Подвижники земли Русской. Первопечатник Иван Фёдоров.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Братковская Наталья Борисовна

Урок окружающего мира 4 класс  " Подвижники земли русской. Первопечатник Иван Фёдоров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvizhniki_zemli_russkoy._pervopechatnik_ivan_fyodorov.docx54.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Подвижники земли Русской. Первопечатник Иван Фёдоров.

Цель: создать условия для обобщения знания по истории книгопечатания, полученные на уроках литературного чтения и окружающего мира; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представлений учащихся о появлении первой печатной книги на Руси, о становлении книгопечатания; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своего Отечества, предмету «Окружающий мир».

1. Организационный этап

Cлайд

1.Подберите к слову успех синоним удача.  

-Назовите на  любую букву слова действия, которые мы будем совершать на уроке (учиться, узнавать, думать, доказывать).

2. Актуализация знаний и мотивация

-Сегодня мы откроем следующую страницу истории нашей страны, будем работать с историческими источниками, выполнять разные задания и по результатам их выполнения -  заполнять контрольные листы, прокладывая мостик между прошлым и будущим.

Контрольный лист

1.Кроссворд

2. Работа  в группе

3.  Самостоятельная работа

3.Постановка проблемы (подготовка к восприятию)

-Вы можете себе представить, что вы пришли учиться в школу, а у вас нет букваря, нет книжек? И как научиться читать, писать считать, если нет ни одного учебника?

А ведь так действительно когда-то было.

-Чтобы узнать, о чем мы будем говорить на уроке, ответим на вопросы теста.

      Кроссворд    ( Работа по группам).

 

1. В помощь князю Дмитрию Ивановичу Сергий отправил этого богатыря. (Пересвет.)

2. Один из городов в северо-восточной части Русских земель. (Тверь.)

3. Название монастыря около города Радонежа в середине XIV века. (Троицкий.)

4. Город, который при Иване Калите стал центром княжества. (Москва.)

5. Название поля, на котором происходила битва с войском Мамая. (Куликово.)

6. В Москву переселялись… (купцы), ремесленники, привлечённые возможностью жить под надёжной защитой.

7. Крепость, обнесённая дубовыми стенами. (Кремль.)

8. Татарский воин, участвовавший в единоборстве, перед битвой на Куликовом поле. (Челубей.)

9. Правитель Орды, который привёл своё войско на Куликово поле. (Мамай.)

10. Как называется мешок, кошель с деньгами, который носили на поясе? (Калита.)

11. Как стали называть князя Дмитрия Ивановича после победы на Куликовом поле? (Донской.)

12. Кто благословил Дмитрия Донского на борьбу с врагом? (Сергий.)

13. Как называется главный храм Руси? (Успенский.)

Слайд

Ключевое слово: ПЕРВОПЕЧАТНИК.

-Заполните контрольный лист. Полностью заштрихуйте наш исторический         мостик, мостик – между прошлым и настоящим.  

У кого есть 1-2 ошибки – заштрихуйте половину мостика.

- Что значит первопечатник?

-Скажите, как вы понимаете значение   слова  подвижники?

-Можно сказать, что первопечатники были подвижниками Руси?

-На какие вопросы вам хотелось бы найти ответы сегодня на уроке?

- Почему возникла необходимость в другом способе изготовления книг?

- Кто был первопечатником в России?

-Является ли книгопечатание величайшим

достижением в истории человечества, культурным наследием?

Тема урока : Подвижники земли Русской. Первопечатник Иван Фёдоров.

  Объясните, как эти даты связаны с историей   книгопечатания.

На доске написаны даты ( карточки):  IX век, 988 год,1445 год, XVI век. 

Слайд

- Скажите, кому поставлен этот памятник? (Кириллу и Мефодию.)

– Как братья способствовали появлению книгопечатания ? (они создали славянскую азбуку, перевели на славянский язык Евангелие – главную книгу христиан.)

988 год

Показывает репродукцию картины «Крещение Руси» В. Васнецова (или В. Перова, или М. Шанькова).

– Как называется это событие?

