Конспект урока по окружающему миру 4 класс "Наши подземные богатства"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Урок окружающего мира.

Тема: "Наши подземные богатства". 4-й класс

 

Тип урока:  комбинированный

Цели урока:

 образовательная: сформировать представления учащихся о подземных богатствах, познакомит детей с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, охраной  подземных богатств;

развивающая: развивать познавательную активность, умение работать с картой, коллекционным материалом, развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически;

воспитательная:воспитывать  любовь к родному краю, гордость за свою родину.

Задачи формирование понятия «полезные ископаемые»;

давать характеристику полезным ископаемым;

учить работать с физической  картой нашего края.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира.

Тема: "Наши подземные богатства". 4-й класс

Тип урока:  комбинированный

Цели урока:

 образовательная: сформировать представления учащихся о подземных богатствах, познакомит детей с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, охраной  подземных богатств;

развивающая: развивать познавательную активность, умение работать с картой, коллекционным материалом, развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически;

воспитательная:воспитывать  любовь к родному краю, гордость за свою родину.

Задачи формирование понятия «полезные ископаемые»;

давать характеристику полезным ископаемым;

учить работать с физической  картой нашего края.

Формировать УУД

Познавательные УУД: Учиться: ориентироваться в своей системе знаний;  отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Коммуникативные УУД: Формирование умения:  слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;  уметь работать в группе.

Личностные УУД: Учиться: выказывать своё мнение; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: Формирование умения:  планировать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; высказывать своё предположение;  осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Оборудование и технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран, коллекция полезных ископаемых, физическая карта России, карточка-помощница.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель: Закройте глазки и вслушайтесь в слова:

 Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар – это земля. Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно»(откройте глазки)

- Что вы себе представили ? (глобус – макет земли) Слайд с анимацией земли

II. Проверка знаний и умений.

Учитель:- Сегодня мы продолжим постигать тайны нашего общего дома – дома, в котором мы с вами живём. Прежде, чем перейти к новой проблеме, давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке.

Ученики: О водоёмах…

Учитель:

- Какие водоёмы вы знаете? (Естественные и  искусственные)

- Назовите только естественные водоёмы.( река, озеро, море, океан)

- Назовите только искусственные водоёмы.( водохранилище, пруд, канал)

Учитель:  Ну а теперь, давайте вспомним правила поведения на воде и около воды.

- А что нам нужно делать для сохранения воды?

- Можно ли воду считать природным богатством, и почему?

Учитель: Итак, ребята, вода – это природное богатство. Но кроме воды, какие еще природные богатства вы знаете?

- Только ли на поверхности земли они находятся? ( под землей  тоже есть богатства) Назовите.

- вы наверно уже догадались о чем мы будем с вами говорить сегодня? ( наши подземные богатства)

- Правильно, мы с вами отправимся в подземное путешествие.

- И сегодня к нам на урок пришли некоторые представители подземных богатств и просят нас помочь им разрешить спор. Пригашаю сюда соль, алюминиевую руду, уголь, железную руду.

«Под землей в темноте, где ничего не видно, попробуй, отличи полезное от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным.

-Я - соль Земли,- говорит соль, - без меня каши не сваришь.

- А без меня сваришь? – спрашивает алюминиевая руда. -  Кастрюли- то делают из алюминия. Без кастрюли никак.

- А на чем варить будете? – интересуется уголь. - Без топлива в этом деле не обойтись.

- А, между прочим, обо мне тоже не следует забывать,- говорит железная руда, которая дает железо для лопат. – Прежде чем кашу варить, нужно вас всех из земли выкопать».

  Учитель: - Вы уже догадались, о чем спорили между собой полезные ископаемые?

 - Что бы вы им сказали, если бы участвовали в споре?

 - Как вы думаете, почему полезные ископаемые так называются?

Наши сегодняшние цели, узнать :

Слайд

  • -Какие бывают полезные ископаемые?

-Какие свойства имеют полезные ископаемые?

-Где они применяются?

-Как добываются полезные ископаемые?

-Нужно ли полезные ископаемые охранять?

IV. Совместное открытие знаний.

Учитель: Как называют людей, изучающих недра земли и отыскивающих полезные ископаемые? (Геологи) Слайд.

