоны пустыни и полупустыни
Развивающие:
1.Знать особенности природы экологические проблемы новой природной зоны
2.Уметь определять по основным признакам природную зону
3.Развивать мыслительные процессы
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к учебнику
- Воспитывать бережное отношение к флоре и фауне
- Воспитывать уважение к учителю и одноклассникам
Оборудование: УМК «ПНШ» учебник 4 кл(О.Н.Федотова,Г.В. Трофимова), раб. тетрадь.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Дата: 23.11.2021 Школа: №148 Класс: 4«г» Урок: 4 урок Время: 10:40-11:20 Кабинет: 203 | Студент: Хайретдинова Юлия Группа: 46 Учитель: Симинихина Юлия Алексеевна Методист: Горячёва Светлана Леонидовна |
Тема урока «Зона пустынь»
Тип урока: «открытие нового знания»
Цель урока: формирование у учащихся знаний о зоне пустынь и полупустынь.
Задачи урока
Дидактические:
- Формирование знаний у учащихся знаний о местоположении зоны пустыни и полупустыни
- Формирование знаний у учащихся знаний о климате зоны пустыни и полупустыни
- Формирование знаний флоре и фауне зоны пустыни и полупустыни
Развивающие:
1.Знать особенности природы экологические проблемы новой природной зоны
2.Уметь определять по основным признакам природную зону
3.Развивать мыслительные процессы
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к учебнику
- Воспитывать бережное отношение к флоре и фауне
- Воспитывать уважение к учителю и одноклассникам
Оборудование: УМК «ПНШ» учебник 4 кл(О.Н.Федотова,Г.В. Трофимова), раб. тетрадь.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приёмы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты(П,М,Л) | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф Словесный:беседа | 1.Проверяет готовность к уроку 2.Создание эмоционального настроя Приветствую детей. Эмоциональный настрой на урок. Здравствуйте, дети. Меня зовут Юлия Ураловна. Сегодня я проведу у вас урок- окружающий мир. Порядок в душе. Порядок на парте. И во всем у нас будет порядок. | Ответное приветствие | М: личностное включение в учебную деятельность (Р) | Учебная презентация (слайд1) |
Актуализация знаний и мотивация (3-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф Словесный: беседа | Повторение пройденного материала. - Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним, с какими природными зонами познакомились на прошлых уроках. - О какой зоне идет речь? 1) Эта зона – бескрайние равнины, безлесные просторы. Зима здесь короткая, довольно холодная. Лето продолжительное, жаркое. Дождей выпадает немного, в основном летом. 2) Это – зона островов, лежащих около Северного полюса. Полгода в этих краях солнце не появляется на небе. Здесь долгая, холодная зима и короткое холодное лето, поэтому растительность скудная: мхи да лишайники. 3) Это – безлесная заболоченная равнина на севере нашей страны. Природа здесь сурова. Зима ветреная, холодная, с морозами свыше 50ºС. Длится 8 – 9 месяцев. Снега немного, поэтому земля промерзает на большую глубину. 4) Эта зона находится южнее тундры, на карте она обозначена зеленым цветом. Здесь ярко выражены все четыре времени года. Разнообразен и животный мир этой зоны: здесь можно встретить как крупных, так и мелких животных, насекомых. | Ответы на вопросы. -Степь -Зона Арктических пустынь -Тундра - Лесная зона | М:учебно-позновательный интерес к новому учебному материалу(Л) | |
Постановка учебной задачи (4-7) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф Словесный: беседа | Формулировка цели и плана урока. - Как вы думаете, о какой природной зоне идет речь? Солнечный, жаркий Желтый поток Льется здесь На желтый песок. В воздухе желтом И плотном, как мед, Желтая птица неслышно плывет. - Конечно же – это пустыня. -Давайте поставим цель на наш урок? - Все верно, сегодня на уроке вы познакомитесь с этой природной зоной, ее расположением на карте, климатом, животным и растительным миром, экологическими проблемами. План: Давайте с вами попробуем составить план сегодняшнего урока. Как вы думаете, из каких пунктов будет состоять план урока? Прочтите пожалуйста план урока. 1. Познакомиться с расположением зоны пустынь 2.Узнать о климате зоны пустыни 3.Познакомится с животным и растительном миром зоны пустыни 4.Узнать о экологических проблемах данной зоны | Формулируют цель урока -Пустыня -Познакомится с зоной пустынь, ее расположением на карте, климатом, животными и растительным миром, экологическими проблемами. -Познакомится с зоной пустыни, расположеним, климатом , животными и растениями. | М: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П); М: планирование (П) | Учебная презентация (слайд 2) Учебная презентация (слайд 3) Учебная презентация (слайд 4) |
