МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОЕКТ «ПОМОГИТЕ ПТИЦАМ ЗИМОЙ»
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)

Формирование гуманного отношения к природе – основная задача экологического воспитания, которая реализуется путем развития в детях сострадания, сопереживания и сочувствия ко всем живым существам на планете. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pokormi_ptits_zimoy_2022god_2.docx27.17 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРОЕКТ

«ПОМОГИТЕ ПТИЦАМ ЗИМОЙ»

Разработала: учитель начальных классов

Оскреткова Эльвира Ивановна.

Смоленск 2022 г.

Содержание


Введение……………………………………………………………….…3

Основная часть…………………………………………………………..4

Список используемых источников……………………………………..12















Введение

Покормите птиц зимой!

Путь со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

А. Яшин

Формирование гуманного отношения к природе – основная задача экологического воспитания, которая реализуется путем развития в детях сострадания, сопереживания и сочувствия ко всем живым существам на планете. Человек – часть природы, но зачастую именно он оказывает пагубное влияние на окружающий мир. Формирование активной позиции «защитника и друга» мира природы является основой в воспитании экологической культуры дошкольников. Дети особенно впечатлительны и отзывчивы, поэтому, активно включаются во все мероприятия по защите тех, кто в этом нуждается. Важно показать детям, что люди занимают более сильную позицию по отношению к миру природы (например, растения завянут без полива, птицы зимой погибнут от холода и от голода). Поэтому нам следует направить все усилия на то, чтобы все живое на земле развивалось и приносило радость (например, утреннее пение птиц под окном будет приятно тем, кто их кормил зимой, а цветущий цветок на окне порадует тех, кто его поливал).

Полученные знания об окружающем мире должны подкрепляться практической деятельностью и наглядными примерами для того, чтобы дети видели положительный результат своей деятельности и имели желание совершенствовать свои достижения.

Основная часть

Актуальность

Идея проекта «Помогите птицам зимой» была предложена обучающимися 4 класса. В холодные дни птицы ищут себе корм в течение всего дня. Зимой птицам не так страшен холод, как голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. Если птичка не ест зимой 6 часов, то она погибает. Из десяти мелких птиц в суровые зимние холода выживают только две. Поэтому им необходима помощь. Ребята решили спасти от гибели как можно больше птиц и стали думать, как им помочь? Сразу же появилась и цель нашего проекта.

Участники: учитель, ученики 4 класса.

Название и форма итогового мероприятия: проект «Помогите птицам зимой»

Проблема: как мы, можем помочь птицам пережить зиму.

Цель: расширение и обогащение знаний воспитанников о зимующих птицах.

Задачи:

- расширять знания о птицах, зимующих в России;

- изучить птиц, посещающих кормушки: их повадки, и особенности питания;

- провести наблюдения: чем питаются птицы и что влияет на посещаемость ими кормушек;

- развивать любознательность;

- воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе;

- привлечь родителей к процессу изготовления кормушек и подкормки птиц.

Вид проекта: групповой.

Тип проекта: информационно-познавательный, творческий.

Срок реализации проекта: долгосрочный (с 01.12. 2021 г. по 20.01.2022 г.)

Прогнозируемые результаты:

Обучающиеся:

- сформированы элементарные представления о зимующих птицах, их повадках и особенностях питания;

- дети любознательны и проявляют интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы;

- проявляют заботу о птицах в трудный зимний период.

Учитель:

- ведёт активную работу по экологическому воспитанию детей;

- использует различные формы и методы работы, интеграцию образовательных областей;

- распространяет и обобщает опыт.

Использованные в работе педагогические технологии:

- развивающего обучения;

- проблемного обучения;

- обучение в сотрудничестве;

- игровые;

- здоровьесберегающие;

- ИКТ.

Этапы реализации проекта.

1 этап – подготовительный:

- обсуждение целей и задач учителем, детьми;

- создание необходимых условий для реализации проекта;

- перспективное планирование проекта.

2 этап – основной:

- внедрение в образовательный процесс методов и приёмов на расширение знаний обучающихся о зимующих птицах;

- продуктивная деятельность детей.

3 этап – заключительный:

- презентация проекта;

- оформление отчёта «Дневник наблюдений»

.Планирование проектной деятельности.

1 этап: Построение плана исследования и определение источников информации.

Основопологающий вопрос

Как живется птицам зимой?

Три проблемных вопроса

  1. Почему птицы остаются зимовать?

