Урок для проекта ПроГУЛ История Выксунского иверского монастыря
проект по окружающему миру (4 класс)

Элла Олеговна Кучина

Справка

ProГУЛ – продолжение городского образовательного проекта Департамента образования и науки и Департамента культуры города Москвы, который тиражирует в Выксе благотворительный фонд «ОМК-Участие» при поддержке выксунского завода ОМК и администрации городского округа, в сотрудничестве с государственным музеем-заповедником «Царицыно» и городским методическим центром Департамента образования и науки города Москвы.

Название ProГУЛ (Городской Учебный Ландшафт) отражает замысел образовательной программы – превратить Выксу в огромную школу за счет разнообразия площадок для проведения уроков: музей истории ВМЗ, парк, производственные площадки завода. Проект стартовал в 2021 году, его участники – педагоги и ученики 11 школ округа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_progul_kuchina_e.o.docx29.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа № 12

Управления образования

городского округа город Выкса

Нижегородской области

Конкурс «Урок мастера»

для  учителей начальных классов

в рамках реализации

городской образовательной программы ProГУЛ

 (городской учебный ландшафт) в г.о.г Выкса

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

по теме «История Выксунского Иверского женского монастырь»

Составитель

Кучина Элла Олеговна

учитель начальных классов

высшая квалификационная категория

март – апрель 2022 года

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Организационная информация

ОУ

МБОУ СШ №12

Учитель

Кучина Элла Олеговна

Класс

4 (10 лет)

Предмет

ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры»

Автор УМК

А.В. Кураев "Основы православной культуры" Учебное пособие для общеобразовательных учреждений для 4-5 классов

Ресурсы

Рабочие листы с практическими заданиями. Листы достижений

Технологии

Развивающее обучение, поисково - исследовательские, игровые, наглядные, ИКТ

Методы

Наглядные, словесные, практические.

Формы

Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная

Методическая информация

Тема урока

«Монастырь»

Тип урока

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Место урока

Темы предыдущих уроков – «Икона», «Храм» логично продолжается и развивается в данном уроке. Темой «Монастыри» завершается обзор основных институтов православия, рассматриваются образцы поведения православных людей. На следующем уроке учащиеся устанавливают взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей.

Основные понятия

Монастырь, обитель, монах, инок, послушание, постриг, монашеский обет

Актуальность урока

Урок актуален, так как знакомит детей с особенностями монастыря, с православными традициями монашеской жизни, с монашескими обетами, с монашеским облачением. Помогает понять монашество как воплощение одного из возможных призваний человека.

Цель

Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания используя социокультурное пространство города, в частности Выксунского Иверского женского монастыря, ввести новые понятия, термины

Содержательная: знакомство учащихся с жизнью православного монастыря, его значением в духовной культуре русского народа; познакомить с особенностями монастырской жизни

Задачи

Предметные

Метапредметные

Личностные

- иметь представление о монастыре, истории монашества, знать понятия монах, инок, таинство посвящения в монахи (послушание, обет, постриг);

- знать основные  исторические сведения о Выксунском Иверском женском монастыре, о создателе монастыря преподобном Варнаве Гефсиманском и сестрах обители

  • Регулятивные: создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; развивать умение контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
  • Познавательные: развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать, способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.
  • Коммуникативные: уметь договариваться, приходить к единому мнению при работе в парах, группах.

- сформировать мотивационную основу учебной деятельности;

- работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Сценарий урока

Предмет: Основы православной культуры. Окружающий мир. Изобразительное искусство

Тема урока: Монастырь. Выксунский Иверский женский монастырь.

Автор: Кучина Элла Олеговна

Возрастной диапазон урока: 4 класс

Изучаемые элементы содержания образования: историческая ценность, памятник, архитектура, архитектурный стиль, храм, карта, таблица, алгоритм.

Учебное оборудование: Для выполнения заданий учащиеся используют текстовые материалы для учащихся (text4pup1.doc, text4pup2.doc), маршрутные листы, фотоаппарат.

При  подготовке к занятию учитель может воспользоваться дополнительными  текстовыми материалами (text4teacher.doc).

Место проведения урока: Нижегородская область, г.о.г. Выкса, Выксунский Иверский женский монастырь.

Памятные даты:

19 июля  – Собор Радонежских святых

11 сентября (переходящая)  – Собор Нижегородских святых

26 апреля, 26 октября, 25 февраля, 6 мая – празднование Иверской Иконы Божией матери.

1864 год – основание Выксунского Иверского женского монастыря

Форма проведения занятия: урок-путешествие.

Учащиеся совместно с учителем приезжают в Выксунский Иверский женский монастырь и выходят около Духовного училища (улица Спартака,  дом 33).

