Технологическая карта урока окружающего мира «Россия вступает в XX век.» (УМК "Школа России", 4 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Закирова Эльвира Рахимовна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

 

Дата: 22.04.2022

ФИО студента: Закирова Эльвира Рахимовна

Школа: МАОУ СОШ  № 74

Группа: 45

Класс: 4

ФИО учителя: Новикова Анна Александровна

Кабинет: 216

 

 

Тема урока:

«Россия вступает в XX век.»

 

Тип урока: «открытие» нового знания

 

Цель урока: формирование представления учащихся о важнейших событиях в России в начале XX века;

Задачи урока

Дидактические:

  1. Познакомить учащихся с важнейшими событиями в России в начале XX века

Развивающие:

     1. Развивать интерес к окружающему миру;

    2.Развивать познавательный интерес младших школьников;

    3.Развивать интерес к законам и правам человека.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважение друг к другу в процессе работы в классе, в парах.
  2. Воспитывать аккуратность, организованность.
  3. Воспитывать бережное отношение к учебнику.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 22.04.2022

ФИО студента: Закирова Эльвира Рахимовна

Школа: МАОУ СОШ  № 74

Группа: 45

Класс: 4

ФИО учителя: Новикова Анна Александровна

Кабинет: 216

Тема урока:

«Россия вступает в XX век.»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представления учащихся о важнейших событиях в России в начале XX века; 

Задачи урока

Дидактические:

  1. Познакомить учащихся с важнейшими событиями в России в начале XX века

Развивающие:

     1. Развивать интерес к окружающему миру;

    2.Развивать познавательный интерес младших школьников;

    3.Развивать интерес к законам и правам человека.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважение друг к другу в процессе работы в классе, в парах.
  2. Воспитывать аккуратность, организованность.
  3. Воспитывать бережное отношение к учебнику.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Формы: фронтальная

Словесный метод: создание эмоционального настроя

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

-Ребята, здравствуйте. Повернитесь к друг другу и улыбнитесь. Садитесь на места. 

Показывают готовность к уроку.

Метапредметные:

К: планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

Личностные:  освоение личностного смысла учения, желания учиться.

 Актуализация знаний и мотивация

(6 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: постановка вопросов      

Практический метод: выполнение упражнений

-  - Продолжаем наше путешествие по страницам истории. Вот мы подошли к XX столетию. Что же интересного было?

Показ 2 слайда: Николай II. (на слайде: Николай Александрович Романов был последним русским царём. Царствовал Николай II 23 года. При нём, в 1913 году, было пышно отпраздновано 300-летие династии (царского рода) Романовых.

Показ 3 слайда: Династия Романовых.

- В феврале 1917 года в России произошла революция. Власть перешла к Временному правительству. Николай II отрёкся от престола и решил уехать в Англию к родственникам: многие цари, короли и императоры Европы состояли в родстве друг с другом. Временное правительство не разрешило царю с семьёй выехать за границу и распорядилось отправить их в Тобольск. В октябре 1917 года  в России произошла другая революция. К власти пришли большевики, и участь Романовых была решена. До сих пор мы не знаем, как всё произошло на самом деле. Но точно известно, что царскую семью перевезли из Тобольска  в Екатеринбург. В ночь на 17 июля 1918 года бывший император и его семья были тайно расстреляны.

Выполняют задания:

-

Метапредметные:

К: планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

П:звуковой анализ, моделирование

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Постановка учебной задачи
(7 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: постановка вопросов

Практический: выполнение письменного упражнения

Подводит учащихся к постановке целей и темы урока, при помощи наводящих вопросов:

Работа по учебнику (с.127-129)

- Прочитайте текст учебника.

- Какие важные события произошли в начале XX столетия? - Почему он был вынужден это сделать?

-Какая война началась в 1914 году?

- Война началась из-за того, что столкнулись интересы Великобритании и Германии. Германии нужны были земли, где она могла бы добывать сырьё для своих заводов и фабрик. Весь мир в те времена уже был поделён между крупнейшими державами, поэтому Германия решила применить силу.

Заложив в 1703 году новый город, которому впоследствии суждено было стать столицей Российской Империи, Пётр I назвал его Санкт-Петербургом. В переводе с немецкого – город святого Петра. Это название город носил до 1914 года.

Показ 4 слайда: Первая мировая война.

(на слайде: 1 августа 1914 года началась первая мировая война. Основными

противниками в этой войне были Россия и Германия. Нашлись люди, которые потребовали заменить немецкое название города русским, и город стал Петроградом.)

- После Октябрьской революции многие города стали менять свои названия. Им давали имена руководителей Коммунистической партии. Вятка стала Кировом, Царицын – Сталинградом. Нижний Новгород в честь великого русского писателя переименовали в Горький.

- Петроград сохранил свое название до 1924 г., когда умер В.И. Ленин – руководитель Коммунистической партии и Советского государства. В память о нём город переименовали в Ленинград. В 1991 году было возвращено его первое имя – Санкт Петербург.

-Определите тему и цель урока.

 

 

 

 

Выполняют задание:

Николай II отрёкся от трона

Первая мировая

Россия вступает в XX век.»

Метапредметные:

Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, аргументация своего мнения и позиции

Личностные:широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Включение в систему знаний
(7 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Формы: индивидуальная, фронтальная

Словесный метод: постановка вопросов

Практический: выполнение письменных и устных упражнений

Показ 5 слайда: Как назывался город?

