Технологическая карта урока окружающего мира - "Московский Кремль" (2 класс, УМК "Школа России")
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс)

Балакина Ирина Витальевна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Тема урока «Московский Кремль»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование знаний учащихся о Московском Кремле, его истории и достопримечательностях.

Задачи урока по практической части ВКР: развитие регулятивных универсальных учебных действий прогнозирования, оценки на основе использования диагностических заданий.

Дидактические:

  1. формировать знания об истории  Московского Кремля, его достопримечательности;
  2. формировать умение рассказывать о достопримечательности Московского Кремля.

Развивающие:

  1. развивать логическое мышление, при составлении плана работы;
  2. развивать познавательные процессы, творческую активность, информационную компетентность и коммуникативные навыки при выполнений заданий в паре.

Воспитательные:

  1. воспитывать уважение друг к другу в процессе работы;
  2. формировать умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, адекватно оценивать свою работу.

 

Оборудование: учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А. 2 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); рабочая тетрадь; презентация, раздаточный материал.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 21.04.2022

Школа: МАОУ СОШ №84

Класс: 2 «Д»

Урок:

Время:    

Студент: Балакина Ирина Витальевна

Группа: 42

Учитель: Леонтьева Алёна Георгиевна

Тема урока «Московский Кремль»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование знаний учащихся о Московском Кремле, его истории и достопримечательностях.

Задачи урока по практической части ВКР: развитие регулятивных универсальных учебных действий прогнозирования, оценки на основе использования диагностических заданий.

Дидактические:

  1. формировать знания об истории  Московского Кремля, его достопримечательности;
  2. формировать умение рассказывать о достопримечательности Московского Кремля.

Развивающие:

  1. развивать логическое мышление, при составлении плана работы;
  2. развивать познавательные процессы, творческую активность, информационную компетентность и коммуникативные навыки при выполнений заданий в паре.

Воспитательные:

  1. воспитывать уважение друг к другу в процессе работы;
  2. формировать умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, адекватно оценивать свою работу.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А. 2 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); рабочая тетрадь; презентация, раздаточный материал.

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Словесный:

Психологический настрой

1.Приветствует.

- Здравствуйте, ребята!

-Сейчас тихо сядут девочки, еще тише сядут мальчики.

- Поднимите руки те, кто любит преодолевать трудности? Хлопните те, кто уверен, что все трудности сегодня на уроке преодолеет с легкостью. Отлично.

-Надеюсь, сегодня на уроке вы будете внимательными и активными!

Приветствуют учителя.

Метапредметные:

Р: самостоятельно организовать своё рабочее место;

Л: смыслообразование.

Учебная презентация

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Словесный: устный опрос

 

1. Проводит обобщающую беседу по пройденному материалу.
2. Побуждает к высказыванию своего мнения.

- Ребята, о каком городе мы с вами говорили  на прошлом уроке?

- Когда была основана Москва?

- Кто является основателем Москвы?

- Что такое план города?

- Что изображено на гербе Москвы?

- Какие достопримечательности есть в Москве?

-Послушайте стихотворение.

Москва, Москва!.. Люблю тебя, как сын,

Как русский, - сильно, пламенно и нежно.

Люблю священный блеск твоих седин

И этот Кремль, зубчатый, безмятежный.

-О какой достопримечательности Москвы говорится в стихотворении?

-О Москве.

-В 1147 году.

-Юрий Долгорукий.

-План – это чертеж местности.

- На гербе изображен всадник с копьем, поражающий змея. Это святой Георгий Победоносец.

- Московский Кремль;  Останкинская телебашня, Красная Площадь, Третьяковская галерея, Успенский собор.

-О Московском Кремле.

Метапредметные:

П: осознание целостности окружающего мира;

К: воспринимать информацию на слух, отвечать на вопрос учителя;

Р: планировать свою деятельность на уроке;

П: ориентироваться в своей системе знаний.

Учебная презентация

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная  

Словесный : подводящий диалог

1. Побуждает учащихся к формированию темы и цели урока.

- Предположите, о чём мы будем говорить на уроке.

