Квест-урок «Финансовая грамотность на уроке окружающего мира тема: «Семейный бюджет» Тема: «Семейный бюджет»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Сергеева Ирина Васильевна

Тема: Семейный бюджет

тип урока: Урок изучения новых знаний.

Учащиеся, опираясь на наблюдения из личного опыта и знания, полученные ранее, знакомятся с финансовыми понятиями и учатся сравнивать, классифицировать, оценивать финансовые возможности семьи.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Квест-урок

«Финансовая грамотность на уроке окружающего мира»

Подготовила:

Сергеева И.В.

учитель высшей категории

МБОУ «ООШ №1» г. Новокузнецк

Тема: «Семейный бюджет»

Цели: 

  1. создание условий для формирования финансовой грамотности учащихся;
  2. развитие умения анализировать и сравнивать на основе имеющихся знаний; умения творчески подходить к решению финансовых ситуаций;
  3. формирование коммуникативной культуры, умение работать в группе, паре, вести диалог.

Знания, умения и способы действий, на которые опирается:

  • учащиеся опираются на наблюдения из личного опыта и знания, полученные ранее;
  • знакомятся с финансовыми понятиями;
  • учатся сравнивать, классифицировать, оценивать финансовые возможности семьи.

Планируемые результаты:

  • в ходе решения задачи заполняются таблицы;
  • каждый ученик в группе сможет усвоить или систематизировать свои знания в рамках изучаемой темы;
  • высказать своё мнение, выполнить порученное задание. 

Способ и формат оценивания результатов работы:

  • педагогическое наблюдение за работой учеников;
  • публичное выступление;
  • онлайн тестирование

Средства обучения: учебник, карточки с заданием для работы в команде, глоссарий, разноуровневые карточки с домашним заданием, слайдовая презентация, компьютер, проектор и экран. 

Ход урока

  1. Организационный момент

(Подготовка учащихся к уроку. Эмоциональный настрой).

Звучит песня группы Непоседы «Я, ты, он, она - вместе целая страна» https://youtu.be/iOstMQLWGnY 

(учащиеся заходят в класс, берут предложенные фишки по своему желанию и рассаживаются за столы, согласно фишкам)

  1. Мотивация обучения   (Слайд №1)

Учитель:

Жили-были и скучали,
Чем заняться? Вы не знали,
В телефонах все играли,

Что такое Quest не знали.

Чтобы в  Quest всех обыграть,
Надо много очень знать,
Надо дружбой дорожить,
Надо вам командой быть! 

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы с вами поиграем в Квест. А кто знает, что такое Квест? (Quest – это игра, в которой нужно проходить этапы и выполнять задания).  Каждая группа - это отдельная команда. Командам нужно выполнить свое задание и результат представить в виде чек-листа. У вас будет консультант, который будет координировать вашу работу. Результат работы в Квесте будет оцениваться с помощью фишек. Та команда, которая наберет наибольшее количество фишек и станет победителем нашей игры.

- Вспомните правила работы в команде ( Слайд № 2)

  • уважай своего товарища
  • умей каждого выслушать
  • не согласен – предлагай
  • следи за временем (20 минут)

III. Актуализация знаний

  1. Работа в парах

Первый этап - определение темы Квеста.

(на доске табло с  закрытыми буквами, которые формулируют тему Квеста)

- Чтобы определить тему Квеста, необходимо ответить на вопросы, которые напечатаны на обратной стороне фишек. В команде нужно разделиться на 2 пары. Каждая пара читает вопрос, обсуждает и дает ответ. За каждый правильный ответ, будет открываться буква на табло.

