Проект по экологическому воспитанию детей "Волшебная капелька!"
проект по окружающему миру

Долгополова Лариса Ивановна

Проект «Волшебная капелька» направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды. В ходе проекта, при освоении азов экспериментирования, они узнают о том, что вода находится вокруг нас независимо от времени года в разном состоянии (снег, град, туман, дождь, лед). Обучающиеся будут знать, что вода необходима для всего живого мира (человека, животных, птиц, рыб, растений). Дети научатся анализировать имеющиеся факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, что вода – это бесценный дар природы, который необходимо бережно сохранять.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_volshebnaya_voditsa_avtosohranennyy.docx44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества»

детский клуб «Чайка»

Проект по экологическому воспитанию детей

старшего дошкольного возраста

«Волшебная капелька»

в рамках реализации дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы «Зелёная тропинка»

 

Автор: Долгополова Лариса Ивановна

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

г. Оренбург

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Краткая аннотация проекта

3

2.

Обоснование необходимости проекта

3

3.

Цель и задачи проекта

4

4

Основное содержание проекта

4

5

Ресурсы

5

6

Партнёры

5

7

Целевая аудитория

6

8

План реализации проекта

7

9

Ожидаемые результаты и социальный эффект

10

10

Перспективы дальнейшего развития проекта

10

11

Литература

11

1. Краткая аннотация проекта

Проект «Волшебная капелька» направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды. В ходе проекта, при освоении азов экспериментирования, они узнают о том, что вода находится вокруг нас независимо от времени года в разном состоянии (снег, град, туман, дождь, лед). Обучающиеся будут знать, что вода необходима для всего живого мира (человека, животных, птиц, рыб, растений). Дети научатся анализировать имеющиеся факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, что вода – это бесценный дар природы, который необходимо бережно сохранять.

Дети по природе своей любознательны и деятельны. Важно помочь им удовлетворить их любопытство, объяснить законы природы на доступном для них элементарном научном уровне. Необходимо направить детей к познанию мира, развитию творческих способностей.

2. Обоснование необходимости проекта

Данные проведенной диагностики показали, что у детей недостаточное представление о свойствах воды, её состояниях, значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды и его последствиях, а так же о мероприятиях по предотвращению загрязнения воды.

Актуальность проекта «Волшебная капелька» заключается в его направленности на формирование и развитие интереса ребёнка к окружающему миру. В процессе постепенного усваивания необходимых знаний и впечатлений, будет возникать желание больше узнать, наблюдать, сравнивать, делать умозаключения.

Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Следует обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать к ней любовь и уважение.

3. Цель и задачи проекта

Цель: развитие у детей познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через реализацию проекта «Волшебная капелька».

Для достижения вышеуказанной цели проект ставит и последовательно решает следующие задачи:

Воспитательные:

–        воспитывать активную и интеллектуально - познавательную деятельность;

–        формировать гуманное, эмоционально-положительное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом;

–        способствовать развитию коммуникативных навыков.

Развивающие:

–        развивать у детей внимание, память, фантазию, наблюдательность;

–        развивать умение формулировать проблему, делать выводы;

–        развивать активное использование речевых средств.

Обучающие:

–        стимулировать у детей процессы познания и вовлечение их в совместную поисково-исследовательскую деятельность;

–        расширять представления о свойствах воды;

–        формировать умения устанавливать связи, существующие в природе;

–        научить задавать вопросы, высказывать свои предположения и догадки.

4. Основное содержание проекта

Методы и формы

В основу проекта положены следующие воспитательные методы и формы: беседы; подвижные и дидактические игры, квест - игры; чтение художественной литературы; наблюдения за природными явлениями; экскурсии; опытно-экспериментальная деятельность; поисково-исследовательская деятельность; физкультминутки, пальчиковая гимнастика; просмотр учебных видеоматериалов о воде.

Содержание проекта

При разработке данного проекта учитывались педагогические принципы: личностно-ориентированный подход, сотрудничество, возрастные и индивидуальные способности детей.

Содержательная основа данного проекта представлена тремя блоками, которые базируются на моделях трёх вопросов: «Что мы знаем?», «Что мы хотим узнать?», «Как узнаем об этом?».

