Рабочая программа по окружающему миру 2 класс ФГОС УМК «Школа России»
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)

Горбунова Людмила Николаевна

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по окружающего миру, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), и авторской программы автора А.А. Плешакова УМК "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_2b_kl._21-22_g.docx224.1 КБ

Предварительный просмотр:

D:\тит\32.jpg

Статус документа

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 2 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по окружающему миру, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемым результатам начального общего образования и авторской программе автора А.А. Плешакова, УМК «Школа России».

Программа для общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Москва. Просвещение, 2021 год.

Программа соответствует ООП НОО и учебному плану МОУ «Средняя школа № 41»

г. Саранска Республики Мордовия 2021-2022 учебного года.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов русского языка с учетом межпредметных связей, логики представления учебного материала, возрастных особенностей учащихся.

Структура документа:

I. Пояснительная записка:

1. Нормативная база

2. Описание цели данного курса

3. Основные задачи курса

4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

5. Описание учебно-методического комплекта

II. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса:

1. Личностные;

2. Предметные;

3. Метапредметные.

III. Содержание учебного предмета, курса:

1. Названия тем (разделов) курса и их краткое содержание;

2. Характеристика  основных содержательных линий и тем (понятия, термины, явления и т.д., изучаемые в данной теме);

3. Планируемые контрольные, практические, лабораторные работы, экскурсии, направления проектной и научно-исследовательской деятельности обучающихся.

IV. Календарно-тематическое планирование учебного предмета, курса:

1. Тематическое планирование

2. Календарно-тематическое планирование:

1) дата проведения урока (планируемая и фактическая);

2) название разделов;

3) название тем уроков;

4) количество часов, отводимых на освоение каждой темы.

I. Пояснительная записка

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены  к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

1. Нормативная база

1. Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с изменениями и дополнениями от 23.06.2015 г.;

2. Федеральный государственный образовательный стандарт Министерство образования и науки Российской Федерации Приказ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Зарегистрировано в Минюсте РФ от 22.12.2009 г. № 15785 (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357);

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. Принят Государственной Думой 21.12.2012 г, одобрен Советом Федерации 26.12.2012 г.;

4. Постановление от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы

образовательных организаций дополнительного образования детей»;

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

6. «Примерная основная образовательная программа начального общего образования» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015); 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального образовательного стандарта основного общего образования»;

7. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО,

утвержденный приказом МОиН РФ от 06.10.2009г. № 373»;

8. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. N 413»;

9. Приказ Министерства Просвещения РФ от 28.12.2018 г. № 345 «О федеральном перечне

учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

10. Устава образовательного учреждения МОУ «Средняя школа №41» г. Саранска Республики Мордовия;

11. Базисный учебный план общеобразовательного учреждения МОУ «Средняя школа №41» г. Саранска Республики Мордовия на 2021-2022 учебный год;

12. Положение о рабочей программе МОУ «Средняя школа №41» г. Саранска Республики Мордовия;

13. Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Средняя школа №41» г. Саранска Республики Мордовия.

2. Описание цели курса

Цели, для достижения которых направлено изучение предмета «Окружающий мир» образовательной области «Обществознание и естествознание» в начальной школе:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию родной страны и всего человечества.

3. Основные задачи курса

Задачи, в процессе осуществления которых реализуются цели рабочей программы по предмету «Окружающий мир» образовательной области «Обществознание и естествознание» в начальной школе:

  • формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
  • осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
  • формирование модели здоровьесберегающего и безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных ситуациях;
  • формирование компетенций для обеспечения экологически и этически обоснованного поведения в природной среде, эффективного взаимодействия в социуме.

4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Учебный предмет «Окружающий мир» относится к образовательной области «Обществознание и естествознание».

На изучение окружающего мира в начальной школе выделяется 272 часа. Во 2 классе на уроки окружающего мира отводится 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели в год).

Согласно учебному плану МОУ «Средняя школа № 41» г. Саранска Республики Мордовия на 2021-2022 учебный год на изучение курса «Окружающий мир» во 2 «Б» классе отводится 2 часа в неделю, 34 учебные недели, 69 часов:

1) в I четверти – 18 часа,

2) во II четверти – 14 часов,

3) в III четверти – 21 часа,

4) в IV четверти – 16 часов.

5. Описание учебно-методического комплекта

Реализация учебной программы по предмету «Окружающий мир» УМК «Школа России» для 2 «Б» класса МОУ «Средняя школа № 41» г. Саранск обеспечивается комплектом, в который входят следующие издания:

Для учителя:

1. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 - 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2021.

2. А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова, А.Е. Соловьева. Окружающий мир. Методические рекомендации. 2 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2021.

Для учащегося:

1. А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2021.

2. А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2021.

3. А.А. Плешаков. Окружающий мир. 2 класс. Тесты: Тетрадь для учащихся начальной школы. М.: Просвещение, 2021.

4. А.А. Плешаков. От земли до неба: Атлас - определитель. Книга для учащихся начальных классов. - М.: Просвещение, 2020.

Коррекция программы за I четверть

Программный материал за I четверть скорректирован в связи с досрочными каникулам с 25.10.2021 г.

