Статья на тему "Использование графических схем на уроках окружающего мира как средства улучшения запоминания материала обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития"
статья по окружающему миру (2 класс)

Задержка психического развития- является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Специальное изучение психологами и педагогами детей с задержкой психического развития началось сравнительно недавно - около 15 лет назад. Ранее эти дети исследовались главным образом с клинических (психоневрологических) и физиологических позиций, хотя, разумеется, при этом обращалось внимание и на некоторые психологические особенности. До 70-х гг. психологические работы на эту тему имели более общую направленность: в них рассматривалась широкая группа неуспевающих детей, в которую входили и дети с задержкой психического развития, однако лишь как часть ее.

В настоящее время более половины этих детей обучаются в массовых классах общеобразовательных школ. Так, по данным статистического бюллетеня «Образование в России – 2015», к началу 2015-2016 учебного года в России насчитывались: 117 специальных (коррекционных) образовательных организаций для детей с ЗПР, в которых обучались 19395 детей; 7020 специальных (коррекционных) классов при общеобразовательных организациях, в которых обучались 72593 ребенка с ЗПР. 95663 школьника с ЗПР учились в массовых классах (для сравнения: в 2012-2013 учебном году их было 76626 человек)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx900.45 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Использование графических схем на уроках окружающего мира как средства улучшения запоминания материала обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Разработала: Федотова Дарья Игоревна

2022


Задержка психического развития(далееЗПР) является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Специальное изучение психологами и педагогами детей с задержкой психического развития началось сравнительно недавно - около 15 лет назад. Ранее эти дети исследовались главным образом с клинических (психоневрологических) и физиологических позиций, хотя, разумеется, при этом обращалось внимание и на некоторые психологические особенности. До 70-х гг. психологические работы на эту тему имели более общую направленность: в них рассматривалась широкая группа неуспевающих детей, в которую входили и дети с задержкой психического развития, однако лишь как часть ее.(1)

В настоящее время более половины этих детей обучаются в массовых классах общеобразовательных школ. Так, по данным статистического бюллетеня «Образование в России – 2015», к началу 2015-2016 учебного года в России насчитывались: 117 специальных (коррекционных) образовательных организаций для детей с ЗПР, в которых обучались 19395 детей; 7020 специальных (коррекционных) классов при общеобразовательных организациях, в которых обучались 72593 ребенка с ЗПР. 95663 школьника с ЗПР учились в массовых классах (для сравнения: в 2012-2013 учебном году их было 76626 человек)

В процессе многообразной деятельности человеку часто необходимо использовать приобретенные знания и накопленный опыт. По мнению Р.С. Немова впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памятью

По определению Ф.Н. Гоноболина, память- это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение или узнавание того, что было в нашем прошлом опыте[1].

Наш мозг обладает очень важным свойством. Он не только получает информацию об окружающем мире, но и хранит, накапливает её. Каждый день мы узнаём много нового, с каждым днём обогащаются наши знания. Всё, что узнаёт человек, может быть надолго сохранено в «кладовых» его мозга.

Память - сложная психическая деятельность. В памяти выделяются четыре взаимосвязанных процесса: запоминание, сохранение (забывание), воспроизведение, а также забывание информации.

Запоминание- это процесс памяти, в результате которого происходит «запечатление», закрепление новой информации посредством ее кодирования (в виде «следов памяти») и связывания с приобретенным ранее опытом. Важнейшей особенностью запоминания выступает его избирательность - далеко не вся информация, поступающая в мозг, подлежит запечатлению. Данное свойство непосредственно связано с избирательностью (селективностью) внимания.

В работе П.И.Зинченко отмечает такие виды запоминания как

- механическое – процесс запоминания, основанный на установлении внешних ассоциаций, связывающих стимулы только по смежности, так как тем, что один следует за другим.

- осмысленное – это процесс, основанный на обобщенных и систематизированных ассоциациях, отражающих наиболее существенные стороны и отношения предметов.

- непроизвольное – процесс запоминания, протекающий на фоне деятельности, направленный на решение немнемических задач.