- Сегодня вы будете геологами и проведёте очень серьёзную исследовательскую работу. Каждая группа будет работать над одним видом полезных ископаемых. Ваша задача  определить  полезное ископаемое, узнать о его свойствах, назначении и заполнить таблицу. Если есть необходимость, пользуйтесь атласом-определителем, физической картой, учебником. На эту работу даётся 5-7 минут.

Внутри каждой команды у нас есть координатор, тот кто следит за временем, выступает, вырезает и приклеивает.

-  В итоге каждая группа представит результаты исследовательской работы. Ответы должны быть чёткими, интересными и краткими.

Прежде, чем перейти к этой работе,

      -давайте, вспомним правила работы в группе.

СЛАЙД         Правила работы в группе.

  1.  Работать дружно.
  2.  Уметь слушать мнение своего друга.
  3.  Не выкрикивать.
  4.  Работать тихо.  

  Работа в группах.

1 группа – природный газ

2 группа – соль

3 группа – уголь

4 группа – нефть,

5 группа – железная руда

СЛАЙД      План изучения полезных ископаемых:

1) название полезного ископаемого;

2) его свойства;

3) условное обозначение;

5) значение и применение;

6) добыча

Работы готовы.

До начала выступления, давайте еще раз вспомним правило работы, слушать внимательно друг друга.

Выступление каждой группы ребят.

По ходу выступления идет просмотр слайдов о полезных ископаемых.

Учитель: - Сегодня мы узнали много нового о подземных богатствах и  об их использовании.

Можем немного с вами передохнуть и разомнуться.

ФИЗМИНУТКА

5. Поисково-творческая работа.

Посмотрите какие мы с вами дружные. Но наша республика богата не только добрыми людьми, но и природными богатствами.

           Главным богатством недр Татарстана является нефть. Республика имеет подтвержденные запасы нефти в объеме более 1 млрд. тонн и, по оценке специалистов, более 7 млрд. тонн битумной нефти.   
           Вместе с нефтью добывается попутный газ - около 40 куб.м. на 1 тонну нефти.
           Республика располагает также промышленными запасами известняка, доломитов, строительного песка, глины для производства кирпича, строительного камня, гипса, песчано-гравийной смеси, торфа. Имеются перспективные запасы нефтебитумов, бурого и каменного угля, горючих сланцев, цеолитов, меди, бокситов.

- Мы с вами сказали, что водные богатства, нуждаются в защите. А подземные богатства?

Учитель:- Каким образом человек может охранять полезные ископаемые?

ответы учащихся:          

1) Оберегать от пожаров торф и другие горючие ПИ.

2) Экономно расходовать ПИ.

3) Соблюдать правила перевозки ПИ.

4)Заменять по возможности более дешёвыми материалами.(искусственными)

5) Можно использовать вторсырьё, т.е. переработку старых бумажных изделий для      выпуска новых или сбор металлолома (1 т металлолома экономит 2 т руды)

6.Итог урока:

Учитель: Наш урок подходит к концу.

Достигнуты ли наши цели, все ли мы узнали?  Блиц опрос

Слайд

•        -Какие бывают полезные ископаемые?

-Какие свойства имеют полезные ископаемые?

-Где они применяются?

-Как добываются полезные ископаемые?

-Нужно ли полезные ископаемые охранять?

7. Рефлексия.

Теперь пришло время оценить нашу работу.

У вас на столах стоят стаканчики песок, двух цветов. Один сосуд у вас пустой, с помощью чайной ложки каждый должен выбрать свой цвет, и засыпать в сосуд.

Оранжевый цвет – если у вас не возникло затруднений и у вас был интерес к получению знаний

Синий – если у вас были какие – то затруднения

Учитель: мы видим с вами что наш общий сосуд, собранный со всех команд, преобладает красный цвет, а это значит, что мы достигли с вами наши целей. Вы очень хорошо потрудились. Вы все были дружелюбными, активными, проявили творчество. Всем спасибо за урок!!!

8. Дома я предлагаю вам подготовить сообщения: что позволит нам продолжить  книгу «Наши подземные богатства»

       Слайд

1)   О полезных ископаемых нашего округа,

      2) «Как коллекционировать камни»,

      3) «Подземные дворцы»- о музеях в соляных пещерах,

 4) «Что может произойти, если нефть попадёт в озеро, реку, море?»

2. Актуализация знаний

-Но перед тем как приступить к изучению нового материала давайте, вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке.