«Открытие» нового знания (15-20) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф, П Словесный: беседа Практический: самостоятельная работа Словесный: рассказ | Самостоятельная работа по группам. - Предположите, каким цветом может быть показана пустыня на карте природных зон и почему? - Откройте страницу 60. Посмотрите на расположение пустынь на карте и тупым кончиком карандаша обведите их границы. Ребята, вы сегодня исследовательская группа. Нам необходимо поработать самостоятельно, чтобы узнать как можно больше о данной природной зоне. Послушайте мой рассказ о географическом положении пустынь, он будет служить вам примером при ответе. В России полупустыни и пустыни занимают сравнительно небольшую площадь. Пустыня – это огромное, почти безжизненное пространство, расположенное около Каспийского моря и на юге Восточной Сибири и примыкают к степной зоне. Недостаток влаги и песчаная или глинистая поверхность почвы – отличительные особенности этих мест. В пустыне есть прекрасные места, которые носят название Оазис. Это расположенный около водоемы островок растительности в пустыне. Оазисы могут различаться по величине, некоторые из них могут снабжать водой целый город с сельскохозяйственной деятельностью. И только в пустыне можно увидеть барханы – песчаные холмы, наметенные ветром.
Но вы будете выполнять не просто задания, вы будете собирать книгу знаний, в которую мы занесем основные сведения о пустыне. Инструктаж 1.Прочитать текст 2.Ответить на вопросы после текста 3.Заполнить страницу книгу знаний и использовать ее при ответе как опору 4.Выбрать тех, кто будет представлять новый материал классу. У нас будет семь групп. 1.Географическое положение 2. Климат 3. Растения 4. Животные и их способы борьбы с жарой 5. Животные и их способы борьбы с недостатком воды 6. Жизнь человека в пустыне 7. Последствия жизни человека в пустыне Сейчас я поделю вас на группы. И можете начинать работать. Заканчиваем работу. Каждая подгруппа представит свою работу. | Отвечают на вопросы. -Цвет песка, так как вся поверхность пустынь покрыта песками | М: выдвижение гипотез и их обоснование (П); М: поиск необходимой информации (П); П: выяснение того, как действовать при пожаре | Учебная презентация (слайд 7) Учебная презентация (слайд 5) Учебная презентация (слайд 6-15) |
Динамическая пауза (1-2 мин) | Отдых от умственных нагрузок, смена деятельности | Просмотр видео с физ.минуткой. Повторение движений за учителем. | Выполнение динамической паузы за учителем | М: умение соотносить свои действия с действиями учителя(Р) | Видео | |
Первичное закрепление во внешней речи (2-4 мин) | Усвоение нового способа действий | Ф Словесный: беседа Практический: работа с раб. тетрадью | Закрепление нового материала. Давайте проверим, на сколько вы усвоили новый материал. Для этого обратимся к рабочей тетради. Рабочая тетрадь, стр. 35. Номер 55. Что нам нужно сделать? Рабочая тетрадь, стр. 35. Номер 56. Прочтите задание. Необходимо заполнить таблицу. | -Необходимо обозначить оранжевым цветом на карте в тетради зоны полупустынь и пустынь. | Учебная презентация (слайд 16) Учебная презентация (слайд 17) | |
