Урок по окружающему миру "Зона степей"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Цель урока: узнать где расположена зона степей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл step.docx69.79 КБ

Предварительный просмотр:

Зона степей

1.Организационно мотивационный этап.

- Здравствуйте, ребята! (1 Лист)

- Меня зовут Дарья Алексеевна сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.

- Девизом нашего урока будет пословица: «Знание собирается по капле».

- Скажите, как вы её понимаете? (ответы детей: каждый день мы узнаём что- то новое…)

- Правильно, каждый день вы узнаёте что-то новое и ваши знания по капельке собираются в огромное море знаний. И сегодня на уроке мы добавим ещё одну капельку в это море.

2. Постановка учебной задачи.

- Прежде чем начать наш урок, я предлагаю вам вспомнить темы наших предыдущих уроков и разгадать кроссворд. (карточка 1)

- Проверим вашу работы под документ-камерой.

- У всех получилось также?

- Какое ключевое слово вам удалось разгадать? (Степь)

- Ребята, а вы сможете мне сейчас рассказать о ней? (нет)

- Почему, ребята? (у нас возникло затруднение, потому что мы ничего не знаем о зоне степей)

- Как же вы думаете, какова будет тема нашего сегодняшнего урока? (зона степей) (2 Лист)

- Какую цель мы поставим перед собой?

- Чтобы мы смогли достичь этой цели, нам нужно составить план работы на сегодняшнем уроке, а помогут нам в этом слова – помощники (выходят по одному)

3. Учебное действие.

- У вас на столах лежат листы самооценки. По мере того, как мы будем решать поставленные задачи, отмечайте каждый этап знаком плюс, если вы справились, и знаком минус, если возникали затруднения.

- Сегодня на уроке я предлагаю вам побыть настоящими исследователями. Мы с вами будем исследовать зону степей, чтобы узнать о ней как можно больше.

- Чтобы решить первую задачу я предлагаю вам рассмотреть карту природных зон на странице 72 учебника. (3 Лист)

- Каким цветом обозначена зона степей на карте? (желтым)

-   Где же расположена зона степей?  (Зона степей расположена южнее зоны лесов)

- Кто сможет выйти и показать эту зону на карте?

- Какую территорию она занимает по сравнению с другими зонами?   (она тянется вдоль юго- западной границы России. Её территория прерывается лесостепями. По площади это небольшая зона, она меньше зоны лесов и тундры.)

- Посмотрите на карту тепловых поясов России, в каком тепловом поясе находится зона степей?  (4 Лист) (Зона степей расположена в умеренном поясе)

- Справились мы с первой задачей?

- Не забывайте делать пометки в листах самооценки.

- Ну что ж, сейчас вы имеете представление, где расположена эта природная зона.

- Посмотрите, так выглядит степь ранней весной. Здесь тёплое продолжительное, засушливое лето. (5 Лист)

- Здесь дуют горячие ветры -  суховеи, иногда они перерастают в пыльные бури. Дожди здесь бывают редко. И степь становится такой. Картинка «Сухая степь». (6 Лист)

- Скажите, какая вторая задача стоит перед нами?

-  Для ее решения предлагаю вам разделиться на пары ботаников, зоологов и экологов. Пара ботаников поработает с учебником на странице 114. Пара зоологов внимательно изучит информацию на страницах учебника 114-115. А пара экологов изучит материал учебника на страницах 115-116. Подготовить ответ. Вам поможет план, расположенный на ваших столах.

- Степная зона славится самой плодородной почвой. В ней растут разнообразные растения. Подробнее нам об этом прошу рассказать пару ботаников. (7 лист)

- Молодцы, нам было очень интересно вас слушать.

- А теперь пара зоологов расскажет нам о животном мире степей. (8 Лист)

- Спасибо за работу, ребята!

- Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Подробнее нам об этом расскажет пара экологов. (9 Лист)

- Молодцы, ребята, хорошо поработали с информацией.

Физминутка

Представьте себе, что вы растения степи. Ранняя весна (дети показывают, как они быстро растут). Жарко солнце жжёт землю (дети – растения показывают, как им плохо.) Подул ветер- всё сильнее и сильнее началась пыльная буря (дети изображают бурю) Вдруг всё стихло (дети садятся на свои места).

- Вы сказали, что для защиты живого мира степной зоны создают заповедники. Представьте, что сейчас вы находитесь в заповеднике, какую помощь животным и растениям вы можете оказать?

- Справились мы с вами со второй задачей?

- Какая последняя задача стоит перед нами?

- Решить ее вам поможет план ответа, он находится у вас на столах.

- Обсудите в группах пункты плана, и подготовьтесь дать характеристику зоне степей. (10 Лист)

Правила работы в группах:

  1. Уважай мнение товарища.
  2. Будь внимательным.
  3. Соблюдать тишину.
  4. Слушать и слышать друг друга.