1. Блок «Вода вокруг нас»:

–        индивидуальные и групповые беседы («Времена года», «История воды», «Вода-это жизнь», «Почему выпадает роса и появляется иней?», «Вода нужна всем!», «Берегите воду», «Почему идёт дождь и снег?», «Почему снег скрипит под ногами?», «Кому нужна вода?», «Водный транспорт», и др.);

–        чтение художественной литературы («Путешествие облачка», «Семья дождей», «Лужа мечтательница», «История одного пруда», «Русалочка», «Великан и голубое озеро», «Что случилось с рекой», «Жила-была Река», «Мойдодыр»);

–        подвижные и дидактические игры, квест-игры («Вода – источник жизни», «Ручеёк», «Капельки и тучка», «Лягушки и цапля», «Караси и щука», «Море волнуется, раз...!», «Где встречается вода», «Снежиночки - пушиночки», «Попади в круг», «Морской бой»);

–        просмотр и обсуждение мультфильма и видеороликов по экологии («Путешествие капельки»; «Берегите воду!», «Секреты воды»);

–        экскурсии («Осень золотая», «Удивительный мир природы», «В гостях, у Зимушки - Зимы», «К нам весна шагает»;

–        наблюдения за природными явлениями;

–        работа с родителями (консультации: «Мои первые опыты», «Занимательные опыты и эксперименты для детей старшего дошкольного возраста», участие в изготовлении альбомов, папок-передвижек, лэпбуков и др.).

2. Блок «Секреты лаборатории»:

–        поисково-исследовательский (проведение опытов путём создания проблемной ситуации для раскрытия новых секретов воды).

3. Блок «Тайна воды»:

–        итоговое мероприятие «Царство воды».

5. Ресурсы

Активная деятельность будет успешной при определенных условиях:

– внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

– тайна, сюрприз;

– мотивация помощи;

– познавательный мотив;

– ситуация выбора.

Оборудование для экспериментирования:

стол для экспериментирования, резиновый коврик;

– халаты, передники, нарукавники;

– природный материал: песок, глина, земля;

– сыпучие продукты: соль, сахарный песок, фасоль, манка, мука, крахмал и др.;

– пищевые красители;

– ёмкости, мерные стаканчики, ложки, лопатки, палочки, трубочки для коктейля, воронки, сито, формочки;

– микроскоп, лупы;

– песочные часы;

– технические материалы.

6. Партнёры

В основу метода проекта заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей и родителей над определенной практической проблемой (темой).

Степень вовлеченности в него родителей может быть разной:

–        родители могут помочь ребёнку найти ту или иную информацию;

–        изготовить вместе с детьми поделку;

–        нарисовать рисунок, выполнить аппликацию;

–        сделать подборку художественной литературы;

–        сделать подборку картинного или иллюстративного материала по теме проекта.

Кроме этого, родители могут быть вовлечены в работу над проектом более широко, например: участвовать вместе с детьми в целевых прогулках и экскурсиях, в игровой деятельности, экспериментировании и т.д.

Родителям можно предоставлять различную степень участия в проекте:

–        участие на всех или отдельных этапах,

–        материально-техническая поддержка и др.

В сотрудничестве с библиотекой им. Т.Г. Шевченко г. Оренбурга у детей повышается интерес к чтению и ознакомлению с художественно-литературным творчеством.

Организуются экскурсии в библиотеку на целевые мероприятия.

7. Целевая аудитория

Участниками проекта являются обучающиеся второго года обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Зелёная тропинка» в возрасте 6-7 лет, руководитель объединения (педагог дополнительного образования). Предполагаемое количество участников проекта – 30 обучающихся.

У ребёнка дошкольного возраста проявляется большой интерес к познанию окружающего мира, и экспериментированию с объектами и явлениями окружающей действительности. Познавательно-исследовательская деятельность дает детям возможность самостоятельно найти ответы на вопросы: «Почему?», «Как?» и «Зачем?». Он стремится познать мир, всё узнать, исследовать, изучить, открыть для себя неизведанное.

Старший дошкольный возраст – важный этап развития познавательной активности ребёнка, включающий не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, но и процесс приобретения знаний, самостоятельно или под руководством взрослого.

8. План реализации проекта

Этапы и сроки проекта

Продолжительность проекта: учебный год (октябрь-апрель)

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный этап (октябрь):

– разработка идеи проекта, определение целей и задач;

– подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.