Слайд № 2

Чтобы проверить ваши знания,  давайте выполним задания, которое указаны у вас в карточках,  лежащих на партах. Работа в паре.

№ 1. Найдите лишний объект:

а) пруд, море, река, океан;        

б) море, река, озеро, ручей;      Слайд № 3

в) устье, исток, склон, приток.

№ 2. Разделите водоемы на группы по происхождению (с помощью стрелок):

№ 3. Тест

1. Водоемы - это:

А) хранилища воды, место обитания животных и растений, место отдыха людей

Б) место обитания животных и растений

В) место для купания

2. С водоемами связана жизнь следующих животных:

А) утки, лебеди, цапли

Б) трясогузки, совы, кукушки

В) орлы, аисты, кедровки

3.  Что не следует делать?

А) строить очистные сооружения

Б)  мыть в реке машины

В) расчищать родники и ручьи

На выполнение заданий вам дается 6 минут. Давайте проверим.

На прошлом уроке мы говорили о значении водных богатств и их охране

Пруд

Море

Склон

Естественные (река, ручей, море, озеро, океан)

Искусственные (пруд, канал, водохранилище)

А

А

Б

- Сегодня вы сами побудете геологами и проведете очень серьезную исследовательскую работу. Работать будем в парах.  

-Цель вашей исследовательской работы: рассмотреть образец полезного ископаемого невооружённым глазом. Установить свойства полезного ископаемого. На работу дается 10 минут. По результату работы каждая группа должна представить отчет о результатах исследовательской работы. Он должен быть интересным и кратким. Результаты работы оформляем в таблицу ,  а  дополнительную информацию вы получите, работая с текстом учебника и дополнительной информацией картой Ростовской области и сообщением учащихся. Класс был разделен на группы и каждая группа готовила сообщение об полезном ископаемом. Остальные группы возьмите пожалуйста  табличку  с полезными ископаемыми и заполняйте ее слушая сообщение об полезном ископаемом.

Название

Основные свойства

Использование

Предметы

1. Нефть

Жидкая, густая, темного цвета, с резким запахом, горючая, легче воды

Жидкое топливо, бензин, керосин, мазут, машинное масло, вазелин, пластмассы, волокна для изготовления тканей

Мыло

2. Природный газ

Бесцветный газ, не имеет запаха, легче воздуха, горит голубым пламенем

Топливо, пластмассы, волокна для изготовления тканей

Зажигалка

3. Торф

Рыхлый, непрочный, хорошо горит

Топливо, удобрение, подстилка для животных, кокс, воск, спирт, уксус

Свеча

4. Каменный уголь

Твердый, но хрупкий. Черного цвета, горюч.

Топливо, краски, лекарство, пластмасса, духи.

Лекарства

Духи

5. Железная руда

Твердая, плавкая, тяжелая, прочная, притягивает металлические предметы

Металлы, основное сырье для машин

Ножницы

6. Гранит

     Твердый, прочный, хорошо полируется

Для строительства набережных рек, станций метро, памятников, облицовка зданий.

Памятники

7. Песок

Сыпучие крупинки серого цвета

Строительство, дороги, стекло

Стакан

8. Глина

Пластичность, бурая, желтая, белая, голубая

Кирпичи, черепица, облицовочная плитка, посуда

Посуда

Кирпич

Статуэтки

9. Известняк

Твердый, белого или серого цвета, прочность

Строительство зданий, дорог (известь, мел, мрамор – видоизмененный известняк)

Мел

Нефть  Слайд  № 8

  Нефть – одно из самых ценных полезных ископаемых. Густая маслянистая жидкость тёмного цвета, с резким запахом (бензина), горючая, легче воды.

   Ученые считают, что нефть образовалась из остатков растений и животных. При переработке нефти получают жидкое топливо (бензин, керосин, мазут), машинное масло, вазелин, пластмассы, волокна для изготовления тканей. 

   Залегает глубоко в земле. Ее достают с помощью специальных платформ - буровых вышек, чтобы ее достать пробуривают узкие глубокие скважины, в которые опускают трубы. По ним нефть выкачивают огромными насосами и выливают в специальные нефтехранилища.

    На дне морей находится практически половина всех запасов нефти. Россия - один из самых крупных в мир экспортеров нефти. Экспорт- это вывоз товаров за границу для их продажи.

