Роль наглядных методов в изучении окружающего мира
материал по окружающему миру

Моисеева Светлана Сергеевна

В данном материале можно найти различные (наглядные)методы в изучении окружающего мира. Каждый метод рассписан как его можно использовать в работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл naglyadnye_metody.docx27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Роль наглядных методов в изучении окружающего мира

Источником получения знаний в процессе использования этих методов является наглядность, что обусловливает их непосредственную связь со средствами обучения. При этом не следует смешивать данные методы и принцип наглядности, поскольку использование пособий на уроке вовсе не означает применение рассматриваемого способа: использование наглядных средств может носить иллюстративный характер (например, к рассказу о животном мире тундры) и исследовательский («Органы растения»). Только в случае, когда пособие является главным источником получения информации, можно говорить о применении наглядного метода.

Таким образом, суть наглядного метода — визуально-чувственное восприятие предметов и явлений природы в их натуральном виде и искусственном, символическом изображении (с помощью иллюстраций, опытов). Наглядные методы тесно связаны с другими группами методов, так что нередко возникают затруднения при их соотнесении, например при работе с таблицами основным источником получения информации является само наглядное пособие, слово же учителя играет только направляющую и руководящую роль. Применение наглядных методов, особенно в начальной стадии, нуждается в целенаправленном развитии активного восприятия и осмысления, поэтому перед детьми необходимо ставить конкретные познавательные задачи: как наблюдать, на что обратить особое внимание, что рассматривать, с чем сравнивать, что выявить и усвоить и т.д.

По способу подачи все задания могут быть устными, письменными (записанными на доске, карточках и др.).

Существуют различные классификации наглядных методов:

1)        по природе пособий (Н.М. Верзилин, С.Г. Шаповаленко):

а) демонстрационные (демонстрация эксперимента и натуральных объектов — живых растений и животных, гербариев, коллекций, раздаточного материала и т.д.);

б) иллюстративные (использование искусственных или изобразительных пособий — рисунков, фотографий, схем, репродукций, макетов, моделей, таблиц, ЭЗСО и т.п.).

В свою очередь, И.П.Подласый подразделяет данные методы на иллюстративные, связанные с использованием изобразительных наглядных пособий (рисунков, схем, моделей, карт, репродукций и т.п.), и видеометоды (учебные фильмы, видео-, медиасредства и другие экранно-звуковые средства обучения или ЭЗСО);

2)         по характеру р а б о т ы:

а) демонстрация учителем опытов (демонстрационных);

б) работа с наглядными пособиями (таблицами, картографическим материалом, натуральными объектами, ЭЗСО).

Демонстрация натуральных наглядных средств служит для ознакомления с внешним видом природных объектов, изучения свойств явлений и их внешних проявлений, раскрытия их динамики. В зависимости от содержания и способа деятельности учителя различают следующие виды демонстрации:

  • моделирование и показ действий, поведения, ситуации самим педагогом;
  • демонстрация с помощью специально подготовленного учащегося (группы, взрослых), изобразительных средств наглядности, ЭЗСО.

Технология демонстрации включает знакомство  с полным (биологически правильным — бинарным) названием, внешним видом объекта (величиной, формой, цветом, частями и их взаимоотношениями, отличиями), выявлением его отдельных свойств, качеств, функций. Показ может сопровождаться схематической зарисовкой. В зависимости от величины демонстрируемого объекта допускаются различные формы его подачи:

  • для крупных — фронтальная (с предварительным продумыванием положения, подбором освещения, фона и установкой на подставку);
  • для небольших — показ по рядам (либо носит учитель, либо при наличии нескольких объектов допускается работа в группах).

Предварительно необходимо определить время и место демонстрации на уроке. В ее процессе (по окончании) учащимся рекомендуется пользоваться учебником и находить соответствующую текстовую информацию, характеризующую признаки объекта и подтверждающую увиденное.

