Урок окружающего мира во 2 классе "Пожар" УМК «Школа России»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

УМК: А. А. Плешаков «Школа России»

Тема урока: Пожар

Тип урока: открытие нового знания

Цель: формирование у обучающихся знаний правил пожарной безопасности и умений их соблюдать.

Задачи: - познакомить с причинами возникновения пожара и научиться их предотвращать;

   - узнать, как правильно вести себя во время пожара;

   - научиться правильно вызывать пожарных по телефону.

Предметные УУД:

- знать правила безопасного поведения в быту;

- знать правила противопожарной безопасности;

- уметь правильно действовать в случае пожара;

- знать причины возникновения пожара и уметь их предотвращать.

Технология: игровая

Оборудование и инвентарь: учебник, рабочие тетради, компьютер, проектор, презентация «Пожар», видеофрагменты мультфильма «Путаница» (Союзмультфильм 1974г.), проверочный тест «Домашние опасности» (Приложение 1), памятка «Чтобы не было пожара» (Приложение 4), игрушечный телефон, конверты с карточками для игры «Помоги пожарным» (Приложение 2), бабочки (Приложение 3).  

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа с. Ламское»

Становлянского района Липецкой области

        

Урок окружающего мира во 2 классе

ПОЖАР

УМК «Школа России»

                                         

Учитель начальных классов

 Баурина Светлана Александровна

2022 г.

План-конспект «Урока безопасности»

Технологическая карта урока

УМК: А. А. Плешаков «Школа России»

Тема урока: Пожар

Тип урока: открытие нового знания

Цель: формирование у обучающихся знаний правил пожарной безопасности и умений их соблюдать.

Задачи: - познакомить с причинами возникновения пожара и научиться их предотвращать;

   - узнать, как правильно вести себя во время пожара;

   - научиться правильно вызывать пожарных по телефону.

 Планируемые результаты:

Личностные УУД: 

- иметь целостный, социально ориентированный взгляд на мир;

- проявлять самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности;

- умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;

- умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

- формирование осознанной необходимости соблюдения правил противопожарной безопасности.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД:

-  самостоятельно формулировать   познавательную цель и строить действия в соответствий с ней;

-  понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить;

-  уметь точно выражать свои мысли;

-   выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;

-   оценивать достигнутый результат;

-   составлять план и последовательность действий.

КоммуникативныеУУД:

-  проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

-  договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

-  умение обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

-  умение устанавливать рабочие отношения, учиться сотрудничать;

-  учиться управлять поведением партнёра: убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия;

- развивать способность брать на себя инициативу в организации совместного действия;

- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, побуждений;

- учиться действовать с учётом позиции другого, согласовывать свои действия;

- уметь слушать и понимать других.

Познавательные УУД:

-  характеризовать пожароопасные предметы;

-  моделировать вызов пожарной охраны по-обычному и мобильному телефонам, по номеру МЧС;

-  ставить и формулировать проблемы;

-  готовить сообщение;

-  уметь извлекать информацию из иллюстраций;

-  уметь на основе анализа объектов делать выводы;

-  осуществлять поиск и выделение необходимой информации;

-  осознанно и произвольно строить   речевые высказывания в устной и письменной форме;

-  извлекать необходимую информацию из видеосюжета;

-  выделять и формировать проблему;

-  самостоятельно формировать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

-  составлять целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

-  устанавливать причинно-следственные связи;

-  строить логические цепи рассуждений.

Предметные УУД:

- знать правила безопасного поведения в быту;

- знать правила противопожарной безопасности;

- уметь правильно действовать в случае пожара;

- знать причины возникновения пожара и уметь их предотвращать.

Технология: игровая

Оборудование и инвентарь: учебник, рабочие тетради, компьютер, проектор, презентация «Пожар», видеофрагменты мультфильма «Путаница» (Союзмультфильм 1974г.), проверочный тест «Домашние опасности» (Приложение 1), памятка «Чтобы не было пожара» (Приложение 4), игрушечный телефон, конверты с карточками для игры «Помоги пожарным» (Приложение 2), бабочки (Приложение 3).   

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

СЛАЙД 1 

- Доброе утро, дети!

- Давайте поприветствуем друг друга. Когда вам желают доброго утра, что вы отвечаете?

- Правильно, этими словами мы и поприветствуем друг друга. А ещё, помашите рукой те, кого я назову в своём приветствии.

- Доброе утро всем девочкам!

 - Доброе утро всем мальчикам!         

- Доброе утро всем, кто любит пошалить!

 - Доброе утро всем, кто хочет сегодня чему-то научиться.        

- Попробуйте сохранить доброе настроение в течение всего урока. Тихонько садитесь.

Ученики настраиваются на урок, распределяются на 2-3 группы.

Слушают, отвечают на приветствие учителя.

- Доброе утро

Девочки машут и отвечают: "Доброе утро!"

- Доброе утро!

- Доброе утро!        

- Доброе утро!

Садятся за парты.

Регулятивные: формируют навыки самоорганизации, самодисциплины.

Коммуникативные:

умеют слушать и понимать других.

II.Актуализация знаний

- Ребята, что такое безопасность?  

- О какой безопасности мы говорили на прошлом уроке?

- Я надеюсь вы соблюдаете эти правила? Ведь вы знаете, что любые детские шалости могут привести к страшной трагедии!

СЛАЙД 2 

- Ребята, посмотрите на экран. Я предлагаю вам посмотреть фрагмент мультфильма. Будьте внимательны во время просмотра.

- Фрагмент какого мультфильма вы посмотрели?

- Какое правило нарушили лисички?

- Какие ещё правила безопасности надо соблюдать дома?

Проверочный тест «ДОМАШНИЕ ОПАСНОСТИ»

 (см. Приложение 1) (работа в паре). 

- Выполните тест самостоятельно. Для проверки поменяйтесь работами с соседом по парте.

- Отсутствие риска, состояние защищенности.

- О правилах безопасности, которые нужно соблюдать дома.

Ученики смотрят фрагмент мультфильма «Путаница»  

- «Путаница»

- Играли со спичками.

Выполняют тест, меняются работами для взаимопроверки.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; умеют оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасности.

Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают

оценку товарища; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Познавательные:

умеют характеризовать пожароопасные предметы.

Предметные: знают правила безопасного поведения в быту.

III.Целеполагание. Самоопреде

ление к деятель

ности

- Вернёмся к нашим лисичкам. Чем закончилась их шалость?

- О чем будем говорить сегодня на уроке?

- Сформулируйте тему урока.

СЛАЙД 3 

- Значит, целью нашего урока является знакомство с   новыми правилами безопасности, только теперь, пожарной.

- Как вы думаете, какие учебные задачи мы поставим перед собой, чему мы должны научиться к концу урока, чтобы не стать жертвой пожара?

СЛАЙД 4

Задачи урока:

  • познакомиться с причинами возникновения пожара и научиться их предотвращать;
  • узнать, как правильно вести себя во время пожара;
  • научиться правильно вызывать пожарных по телефону.

- Правильно! Это может спасти нашу жизнь и жизнь других людей!

- Море синее зажгли.

- О пожаре. 

- Пожар.

- Выяснить, отчего может возникнуть пожар.

- Узнать, как вести себя во время пожара.

- Научиться вызывать пожарных по телефону.

Формулируют учебные задачи.

Познавательные:

умеют извлекать необходимую информацию из видеосюжета; устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные: умеют самостоятельно формулировать тему и учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, принимают учебную задачу. 

IV. Открытие нового знания. Организация познавательной деятельности.

Физкультминутка

СЛАЙД 5

1.        Работа по учебнику, с опорой на жизненный опыт (работа в группе)

- Прочитайте текст на с. 22—23 и найдите ответы на вопросы:

  • Отчего может возникнуть пожар в доме или другом помещении? – 1 группа
  • Отчего может возникнуть пожар на улице (в лесу)? – 2 группа

  - Обсудите этот вопрос в группе.

(Повторяют правила работы в группе.

После работы в группах проводится коллективное обсуждение, в ходе которого учащиеся под руководством учителя формулируют причины возникновения пожара.)

- Огонь может быть и другом, и врагом человека. Приведите примеры, когда огонь друг человека.

СЛАЙД 6 

Нам без доброго огня
Обойтись нельзя ни дня.
Он надёжно дружит с нами,
Гонит холод, гонит мрак,
Он приветливое пламя
Поднимает будто флаг.

Всем огонь хороший нужен
И за то ему почёт,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь и хлеб печёт.

 СЛАЙД 7

- А когда огонь человеку враг?  

СЛАЙД 8

- Вы знаете, что:

  • Каждый час на планете происходит 700 пожаров
  • Ежегодно в мире около 5 000 000 возгораний
  • Каждый час в огне погибает 1 человек, 2 получают травмы и ожоги
  • Каждый третий погибший – ребенок.

- И сегодня я приглашаю вас к сотрудничеству. Давайте вместе подумаем, какие правила нужно выполнять, чтобы избежать беды.

СЛАЙД 9

2. Выполнение задания в рабочей тетради (№1с. 13)

-  Сейчас мы с вами составим Памятку «ЧТОБЫ НЕ БЫЛО ПОЖАРА». Для этого понадобятся рабочие тетради. У кого возникнут затруднения, можно пользоваться текстом учебника (стр.23).  

(Самостоятельная работа. Самопроверка по учебнику стр.23. При отсутствии рабочих тетрадей на печатной основе можно пользоваться карточками (см. Приложение 4)

СЛАЙД 10 

—        Я буду задавать вам вопросы, если вы считаете, что это может относиться к вам, хором отвечаете (хлопая в ладоши): «Это я, это я, это все мои друзья!», если считаете, что сказанное не про вас, говорите (топая ногами): «Нет. Не я!».

Кто костров не разжигает

И другим не позволяет?

Кто поджег траву у дома,

Подпалил ненужный сор,

Что сгорел гараж знакомых

И строительный забор?

Кто из вас, заметив дым,

Говорит: «Пожар, горим!»?

Кто из вас шалит с огнем

Утром, вечером иль днем?

Кто от маленькой сестрички

Незаметно прячет спички?

Кто пожарным помогает,

Правила не нарушает?

СЛАЙД11

 

 - Молодцы, ребята! Но мы забыли про наших лисичек, давайте посмотрим продолжение мультфильма, а затем ответим на вопрос, что же нужно делать если пожар все-таки возник?

СЛАЙД 12

  1. Работа по учебнику

-  Правильно кит вызывал пожарных?

- Почему? 

- Мы сейчас будем учиться вызывать пожарную команду. Давайте прочитаем, что нам советует учебник на стр. 24 и найдем ответ на вопросы:

  • Что нужно делать если пожар все-таки возник?
  •  Как правильно вызвать пожарных?

Правила работы в группе: (проговаривают хором)

Понапрасну не болтай,

Рассуждай и убеждай.

Здесь не нужен шум и гам,

Ты решай задачи сам.

Если же не сможешь вдруг,

Пусть придёт на помощь друг.

Обсуждают причины возникновения пожара, готовят сообщение.)

- Игра детей со спичками.

- Удар молнии.

- Разведение костров в ветреную погоду вблизи дома.

- Короткое замыкание, повреждение электрического провода.

- Зажигание свечей.

- Неосторожное обращение с огнем.

- Курение.

- Выпавший из печи уголь.

И т. д.

- На огне можно приготовить еду.

-  С помощью огня можно осветить комнату.

- Огонь дает человеку тепло, обогревает его жилище.

- В случае пожара дома, в лесу.

Работают над составлением памятки.

Отвечают на вопросы, выполняют движения.

- Это я, это я, это все мои друзья!

- Нет. Не я!

- Это я, это я, это все мои друзья!

- Нет. Не я!

- Это я, это я, это все мои друзья!

- Это я, это я, это все мои друзья!

- Вызвать пожарных.

- Нет.

- Надо звонить в пожарную часть.

Работают с учебником, готовят ответы на вопросы.

Познавательные: ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации; строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о причинах возникновения пожара.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.

Предметные:

знают причины возникновения пожара и уметь их предотвращать.

Познавательные:

устанавливают причинно-следственные связи;

строят логические цепи рассуждений.

Познавательные:

общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из собственного опыта; 

логические – осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, ориентируются в учебнике и тетради.

Личностные:

умеют оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; формируют потребность в здоровом образе жизни.

Познавательные:

умеют извлекать необходимую информацию из видеосюжета; умеют на основе анализа объектов делать выводы; устанавливают причинно-следственные связи;

строят логические цепи рассуждений.

IV. Первичное осмысление и закрепление.

Практическое применение знаний и способов действий

  1. Практическая работа

«А ВЫ СМОЖЕТЕ ПРАВИЛЬНО ВЫЗВАТЬ ПОЖАРНЫХ?» (ролевая игра)

—        Представьте себе, что у вас горит квартира, возгорание произошло в большой комнате от телевизора. Вам необходимо сообщить об этом пожарным. Ознакомьтесь с планом или с вопросами, на которые нужно будет ответить, когда вы позвоните в экстренную службу.

СЛАЙД 13

  • Набери номер телефона 101 или 112.
  • Объект (что горит — квартира, склад, школа...).
  • Чётко назови адрес по которому произошёл пожар.
  • Этаж. Количество этажей в здании.
  • Что конкретно горит в квартире, школе...
  • Фамилия.
  • Телефон (свой)

   Учитель играет роль оператора, принимающего звонок. По одному «звонку» из каждой группы.

СЛАЙД  14

    - Если пожара всё-таки не удалось избежать, но вы всё сделали правильно, именно они придут к вам на помощь!

   Знать обязан каждый гражданин -

   Телефон пожарных - 01.

   Если что-то загорелось,

   На себя возьмите смелость:

   Срочно 01 звоните,

   Точно адрес назовите,

   Что горит? Давно ли? Где?

   Несколько минут промчится -

   К вам пожарная примчится.

   И поможет вам в беде.

СЛАЙД  15

   - Ребята, посмотрите, как тушил огонь пожарный крокодил в мультфильме. Всё он делал правильно?

  - Мы сейчас поможем крокодилу собрать необходимые предметы, которые нужны для тушения пожара.

СЛАЙД  16

Игра «ПОМОГИ ПОЖАРНЫМ» (Приложение 2)

(групповая работа)

   - У каждой группы на столе лежит конверт с изображениями различных предметов. Из них нужно выбрать те, которые понадобятся пожарным для устранения пожара и объяснить, для чего нужен данный предмет.

   

Дети берут игрушечный телефон и звонят, чтобы вызвать пожарных.

«Горит квартира по адресу………, загорелся телевизор, в квартире есть люди, меня зовут ……, мой телефон……..!»

Остальные дети оценивают правильность действий обучающихся.

- Нет. Нельзя огонь тушить блинами и пирогами.

Каждая группа работает со своим конвертом, отбирает нужные карточки с предметами. Готовят объяснение, для чего нужен выбранный предмет.

Познавательные: моделируют вызов пожарной охраны по-обычному и мобильному телефонам, по номеру МЧС.

Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на алгоритм, предложенный учителем.

Коммуникативные:

проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя;

логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете

Познавательные:

умеют извлекать необходимую информацию из видеосюжета; умеют на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные:

проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.

V. Закрепление изученного

-А теперь давайте повторим то, что мы узнали сегодня на уроке.

  1. Как не допустить пожара? (чтение памятки «Чтобы не было пожара»)
  2. Что нужно делать если пожар все-таки возник?

 СЛАЙДЫ 17-19  

Если пожар случился

  • Позвони 01.Назови чётко адрес и фамилию!
  • Не прячься! Немедленно уходи от пожара!
  • Плотно закрой за собой двери, не открывай окна!
  • Выключи электроприбор. Накрой его одеялом. Не туши электроприборы водой!
  • Не пользуйся лифтом во время пожара!
  • Если задымление сильное закрой нос мокрой тканью!
  • Выбирайся из задымленного помещения ползком!
  • Позови на помощь соседей!

Читают составленные памятки.

Повторяют правила пожарной безопасности.

Познавательные:

общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя;

логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; развивают умение правильно действовать в случае пожара.

VI.        Подведение итогов урока. Рефлексия

- Итак, подведём итог урока. Какова тема нашего урока?

 - Да, пожар – это бедствие.

СЛАЙД 20

   - На сегодняшнем уроке мы узнали основные правила пожарной безопасности.

- Давайте вспомним учебные задачи, которые мы ставили перед собой?

- В процессе работы на уроке мы с вами нашли решение этих задач?

   

 - Какой же вывод мы с вами должны сделать?

Вывод: люди должны очень осторожно обращаться с огнем, а самое главное не только знать правила пожарной безопасности, но и соблюдать их. Тогда беда обойдет нас стороной.

   - В мультфильме, который помогает нам сегодня на уроке изучать правила пожарной безопасности, всё закончилось благополучно.

СЛАЙД 21

- В роли спасателя оказалась бабочка.

- К нам в класс сегодня тоже прилетели разноцветные бабочки.

Бабочки прикреплены магнитами на боковых створках магнитной доски с обратной стороны (Приложение 3).