    Промышленная разработка газовых месторождений Ростовской области начата в 1968 году. Из двадцати месторождений газа и нефти, расположенных на территории области, добыча ведется на восьми (Синявское, Азовское, Патроновское, Плотинское, Кружиловское, Дубовское, Марковское, Леоновское).

        В настоящее время в Ростовской области находятся в разработке 1 газо-нефтяное и нефтегазоконденсатное месторождения.

Природный газ  Слайд № 9

      Бесцветный, легкий (легче воздуха), прозрачный, горит голубым пламенем, имеет запах.

      Природный газ – очень хорошее топливо.      Его используют в быту, на электростанциях, в котельных, на заводах. На предприятиях химической промышленности  из него получают пластмассы, волокна. От месторождений газа проводят многокилометровые газопроводы, по которым он поступает в крупные города и небольшие поселки нашей страны.

      Россия - один из самых крупнейших в мире экспортеров газа.

В настоящее время в Ростовской области выявлено 20 месторождений углеводородного сырья: 15 газовых, 3 газоконденсатных. В разработке находится 9 газовых и газоконденсатных месторождений, наиболее крупными из которых являются Марковское и Азовское. 

        Каменское, Азовское, Синявское месторождения природного газа снабжают жителей Ростовской области этим полезным ископаемым.  Природный газ, приуроченный к осадочным породам карбона, имеется в Каменском, Тарасовском и Мясниковском районах.

Торф  Слайд № 10 

Ребята, откройте учебник на с. 152. Давайте прочитаем, где же применяется торф.

Ребята, назовите какие свойства имеет торф?

Где используется?

Торф  имеет темно-коричневый цвет, состоит из остатков растений. Он рыхлый, непрозрачный, непрочный, горючий, твердый.

      Это полезное ископаемое состоит из остатков вымерших растений. Его можно назвать ступенькой в процессе получения угля. Добывается на болотах. Болотные растения разлагаются и выделяют большое количество углерода. Через несколько лет после такого разложения образуется коричневая смешанная масса веточек, ветвей и листьев. Это и есть торф. Когда воду выкачивают из такого болота, торф можно разрезать на куски, просушить и обжигать.

Торф используется при отапливании жилых помещений, на торфе работают некоторые электростанции. На фермах торф служит подстилкой для животных. Торф - хорошее удобрение.

Уголь  Слайд № 11

      Образовали растения, которые жили на Земле много миллионов лет назад. Земля выглядела тогда совсем не так. На ней не было ни птиц, ни зверей, ни людей. Да и растения были другими. Это были гигантские папоротники-деревья с толстыми стволами – колоннами. Под действием ветра эти деревья ломались и падали в воду. Там они долго лежали и превращались в твёрдое, холодное, чёрное вещество.  Вот эти деревья и превратились в каменный уголь.

       Каменный уголь – твердый, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета, тяжелей воды, хрупкий. Слайд №

Различают несколько разновидностей угля: бурый уголь, каменный уголь, антрацит.

       Горючее полезное ископаемое, при горении дает много тепла. В хозяйстве уголь используется как топливо. Он служит сырьем для химической промышленности: из него получают краски, пластмассы.

      Применяется как топливо для жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах; из каменноугольной смолы делают лекарство.

    Как добывают каменный уголь? (В шахте: роют котлован или поднимают пласты земли)

Особенно богата донская земля запасами каменного угля (Донбасс). Промышленные запасы углей до глубины 1500 м- более 10 мллрд. т., а общегеологические -60 млрд. т.

     Восточный Донбасс – одна из основных угольных баз европейской части России, где добывается около 30 млн.т угля в год. Общая его площадь, полностью находящаяся в Ростовской области, составляет 70 тыс.кв.км., из которых угленосны только 30 кв.км. По геолого-структурным признакам в Восточном Донбассе выделяются 9 угленосных районов: Миллеровский, Каменско-Гундоровский, Белокалитвинский, Тацинский, Краснодонецкий, Гуково-Зверевский, Сулино-Садкинский, Шахтинско-Несветаевский и Задонский.

     Российский Донбасс поставляет более трети общего объема угля в Ближнее Зарубежье. 

Железная руда                           Слайд № 12

Слово произошло от слова «джальза». На поверхности земли люди находили железные метеориты и делали из них орудия для труда и охоты, украшения. Первым орудием труда был камень. Но как-то камень упал в костер и расплавился. Так было положено начало металлургии – производству металлов.