Коррекция программы за II четверть

Программный материал за II четверть скорректирован в связи с досрочными каникулами с 26.12.2021 г.

Коррекция программы за III четверть

Программный материал за III четверть пройден (без коррекции).

Коррекция программы за IV четверть

Программный материал за IV четверть пройден (без коррекции).

II. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса. Изучение курса в соответствии с требованиями ФГОС НОО направлено на достижение следующих результатов.

Личностные результаты

Освоение учебного курса «Окружающий мир» в начальной школе вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1) в формирование основ российской гражданской идентичности, чувства  гордости  за  свою  Родину,  российский  народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) в формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) в формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) в овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) в принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) в развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) в  формирование  эстетических  потребностей,  ценностей и чувств;

8) в развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) в развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) в формирование установки на безопасный, здоровый об- раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

Освоение курса «Окружающий мир» в начальной школе играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования таких, как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования  различных  точек  зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметные результаты

Предметные результаты изучения учебного предмета «Окружающий мир» в начальной школе должны быть ориентированы у обучающихся на применение знаний, умений и навыков в элементарных учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать сформированность следующих компетенций. При освоении курса «Окружающий мир» достигаются предметные результаты.

  • понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  • сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

2 класс

Планируемые результаты обучения по курсу «Окружающий мир»,

автор А.А. Плешаков

Планируемые результаты изучения курса («Окружающий мир», автор А.А. Плешаков) по годам обучения разработаны в соответствии с особенностями структуры и содержания данного курса и являются ориентирами, помогающими учителю разрабатывать свою рабочую программу.

Вспомогательный и ориентировочный характер представленных планируемых результатов позволяет учителю корректировать их в соответствии с учебными возможностями обучающихся, собственными профессиональными взглядами, материально-техническими и другими условиями образовательного учреждения.

Личностные результаты

Обучающийся во 2-ом классе получит возможность для формирования личностных УУД изучения предмета «Окружающий мир».

У обучающегося будут сформированы:

• более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка;

• представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);

• представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;

• овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;

• понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;

• познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;

• представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям;

• эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;

• этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение  норм  экологической этики;

• способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов;

• установка на безопасный, здоровый  образ  жизни  на  основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;

• бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.

Метапредметные результаты

Метапредметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» во 2-ом классе является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

• сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);

• выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

• планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);

• планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;

• фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

• оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;

• соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;

• контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

• понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;

• находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;

• использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;

• понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;

• анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;

• классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

• сравнивать объекты по заданным  критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);

• осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;

• устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

• строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

• проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке  сообщений, иллюстрировании  рассказов;

• моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

• включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

• формулировать ответы на вопросы;

• слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

• договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;

• высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);

• поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;

• признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

• употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо и за замечание, я его обязательно учту» и др.;

• понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;

• строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

•готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;

• составлять небольшие рассказы на заданную тему.

Предметные результаты

Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы предмета «Окружающий мир» во 2-ом классе:

Раздел «Человек и природа»

В результате изучения раздела «Человек и природа»:

Обучающийся научится:

• характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли;

• обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой (например, влияние Солнца – источника тепла и света – на смену времен года, растительный

и животный мир);

• объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года;

• демонстрировать связь между сменой дня и ночи, временем года и движением Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца на моделях;

• сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц, млекопитающих;

• группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: насекомые–рыбы–птицы–земноводные–пресмыкающиеся–млекопитающие (животные);

• сравнивать характерные для животных способы питания, размножения, защиты, заботы о потомстве;

• называть признаки, отличающие домашних животных от диких;

• характеризовать значение животных в природе и жизни людей; приводить примеры использования человеком результатов наблюдения за живой природой при создании новой техники;

• группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: культурные–дикорастущие растения, однолетние–двулетние–многолетние растения; цветковые–хвойные–

папоротники, мхи, водоросли; выделять их отличия;

• характеризовать роль грибов в природе и жизни людей;

• ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, при изучении свойств воды, анализировать результаты наблюдений, делать выводы; следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;

• наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха, характеризовать свойства воздуха;

• на основе опытных исследований и наблюдений выявлять условия, необходимые для жизни растений;

• выращивать растения в группе (из семян, клубней, листа, побегов);

• использовать оглавление, словарь и тексты учебника и хрестоматии, Интернет для поиска необходимой информации;

• обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края;

• определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, называя представителей животного и растительного мира своего края, занесенных в Красную книгу России;

• понимать необходимость здорового образа жизни (соблюдения режима дня, личной гигиены, правильного питания);

• находить нужную информацию о разнообразии животных и растений, о планетах и звездах, о свойствах воды и воздуха, о грибах, используя оглавление и словарь учебника.

Обучающийся получит возможность научиться:

• извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о планетах Солнечной системы, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

• осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение;

• соблюдать правила экологического поведения в природе (не оставлять после себя мусор; бережно относиться к растениям, детенышам диких животных);

• пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания

и личной гигиены;

• выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.

