"Средства информации и связи" окружающий мир УМК"Перспектива"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Шептура Ольга Николаевна

Конспект урока составлен с использованием интерактивных форм работы, что позволяет детям в полной мере включиться в образовательный процесс и с интересом получать новые знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sredstva_informatsii_i_svyazi.docx30.18 КБ
Файл rabochiy_list.docx73.33 КБ
Файл sredstva_informatsii.pptx2.01 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира

3  класс.

Тема: Средства информации и связи
Цель: 
дать учащимся представление об информационном процессе передачи информации, ознакомить со схемой передачи информации 

Задачи урока:

Образовательные:

- изучить и закрепить основные понятия: телефон, телеграф, интернет и т.д.

- сформировать понятие о способах передачи информации на разных этапах развития человечества;

Развивающие:

- развивать наблюдательность и внимание детей, умение анализировать, делать выводы;

- активизировать словарный запас.

Воспитательные:

- воспитывать информационную культуру учеников ;вызвать интерес к данной теме;

Планируемые результаты

 Предметные умения

  • учащиеся научатся различать средства связи, используемые в личной и общественной жизни; средства связи и средства массовой информации; осознавать роль средств массовой информации в жизни людей;
  • будут сформированы представления о способах передачи информации в старину и в современном мире.

Личностные УУД:

-  развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.


Регулятивные УУД:

- принять учебную задачу, сохранить ее, действовать в соответствие с ней,

- работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;

- формулировать вопрос (проблему, затруднение) с которым столкнулись, предвидеть возможности получения конкретного результата при решении разных заданий, осуществлять пошаговый контроль своих действий, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.

Познавательные УУД:

- ставить и формулировать проблемы;

- использовать полученные знания и умения о средствах информации и связи для решения проблем творческого и поискового характера;

- обобщать полученную информацию;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД:

- включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

 - высказывать мотивированное суждение по теме урока

Ход урока

Этапы урока

Материал ведения урока

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Проверьте готовность своего рабочего места.

Проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой на урок.

2.Актуализация знаний.

3. Мотивация

4. Постановка темы и задач. (1 мин)

Один человек когда-то сказал: «Изобретательство весьма подозрительно, поскольку оно всегда означает нарушение правил»

Давайте вспомним о каких изобретениях человека мы говорили с вами на прошлом уроке. Для этого выполните задание № 1 в вашем рабочем листе. Расшифруйте анаграмму, запишите полученные слова, найдите лишнее слово, работа в парах.

Лётосам, вайтрам, товабус, нитспук, хопарод, депоз (Одна пара озвучивает правильные ответы)

Что вы сейчас перечислили?

Какое слово лишнее?

Почему?

Сегодня мы с вами продолжим совершенствовать свои знания об изобретениях человечества. А о чём конкретно будем говорить на уроке попробуйте догадаться, внимательно рассмотрев слайд 1.

- Назовите эти предметы.

- Для чего они нужны?

Составьте предложение из слов сформулируйте и запишите  в рабочем листе тему урока.

Информации, связи, и, средства

Какие задачи на урок мы сегодня поставим?

- Узнать, какие бывают средства информации и связи и каким образом они передают информацию

- Изучить и закрепить основные понятия: источник, приемник информации, канал связи, помехи;

- Сформировать понятие о способах передачи информации на разных этапах развития человечества

Работа в парах

Самолёт, трамвай, автобус, спутник, пароход, поезд.

Название транспортных средств.

Спутник

Ответы детей

Средства информации и связи.

Ответы детей

3. Работа по теме урока, в группах (15 мин)

Физкультминутка

Закрепление полученных знаний

7.Рефлексия (3 мин)

8. Самооценка (1 мин)

9. Домашнее задание (2 мин

Передача информации – физический процесс, с помощью которого осуществляется перемещение информации в пространстве. 

Как вы думаете, что нужно человеку, чтобы передавать и получать информацию? (слайд 3)

 Понятие “передача информации” предполагает наличие, по крайней мере, двух объектов – источника информации и ее потребителя, приёмника информации.

Также для передачи информации необходимо наличие среды (канала связи).

Итак, цель нашего урока в том, чтобы как можно дольше узнать о старинных и современных средствах информации и связи, а ещё вам предстоит узнать, что является средствами массовой информации и для чего они нужны.

Чтобы получить необходимые нам знания, давайте обратимся к нашему учебнику.

Работать будем в группах. Откройте учебник на стр 40., используя информацию учебника заполните таблицу.

1ряд (1 группа) заполнит таблицу Старинные средства информации и связи.

  1. Старинные средства информации и связи.

Средство связи и информации

Откуда сигнал?

(Передатчик  информации)

Органы чувств, участвующие (приемник информации)

Кто(что) принимает информацию? (Приемник информации)

Колокольный звон

Человек 1

Слуховая

Человек 2

Гонцы

Человек 1

Осязательная

Человек 2

Ямская гоньба

Человек 1

Осязательная

Человек 2

2 ряд (2 группа) – таблицу Современные средства информации и связи.