– подбор художественной литературы по теме проекта;

– составление картотек загадок, ребусов, стихов, поговорок;

– составление картотеки опытов с водой;

– подготовка оборудования для опытов с водой.

– разработка конспектов занятий, итогового мероприятия «Царство воды»;

– подготовить информацию для родителей по темам «Мои первые опыты», «Занимательные опыты и эксперименты для детей старшего дошкольного возраста», провести презентацию «Мир воды»;

– разработка мероприятий для реализации проекта. 

2. Основной этап (ноябрь-март):

– Блок «Вода вокруг нас»;

– Блок «Секреты лаборатории».

3. Рефлексивно-оценочный этап (апрель):

– итоговое мероприятие «Царство воды»;

– оценка результативности проекта;

– подготовка отчетного материала в виде презентации «Вода – это жизнь!», фотоальбома «Волшебница вода»;

– определение перспектив дальнейшего пути развития проекта.

Мероприятия проекта

Мероприятие

Сроки

Методы и

формы

1. Блок «Вода вокруг нас»

1.

«Где живут капельки», «Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озёрной?», «Какие свойства воды ты знаешь?», «Почему появляется радуга?»

ноябрь

индивидуальные и групповые беседы

2.

«Семья дождей», «Лужа мечтательница»

чтение художественной литературы

3.

«Ручеёк», «Капельки и тучка»,

«Лягушки и цапля», «Мы – водные животные», «На болоте»

подвижные и дидактические игры

4.

«Осень золотая»

экскурсия

5.

«Вода-это жизнь», «Зачем человеку вода?», «Что растёт в воде?»

декабрь

индивидуальные и групповые - беседы

6.

«Путешествие облачка», «История одного пруда»

чтение художественной литературы

7.

«Караси и щука», «Море волнуется, раз..»

подвижные и дидактические игры

8.

«Поговорим о воде» см. приложение №5

консультации для родителей

9.

«Жизнь в пресной воде», «Водоёмы»

рассматривание энциклопедии

10.

«Почему идёт дождь и снег?»,

«Почему снег скрипит под ногами?»

январь

индивидуальные и групповые беседы

11.

«Жила – была Река», «Как люди речку обидели»

чтение художественной литературы

12.

«Снежиночки - пушиночки»

подвижные и дидактические игры

13.

«В гостях, у Зимушки – Зимы»

экскурсия

14.

«Вода, вода, водица»

см. приложение №3

квест-игра

15.

«Детям о снеге», «Почему снег белый?»

февраль

индивидуальные и групповые беседы

16.

 «Великан и голубое озеро»

чтение художественной литературы

17.

«Попади в круг»

подвижные и дидактические игры

18.

«Берегите воду!»

просмотр и обсуждение мультфильма

19.

«Водный транспорт»

март

индивидуальные и групповые беседы

20.

«Русалочка», «День рождения Дельфинёнка»

чтение художественной литературы

21.

«Морской бой»

подвижные и дидактические игры

22.

«Жила - была река»

просмотр и обсуждение  экологической сказки

23.

«Полезная водица»

см. приложение №5 

консультации для родителей

24.

«Берегите воду»

апрель

индивидуальные и групповые беседы

25.

«Мойдодыр», «Сказки и были о морях и океанах» 

чтение художественной литературы

26.

«Небо. Земля. Вода»

подвижные и дидактические игры

2.Блок «Секреты лаборатории»

1.

«Где живёт капелька?»

декабрь

индивидуальные и групповые беседы, просмотр видеофильмов

2.

«Путешествие весёлой капельки»

творческая работа (составление рассказа)

3.

«Состояние воды: жидкое, твердое (снег, град, лёд), газообразное (пар)»

индивидуальные и групповые беседы, просмотр видеофильмов

4.

«Взаимодействие воды с другими веществами»

январь

индивидуальные и групповые беседы, просмотр видеофильмов

5.

«Лаборатория природы»

опыт №1 «Прозрачность воды» 

см. приложение №7

6.

«Лаборатория природы»

февраль

опыт № 2. «Вода не имеет цвета, но её можно покрасить»

см. приложение №7

7.

«Лаборатория природы»

опыт № 3. «У воды нет вкуса»

см. приложение №7

8.

«Лаборатория природы»

опыт №4 «У воды нет запаха»

см. приложение №7  

9.

