Семейный бюджет
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Прохорова Ольга Андреевна

Конспект урока по окружающему миру 3 класс Школа России "Семейный бюджет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynyy_byudzhet.docx21.66 КБ
Файл semeynyy_byudzhet.pptx1.25 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛИЦЕЙ №2 ИМЕНИ В.В. ТИХОНОВА»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПАВЛОВСКИЙ ПОСАД

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

_________________________________________________________________

Конспект урока окружающий мир

на тему: «Семейный бюджет»

(3 класс)

Подготовила и провела:

учитель начальных классов

Барабанова Ольга Андреевна

г.о. Павловский Посад

2022г.

Тема: «Семейный бюджет».

Цель: подготовка обучающихся к овладению элементарными практическими навыками по планированию семейного бюджета, воспитание гражданской компетенции в области экономических знаний.

Задачи:

Образовательные: 

-создать условия для ознакомления обучающихся с понятием «семейный бюджет»;

-закрепить понятия «бюджет», «доходы», «расходы», «налоги», «денежные единицы».

Развивающие: 

-способствовать развитию познавательного интереса, речи, логического мышления обучающихся;

-способствовать овладению практическими навыками распределения семейного бюджета.

Воспитательные: 

-содействовать воспитанию мотивации к обучению, экономного отношения к семейному бюджету, чувства милосердия, умений выслушивать мнения товарищей, работать в группах и в коллективе.

Оборудование: презентация, карточки с заданиями, памятки, плакат для рефлексии.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Ребята, сегодняшний урок я хотела бы начать с игры «Добрый день». Мне очень хочется пожелать доброго дня всем и каждому. Я буду говорить слова «добрый день», назову кого-то из нашего класса, а те, кого я назову помашут мне рукой. Это будет означать, что вы меня услышали и ответили на моё приветствие. Попробуем:

- Добрый день девчонкам!

- Добрый день мальчишкам!

- Добрый день всем, кто любит помогать друзьям!

- Добрый день всем, кто будет сегодня внимательным, старательным, сообразительным!

II. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос:

– Какое слово в переводе с греческого языка означает «правила ведения домашнего хозяйства»? (Экономика.)

– А какие темы мы с вами изучили в разделе «Что изучает экономика»?

– О чём мы говорили на прошлом уроке окружающего мира? (О государственном бюджете.)

– Что такое бюджет? (Это план расходов и доходов.)

– Как называются деньги, которые поступают в бюджет? (Доходы.)

– Как называются деньги, которые тратятся из бюджета? (Расходы.)

– Как называются платежи, которые граждане и организации обязаны вносить в бюджет государства? (Налоги.)

– На что расходуется государственный бюджет? (На образование, здравоохранение, на содержание армии и полиции, на науку и культуру, на охрану природы, на выплату пенсий и пособий.)

III. Введение в тему.

-Ребята, чтобы узнать тему нашего урока, вы сейчас поработаете в парах и разгадаете кроссворд, узнаете ключевое слово.

Вопросы:

1.Деньги, которые тратят, на те или иные нужды (расход).

2.Стоимость одной вещи (цена).

3.Правила, законы ведения хозяйства это – (экономика).

4.Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги (деньги).        

5.Слово “бюджет” в переводе с английского языка означает (денежная) сумка.

После работы в группах обсуждение правильных ответов обучающихся.

Эталон кроссворда открывается на доске.

IV. Изучение нового материала.

-Назовите слово, которое получилось у вас ключевым! (семья)

-Что такое семья? (Группа, живущих вместе родственников).

-Как вы думаете, есть ли бюджет у каждой отдельной семьи? (Да).

-Ребята, как вы думаете, с каким бюджетом мы сегодня познакомимся? (Семейный бюджет).

-Чтобы правильно вести семейное хозяйство, нужен план расходов и доходов, что и называется «Семейный бюджет»

-Кто из взрослых в вашей семье зарабатывает деньги? Каким образом?  

-Вы знаете, из чего может складываться государственный бюджет?

-А как вы думаете, из чего   складывается семейный бюджет?  (Доходов и расходов).

-Какие доходы могут поступать в семейный бюджет?  (Заработная плата, пенсия, стипендия пособие).  

-Ребята, кроме перечисленных доходов есть еще, доходы, которые могут поступать в семью: прибыль, гонорар, рента. Значение этих слов и их понятие вы найдете в толковом словаре.

- Давайте, ребята, распределимся в группы, работу продолжим в группах.  