- произвольное – процесс запоминания, который осуществляется в форме сознательной деятельности, имеющей мнемическую направленность и включающей совокупность специальных мнемических действий.

В ходе онтогенетического развития способы запоминания изменяются, возрастает роль осмысленного запоминания, при котором происходит установление смысловых, семантических связей в запоминаемом материале. Различные виды памяти - моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая - иногда описываются как этапы такого развития.

Развитие памяти возможно в условиях обучения, если в основе процесса запоминания учебного материала будет лежать следующий комплекс способов:

-ассоциирование;

-воображение;

-построение опорных списков;

-запоминание порядка элементов;

-способ последовательных ассоциаций (цепочка);

-способ связных ассоциаций.

Ассоциирование - это такое связывание одного элемента с другим, при котором появление в сознании одного из них влечет за собой появление другого. Каждый в своей жизни сотни тысяч раз сталкивался с примерами ассоциаций. Можно даже сказать, что они являются строительным материалом не только памяти, но и мышления. При этом сознание включает в себя очень разнообразные типы ассоциаций. Когда видим санки - они напоминают о зиме, то есть, можно сказать, что санки ассоциируются с зимой. Встретив старого друга, можем вспомнить, например, школу, в которую вместе ходили, незнакомый человек, встреченный на улице, может напомнить хорошего знакомого, то есть, можно сказать, что он будет ассоциироваться с ним и т.д.

Для того же, чтобы научиться управлять своим процессом запоминания и овладеть техниками эффективного усвоения информации - то есть уметь встречать любую информации активно (а не рассчитывать только на свою натуральную, природную память) вам необходимо научиться создавать связи (или ассоциации) между любыми двумя фактами. Одним словом, первое чему необходимо научиться - это создавать ассоциации.

Воображение - это второй (и не менее значимый) фактор, который потребуется для овладения искусством хорошего запоминания. Воображение - это то, что необходимо постоянно призывать на помощь в процессе усвоения новой информации. «Воображение важнее знания, потому что знание ограниченно, а воображение охватывает весь мир, стимулируя прогресс и эволюцию», говорил Эйнштейн. Фантазия и визуализация - это в свою очередь две основы хорошего воображения. Что такое фантазия - известно всем. Визуализация же - это способность ярко и живо (реально) представлять мысленно то, о чем вы думаете. У некоторых людей способность к визуализации развита очень хорошо. Но большинству требуется специальная тренировка для того, чтобы развить в себе эту способность. Чем больше вы будете пытаться визуализировать, тем лучше раз от раза это будет у вас получаться.

Большинство работ по проблемам особенностей памяти детей с ЗПР посвящено изучению младших школьников. Это связано с тем, что с возрастом происходит неуклонное повышение требований, предъявляемых к эффективности запоминания, а когда учебная деятельность становится ведущей в жизни ребенка, полноценность мнемической функции приобретает первостепенное значение.

При ЗПР страдают отдельные виды памяти, а другие остаются сохранными. У детей с ЗПР преобладает наглядная память над словестной, также, как и у детей с нормой в развитии. Детям с общим недоразвитием процессов памяти и неумением использовать рациональные запоминания требуется особая поддержка педагога и психолога в образовательном учреждении. Работу с детьми, имеющими задержку психического развития, необходимо строить с опорой на сохранный вид памяти (зрительный или слуховой), с помощью смыслового запоминания посредством выделения главного, заучивания или многократного повторения, с опорой на визуальный материал (схемы, таблицы, картинки). Объем запоминания и продолжительность запоминания у детей с ЗПР ограничен. Такие дети склонны к механическому бездумному заучиванию материала. У этих детей механизмы памяти ослаблены (уменьшены скорость, полнота, прочность и точность запоминания). Информация, которую они пытались запомнить часто искажается или бывают неточности в запоминании. Поэтому, эти дети с трудом запоминают тексты, таблицу умножения, плохо удерживают в уме цель и условие задачи. Сильно страдает долговременное запоминание.

