Конспект урока по окружающему миру 3 класс на тему:"Государственный бюджет"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Ножнюк Мария Александровна

Конспект урока по окружающему миру 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_teme_byudzhet.docx22.64 КБ
Office presentation icon byudzhet.ppt1.93 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Государственный бюджет.

Цель урока: познакомить с новыми понятиями- бюджет, налоги, расходы, доходы; развивать познавательный интерес, речь детей, логическое мышление; воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Планируемые результаты: обучающиеся научаться объяснять, что такое государственный бюджет, из чего он складывается, осознавать  необходимость уплаты налогов гражданами страны, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Оборудование:

Ход урока

  1. Мотивация

- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок проведу у вас я. Зовут меня Мария Александровна.

- Девиз нашего урока:

Чему бы ты не научился,

Ты учишься для себя!

-Как вы понимаете эти слова? (несколько вариантов от детей)

-Какие качества вам пригодятся на уроке? (внимательность, активность, упорство, трудолюбие, самостоятельность, старательность)

-Все эти качества есть у вас и мы добьемся успеха!

2. Проверка домашнего задания.

- Какую тему вы изучали на прошлом уроке? (Что такое деньги)

- Давайте проверим, что вы запомнили. Решим кроссворд. (за верные ответы учитель дает детям карточки (деньги) на которых написаны роли и виды доходов)

http://nsc.1september.ru/2010/06/1.gif

  1. Прямой обмен товаров на другие. (бартер)
  2. Название бумажных денег. (купюры)
  3. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги. (деньги)
  4. Часть денег, которые человек может отложить на будущее, сберечь. (сбережения)
  5. Количество денег, в обмен на которые продавец готов  продать единицу товара. (цена)
  6. Деньги за труд- это заработная… (плата)

- Какое слово открылось в нашем кроссворде? (Бюджет)

(Понятие вешаем на доску)

3. Объявление темы урока.

-  Где можно услышать или увидеть это слово? (по телевизору или в газете)

- Предлагаю вам просмотреть  видеоролик в подтверждение ваших слов.

(Просмотр ролика- отрывок выпуска новостей гос.дума рассматривает бюджет)

- А что обозначает это слово? (не знаем)

- Что нужно сделать, чтобы узнать значение слова? (обратиться к словарю)

- Верно. Как вы думаете слово «БЮДЖЕТ» - русское или пришло к нам из другого языка?

- Действительно. Это слово пришло к нам из английского языка и обозначает   «Денежная сумка». Что такое денежная сумка, где лежат у нас деньги? (Кошелек)

(учитель вешает на доску изображение  кошелька)

- Теперь заглянем в  толковый словарь русского языка и посмотрим там значение данного слова. (ученик читает значение)

- «План в котором учитывается денежные доходы и расходы за определенный период  (месяц, год)

- Выделите ключевые слова из этого определения. (доходы, расходы)

- Итак, бюджет- это план доходов и расходов. В Экономике принято различать два вида бюджета: государственный и семейный.

- Так как мы с вами проживаем в государстве и являемся гражданами России. Сделайте предположение, с каким из этих бюджетов мы сегодня познакомимся. (государственным)

- Верно. Тема нашего урока…..(Государственный бюджет)

4. Работа по теме урока.

- За ваши ответы вы получили плату. Давайте узнаем кто вы и какой вид дохода вы получили. (Владелец автомобильным заводом- прибыль от продажи автомобилей, владелец магазина- прибыль от продаж, врач- заработная плата за февраль, директор Зейской ГЭС- зар. плата , полицейский- зарплата за февраль, таксист- прибыль за месяц….)

- Разрежьте карточку по полоске. Сколько частей у вас получилось? (2)

- Большую часть оставьте себе, а меньшую принесите и положите в сумку.

- Итак, представьте, что я- государство, тогда сумка- … бюджет. Соответственно, вы граждане государства, которые получили доходы и прибыль. Какую часть положили в сумку большую или меньшую? Кто заметил как она называется? (налог)

-Чем являются ваши налоги для государства? (доходами)

- Итак. Большую часть доходов государства составляют налоги с граждан и предприятий.

- Как вы думаете налоги платят добровольно, по желанию или по принуждению? Почему? (не все захотят добровольно отдавать часть от своего дохода)

-Налоги- это обязательные платежи.

- Подумайте, как можно назвать человека, который платит налоги. (налогоплательщик)

- Значит кем вы были когда вернули государству налоги? (налогоплательщиками)

- Замечательно! Если есть люди, которые платят налоги, то должны быть те, кто проверяют, правильно ли налоги начислены и все ли заплатили налоги. Слышали ли вы, как называют этих людей?

- Налоговые инспекторы.

- Налоговые инспекторы сидят у нас в конце класса и контролируют ваши действия. Господа инспекторы, все ли налогоплательщики сдали налоги?

 - Закончите мою мысль: доходы государства-это…. (налоги с граждан и предприятий)

5. Физминутка

Мы доходы обсуждали

И немножечко устали.

Класс повыше потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел,

Монетки, видно не нашел.