Задание: найти в толковом словаре прибыль– 1группа, гонорар– 2 группа, рента -3 группа.   Каждая группа зачитывает из словаря определение. На доску вывешиваются новые термины:

Прибыль - получает работник от работы фирмы или своего частного хозяйства

Гонорар – это вознаграждение, которое получает писатель за свои книги или артист за свои выступления

Рента – это доход за собственность, отданную на временное пользование другому лицу за регулярную выплату (это может быть сдача квартиры в аренду, машины, мебели и т.д.)

-Какие расходы обязательны ежемесячно?

-Сделайте вывод, из чего складывается семейный бюджет.

-Чтобы лучше понять тему урока мы поиграем в семейный бюджет.

V. Практическая работа. (Работа в группах.)

Физминутка.

Учитель называет статьи расходов – дети приседают, статьи доходов – хлопок руками.

(Заработная плата, ремонт, мойка автомобиля, пенсия, пособие, новая кукла, плейстейшен 5, стипендия).

– А на что семья тратит деньги?

- Какие у семьи расходы? Это предстоит вам выяснить, выполняя практическую работу.

Класс делится на группы – «семьи».

– У вас, у каждой «семьи», на партах лежат листочки с названиями товаров и услуг. Выберите те товары, которые вы посчитаете необходимыми приобрести на месяц. Не забудьте, что существует ряд услуг, которыми мы пользуемся каждый месяц. Их надо обязательно включить в расходы.

А теперь посмотрите на карточки, где проставлены цены товаров и услуг в сказочных «денежках». На своих листах проставьте цены выбранных вами товаров и услуг.

Лекарства – 3 д.

Продукты – 40 д.

Одежда – 20 д.

Обувь – 10 д.

Бытовая химия – 2 д.

Транспорт – 10 д.

Велосипед – 40 д.

Музыкальная (спортивная) школа – 5 д.

Книги – 2 д.

Компьютер – 70 д.

Игрушки – 3 д.

Платежи и налоги – 20 д.

Видеокассеты (диски) – 3 д.

Посещение театра, цирка – 5 д.

Туристическая поездка – 20 д.

– Сложите все денежки. Какая сумма у вас получилась?

– А теперь я вам скажу, что бюджет вашей семьи рассчитан на 100 денежек в месяц.

– У кого сумма больше этой цифры?

– Что образовалось в вашем бюджете? (Дефицит, нехватка средств, денег.)

– У кого сумма меньше 100 денежек? Что вы смогли сделать? (Отложить сбережения.)

– Конечно, это всё условные цифры. Но что делать, если мы не укладываемся в бюджет? Что можно сократить? Где можно сэкономить?

Памятка для сохранения семейного бюджета:

– Чтобы доходы семейного бюджета были больше расходов, нужно… трудиться. Ведь недаром говорят: «Без труда – не выловишь и рыбку из пруда».

VI. Продолжение изучения нового материала.

Обобщающая беседа.

– Мы с вами просто поиграли в семейный бюджет. А теперь представьте ваших родителей, которые не играют, а каждый месяц зарабатывают деньги и рассчитывают: на что их потратить в первую очередь, а с чем подождать.

Поэтому не обижайтесь, если вы слышите в ответ на свою просьбу: «Сейчас на это нет денег». Это не значит, что у мамы или папы нет денег в кошельке, – они есть, но не для этого. Ваши родители рассчитали, какие суммы куда пойдут в течение месяца. Ваша просьба может быть выполнена или в ущерб питанию, или в ущерб еще каких-то покупок. А может быть, родителям даже придется занимать деньги. Поэтому прежде, чем обижаться и требовать чего-то, поговорите с родителями и подсчитайте ваш семейный бюджет.

У нас с вами появился небольшой опыт составления семейного бюджета.

– Бывает очень приятно, когда на работе дают премию. За что ваши родители могут получить премию?

– Бывает, что на день рождения гости дарят человеку деньги. Это является доходом?

– Представьте, что на день рождения вы получили довольно большую сумму денег. Как бы вы их потратили? Составьте план своих расходов.

Больше работаешь – лучше живёшь,

Лучше живёшь – больше людям даёшь,

Старым и малым, и тем, кто в нужде.

А будет нужно – помогут тебе.

Помни, мой друг, – в делах не зевай,

Прибыль свою и страны умножай.

Прибыль – трудам и уменью награда.

Как получить её? Думать тут надо.

Сложно? Не просто! Но ты уж прости,

В жизни у нас нет другого пути.

VII. Закрепление изученного материала.

Работа с учебником (с. 75–77).

VIII. Итог урока.

-Что нового вы сегодня узнали на уроке?

-Чему научились?

-Для чего нужно уметь составлять семейный бюджет?

Чтобы правильно вести домашнее хозяйство, нужен план доходов и расходов – семейный бюджет.

