Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Карта полушарий. Путешествие по материкам»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Тарнавская Марина Валерьевна

Цель урока: создание условий для формирования  метапредметных умений средствами урока "окружающий мир". З

адачи урока:

1 Вывести  новые понятиями "океан", "материк".

2 На основе работы с текстом формировать первоначальные сведения об океанах и материках нашей планеты.

3. Продолжить формирование умений работы с глобусом и картой  и навыка устного составления рассказа.

4. Формировать коммуникативную компетенцию: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности.

5. Развивать самостоятельность мышления, познавательный интерес к окружающему миру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 4 «Б» классе

Тема: «Карта полушарий. Путешествие по материкам»

Цель урока: создание условий для формирования  метапредметных умений средствами урока "окружающий мир".

Задачи урока:

1 Вывести  новые понятиями "океан", "материк".

2 На основе работы с текстом формировать первоначальные сведения об океанах и материках нашей планеты.

3. Продолжить формирование умений работы с глобусом и картой  и навыка устного составления рассказа.

4. Формировать коммуникативную компетенцию: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности.

5. Развивать самостоятельность мышления, познавательный интерес к окружающему миру.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь объяснять значение терминов "материк", "океан", расширить знания о материках и водных пространствах нашей планеты, находить на глобусе и карте  материки, океаны.

Метапредметные:

  • Коммуникативные: навыки делового партнёрского общения; умение договариваться, принимая более аргументированную версию , при коллективном обсуждении.

Регулятивные:

  • Рефлексивные умения: осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.
  • Оценочные умения: сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

Познавательные:

  • Общеучебные действия: умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; извлекать необходимую информацию из текста

Логические действия: умение строить логическую цепь рассуждений

Личностные: формирование позитивной самооценки.

Оборудование и наглядные пособия:

  • Учебник
  • Карта полушарий.
  • Физическая карта Евразии.
  • Глобус.
  • Презентация: географическое положение, народы, растительный и животный мир Евразии.

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, умениями, навыками

Форма проведения урока: индивидуально-групповая

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Ход урока.

1. Организация класса.

2. Актуализация знаний.Слайд1.

-Что вы видите на слайде?

- Чем отличается план местности от карты?

- Чем они похожи?

Кто может рассказать о карте полушарий?

( Дети сами дают задания обучающемуся, который отвечает у доски)

Слайд2.

Слай 3.

Найди лишнее слово в каждой строке и докажи почему оно лишнее?

-План, карта, глобус

-равнина, гора, река, холм

-река, озеро, водохранилище, море

- Атлантический, Тихий, Средиземное, Индийский( какого океана не хватает?)

- Евразия, Африка, Франция, Австралия( какого материка не хватает?)

О чем мы говорили на предыдущих уроках?

-Назовите материки по их очертаниям?

Цель  нашего урока- обобщить знания о материках.

3. Самостоятельная работа в контурных картах.

Задания для сам. работы.

- Найдите и обозначьте на карте самый холодный материк цифрой 1.Антарктида)

-Обозначьте цифрой 2 материк, который с востока омывается Индийским океаном, а с запада- Атлантическим( Африка)

- Обозначьте цифрой 3 самый большой океан( Тихий)

-Обозначьте цифрой 4 материк, на котором расположена Россия( Евразия)

- Цифрой 5 обозначьте самый холодный океан( Северный ледовитый )

-Цифрой 6 обозначьте материк, полностью находится в южном полушарии( Австралия)

- Цифрой 7 обозначьте океан, который в древности называли морем( Индийский)

4. Работа в группах.

Сейчас вы получите задание и будете работать в группах,

Задача группы: угадать о каком материке вы должны подготовить рассказ. Выбрать того, кто будет выступать у доски и подготовить ответ по плану, который лежит у вас на парте)

1 группа

Это самый большой материк. Он составляет более трети всей суши Земли. Чтобы перелететь с запада на восток надо потратить целые сутки. И на этом большом материке находится наша Родина -     ……... Его условно делят на две части света – ……. и   ………     . На нем самое глубокое озеро в мире – ……...  

2 группа

Название этого материка происходит от латинского слова «южный». Берега его  омывает Тихий океан и Индийский океан. Это – самый маленький и сухой материк Земли. Здесь обитает сумчатое животное - ……..

3 группа

Это второй по величине материк после Евразии. Растительность и животные этого материка весьма разнообразны. Говоря о нем, мы сразу вспоминает о слонах, о царе зверей – ……, о самом длинношеем животном – ……. И, конечно, о древнем Египте,  о чуде света – ……. . Столица Египта- …….Здесь протекает река   …….На севере материка расположена пустыня ……..

4 группа.

 Это единственный материк на Земном шаре, где нет постоянных жителей. Он не принадлежит ни одному государству. Разрешена только научная деятельность и там расположены научные станции. Из-за суровости климата в на нем нет постоянного населения.

