конспект внеклассного занятия "Доктор Айболит путешествует на Сахалин"
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс)

Приходько Ульяна Александровна

конспект внеклассного занятия "Доктор Айболит путешествует на Сахалин" для учащихся 2 класса с применением интерактивного оборудования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие «Доктор Айболит путешествует на Сахалин»

Подготовила: Приходько Ульяна Александровна

Класс: 2

Цель занятия:

Создать условия по организации деятельности детей, в ходе которой продолжится формирование у обучающих самостоятельности в усвоении материала, в поиске, сборе и анализе информации.

Задачи:

Образовательная: учить анализировать и синтезировать материал для поиска ответов на вопросы и задания педагога.

Развивающая: развивать речь, мышление, внимание воспитанников.

Воспитательнаявоспитывать уважение к людям, помогающим в сложных ситуациях; воспитывать бережное отношение к природе и к своему дому.

Формируемые УУД

регулятивные УУД:

- умение планировать, контролировать и оценивать свои действия,

- умение высказывать свои предположения на основе работы с информацией.

коммуникативные: 

- умение работать в группах,

- умение высказывать свои суждения, формируем умение слушать и понимать других;

личностные:

повышение мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,

- умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Ожидаемые результаты.

В ходе урока обучающиеся смогут:

- получить опыт работы в малых группах;

- совершенствовать навыки работы с научным текстом;

- пополнить знания растительном и животном мире.

Оборудование: учебная доска, проектор, компьютер, наглядный материал (презентация), конверты с заданиями.


Этап урока

Действие учителя

Действия учеников

Организационный момент (2 минуты)

Дети заранее были распределены на 3 группы и заняли свои места.

- Давайте друг другу улыбнёмся, подарим свои улыбки и хорошее настроение друг другу. И тогда у нас всё получится. (слайд 1)

Слушают учителя, приветствуют друг друга

Создание проблемной ситуации (5 минут)

- Дорогие ребята! Все вы читали сказку Корнея Ивановича Чуковского «Доктор Айболит» (слайд 2)

И думаю вы помните, что он живёт в лесу. К нам прилетел почтовый голубь с сообщением для Доктора Айболита. Наш Доктор Айболит собрался в экспедицию, а куда узнаете, разгадав теллеграмму.

Карточка: Помогите прочитать телеграмму.

«роткоД тилобйА! етйажзеирП ан нилахаС, тут анжун ьщомоп»

Комментарии к заданию:

  1. Рассмотрите образец, который поможет вам: ьмесов – восемь;
  2. Запишите получившуюся телеграмму

Ответ:

Для того чтобы отправиться на помощь, его помощники разработали план подготовки к экспедиции:

1) Определить количество лекарства, которое нужно взять с собой;

2) Узнать природные особенности района экспедиции, чтобы выбрать подходящую одежду для работы в лесу;

3) Выбрать вид транспорта, с помощью которого можно быстро добраться до места.

4) Составить памятку для путешествия на остров Сахалин

Помогите доктору Айболиту быстро собраться в экспедицию; для этого выполните задания.

Работают в группе, расшифровывают телеграмму

Основная часть-решение задач

  1. минут

Задание 1. Доктор Айболит знает универсальное лекарство от всех болезней – гоголь-моголь.

В «Ветеринарном справочнике» приведены следующие рекомендации по лечению гоголем-моголем.

Состав лекарства состоит из 4 ингредиентов, количество каждого должно быть равно половине массы животного.

Ответы записываются в бланк ответов.

Масса тела животных выражена в килограммах или граммах (слайды 3-6)

Задание 2.

А теперь нужно помочь Доктору Айболиту познакомиться с нашим островом поближе, для этого нужно отгадать загадки и ответить на вопросы про нашу Сахалинскую природу!

- На Сахалине много лекарственных растений. Слушайте внимательно и отгадывайте загадки про какие растения будем говорить.

1. Золотой и молодой за неделю стал седой

А денечка через два облысела голова

Спрячу я в карманчик  бывший….(одуванчик)

- А что вы знаете об одуванчике?

2На лесной опушке стоят подружки

Платьица белены шапки зелены… (березка)

- А кто может рассказать о пользе березки?

3. В 1639 году отряд казаков под руководством Ивана Москвитина вышел к берегам неведомого моря. Какое это море?

4. Массу неприятностей в лесах и на болотах Сахалина доставляет встреча с тем у кого… «Нос долог, голос тонок, летом кричит, сядет – молчит!»: - «С кем нежелательна встреча?»

5. Почему наш остров называют «Жемчужина Дальнего Востока»?