- Давайте послушаем вторую группу.

- Молодцы, ребята, вы смогли дать нам подробную характеристику природной зоне степей.

4. Действие контроля и самоконтроля.

- А сейчас я предлагаю вам проверить насколько вы поняли сегодняшнюю тему и выполнить небольшое задание. (11 Лист). Определите, какие растения и животные мы можем встретить в лесу, а какие в степи.

5. Действие оценки и самооценки.

- Наш урок подходит к концу.

-  Давайте вспомним, в роли кого вы сегодня выступали? Что исследовали на уроке?

- Какую цель ставили перед собой?

 - Кто считает, что он достиг цели, поднимите правую руку.

- Маша, что ты сегодня узнала?

- Настя, чему ты сегодня научилась?

- Посмотрите, ребята, что вы видите на доске? (степь и тюльпаны) (12 Лист)

- Если у вас больше плюсов и вам было все понятно на уроке, вы справились со всеми заданиями, то поместите на картинку с изображением степи желтый тюльпан. Если вы допускали ошибки при выполнении заданий и у вас остались вопросы – красный.

- Я вижу, что вы все справились с поставленными задачами, вы все сегодня были настоящими исследователями и сделали для себя новое открытие!

- Спасибо вам за работу, наш урок окончен.

План рассказа о растениях

1. Общая особенность растений.

2. Приспособленность к природным условиям на примере разных растений (корень, стебель, листья).

- Зоологи, используя картины и карточки с изображением животных, атлас-определитель, энциклопедию «Я познаю мир. Животные», учебник (с. 112—115), расскажите о животных степной зоны по плану.

План рассказа о животных

1. Отличительная черта степных животных.

2. Способы приспособления к жизни в степи на примере различных животных (размер, форма, окрас).

- Экологи, используя карточки с изображением растений и животных, занесенных в Красную книгу, учебник (с. 115, 116), расскажите об экологических проблемах зоны степей по плану.

План рассказа о природоохранной деятельности

1. Экологические проблемы степной зоны, возникшие по вине человека.

2. Растения и животные, занесенные в Красную книгу.

Рассказ ботаников

Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. Растения приспосабливаются к жизни в степи по-разному: например, у тюльпанов после цветения листья и стебли отмирают, и в земле остается луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Так же приспособились ирисы и таволга. У таволги на корнях клубневидные утолщения, там откладываются запасные питательные вещества, их даже можно употреблять в пищу (показ рисунков, гербария, слайдов). Совсем по-другому приспособились ковыль и типчак (показ гербария). Эти растения растут в виде крупного плотного куста. Внизу, у самой земли многочисленные побеги плотно прижаты друг к другу. Листья ковыля и типчака узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко в землю.

Рассказ зоологов

В степях нет деревьев, но есть травянистый покров, поэтому в траве живет множество насекомых: кобылка, кузнечик, шмель (показ карточек или слайдов). Раз есть насекомые, значит, есть и много разных птиц: степной жаворонок, дрофа, серая куропатка, журавль-красавка (показ рисунков или слайдов). Птицы степи устраивают гнезда прямо на земле. Животные степи некрупные, их жизнь связана с землей, в которой они делают норы, чтобы прятаться от хищников. В степи живут суслики, хомяки, мыши-полевки (показ рисунков или слайдов), в норах они делают себе запасы на зиму. И конечно, в степи есть хищники: степной орел, степной хорек (показ рисунков или слайдов), степная гадюка, которая питается грызунами. Окрас у степных животных часто под цвет растительности.

Рассказ экологов

Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина — распашка степных земель. Люди превратили степи в поля. Еще одна причина: на нераспаханных участках степей пасут скот, неумеренный выпас приводит к разрушению почв. В Красную книгу занесены следующие животные степи: степной орел, журавль-красавка, дрофа, кузнечик степная дыбка, растение пион тонколистный (показ рисунков или слайдов). Есть еще одна проблема — это браконьерство. Чтобы гнезда, построенные на земле, не были разорены во время полевых работ, ученые создают специальные питомники. Например, яйца дроф собирают и помещают в инкубаторы, а птенцов, когда они подрастут, выпускают в степь. Чтобы сберечь природу степей, надо ограничить ее распашку, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники.

План характеристики степной зоны:

  1. Географическое расположение.
  2. Растительный и животный мир.
  3. Влияние человека на степь.

