Технологическая карта урока окружающего мира «Золотое кольцо России» (3 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Латмарина Марина Александровна

Цель урока: создание условий для закрепления знаний о древних городах нашей Родины, входящими в Золотое кольцо России.

Задачи урока:

Дидактические:

1)       знать названия древних городов нашей Родины, которые образуют Золотое кольцо России, и их достопримечательности;

2)       оценивать характер взаимоотношений со сверстниками;

3)       уметь приводить примеры достопримечательностей этих городов, по достопримечательностям узнавать города.

Развивающие:

1)       развивать представление обучающихся об исторических достопримечательностях городов Золотого кольца России и умение работать с различными источниками информации;

2)       взаимодействовать в группе при выполнении учебных заданий;

3)       активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

4)       формулировать выводы из изученного материала.

Воспитательные:

1)        воспитывать любовь к Родине, бережливость, уважительное отношение к памятникам старины;

2)        воспитывать уважение к мнению других учащихся;

          3)        воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zolotoe_koltso_rossii.docx42.38 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 12.04.2022

Школа: МАОУ «МЛ №148»

Класс: 3 кад.

Урок: 2

Время: 8:55 - 9:35          Кабинет: 105

Студент: Латмарина Марина Александровна

Группа: 36

Учитель: Долгих Антон Александрович

Методист: Горячёва Светлана Леонидовна

Тема урока: «Золотое кольцо России».

Тип урока: урок рефлексии.

Цель урока: создание условий для закрепления знаний о древних городах нашей Родины, входящими в Золотое кольцо России.

Задачи урока:

Дидактические:

  1. знать названия древних городов нашей Родины, которые образуют Золотое кольцо России, и их достопримечательности;
  2. оценивать характер взаимоотношений со сверстниками;
  3. уметь приводить примеры достопримечательностей этих городов, по достопримечательностям узнавать города.

Развивающие:

  1. развивать представление обучающихся об исторических достопримечательностях городов Золотого кольца России и умение работать с различными источниками информации;
  2. взаимодействовать в группе при выполнении учебных заданий;
  3. активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
  4. формулировать выводы из изученного материала.

Воспитательные:

  1.  воспитывать любовь к Родине, бережливость, уважительное отношение к памятникам старины;
  2. воспитывать уважение к мнению других учащихся;
  3. воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

Оборудование: УМК «Школа России» А.А. Плешаков «Окружающий мир»: учебник 2 часть, учебная презентация, раздаточный материал.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты (П, М, Л)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Ф

Словесный: беседа

Приветствует учащихся, настраивает на урок. Погружает в тему. Налаживает контакт с классом.

- Здравия желаю, товарищи кадеты. Сегодня урок окружающего мира у вас проведу я. Меня зовут Марина Александровна. Садитесь. Сейчас мы улыбнемся друг другу и пожелаем удачи! Я надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно. Теперь мы можем начинать наше занятие.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

М: включение в учебную деятельность

Л: самоопределение; принятие и осваивание социальной роли обучающегося.

Слайд №1

Актуализация знаний и мотивация

(5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

И

Практический:

игра

Задаёт вопросы по теме прошлого урока.

- Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

- Верно. Начинаем урок окружающего мира.       - Работать будем в группах, поэтому очень важно организовать  работу между собой, чтобы каждый из вас смог внести свою частицу в результат вашей команды. В конце каждая команда получит грамоту под стать своим заслугам. Каждая команда должна внести свой вклад в наше общее дело.

(Команда 1 ряд, Команда 2 ряд, Команда 3 ряд).

- От чего зависит успешный результат нашей работы?

Команда – это значит дружно.

Команда все за одного. Пожелаем друг другу успеха!

- Чтобы все было справедливо, ознакомимся с правилами. За нарушение дисциплины команда будет лишаться баллов. Не подведите себя и своих товарищей.

Отвечают на вопросы учителя.

- «Золотое кольцо России»

- От дружной работы каждого в команде.

П: актуализировать имеющиеся знания.

М: - анализ 

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающихся.

Слайд №2

Постановка учебной задачи

(4 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Практический:

Словесный: беседа

Помогает учащимся сформулировать тему, цель урока.

- Слушайте внимательно.

 Города старинные, звон колоколов,

Башенки резные, чудо - теремов.

Города старинные, мастерами славные.

Улицы кузнечные, улицы гончарные,

Площади торговые, праздничные ярмарки-

Города старинные - к солнышку лицом

- Для России стали…

- Верно. Так, как вы думаете, какова же тема нашего урока?

- Какую цель поставим? (Что хотели бы узнать и чему научиться?)

- Молодцы! А сейчас составим план урока. На экране вы видите опорные слова для каждого этапа урока. Опираясь на них составьте план урока.

Опорные слова:

1) повторить о …

2) выполнить …

3) сделать вывод о …

С помощью учителя формулируют тему, цель урока.

- Золотым кольцом

- Золотое кольцо России.

Высказывают своё мнение.

- повторить информацию о городах, входящих в Золотое кольцо.

- Выполнить работу в группах.

- Сделать вывод о уроке.