Раздел «Человек и общество»

В результате изучения раздела «Человек и общество»:

Обучающийся научится:

• оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах;

• называть профессии взрослых и оценивать важность каждой из них;

• различать государственную символику России (на пограничных знаках, денежных знаках и пр.);

• ориентироваться и принимать участие в важнейших для страны и личности событиях и фактах (День Победы; День Конституции России; День города, села, поселка)

• описывать достопримечательности Московского Кремля;

• использовать дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматии по окружающему миру);

• работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о достопримечательностях Москвы (Московского Кремля), праздничных днях России (День Победы, День Конституции России).

Обучающийся получит возможность научиться:

• различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить исторические события с датами на примере истории Московского Кремля;

• проявлять уважение к правам и обязанностям каждого гражданина страны, записанных в Конституции;

• использовать дополнительные источники информации (словарь учебника), находить факты в Интернете (Интернет-адреса даны в учебнике по темам «История Московского Кремля» и «Твоя безопасность»);

• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности (традиции) в семье, в классном и школьном коллективах;

• оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах.

Раздел «Правила безопасного поведения»

В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения»:

Обучающийся научится:

• понимать необходимость соблюдения режима дня и питания, правил личной гигиены;

• понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице и в быту, в природе;

• пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях;

• работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о правилах безопасного поведения.

Обучающийся получит возможность научиться:

• пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

• соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту;

• выполнять правила безопасного поведения в природе.

III. Содержание учебного предмета, курса

1. Названия тем (разделов) курса и их краткое содержание

Раздел «Где мы живём» (4 ч)

1. Родная страна

Знакомство с целями и задачами раздела и урока. Имя родной страны - Россия, или Российская Федерация. Государственные символы Российской  Федерации: герб, флаг, гимн. Россия — многонациональная страна. Государственный язык.

2. Город и село. Проект «Родной город (село)»

Характерные особенности городских и сельских поселений. Преимущественные занятия жителей города и села. Типы жилых построек в городе и селе. Наш город (наше село).

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

3. Природа и  рукотворный  мир

Объекты природы и предметы рукотворного мира. Наше отношение к миру.

4. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём»

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.

Раздел «Природа» (19) ч

5. Неживая и живая природа

Знакомство с целями и задачами раздела. Неживая и живая природа. Признаки живых существ в отличие от признаков неживой природы. Связи между неживой и живой природой

6. Явления природы

Что такое явления природы. Явления неживой и живой природы. Сезонные явления. Измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Термометр - прибор для измерения температуры. Виды термометров.

7. Что такое погода

Погода и погодные явления. Условные метеорологические знаки для обозначения погодных явлений. Народные и научные предсказания погоды

8. В гости к осени (экскурсия)

Наблюдения за осенними явлениями в неживой и живой природе.

В гости к осени (урок)

Осенние явления в неживой и живой природе, их взаимосвязь.

9. Звёздное небо

Созвездия Кассиопея, Орион, Лебедь. Представления о зодиаке.

10. Заглянем в кладовые Земли

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Использование человеком богатств земных кладовых, бережное отношение к ним.

11. Про воздух…

Воздух. Значение воздуха для растений, животных и человека. Загрязнение воздуха. Охрана чистоты воздуха. Эстетическое воздействие созерцания неба на человека.

12. … И про воду

Вода, её распространение в природе. Значение воды для растений, животных и человека. Загрязнение воды. Охрана чистоты воды. Эстетическое воздействие водных просторов на человека.

13. Какие бывают растения

Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения. Эстетическое воздействие растений на человека.

14. Какие бывают животные

Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся. Зависимость строения животных от их образа жизни.

15. Невидимые нити

Связи в природе, между природой и человеком. Необходимость сохранения невидимых нитей

16. Дикорастущие и культурные растения

Дикорастущие и культурные растения, их различие. Разнообразие культурных растений. Легенды о растениях

17. Дикие и домашние животные

Дикие и домашние животные, их сходство и различие. Значение для человека диких и домашних животных. Разнообразие домашних животных.

18. Комнатные растения

Комнатные растения, их роль в жизни человека. Происхождение наиболее часто разводимых комнатных растений. Уход за комнатными растениями.

19. Животные живого уголка

Животные живого уголка: аквариумные рыбки, морская свинка, хомяк, канарейка, попугай. Особенности ухода за животными живого уголка. Роль содержания животных в живом уголке для физического и психического здоровья человека.

20. Про кошек и собак

Кошки и собаки в доме человека. Породы кошек и собак. Роль кошек и собак в жизни человека. Уход за домашними животными. Ответственное отношение к содержанию домашних питомцев

21. Красная  книга

Необходимость создания Красной книги. Красная книга России и региональные Красные книги. Сведения о некоторых растениях и животных, внесённых в Красную книгу России (венерин башмачок, лотос, женьшень, дровосек реликтовый, белый журавль, зубр). Меры по сохранению и увеличению численности этих растений и животных.

22. Будь природе другом! Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту»

Что угрожает природе. Правила друзей природы. Экологические знаки. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

23. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа»

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.

Раздел «Жизнь города и села» (9 ч)

24. Что такое экономика

Экономика и её составные части: сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля. Связи между составными частями экономики. Экономика родного края. Деньги.