Характеристика зоны степей

  1. Степь расположена южнее лесостепи и севернее полупустынь. На карте она показывается желтым цветом.
  2. Степь - это травы, деревьев в степи практически нет. Степь - равнинное пространство. Здесь водятся антилопы и сайгаки, на которых охотятся волки и манулы, здесь обитают грызуны, на которых охотятся лисы и хищные птицы.
  3. Степь используется для развития сельского хозяйства, ее распахивают под поля и используют как пастбища. Площадь степей уменьшается из-за использования человеком. Для защиты степей устраиваются заповедники и природные парки.

План характеристики степной зоны:

  1. Географическое расположение.
  2. Растительный и животный мир.
  3. Влияние человека на степь.

Характеристика зоны степей

  1. Степь расположена южнее лесостепи и севернее полупустынь. На карте она показывается желтым цветом.
  2. Степь - это травы, деревьев в степи практически нет. Степь - равнинное пространство. Здесь водятся антилопы и сайгаки, на которых охотятся волки и манулы, здесь обитают грызуны, на которых охотятся лисы и хищные птицы.
  3. Степь используется для развития сельского хозяйства, ее распахивают под поля и используют как пастбища. Площадь степей уменьшается из-за использования человеком. Для защиты степей устраиваются заповедники и природные парки.

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/11/01/s_61803f2552fd7/phpfOka8u_razr-ur.okr.mir-4-kl_html_80c3e1a8bc4a5245.jpg

1. Кустарничек с красными ягодами и округлыми листьями, которые не опадают на зиму; растет в тундре и лесной зоне. (Брусника.) 2. Вроде сосны, вроде елок, а зимой без иголок. (Лиственница.) 3. Хозяин лесной просыпается весной, а зимой под снежный вой спит в избушке снеговой. (Медведь.) 4. В народе это дерево часто называют «сладким». Во время цветения к нему летят пчелы, и мед потом будет самый душистый. (Липа.) 5. Лиственное дерево со стволом черного или серого цвета, его легко узнать по небольшим темным шишечкам на ветках. (Ольха.)

Лист самооценки

Этапы урока

+/-

Узнать, где расположена зона степей.

Определить, какие животные и растения можно встретить в степной зоне, ее экологические проблемы.

Будем учиться давать характеристику зоны степей по плану.

Лист самооценки

Этапы урока

+/-

Узнать, где расположена зона степей.

Определить, какие животные и растения можно встретить в степной зоне, ее экологические проблемы.

Будем учиться давать характеристику зоны степей по плану.

Лист самооценки

Этапы урока

+/-

Узнать, где расположена зона степей.

Определить, какие животные и растения можно встретить в степной зоне, ее экологические проблемы.

Будем учиться давать характеристику зоны степей по плану.

Лист самооценки

Этапы урока

+/-

Узнать, где расположена зона степей.

Определить, какие животные и растения можно встретить в степной зоне, ее экологические проблемы.

Будем учиться давать характеристику зоны степей по плану.

Лист самооценки

Этапы урока

+/-

Узнать, где расположена зона степей.

Определить, какие животные и растения можно встретить в степной зоне, ее экологические проблемы.

Будем учиться давать характеристику зоны степей по плану.

Лист самооценки

Этапы урока

+/-

Узнать, где расположена зона степей.

Определить, какие животные и растения можно встретить в степной зоне, ее экологические проблемы.

Будем учиться давать характеристику зоны степей по плану.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Может ли пингвин жить в степи?" Урок по окружающему миру в 3 классе (система Л.В. Занкова)

"Может ли пингвин жить в степи?" - обобщающий урок по окружающему миру в 3 классе (система Л.В. Занкова). Этот урок позволяет учащимся закрепить знания по теме "Природная зона - степи"...

Урок по окружающему миру в 4 классе. Тема: "Зона степей"

Сформировать у учащихся на данном уроке представление о природной зоне степей, познакомить с географическим положением данной зоны, с её особенностями, с животным и растительным миром, воспитывать люб...

Урок по окружающему миру "Зона степей.Степь и человек.

Урок в 4 классе. Ребята самостоятельно  работают в группах("географы", "биологи". "зоологи", "экологи"). У каждой группы своё задание. Они работают с учебником, картой, энциклопедиями. Ответы уча...

Степь. Конспект урока по окружающему миру. 4 класс

Актуализация знаний.- Сегодня мы продолжаем путешествие по родному краю. У нас определён четкий маршрут, мы с вами путешествуем, изучая природные зоны России. В ходе наших исследований мы с вами позна...

Конспект урока по окружающему миру 4 класс Зона степей

Разработка урока по "Школе России" с презентацией...

Конспект урока по окружающему миру "Зона степей"

Конспект урока по окружающему миру для учащихся 4 класса ,автор А.А. Плешаков, по программе "Школа Росиии"...

Презентация к уроку окружающего мира "Степи"

Презентация подготовлена к уроку окружающего мира в 4 классе. Содержит материал дя построения урока по программе "Перспектива", фотографии....