При этом с целью активизации познавательной деятельности детей в процессе демонстрации используются следующие методические приемы:

1)         обследование в опоре на различные органы чувств;

2)         классификация (группировка объектов по различным основаниям);

3)         систематизация (на основании выявленных признаков предметов определенной группы введение единого образа в систему ранее изученных);

4)         сравнение оригинала и модели (сопоставления наблюдаемого с описанием в учебнике, данными таблицы и др.; возможно проведение аналогий с хорошо знакомыми объектами и явлениями);

5)         коммуникация (использование различных форм устного и письменного фиксирования наблюдаемого с целью его интерпретации — рассказ, репортаж, инсценировка, статья, письмо, реферат и т.д.);

6)         измерение с помощью различных измерительных систем и приборов;

7)         экспериментирование, требующее изучение объекта в определенных «лабораторных» условиях;

8)         прогнозирование — составление, например, экологических прогнозов в опоре на результаты проведенных исследований;

9)         моделирование (в качестве фиксации результатов увиденного, как самоцель — чаще относится к практическим методам) — конструирование предметных и графических моделей природных процессов (прием впоследствии может быть дополнен проектированием — разработкой на основании сделанного прогноза эволюции образа рассматриваемого природного явления, процесса).

Вместе с тем специфика используемого наглядного средства накладывает свой отпечаток на традиционный план работы и показа. Например, при ознакомлении с гербарными образцами необходимо последовательно обратить внимание детей на:

а) название (бинарная номенклатура — яснотка белая или глухая крапива);

б) культурное растение или сорняк;

в) жизненная форма (дерево, кустарник, травянистое растение);

г) нахождение и показ органов (частей) растения;

д) называние подземных, надземных частей;

е) устное описание форм, окраски, сравнительных размеров каждой части;

ж) характеристика по внешнему виду полезной для человека части (форма, окраска, сравнительная величина) и объяснение возможностей ее применения.

 Рассматривая чучело, обращают внимание на:

1) название (ворона серая);

2) среду обитания, ареал распространения;

3) размеры (например, для крупных птиц — в сравнении с голубем, мелких — с воробьем, т.е. для сравнения берутся хорошо знакомые, в том числе визуально, особи);

4) особенности цветовой гаммы;

5) особенности головы (клюва) с указанием на приспособление к среде обитания и связи с образом жизни;

6) форму туловища;

 7) форму конечностей;

 8) значение и роль в природе, жизни человека.

Все используемые при демонстрации наглядных методов обучения приемы можно сгруппировать:

1)        организационные: приемы демонстрации объектов со стола учителя и по рядам, наблюдение по плану, подготовка заданий для наблюдений и др.;

2)        логические: постановка проблемных вопросов, сравнение, выявление общих характерных признаков, обобщение и выводы;

3)        технические: установка демонстрационных объектов для сравнения, демонстрация фильма без дикторского текста, повторение фрагмента.

Использование иллюстраций способствует уяснению сущности предметов и явлений, установлению связей между ними и теоретическому обоснованию увиденного, что также облегчает процесс формирования понятий.

Эффективность применения наглядных средств зависит от выбранной учителем технологии показа:

  • четкость и обоснованность выбора пособия и формы его демонстрации (фронтальная, в виде раздаточного материала — индивидуальная, групповая);
  • определение его дидактического назначения, места и роли в познавательном процессе; тщательность в дозировании показа (оптимальный объем) — большое количество пособий отвлекает, рассеивает внимание, утомляет детей.

Вместе с тем каждая иллюстрация требует специфического подхода. Так, курс «Окружающий мир» оснащен различного рода печатными пособиями, в том числе серией таблиц и предметных картин, работа с которыми требует соблюдения следующих этапов:

а) рассмотрения таблицы в целом («С кем дружит ель»);

б) изучения ее деталей;

в) установления взаимосвязей между отдельными элементами, / составляющими таблицы (соотнесение объекта со средой обитания);

 г) выводов по таблице, создания у детей целостного  представления об иллюстрированном предмете или явлении. Несоблюдение данной последовательности нередко приводит к возникновению типичных ошибок:

  • полный рассказ учителя по содержанию изучаемого образа; постановка неверных (абстрактных) вопросов к классу;
  • начало ознакомления с таблицей и анализа ее содержания не с главного, а второстепенного;
  • нивелирование существенных связей и зависимости между представленными составляющими;
  • отсутствие выводов по содержанию пособия.

Работа с каждой иллюстрацией требует обоснования целесообразности ее использования в конкретной части занятия, определения основных задач проводимой работы, включения ее в учебный процесс, психологического анализа правильности выбранных приемов.