IX. Рефлексия.

-А теперь оцените свою работу на уроке с помощью наших смайликов:

зеленый – я все понял! У меня все получилось!

желтый – мне многое было понятно!

красный – мне нужна помощь! Я многое не понял!

X. Домашнее задание: А дома вы теперь поможете родителям составить семейный бюджет своей семьи.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

. Подготовила и провела: учитель начальных классов Барабанова Ольга Андреевна Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №2 имени В.В. Тихонова» городского округа Павловский Посад Московской области

Слайд 2

. ЗАГОЛОВОК КРОССВОРД 1. 2. 3. 4. 5.

Слайд 3

. ЗАГОЛОВОК КРОССВОРД 1. Р А С Х О Д 2. 3. 4. 5.

Слайд 4

. ЗАГОЛОВОК КРОССВОРД 1. Р А С Х О Д 2. Ц Е Н А 3. 4. 5.

Слайд 5

. ЗАГОЛОВОК КРОССВОРД 1. Р А С Х О Д 2. Ц Е Н А 3. Э К О Н О М И К А 4. 5.

Слайд 6

. ЗАГОЛОВОК КРОССВОРД 1. Р А С Х О Д 2. Ц Е Н А 3. Э К О Н О М И К А 4. Д Е Н Ь Г И 5.

Слайд 7

. ЗАГОЛОВОК КРОССВОРД 1. Р А С Х О Д 2. Ц Е Н А 3. Э К О Н О М И К А 4. Д Е Н Ь Г И 5. Д Е Н Е Ж Н А Я

Слайд 8

СЕМЬЯ .

Слайд 9

СЕМЕЙНЫЙ БЮЖДЕТ .

Слайд 10

ДОХОДЫ, О КОТОРЫХ НАМ НУЖНО УЗНАТЬ… 1 ГОНОРАР 2 РЕНТА 3 ПРИБЫЛЬ .

Слайд 11

Физкультминутка .

Слайд 12

Список: Лекарства – 3 д. Продукты – 40 д. Одежда – 20 д. Обувь – 10 д. Бытовая химия – 2 д. Транспорт – 10 д. Велосипед – 40 д. Музыкальная (спортивная) школа – 5 д. Книги – 2 д. Компьютер – 70 д. Игрушки – 3 д. Платежи и налоги – 20 д. Видеокассеты (диски) – 3 д. Посещение театра, цирка – 5 д. Туристическая поездка – 20 д. .

Слайд 14

ПОМНИ… Больше работаешь – лучше живёшь, Лучше живёшь – больше людям даёшь, Старым и малым, и тем, кто в нужде. А будет нужно – помогут тебе. Помни, мой друг, – в делах не зевай, Прибыль свою и страны умножай. Прибыль – трудам и уменью награда. Как получить её? Думать тут надо. Сложно? Не просто! Но ты уж прости, В жизни у нас нет другого пути.

Слайд 15

ОЦЕНИ СВОЮ РАБОТУ НА УРОКЕ зеленый – я все понял! У меня все получилось! желтый – мне многое было понятно! красный – мне нужна помощь! Я многое не понял!

Слайд 16

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час. Семейный бюджет

Классный час о сохранении семейного бюджета для уч-ся начальной школы...

презентация " Семейный бюджет"

Материал к классному часу о семейном бюджете...

Урок по теме "Семейный бюджет"

Урок по окружающему миру  в 3 кассе по учебно-методическому комплекту  "Школа России". На уроке используется презентация и мультимедиа. Урок посвящается изучению нового материала. Цель урока...

Урок окружающего мира в 3 классе Тема : Семейный бюджет

Тема урока: Семейный бюджет(3 класс)Цели урока:- познакомить с понятием «семейный бюджет»; выявить правила сложения многозначных чисел.- воспитывать у учащихся экономное отношение к семейному бю...

Урок окружающего мира в 3 классе по теме: "Семейный бюджет"

Главной целью данного урока является - знакомство детей с понятием "семейный бюджет"....

Презентации к урокам окружающего мира в 3 классе по темам "Государственный бюджет" и "Семейный бюджет"

Данные презентации созданы для учеников 3 класса, занимающихся по учебнику А.А.Плешакова "Окружающий мир" с целью: создание условий для знакомства с новыми терминами: бюджет, расходы, доходы...

Конспект и презентация открытого урока по теме: Анализ семейного бюджета. Проект: «Из чего складывается бюджет семьи».

Тема: Анализ семейного бюджета. Проект: «Из чего складывается бюджет семьи».Цель: формирование представления о структуре семейного бюджета.Задачи: сформировать у обучающихся первоначальное...