«Лаборатория природы»

опыт № 5 «Вода-растворитель»

см. приложение №7

10.

«Лаборатория природы»

опыт №6 «Форма воды»

см. приложение №7

3. Блок «Тайна воды»

1.

«Царство воды»

апрель

итоговое мероприятие

9. Ожидаемые результаты и социальный эффект

После реализации проекта, будет проведена повторная беседа на тему «Зачем нужна вода?», при помощи которой, мы предполагаем, узнать, что уровень знаний детей по данной тематике значительно вырос. В результате проделанной нами работы ребята осознают неоценимую роль воды в жизни человека. Теперь они будут знать, что вода встречается в трех состояниях, и для каких целей идет ее использование. Дети на практике усвоят способы бережного отношения к воде. Это надо понять и запомнить каждому: беречь воду – это значит беречь жизнь, здоровье и красоту окружающей природы.

Эффективность реализации проекта можно отследить по следующим критериям:

– актуальность и результативность реализуемого проекта;

– удовлетворённость всех участников проекта;

– познавательная активность детей старшего дошкольного возраста.

Механизм оценивания: анкетирование, опрос, обсуждение на занятиях объединения «Зелёная тропинка» и родительских собраниях.

Итогом проектной деятельности будут: создание альбома «Секреты воды»; экспериментальная деятельность с фотографиями и видео; совместные работы детей и их родителей (рисунки, аппликации, поделки из различных материалов); стихотворения, загадки, рассказы и сказки о воде, а также презентация проекта «Волшебная капелька». 

10. Перспективы дальнейшего развития проекта

Метод проектов актуален и эффективен. Он даёт возможность детям экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с родителями и педагогами, что позволяет ему успешно адаптироваться к окружающему миру и последующему обучению в школе. Если маленький исследователь найдёт поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь взрослый, умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который будет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.

Деятельность, осуществляемая по проекту «Волшебная капелька», после его завершения будет продолжаться. В процессе реализации проекта дети получат определенный опыт, а педагог выявит определенные недостатки. Это составит основу для последующей работы.

11. Литература

1. Артёмова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. Кн. для педагогов и родителей //Л.В. Артёмова, - М.,2020,с.28 -34.

2. Акимушкин И.С. Причуды природы // И.С. Акимушкин. – Т.1,2, -М., 2020, с.122-134 .

3. Балбышев И.Н. Родная природа \ И.Н. Балбышев. – Л.: Лениздат, 2021, - 156 с.

4. Бабенкова Е.А. Подвижные игры на прогулке//М.,2021,с.45-60.

5.Вахрушева А.А. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников: Методичекие рекомендации для педагогов, и родителей //А.А. Вахрушева, - М., 2021с.23-43.

6. Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников //Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез,2020,с.57-65.

7. Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников 6-7 лет // Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - М.: ВАКО, 2021. с.24-34.

8. Дроздов Н.Н. Ключи к тайнам природы // Н.Н. Дроздов, - М.: Знание, 2019, с.156 - 185 .

9. Дыбина О.В., Творим, изменяем, преобразуем. Игры-занятия для дошкольников.//М.,с.55-67.

10. Лопатина А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания //А. А. Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2020. с.221- 25


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы формирования экологического воспитания детей младшего школьного возраста

•Расширять и углублять знания детей об отдельных явлениях и объектах окружающей  среды, формировать умение воспринимать окружающий мир как гармоничное  целое•Учить классифицировать объ...

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Презентация авторской программы "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста" в условиях Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних....

Проект по экологическому воспитанию «Юный помощник экологов» (формирование экологической культуры)

Предлагаю Вам проект по экологическому воспитанию «Юный помощник экологов». Проект рассчитан на детей преимущественно младшего и среднего школьного возраста. Основным критерием эффективности экологиче...

Использование метода проектов в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста

В разделе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» ФГОС говорится, что в области «Обществознание и естествознание» п...

Образовательный (педагогический) проект по экологическому воспитанию школьников «Экологическая сказка»

В результате реализации проект "Экологическое воспитание школьников" докажет, что проведённые нами мероприятия, облегчают усвоение, закрепление знаний о природе и повышают мотивацию обучения...

Проект по экологическому воспитанию детей "Природа родного края"

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительной работы по формированию у детей и родителей экологического сознания, культуры природополь...