25. Из чего что сделано

Использование природных материалов для изготовления предметов. Простейшие производственные цепочки: во что превращается глина, как рождается книга, как делают шерстяные вещи. Уважение к труду людей.

26. Как построить дом

Представление о технологии строительства городского и сельского домов. Строительные машины и материалы. Виды строительной техники в зависимости от назначения.

27. Какой бывает транспорт

Виды транспорта. Первоначальные представления об истории развития транспорта.

28. Культура и образование

Учреждения культуры (музей, театр, цирк, выставочный зал, концертный зал, библиотека) и образования (школа, лицей, гимназия, колледж, университет, консерватория), их роль в жизни человека и общества. Разнообразие музеев. Первый музей России - Кунсткамера.

29. Все профессии важны. Проект «Профессии»

Разнообразие профессий, их роль в экономике и в жизни людей. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

30. В гости к зиме (экскурсия)

Наблюдение за зимними явлениями в неживой и живой природе.

В гости к зиме (урок)

Зимние явления в неживой и живой природе.

31. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села»

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.

32. Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии»

Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.

Раздел «Здоровье и безопасность» (9 ч)

33. Строение тела человека

Знакомство с целями и задачами раздела. Внешнее и внутреннее строение тела человека. Местоположение важнейших органов и их работа.

34. Если хочешь быть здоров

Режим дня второклассника. Правила личной гигиены. Режим питания и разнообразие пищи. Уход за зубами.

35. Берегись автомобиля!

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах (дорожные знаки, сигналы светофора).

36. Школа пешехода

Освоение правил безопасности пешехода. Практическая работа на пришкольном участке или на полигоне ГИБДД (ДПС).

37. Домашние опасности

Правила безопасного поведения в быту.

38. Пожар!

Правила противопожарной безопасности. Вызов пожарных по телефону.

39. На воде и в лесу

Правила безопасного поведения на воде и в лесу.

40. Опасные незнакомцы

Опасные ситуации при контактах с незнакомыми людьми. Вызов полиции по телефону. Действия в ситуациях «Потерялась», «Мамина подруга» и аналогичных.

41. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность»

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.

Раздел «Общение» (7 ч)

42. Наша дружная семья

Знакомство с целями и задачами раздела. Семья как единство близких людей. Культура общения в семье. Нравственные аспекты взаимоотношений в семье.

43. Проект «Родословная»

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

44. В школе

Классный и школьный коллективы. Совместная учёба, игры, отдых. Этика общения с одноклассниками, учителями и руководством школы.

45. Правила вежливости

Правила этикета в общении. Формулы приветствия и прощания. Этикет общения по телефону. Правила поведения в общественном транспорте.

46. Ты и твои друзья

Что самое ценное в дружбе. Отражение ценностей дружбы, согласия, взаимной помощи в культуре разных народов (на примере пословиц и поговорок). Культура поведения в гостях.

47. Мы - зрители и пассажиры

Правила поведения в общественных местах (в театре, кинотеатре, консерватории, общественном транспорте).

48. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение»

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.

Раздел «Путешествия» (21 ч)

49. Посмотри вокруг

Знакомство с целями и задачами раздела. Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Форма Земли.

50. Ориентирование на местности

Что такое ориентирование на местности. Ориентиры. Ориентирование по солнцу, местным природным признакам.

51. Ориентирование на местности

Ориентирование по компасу. Компас — прибор для определения сторон горизонта. Как пользоваться компасом.

52. Формы земной поверхности

Равнины и горы. Холмы и овраги. Красота гор.

53. Водные богатства

Водные богатства нашей планеты: океаны, моря, озёра, реки, каналы, пруды, водохранилища. Части реки. Водные богатства родного края. Красота моря.

54. В гости к весне (экскурсия)

Наблюдения за весенними явлениями природы.

55. В гости к весне (урок)

Весенние явления в неживой и живой природе.

56. Россия на карте

Что такое карта. Изображение территории России на карте. Как читать карту. Правила показа объектов на настенной карте.

57. Проект «Города России»

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

58. Путешествие  по  Москве

Москва - столица нашей Родины. Первоначальные сведения об истории основания города. План Москвы. Герб Москвы. Основные достопримечательности столицы.

59. Московский Кремль

Московский Кремль - символ нашей Родины. Достопримечательности Кремля и Красной площади.

60. Город на Неве

Санкт-Петербург - Северная столица России. Герб и план города, архитектурные памятники. Памятник Петру I, история его создания.

61. Путешествие по планете

Карта мира. Океаны и материки (континенты), их изображение на карте.

62. Путешествие по материкам. Евразия. Северная  и Южная Америка

Особенности природы и  жизни  людей на разных материках. Части света: Евразия. Северная  и Южная Америка.

63. Путешествие по материкам. Африка и Австралия

Особенности природы и  жизни  людей на разных материках. Части света: Африка и Австралия.

64. Страны мира

Физические и политические карты. Политическая карта мира. Знакомство с некоторыми странами.

65. Проект «Страны мира»

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

66. Впереди лето

Летние явления в неживой и живой природе. Разнообразие растений и животных, доступных для наблюдений в летнее время. Красота животных.

67. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия»

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.

68. Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира»

Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.

