Технологическая карта урока окружающего мира "Наши ближайшие соседи" 3 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование представлений учащихся о странах, которые являются нашими ближайшими соседями.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Организовать деятельность обучающихся по изучению политической карты с целью знакомства с государствами, которые являются «соседями» России.
  2. Развивать умение самостоятельно находить государства-соседей на карте.

Развивающие:

  1. Способствовать развитию познавательной мотивации, расширению кругозора;
  2. Развивать умение определять цель, строить деятельность по её достижению, способность правильно формулировать мысли в процессе общения;

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважение друг к другу в процессе парной работы.
  2. Воспитательные: воспитывать патриотизм и уважительное отношение к странам – соседям России, их обычаям и культуре.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Наши ближайшие соседи69.77 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 29.04.2022

Школа: МКОУ «Потаповская ООШ»

Класс: 3

Урок: 5

Время: 11:40-12:20

Кабинет: 2

Студент: Кистанова Анна Николаевна

Группа: 42

Учитель: Кольцова Наталья Сергеевна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Тема урока «Наши ближайшие соседи»

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование представлений учащихся о странах, которые являются нашими ближайшими соседями.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Организовать деятельность обучающихся по изучению политической карты с целью знакомства с государствами, которые являются «соседями» России.
  2. Развивать умение самостоятельно находить государства-соседей на карте.

Развивающие:

  1. Способствовать развитию познавательной мотивации, расширению кругозора;
  2. Развивать умение определять цель, строить деятельность по её достижению, способность правильно формулировать мысли в процессе общения;

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважение друг к другу в процессе парной работы.
  2. Воспитательные: воспитывать патриотизм и уважительное отношение к странам – соседям России, их обычаям и культуре.

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Форма: фронтальная.

Словесный метод: беседа

1.Проверяет готовность обучающихся к уроку

2. Создание эмоционального настроя.

Доброе утро, класс!

- Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно.

- Проверьте, все ли готово у вас к уроку: учебник, рабочая

тетрадь, пенал с принадлежностями.

1.Показывают готовность к уроку. 2. Отвечают на вопросы.

- Здравствуйте!

Готовят рабочее место

Самоопределение (Л);

Целеполагание (Р);

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

презентация

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Форма: фронтальная Словесный: учебный диалог, беседа

1.Подготовка учащихся к объяснению нового знания.

- Наш урок мы начнем с повторения изученного материала.

- Как называется наш раздел?

- Перечислите города Золотого кольца.

- Молодцы, ребята, вы хорошо усвоили материал прошлого урока.

-Ребята, как вы понимаете пословицу: «Соседство – взаимное дело».

-Какие взаимные дела могут быть у соседей.

-Какие взаимоотношения у вас с соседом по парте?

-Правильно, ребята, дружить с соседями нужно, ведь если случится

беда, то соседи всегда могут помочь. Это касается не только людей,

которые живут с нами в одном доме, но и тех людей, которые живут

в соседних городах и даже странах.

Так и у России много государств-соседей. Чтобы сохранить

дружеские отношения с ними, нужно знать их особенности, традиции

и с уважением к ним относиться

1.Подведение обучающихся к теме урока.

- Путешествие по городам и странам.

- В Золотое кольцо России входят десять городов: это Суздаль, Ярославль, Плес, Кострома, Ростов, Углич, Переславль-Залеский, Сергиев Посад, Иваново и Владимир

-Дружеские.

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П);

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

презентация

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Форма: фронтальная Словесный: учебный диалог, беседа

1.Выдвигает проблему; 2. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

-Как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить?

- Какие цели поставим?

 - Замечательно.

-Давайте составим план урока.

1.Определяют тему, цели и план урока; 2. Отвечают на вопросы и выполняют задания.

- Наши ближайшие соседи

Цель: Узнать какие страны граничат с нашей страной.

План: 1. Познакомиться с соседними странами.

2. Выполнить задания в рабочей тетради.

3. Обобщить тему.

Подведение под понятие (П);

Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

Постановка и формулирование проблемы (П).

презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Форма: фронтальная

Словесный: беседа, учебный диалог

.

1.Учитель открывает новое знание.

-Сегодня мы отправимся в путешествие вдоль границы России и узнаем, какие страны являются нашими соседями.

А на чѐм совершим путешествие, узнаете, отгадав загадку:

Он в безбрежном океане

Туч касается крылом.

Быстро в небо проплывает.

Что же это?

-Верно! Мы отправимся в путешествие на самолете. Чтобы самолет взлетел нужно принять правильное положение. Делай раз (показывают, что пристегиваются)

Делай два (показывают, что пристегиваются)

Делай три (садятся ровно).

