Урок Окружающий мир 4 класс "Русь расправляет крылья"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Лемешко Мария Сергеенва

коспект урока окружающего мира 4 класс УМК "Школа России" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_rus_raspravlyaet_krylya.docx25.03 КБ
Файл na_dosku.docx882.61 КБ
Файл razdatochnyy_material_monetki.docx1015.06 КБ
Файл nazvaniya_ostrovov.docx12.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира 4 класс

 «Русь расправляет крылья»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Форма проведения: урок-игра

Цель: организовать деятельность обучающихся по изучению и осмыслению новых предметных знаний, умений, навыков о возрождении Руси, о правлении князя Ивана Калиты и присоединении городов Руси к Московскому княжеству.

Задачи формирования УУД.

Личностные: способствовать формированию положительного отношения к процессу учения, к приобретению знаний и умений; способствовать к готовности оценивать свой труд, принимать оценки одноклассников, учителя; воспитывать чувство гордости за свою страну, доброжелательность и толерантность;

Регулятивные: способствовать развитию умения находить нужную информацию из различных источников; умения обобщать данную информацию, умения задавать и отвечать на вопросы; формировать умения двигаться к намеченной цели способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

Познавательные: воспитывать интерес к деятельности; формировать умения видеть проблему и намечать пути ее решения, применять базовые знания для решения конкретной проблемы; продолжать обучение учащихся формулировать тему и цель урока, подводить итог.

Коммуникативные: учить вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению; проявлять доброжелательное отношение к партнёрам, допускать возможность существования у людей различных точек зрения; проявлять терпимость по отношению к высказываниям других.

Планируемые результаты:

Знать: понятия калита, торжище, Кремль, шапка Мономаха.

Уметь: работать с картой, с текстом учебника, уметь соотносить слова с репродукцией картины.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 4 класс, презентация.

Ход занятия:

  1. Организационный момент. (Приветствие, эмоциональный настрой, проверка готовности к уроку)

- Здравствуйте, меня зовут Мария Сергеевна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

   Как пришел ты на урок,

   На язык повесь замок,

   Далеко не прячь ключи,

   Если нужно – отомкни.

– Проверим готовность к уроку.

  1.         Актуализация знаний.

- Урок у нас с вами сегодня будет необычный. Мы с вами отправимся в путешествие по островам. Похлопайте в ладоши те, кто любит путешествовать.

- Закрывайте глаза и представьте, что мы с вами плывем по волнам на большом пиратском корабле, и вот мы подплываем к острову, который называется «всезнайка».

(на фоне играет звук моря)

- Возвращаемся в класс, открывайте глаза. Итак, мы с вами прибыли на остров. Как он называется?

- Как вы думаете, почему он так называется? Кто такие «всезнайки»?

- А вы всё знаете? Давайте с вами проверим и ваши знания, повторим, что вы изучали на предыдущем уроке. Я вам буду задавать вопросы, а те, кто знают ответ, поднимают руку. Спрошу лишь тех ребят, кто очень красиво и терпеливо держит руку. За правильные ответы я буду раздавать вам вот такие золотые монетки. Кто готов к работе сядьте правильно.

– Кто такие татаро-монголы?

– Кто возглавлял войско завоевателей?

(Хан Батый)

– Когда захватчики вторглись на Русь?

(в 1237 году)

- Какой город они захватили первым?

(Рязань)

- Какой город монголо-татары прозвали «злым городом»? И почему?

(Козельск, потому что этот город давал отпор войску Батыя целых 7 недель)

-Молодцы, вы очень хорошо отвечали на вопросы, особенно хорошо отвечали … (раздаю монетки)

  1. Мотивация учебной деятельности. Объявление темы, целей и задач урока.

- А теперь закройте глаза и представьте птицу, зовут её Русь, с середины 12 века на неё нападали хищные птицы и приносили ей боль. Боролась птица Русь с врагами, победила крестоносцев и стала собираться с силами для борьбы с самым грозным врагом – Золотой ордой. И мечтали люди русские, что окрепнет Русь Матушка, расправит свои крылья и устремится в чистое голубое небо навстречу светлому будущему.

-Попробуйте сформулировать тему нашего урока?

(Задаю наводящие вопросы: «Какую птицу мы с вами представляли? Как её звали? Что случилось с этой птицей? И т.д.)

- Молодцы, ребята! Вы все верно ответили, тема нашего урока «Русь расправляет крылья».

-Какую цель мы с вами поставим перед собой на уроке?

-О чём вы бы хотели узнать?

- Молодцы. Действительно, сегодня мы узнаем, что произошло с Русью после отпора врагу, как возродилась Русь, и кто из князей повлиял на этот результат.

  1. Изучение нового материала.

- Закрывайте глаза. Мы с вами вновь оказались на нашем корабле. Волны покачивают его из стороны в сторону, легкий морской ветерок дует в лицо и вот уже виднеется наш следующий остров. Открывайте глаза.