 Учитель делит учащихся на 5 учебных групп по пять человек и раздает маршрутные листы (карта Выксунского Иверского женского монастыря с условными обозначениями точек остановки). На  каждой точке остановки учебные группы выполняют задания маршрутного листа.

Работа учебных групп происходит по следующей схеме:

  1. Прибытие группы в Выксунский Иверский женский монастырь точку 1. Учитель делит учащихся на группы по 5 человек и раздает каждой группе маршрутный лист. Для выполнения заданий маршрутного листа учащимся также потребуются дополнительные текстовые материалы для учащихся.

Работа с маршрутным листом

  1. Выполнение Задания 1 Составление маршрутного листа.

 В ходе выполнения задания 1 учащиеся:

  • учащиеся отрабатывают навык ориентирования по карте;
  • продолжают знакомство с понятием алгоритм, работа по алгоритму
  • закрепляют понятия памятник, историческая ценность, архитектура.

  1. Переход в точку 2 всех групп.

Сбор всех групп у памятника Варнавы Гефсиманского (точка 2).

  1. Выполнение задания 2 маршрутного листа.

В ходе выполнения задания 2 учащиеся:

  • продолжают знакомство с понятиями архитектура, памятник;
  • составляют описание  внешнего вида памятника ;
  • отрабатывают умение формулировать и сохранять текстовую информацию.

  1. Переход в точку 3 всех групп.

Сбор всех групп около колокольни.

  1. Выполнение задания 3 маршрутного листа.

В ходе выполнения задания 3 учащиеся:

  • закрепляют умение обрабатывать графическую информацию;
  • отрабатывают навык ориентирования на местности по карте.

  1. Переход в точку 4 всех групп.

Сбор всех групп около Успенского храма.

Выполняют исследовательские задания в нутри храма.

  1. Выполнение задания 4 маршрутного листа.

Учащиеся получают разноуровневые задания. Дифференциация по уровню сложности.

В ходе выполнения задания 4 учащиеся:

  • повторяют понятие икона, благословение,
  • проводят работу по соотнесению названий внутренних и внешних частей с рисунком;
  • изучают понятия иконостас, алтарь, Царские врата, притвор, купол, барабан, закамары, лопатки, портал;
  • отрабатывают навык читать по чертежу.

  1. Переход в точку 5 всех групп.

Сбор всех групп около Троицкого Собора.

10. Выполнение задания 5 маршрутного листа

В ходе выполнения задания 5 учащиеся:

  • проводят анализ архитектуры Собора: исторической вид на фотографии и современный вид;
  • Знакомятся с храмовой архитектурой.

10. Переход в точку 6 всех групп.

Сбор всех групп на монастырской площади.

11. Выполнение задания 6 маршрутного листа

Основным элементом рабочего листа задания 6 является кроссворд, ячейки которой учащиеся должны заполнить, выполняя задание: Двигаясь по часовой стрелке от выделенного квадратика, заменяют числовые значения буквами (использую слова подсказки) и расшифруют старинную русскую поговорку.

Задание поможет учащимся обобщить полученные знания.

В ходе выполнения заданий маршрутного листа учащиеся:

  • продолжают знакомство с понятиями кодирование информации, алгоритм, таблица;
  • формируется логическое мышление, внимание.

12. Сбор маршрутных листов групп.

13. Рефлексия

Рефлексия проводится индивидуально.

В ходе обратной связи учитель может понять на сколько учащемуся было интересно на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект-исследование "История развития Биробиджанской типографии"

Совместная с ученицей и ее родителями исследовательская работа, посвященная 75 летнему юбилею города Биробиджана...

Проект урока по ОПК 4 класс По теме : Монастырь.

методическая разработка конспекта урока по курсу ОРКСЭ,4  класс. выбранное направление - Основы православной культуры....

Урок литературного чтения в 1 классе.Тема урока: ЧЕМУ УЧАТ ГЛУПЫЕ ИСТОРИИ? (Стихотворение Б. Заходера «Два и три» и рассказ М. Зощенко «Глупая история».)

 Цель урока:  формирование сознательного, правильного чтенияЗадачи:  познакомить с рассказом М. Зощенко  «Глупая история»                формировать умение отвечать на вопросы учителя по содержанию   ...

Информационный проект "Чесма. История морского сражения"

Полная информация по проекту, видеофильм и презентация, созданная детьми в ходе проекта, находятся на официальном сайте школы №489 Московского района города Санкт - ПетербургаЦель: узнать историю Чесм...

Конспект урока по ОРКСЭ для 4 класса. Тема: "Монастыри"

На уроке использованы групповые технологии при которых ученики читают по группам  различный новый материал, а потом рассказывают его остальным....

Проект по истории на тему "История холокоста"

Данный материал является проектной работой по истории...