2. Будут ли птицы пользоваться помощью человека?

3. Влияет ли правильная подкормка на видовой состав птиц, прилетающих к кормушкам?

Учебные вопросы

- Какие птицы остаются зимовать?

- Почему им не страшны морозы?

- Какие птицы зимуют в нашей местности?

- Почему птицы зимой прилетают ближе к жилью человека?

- Какую помощь люди оказывают зимой?

- Из чего можно сделать кормушку?

- Как правильно подкармливать птиц зимой?

- Как мы заботимся о птицах зимой?


Мероприятия, направленные на реализацию подготовительного этапа проекта

«Помогите птицам зимой».

Мероприятия

Ответственные

1.

Изучение интереса детей для определения целей проекта.

учитель

2.

Подбор и анализ методической и художественной литературы для всех участников проекта

учитель

3.

Создание развивающей предметно-пространственной среды для реализации проекта: иллюстрации, картины, пособия, дидактические игры, материалы для творческой и деятельности детей и взрослых  

учитель

5.

Разработка перспективного плана реализации проекта

учитель

В ходе проекта

подобрали книги о птицах;

- создали дневник наблюдения о птицах у кормушек и поместили его в уголок природы;

- изготовили и поместили макет кормушки в уголок природы ;

- подобрали трафареты птиц для свободного рисования;

- создали картотеку подвижных игр, считалок.


2 этап. Основной

Мероприятия, направленные на реализацию основного этапа проекта

«Помогите птицам зимой».

Виды деятельности

Содержание

Участники проекта

1

2

3

4

5

5

6

7

7

8

Игровая

Учитель,

обучающиеся

Коммуникативная

Тематическое занятие

Беседы на тему

Составление творческих рассказов на тему

Ситуативный разговор

«Зимующие птицы»

Цель: закрепление знаний о зимующих птицах в наших краях.

«Птицы зимой», «Забота о зимующих птицах»

Цель: дать представление о том, как зимуют птицы, чем им могут помочь люди.

«Расскажи, как вы делали кормушку»

Цель: развивать связную речь, совершенствовать умение составлять рассказ-описание.

«Что мы знаем о птицах?», «Как живут наши пернатые друзья зимой?» «Жалобная книга птиц»

Цель: повторить основные правила поведения на природе, дать представления об особенностях образа жизни птиц в зимний период.

Учитель,

обучающиеся

Учитель,

обучающиеся,

родители

Учитель,

обучающиеся

Двигательная

Физкультминутки

Гимнастика для глаз

Подвижные игры

«Скачет шустрая синица», «Снегири», «Про птиц»

Цель: способствовать оздоровлению детей через смену деятельности.

«Птичка полетела вверх»

Цель: снятие зрительного напряжения.

«Совушка», «Собачка и воробьи», «Перелет птиц», «Стайка»

Цель: развивать ритмическую и выразительную речь, координацию движений; учить выполнять двигательные задания, стремиться к достижению цели; активизировать словарь по теме «Птицы»;

Учитель,

обучающиеся

Изобразительная

Выставка детских рисунков

Рисование

Аппликация

Лепка

«Птицы зимой»

Цель: учить детей выражать свое отношение к птицам через творчество.

«Снегирь»

Цель: закреплять умение вырезать части предмета разной формы, составлять из них изображение.

«Наши пернатые друзья»

Цель: учить передавать образ птиц в лепке, развивать мелкую моторику.

Учитель,

обучающиеся

Познавательно-исследовательская

Заготовка корма для птиц

Ведение дневника наблюдений за птицами

Создание картотеки считалок о птицах

Создание книги

«Птичья столовая»

Цель: дать знания о том, как правильно кормить птиц, какой корм они больше всего любят, а что ни в коем случае нельзя давать птицам.

« Дневник наблюдений за птицами у кормушек»

Цель: наблюдение за посетителями кормушек и выявление условий, влияющих на численность и видовой состав птиц.

«Считалочка»

Цель: развитие логического мышления, памяти, речи.

«Птицы нашего края»

Цель: развивать умение находить нужную информацию из разных источников, воспитывать бережное отношение к птицам.

Учитель,

обучающиеся

Учитель,

обучающиеся

Учитель,

обучающиеся

Учитель,

обучающиеся

родители

Музыкальная

Слушание музыки

«Песня птички», «Песнь жаворонка» П. Чаковский, «Мы хотим, что бы птицы пели», «В мире животных», «Птицы мои птицы», «Пляска птиц» (из оперы «Снегурочка») Н. Римского-Корсакова

Цель: обогащать впечатления детей, способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, словарного запаса.