5 группа.

 Это третий материк нашей планеты по площади, Омывается он водами Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого океанов. Природа его очень разнообразна, т.к. этот материк расположен в таких тепловых поясах, как …..,…….,…….   Это земля Великих озер и высоких гор. В лесах  живут волки, лисицы, норки, выдры, еноты, скунсы,  барсуки, олень. У воды обитает лягушка-бык, достигающая 20 см в длину. Протекает река -………На этом материке расположены страны- ……, …….., ……..

6 группа

Этот континент, пересекается экватором.Он расположен между Тихим океаном и Атлантическим океаном. Очень влажный материк. Вдоль Атлантического побережья распространены влажные ……… леса. Деревья достигают 80 м. Растут ……. дерево, какао. Растения увиты ….., много орхидей. Животные там скрываются в густых зарослях или проводят большую часть времени на высоких деревьях. В тропических лесах обитают обезьяны, ….., …...  Протекает река ……. Расположены страны - ….,…..,……

План рассказа о материке.

1. Расположение материка на карте полушарий.

2.В каком тепловом поясе расположен.

3.Особенности климата.

4. Растительный мир.

5. Животный мир.

( один человек из каждой группы выступает у доски)

-Помним о правилах работы в группе( Назвать их.)

5. Новые знания об удивительных растениях разных материков)

Слайд

6. Рефлексия.

- Чем запомнился урок?

- О чем хотели бы узнать подрбнее?

7. Домашнее задание.( выполнить задания на карточке, узнать дополнительный материал)

Материк называется ___________________________.

Материк Евразия расположен в ___________________ полушарии.

Евразия – самый _________________ материк. Его делят на две части ____________________________ и _____________________. На этом материке находится наша Родина _______________________.

В Европе размещается более _________________ стран. В Азии живёт больше всего людей.

В Евразии самая высокая гора в мире _____________, самое глубокое озеро в мире __________________.

В Евразии водятся _____________, ________________, _______________, ____________, _________________, ______________________.


 

Материк называется ___________________________.

Материк Северная Америка расположена в ____________________ полушарии.

Большую часть этого материка занимают 2страны _____________ и ___________.

В Северной Америке очень много достопримечательностей.

Одно из самых высоких деревьев - _________________________, портреты ___________________________________, вырубленные в скалах, ____________________, самые высокие в мире дома ________________________

Северной Америке водятся _____________________, ________________, _______________________, _____________________, ______________________.


 

Материк называется ___________________________.

Материк Южная Америка расположена в _____________________. полушариии.

Это четвертый площади материк планеты. Здесь расположены _______________________, ________________________, _________________ леса. Это самый дождливый материк.

Здесь протекает самая полноводная река мира - ____________________.

В Южной Америке водятся ______________________________________

_______________________________________________________________.

Материк называется ___________________________.

Материк Африка расположен в _______________________ полушарии. Это второй по площади материк. Африка — самый жаркий материк на Земле. Снег можно увидеть лишь на _______________________________.

Считается, что в Африке появились первые люди.

В Африке самая длинная в мире река ____________________________.

Африка знаменита своими животными. Здесь обитают ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.


 

Материк называется ___________________________.

Материк Австралия расположен в ____________________________ полушарии. Это самый __________________ материк.

На нём размещается только одно государство – Австралия.

Только здесь обитают ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.


 

Материк называется ___________________________.

Материк Антарктида – самый холодный, покрытый ________________ материк.

Из наземных животных обитают ________________________________

____________________________________________________________.

В Антарктиде разрешена только научная деятельность и там расположены ________________________ станции. Из-за суровости климата в Антарктиде нет постоянного населения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока окружающего мира 3 класс по теме Стебли, корни

урок разработан  в соответствии с требованиями ФГОС...

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс на тему : "Когда наступит лето?" Плешаков

Целью урока по  окружающему  миру "Когда наступит лето?", проведенный в 1классе является определение  характерных признаков смены времен года, соотношение временных промежутков; воспиты...

технологическая карта к уроку окружающего мира 2 класс по теме :" В гости к весне" (2-й урок)

материал содержит технологическую карту урока окружающего мира во 2 классе по теме "В гости к весне",...

Технологическая карта урока окружающего мира 2 класс по теме: "Солнечная система".

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Солнечная система" 2 класс....

Загадки к уроку окружающего мира 2 класс на тему ПУТЕШЕСТВИЯ

Загадки к уроку окружающего мира на тему :"ПУТЕШЕСТВИЯ" 2 класс...

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 1 КЛАСС НА ТЕМУ "КАК ПУТЕШЕСТВУЕТ ПИСЬМО?"

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 1 КЛАСС НА ТЕМУ "КАК ПУТЕШЕСТВУЕТ ПИСЬМО?" СОСТАВЛЕН В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС...