План - конспект урока по окружающему миру 3 класс: «Что такое деньги?»
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс)

Урок, который учит осмыслению сущности денег, их роли в повседневной жизни; способствовать к развитию интереса к получению экономических знаний, активизировать имеющиеся у детей знания о финансовой грамотности и экономике

Скачать:


Предварительный просмотр:

План - конспект урока по окружающему миру 3 класс:

 «Что такое деньги?»

Тип урока: комбинированный

Цель урока: создать условия для осмысления сущности денег, их роли в повседневной жизни; способствовать к развитию интереса к получению экономических знаний, активизировать имеющиеся у детей знания о финансовой грамотности и экономике

Задачи урока:

  1. Образовательные: совершенствовать знания детей в области элементарной экономики, рассмотреть выгоды обмена, объяснить причины появления денег
  2. Воспитательные: формирование системы взглядов на мир;
  3. Развивающие: развитие речи, мышления; совершенствование умственной деятельности: анализ, синтез, классификация, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, выдвигать гипотезы, проверять результаты.

Оборудование к уроку:

  • компьютер
  • видеопроектор, экран
  • презентация
  • м/ф «Как появились деньги”

 1. Организационный момент

 Отгадайте загадки.                                

Для всех мы в обилии

рождаемся на свет. 
У одних нас много,

у других нас нет. (Деньги.)

Маленькая, кругленькая, 

Из кармана в карман скачет. (Монета.)

 

СЛАЙД 1. Изображение денег   

– Правильно, сегодня на уроке мы будем говорить о деньгах.

– Кто-то из вас сейчас может сказать, что такое деньги? (ответы детей)

2. Актуализация знаний Изучение нового материала

СЛАЙД 2. Изображение первобытных людей 

 – Кто перед нами?        

– Как вы думаете, у них были деньги?

– Конечно, нет.

–  А как появились деньги?

– Чтобы ответить на этот вопрос, мы послушаем сообщения ваших одноклассников об истории появления денег.

Выступление детей

Ребенок 1.

Первобытные люди жили в пещерах, одевались в шкуры животных, питались тем, что давала им природа. Через несколько тысяч лет люди уже научились выращивать нужные растения, ткать материю и ковать железо, изготавливать кувшины и горшки, приручили и сделали домашними животных. Для каждого дела нужны были умельцы. Один человек не может сразу шить обувь и ковать железо, строить дома и разводить животных. Люди решили, что одни должны ковать железо, другие – выращивать домашних животных, третьи – охотиться, четвертые – заниматься земледелием.                    

Они стали обмениваться друг с другом различными предметами. Земледельцы меняли зерно и  растительное масло;  гончары -  горшки и кувшины,  кузнецы – наконечники для стрел, ножи,  топоры; скотоводы – быков, овец, шерсть и кожи.

Ребенок 2

Чем больше появлялось разных товаров, тем сложнее их было поменять друг на друга. Например, надо рыбу обменять на корову: во-первых, нужно наловить очень много рыбы, чтобы обмен был равным. Во-вторых, найти человека, которому надо много рыбы. В-третьих, сделать так, чтобы рыба не испортилась. С ценами тоже была чехарда. Сегодня мешок муки можно обменять на 2 топора, а завтра голодный купец даст вам за мешок муки 3 топора.

– Обмен товара на товар называется бартер.        

СЛАЙД 3. БАРТЕР

3. Игра «Появление обмена товаров»

– Давным-давно, когда люди ещё охотились на мамонтов, никаких денег не было. Да они и не нужны были. У людей всё было общее, жили они в пещерах, еду получали от природы – охотились или собирали плоды. А больше им ничего и не требовалось.

– Но время шло, люди выбрались из пещер и стали жить отдельными племенами. Они научились изготовлять копья и топоры, одежду и посуду, строить дома и делать ещё много разных полезных вещей. К тому же они стали чаще встречаться с людьми из других племён. И тут выяснилось, что в одном племени лучше делали что-то одно, а в другом – другое.

– Представьте, например, что вы  охотники из племени Мумба-Юмба                (1 группа детей). У вас замечательные луки со стрелами.

- Вы  племя Тумба-Юмба (2 группа детей)лучше всех умеете ловить рыбу в реке.

- Вы  племя Шипибо  (3 группа детей) занимаетесь земледелием, у вас богатый урожай лука, чеснока, капусты.

- А племя Аймара (4 группа детей) лучше всех делает посуду.

– Подумайте и решите, что необходимо вашему племени. Попробуйте поменяться.

Игра «Обмен товарами»

– У кого получилось поменяться?

– Как и с кем вы менялись? (ответы детей)

– У кого не получилось? Почему?

– Теперь каждому племени необходимо приобрести топор. Для этого решите задачу. Кто решит задачу правильно, получает топор.

 

СЛАЙД 4. Один топор можно обменять на 2 лука, а один лук на 4 глиняных горшка. За 2 глиняных горшка надо отдать 5 пучков лечебной травы. Сколько пучков травы надо собрать, чтобы получить топор? (1 топор – 20 пучков травы)

 

4. Проблемная ситуация

– У всех ли есть посуда, где можно готовить пищу?

– У кого нет продуктов?

– Что же делать? Так можно и с голоду умереть? (предположения детей)

5. Знакомство с появлением первых денег

– Такие непростые ситуации возникали часто. И тогда люди додумались использовать при обмене товары, которые нужны всем, долго хранятся и не портятся, и при этом являются достаточно ценными. Такие удобные для обмена товары и называются деньгами.

– Что это за товары? Хотите узнать?

Просмотр м/ф «Как появились деньги”

– Какими были «первые» деньги? (соляные плитки...)

– В индии тысячу лет назад деньгами были красивые ракушки, где-то в качестве денег использовали шкурки ценных зверей, а где-то – даже шерсть слона.

СЛАЙД 5. Изображение «первых денег»

– Что же вы узнали из м/ф? Везде ли ценились эти деньги?

– Удобно ли их было хранить и расплачиваться? Почему?

– Через несколько десятилетий появились металлические деньги в виде брусков, колец, прутиков, слитков. На Руси существовала обменная монета – серебряная гривна (брусок). Если вещь стоила меньше, то от гривны отрубали кружок.             

– Что же получалось? (рубль)                                                  

– При Иване IV были выпущены деньги, на которых изображался всадник с копьем в руках. Что же появилось? (копейка)

СЛАЙД 6. Изображение первого рубля и копейки

– У металлических денег все же оказался важный недостаток – они тяжелы и занимают немало места. Люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото. Так впервые появились на свет бумажные деньги, на которых написано, какому количеству хранящегося в банке золота они равны.

– В старину на Руси одной из самых мелких малоценных монет был грош – монета 2 копейки. Поэтому об очень бедном человеке говорили, что у него нет ни гроша за душой. А про то, что никуда не годится или совсем не имеет ценности, говорили: ломаного гроша не стоит. И правда, если малоценный грош погнуть, испортить или разломать на части, он уже точно ничего не будет стоить.

СЛАЙД 7. ГРОШ. НИ ГРОША ЗА ДУШОЙ. ЛОМАНОГО ГРОША НЕ СТОИТ

–Где появились первые бумажные деньги? (В Китае)

–Как по-другому называются бумажные деньги? (банкноты, купюры)

6. Обобщение

 – Соотнесите слова из 1 столбика с пояснением из другого.

СЛАЙД 8.

ОБМЕН ТОВАРА НА ТОВАР

     ДЕНЬГИ

УДОБНЫЕ ДЛЯ ОБМЕНА ТОВАРА

     БАНКНОТЫ (КУПЮРЫ)

БУМАЖНЫЕ ДЕНЬГИ

     БАРТЕР

7. Итог занятия (рефлексия)

-Что такое деньги?

-Какие новый термин вы узнали? А что такое бартер?

-Как выдумаете, почему в древности не делали монеты из дерева?

-Представьте, что вы попали на необитаемый остров. Чтобы вы взяли с собой: ПАЛАТКУ, ТЕЛЕВИЗОР, 100 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ. Разрешается взять только что-то одно. (ответы детей)

-Что такое деньги? Какие они бывают?

8. Домашнее задание: доклад о деньгах (Microsoft Office Publisher 2003/2007).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Что такое воздух?", 2 класс

Подробный конспект урока + самоанализ урока....

План - конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Что такое Родина?»

План-конспект урока по окружающему миру в 1 классе "Что такое Родина?", УМК "Школа России", Плешаков А.А....

План-конспект урока по окружающему миру «Что такое хвоинки?» УМК «Школа России» Класс: 1

Цель:         Познакомить учащихся с многообразием хвойных растений,  научить  по  хвое  определять  породу  дерева.        ...

План-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме: Кто такие насекомые?

Урок для учащихся 2 класса по программе "Школа России" под ред. Плешакова А.А....

Конспект урока по окружающему миру, тема: «Что такое Бенилюкс?» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование первоначального представления учащихся о странах Бенилюкса; ознакомление с некоторыми достопримечательностями этих государств.Планируемые результатыПредметные:-...

Конспект урока по Окружающему миру. Тема: "Что такое Бенилюкс?" (3 класс)

Цели деятельности учителя:ознакомление учащихся со странами Бенилюкса.Планируемые результаты:Предметные: знать:что такое Бенилюкс, какие страны входят в него.уметь: работать с картографическим материа...

План-конспект урока по окружающему миру в 1 классе "Кто такие рыбы?"

Цель урока: Знакомство детей с понятием «рыбы»...