6. На Сахалине очень много разных животных, а почему на Сахалине нет волков?

7.Чем богаты наши сахалинские леса?

-Молодцы, ребята! Теперь Доктор Айболит узнал о нашем регионе и ему будет проще собрать свой чемодан.

Задание 3.

- Ребята, а теперь откройте конверты и из деталей соберите пазл. И вы узнаете на каком транспорте Доктору Айболиту проще всего будет добрать до нашего острова. Сейчас он находится в Африке. Объясните, почему именно этот транспорт нужно выбрать.

 - Вы большие молодцы! Доктор Айболит готов к путешествию к нам, билеты на самолет уже куплены.

Задание 4.

Ребята, чтобы Доктор Айболит ничего не забыл давайте, составим для него памятку.

1 команда составит список необходимых вещей, которые нужно взять с собой, чтобы было удобно в любую погоду.

2 команда составит список животных, которые живут на Сахалине

3 команда составит список растений, который растут на Сахалине.

Для каждой команды есть тексты-подсказки. Информацию для памяток можно взять из них.

Каждая группа представляет свою памятку перед другими группами.

Работают в группе, вычисляют вес животных, заполняют бланк ответов

(в медицине на Руси его считали «жизненным эликсиром». Соком молодого одуванчика лечили и выводили веснушки)

(береза приносит пользу человеку: березовый веник, березовый деготь, который лечит раны.

(Охотское море)

(с комаром)

(добывают уголь, нефть, газ, есть минеральные источники) 

(зимой на Сахалине глубокие снега, волки не могут передвигаться по такому снегу)

(ягодами, грибами)

Собирают пазл вместе, получают самолет.

Наш остров находится далеко от Африки. Доехать на поезде или машине будет очень долго, а еще нужно будет плыть на пароме. Времени на помощь мало, поэтому лучший транспорт-самолет.

Работают в группах с текстом. Выбирают нужное, записывают в памятку.

Рефлексия

(3 минуты)

- Ребята вы молодцы. Теперь Доктор Айболит с легкостью сможет добраться до нашего острова и сможет выполнить план экспедиции. Мы справились отлично!

Как вы думаете, что вам помогло справиться с этой работой?

Оцените своё отношение к данной работе, раскрасив шарики на своих листочках.

  1. У меня всё получилось
  2. Мне было трудно
  3. Мне было легко

- И закончить мне бы хотелось стихотворением.

Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!

Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!

Ответы детей

Самооценка

Приложения

Тексты для команд

1. Прежде чем приступить к описанию основных особенностей природы Сахалина, хочется отметить климат этого места. Нескончаемые ветра, дожди, туманы, метели, снегопады, повышенная влажность в атмосфере сформировали умеренно — муссонный климат, благодаря которому на острове лето короткое и прохладное. В угоду своеобразному климату природа здесь настолько красочна и многообразна, что невозможно отвести свой взгляд от необычайных природных пейзажей.

Остров Сахалин расположен, фактически, на краю земли русской.

На острове разный микроклимат, поэтому температурный режим здесь очень неоднороден. Однако Сахалин и Курилы всё же относятся к зоне муссонов умеренных широт, т.е. наш климат умеренно – муссонный и континентальный (летом тепло, а зимой холодно).

В разных частях острова погода резко не одинаковая, ведь территория Сахалина составляет меридиально 77 тысяч км².

Зима здесь снежная и долгая. Сильные и частые снегопады, бураны. Средние температуры января изменяются от -23°С на севере, до -8°С на юге. Самые низкие температуры бывают -49°С на крайнем севере острова. А на юге в последние годы потеплело, и происходят малоснежные мягкие зимы.

Весна в нашей области туманная, долгая, холодная. Часто дуют сильные ветры, а в долинах между сопками стоит безветрие. При низких температурах и сильном ветре погода суровая. Но бывает, что на юге тёплый солнечный май держится целый месяц, а в июне выпадает снег.

Лето короткое, дождливое и прохладное. Средние температуры августа от +13°С на севере, до +18°С на юге. Сказывается влияние льдов, которые в этот период относит течением из Охотского моря на юг вдоль восточного побережья. На нашем Стародубском побережье случается недолгая летняя жара, с температурой воздуха +30 °C.

В целом большое количество осадков. Осадки сезонные, что ещё раз подтверждает муссонный климат.

Зато Осень – золотое время года! Погода долго стоит солнечная и тёплая. Это самый лучший период для отдыха на Сахалине.

Вот такая - наша суровая и прекрасная Сахалинская земля.