-Оправляясь в путешествие, учти, что запоминать названия всех стран и их столиц необязательно. Главное- научиться находить и показывать их на карте.

- Итак, проследим по карте границу России.

- Что такое государственная граница?

- Что находится за границей?

-Верно!

-Обратите внимание на то, что небольшая часть нашей территории (на западе) отделена от остальной части страны. Это Калининградская область. Когда будете показывать на карте границу России, не забывайте показывать и этот маленький участок.

Откройте свои рабочие тетради на стр. 60 №1. Походу нашего путешествия вы должны будете заполнить таблицу

- Мы начнем свое путешествие с северо– запада. Самой северной страной, имеющей сухопутную границу с Россией, является Норвегия – ее столица г. Осло.

- Южнее Норвегии располагается Финляндия - столица – Хельсинки. Запишите в тетрадь.

-Подробнее об этих странах мы узнаем на следующем уроке. Итак, на северо-западе с Россией граничат две страны –Норвегия и Финляндия. Запишите в тетрадь.

 -А какие государства граничат с Россией на западе и на юго- западе? Найдем на карте три небольшие страны, расположенные по берегам Балтийского моря, мы отправляемся туда.

- Это страны Прибалтики. Это Эстония, Латвия и Литва – эти страны расположены на западе.

- Столица Эстонии – Талин, столица Латвии – Рига, столица Литвы – Вильнюс. Запишите в таблицу.

-Общий эстонский ландшафт – луга и леса, озера и реки, острова и болота. В Эстонии сохранились редкие представили животных и растений. В Латвии – самый широкий водопад в Европе – Вентас. На территории Латвии 2000 озер и почти 126 000 ручьев и рек. В Литве растет один из самых старейших дубов в Европе. Считается, что ему более 2000 лет.

- Так же с Калининградской областью граничит Польша – столица Варшава. Запишите в таблицу.

-А знаете ли вы 2 славянских страны, с которыми Россия имеет близкие отношения? И мы отправляемся туда.

- Правильно, это Украина и Белоруссия.

А вы знаете столицы этих государств? Запишите в таблицу.

- Молодцы!

- Украина – страна 22 тыс. рек. Днепр – самая большая река Украины.

- Белоруссия – развитая промышленная страна. Во всем мире знают трактор «Беларусь». Традиционно белорусы носили белые народные костюмы, считают, что именно отсюда и пошло название края – Белоруссия.

-И мы отправляемся в страны, расположенные вдоль южных

границ России.

-Столица Абхазии – Сухум, Южной Осетии – Цхинвал, Грузии

– Тбилиси, Азербайджана – Баку, Монголии – Улан – Батор, Китая –

Пекин, Северной Кореи – Пхеньян. Запишите в таблицу.

- Молодцы.

- У нашей страны есть не только сухопутные границы, но и

морские.

- Прочитайте о них на странице 103 в учебнике.

 - Какие страны можно назвать морскими соседями нашей страны?.

 - Где они расположены?

 - Молодцы! Отметьте их на карте.

- Неподалёку от побережья России располагаются наши морские соседи – Япония (юго-восток) и США (северо-восток).

- Японцы называют свою страну Нихон, что означает «восход солнца». Глава государства – император. Денежная единица – иена. Столица Японии - Токио. Вместо рукопожатия японцы используют поклоны. Кланяться они будут столько, сколько вы будете кланяться им в ответ. США находится на другом материке – В Северной Америке и это кажется удивительным, что они попали в число наших соседей. Дело в том, что в северной части Северной Америки располагается один из штатов США – Аляска. От восточного побережья России Аляску отделяет лишь сравнительно неширокий Берингов пролив.

С Японией и США наша страна имеет морские границы!!!

Слушают учителя

Отгадывают загадку

Самолет

- Линия раздела между территориями государств.

Другие города и страны

Показывают на карте

Киев, Минск

познавательный процесс к новому материалу (Л);

Определение последовательности(Р).

презентация

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный: беседа

Форма: П

1.Проводит параллель с ранее изученным материалом;

2.Органезует работу в рабочей тетради.

- А теперь проверим, какие же знания остались у вас после путешествия вдоль границ нашей Родины?

-У вас на партах лежат конверты. В них вы найдёте все необходимое для выполнения заданий. Работаем в парах.

Откройте рабочею тетрадь на стр. 61 №2.

С помощью карты и учебника впиши в таблицу названия столиц.

Стр. 63 №4 Здесь «спрятались» названия столиц некоторых наших стран-соседей. Найди их и закрась цветным и карандашами разного цвета.