69. Обобщение знаний по курсу «Окружающий мир» за 2 класс

Обобщение пройденного материала по курсу «Окружающий мир» за 2 класс.

2. Характеристика  основных содержательных линий и тем

(понятия, термины, явления и т.д., изучаемые в данной теме)

Человек и природа

Окружающий мир, его многообразие. Способы и средства познания окружающего мира. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные  размеры  и  др.).  Представление  о  времени и его течении. Прошлое, настоящее и будущее. Последовательность дней недели, времён года, месяцев.

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Явления природы. Примеры при- родных явлений: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Разнообразие звуков в окружающем мире; причина возникновения и способ распространения звуков. Радуга — украшение окружающего мира, цвета радуги, причины возникновения радуги.

Связи в окружающем мире: между неживой и живой природой, между растениями и животными, между человеком и природой. Изображение связей с помощью моделей.

Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Луна — спутник Земли. Освоение человеком космоса;  достижения нашей страны в космических исследованиях.

Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и кар- те. Холодные и жаркие районы Земли, особенности их природы. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Измерение температуры воздуха с помощью термометра. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Мир камней, его разнообразие и красота. Горные  породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).

Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Особенности дыхания и питания растений. Размножение и развитие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы, их  разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов, бережное отношение к ним.

Животные, их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их различия. Земноводные, пресмыкающиеся и другие группы животных (по выбору). Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Особенности питания разных животных (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные), цепи питания. Размножение и развитие животных (на примере насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Лес, луг, водоём - единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Природное  сообщество и взаимосвязи в нём: растения - пища и укрытие для животных; животные - распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек - часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружаю- щей местности).

Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира.  Заповедники,  национальные  парки,  их  роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. Всемирное природное наследие. Бережное отношение к природному наследию человечества - долг всего общества и каждого человека.

Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное от- ношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Человек и общество

Общество - совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности - основа жизнеспособности общества.

Человек - член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека, общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Семья - самое близкое окружение человека. Имена, отчества и фамилии членов семьи. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных - долг каждого человека. Семейные традиции. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи.

Хозяйство семьи. Предметы домашнего обихода, их разнообразие. Вещи как хранители семейной памяти. Бережное отношение к вещам.

Путь воды от природных источников до жилища людей, способы экономии воды в быту. Общее представление о способах выработки электроэнергии  и  доставке её потребителям. Бытовые электроприборы, их роль в жизни современного  человека. Способы экономии   электроэнергии в быту.

Одежда в прошлом и теперь. Зависимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и назначения (деловая, спортивная, рабочая, домашняя и др.).

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Роль учителя в духовно-нравственном развитии и воспитании личности школьника. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Режим дня школьника, составление режима дня.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо  владеющим  русским  языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

Экономика, её составные части (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля) и связи между ними. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики - одна из важнейших задач общества.

Природные богатства и труд людей - основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Наземный, воздушный и водный транспорт. Транспорт города или села. Общественный транспорт. Правила пользования транспортом. Общее представление об истории развития транспорта, в том числе об истории появления и усовершенствования велосипеда. Устройство велосипеда, разнообразие современных моделей (прогулочный, гоночный, детский трёхколёсный и др.).

Роль компьютера в современной жизни. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.

Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция - Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.

Президент Российской Федерации - глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

Россия на карте, государственная граница России. Москва - столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I - Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.). Города Золотого кольца России (по выбору).

Россия - многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории.

Родной край - частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр.

Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края.

История - наука о прошлом людей. Исторические источники. Счёт лет в истории. Историческая карта.

История Отечества. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и  культурных  традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся  люди  разных эпох как носители базовых национальных ценностей.

Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран и народов на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.

Представления об эпохах в истории человечества: первобытная история, история Древнего мира, история Средних веков, история Нового времени, история Новейшего времени.

Памятники истории и культуры - свидетели различных эпох в истории человечества.

Всемирное культурное наследие. Бережное отношение к культурному наследию человечества - долг всего общества и каждого человека.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего здоровья.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. Дорога от дома до школы, правила  безопасного поведения на дорогах, основные дорожные знаки. Правила безопасности при использовании транспортных средств, в том числе при езде на велосипеде.

Правила противопожарной безопасности,  основные  правила обращения с газом, электричеством и электроприборами, водой. Правила безопасности при использовании компьютера, мобильного телефона. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.

Правила безопасного поведения в природе, в том числе в лесу, на воде. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой. Экологическая безопасность. Бытовой  фильтр для очистки воды, его устройство и использование.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей - нравственный долг каждого человека.

2 класс

Во 2 классе учебный материал курса распределяется по разделам: «Где мы живём», «Природа», «Жизнь города и села», «Здоровье и безопасность», «Общение», «Путешествия».

Раздел «Где мы живём»

Раздел «Где мы живём» предусматривает знакомство с родной страной, её государственными символами, с семьёй народов России, с особенностями города и села, городского и сельского домов, с родным городом (селом), а также включает формирование понятий «природа», «рукотворный мир» и анализ нашего отношения к окружающему.

Наш «адрес» в мире: планета –  Земля, страна –  Россия,  название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России. Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные  –  все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома –  это то, что сделано и построено  руками  людей.  Наше  отношение  к  окружающему. Экскурсия: Что  нас окружает?