- Сформулируйте тему нашего урока.

- Давайте поставим цели для нашего урока.

-Чтобы достичь поставленной цели нам нужно спланировать нашу работу. Составим план работы по опорным словам на слайде:

Вспомним…

Узнаем…

Сделаем…

2. Организовывает оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию и взаимооцениванию.

Оценивать свою деятельность мы будем пальцами вверх и вниз.

Если вы успешно справились с заданием, поднимаем палец вверх.

Если у вас возникли трудности, то поднимаем палец вниз.

- «Московский Кремль».

- Узнать об истории создания Московского Кремля.

Вспомним, достопримечательности Москвы;

Узнаем, историю создания Московского Кремля;

Сделаем выводы.

Метапредметные:

Л: проявление активности в общей работе;

Р: самостоятельно формулировать тему и цель урока.

Учебная презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Наглядный: видеофрагмент

Парная

Практический:

ответ на вопросы

Наглядный:

Презентация, учебник

Словесный : рассказ учителя

Словесный: выступление учащихся

  1. Организует наблюдение над языковым материалом.

- Ребята, кто из вас был в Московском Кремле? Какие у вас остались впечатления?

-Что вы можете нам рассказать о нем?

-Посмотрим небольшой видеофрагмент и поближе познакомимся с Московским Кремлем.

-Расскажите, что нового вы узнали?

- Открываем страницу учебника – 102 – 103. Сейчас вы поработаете в паре. Вспомним правила работы в паре. На экране представлены вопросы, вам необходимо изучить информацию в учебнике и устно ответить на них. Одна пара будет отвечать на оценку.

  1. Где стоят стены Кремля?
  2. На кого похожи купола храма?
  3. Чем был Кремль в далекие времена?
  4. Кто работает в Кремле?
  5. Что находится в Кремле?

 - Москва и Кремль- эти два имени всегда рядом, потому что Кремль – это сердце Москвы, символ нашей Родины.

- Также в Кремле находятся уникальные памятники истории и культуры, которыми гордится вся Россия. О них мы с вами поговорим чуть позднее.

- А теперь откройте учебник на стр 103. Представьте, что вы пролетаете над Московским Кремлем на вертолете. Рассмотрим фотографию.

-Найдите на ней достопримечательности Кремля.

-Прочитайте.

-Расскажите о них по фотографии.

 -Обратите внимание на Спасскую башню. Спасская башня — одна из самых красивых и знаменитых башен Московского Кремля. Именно на ней находятся куранты, отсчитывающие двенадцать ударов в момент наступления нового года.

-Еще есть         такие  достопримечательности как: Храм Василия  Блаженного, Исторический музей, Царь – колокол, Царь – пушка.

-Сейчас мои помощники выйдут и более подробно расскажут об этих достопримечательностях.

Храм Василия Блаженного.

Иначе его называют «Покровский Собор». Это не просто церковь, а храм-памятник, возведенный в честь присоединения Казанского ханства к Русскому государству. Собор состоит из отдельных церквей, каждая из которых также освящена в честь праздников, в которые происходили решающие бои за Казань.

Исторический музей.

Крупнейший в России музей. Если соединить вместе все залы музея, то длина составит три с половиной километра. Музей находится на севере Красной площади Москвы, включает здание монетного двора и Московской городской думы.

Царь – колокол.

На территории Кремля находится самый крупный колокол, его название – Царь колокол. Он очень большой – его высота чуть больше шести метров. Еще он невероятно тяжелый – его вес целых двести тонн.

Царь – пушка.

Знаменитой достопримечательности Кремля уже более четырехсот лет. Царь-пушка находится в числе самых популярных достопримечательностей Москвы. Пушка отлита из бронзы. Она занесена в Книгу рекордов Гиннесса. Некоторые ученые полагают, что Царь-пушку сделали для того, чтобы пугать иностранных послов.

Высказывают свое мнение.

-Кремль – это сердце России. Он занимает                           большую площадь.

Читают информацию в учебнике.

Отвечают на вопросы.

1) Стоят на высоком холме и отражаются в водах Москвы – реки.