Чтоб монетки нам достать

Надо на носочки встать.

В кошелек достать монетку

И потратить на конфетку.

6. Продолжение работы по теме урока.

- Итак, налоги поступили в бюджет. Как вы думаете , что потом происходит с этими деньгами? (их тратят или расходуют)

- Абсолютно верно-теперь нужно деньги, поступившие в бюджет, израсходовать.

- У государства  очень много важных и необходимых расходов. Существуют такие сферы народного хозяйства, которые сами денег не зарабатывают,  то есть не производят никаких товаров, а в деньгах очень нуждаются. И государство очень нуждается в этих сферах.

- Возьмите свои монеты, вспомните свои роли, обсудите все вместе кто нуждается в деньгах из государства, а кто может заработать сам. Монеты тех кто нуждается приклейте на лист, тех кто заработает сам монеты оставьте у себя.

 (Тем кто нуждается в деньгах «государство» их дает. В результате получается, что денег не хватает)

-Почему же получилось так, что денег хватило не всем? (мы не посчитали общую сумму доходов)

- Подумайте, что произойдет , если это случится в государстве на самом деле? (люди не получат зарплату, школы, больницы будут вынуждены прекратить свою работу)

- Как избежать такой опасности? (Посчитать средства и распределить их)

-Допустима такая ситуация для государства? Когда расходы превышают доходы? (нет)

-А какая ситуация допустима? (расходы равны доходам, доходы больше расходов)

- В современном мире доходы должны превышать расходы, так как у государства могут возникнуть незапланированные расходы.

(на доске появляются формулы)

Доходы   ˂  расходы

Доходы  ˃расходы

Доходы= расходы

- Закончите мою мысль: расходы- это …. (деньги, которые тратят из бюджета)

6. Первичное закрепление пройденного материала.

Работа в  группах. Распределение бюджета.

Задание: Сейчас вы побудите членами правительства нашей страны и распределите бюджет на 2016 год. Перед вами диаграмма, разделенная на части и отрасли экономики  которым вы должны выделить определенную часть.

7.  Итог урока.

- Используя получившуюся схему ответьте на вопрос: Что такое бюджет?

- Для чего знать о бюджете?

- Почему автор учебника решил познакомить нас с этой темой?

8. Рефлексия

- Приклейте свою монетку к той фразе, которая вам больше подходит:

Я хочу больше узнать о бюджете.

На уроке я затруднялся.

На уроке мне было интересно работать.

Мне это тема не интересна.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Шрифт чертежный Впервые в России ввел Петр I в 1709 году для выполнения надписей на чертежах. Современный шрифт установлен ГОСТом 2.304-82 для оформления чертежей и другой текстовой документации во всех отраслях промышленности Девиз урока: Чему бы ты не научился, Ты учишься для себя!

Слайд 2

Б ю д ж е т 1 2 3 4 5 6 а р т е р п у к р ы е н ь г и с б е р е е н и я ц н а а а л п 1. Прямой обмен товаров на другие. 2. Название бумажных денег. 3 . Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги. 4. Часть денег, которые человек может отложить на будущее, сберечь. 5. Количество денег, в обмен на которые продавец готов продать единицу товара. 6. Деньги за труд- это заработная…

Слайд 4

Работа в группах Государственный бюджет 2016 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по окружающему миру (3класс) на тему:"Разнообразие животных.Кто как приспособлен".

Урок окружающего мира в 3 классе по учебнику А.А.Плешакова. конспект урока и презентация....

План-конспект урока по окружающему миру (3класс) на тему:"Разнообразие животных.Кто как приспособлен".

Урок окружающего мира в 3 классе по учебнику А.А.Плешакова. конспект урока и презентация....

Конспект урока по окружающему миру 3 кл.Тема:Растения – производители

Цели:  -осмысление блока новой учебной информации.  – ознакомить учащихся с различными группами растений и чертами их строения;  – уметь перечислять особенности хвойных и цветковых р...

Конспект урока. Предмет: окружающий мир класс: 3 Тема урока: « Мир растений»

Тема: « Разнообразие растений» Дидактическая цель:  создать условия для осознания и осмысления блока новой информации, используя приём проектного обучения.Цели:Познакомить учащихся с о...

Конспект урока. Предмет: окружающий мир класс: 3 Тема урока: « Мир растений»

Тема: « Разнообразие растений» Дидактическая цель:  создать условия для осознания и осмысления блока новой информации, используя приём проектного обучения.Цели:Познакомить учащихся с о...

План-конспект урока Предмет: Окружающий мир Класс: 2 Тема урока: Живая и неживая природа УМК: «Школа России»

Формирование понятий «неживая природа», «живая природа», раскрытие связи между неживой и живой природой....

Презентации к урокам окружающего мира в 3 классе по темам "Государственный бюджет" и "Семейный бюджет"

Данные презентации созданы для учеников 3 класса, занимающихся по учебнику А.А.Плешакова "Окружающий мир" с целью: создание условий для знакомства с новыми терминами: бюджет, расходы, доходы...