Читают задания; 2.Объясняют свой выбор

Астана — столица Казахстана Баку — столица Азербайджана Варшава — столица Польши Пекин — столица Китая Киев — столица Украины Минск — столица Белоруссии Тбилиси — столица Грузии

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

Осознание ответственности за общее дело (Л);

Построение логической цепи рассуждений, доказательств (П).

Раздаточный материал

Презентация

Динамическая пауза

Создание ситуации успеха

Форма: фронтальная

Метод: Наглядный.

-Вы, наверное, устали? Надо немного размяться, встаем со своих мест.

- Сейчас вам нужно будет повторять движение с видео.

- Вы готовы?

Выполняют движения

-Да

Р: следовать инструкциям учителя.

Л: понимание нравственных норм поведения.

Видео

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический: самостоятельная.

Форма: индивидуальная.

1.Контролирует выполнение работы.

-Сейчас мы с вами выполним самостоятельную работу. Найдите задание 3 на стр. 62.

-Вам нужно разгадать кроссворд.

окружающий мир 3 класс рабочая тетрадь 2 часть Плешаков страница 62. Номер 3

1. Страна с самым большим населением в мире.
2. Наш южный сосед, по территории которого проходит граница между Европой и Азией.
3. Страна, граничащая с Россией и Норвегией.
4. Морская соседка России на юго-востоке.
5. Страна, столица которой находится на берегу Каспийского моря.
6. Большая страна, граничащая только с Калининградской областью России.
7. Самая северная страна, имеющая сухопутную границу с Россией.

1.Объясняют свой выбор;

2. Выполняют задания самостоятельно.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

Осознание ответственности за общее дело (Л);

Построение логической цепи рассуждений, доказательств (П).

Раздаточный материал

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный: беседа.

Форма: фронтальная.

Повторение и закрепление ранее изученного.

- С какими странами-соседями вы познакомились?

- Какие страны граничат только с Калининградской областью?

- Какие государства можно назвать морскими соседями нашей страны?

- Где они расположены?

- Молодцы, вы хорошо усвоили материал

Рассказывают запомнившуюся информацию

Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Белоруссия, Украина, Абхазия, Южная Осетия, Грузия, Азербайджан, Казахстан, Монголия, Китай, Северная Корея.

- Литва и Польша.

- США и Япония

- Япония (на юго-востоке) и США (на северо-востоке).

П: анализ объектов с выделением сущ-х признаков К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной.

презентация

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: беседа

Форма: фронтальная

1.Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

-Какая тема нашего сегодняшнего урока?

Какая цель нашего урока?

 Достигли ли мы задач нашего урока?

Почему так важны доброжелательные отношения между странами?

В чем они проявляются?

-Дети, вот и завершилось наше заочное путешествие по странам-соседям России. Каждый путешественник, возвращаясь из очередной экспедиции, обязательно приобретает сувениры, делает фотографии на память или записывает в дневник свои впечатления.

Мне очень хочется узнать, что вы сегодня приобрели на уроке.

Выберите те фразы, которые вам хотелось бы продолжить, и закончите их. Теперь я знаю… Теперь я могу… На уроке у меня получилось…

1.Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

- Наши ближайшие соседи

Цель: Узнать какие страны граничат с нашей страной.

Р: понимать причины успехов в учебе, осуществлять итоговый контроль по результатам работы.

презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Проект «Города России» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование представлений о достопримечательностях Москвы, Челябинска, Нижнего Новгорода, Магнитогорска; изучение известных исторических объек...

Технологическая карта урока "Окружающий мир" на тему "Основной закон России и права человека " (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование знаний о конституции РФ, представление о правах человека.Задачи урокаДидактические:1.  знать, что такое Конституция РФ, пр...

Технологическая карта урока окружающего мира "Путешествие по Золотому кольцу России " (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока «Путешествие по Золотому кольцу России (1 урок)»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство с городами, входящими в Золотое кольцо России, а также с их...

Технологическая карта урока окружающего мира "Путешествие по Золотому кольцу России " (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока «Путешествие по Золотому кольцу России (2 урок)»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство с городами, входящими в Золотое кольцо России, а также с их...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Золотое кольцо России – 1 часть» (УМК «Школа России» 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о городах, которые входят в Золотое кольцо России, знакомство с их достопримечательностями и местоположением на карте.Зад...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Золотое кольцо России – 2 часть» (УМК «Школа России» 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о городах, которые входят в Золотое кольцо России, знакомство с их достопримечательностями и местоположением на карте.Зад...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Золотое кольцо России – 3 часть» (УМК «Школа России» 3 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: формирование умений определять местоположение городов Золотого кольца России на карте, распознавать основные достопримечательности городо...