Учитель,

обучающиеся

музыкальный руководитель

Восприятие художественной литературы

Пословицы и поговорки, потешки, загадки

Чтение рассказов, стихов и заучивание стихотворения наизусть

Русский фольклор.

В.Бианки «Сова», И.Тургенев «Воробей», В. Бианки «Чей нос лучше?», «Лесные домишки», А. Барков «Голоса леса», И. Поленов «Синичкины кладовки», Г.Серебрицкий «Берегите птиц».

«Покормите птиц зимой!» А. Яшин

Цель: развивать память, речь, учить читать стихотворение выразительно.

Учитель,

обучающиеся

Конструирование

Изготовление кормушек

Оригами

Конструирование из природного материала

«Столовая для птиц»

Цель: формировать заботливое отношение к птицам.

«Зимующие птицы»

Цель: учить делать поделку из бумаги путем складывания, стремиться к достижению результата, активизировать познавательные способности, воспитывать доброе отношение к объектам живой природы, желание оказать посильную помощь.

«Птицы»

Цель: учить делать поделку, состоящую из природного материала, объединяя его для достижения результата, развивать воображение творчество, воспитывать доброе отношение к объектам живой природы.

Учитель,

обучающиеся

родители

Учитель,

обучающиеся

Учитель,

обучающиеся


3 этап. Заключительный

- отчет «Дневник наблюдений»;

- участие в акции «Покормите птиц - 2022»;

- презентация проекта на неделе педагогического мастерства, проводимой в учреждении.

Итоги проекта:

В ходе реализации проекта «Наша помощь птицам зимой» у детей обогатились знания о зимующих птицах нашего края, их повадках и особенностях питания. Воспитанники узнали, что у большинства видов птиц любимый корм нежареные подсолнечные семечки. Наблюдая за птицами у кормушек, сделали вывод, что каждому виду птиц нравится определенная кормушка. Заметили, что чем больше кормушка, тем крупнее птицы будут прилетать. Поняли, что для привлечения разных птиц, нужен разнообразный корм.

Дети всегда с большим удовольствием принимали участие в подкормке и с интересом наблюдали за птицами, которые прилетели к нам в гости за угощением. Я надеюсь, мои ученики всегда будут помнить, как трудно птицам зимой и будут им помогать.Птицы - наши друзья! Теперь им не страшны холода и морозы, ведь мы всегда сможем прийти на помощь братьям нашим меньшим.



Список использованных источников:


Автор: Васильева Анна «Птицы в городе». Издательство: Манн, Иванов и Фербер,2020

Автор: Пеллиссье Каролин, Аладжиди «Живая природа.За городом». Издательство: Манн, Иванов и Фербер,2020.

Автор: .Юваль Зоммер: «Большая книга птиц». 2019 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Помоги птицам зимой"

Зимой гибнет много птиц, особенно в морозы. Холодно, для жизни нужно много энергии, а корм недоступен под снегом и льдом. Птицам нужна помощь людей. К тому же покормить птиц - несложный и очень приятн...

ПРОЕКТ "ПОМОГИ ПТИЦАМ ЗИМОЙ"

ОПИСАНИЕ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ...

Проект "Помоги птицам зимой!"

Проект по внеурочной работе,направленный на формирование гуманной,социально-активной личности, способной понимать и любить окружаюую природу ....

Педагогический социальный проект «Помоги птицам зимой» (1 класс)

Данный проект "Помоги птицам зимой" первый шаг к приобретению обучающимися знаний о природе, которая окружает их, развитию практических умений и навыков, необходимых для ответственного отношения к при...

Проект "Помоги птицам зимой". Выполнили ученики 1 класса.

Проект "Помоги птицам зимой" выполнен учениками 1 класса. Проект состоял из четырех этапов: погружение, организации деятельности, осуществление деятельности, презентации. Паспорт проекта прилагается. ...

Экологический проект: "Помогите птицам зимой"

Приобщение школьников к организации практической деятельности по оказанию помощи птицам в зимний период...

Проект "Помогите птицам зимой"

Совместно со вторым педагогом (Сонкиной Т.А.) реализовали проект на базе нашей школы и по итогам его проведения была составлена презентация. (пришлось немного уменьшить количество слайдов, для вместит...