Дети с ЗПР младшего школьного возраста не удерживают информацию на долгое время. Для заучивания информации тратят большее количество времени, при самостоятельной работе почти не предпринимают попыток добиться запоминания информации. Эти дети редко применяют вспомогательные приемы, потому что не умеют рационально применять различные приемы запоминания. Механическая память зависит от ряда факторов как биологического, так и психологического порядка: от выраженности психоорганического синдрома, от организации и объема предъявляемого материала, наличия у ребенка соответствующей заинтересованности в деятельности. Общие недостатки механической памяти детей с ЗПР, выявленные при исследовании кратковременной памяти [3]:

– заметное, по сравнению с нормой, снижение результативности первых попыток запоминания; – несколько большее количество попыток, необходимых для заучивания материала (медленное нарастание продуктивности запоминания);

– сниженный объем запоминания;

– повышенная тормозимость следов побочными воздействиями;

 – нарушение порядка воспроизводимых словесных и цифровых рядов. Для улучшения результата запоминания необходима поддержка и помощь детям младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Для этого необходимо:

 – многократное повторение;

 – использование разнообразных видов памяти для усвоение материала;

 – при первых признаках признаках усталости сменить вид деятельности; – применение красочного наглядного материала;

– учет особенностей памяти (опора на ведущий вид памяти);

 – организация смыслового запоминания на основе выделения главного;

– определение рационального объема запоминаемого материала с постепенным усложнением (в зависимости от особенностей развития и по годам обучения).

Таким образом, отклонения в развитии запоминания являются характерными для задержки психического развития, как специфического вида дизонтогенеза. Отличительной особенностью недостатков памяти при ЗПР является то, что могут страдать лишь отдельные ее виды при сохранности других [3]

1.4 Теоретические аспекты использования графических схем в начальной школе и классах коррекции на уроках

Известно, что ощущения человека, получаемые от внешнего мира, являются первой ступенью его познания. На следующей ступени приобретаются знания в виде понятий, правил, законов. Для того чтобы знания обучающихся были осознанными и отражали объективно существующую действительность, процесс обучения должен опираться их на ощущения. Когда у учащихся имеются необходимые образные представления, их следует использовать для формирования понятий, для развития отвлеченного мышления учащихся. Графические схемы как раз и выполняет эту функцию и ряд иных:

- помогает воссоздать форму, сущность явления, его структуру, связи, взаимодействия для подтверждения теоретических положений

- помогает привести в состояние активности все анализаторы и связанные с ними психические процессы ощущения, восприятия, представления, в результате чего возникает богатая эмпирическая основа для обобщающе-аналитической мыслительной деятельности детей и педагога,

-учитель получает обратную связь. (2)

Наиболее важными средствами наглядности являются те, которые создаются непосредственно на уроке.

Принцип графических схем в обучении означает привлечение различных моделей в процесс усвоения обучающимися знаний и формирования у них различных умений и навыков. Что же мы понимаем под графическими схемами?

Графические схемы используются при изложении учебного материала учителем, в ходе самостоятельной деятельности обучающихся по приобретению знаний и формированию умений и навыков, при контроле за усвоением материала и при других видах деятельности и учителя, и учеников.

Наглядные пособия могут быть изготовлены типографским способом, а также учителем или самими учениками. Наглядные материалы должны отвечать общедидактическим, эргономическим и методическим требованиям. Соблюдение этих требований влияет на восприимчивость материала, скорость запоминания информации.

Графические схемы должны быть:

- ориентированы на мотивацию обучения, они должны вызывать интерес;

- доступными и легкими для восприятия;

- содержательными, чтобы как можно полнее раскрыть излагаемый материал;

- интерактивными, способными организовать коммуникативные ситуации;

- иллюстративными, чтобы даже сложный текст был более доступен для запоминания;

- дозированными с оптимальным использованием наглядности;

- эргономичными, целесообразными, комфортными для восприятия и работы с физиологической и психологической сторон.

Работа со схемами способов действий в названной образовательной системе начинается с процесса получения ответов на тот или иной вопрос. Уже на первых уроках на доске появляется схема, состоящая из знаков вопроса, ответа (восклицательный знак) и символа, означающего способ получения ответа.