Особое место в иллюстрировании курса отводится экраннозвуковым средствам обучения (далее — ЭЗСО), используемым при изложении новых знаний, ознакомлении с объектами, которые невозможно наблюдать непосредственно, а также для освоения алгоритмов выполнения различных видов деятельности, тренировочных работ, организации тестовой проверки. Восприятие в динамике зрительными и слуховыми анализаторами большого количества разнообразной и насыщенной наглядно-образной информации является наиболее доступным для детей младшего школьного возраста, способствует более легкому и быстрому усвоению. Возможны различное предназначение и использование ЭЗСО как стимулятора развития абстрактного и творческого мышления детей, самостоятельности (особенно в отношении теле-, киноматериала), а также в качестве анонсирования, объяснения и закрепления изученного материала. При этом развивающее воздействие наиболее эффективно, если показ сопровождается пояснениями, обсуждениями по ходу демонстрации, контрольными упражнениями, тестами на закрепление увиденного. Допускается повторный эпизодический просмотр с убранным звуком, закрытием титров (при демонстрации диафильма — сопроводительного текста) и т.д. Обязательно последующее закрепление материала.

Учебные диапозитивы используются в различных учебных ситуациях: иллюстративно (в процессе рассказа учителя и учащихся — чаще первый вариант), при обобщении и закреплении материала. При этом необходим строгий парциальный отбор кадров, удовлетворяющих целям и задачам урока, чтобы последовательность их показа соответствовала авторской задумке. Демонстрация диапозитивов может сочетаться с работой по карте, гербарными образцами, текстом учебника. Они могут использоваться для подготовки к проведению практической работы на местности, в качестве зрительной опоры для воспроизведения материала природоведческих экскурсий. Одна и та же серия диапозитивов может быть использована на разных уроках и с разной целью (серия «Картины русской природы»).

Транспаранты для графопроектора, как и диафильмы, можно применять в различных ситуациях: при ознакомлении детей с новым материалом, закреплении, проверке самостоятельной работы учащихся. Их сочетание с демонстрацией опыта, работой по учебнику дает в совокупности четкое представление об изучаемой теме, например о круговороте воды в природе.

Учебные диафильмы могут играть иллюстративную роль к рассказу педагога или детей, причем такая работа открывает широкие возможности в дополнение субтитров. Эффективность их использования повышается при проведении комбинированной работы с таблицами, гербариями, картами и другими пособиями. Фрагментарный показ диафильма позволяет давать информацию в небольшом количестве, что способствует лучшему усвоению материала. Допускается его дробление, особенно на уроках по закреплению изученного материала (например, фильм «Формы поверхности» на одноименном занятии). Тема «Лето и осень в неживой природе» — кинофильм «Осень».

Одним из приемов обобщения учебного материала является также повторный просмотр кинофильмов с перерывом в один-два месяца (целиком или эпизодически). При этом форма работы зависит от степени подготовленности класса: в более сильных можно рекомендовать демонстрацию кинофильма без звука, с параллельным комментарием детьми демонстрируемых кадров; в менее подготовленных — с последующими или предшествующими новыми вопросами и заданиями по наблюдению.

Урок с использованием телепередач традиционно делится на три части.

1.        Введение: проверка уровня знаний детей по теме, подготовка их к просмотру и активному восприятию видеоматериала. Одним из эффективных условий последнего является постановка проблемных вопросов.

2.        Просмотр телепередачи: задача учителя — руководить восприятием учащихся, следить за их реакцией, суммировать ответы на вопросы ведущего, акцентировать внимание на главнейших эпизодах, отмечать для себя основные условные моменты передачи для последующего возвращения к увиденному в процессе прочтения.

3.        Закрепление увиденного: ответы на итоговые вопросы ведущего, работа с учебником и раздаточным материалом. При этом необходимо обязательно проверить правильность понимания детьми увиденного.

Вместе с тем эффективность проведения такого рода занятия, чаще всего применяемого на этапе обобщения или ознакомления с малоизвестными сведениями, зависит от предварительной подготовки:

-         четкая связь содержания телепередачи (кинофильма) с темой и целями урока (для кино-, видеоматериала — предварительное ознакомление преподавателя и анализ его содержания);

-         определение возможностей применения (фрагментарно / полностью, в зависимости от типа урока — на каком этапе, четкая связь с задачей определенной фазы занятия, определение цели показа);

-         продумывание предшествующей показу и последующей работы школьников (формулировки и разновидности заданий), а также характера показа (монолитный, с паузами на комментирование, с обязательной мотивировкой просмотра);

-         конечное определение места и времени демонстрации фильма.

Дидактические возможности различных ЭЗСО наиболее полно

реализуются при их комплексном использовании, что требует четкости в определении места конкретного средства в системе уроков и его функции, возможности сочетания с другими видами средств.