Раздел «Природа»

В разделе «Природа» предусмотрено формирование важнейших природоведческих понятий: неживая природа, живая природа, дикорастущие и культурные растения, дикие и домашние животные и др. Важное место в разделе занимает знакомство с конкретными природными объектами (воздух, вода, различные виды растений и животных). Дети учатся распознавать растения и животных своей местности, комнатные растения, обитателей живого уголка, наиболее распространённые породы собак и т. д. Вместе с тем целенаправленно и последовательно раскрываются доступные пониманию учащихся экологические зависимости, осознание которых необходимо для развития у учащихся современного экологического мышления. Большое внимание уделяется воспитанию гуманного отношения к живому, чувства милосердия, норм поведения в природной среде, следование которым составляет основу экологической культуры личности.

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце –  источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых. Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения. Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их  существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними. Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Сезонные изменения в природе: осенние  явления.  Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для   животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя). Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе. Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны. Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе. Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды.  Распознавание  деревьев,  кустарников  и  трав.  Знакомство  с  представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.

Раздел «Жизнь города и села»

Раздел «Жизнь города и села» предусматривает знакомство с жизнью общества на примере своего города или села. Учащиеся получают элементарные представления об экономике, о простейших производственных процессах и соответствующих профессиях людей, о культуре и образовании. При этом раскрываются важнейшие взаимосвязи между природой и хозяйством, между различными отраслями экономики, воспитывается уважение к честному, добросовестному труду в любой сфере жизни.

Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш  дом (городской,  сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес. Что такое экономика. Промышленность, сельское  хозяйство,  строительство, транспорт, торговля  – составные  части  экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя). Промышленные  предприятия  своего города (изучается по  усмотрению  учителя). Строительство в городе (селе). Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города. Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя). Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя). Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя). Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу. Экскурсии: Зимние  изменения  в  природе.  Знакомство  с  достопримечательностями родного города.

Раздел «Здоровье и безопасность»

Раздел «Здоровье и безопасность» - включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью ребёнка, и нацелен на формирование соответствующих умений и навыков. Наряду с овладением правилами гигиены  предусмотрено обучение умению ориентироваться в ситуациях, которые могут представлять опасность: на улице и дороге, на воде, в быту, при контактах с незнакомыми людьми и т. д.

Строение тела человека. Здоровье человека –  его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя). Правила  безопасного поведения  на  улицах  и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Меры безопасности  в  домашних условиях  (при обращении с бытовой  техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах. Съедобные и несъедобные  ягоды и  грибы.  Жалящие насекомые. Ориентация  в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д. Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.

Раздел «Общение»

Раздел «Общение» предусматривает формирование представлений о семье, семейных традициях, о нормах жизни в школьном коллективе, о ценностях дружбы, согласия,  взаимопомощи. Школьники учатся общаться с другими людьми -  детьми и взрослыми, осваивают азбуку вежливости и элементарные правила поведения среди других  людей - в  семье, в гостях, в школе, в общественных местах.

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей. Школьные  товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек. Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей  и  поведение  в  гостях.  Как  вести  себя  за  столом.  Культура  поведения  в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.). Практическая работа: Отработка основных правил этикета.

Раздел «Путешествия»

Раздел «Путешествия» нацелен на обучение учащихся простейшим способам ориентирования на местности и формирование первоначальных географических представлений: о родной стране, её столице и других городах, о разных странах мира и нашей планете в целом. При этом начинается освоение элементарных приёмов чтения карты, которое будет продолжено в последующих классах. Изучение этих вопросов способствует развитию пространственных представлений детей, их воображения, помогает воспитывать любовь к Родине, к Земле как общему дому всего человечества.

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу. Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки. Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом. Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.  Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя). Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.      Экскурсии: Весенние изменения в природе.  Формы  земной  поверхности  родного  края.  Водоемы  родного  края. Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.

3. Планируемые контрольные, практические, лабораторные работы, экскурсии, направления проектной и научно-исследовательской деятельности обучающихся

Практические работы

Раздел

Тема урока

Тема работа

Дата

Природа

1

Явления природы.

«Учимся измерять температуру»

17.09

2

Заглянем в кладовые Земли.

«Исследуем состав гранита»

01.10

3

Какие бывают растения.

«Распознавание деревьев кустарников и трав»

13.10

4

Дикорастущие и культурные растения.

«Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений»

22.10

5

Комнатные растения

«Учимся ухаживать за комнатными растениями»

29.10

6

Животные живого уголка.

«Учимся ухаживать за животными живого уголка»

10.11

Жизнь города и села

7

Из чего что сделано.

«Что такое рукотворный мир?»  

01.12

Здоровье и безопасность

8

Если хочешь быть здоров.

«Амулеты здоровья»

14.01

9

Школа пешехода.

«Отработка правил перехода улицы»

21.01

10

Пожар!

«Будь с огнём осторожен!»

28.01

11

Опасные незнакомцы.

1. «Моделирование звонка с помощью игрушечного телефона»

04.02

12

2. «Разыгрывание ситуаций, когда угрожает опасность»

Общение

13

В школе.

