окружающий мир Путешествие по планете
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Грищенкова София Кирилловна

окружающий мир "Путешествие по планете" 2 класс 2 часть; ОС: Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 04.05._puteshestvie_po_planete.docx491.3 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дата: 04.05.22г.

Школа: МБОУ « Трубчевская СОШ №1»

Учебный предмет: окружающий мир

ОС: Школа России

Класс: 2 «Б»

Учитель: Лёвкина Е.В.

Практикант: Грищенкова С.К.

Тема: Путешествие по планете

 Тип урока: открытие новых знаний

 Цель: формирование представлений у учащихся о материках и океанах на карте;

 Задачи:

Дидактические:

  1. Формирование у учащихся знаний о месторасположении материков и океанов Земли,
  2. Формирование умения работать с картой, применять эти знания на практике.

Развивающие:

  1. Формировать умение строить рассуждение по теме урока.
  2. Развивать умение определять цели и задачи усвоения новых знаний; понимать и принимать учебную задачу.
  3. Развивать умение фиксировать в конце урока удовлетворенность, неудовлетворенность своей работы на уроке, объективно относиться к своим успехам, неуспехам.
  4. Умение включаться в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулировать ответы на вопросы.

Воспитательные:

  1. Совершенствовать способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательное отношение к окружающим, стремление прислушиваться к чужому мнению.
  2. Формировать интерес к предмету, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Формирование у учащихся знаний о месторасположении материков и океанов Земли,
  2. Формирование умения работать с картой, применять эти знания на практике.

Личностные:

  1. Способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательное отношение к окружающим, стремление прислушиваться к чужому мнению.
  2. Интерес к предмету, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

Метапредметные:

Познавательные

1. Извлекать необходимую информацию из материалов учебника

2. Описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты

3. Выявлять сходства и различия объектов

Регулятивные:

1. Принимать и сохранять учебную задачу

2. Контролировать процесс и результаты деятельности и вносить необходимые коррективы

3. Адекватно оценивать свои достижения

Коммуникативные:

1. Формировать навыки речевых действий

2. Задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы

3. Формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения

Оборудование:учебники (А. А. Плешаков Окружающий МИР 2 класс Часть 1просвещение издательство Школа России ФГОС А. А. Плешаков Окружающий МИР Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе В двух частях), презентация

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Цель: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу» ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД

  1. Приветствие

1.2. Проверка готовности к уроку

1.3. Эмоциональный настрой

- Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.

Приветствуют, проверяют свою готовность к уроку.

Фронтальная

Л1

Пр3

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

ИЛИ: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

- Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.

- С каким городом вы познакомились? (Санкт-Петербург)

- Как ещё по другому называют данный город? (Город на Неве, Питер, Ленинград, Северная столица)

- Кто основал данный город? (Пётр 1)

- Сколько лет данному городу (он был основан более 300 лет назад)

- С какими достопримечательностями вы познакомились на уроке?

- Что вы о них запомнили?

Отвечают на вопросы учителя.

Фронтальная

П1; Л1; Пр2

К1; К2

ПР1

П2; П3

3. Этап выявления места и причины затруднения

Цель: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

- Отгадай загадку, и ты узнаешь тему урока.
На планете чудеса:
Океаны и леса,
Кислород есть в атмосфере,
Дышат люди им и звери.
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар,
Что она - большущий шар.
(Земля) 
 

- А чем является Земля? (планетой)
- Предположи, о чём мы будем говорить на уроке (О нашей планете.)

- Откройте учебники на стр.114. Проверьте свои предположения.

Фронтальная

П1

ПР1

ПР2

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

4.1. Формулирование темы урока

- Как будет звучать тема сегодняшнего урока?

- Молодцы! Сегодня мы работаем над темой «Путешествие по планете»

4.2. Формулирование цели урока

- Какую цель мы перед собой поставим?

4.3. Формулирование задач урока

- Какие задачи мы перед собой поставим?

- Путешествие по планете

- Познакомиться с нашей планетой

- Узнаем, как выглядит наша земля на карте мира

- Узнаем что такое океаны и материки

- Научимся показывать их на карте

Фронтальная

П1; К1; К2

Р1; Р2;

5. Этап реализации построенного проекта

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

5.1. Вводная беседа

- Сегодня я предлагаю отправиться в кругосветное путешествие по земному шару, не выходя из класса.