М: анализ.

Р: целеполагание.

Слайд №3

Слайд №4

Включение в систему знаний, повторение

(4 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

Словесный: беседа

П

Практический: задание из РТ

Организует работу с классом. Объясняет материал.

- Вы можете назвать города, которые вошли в Золотое кольцо России?

- Каждый город Золотого кольца, как драгоценный камень, блистает своей историей и достопримечательностями. Прислушайтесь к необычному волшебному звучанию названий городов: Углич, Суздаль, Плёс, Кострома, Сергиев Посад, Владимир, Переславль-Залесский, Ярославль, Иваново,  Ростов. Чудо чудное! И это не сказка. 

- Давайте определимся,  в какие города вы совершите путешествие

- И так, проведем викторину: путешествие по городам:

- Вопросы задаю командам по очереди. Если команда затрудняется ответить, то другая может сделать это за них и получит баллы.

Город Сергиев Посад

Задание 1:

1.Как называется большой монастырь, находящийся в этом городе?  (Троице-Сергиева лавра)                                    

  2.Кто его основал? Назовите имя.  

Город Переславль – Залесский

Задание:

1.Кем был основан этот город Переславль - Залесский?  

2.Какие памятники архитектуры здесь сохранились?

Город Ростов

Задание:

1.Как ещё называют этот город?  

2.Как называются очень красивые украшения с эмалью – броши, серьги, браслеты?  

Город Углич

Задание:

1.На какой реке стоит город Углич?  

2.Чем славится этот город?  

Город Ярославль

Задание:

1.Кем был основан город Ярославль?  2.Почему Ярославль называют родиной русского театра?  

Город Кострома

Задание:

1.Как расположены улицы в этом городе?  

2.Как звали императрицу, которая приказала перестроить город?  

Город Плёс

Задание:

1.Как называют ещё этот город?  

2.Какой русский художник особенно любил город Плёс?  

Город Суздаль

Задание:

1.Что находится в всемирно известном городе-музее и сколько?  

2.В городе есть знаменитый музей, как называется?  

Город Владимир  

Задание:

1.Назовите имя человека, который основал город?  

2.Перечислите главную достопримечательность Владимира.  

- Ребята, вы большие молодцы!

2. Кроссворд. Задание выполняется в паре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

р

о

с

т

о

в

 

 

 

 

2

 

 

 

 

у

 

 

 

 

 

 

 

в

 

 

 

 

з

 

 

 

 

1

у

г

л

и

ч

 

 

д

 

 

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

а

 

 

 

 

 

 

 

д

 

 

 

 

л

 

 

 

 

 

3

ф

и

н

и

ф

т

ь

 

 

 

 

 

 

 

м

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и

 

 

 

 

 

 

 

 

5

л

а

в

р

а

 

 

 

 

 

 

 

- По готовности поднимите вверх ваши работы вместе с соседом.

- Давайте проверим.

2. Игра «Бюро потерянных вещей».

(Группа по 4 человека).

На карточке.

Нужно соотнести принадлежность вещей к городам.

Какому городу принадлежит веер (Кострома, деревянные постройки (Суздаль), часы (Углич).

Снегурочка - Кострома, Матрешка - Сергиев Посад, чайник - Переслав - Залесский

Отвечают на вопросы учителя.

Дети берут карточки: Москва, Углич, Суздаль, Плёс, Кострома, Сергиев Посад, Владимир, Переславль-Залесский, Ярославль, Иваново, Ростов.

- Троице-Сергиева лавра                                  

- Сергий Радонежский

- Юрием Долгоруким

- Горицкий монастырь. озеро Плещеево ботик «Фортуна» «Музей чайника»

- Великий

- финифть

- на реке Волге

- часовой завод «Чайка», Угличская гидроэлектростанция

- князем Ярославом Мудрым.

- Здесь был создан Ф.Волковым первый в России общедоступный театр.

-В виде веера.

- Екатерина Вторая.

- Город художников.

- И.И. Левитан.

- 33 церкви, 5 монастырей, 17 часовен.

- Музей деревянного зодчества.

- Князь Владимир Мономах.

- Замечательный памятник старины Золотые ворота.

Выполняют задание.

Выполняют задание.

П: умение самостоятельно добывать новые знания.

М: структурирование знаний: анализ; обобщение; выполнение действий по алгоритму

Р: способность к волевому усилию и преодолеванию трудностей.

Слайд №4

Слайд №5

Слайд №6

Слайд №7

Слайд №8

Слайд №9

Слайд №10

Слайд №11

Слайд №12

Слайд №13

Раздаточный материал

Слайд №14-19

Динамическая пауза

(1 мин)

Ф

Практический: физ. минутка

Организует проведение динамической паузы.

- Ребята, мы выполнили большую часть нашей работы, предлагаю вам отдохнуть. Встаньте из-за парт в одну колонку, друг за другом, чтобы не мешать, задвиньте свои стулья. И повторяйте движения.

-Отлично, садитесь на свои места.

Выполняют упражнения.