– Как Крещение Руси связано с историей книгопечатания? (На Руси стала распространяться письменность.)

– Вспомните, как создавались первые книги

– Ребята, а кто переписывал книги? (Монахи.)

– Где и когда велись эти записи? (При монастырях,
в княжеских дворцах.)

– Назовите самую известную летопись Древней Руси. («Повесть временных лет».)

– Кто её написал? (Монах Киево-Печёрского монастыря Нестор.)

          Заполнение таблицы. Рукописная книга

          

                                                  «Рукописная и печатная книги»

линии сравнения

рукописная книга

печатная книга

материал для письма

пергамент

бумага

орудие создания книги

перо

печатный станок

центр изготовления

монастыри;

с XII в. - города

города

помещение для изготовления

мастерская

типография

украшение книг

миниатюра

цветные заставки,

гравюра

1445 год немец, Иоганн Гутенберг предложил  использовать разборный шрифт, буквы назывались литерами ( Сообщение подготовленного ученика).

-Почему возникла необходимость в другом способе изготовления книг? (рукописные книги были очень дорого, росло число читателей, появилась бумага).

Физминутка

Игра на внимание

• Встаньте те, кто знает, что книги, написанные пером и чернилами, назывались рукописными.

• Встаньте те, кто знает, что переписывали книги монахи.

• Встаньте те, кто знает, что писали они древние книги шариковыми ручками.

• Встаньте те, кто знает, что перочинный Ножик был необходим для заточки пера.

• Встаньте те, кто знает, что рукописные книги создавали очень быстро.

• Встаньте те, кто знает, что запись событий из года в год называется летописью.

• Встаньте те, кто знает, что в настоящее время книги изготавливают из древесного волокна.

4.Изучение нового материала

Видеофильм про Ивана Грозного 

Ссылка на видео: http://www.youtube.com/watch?v=ZTaETipRGSs)

-Что показано в этом фрагменте?

Перенесемся в Россию XVІ века   и узнаем, кто же здесь начал первым печатать книги?

-В 16  веке правил первый русский царь Иван Грозный. Границы России расширялись. Возросла потребность в грамотных людях. Книг требовалось больше, переписчики не успевали их писать. Тогда Иван Грозный решил построить в Москве печатный двор, типографию

Работа в  группах

1 группа

1.  Долгое время Иван Федоров жил в Москве, где стал служителем церкви и книжником. Трудно было отыскать книгу, которую он бы не знал. Был Иван хорошим писцом, мог любую букву нарисовать, умел и искусно резать по дереву.

   Часто бывая на Пушечном дворе, научился он литейному делу. Заходил Иван Федоров и к немцам. От них он узнал о печатных станках и буквах – литерах, с помощью которых в немецких землях печатаются книги. И загорелся Федоров желанием самому научиться книгопечатанию. По ночам при лучине принялся он делать свои первые буквы. И добился успехов!

  В 1553 году царь Иван IV приказал строить в Москве особый дом для типографии, но открыта она была только в 1563 году, когда в ней начали работать первые русские печатники Иван Федоров и его помощник  Петр Мстиславцев.

          Иван Федоров жил__________________, где стал служителем__________________________.

Иван был хорошим_______________, мог – нарисовать___________________________, умел и искусно резать по дереву.

    Часто бывая на__________________, научился он литейному делу. От  немцев он  узнал о печатных _______________и буквах – литерах, с помощью которых в немецких землях _______________книги.

По ночам при лучине принялся он ___________________________и добился успехов!

    В 1553 году царь ______________ приказал строить в Москве особый дом для типографии.    В ________________ в ней начали работать первые русские печатники Иван Федоров и его помощник________________________________.  

2 группа

2.Станок, который появился на Печатном дворе,  был прост по своей конструкции. Он состоял из давила и выдвижной доски, на которой помещалась рама с набранным из  букв-литер текстом. Когда нажимали на рычаг, давило опускалось на раму с набором букв, покрытым черной краской. На бумаге, положенной между давилом и набором, получался оттиск – отпечатанная страница.

      Станок, который появился на____________________________,  был прост по своей конструкции.

Он состоял из  ____________ и выдвижной доски, на которой помещалась рама с набранным из  -____________________________.

Когда нажимали на______________, давило опускалось на раму с набором букв, покрытым____________________.

На бумаге получался ______________– отпечатанная страница.

 Шрифт напоминал ________________________и был легко читаемый. Синхронный ______________символов, расстояние, длина и высота строки, поля делали ___________________________красивой и аккуратной.

   Заглавные буквы всегда выделялись______________, а основной текст черным. _________________ буквы украшались _____________и узорами из ______________

3 группа

3. Первая книга, подписанная именами Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца была напечатана 1 марта 1564 года. Эта книга называлась «Апостол» (апостол – в  христианской мифологии: ученик Христа, распространитель его учения)  и была предназначена для богослужений.

            Известно, что на подготовку к печати книги «Апостол» ушёл почти год – с 19 апреля 1563 года до 1 марта 1564 г.  

Бумагу для книги привезли из Франции. Она была тонкая и очень прочная. В книге нет ни одной опечатки.

    Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец сами изготавливали печатные станки, отливали формы для букв, сами набирал из букв слова.

   Эта книга считается первой печатной русской книгой. А мастера, создавшие её, по праву носят имена первопечатников.  

1.Когда была  напечатана  Первая книга?_______________________________________

2.Как она называлась ?______________________________________

3. Для чего предназначена эта книга?_________________________________

4.Сколько времени ушло на подготовку книги?________________________________

5.Откуда привезли бумагу?________________________

6.Какие особенности книги?_______________________________________________________________________

4 группа

4.  В XVII веке Московский печатный двор издал учебники, которые использовались на протяжении многих лет.

1.«Часовник» - сборник молитв, который использовался при богослужении; также по нему на Руси обучали детей грамоте. Стала самым распространенным в то время учебным пособием. По нему учились грамоте многие поколения  детей.

2.«Азбука» – итог труда и таланта создателей ее рукописных предшественников и открытие нашим первопечатником новых путей в работе над книгой.

        Азбуку дополняли различные примеры и грамматические конструкции, учебные тексты, а также молитвы, послания, притчи.

     Эта книга была составлена так, чтобы сделать обучение грамоте быстрым и легким. От изучения букв ученики переходили к чтению слогов. Приводились в этой книге и изречения, начинающиеся на каждую букву, и тексты для чтения».

В XVII веке ________________печатный двор издал учебники, которые  _________________на протяжении многих лет.

_________________- сборник молитв, который использовался при богослужении . По нему учились грамоте ___________________________________детей.

 Азбука была составлена так,  чтобы сделать обучение грамоте _______и _____________.

От изучения ______________ученики переходили к чтению ________________.

Приводились в этой книге___________________, начинающиеся на каждую букву, и _________________для чтения». Азбуку дополняли различные _____________и грамматические конструкции, учебные _______________, молитвы, послания, притчи

5 группа

5.Значение книгопечатания для Руси.

   Первые печатные книги – важнейший памятник истории мировой культуры.

    Они заложили основу новой книжной культуры, на которой развивалась вся последующая культура Нового времени. Введение книгопечатания в России стало началом "новой письменности", "новой азбуки" и новой эпохи в истории книги.

     Начатое как государственное дело, оно приобрело общекультурный просветительский характер.

         Старопечатные книги помогают изучать историю развития государства, историю книгопечатания, исторические события, жизнь людей.

      Благодаря печатной книге знания, накопленные людьми стали распространятся быстрее. Они полнее сохранялись и передавались следующим поколениям людей. Книгопечатание способствовало развитию образования, науки и литературы.

Значение книгопечатания для Руси.

1.Что заложили первые печатные книги?

__________________________________________________________________________________

2.Какой характер приобрело книгопечатание?

__________________________________________________________________________________

3.Что помогают изучать старопечатные книги?

    ________________________________________________________________________________ 4.Чему способствовало книгопечатание?  _____________________________________________________________________________

-Заполните контрольный лист. Полностью заштрихуйте наш исторический         мостик, мостик – между прошлым и настоящим.  

