технологическая карта урока по окружающему миру. Тема: " Леса России. Растительный мир лесных зон».
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Зезюлина Надежда Анатольевна

Цели:создать условия для ознакомления с географическим положением зоны лесов, с частями лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом, с растительным и животным миром зоны лесов; определения границ знания 

и  «незнания»; способствовать формированию представлений о лесной зоне; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир».

 Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться устанавливать взаимосвязи в природе, работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора; проявляют нравственные чувства и нравственное поведение

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 17 р.п. Юрты

Школьный конкурс

« Мой лучший урок».

Урок окружающего мира

Тема: « Леса России. Растительный мир лесных зон».

4-а  класс

УМК « Школа России».

                                                           

                                                                                             

             

                                      Подготовила:                                                                                                            

                                                             учитель начальных классов

                                                                     Зезюлина Надежда Анатольевна,

                                                                                   высшая квалификационная категория

2020 г.

Технологическая карта урока

Предмет, класс

Окружающий мир , 4-а класс

Базовый учебник

Окружающий мир 4 класс- М.: Просвещение, 2014., А.А. Плешаков .

Рабочая тетрадь окружающий мир ,  4 класс, 1 часть, - М.: Просвещение, 2014.

Тип урока

открытие нового знания

Раздел

Природа России.

Тема урока

« Леса России. Растительный мир лесных зон»

Цели деятельности учителя

Создать условия для ознакомления с географическим положением зоны лесов, с частями лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом, с растительным и животным миром зоны лесов; определения границ знания 
и «незнания»; способствовать формированию представлений о лесной зоне; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»

Планируемые результаты

 Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться устанавливать взаимосвязи в природе, работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора; проявляют нравственные чувства и нравственное поведение

Межпредметные связи

Музыка.

 Методы и формы урока

объяснительно-иллюстративный; фронтальная, коллективная, индивидуальная

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер; карта «Природные зоны России»; гербарий, рисунки и фотографии с изображением растительного и животного мира зоны лесов; презентация, запись голосов птиц;  учебник А. А Плешаков «Окружающий мир», часть 1; рабочая тетрадь ч.1

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность
учеников

Формируемые универсальные учебные действия

   1.

Организационный момент

1 мин

-Здравствуйте!

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать.

Только лишь отметку «пять»!

[Слайд 1]

   

Приветствуют, слушают учителя.

Демонстрируют готовность к уроку.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

   2.

Актуализация знаний

( 5мин)

  Проверка домашнего задания:[Слайд 2]

- Какую природную зону мы исследовали на прошлом уроке?

Покажите на карте расположение тундры. Где расположена зона тундры?

Что продолжительнее в тундре по времени зима или лето?

- Какие особенности у растений тундры?

Индивидуальное задание на карточке

  1. 1.Запишите две-три цепи питания, сложившиеся в тундре.
  2. 2.Перечислите экологические проблемы тундры.
  3. 3.Перечислите сходства и различия природных зон тундры и арктической пустыни.

Графический диктант

Знак согласия/несогласия(- или +)

1. Зона тундры протянулась с запада на восток по побережью северных морей

2. Природные условия тундры суровы: длинная холодная зима и короткое прохладное лето

3.В тундре зимой только полярная ночь, а летом - только полярный день.

4.В тундре, как и в зоне арктических пустынь, нет коренного населения.

5.Редкими животными тундры считают краснозобую казарку, кречета, стерха, тундрового лебедя.

6. Растения тундры высоко тянутся к солнцу.

7.Ягель растёт быстро, постоянно обновляя оленьи пастбища.

8.Дикие северные олени обычно живут стадами.

9. В тундре добывают нефть и природный газ.

10.Летом в тундре над поверхностью земли летает большое количество комаров и мошек

 Отвечают на вопросы учителя( из ресурсного материала)                                            

2 человека работают по карточке индивидуально.

Выполняют графический диктант

Работают  в парах. Проверка.

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные:  оценивание усваиваемого материала

   3.

Формулирование  темы и  целей урока

(2  мин)

  Звучат в записи голоса птиц.[Слайд 3, ]

Читает стихотворение:

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится –

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

– В этом стихотворении «спрятана» тема нашего урока. 
В какую природную зону мы сегодня отправимся

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы. [Слайд 4]

Определяют тему урока 

Ставят цели урока (слайд )

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса

 4.

Изучение нового материала.

(15 мин)

– Теперь мы можем отправиться исследовать лесную зону России. Найдите на карте природную зону лесов. Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту?

– Где находится зона лесов относительно зоны тундры?

– В каком тепловом поясе она лежит? Что характерно для этого пояса?

– Какая поверхность у зоны лесов?

– Какие части лесной зоны вы увидели? Сравните их по площади.

– Между тундрой и зоной лесов есть промежуток, закрашенный темным цветом. Что это? Какую роль он выполняет?

– Разным деревьям требуется разное количество тепла, одним меньше, другим больше. Хвойные деревья – ель, сосна, лиственница, пихта, кедровая сосна – менее требовательны к теплу. Они хорошо растут в северной части лесной зоны. Это тайга – хвойный лес.

– Далее к югу растут смешанные и широколиственные леса. Зима здесь мягче и нет многолетней мерзлоты. Много осадков и солнечного тепла.

– Познакомимся поближе с растительным миром тайги. Здесь растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна. (демонстрирует гербарий и дает краткое описание хвойным деревьям.)

Ель – хвойное дерево с короткими, грубоватыми хвоинками. Эти хвоинки расположены поодиночке. Шишки имеют продолговатую форму. Ели – долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.

Сосна – хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие.

Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.

Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки.

Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром
Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки.

– Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. 
Рассмотрите иллюстрацию «Животный мир лесов» 
в учебнике (с. 100–101), назовите животных этой зоны.

– Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.

показывает рисунки и фотографии, изображающие животных, и дает краткое описание

[Слайды 6-26 ]

Слушают учителя. сравнивают на доске картины «Хвойный лес» 
и «Смешанный лес».

Работают по учебнику, смотрят презентацию

   

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные: обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению предмета

4

Практическая деятельность

(5 мин)

Составление схемы «Леса России».

- Запишите схему «Леса России» и укажите в каждом столбике названия деревьев, которые растут в том или ином лесу.

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/06/30/s_595663b04cb35/655650_3.png

– Используя иллюстрацию «Животный мир лесов» 
в учебнике (с. 100–101), запишите 2–3 цепи питания, характерные для леса.

1. Растения → заяц-беляк → рысь;

2. Растения → мышь-полевка → соболь;

3. Растения → белка → сокол.

Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации

[Слайд 27]

Отвечают на вопросы учителя, высказывают своё мнение.

 Составление цепей питания.

 Выполняют задания 
из электронного приложения к учебнику

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

  5.

Физкультминутка

(1 мин)

Дует ветер нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветерок всё тише, тише

Деревцо всё выше, выше

Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем.

Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью.

 6.

Самостоятельная работа в рабочих тетрадях.(5 мин)

Учитель контролирует как учащиеся заполняют таблицу в тетради ( р.т с. 47, № 1,2)

 Выполняют самостоятельную работу в рабочих тетрадях, затем проверяют работу по эталону;

Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев.

Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

   7.

 Итог урока
(2 мин)

 -Вот и завершилось наше путешествие.

-С какой природной зоной познакомились?

[Слайд 28,29]

Учащиеся  отвечают на вопросы, подводят итог,  читают вывод в учебнике (с. 105).

анализируют свою работу.

Коммуникативные: выражение своих мыслей

Регулятивные: определить смысл поставленной на уроке учебной задачи

  8.

Рефлексия.

(2 мин)

Подводит итоги работы  класса в целом.

Я узнал(а)…
Было интересно…
Я  хочу..

 Учащиеся сдают карточки самооценивания

  Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

  9.

Домашнее задание

(1 мин)

Дает комментарий к домашнему заданию 

Р.т. на с. 49 выполнить задания № 5,6.,учебник с.101

Записывают в дневник.

Личностные: формирование навыков самоорганизации

  10.

Оценивание

 (1 мин)

- Ребята, вы хорошо поработали

( оценивание детей)

Ресурсный материал

1.Природная зона, которая расположена севернее Арктики. (Тундра.)

2. Хищная птица тундры, у которой всегда белое оперение. (Белая сова.)

3. Небольшие зверушки тундры, роют норки в снегу. (Лемминг.)

4. Небольшой гусь, который занесен в Красную книгу России: краснозобая… (Казарка.)

5. Растениеядная птица тундры, меняет оперение в зависимости от времени года. (Белая куропатка.)

6. Невысокий тундровый кустарник с синеватыми ягодами. (Голубика.)

7. Растение тундры, ягоды которого похожи на малину. (Морошка.)

8. Хищник тундры, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками. (Песец.)

9. Основное занятие населения тундры. (Оленеводство.)

10. Зубовато, серовато, по тундре рыщет, оленей ищет. (Волк.)

11. Олений мох. (Ягель.)

12. Редкая птица с длинной шеей. (Лебедь.)

13. Самое крупное травоядное животное тундры. (Олень.)

14. Вечнозеленое растение с красными ягодами. (Брусника.)

Краткое описание животных зоны лесов России

Кедровка – таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов.

Белка-летяга – родственница белки, но меньше нее. Она умеет не только прыгать, но и летать: у нее есть кожные перепонки между передними и задними лапками.

Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать.

Лось – лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.

Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.

Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей – черные, шерсть становится густой. Это осторожные животные.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру «Значение лесов» (3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий по формированию знаний о значении леса в жизни человека, его пользе в хозяйственной жизни людей, охране леса и правилах пове...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Тема урока: «Золотое кольцо России. Ярославль, Кострома, Плес.» (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока: «Золотое кольцо России. Ярославль, Кострома, Плес.» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование представлений учащихся о городах России, ...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Деревья леса" (2 класс, УМК" Начальная школа 21 века")

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирования знаний о многообразии представителей растительного мира леса и возможности их совместного обитания Задачи урока Дидактические: 1...

Технологическая карта урока по окружающему миру, УМК "Школа России", 1 класс, тема: "Когда изобрели велосипед?"

Цель урока: формирование представлений об истории возникновения велосипедаЗадачи урока:Дидактические:1. Узнать когда изобрели велосипед и как он менялся с течением времени; 2. Научить правил...

Технологическая карта урока по окружающему миру, УМК "Школа России", 3 класс, тема: "Звёздное небо – Великая книга Природы"

Цель урока: формирование у обучающихся представления о звёздах, созвездиях как участков звёздного небаЗадачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся с правилами наблюдения звёздного неба, ...

Технологическая карта урока по окружающему миру УМК "Школа России". Тема: «Опасные незнакомцы» (2 класс)

Цель урока: ознакомление учащихся с опасностями, которые могут подстерегать при общении с незнакомыми людьми; формирование умений действовать на практике. Задачи урока Дидактические:— изучить си...

Технологическая карта урока по окружающему миру УМК "Школа России". Тема: «Тела, вещества, частицы» (3 класс)

Цель урока: формирование представления о телах, веществах и частицах.Задачи урокаДидактические:1.Познакомить обучающихся с понятиями «тело», «вещество», «частицы»;2...