Л: формирование установки на здоровый образ жизни

Видеоролик

Самостоятельная работа с самопроверкой

(6 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Ф Словесный: инструктаж

Наглядный: раздаточный материал

И

Практический: самостоятельная работа

Организует самостоятельную работу с самопроверкой.

- Сейчас проверим ваши знания по теме Золотое кольцо России. Вам необходимо решить тест.

1. Какой город не входит в Золотое кольцо?

А) Суздаль         В) Сергиев Посад   Б) Ярославль                 Г) Нижний Новгород

2. В каком городе есть Троице-Сергиева лавра?

А) в Сергиевом Посаде             В) в Костроме   Б) в Угличе          Г) в Ярославле

3. В каком городе делают финифть?

А) в Москве          В)  в Плёсе  Б) в Ростове        Г) в Ярославле

4. В каком городе река Волга изгибается углом?

А) в Плёсе          В) в Угличе   Б) в Костроме      Г) во Владимире

5. Какой город называют городом-музеем?

А) Суздаль           В) Углич   Б) Владимир      Г) Плёс

6. Какой город называют городом художников?

А) Ростов      В)  Плёс     Б) Сергиев Посад          Г) Кострому

7. Какой город основал князь Юрий Долгорукий?

А) Переславль-Залесский             В) Ростов   Б) Ярославль      Г) Кострому

8. Какой город Золотого кольца НЕ стоит на Волге?

А) Углич                      В) Ярославль  Б) Кострома                  Г) Суздаль 

9. В каком городе улицы расположены в виде веера?

А) в Угличе                      В) в Ярославле  Б) в Костроме                 Г) в Ростове

10. В каком городе  находятся Золотые ворота? 

А) в Угличе                      В) в Ярославле Б) во Владимире               Г) в Суздале

- Теперь обменяйтесь работами с соседом по парте и проверьте по эталону на экране.

- Если есть 1 ошибка, ставьте карандашом 4, 2 ошибки – оценка 3, 3 ошибки и больше – 2.

Выполняют самостоятельную работу. Оценивают работы друг друга.

П: умение самостоятельно работать с заданиями по теме.

М: контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

К: использование критериев для обоснования своего суждения.

Раздаточный материал

Эталон на слайде №20

Домашнее задание

Ф

Словесный:

Рассказ учителя

Оглашает домашнее задание.

- Нарисовать герб понравившегося вам города.

Записывают домашнее задание.

Слайд №16

Рефлексия деятельности

(3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесный: беседа

1. Награждение команд.

2. Побуждение к диалогу. Подведение итогов. Оценивание работы учащихся.

- А сейчас подведём итог нашего урока.

Какая тема у нас сегодня была?

- Какая была цель сегодняшнего урока?

Наше путешествие по Золотому кольцу

закончено.  И урок подходит к концу.  

Какое впечатление произвело на вас

путешествие  в древнерусские города? 

Почему эти города все вместе

называются кольцом? 

Почему золотым? 

Наше путешествие по Золотому кольцу

закончено.  И урок подходит к концу.  

Какое впечатление произвело на вас

путешествие  в древнерусские города? 

Почему эти города все вместе

называются кольцом? 

Почему золотым? 

- Мы достигли цели?

- Отлично, а сейчас поднимите улыбающийся смайлик, если вы довольны своей работой на уроке. Если у вас возникали небольшие трудности – нейтральный смайлик. И поднимите грустный, если вам сегодня на уроке было сложно и ничего не понятно.

- Спасибо за урок! До свидания!

2. Отвечают на вопросы учителя. Подводят итоги. Оценивают свою работу.

- Тема: «Золотое кольцо России»

- Закрепление и повторение знаний по этой теме.

- Да.

М: оценка.

К: использование критериев для обоснования своего суждения.

Л: самооценка, адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.

Слайд №20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: формирование у учащихся знаний о некоторых городах России, их культуре и достопримечательностях.Задачи урокаДидактические:сформировать знания о городах России;сформировать знания о достопр...

Технологическая карта урока окружающего мира "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока «Золотое кольцо России»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений у обучающихся о городах Золотого кольца России и их достопримечатель...

Технологическая карта урока окружающего мира "Золотое кольцо России. Плес, Иваново, Суздаль, Владимир." (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока «Золотое кольцо России. Плес, Иваново, Суздаль, Владимир»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений у обучающихся о городах Золотого к...

Технологическая карта урока окружающего мира "Золотое кольцо России" 3 Класс.

Тема урока «Золотое кольцо России» Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: знакомство с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями. Задачи уро...

Технологическая карта урока окружающего мира "Золотое кольцо России", 3 класс, УМК "Школа России"

Тема урока «Золотое кольцо России»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирования знаний о том, что такое золотое кольцо России и какие города в него входятЗадачи у...

Технологическая карта урока окружающего мира "Золотое кольцо России" (3 класс)

Тема урока «Золотое кольцо России»Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: Формировать представления о Золотом кольце России, культурно-исторических ценностях городо...

Технологическая карта урока окружающего мира "Золотое кольцо России" (3 класс)

Тема урока «Золотое кольцо России»Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: Формировать представления о Золотом кольце России, культурно-исторических ценностях городо...