- С помощью чего мы можем совершить путешествие? (карта, компас)

- Верно.

- А ты знаешь, кто первым совершил кругосветное путешествие? Фернан Магеллан 

Пять столетий назад экспедиция Магеллана на парусных кораблях отправилась от берегов Испании на запад. Три года корабли плыли, огибая сушу. На родину моряки вернулись с востока. Тем самым доказывая, что Земля имеет форму шара.

Вероятно, древнейшей из находок является карта из Египетского музея в Турине, сделанная на папирусе по приказу фараона Рамзеса IV в 1160 году до н. э. Этой картой пользовалась экспедиция, которая по приказу фараона искала камень для строительства. Карта, привычная для нашего глаза, появилась в древней Греции за полтысячи лет до нашей эры. Первым картографом, который создал карту известного к тому времени мира, считают Анаксимандра Милетского.
- Ребята, вы знаете где человек использует карты?
- Какие есть профессии, связанные с картой? (
Географические карты нужны путешественникам, мореплавателям (навигация: широта и долгота, координаты), (навигация: широта и долгота, координаты),
геологам (расположение низменностей и возвышенностей),
ученикам школы (изучение стран мира и их географических особенностей), летчикам (определения минимальной высоты полета))

 - Следуя примеру Магеллана, мы отправимся в путешествие на корабле.

5.2. Беседа по теме урока

-В путешествии нам необходимо будет ориентироваться. 
- Что лучше взять в путешествие: карту или глобус? Почему? (карту, т.к. она удобна в переноске, крупно изображены обозначения)

— Что такое карта? (Это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.)

— Что значит «уметь читать карту»? (Понимать условные обозначения.)

— Что обозначают цвета на карте? (Голубой цвет — воду, зеленый, желтый, коричневый — сушу.)

- С какой картой мы уже познакомились? (С картой России)

- Перед вами физическая карта мира. Слово «физическая» произошло от греческого слова «физис» - природа. Как по-другому можно назвать эту карту? (Карта природы мира.)

Правильно!
- Как вы  думаешь, можем ли мы совершить это путешествие, используя карту России? Почему? (Ответы детей.)
- Какая карта нам понадобится? (Карта полушарий или карта мира.) 

5.3. Работа с учебником

- Откройте стр.115 учебника. Прочитайте информацию на данной странице.

— Как называются огромные водные пространства? (Океаны.)

— Как называются огромные участки суши, окруженные водой? (Материки.)

(определения на слайде)

Отвечают на вопросы учителя

Отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы

Работают с учебником

Фронтальная

Парная

П1

ПР1; ПР2

П4

К1; К2

П5

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:
решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д

6.1. Показ объектов на физической карте мира

- Хорошо. Теперь отправимся в путешествие. Плыть мы будем, начиная с запада и называть все географические объекты, которые встретятся.

- Сколько всего континентов?
Мы обнаружили Северную Америку, Южную Америку, Тихий океан, Атлантический океан, Африку, Евразию, Индийский океан, Австралию, Северный Ледовитый океан, Антарктиду.
- А теперь выходим к карте и показываем континенты, а остальные показывают в учебнике своему соседу по парте, по очереди (обводят)
Но прежде мы повторим правили работы с картой.
- Кто знает правила?

- Посмотрите данные правила на слайде.

- На какие две группы можно разделить данные объекты? (Суша и Вода)

Суша: Северная Америка, Южная Америка, Евразия, Австралия, Африка.

Вода: Атлантический океан, Тихий океан, Индийский океан, Северный Ледовитый океан.

6.2. Рассказ о материках и океанах

- Всего материков шесть. Самый большой материк – Евразия. - Евразия — самый большой материк Земли.

Она так велика, что ее делят на 2 части света – Европу и Азию, а разделяют Евразию Уральские горы.

- Евразия - единственный материк, берега которого омываются водами всех четырех океанов.

И на этом материке, омываемом всеми четырьмя океанами, расположена огромная страна - ….. РОССИЯ!!! 

- Рядом – Африка. Материк Африка находится в Восточном полушарии. Его омывают воды двух океанов – Индийского и Атлантического. Африка – самый знойный материк.