Откройте учебник на с. 154, давайте прочитаем о свойствах и применении железной руды.

Назовите свойства железной руды?

Где применяется железная руда?

Железная руда- это общее название нескольких разновидностей минералов, которые служат источником железа. Они бывают черного, бурого, желтоватого или красного цвета.

– Твердое, непрозрачное, очень плотное, негорючее, притягивает  металлические предметы. Основное свойство – плавкость; в доменных печах выплавляют чугун –> сталь –> железо –> металл.

      В западной части области, в Матвеево-Курганском районе, на глубине 480 м. обнаружены залежи железных руд, аналогичные железорудным месторождениям Кривого Рога и Курской магнитной аномалии. Приблизительная оценка количества железной руды составляет 3,6 млрд.тонн. 

Гранит Слайд  № 13

Гранит – одна из самых твердых и прочных горных пород. Гранит – твердый, прочный, непрозрачный, тяжелый, очень плотный, состоит из отдельных частиц, основное свойство – прочность.

 Слово “гранит” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. То есть гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Гранит может быть различных расцветок и оттенков. Чаще всего он  красный или серый, может быть также  зеленого цвета; существует и белый гранит.

 Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется гранит в горных регионах, в глубинах земли.

- Где вы встречали гранит?

Гранит используется в строительстве: здания, опоры мостов, ступеньки лестниц, мостят дороги; хорошо полируется, им украшают здания, набережные, станции метро; делают памятники.

Песок и глина      Слайд № 14

Откройте учебник на с. 156 , давайте прочитаем о применении и свойствах глины и песка.

Песок- твердый, сыпучий, коричневого или желтого цвета, не горит, в воде не растворяется, не имеет запаха, кварцевый песок плавится.

Песок используется в строительстве, а также для изготовления стекла.

      Месторождения формовочных песков для чугунного литья, для изготовления противопригарной пасты и шамотного порошка сосредоточены в северной части Ростовской области.

     Всего балансом запасов по Ростовской области учитывается 5 разведанных месторождений.

Мощности Миллеровского  месторождения и запасы сырья обеспечивают потребности промышленности области. Еще крупное месторождение песка на побережье Таганрогского залива.

Формовочные пески - в районе Г. Миллерово. Строительные пески - Арпачинское, Донское, Придонское месторождение по нижнему течению Дона; Карпово- Ярское - в Миллеровском районе. Силикатные пески - Белокалитвенское, Новочеркасское, Тацинское месторождения.

Глина – твердая, непрозрачная, водоупорная,пластичная,  рыхлая, негорючая, коричневого цвета.

Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому глину, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая глина обладает связывающим свойством.

Используется в строительстве: из глины с добавлением песка изготавливают кирпич; хорошо лепится, мягкая под действием воды применяется для изготовления посуды. Изготовленные из влажной глины изделия в специальных печах обжигают, чтобы они стали твердыми. Изделия из обожженной глины называются керамическими или керамикой (от греческого слова "керамос" - глина).

Месторождения глины распространены в центральной части Ростовской области  в пределах открытого Донбасса, в Сулинском районе на границе с Украиной, в Глубокинском и Цимлянском районах. Огнеупорные глины - Федоровское месторождение в 23 км от Красного Сулина. Федоровское месторождение глины  самое крупное в нашей области.

       Из высококачественной глины на Семикаракорском предприятии «Аксинья» изготавливают изделия народно-художественного промысла из фаянса. Семикаракорская керамика – уникальное явление культуры нижнего Дона.

Известняк      Слайд № 15

Известняк – твердый, непрозрачный, плотный, негорючий, рыхлый, тяжелее воды, довольно прочный камень белого, серого, желтоватого, темного цвета состоящий из мелких частичек, скрепленных между собой, если капнуть каплю кислоты – шипит (выделяется газ).

     Под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности образуются пузырьки и слышится шипение. Морские организмы, погибая, оседали на дно моря. Из их скелетов, раковинок образовывались постепенно толщи известняка.

      Используют при строительстве дорог и зданий, получения извести, которая нужна для скрепления строительных материалов, побелки помещений, приготовления строительных растворов. Мрамор и мел – его разновидности.

     Всего на территории Ростовской области известно более 200 месторождений строительных материалов: известняка, глины, песка, мела.