В связи с этим, рассмотрим ряд условий, которые необходимо соблюдать при использовании графических схем:

1) Применяемая наглядность должна соответствовать возрасту, психофизическим особенностям учащихся.

2) Наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока.

3) Необходимо четко выделять главное, существенное при показе схем

4) Детально продумывать руководство восприятием учениками пособия (попутные пояснения, выделение главного, комментирование и т.п.).

5) Демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала.

6) Привлекать самих учеников к нахождению и анализу желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

 7) Необходимо рационально сочетать различные формы и методов сообщения учебного материала и учебного труда учеников с учетом содержания, и специфики наглядных пособий [2]

Использовать графические символы  можно по-разному.

Вариант первый — обучающиеся воспринимают готовую схему изучаемого объекта или явления. Например, после рассказа учителя о перемещении воды с океана на сушу и возвращении ее снова в океан («капля-путешественница») на доске появляется нарисованная учителем схема круговорота воды (Приложение А) или детям предлагается рассмотреть рисунок в учебнике.

Вариант второй — ученики участвуют в составлении схемы. Например, после изучения соответствующего материала (тема «Ледяная пустыня») обучающим предлагается дополнить недостающие звенья пищевой цепи водной экосистемы Ледовитого океана:

водоросли (фитопланктон) —> ? —> ? —> ? —> белый медведь. (Вариант: водоросли —» зоопланктон (рачки) —» рыба сельдь —» рыба треска —> тюлень —> медведь.)

Графические схемы могут сочетаться с физическими. Так, на уроке в IV классе по теме «Отчего на Земле сменяются день и ночь и времена года» обучающиеся выдвигают и фиксируют на схеме возможные причины смены дня и ночи (варианты: Земля вращается вокруг своей оси при «неподвижном» Солнце; Солнце обращается вокруг «неподвижной» Земли др.), после чего эти варианты проигрываются в «живом» моделировании.

Приём кластера (3)(Это графический приём систематизации материала, от слова cluster - гроздь) очень хорошо помогает при работе с текстом. Можно пересказать любой текст, предварительно составив кластер.

Универсальность кластера заключается в том, что с ним можно работать на доске и в тетради; индивидуально, в парах и в группах.

Кластер имеет много преимуществ:

-Учитель отслеживает понимание учащимися темы

- Учащиеся обобщают предметный материал и видят связи между понятиями

- Работа с кластером - письменная деятельность. Она побуждает писать даже тех учащихся, кто этого не любит.

- В групповой работе кластер служит неким каркасом для идей группы, что даёт возможность учащимся приобщиться ассоциациям и взаимосвязям, которые каждый из них создаёт.

Новизна этого приёма в том, что в процессе работы рождается групповой опыт, дающий доступ к дополнительной информации.

В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения. Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

 Существуют различные виды кластеров.

 - классический кластер

- бумажный кластер

- кластер с нумерацией слов для составления рассказа

 - кластер с использованием отдельных или сюжетных картинок вместо записи слов

 -групповые кластеры с использованием в каждой группе разных фрагментов одной темы с целью составления коллективного рассказа

- обратный кластер

- грамматический кластер. (3)

Пример: Кластер «Леса России» (Приложение Б)

Таким образом, можно прийти к выводу, что графические схемы играют огромную роль в процессе обучения. Графические схемы в совокупности реализуют один из принципов обучения – принцип наглядного обучения, который включает в себя чувственное созерцание окружающей действительности, с помощью наглядности создаются яркие конкретно – чувственные представления об изучаемых природных объектах или явлениях. Наглядность является одним из путей развития познавательного интереса у школьников на уроках, активирует умственную деятельность учащихся, играет важную роль в формировании понятий и мотивов, а также развивает самостоятельность и инициативность в процессе обучения.