-Прочитай на слайде название второго острова. (один ученик читает название острова)

-Правильно, наш второй остров называется «Узнавайка».

- Как вы думаете, что же нас ожидает на этом острове?

 (ответы детей)

-Совершенно верно, ребята. Вы правильно догадались, на этом острове мы с вами будем узнавать, что-то новое. Поработаем с вами по учебникам.

(работа с учебником, стр. 43 – 44, 44 – 46)

- Ребята, откройте учебник на странице 43, я начинаю читать, а вы следите пальчиком.  

(читаю 3 абзаца)

- Продолжит читать …

- Итак, о чем и о ком мы сейчас прочли?

- Что делали князья Северо-Восточной Руси? ( ставили крепости, возводили новые города для людей)

- Кто такой Сергий Радонежский? (основатель Троицкого монастыря)

 

(раздаю детям монетки по ходу опроса)

-Пора немного отдохнуть. Встаём из-за парт. Проведём физминутку. 

 Руки кверху поднимаем,

 А потом их отпускаем.

 А потом их развернем

 И к себе скорей прижмем.

 А потом быстрей, быстрей

 Хлопай, хлопай веселей

-Молодцы, ребята! Продолжим изучать новый материал. На странице 44 найдите заголовок «Московский князь Иван Калита». Приготовьтесь внимательно слушать, следите пальчиком по тексту.

(читаю текст стр. 44 – 46, обращая внимание на иллюстрации)

- Кто же такой Иван Калита? (московский князь)

- Почему его прозвали «калитой»? (потому что всегда носил на поясе кошелёк, который назывался калитой, из которого раздавал деньги нищим)

-Молодцы, вы все очень внимательны! Теперь мы можем продолжить наше путешествие и отправиться на последний остров.

  1. Закрепление изученного материала. Рефлексия. Оценивание работы на уроке.

- Наш корабль проделал большой путь и вот он по волнам наконец-то достиг последнего острова нашего с вами путешествия. Прочитай, как называется остров? (кто-то из детей читает название острова «закрепляйка»)

- На этом острове вы сможете заработать больше всего монеток.

- Кто готов отвечать на вопросы и зарабатывать монетки, похлопайте в ладоши.

- Молодцы, я рада, что вы такие активные!

- В каком году был основан город Москва? (1147 год)

- Около какого города в 14 веке был основан Троицкий монастырь? (около города Радонежа)

- Кто основал этот монастырь? (Сергий Радонежский)

- Чьим внуком был Иван Калита? (Александра Невского)

- Какой головной убор получили в наследство от Ивана Калиты Московские князья? (шапку Мономаха)

-Молодцы, ребята, вы очень внимательны! Все активно работали на уроке.

-Давайте посчитаем, сколько вы заработали монеток.  

(дети называют монетки)

- За работу на уроке «5» получают … (называю имена детей)

- Остальные ребята тоже большие молодцы! В следующий раз будьте немного поактивнее.

- Вам понравилось наше путешествие?

- Что вам больше всего запомнилось?

- Что было самым интересным?

 (ответы детей)

-Спасибо, ребята, мне тоже очень понравилось с вами путешествовать. Урок окончен.



Предварительный просмотр:

Как нарисовать корабль | Живопись по дереву, Рисунок корабля, Рисунок

   Остров: векторные изображения и иллюстрации, которые можно скачать  бесплатно | Freepik



Предварительный просмотр:

Золотые монеты картинки - 65 фото



Предварительный просмотр:

«ВСЕЗНАЙКА»

«УЗНАВАЙКА»

«ЗАКРЕПЛЯЙКА»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку на тему: "Русь расправляет крылья"

Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе по программе А. Плешакова на тему: "Русь расправляет крылья" (УМК "Школа России"). Презентация разделена на 2 части. Перед демонстрацией необходимо соед...

Урок окружающего мира "Русь расправляет крылья " с презентацией

Урок окружающего мира "Русь расправляет крылья " с презентацией поможет сформировать представление учащихся о возрождении Руси, развивать умение работать с картой; воспитывает интерес к истории. В пре...

Конспект урока на тему"Русь расправляет крылья" (УМК"ПНШ"4 класс)

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представлений о Руси, посредством изучения данной темы.Задачи урока:·        сформировать представление учащи...

Окружающий мир. Конспект урока по теме "Русь расправляет крылья". 4 класс.

Тип урока: "открытие" новых знаний и способов действия. К материалам рекомендую взять видеофрагмент из исторического фильма про Ивана Калиту....

Конспект урока по окружающему миру "Русь расправляет крылья"

Материал создает благоприятные условия для усвоения знаний об Иване Калите и о его деятельности, организует деятельность обучающихся по изучению и осмыслению новых предметных знаний, умений, навыков о...

Конспект урока окружающего мира "Русь расправляет крылья"

Конспект урока окружающего мира для 4 класса по УМК "Школа России" (автор А.А. Плешаков)  на тему "Русь расправляет крылья"Конспект разработан по новому стандарту ФГОС НОО, с ...