( на слайде:

С 1703 г.  до 1914 г. – Санкт –Петербург

С 1914 г. до 1924 г. – Петроград

С 1924 г. до 1991 г. – Ленинград

С 1991 г. – Санкт – Петербург)

-отвечают на вопросы

Предметные: уметь грамотно выражать свои мысли

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Первичное закрепление
(7 мин)

Первичное закрепление изученного материала

Формы: индивидуальная, групповая                 Взаимопроверка

Практический метод: письменное упражнение, работа с текстом

Организует выполнение упражнения:

-   В 1917 году в России произошло два очень серьёзных события. В феврале был свергнут с престола последний русский царь Николай II. Власть перешла к Временному правительству. Осенью того же года план захвата власти в стране разработала партия большевиков во главе с В.И. Лениным. Большевики считали, что с восстания в Петрограде начнётся мировая революция, господство богатых во всём мире будет уничтожено, а для бедных настанет хорошая жизнь.

Показ 6 слайда: Февральская революция.

- Временное правительство  находилось в Зимнем дворце – раньше в нём жили цари. Оно вызвало в Петроград войска, сделало попытку развести мосты на Неве, чтобы отрезать центр города от окраин. Но было уже поздно. Восстание началось. В нём приняли участие матросы, солдаты, рабочие, поддерживающие Ланина и большевиков. Сначала восставшие захватили Центральный телеграф, затем – Государственный банк, вокзалы, мосты, телефонную и электрическую станции.  Временное правительство оказалось окружённым в Зимнем дворце, вскоре Зимний дворец был занят восставшими. Министров Временного правительства арестовали и отправили в Петропавловскую крепость. Так в Петрограде, а затем и по всей стране установилась новая власть.  К руководству страной пришла партия большевиков.

ФИЗМИНУТКА

Выполняют упражнение.

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Самостоятельная работа с самопроверкой

(6 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Форма: парная     Словесный метод: объяснение задания       Практический метод: письменное упражнение

Организует выполнение самостоятельной работы: 

В тетради самостоятельно записать ответы на вопросы.

 Вскоре в стране началась гражданская война.

- Как вы думаете, кто участвовал в этой войне?

- А почему она началась?

- Всякая война является бедствием для людей. В боях гибнут люди, на полях – пропадает урожай. Армию надо одевать, кормить, снабжать боеприпасами – это требует больших расходов. Но самая страшная из войн – гражданская, когда воюют между собой граждане одной страны. Гражданская война расколола народ на белых (тех, кто хотел вернуть прежние порядки) и красных (они провозгласили своей целью создание новой России, государства, где не должно быть богатых).

Война шла с переменным успехом. На помощь белым пришли иностранные государства. Они ввели на территорию России свои войска – это называется интервенцией. Но этой помощи оказалось недостаточно. Жестокая, кровопролитная гражданская война, оборвавшая многие жизни, закончилась победой Красной Армии.

Выполняют самостоятельнуюработу.

- Граждане одной страны воевали друг с другом

- Одни люди хотели оставить старые порядки, а другие – новые

Метапредметные:

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

П: ориентироваться на разнообразие способов решения задач

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, достижение договоренностей и согласование общего решения

Личностные:учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Включение в систему знаний, повторение

 (8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

Практический: работа со словами.

Словесный метод: объяснение задания

Формы:фронтальная

Организует выполнение упражнений на закрепление.

-  Показ 7 слайда: Гражданская война.

Работа по учебнику (с.130-132)

- Прочитайте текст учебника.

- Кто такие большевики?       

 3.  Работа в рабочей тетради.

С.47 №1

- Прочитайте.

- Соедините даты и события.

- Когда власть перешла в руки большевиков?

- Соедините линией.

- Когда началась первая мировая война?

- Соедините линией.

- Когда отмечалось празднование 300-летия воцарения Романовых?

Выполняют задания:

-Сторонники В.И. Ульянова

- Октябрь 1917 г.

-1914г.

- В феврале 1913 г

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, анализ, обобщение

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Форма: фронтальная

Словесный метод: постановка вопросов

Осуществляет оценивание работы на уроке и самооценку:

-Ребята, урок подходит к концу, а значит пришло время подвести итоги.

-Какая тема урока была?

-Кто напомнит, какую цель мы поставили в начале урока?

-Молодцы, верно. Кто доволен своей работой, поднимите зеленый карандаш, кто не очень доволен желтый карандаш и кто вообще не доволен своей работой на уроке- красный карандаш.

-Спасибо за работу. Урок окончен

Отвечают на вопросы:

 -«Россия вступает в XX век.»

Метапредметные:

Р: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

П: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Личностные:способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Природа и наша безопасность" (3 класс, УМК "Школа России")

Дети расширят свои представления о правилах безопасного поведения в природе и при общении с животными....

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Огонь, вода и газ"" 3 класс "Школа России"

Для проведения урока используются интерактивные карточки платформы "Учи.ру"....

Технологическая карта урока окружающего мира "Опора тела и движение" "УМК Школа России" (3 класс)

Тема урока «Опора тела и движение»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся понятий «скелет,мышцы,опорно-двигательная система,осанка» и...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Водные богатства» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление обучающихся с разнообразием водоёмов планеты; воспитание бережного отношения к природе.Задачи урокаДидактические:1) ...