2. По составу животного мира Сахалин относиться к Европейско-Сибирской подобласти Палеоарктической области. Однако в связи с островным положением животный мир Сахалина несколько обеднен видами, обитающими на материке, но обогащен видами животных морских побережий. В целом, фауна Северного Сахалина имеет сходство с фауной близлежащей части материка, фауна северных Курильских островов — с полуостровом Камчатка, а фауна Южного Сахалина и южных Курильских островов — с фауной японского острова Хоккайдо.

Животный мир включает в себя 355 видов птиц, 88 видов млекопитающих, 7 – пресмыкающихся и 5 – земноводных. С севера в пределы острова (до перешейка Поясок) проникают арктические виды: белая куропатка, мохноногий конюк, овсянка-ремез, а так же северный олень. На юге животный мир обогащается представителями Маньчжурской зоогеографической подобласти: дальневосточная квакша, японский малый скворец, японский бекас.

Из-за холодного климата Сахалин обеднен земноводными и пресмыкающимися, кол-во которых снижается к северу. На Сахалине повсеместно встречается сибирский углозуб, серая жаба, дальневосточная и сибирская лягушки, живородящая ящерица, а обыкновенная гадюка отсутствует на крайнем севере Сахалина.

В связи с островным и приокеанским положением на путях миграции, а также преобладанием лесных ландшафтов наиболее многочисленной группой животных области являются птицы. Постоянно обитающих птиц на территории Сахалина немного. Сюда относятся в основном лесные птицы: каменный глухарь (редко), дикуша, рябчик, синицы (большая, московка и гаичка), вороны (черная и большеклювая), воробьи, дятлы (большой и малый пестрый, седой).

Группа млекопитающих так же обеднена. На Сахалине не встречаются типичные для лесов Сибири животные – лось, марал, косуля, барсук, волк. При этом волка добыли в северной части Сахалина в 1955 году. Этот факт свидетельствует об относительной изоляции острова и возможности вселения новых видов с материка в зимнее время по льду пролива Невельского (7,5 километров в самой узкой части). В недалеком прошлом отмечались заходы тигра и рыси с материка на Сахалин. Случались также заходы лисицы и енотовидной собаки с Хоккайдо на южные острова Курильской гряды и белого песца с Камчатки на Парамушир.

Коренными обитателями сахалинских лесов являются: заяц-беляк, летяга, белка, бурундук, лисица, бурый медведь, горностай, ласка, росомаха, северный олень. Коренные сухопутные млекопитающие Сахалина представлены таежными видами: соболь, выдра, бурый медведь, росомаха, белка, летяга, заяц-беляк, рысь, бурундук, лисица красная и сиводушка, горностай, ласка. Все эти виды животных свойственны сибирской тайге. На Курильских островах копытных зверей нет; здесь многие виды зверей и птиц отсутствуют в силу действия вулканов и островной изоляции. Так например, в средней части гряды есть острова, на которых совсем нет четвероногих животных. На многих островах встречается только лисица.

 Животный мир Сахалинской области весьма разнообразен. Сухопутные животные Сахалина имеют абсолютное сходство в видовом отношении с животными, обитающими на материке. Особенно это относится к млекопитающим. Однако по числу видов островная фауна значительно беднее, чем на прилегающей части материка.

Млекопитающие Сахалина представлены таежными видами: соболь, выдра, медведь, росомаха, белка, летяга, заяц-беляк, рысь, бурундук, лисица красная и сиводушка. Все эти виды животных свойственны сибирской тайге.

На Сахалине нет лося, марала, косули и барсука, но эти звери вполне могут быть акклиматизированы у нас, так как они являются типичными представителями фауны сибирской тайги и отсутствуют на Сахалине в силу географической изоляции острова.

3. Большая часть острова окутана тайгой. Местные леса — уникальны, так как по видовому разнообразию сахалинская тайга является богатейшей в России. Судите сами — на острове произрастает около 200 видов деревьев и кустарников.

Главное дерево Сахалина — лиственница Гмелина. Чуть реже представлены другие виды деревьев: тонколистные лиственницы, аянские ели, сахалинские пихты. Среди лиственных пород преобладают белые и каменные березы, осины, душистые тополя, росистые ивы, японские вязы, желтые клены, ольха

Но главной особенность Сахалина можно назвать удивительное соседство южных растений и северных представителей царства флоры. Так, на юге вполне можно увидеть тропические лианы, лиственница весьма неплохо чувствует себя в окружении полярных берез, рядом с елями нередко цветут лимонники и рододендроны. Кедры прекрасно уживаются рядом с пробковыми деревьями, а пихты нередко украшаются цветущими гортензиями. Шиповник, жимолость и аралия часто прячутся в высоких зарослях папоротников. А стволы грабов, вишен, бузины и рябины утопают в высоком разнотравии.