- Я предлагаю каждому из вас выбрать одну из них, как символ спасения.

   Но это не простые бабочки, они трёх цветов: красного, жёлтого и зелёного.

Зелёную бабочку пусть возьмёт тот ученик, который считает, что он на уроке работал активно и много узнал.

Жёлтую, тот, кто думает, что мог бы работать лучше или некоторые вопросы для него остались непонятными.

Красную, кто был молчаливым, хотя мог бы отвечать или не всё понял о правилах пожарной безопасности.

- Прикрепите свои бабочки на магнитную доску, и у нас в классе будет кусочек лета в холодный зимний день!

 - Будет ли огонь нам другом или врагом зависит только от нас, от того как мы обращаемся с ним, как знаем правила пожарной безопасности. Я желаю, чтобы огонь был вам только другом.

СЛАЙД 22

Домашнее задание

  1. Учебник стр.22-25
  2. Соблюдать правила пожарной безопасности.

СЛАЙД 23

- Спасибо за урок!

- «Пожар».

- Да.

- Выяснили отчего может возникнуть пожар.

- Составили памятку, где сказано, что нужно делать, чтобы не было пожара.

- Узнали, как действовать в случае пожара.

- Научились вызывать пожарных

Высказывают свою точку зрения

Каждый оценивает свою работу и берёт бабочку соответствующего цвета.

Прикрепляют бабочек.

Записывают домашнее задание в дневники

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; осознают необходимость соблюдения правил противопожарной безопасности.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Познавательные:

умеют строить логические цепи рассуждений, на их основе делать выводы.

Регулятивные: оценивают достигнутый результат. 

Личностные: проявляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности; осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.



Предварительный просмотр:

Тест

Выбери правильный ответ и отметь его (закрась кружок).



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

C:\Users\Светлана\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\пустая-бабочка-книги-цветастая-расцветка-смог-а-изо-ированная-бе-изна-50570731.jpgжелтый-цвет-фантазии-бабочки-456834



Предварительный просмотр:

Памятка

ЧТОБЫ НЕ БЫЛО ПОЖАРА

  1. Никогда и нигде не играйте со _____________________ и с __________________________.

  1. Самостоятельно не зажигайте ___________________________________,

а в сельском доме не пытайтесь растапливать _____________________.

  1. Не оставляйте без присмотра включённый ____________________ или

____________________.

  1. Не играйте с _________________________, ________________________

и другими жидкостями, которые могут вспыхнуть.

 

  1. Не разжигайте __________________ без взрослых.  

 

Слова для справок: костёр, утюг, чайник, бензин, керосин, газовая плита, печь, спички, зажигалки.



Предварительный просмотр:

Ссылка на ЯндексДиск для доступа к материалам урока (видео, презентация и др.): https://disk.yandex.ru/d/rPtdp1eXh4-SVg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира 1 класс по программе "Школа России"

Дети знакомятся с цветами радуги, ее возникновением на небе, разучивают запоминалки про цвета радуги....

урок окружающего мира 1 класс по программе "Школа России"

ТЕМА: «Где зимуют птицы»ЦЕЛЬ: расширить знания о птицах, зимующий в наших краях, и перелетных; воспитывать заботливое отношение к птицам....

Урок окружающего мира 2 класс "Красная книга" Школа России

Расказывается об истории создания Красной книги, о животных занесённых в Красную книгу и мерах по их охране.Применён краеведческий материал о Курской области....

Конспект урока по окружающему миру на тему "Пожар" (УМК Школа России, 2 класс)

Цели урока: формирование знаний учащихся о пожаре причинах его возникновения; формирование умения вызывать пожарных по телефону.Планируемые результаты:Предметные:- знать правила противопожарной безопа...

Урок окружающего мира, 3 класс по программе «Школа России» А.А. Плешаков Тема: "РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ"

Цель: показать разнообразие животного мира.Задачи:образовательные: познакомить с новой классификацией животных, их видовыми признаками...

Урок окружающего мира, 3 класс по программе «Школа России» А.А. Плешаков Тема: "РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ"

Цель: показать разнообразие животного мира.Задачи:образовательные: познакомить с новой классификацией животных, их видовыми признаками...

Урок окружающего мира, 3 класс по программе «Школа России» А.А. Плешаков Тема: "РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ"

Цель: показать разнообразие животного мира.Задачи:образовательные: познакомить с новой классификацией животных, их видовыми признаками...