Ответы детей на вопросы по пройденным ранее темам

(консультанты координируют очередность ответов на вопросы)

1. Что такое государственный бюджет? (план доходов и расходов государства)

2. Как называются деньги, которые попадают в бюджет? (доходы)

3. Откуда берутся эти деньги? (налоги)

4. Как называются деньги, которые тратят из бюджета? (расходы)

5. На что государство тратит эти деньги? (образование, здравоохранение, армия и милиция, наука и культура, охрана природы, пенсии и пособия)

6. Какой бюджет лучший, где доходы больше или меньше расходов? (доходы больше расходов)

7. Чем являются деньги? (особым товаром)

8. Какие предметы служили деньгами в древности? (шкуры зверей, морские раковины, рыба и т.д)

  1.  Проверка задания на экране (Слайд №3)

Получилось слово «Семейный бюджет».

- Давайте познакомимся с семьей дяди Федора из мультфильма «Трое из Простоквашино» по повести Э. Успенского «Каникулы в Простоквашино».

Смотреть «Трое из Простоквашино» в хорошем качестве онлайн на сайте  PREMIER.ONE

- Мама Римма - певица, папа Дима - академик, сын Федор – мальчик 6 лет, Матроскин – кот, который продает молоко от своей коровы, Шарик – пес. Он фотографирует животных и размещает их в журнале «Мурзилка».

- Эта семья не раз попадала в различные истории, но всегда находила верные решения. А сегодня Вам предстоит помочь этой семье и решить их финансовые задачи.

IV. Обозначение разрыва. Постановка учебной задачи

Второй этап- решение проблемных ситуаций.

4.1 Правила работа в командах

- Ребята, теперь мы знаем тему Квеста. Как вы думаете, какие задания находятся в конвертах? (задания о расходах и доходах семьи). А сможете ли вы сразу выполнить задания? (скорее всего нет). Почему? (не все знаем по теме). Подумайте, где можно получить недостающую информацию? (из учебников, видеоматериалов).

- У каждой команды свой конверт с заданием. И они не повторяются. Во время игры у вас будет возможность воспользоваться подсказкой. Ее можно найти в «Зоне подсказок». Это дополнительная информация по теме Квеста. Время на выполнение задания составляет 20 минут.

4.2 Задания для команд (конверт с карточками формата А4)

(учащиеся знакомятся с алгоритмом работы команды и заданием в конверте, а консультанты помогают выявить затруднения по теме)

Алгоритм работы  команды : (Слайд №4 )

  1. Познакомиться с заданием (карточка с заданием) и подумать, что не знаем.
  2. Изучить теоретический материал (параграф учебника, видеоматериал)
  3. Проанализировать представленную информацию (таблицы, видеоматериал)
  4. Обсудить информацию
  5. Заполнить Чек-лист

Команда №1

Семейный … – это план, учитывающий все денежные доходы и расходы семьи в течение какого-то периода (месяц, год). Наполняется он благодаря … – зарплатам мамы и … , пенсиям бабушки и … , стипендии старших братьев и … . Расходы – это все те деньги, которые семья … . По сути, … бюджет – это все деньги, которые семья получает, а затем … .

Задание: 

  1. Заполните пропуски в тексте.
  2. Посмотрите видеоролик «Уроки тетушки Совы «Семейный бюджет» https://youtu.be/F5n821NyBRM
  3. Составьте Чек-лист «Семейный бюджет», используя необходимые понятия.

Команда №2

Заработная плата мамы Риммы; плата за коммунальные услуги (воду, газ, электроэнергию); выигрыш в лотерею мальчика дяди Фёдора; оплата за временную нетрудоспособность (больничный) папы Димы; оплата сотовой связи; плата за продукты питания; плата за кредит; отчисления на пенсионные накопления папы Димы; пенсия тёти Тамары Семёновны Ломовой-Бамбино; налог за землю в деревне Простоквашино; подарок почтальона Печкина на день рождения дяде Фёдору; покупка нового фоторужья для Шарика; выручка от продажи котом Матроскиным молока; покупка сена для коровы Мурки и телёнка Гаврюши; годовая подписка на журнал «Мурзилка»; клад, найденный в деревне Простоквашино дядей Фёдором, Шариком и Матроскиным. 