-Два других больших материка похожи друг на друга – это Северная Америка и Южная Америка. - Материк Северная Америка находится в Западном полушарии.
Его омывают воды трех океанов – Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического.
-Материк Южная Америка находится в Западном полушарии.
Его омывают воды двух океанов – Тихого и Атлантического.
Пятый материк – Австралия, Материк Австралия находится в Восточном полушарии.
Это самый маленький материк.
И шестой, ледяной, материк Антарктида находится в самом низу карты мира. Материк Антарктида - самый холодный материк.

-Ребята, а сейчас мы с вами попробуем сами описать материк или океан. Например, где находится Северная Америка?(между Тихим и Атлантическим океанами)

- Чего на поверхности Земли больше: воды или суши?
- Правильно, если бы мы могли посмотреть на Землю с высоты нескольких тысяч километров, то увидели бы, что большая ее часть занята водой.

Физминутка

Показывают объекты на карте

Отвечают на вопросы учителя

Слушают учителя

Отвечают на вопросы учителя

Фронтальная

Групповая

П1

П5

ПР1

К1

К2

П3

ПР2

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Цель: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

7.1. Выполнение в рабочей тетради №1

- Итак мы с вами совершили кругосветное путешествие, теперь нам необходимо сделать отчёт об увиденном. Откройте рабочие тетради на стр.73

Используя карту учебника, надо узнать материки и океаны по силуэтам. Стрелками укажите их названия. – Сверьте со слайдом.

(плюсы и минусы)

7.2. Выполнение в рабочей тетради №2

- Следующее задание. Найдите задание под №2. Используя карту учебника, подпишите названия материков и океанов. 1 вариант подписывает материки, 2 вариант океаны.

- Поменяйтесь тетрадями со своими соседями по парте, сделайте проверку. (плюсы и минусы)

Работают в рабочей тетради

Работают в рабочей тетради

Индивидуальная

П1; П4; П5

ПР1; ПР2

8. Этап включения в систему знаний и повторения

 Цель: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса

- Откройте учебники на стр.116. Что находится на данной странице? (фотографии, различных мест Земли)

- Обозначим данные места на карте фишками.

Презентуют информацию

Фронтальная

П1; П4

ПР1; ПР2

П5

9. Этап рефлексии учебной деятельности

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия

- Наше путешествие подходит к концу.

- Как звучала тема сегодняшнего урока?

- Какую цель мы ставили на урок? Достигли ли мы её.

- Сколько материков на Земле? Оканов? (6 и 4)

- Что это за материки? Океаны?

- На каком материке расположена наша страна?

- Какой материк самый большой? Маленький? Самый холодный? Самый жаркий?

 Оцените свою работу, если вы работали сегодня активно, все усвоили, то поставьте себе пять, если вы работали не совсем активно, но в целом вам все понятно, то поставьте себе четыре, если же вы сегодня плохо работали на уроке, то поставьте себе три.

- Запишите домашнее задание учебник стр.114-117

- Мне было приятно с вами сегодня работать. Спасибо за внимание. Урок окончен.

Отвечают на вопросы

Оценивают себя

Фронтальная

Индивидуальная

К1; Р1; Р2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по окружающему миру "Путешествие по планете" 2 класс

Презентация для использования на уроках окружающего мира 2 класс Школа России...

Конспект урока по окружающему миру "Путешествие по планете"

Необходимо распечатать карту и животных на каждую пару...

Конспект по окружающему миру "Путешествие по планете" УМК "Школа России" + раздаточный материал (2 класс)

Конспект по окружающему миру "Путешествие по планете" УМК "Школа России" (2 класс)...

Разработка внеклассного занятия по окружающему миру: «Путешествие к планетам Галактики Зубной Щётки» 2 класс

Данная разработка   внеклассного  занятия  по окружающему миру предназначена для учителей начальных классов.  Материал разработки может быть использован как для проведени...

Окружающий мир "Путешествие по планете" 2 класс

Результат освоения темы "Путешествие по планете", ориентация по карте мира....

Конспект урока окружающего мира «Путешествие по планете». (УМК «Школа России», 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представление масштабность нашей планеты, а себя – её жителями; умение находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки, прививат...

Конспект урока по окружающему миру "Путешествие по планете" (2 класс) (УМК Школа России)

Цели деятельности учителя:  формирование знаний о расположении материков и океанов на карте мира; умений находить и называть материки на карте мира.Планируемые результатыПредметные:Знать: определ...