У кого есть 1-2 ошибки – заштрихуйте половину мостика.

  Заполнение таблицы на доске. Печатная книга.

-Чем отличалась рукописная книга от печатной?  

 

5.Закрепление изученного.

Слово – ветер, а письмо – век.                                     

 - Как вы понимаете смысл пословицы?                              

-Скажите, можно ли Ивана Федорова назвать подвижником?

-Почему книгопечатание было важнейшим делом для страны?

– Что обозначает слово «первопечатник»?

- Кто был первопечатником?

-Является ли книгопечатание величайшим  достижением в истории человечества?

-О чём можете рассказать друзьям?

-Как вы оцениваете свою деятельность на урок?

-Каково значение  начала книгопечатания на Руси?

-О чём можете рассказать друзьям?

-Как вы оцениваете свою деятельность на урок?

 

- Прошло уже много лет со дня изобретения первого печатного станка. Помните, сколько труда затратили люди на  изготовление книги, обращайтесь с книгой бережно. Сейчас в современных типографиях почти всё делают машины. Мы должны помнить труд людей, который трудились над этими книгами и бережно относится к их труду.

-Чем мы можем помочь? (бережно относится к учебникам, собирать макулатуру)

-Смогли ли вы ответить на поставленные вопросы:

 

Самостоятельная работа (карточка).  

Оценивание

 1.Какой царь приказал основать в Москве типографию?

1) Иван III      2) Иван Калита     3) Ярослав Мудрый     4) Иван Грозный

 2.Как звали мастера, создавшего в Москве первую типографию?

1) Кирилл     2) Мефодий        3) Иван Фёдоров             4) монах Нестор

 3. Где поставлен памятник Ивану Фёдорову?

1)B Киеве      2)B Москве          3) в Ярославле            4) во Владимире

 4.Когда вышла первая печатная книга на Руси?

l) в 1480 году       2) в 1500 году         З) в 1564 году  4) в 1612 году

5.Какую книгу Фёдоров выпустил первой?

1)«Апостол»       2)  «Азбука»     3)«Богослов»   4 ).Букварь

-Заполните контрольный лист. 

Полностью заштрихуйте наш исторический         мостик, мостик – между прошлым и настоящим.  

У кого есть 1-2 ошибки – заштрихуйте половину мостика.

6.Подведение итогов

Подведение итогов работы на уроке на  оценочных листках.

 7.Домашнее задание

Творческое задание ( задание по выбору)

— Сочините обращение к ученикам школы от имени Ивана Федорова о бережном отношении к книге.

 -Создай свою страницу букваря так, как это сделали бы авторы букваря в ХVI веке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение " Первопечатник Иван Фёдоров".

В начале урока идёт подготовка к чтению, затем знакомство с рукописными книгами  Ивана Фёдорова. Словарная работа, итог урока,рефлексия и д/з....

Первопечатник Иван Фёдоров

Первопечатник Иван Фёдоров, первая печатная книга....

Конспект урока по литературному чтению с презентацией по теме "Первопечатник Иван Фёдоров" для 3 класса

Данная методическая разработка составлена по УМК "Школа России" для 3 класса, тема "Первопечатник Иван Фёдоров", в разработке есть презентация и присутствует ссылка на фрагмент из исторического фильма...

Первопечатник Иван Фёдоров

Первопечатник Иван Фёдоров...

Классный час "Первопечатник Иван Фёдоров"

Разработка для классного часа на тему "Первопечатник Иван Фёдоров". Содержит конспект занятия и компьютерную презентацию. 3 класс....

проверочная работа по литературному чтению в 3 классе "Первопечатник Иван Фёдоров"

Тест составлен к программе по литературному чтению по УМК "Школа России", подойдет для тестирования по другим УМК...

урок литературного чтения с презентацией по теме «Первопечатник Иван Фёдоров» для 3 класса

Методическая разработка урока литературного чтения с презентацией по теме «Первопечатник Иван Фёдоров» для 3 класса...