«Моделирование ситуаций общения на уроке и перемене»

18.02

Путешествия

14

Ориентирование на местности.

«Определение сторон горизонта по компасу».

18.03

15

Водные богатства.

«Свойства воды»

25.03

16

Россия на карте.

«Основные приемы чтения карты»

13.04

17

Путешествие по планете.

«Как показывать объекты на настенной  карте»

29.04

Проверочные работы, проекты и экскурсии

Наименование раздела

Проверочная работа

Проект

Экскурсии

Где мы живем

«Где мы живем»

«Родной город (село)»

Природа

«Природа»

Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту»

«В гости к осени»

Жизнь города и села

«Жизнь города и села»

«Профессии»

«В гости к зиме»

Здоровье и безопасность

«Здоровье и безопасность»

Общение

«Общение»

«Родословная»

Путешествия

«Путешествия»

«Города России»

«В гости к весне»

«Страны мира»

6

6

3

Особенности организации контроля по окружающему миру

Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Естествознание», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления

окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц,

диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника,

 сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников.

Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные.

Интересной формой письменной формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Учитель проверяет осмысленность у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.

Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Грубые ошибки: 

- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;

- нарушение последовательности в описании объекта  (явления) в тех  случаях, когда она является существенной;

- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам; - незнание  фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры подтверждающие  высказанное суждение;

- отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение  таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;

- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;

- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Негрубые ошибки:

- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;

- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат  работы;

- отсутствие обозначений и подписей;

- отдельные нарушения последовательности  операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;

- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;

- неточности при нахождении объекта на карте.  

Практическая работа (оценивание)

Ставится с учётом понимания учащимися цели и задачи, правильности её выполнения (учитывается соответствие действий заданиям, умение обращаться с оборудованием, аккуратность выполнения работы, соблюдение правил техники безопасности), способности описать свои действия и наблюдения, а также сделать необходимые выводы.

Тесты (оценивание)

Исправления, сделанные ребенком, ошибкой не считаются.  

«5» - верно выполнено 95-100% заданий.  

«4» - верно выполнено 75-94% заданий.  

«3» - верно выполнено 50-74% заданий.  

«2» - верно выполнено менее 50% заданий.

Отметка

Критерии оценивания

«5»

Ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.

«4»

Ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании отдельных терминов, единичные недочеты при выполнении практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.  

«3»

Ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала. Но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в окружающем  мире,  затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями окружающего мира, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.

«2»

Ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.

IV. Календарно-тематическое планирование учебного предмета, курса

1. Тематическое планирование

Наименование раздела

Кол-во часов

Проверочная работа

Практическая работа

Проект

Экскурсия

1

Где мы живем

4

1

1

2

Природа

19

1

6

1

1

3

Жизнь города и села

9

1

1

1

1

4

Здоровье и безопасность

9

1

5

5

Общение

7

1

1

1

6

Путешествия

21

1

4

2

1

Итого:

69

6

17

6

3

2. Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема урока

Кол-во часов

план.

факт.

I четверть (18 ч)

Где мы живем

4

1

01.09

01.09

Родная страна.

1

2

03.09

03.09

Город и село. Проект «Родной город (село)».

1

3

08.09

08.09

Природа и рукотворный мир.

1

4

10.09

10.09

Обобщение по разделу. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем».

1

Природа

19

5

15.09

15.09

Неживая и живая природа.

1

6

17.09

17.09

Явления природы. П/р. №1 «Учимся измерять температуру».

1

7

22.09

22.09

Что такое погода.

8

24.09

24.09

В гости к осени (экскурсия).

1

9

29.09

29.09

Звездное небо.

1

10

01.10

01.10

Заглянем в кладовые Земли. П/р. №2 «Исследуем состав гранита».

1

11

06.10

06.10

Про воздух…

1

12

08.10

08.10

…И про воду.

13

13.10

13.10

Какие бывают растения. П/р. №3 «Распознавание деревьев кустарников и трав».

1

14

15.10

15.10

Какие бывают животные.

1

15

20.10

20.10

Невидимые нити.

1

16

22.10

22.10

Дикорастущие и культурные растения. П/р. №4 «Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений».

1

17

27.10

10.11

Дикие и домашние животные.

1

18

29.10

10.11

Комнатные растения. П/р. №5 «Учимся ухаживать за комнатными растениями».

1

18

16

Программный материал пройден, скорректирован.

16

II четверть (14 ч)

19 (1)

10.11

27.10

29.10

10.11

Дикие и домашние животные. Комнатные растения. П/р. №5 «Учимся ухаживать за комнатными растениями».

1

20 (2)

12.11

10.11

12.11

12.11

Животные живого уголка. П/р. №6 «Учимся ухаживать за животными живого уголка». Про кошек и собак.

1

21 (3)

17.11

17.11

Красная книга.

1

22 (4)

19.11

19.11

Будь природе другом.

1

23 (5)

24.11

24.11

Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту». Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа».

1

Жизнь города и села

9

24 (6)

26.11

26.11

Что такое экономика.

1

25 (7)

01.12

01.12

Из чего что сделано. П/р. №7 «Что такое рукотворный мир?».

1

26 (8)

03.12

03.12

Как построить дом.