2) На шлемы богатырей

3) Был крепостью, за стенами которой жители древней Москвы спасались от врага.

4) Президент РФ

5) Находятся уникальные памятники истории и культуры

Изучают иллюстрацию.

Читают и описывают достопримечательности.

Метапредметные:

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

К: взаимодействие со сверстниками для решения учебной задачи;

К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

П: формирование умения анализировать учебный материал, выделять отличительные признаки, систематизировать.

Р: саморегуляция

П: поиск необходимой информации

Видеофрагмент «Московский Кремль»

Учебник стр. 102-103

Учебная презентация

Учебник стр. 103

Динамическая пауза

Предупреждение утомления

Наглядный: видеофрагмент

Практический: физминутка

Индивидуальная

Динамическая пауза

-Давайте немного отдохнем. Повторяйте движения, показанные на экране.

- Повторяют движения.

Видеофрагмент

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Практический: чтение статьи

Словесный: учебный диалог, рассказ учителя

  1. Организует представление изученной информации при работе в группах.

-А теперь прочитаем статью «Из истории Кремля» на стр. 104 учебника и узнаем, что же происходило с Кремлем дальше? Кто построил Кремль? Кто его перестроил 500 лет назад и как стал выглядеть Кремль?

- Итак, кто построил белокаменный Кремль? Посмотрите на слайд, вот такой был Кремль при Дмитрии Донском.

- Кто перестроил Кремль 500 лет назад? Почему?

- Как стал выглядеть Кремль? Найдите в тексте.

- Кажется, вечно была Москва, вечно стоит наш Кремль. Но это не так. Все имело свое начало. Первый Кремль был деревянным. Заложен он был по приказу Юрия Долгорукого в 1156 году. Москва тогда была маленькой крепостью, затерянной в дремучих лесах Владимиро-Суздальской земли. Главной бедой тогда для Кремля были пожары. После страшного пожара 1365 года москвичи начали класть стены Кремля из белого камня. И стала столица белокаменной. Но в конце 15 века опять стало тесно городу, и был построен новый Кремль – из красного кирпича, тот самый, который мы знаем сейчас (только верхушки башен были надстроены позднее).

- Вместе со стенами поднялись и новые башни.  Давайте узнаем, какие же башни есть в Кремле и сколько их. Для этого послушайте небольшую сказку.

«Нельзя не любоваться башнями Кремля. Невольно хочется поговорить с ними, спросить их: «Какая из вас, башен, самая старейшая?».

– Я,– гордо говорит Тайницкая башня, – меня построили в 1485 году. А назвали меня Тайницкой потому, что во мне два тайника было: тайник-колодец и тайник– подземный ход к речному берегу. Только давным-давно это было.

– А какая самая молодая?

– Конечно же, я – Царская башня, мне еще и трех сотен лет нет.

– А самая высокая?

– Я– Троицкая башня, я башня – великан. Рост мой восемьдесят метров.

– А самая маленькая?

– Мал – да удал, – это про меня, про Кутафью башню, сказано. Я впереди всех стою. Я – сторожевая предмостная башня. Я храбрее всех своих сестер.

– Ну, а на какой башне находятся главные часы страны?

– Я – Спасская башня, отвечаю за время.

-Сколько же вас всего башен?

-Нас 20 сестер. Хоть и есть между нами сходство, но у каждой свое лицо и своя история.

-Какие башни вы запомнили? Какая за что отвечает?

Читают статью в учебнике.

-Дмитрий Донской.

-Иван 3, потому что белокаменные стены Кремля, от частых пожаров и вражеских набегов обветшали.

-Вместо старых белокаменных стен поднялись новые, из красного кирпича

Отвечают на вопросы.

Метапредметные:

П: работать по предложенному плану;

Р: принятие учебной задачи к исполнению;

Р: саморегуляция

К: построение речевого высказывания

Учебник стр. 104

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Индивидуальная

Практический: выполнение задания 

  1. Закрепляет знания учащихся.

- Сейчас вы поработаете самостоятельно, и продемонстрируете, как вы усвоили новую информацию.

Для этого возьмите рабочий лист №1.