Память детей с ЗПР сильно страдает. В отличие от сверстников, они воспринимают и запоминают меньше 25% потоковой информации на слух.  Эта же проблема возникает и с пониманием запомненной информации. Так как освоить весь объём они не могут, то и понять, проанализировать и воспроизвести какие-либо действия на основе полученных знаний, так же для них невозможно. Эта особенность памяти особенно ярко проявляется у младших школьников с ЗПР, когда им приходится развивать базовые необходимые для жизни навыки.

Чтобы запоминание носило продуктивный характер, оно должно быть целенаправленным. Дети с ЗПР в процессе обучения часто теряют внимание, что негативным образом отражается на качестве их запоминания. Дело также и в том, что ребята, психическое развитие которых протекает со сбоями, неспособны контролировать процесс заучивания и разделять не воспроизведенную и воспроизведенную информацию.

Педагоги могут помочь таким ребятам научиться запоминать важную информацию, используя правильную форму представления материала. Известно, что в дошкольном и младшем школьном возрасте более эффективными являются наглядные пособия.

Формирование знаний об окружающем мире у младших школьников с задержкой психического развития  определяется  особенностями  усвоения  ими  учебного  материала.  Необходимость  отбора содержания учебного материала по предмету «окружающий мир» для младших школьников с ЗПР обосновано информационной насыщенностью школьного курса, сложностью его усвоения данной категорией учащихся. Ограниченный запас представлений об окружающем мире у младших школьников с ЗПР обуславливает обедненный словарный запас, что затрудняет коммуникативное общение учеников на уроке. Следовательно, необходимо отобрать содержание учебного материала базового уровня сложности для младших школьников с ЗПР по предмету «окружающий мир», доступное их пониманию.(2)

Учитывая, что в младшем школьном возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление, а у некоторых учащихся с ЗПР - и наглядно-действенное, наблюдается низкий уровень развития памяти и внимания, учитель начальных классов может с успехом использовать на уроках окружающего мира схемы, которые позволяют лучше усвоить материал. Слабо успевающим детям схема также поможет при рассказе изученного материала, так как заключает в себе логическую последовательность излагаемой информации в виде рисунков и чертежей. Задача учителя, работающего со схемами, сводится не только к тому, чтобы помочь ученикам создавать определенные представления, но и чтобы научить их мыслить: сравнивать, анализировать, рассуждать, делать выводы, искать решения, - так как схемы являются одной из наиболее доступных форм абстракции для младших школьников. Методика работы со схемами необычайно разнообразна. Это конструирование схем, соединение отдельных блоков схемы связующими стрелками с объяснением связей, составление рассказов по схеме, иллюстрация схемы своими наблюдениями и т.д.

Анализ окружающего у детей происходит бессмысленно. Они часто допускают пропуски важных качеств и элементов, выделяют наиболее заметные и яркие части. Особенности протекания анализа приводят в свою очередь к затруднению процесса синтеза. Специфические черты отмечаются в операции сравнения, которая включает сопоставление анализа и синтеза. Часто дети сравнивают объекты по несущественным признакам, по несоотносимым.

Обобщение как мыслительная операция также недостаточно сформирована. У детей возникают трудности мысленного сравнения и выделения общего признака предметов, а также установления связей между предметами и явлениями окружающего [5].

ФГОС НОО ОВЗ предъявляет требования к содержанию предметной области «окружающий мир» для обучающихся с ЗПР: формирование уважительного отношения к культуре, природе, осознание ценности, многообразия, целостности окружающего мира, развитие представлений об окружающем мире [3, с. 244].

Успешное освоение содержания учебного материала в курсе «окружающий мир» детьми с ЗПР зависит от его доступности, понимания учащимися. Это во многом определяется принципами отбора содержания учебного материала по предмету окружающий мир для младших школьников с ЗПР, такими как:

-   принцип целостности отбора содержания учебного материала;

-   принцип воспитания в развитии представлений об окружающем мире;

-   культурологический подход в отборе содержания учебного материала;

-   принцип коммуникативной направленности в освоении знаний об окружающем мире;

-      принцип соответствия сложности содержания учебного материала учебным возможностям младших школьников с ЗПР.