Урок «Лиственные и хвойные растения зимой». Оборудование: натуральные объекты (гербарные экземпляры лиственных и хвойных растений с семенами и плодами), иллюстрация учебника, таблица «Как зимуют растения», серия диапозитивов «Растения в разные времена года».

Вторым наглядным методом обучения естествознанию является демонстрация опытов (эксперимента) — искусственное воспроизведение природного явления, применяемое для раскрытия его сущности в тех случаях, когда его невозможно или трудно пронаблюдать в естественных условиях (в процессе проведения демонстрационного эксперимента учитель выдвигает гипотезу, намечает пути ее проверки, подбирает материалы и т.д.). Такого рода работа позволяет не только быстрее понять увиденное, но и закрепить материал, обнажает взаимосвязь природных явлений. По специфике проведения различают демонстрационные опыты, проводимые учителем или специально подготовленным учеником, и лабораторные, предполагающие фронтальную (групповую) работу детей. Такое разделение обусловлено тем, что некоторые опыты связаны с угрозой здоровью ребенка (работа с кислотой, например, при выявлении состава известняка; с огнем спиртовки— «Состав почвы»), или трудоемкие («Круговорот воды в природе»), а также с необходимостью раскрытия сути происходящего в виде сжатого ее иллюстрирования в отсутствие у детей навыков работы с лабораторным оборудованием (такого рода предварительное ознакомление преследует вторую цель — ознакомление учащихся с приемами работы и соответствующими манипуляциями).

Вместе с тем проведение любого демонстрационного опыта должно отвечать следующим требованиям:

а) наглядности (соответствующий размер лабораторной посуды, показ на демонстрационном столике (подиуме с хорошим обзором происходящего) с обязательным удалением с него лишних объектов, рассеивающих внимание);

б) простоте (при подборе опытов желательно ориентироваться на возможность их повтора учеником вместе с родителями в домашних условиях);

в) усвояемости: обязательный положительный результат проведения опыта предполагает его предварительное выполнение до урока при тщательном подборе вещества, его дозировании и уяснении специфических условий проведения (для уяснения различной способности песка и глины пропускать воду последняя должна быть обязательно сырой, в противном случае она будет пропускать воду быстрее песка); в процессе показа также необходимы постоянное объяснение происходящего и четкость выполнения;

г) безопасности (предварительная проверка на цельность и чистоту используемого оборудования, обязательный инструктаж по технике безопасности и наличие подручных средств по оказанию первой медицинской помощи, при опытах с огнем также следует предусмотреть емкости с водой — ведро, тазы).

К способам активизации познавательной деятельности при показе опыта (проведении эксперимента) можно отнести:

  • разъяснение его цели без предварительного объявления результата;
  • хорошая видимость опыта; комментирование детьми своих наблюдений и впечатлений в ходе эксперимента;
  • обсуждение его итогов путем постановки учителем последовательного ряда вопросов (что хотели доказать этим опытом, каков его ход, результат, почему, какой вывод из опыта);
  • фиксация в тетрадях; возможная простота прибора и отсутствие в нем лишних деталей, отвлекающих внимание от сущности наблюдаемого явления и др.

В целом использование наглядных методов обучения соответствует возрастным особенностям ребенка, предоставляя возможности для развития поисковых способностей при получении информации из иллюстративного ряда как первоисточника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....

Опытно - методическая работа по окружающему миру «Дидактические игры при изучении окружающего мира в начальной школе».

Начальная школа должна сегодня не просто вооружить своего выпускника набором  необходимых и достаточных компетенций, а сформировать достаточную потребность  в саморазвитии, самообразовании и...

Методы и приёмы активизации познавательной деятельности младших школьников при изучении окружающего мира.

Вопрос активизации обучения учащихся относится к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Главная цель активизации – формирование активности учащихся, повышение к...

Метод проектов в процессе изучения окружающего мира в исследовательской деятельности младших школьников

Введение. 2Глава 1. Проектно–исследовательская деятельность в начальной школе. 21.1. Возможности и специфика организации проектной деятельности в начальных классах. 21.2. Возрастные особенн...

Окружающий мир. Следы животных, наглядный материал к уроку окружающего мира.

На карточках представлены следы животных Карелии....

Методы и приёмы активизации познавательной деятельности младших школьников при изучении окружающего мира

Тема: Методы  и  приёмы активизации познавательной деятельности  младших школьников  при изучении  окружающего мира.      ...