Вам необходимо будет выполнить заполнить пропуски. Но перед тем как приступить к выполнению задания, вам нужно предположить, какое количество правильных ответов вы дадите. И записать их в бланк. После того, как вы выполните задание, мы его проверим и сравним, совпало ли ваше предположение с достигнутым результатом.

Рабочий лист №1. Выполнил ____________________

Я правильно выполню  _______ заданий.

Я правильно выполнил(а) _______ заданий.

Заполни пропуски:

1)______________________ - это сердце Москвы. Он находится на 2)_________. В далекие времена для жителей Москвы он был 3)_________________. Кремль состоит из 4)_______ башен.  5)____________ башню называют «великаном». На 6)____________ башне помещены куранты.

  1. Организует оценивание.

- Обменяйтесь листочками со своим соседом и проверьте работу по эталону. Запишите, какое количество баллов вы набрали.

- Давайте оценим свои достижения пальцами вверх/вниз.

Слушают учителя.

Выполняют задание.

1. Московский Кремль

2. Холме

3. Крепостью

4. 20

5. Троицкую

6. Спасской

Метапредметные:

П: анализ, синтез, обобщение

П: применение базовых знаний для решения конкретной проблемы.

Р: контроль, коррекция

Учебная презентация

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Практический: выполнение упражнения

  1. Проводит работу с изученным материалом.

Посмотрите в РТ на с.67 №1. Прочитайте задание.

-Ваша задача: соединить картинки с названиями достопримечательностей в Кремле.

-Поменяйтесь со своим соседом. Сверьте работы с эталоном с доски.

-Верните работы.

Слушают учителя.

Отвечают на вопрос.

Метапредметные:

П: обобщение и структурирование знаний в речи

П: анализ, синтез

К: построение речевого высказывания

Учебная презентация

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: обобщающая беседа

Фронтальная

1. Акцентируют внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

- Какая была тема урока?

-Какую цель ставили? Все пункты плана выполнили?

ожмите кулачек, мы с вами будем разжимать, каждый пальчик будет своё иметь значение. Мы разжимаем каждый пальчик, если утверждение вам подходит, если нет, то пальчик не разгибаем.

Большой пальчик – для меня урок был важен и интересен. Указательный палец – свой работой на уроке я доволен. Средний палец – я много узнал нового.

Безымянный палец – мое настроение стало лучше.

Мизинец – мне понравился урок. Если у вас раскрыты все пять пальцев, покажите мне и дайте своему соседу по парте «пять».

- Урок окончен, можете быть свободны!

-«Московский Кремль».

- Узнать об истории создания Московского Кремля.

Отвечают на вопрос.

Слушают учителя.

Оценивают свое деятельность.

Метапредметные: 

Р: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Л: самооценка

К: построение речевого высказывания

Учебная презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира "Московский Кремль" (УМК Школа России, 2 класс)

Цель деятельности учителя: знакомство с историей Московского Кремля, его достопримечательностями.Планируемые результаты:Предметные:знать год основания Московского Кремля;знать достопримечательности Мо...

Технологическая карта урока окружающего мира " Московский кремль" ( УМК "Школа России", 2 класс)

Тема урока «Московский Кремль» Тип урока: "открытие" нового знания Цель урока: формирование представления у обучающихся образа Московского Кремля и Красной площади как уникальног...

Технологическая карта урока окружающего мира «Московский кремль» (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема урока: «Московский кремль»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся представлений о Московском Кремле, Красной Площади и их истории. Зада...

Конспект урока окружающего мира "Московский Кремль" УМК "Школа России"

Конспект урока окружающего мира "Московский Кремль" 2 класс...

Технологическая карта урока Окружающего мира "Московский Кремль" (3 класс, УМК "Перспектива")

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представления об архитектуре кремлевских башен, дворцов и палат КремляЗадачи урока Дидактические:1. Познакомить с архитекту...

Технологическая карта урока окружающего мира «Московский Кремль» (УМК "Школа России", 2 кл., 2 ч.)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о Московском Кремле, об истории его возникновения.Задачи урокаДидактические:Дать представление о столице нашей стр...