  1. Современные средства информации и связи.

Средство связи и информации

Откуда сигнал?

(Передатчик  информации)

Органы чувств, участвующие (приемник информации)

Кто(что) принимает информацию? (Приемник информации)

Телефонная связь

Телефон 1

Слуховая

Телефон 2

Телевизионная связь

Телевизионная станция

Зрительная, слуховая

Телевизор

Интернет

Компьютер 1

Зрительная, слуховая

Компьютер 2

3 ряд (3 группа) – таблицу Средства массовой информации.

Средство связи и информации

Откуда сигнал?

(Передатчик  информации)

Органы чувств, участвующие (приемник информации)

Кто(что) принимает информацию? (Приемник информации)

Газеты, журналы

Типография

Зрительная

Человек

Радиосвязь

Радиостанция

Слуховая

Радиоприемник

Телевизионная связь

Телевизионная станция

Зрительная, слуховая

Телевизор

Группы соберитесь вместе и обсудите то, что у вас получилось.

Теперь составьте рассказ, пользуясь данными своей таблицы по плану.

1.Когда?

2.Какие средства связи?

3.Насколько удобно?

4.Почему?

- Какие недостатки были у старинных способов передачи информации, о которых мы говорили?

-Какие преимущества у современных способов передачи информации?

А теперь закрепим полученные знания и узнаем что-то новенькое…

Догадайтесь, о чем идет речь

Что за чудо, что за ящик?

Сам- певец и сам- рассказчик,

И к тому же заодно

Демонстрирует кино. (Телевизор).

Еще в 1884 и 1906 годах ученые изобрели устройства, которые в будущем стали основой механического телевидения. Первый телевизионный приемник изобрел Макс Дикманн в 1907 году с экраном всего лишь 3 на 3 см. Частота развертки у этого приемника была 10 кадров в секунду.

Где найти подружку Олю

И узнать, что было в школе?

Прочитать про все на свете?

Ну, конечно, в …. (Интернете).

В 1969 году в США начала функционировать первая в мире компьютерная сеть.
Она положила начало формированию всемирной компьютерной сети Интернет. Сеть Интернет дает пользователю неограниченные возможности как для общения с другими людьми, так и для получения любой интересующей его информации.)

Это- чудо-аппарат,

Донесет быстрее ветра

Голос друга, даже если

Друг- за сотни километров. (Телефон).

- Помимо обычных телефонов - домашних, сотовых, появились космические телефоны, которые могут звонить прямо через спутник.

Специальный космический есть аппарат,

Сигналы на Землю он шлет всем подряд.

Как одинокий таинственный путник,

Летит по орбите искусственный… (спутник).

Самый первый искусственный спутник Земли был запущен 4 октября 1957 года в нашей стране, которая называлась тогда СССР. Сейчас спутников много, они обеспечивают связь при помощи радиосигналов между жителями планеты, между компьютерами, автомобилями, кораблями и самолетами.

Есть послушный коробок.
Удивительный дружок.
Включишь – громко говорит.
Тумблер повернёшь – молчит. (Радио)

Слово «радио» в переводе с латинского radiare означает «излучать, испускать лучи». Основой радио являются электромагнитные волны. День рождения радио отмечается в нашей стране 7 мая. В этот день в 1895 году российский физик Александр Попов осуществил первый в мире сеанс радиосвязи с помощью созданного им радиоприемника.

Александр Попов впервые разработал радио, способное принимать азбуку Морзе

Первый телеграфный аппарат придумал Павел Шиллинг, за ним - Сэмюэль Морзе в 1837 году, он же изобрел и специальную азбуку. Вместо букв алфавита передавались сигналы: длинные («тире») и короткие («точки»). Телеграф передавал сообщения на дальние расстояния.

Попробуйте расшифровать слово на «морзянке».

•••  •−−  •−•−  −−••  −••−  

  1. -   •   • - • •   •   • • - •  - - -   - • (телефон)
  2. -   •   • - • •   •   - - •  • - •   • -   • • - •  (телеграф)
  3. • •    - •    -   •   • - •    - •   •   - (интернет)

Как мы можем назвать и телефон, и телеграф, и интернет…

Слушают доклады одноклассников

Выполняют движения

Сообщение ученика

Сообщение ученика

Сообщение ученика

Сообщение ученика

Сообщение ученика

Средства информации и связи



Предварительный просмотр:

1ряд

ФИ__________________________________________________________________________

Тема урока:___________________________________________________________________

  1. Расшифруйте анаграмму, запишите полученные слова, обведите лишнее слово, работа в парах.

Лётосам, вайтрам, товабус, нитспук, хопарод, депоз

_________________________________________________________________________

  1. Дополните предложения

Зрительная информация – глаза

Слуховая информация - __________________

Обонятельная информация - _______________

Вкусовая информация - ___________________

Осязательная информация - ________________

  1. Старинные средства информации и связи.

Средство связи и информации

Откуда сигнал?