Задание:

  1. Решите задачу по финансовой грамотности тема: «ВИДЫ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ СЕМЬИ»
  2. Распределите перечисленные ниже позиции на две группы: доходы и расходы.
  3. Заполните Чек-лист (таблицу)

Доходы семьи

Расходы семьи

Команда № 3

Задание:

  1. Решите задачу по финансовой грамотности тема: «СЕМЕЙНЫЙ БЮЖДЕТ» Приведенные в таблице данные распределите на доходы и расходы и составьте бюджет семьи дяди Фёдора. Определите сумму профицита или дефицита семейного бюджета.
  2. Пользуясь данными таблицы 1 посчитайте, сколько месяцев потребуется родителям дяди Федора, чтобы накопить сумму, нужную для покупки велосипеда почтальону Печкину (стоимостью 12.000 рублей), при условии, что в семейном бюджете каждый месяц будет оставаться одна и та же сумма неизрасходованных денег. Докажите свой ответ.
  3. Заполните Чек-лист (таблицу)

Таблица №1

Статьи доходов и расходов

Сумма, руб.

Заработная плата мамы Риммы

25 000

Билеты на концерт для мамы Риммы и папы Димы

1 500

Выигрыш в лотерею дяди Фёдора

5 000

Заработная плата папы Димы

34 000

Пошив платья для выступления мамы Риммы

1 500

Пенсия тёти Тамары Семёновны Ломовой-Бамбино

17 000

Покупка новой швейной машинки для кота Матроскина

8 000

Покупка фоторужья для пса Шарика

15 000

Покупка сена для коровы Мурки и телёнка Гаврюши

4 000

Покупка велосипеда в подарок почтальону Печкину

5 000

Выручка от продажи на рынке котом Матроскиным молока

6 000

Гонорар Шарика за размещение в журнале «Мурзилка» фотографий животных

3 000

Покупка запчастей к автомобилю

2 500

Плата за коммунальные услуги (газ, вода, электричество)

4 000

Покупка продуктов питания

25 500

Годовая подписка на журнал «Мурзилка»

2 000

Команда № 4

Задание:

  • Папе дяди Федора пришло SMS-сообщение от неизвестного абонента: «Уважаемый клиент! Ваша карта заблокирована. Была совершена попытка несанкционированного снятия денег. Для возобновления пользования счётом сообщите по телефону *** данные по Вашей карте: Номер карты, PIN-код и CVV-код. В ближайшее время вопрос будет решён».
  • Маме дяди Федора понадобилась небольшая сумма наличными. Когда она подошла к банкомату, то обратила внимание, что следующий в очереди человек встал слишком близко и пристально наблюдает за ее действиями. Как маме поступить в данной ситуации?
  • Почтальон Печкин вечером обнаружил, что потерял банковскую карту. Сегодня он расплачивался картой в трех магазинах. Что делать Печкину в этой ситуации?
  1. Подумайте, что можно посоветовать семье дяди Федора, а также другим семьям в подобных ситуациях.
  2. Посмотрите видеоролики о видах мошенничества

https://youtu.be/1ia6o1stbVo 

https://youtu.be/QMf0G5VdleA 

https://youtu.be/HrgDcjGnw4g 

  1. Отберите подходящие советы для семьи дяди Федора, оформите Чек-лист

Советы:

  1. Ни в коем случае не буду сообщать номер своего банковского счёта / карты и PIN-код/CVV-код. Это мошенники, которые планируют получить конфиденциальную информацию и снять со счёта все деньги.
  2. Кто-то хочет воспользоваться моими деньгами. Нужно успеть это предотвратить. Срочно выполню требования банка. Хорошо, что они такие внимательные.
  3. Не совершать операцию в подобных условиях, при пользовании банкоматом прикрывать вводимые данные, обратить внимание работника банка или службы охраны помещения на странные действия гражданина.
  4. Позвонить в компанию и поговорить с сотрудниками.
  5. Заблокировать карту и обратиться в банк с просьбой о выдаче новой карты.
  6. Спросить у подошедшего человека, зачем он подошел так близко? Не хочет ли он узнать PIN-код карты, а потом украсть ее и снять все деньги?
  7. Ничего страшного. Это не первый раз. А у карты есть PIN-код. Нужно завтра зайти в те же магазины и просто забрать её. Нужно только не забыть взять паспорт.