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Ф Практический: самостоятельная работа | Самостоятельная работа. Для того, чтобы проверить, как вы усвоили новую тему, предлагаю вам написать графический диктант Графический диктант: 1-вариант 1. Пустыня – это место, где много солнца и горячего сухого воздуха, но мало воды. (+) 2.У растений ствол длиннее корня.(-) 3.Самая большая драгоценность в пустыне – это пресная вода. (+) 4.Места с довольно пышной растительностью называются барханы. (-) 5.Зимой в пустыне никогда не выпадает снег. (-) 2-вариант 1.Люди селятся вдоль рек и озер, около оазисов. (+) 2.В пустыне только два времени года: зима и лето. (+) 3.Верблюд не может долгое время обходиться без воды и пищи.(-) 4. Растения появляются только когда идут дожди, а затем быстро засыхают. (+) 5. В зоне пустынь выращивают хлопок. (+) Выполним взаимопроверку, обменяйтесь работами с соседом по плечу. Встаньте те, у кого нет ни одной ошибки. Молодцы, сегодня вы поработали на пять. Встаньте те, у кого одна или две ошибки. Сегодня вы поработали на четыре, дома вам нужно будет еще раз уделить внимание пройденной теме. Остальные, кто сделал три ошибки и больше, сегодня вы поработали недостаточно, дома вам нужно будет усердно поработать над этой темой. Поставьте себе соответствующую оценку. | Выполнение сам.работы 1-В 1.+ 2.- 3.+ 4.- 5.- 2-В 1.+ 2.+ 3.- 4.+ 5.+ | М: Анализ, синтез (П) | Учебная презентация (слайд 18) |
Включение в систему знаний, повторение (5-7 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | И Практический: работа с раб.тетрадью | Вернемся к работе с рабочей тетради. Стр.36. Номер 57. Прочтите задание. Что нам нужно сделать? Кто-нибудь хочет представить свою статью классу? Спасибо за ответы. | -Самостоятельно составить статью для иллюстрированного словарика об одном из растений пустыни. | М: контроль, коррекция, оценка, взаимопроверка (Р) | презентация (слайд 19 ) |
Рефлексия деятельности (2-4 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф Словесные: беседа | Предметная рефлексия Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, тему нашего урока? Какая была цель нашего урока? Что нового мы узнали о зоне пустынь и полупустынь? Какие характерные особенности есть у этой зоны (жаркий климат, недостаток влаги, глинистая или песчаная почва) Сейчас я вам придлагаю написать синквейн о пустыне в группе. Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). | Подводят итоги урока. -Пустыня. Жаркая, песчаная Идешь, бредешь, проваливаешься Как же хочется пить! Верблюд. | М: рефлексия способов и условий действия (П); М: контроль и оценка процесса и результативность деятельности (П); Л: самооценка | презентация (слайд 20) Учебная презентация (слайд 21) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока окружающего мира "Зона степей" 4 класс УМК "Школа России"
Представлена подробная технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе по теме "Зона степей". Дано подробное описание работы учащихся в группах на этапе изучения нового материала. В ...
Технологическая карта урока окружающего мира. "Москва-преемница Владимира" 4 класс, УМК "Перспектива"
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений об эпохе княжеских междоусобиц, о нашествии на Русь с востока монголо – татарских кочевых племён, о во...
Технологическая карта урока окружающего мира «Мудрый выбор» (УМК «Перспектива», 4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний об истории крещения Руси, деятельности князя Владимира; расширение представлений о Кирилле и МифодииЗадачи урокаДидактиче...
Технологическая карта урока окружающего мира "Всемирное наследие" УМК "Перспектива" 3 класс
Тип урока: урок «открытия» новых знаний Цель урока: создание условий для формирования знаний детей об истории создания Списка Всемирного наследия и объектах Всемирного наследия....
Технологическая карта урока окружающего мира "Озеро Байкал" УМК "Перспектива" 3 класс
Тип урока: урок «открытия» новых знаний Цель урока: создание условий для ознакомления учащихся с природным объектом Всемирного наследия озером Байкал. Задачи урокаДидактические:1...
Технологическая карта урока окружающего мира «Мудрый выбор» (УМК «Перспектива», 4 класс)
Цель урока: формирование знаний об истории крещения Руси. Планируемые результаты:Предметные:1. Знать: об истории крещения Руси; 2. Уметь: рассказывать о роли князей.Личностные:1. Формирование бережног...
Технологическая карта урока окружающего мира «Кладовые земли» (УМК «Перспектива», 3 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о разнообразии горных пород, минералов и полезных ископаемых.Задачи урокаДидактические:познакомить обучающихся с понятиями «горные породы&raq...