(Передатчик  информации)

Органы чувств, участвующие (приемник информации)

Кто(что) принимает информацию? (Приемник информации)

Колокольный звон

Гонцы

Ямская гоньба

  1. Расшифруйте слово

-   •   • - • •   •   • • - •  - - -   - •

2 ряд

ФИ__________________________________________________________________________

Тема урока:___________________________________________________________________

  1. Расшифруйте анаграмму, запишите полученные слова, обведите лишнее слово, работа в парах.

Лётосам, вайтрам, товабус, нитспук, хопарод, депоз

_________________________________________________________________________

  1. Дополните предложения

Зрительная информация – глаза

Слуховая информация - __________________

Обонятельная информация - _______________

Вкусовая информация - ___________________

Осязательная информация - ________________

  1. Современные средства информации и связи.

Средство связи и информации

Откуда сигнал?

(Передатчик  информации)

Органы чувств, участвующие (приемник информации)

Кто(что) принимает информацию? (Приемник информации)

Телефонная связь

Телевизионная связь

Интернет

  1. Расшифруйте слово

-   •   • - • •   •   - - •  • - •   • -   • • - •  

3 ряд

ФИ__________________________________________________________________________

Тема урока:___________________________________________________________________

  1. Расшифруйте анаграмму, запишите полученные слова, обведите лишнее слово, работа в парах.

Лётосам, вайтрам, товабус, нитспук, хопарод, депоз

_________________________________________________________________________

  1. Дополните предложения

Зрительная информация – глаза

Слуховая информация - __________________

Обонятельная информация - _______________

Вкусовая информация - ___________________

Осязательная информация - ________________

  1. Средства массовой информации.

Средство связи и информации

Откуда сигнал?

(Передатчик  информации)

Органы чувств, участвующие (приемник информации)

Кто(что) принимает информацию? (Приемник информации)

Газеты, журналы

Радиосвязь

Телевизионная связь

  1. Расшифруйте слово

• •    - •    -   •   • - •    - •   •   -


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Изобретательство весьма подозрительно, поскольку оно всегда означает нарушение правил»

Слайд 2

Информации, связи, и, средства

Слайд 3

Средства информации и связи

Слайд 4

Передача информации – физический процесс, с помощью которого осуществляется перемещение информации в пространстве.

Слайд 5

Зрительная информация – глаза Слуховая информация - уши Обонятельная информация - нос Вкусовая информация - язык Осязательная информация - кожа Информацию человек получает с помощью органов чувств: глаз, ушей, носа, языка, кожи

Слайд 6

Средство связи и информации Откуда сигнал? (Передатчик информации) Органы чувств, участвующие (приемник информации) Кто(что) принимает информацию? (Приемник информации) Колокольный звон Человек 1 Слуховая Человек 2 Гонцы Человек 1 Осязательная Человек 2 Ямская гоньба Человек 1 Осязательная Человек 2 Средство связи и информации Откуда сигнал? (Передатчик информации) Органы чувств, участвующие (приемник информации) Кто(что) принимает информацию? (Приемник информации) Телефонная связь Телефон 1 Слуховая Телефон 2 Телевизионная связь Телевизионная станция Зрительная, слуховая Телевизор Интернет Компьютер 1 Зрительная, слуховая Компьютер 2 Средство связи и информации Откуда сигнал? (Передатчик информации) Органы чувств, участвующие (приемник информации) Кто(что) принимает информацию? (Приемник информации) Газеты, журналы Типография Зрительная Человек Радиосвязь Радиостанция Слуховая Радиоприемник Телевизионная связь Телевизионная станция Зрительная, слуховая Телевизор

Слайд 7

1.Когда? 2.Какие средства связи? 3.Насколько удобно? 4.Почему?

Слайд 13

- • • - • • • • • - • - - - - • ( телефон ) - • • - • • • - - • • - • • - • • - • (телеграф ) • • - • - • • - • - • • - ( интернет)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

средства информации и связь

средства информации  и связь...

Книги и другие средства информации

конспект урока по окружающему миру во 2 классе на тему " книги идругие средства информации" по системе Л.В.Занкова....

Разработка урока "Средства информации и связи", окружающий мир, 3 класс.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цели урока: Метапредметная цель: создать условия для формирования у обучающихся интеллектуальных способностей, способностей к самостоятельному преодолению...

"Средство информации и связи" (УМК "Перспектива")

Цель: дать учащимся представление об информационном процессе передачи информации; познакомить с историей развития средств связи и с современными средствами информации и связи; учить правильно ими поль...

Конспект урока. Окружающий мир "Перспектива" 3 класс "Средства информации и связи"

Предлагаем урок по предмету окружающий мир УМК "Перспектива по теме "Средства информации и связи". В начале урока дети определяют тему и цель урока, получают новые знания о старинных и ...

Технологическая карта урока окружающего мира УМК "Перспектива" 3 класс "Средства информации и связи"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: «Средства информации и связи»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: дать учащимся представление об информационно...

Технологическая карта урока окружающий мир. Средства информации и связи. 3 класс. УМК "Перспектива"

Тема урока: "Средства информации и связи"Тип урока: урок "открытия" нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представления об информационном процессе передачи инфор...