Несомненно, в изучении курса «окружающий мир» младшие школьники с ЗПР должны усвоить на минимальном уровне требований учебный материал, в условиях интеграции отдельных учеников в обычный класс начальной школы необходимо применять дифференцированные средства обучения, формы учебной работы учащихся, которые могли бы обеспечить достижение предметных образовательных результатов [4].

В современной школе все сильнее заметно противоречие между обществом и природой. В настоящее время большую роль играет работа школы по формированию экологической культуры у младшего школьника, усвоению прочных теоретических основ. Однако представленный учебный материал плохо усваивается учащимися. И тогда на помощи приходят различные типы схем:

-схема-чертеж

-схема-блок

-схема-таблица

с помощью которых:

-развивается умение сравнивать, наблюдать, делать выводы;

-формируются не просто точные образы, а простейшие понятия и даже система этих понятий с разнообразными взаимосвязями;

-создаются ситуации моделирования конкретных понятий, их анализ на основе выявления частных или общих характерных свойств;

-обеспечивается наиболее разносторонняя проверка содержания каждой учебной темы окружающего мира;

-разработана система средств «активного» контроля, позволяющая в сжатые сроки получить наиболее достоверные результаты;

-обеспечиваются условия, позволяющие младшим школьникам использовать имеющиеся знания в нетипичных условиях.

Уже на первом уроке ученики изучают объекты живой и неживой природы. Для более полного усвоения материала и дальнейшего его запоминания можно использовать соответствующую схему (Приложение В). При изучении полезных ископаемых рекомендуем использовать схемы, позволяющие ученикам составить подробное и отчетливое представление о способах их добычи (Приложение Г). При изучении темы "Железная руда» учитель предлагает детям схему, которая в доступной форме объясняет процесс переработки руды (Приложение Д). Работая со схемой, учитель подробно рассказывает об этом процессе. Наиболее эффективным приемом на уроке со слабоуспевающими детьми будет последовательная зарисовка в тетрадь схемы, которую учитель рисует на доске (Приложение Е). В процессе изучения окружающего мира могут использоваться самые различные схемы. Это могут быть зашифрованные блоки информации, содержащие иллюстрации и условные обозначения, экологические знаки, схематические рисунки, чертежи и другой графический материал (Приложение Ж)

Таким образом, можно сделать вывод, что именно графические схемы помогут детям с ЗПР лучше запоминать материал, т.к. у этого контингента людей лучше всего развито наглядно-образное мышление. С помощью графических схем обучающиеся лучше освоят материал, именно окружающий мир-это предмет, где лучше всего будут работать графические схемы, в программе этого курса очень много тем, где графические схемы очень необходимы, схемы послужат опорой к изучению материала, а впоследствии лучше его запомнят.

Приложение А

Круговорот воды в природе

Приложение Б

Приложение В

Приложение Г

Приложение Д

Приложение Е

Приложение Ж


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа для детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

В настоящее время всё больше и больше детей не только специальных, но и массовых школ нуждаются в дополнительных стимулирующих занятиях по коррекции познавательных функций.Характерными недостатками ко...

«РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ».

Актуальность проблемы психического здоровья в настоящее время значительно возрастает. Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств коррелирует с общ...

Методическая разработка родительского собрания по теме: «Способы развития познавательных процессов обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития»

В данной методической разработке представлен материал по особенностям детей с задержкой психического развития, а также способах развития их познавательных процессов родителями....

Конспект консультации Образцовой Г.В. для педагогов детей младшего школьного возраста "Коррекционная работа с тревожными детьми в младшем школьном возрасте с задержкой психического развития по повышению самооценки ребенка

Конспект консультации Образцовой Г.В.  для педагогов детей младшего школьного возраста "Коррекционная работа с тревожными детьми в  младшем школьном возрасте с задержкой психического ра...

Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР).

Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР)...

Развитие внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В любом аспекте жизнедеятельности человека важно внимание, которое позволяет познавать новое, концентрироваться и качественно выполнять действия. Внимание детей с ЗПР всегда в той или иной степени нар...