1

27 (9)

08.12

08.12

ДО. Какой бывает транспорт.

1

28 (10)

10.12

10.12

ДО. Культура и образование.

1

29 (11)

15.12

15.12

Все профессии важны. Проект «Профессии».

1

30 (12)

17.12

17.12

В гости к зиме (экскурсия).

1

31 (13)

22.12

22.12

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села».

1

32 (14)

24.12

24.12

Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга, или Возьмем под защиту», «Профессии». Обобщение пройденного.

1

14

14

Программный материал пройден (без коррекции).

14

III четверть (21 ч)

Здоровье и безопасность

9

33 (1)

12.01

12.01

Строение тела человека.

1

34 (2)

14.01

14.01

Если хочешь быть здоров. П/р. №8 «Амулеты здоровья».

1

35 (3)

19.01

19.01

Берегись автомобиля!

1

36 (4)

21.01

21.01

Школа пешехода. П/р. №9 «Отработка правил перехода улицы».

1

37 (5)

26.01

26.01

Домашние опасности.

1

38 (6)

28.01

28.01

Пожар! П/р. №11 «Будь с огнём осторожен!».

1

39 (7)

02.02

02.02

На воде и в лесу.

1

40 (8)

04.02

04.02

Опасные незнакомцы. П/р. №11 «Моделирование звонка с помощью игрушечного телефона». №12 «Разыгрывание ситуаций, когда угрожает опасность».

1

41 (9)

09.02

09.02

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность».

1

Общение

7

42 (10)

11.02

11.02

Наша дружная семья.

1

43 (11)

16.02

16.02

Проект «Родословная».

1

44 (12)

18.02

18.02

В школе. П/р. №13 «Моделирование ситуаций общения на уроке и перемене».

1

45 (13)

25.02

25.02

Правила вежливости.

1

46 (14)

02.03

02.03

Ты и твои друзья.

1

47 (15)

04.03

04.03

Мы – зрители и пассажиры.

1

48 (16)

09.03

09.03

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение».

1

Путешествия

21

49 (17)

11.03

11.03

Посмотри вокруг.

1

50 (18)

16.03

16.03

Ориентирование на местности.

1

51 (19)

18.03

18.03

Ориентирование на местности. П/р. №14 «Определение сторон горизонта по компасу».

1

52 (20)

23.03

23.03

Формы земной поверхности.

1

53 (21)

25.03

25.03

Водные богатства. П/р. №15 «Свойства воды».

1

21

21

Программный материал пройден (без коррекции).

21

IV четверть (16 ч)

54 (1)

06.04

06.04

В гости к весне (экскурсия).

1

55 (2)

08.04

08.04

В гости к весне (урок).

1

56 (3)

13.04

13.04

Россия на карте. П/р. №16 «Основные приемы чтения карты».

1

57 (4)

15.04

15.04

Проект «Города России».

1

58 (5)

20.04

20.04

Путешествие по Москве.

1

59 (6)

22.04

22.04

Московский Кремль.

1

60 (7)

27.04

27.04

Город на Неве.

1

61 (8)

29.04

29.04

Путешествие по планете. П/р. №17 «Как показывать объекты на настенной  карте».

1

62 (9)

04.05

04.05

Путешествие по материкам. Евразия. Северная  и Южная Америка.

1

63 (10)

06.05

06.05

Путешествие по материкам. Африка и Австралия.

1

64 (11)

11.05

11.05

Страны мира.

1

65 (12)

13.05

13.05

Проект «Страны мира».

1

66 (13)

18.05

18.05

Впереди лето.

1

67 (14)

20.05

20.05

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия».

1

68 (15)

25.05

25.05

Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира».

1

69 (16)

27.05

27.05

Обобщение знаний по курсу «Окружающий мир» за 2 класс.

1

16

16

Программный материал пройден (без коррекции).

16

Итого:

69

67

Программный материал скорректирован, пройден.

67


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 2класс по УМК "Школа России" автор А.Плешаков

Рабочая программа  по  окружающему миру  для 2 класса  с разделами:1. Пояснительная  записка.2. Содержание учебного материала3. Календарно- тематическое планирование...

Рабочая программа по окружающему миру 2класс по УМК "Школа России" автор А.Плешаков

Рабочая программа  по  окружающему миру  для 2 класса  с разделами:1. Пояснительная  записка.2. Содержание учебного материала3. Календарно- тематическое планирование...

Рабочая программа по технологии 2 класс, ФГОС УМК "Школа России", Н.И.Роговцева

Аннотация к рабочей программе по  окружающему миру 2 класс    Рабочая программапо окружающему миру разработана в соответствии  с Примерной программой начального общего о...

Рабочая программа по математике 1 класс ФГОС (УМК "Школа России")

Рабочая программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основе Примерной программы  по...

Рабочая программа по ОБЖ 3 класс ФГОС УМК "Школа России"

Рабочая программа составлена на основе-программы начального общего образования по основам безопасности жизнедеятельности   Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В. Иванова...

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 кл. ШКОЛА РОССИИ

Программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской  программы  «Окружа...

Рабочая программа по окружающему миру 3 кл. УМК "Школа России" ФГОС

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...