V. Физминутка- третий этап  (Слайд №5)

(проводят консультанты)

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить, (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока ( шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)

VI. Представление результатов работы (Чек-листы вывешивают на доску)

Четвертый этап-защита Чек листов.

- Время подготовки подошло к концу, каждая команда вывешивает Чек-лист своей работы на доску и знакомит с результатом работы (3 минуты)

VII. Закрепление пройденного

Пятый этап- онлайн тестирование (Слайд № 6)

- А сейчас каждая команда в течении 7 минут пройдет онлайн тестирование на платформе Образовака.ру https://obrazovaka.ru/test/semeynyy-byudzhet-3-klass.html . Та команда, которая наберет 75% правильных ответов получит от меня дополнительную фишку к своему Чек-листу.

VIII. Итог урока

8.1 Рефлексия учебной деятельности на уроке .

Ребята, чтобы помочь семье дяди Федора, что нужно было сделать в команде? (Надо было познакомиться с новой информацией, проанализировать ее и оформить Чек-лист).

Удалось Вам выполнить задания? (да, составили схему семейного бюджета, решили проблемные ситуации, составили советы)

8.2 Самооценка

- А сейчас я предлагаю подвести итог нашего Квеста и оценить работу каждой команды. У каждого из вас есть фишка, вы можете прикрепить её на тот Чек-лист, чья работа Вам наиболее понравилась. За свою работу голосовать нельзя.

8.3 Подведение итога работы (подсчет фишек консультантами, объявление победителей)

С результатом - всё понятно.
Получилось - на ура!
В Квест играйте - звери, птицы,
И, конечно, детвора!

VIII. Домашнее задание (Слайд №7)

Домашнее задание – это продолжение Квеста. Я хочу вам дать на выбор следующие задания.

  1. По учебнику стр. 75-78 читать.
  2. По рабочей тетради стр. 48-50.
  3. Составить бюджет своей семьи с учетом доходов и расходов.
  4. Разгадать кроссворд

hello_html_m629cf786.gif

  1. Прямой обмен одних товаров на другие? (Бартер)
  2. Бумажные деньги? (Купюры)
  3. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги? (Деньги)
  4. Деньги, которые откладывают на будущее? (Сбережения)
  5. Стоимость одной вещи, предмета? (Цена)
  6. Деньги за труд – это заработная... (Плата)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 3 классе Тема : Семейный бюджет

Тема урока: Семейный бюджет(3 класс)Цели урока:- познакомить с понятием «семейный бюджет»; выявить правила сложения многозначных чисел.- воспитывать у учащихся экономное отношение к семейному бю...

Конспект урока окружающего мира по теме: "Государственный и семейный бюджет"

Познакомить учащихся с государствееным и семейным бюджетом...

Конспект урока окружающего мира. Тема: «Семейный бюджет». 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: «Семейный бюджет»Цели урока: ознакомить с понятиями: семейный бюджет, прибыль, гонорар, рента; воспитывать ответственного, законопослушного гражданина страны....

Конспект урока окружающего мира. Тема: «Семейный бюджет». 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: «Семейный бюджет»Цели урока: ознакомить с понятиями: семейный бюджет, прибыль, гонорар, рента; воспитывать ответственного, законопослушного гражданина страны....

Урок окружающего мира для 3кл по теме "Семейный бюджет"

Урок "Семейный бюджет" в форме сюжетно-ролевой игры...

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема:"Семейный бюджет"(3 класс, УМК "Школа России").

Тип урока: открытие “нового” знания.Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с понятием “семейный бюджет”.Задачи урокаДидактические:Познакомить с определениями: &qu...