Богат Сахалин и на фрукты-ягоды. Здесь растут вишня, смородина, голубика, малина, черника, красника и клюква. А на юге острова можно наблюдать самое уникальное природное сочетание: хвойный лес в окружении зарослей сахалинского бамбука. Такой союз не увидишь больше нигде в мире. Бамбук, конечно, здесь не высокий, но его заросли, на самом деле, самые труднопроходимые, так как упругие стволы переплетаются самым удивительным образом, а острые листья, как ножи, запросто могут разрезать кожу.

Весной и летом Сахалин переливаются всеми цветами радуги: это цветут цветы. Например, заросли огонька создают невероятные по красоте огненно-красные поляны. Много маков, ирисов, пионов, лилий, в нежно-сиреневые тона расцвечивает остров иван-чай, радуют глаз белоснежные поля ромашек.

А вот на севере климат суровее, рельеф ровнее, а потому местность сильно заболочена. Зато много мхов, лишайников и ягеля. Эти места нередко окружены лугами, где преобладает осока и разные травы. И на самом севере острова опять начинаются леса — таежные, хвойные, с богатейшими запасами кедров, голубики и багульника.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доктор Айболит путешествует на Сахалин Автор: Приходько Ульяна Александровна, учитель начальных классов МБОУ СОШ с. Стародубское Презентация к внеклассному занятию - 2 класс

Слайд 2

Корней Чуковский Русский советский писатель, переводчик, литературный критик (1882 – 1969) Доктор литературы Оксфордского университета (1962 г.)

Слайд 3

Бурый медведь (медвежонок) - 20 кг

Слайд 4

Белка-летяга – 200 грамм

Слайд 5

Сахалинская лисица – 6 кг

Слайд 6

Росомаха – 10 кг

Слайд 7

Золотой и молодой за неделю стал седой А денечка через два облысела голова Спрячу я в карманчик бывший ….

Слайд 8

На лесной опушке стоят подружки Платьица белены шапки зелены…

Слайд 9

В 1639 году отряд казаков под руководством Ивана Москвитина вышел к берегам неведомого моря. Какое это море?

Слайд 10

Массу неприятностей в лесах и на болотах Сахалина доставляет встреча с тем у кого… «Нос долог, голос тонок, летом кричит, сядет – молчит !»

Слайд 11

Почему наш остров называют «Жемчужина Дальнего Востока»?

Слайд 12

На Сахалине очень много разных животных, а п очему на Сахалине нет волков?

Слайд 13

Чем богаты наши сахалинские леса?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного мероприятия "«Игра-путешествие в страну «Неболейка»

Цель конспекта:Закрепить и обобщить знания о том, что необходимо сделать, чтобы сохранить здоровье человека.Учить соблюдать правила личной гигиены, оберегать свое здоровье.Развитие «самовоспитан...

Конспект внеклассного мероприятия (викторина) «Путешествие по сказкам» (2 класс)

Цели: - развитие у учащихся интереса к русским народным сказкам;- воспитание в процессе мероприятия дружбы, товарищества, любознательности....

Конспект внеклассного мероприятия «Новогоднее путешествие» (виртуальная экскурсия).

Цели: формирование у обучающихся представлений об обычаях и традициях празднования Нового года в  разных странах; развитие познавательного интереса и расширение кругозора обучающихся....

Конспект внеклассного мероприятия (викторина) "Путешествие по сказкам", 2 класс.

Тема: «Путешествие по сказкам»Цели:  развитие у учащихся интереса к русским народным сказкам;воспитание в процессе мероприятия дружбы, товарищества, любознательности....

Конспект внеклассного мероприятия "Зимнее путешествие"

Цели:1. Расширение знаний учащихся о зиме и Новом годе.2. Развитие внимания учащихся, любознательности, желания узнать новое и познавать окружающий мир.3. Воспитание чувства взаимовыручки, товариществ...

Конспект внеклассного мероприятия (викторина) «Путешествие по сказкам» (2 класс)

Цели:- развитие у учащихся интереса к русским народным сказкам;- воспитание в процессе мероприятия дружбы, товарищества, любознательности....

Конспект внеклассного мероприятия "Космическое путешествие"

Цели:1. Познакомить с историей возникновения государственного праздника. Систематизировать и обобщить знания детей о космосе, космонавтах, первых спутниках.2. Развивать внимание учащихся, любозна...