      Флюсовые известняки (применяют в пирометаллургии, при доменной плавке железной руды)- Жирновское месторождение в Тацинском районе с запасами до 200 млн.тонн., в Белокалитвенском районе. Мел - Миллеровский, Матвеево-Курганский (Лысогорское месторождение) районы. Известняки-Ракушечники- Новочеркасское месторождение по нижнему течению Дона, в полосе Таганрог- Ростов-Новочеркасск.

Природный газ

Бесцветный, легкий (легче воздуха), прозрачный, горит голубым пламенем, имеет запах.

      Природный газ – очень хорошее топливо.         

Залегают подземные источники на глубине от нескольких сотен метров до нескольких километров. Подземная порода обладает пористой структурой, в которой скапливается газообразное вещество. Эти поры соединяются каналами и могут представлять собой обширные области. Для извлечения газа выполняется бурение с последующей установкой в скважину герметичных труб.

Природный газ-невозобновляемый углеводород, используемый в качестве источника энергии для отопления, приготовления пищи и производства электроэнергии. Он также используется в качестве топлива для транспортных средств и в качестве химического сырья при производстве пластмасс и других коммерчески важных органических химикатов.

Россия - один из самых крупнейших в мире экспортеров газа.

Соль

пищевой продукт, представляющий собой бесцветные кристаллы

Соль жизненно необходима для жизнедеятельности человека, равно как всех прочих живых существ.

В приготовлении пищи соль употребляется как важная специя. Соль имеет хорошо знакомый каждому человеку характерный вкус, без которого пища кажется пресной.

Соль обладает слабыми антисептическими свойствами; 10—15%-е содержание соли предотвращает развитие гнилостных бактерий, что служит причиной её широкого применения в качестве консерванта пищи и иных органических масс (кожи, древесины, клея). Поваренная соль используется в промышленности для получения соды, хлора, соляной кислоты.

Существует три способа добычи соли – шахтный, наземный, гидравлический.

Самое старое место добычи соли в России – Илецкое месторождение ( Соль -Илецк). Производство ведется шахтным способом, на глубине 300 метров под землей. В год в стране добывается примерно 7-8 миллион тон.

Уголь

Каменный уголь – твердый, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета, тяжелей воды, хрупкий.

Различают несколько разновидностей угля: бурый уголь, каменный уголь, антрацит.

       Горючее полезное ископаемое, при горении дает много тепла. В хозяйстве уголь используется как топливо. Он служит сырьем для химической промышленности: из него получают краски, пластмассы.

      Применяется как топливо для жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах; из каменноугольной смолы делают лекарство.

    Как добывают каменный уголь? (В шахте: роют котлован или поднимают пласты земли)

Нефть

  Нефть – одно из самых ценных полезных ископаемых. Густая маслянистая жидкость тёмного цвета, с резким запахом (бензина), горючая, легче воды.

   

При переработке нефти получают жидкое топливо (бензин, керосин, мазут), машинное масло, вазелин, пластмассы, волокна для изготовления тканей.

   

Залегает глубоко в земле. Ее достают с помощью специальных платформ - буровых вышек, чтобы ее достать пробуривают узкие глубокие скважины, в которые опускают трубы. По ним нефть выкачивают огромными насосами и выливают в специальные нефтехранилища. На дне морей находится практически половина всех запасов нефти.

Россия - один из самых крупных в мир экспортеров нефти. Экспорт- это вывоз товаров за границу для их продажи.

Железная руда

Железная руда- это общее название нескольких разновидностей минералов, которые служат источником железа. Они бывают черного, бурого, желтоватого или красного цвета.

– Твердое, непрозрачное, очень плотное, негорючее, притягивает  металлические предметы. Основное свойство – плавкость; в доменных печах выплавляют чугун –> сталь –> железо –> металл.

Используется он повсеместно в любом направлении человеческой деятельности: от освоения космоса, до изготовления обычных предметов повседневного пользования.

Значительная масса железной руды добывается карьерным способом, но иногда приходится прибегать к строительству глубоких шахт. Основная цель добычи железной руды заключается в производстве из неё чёрных металлов, получаемых в процессе выплавки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру на тему "Наши подземные богатства".

Конспект урока по окружающему миру на тему "Наши подземные богатства" разработан для учащихся 4 -х классов....

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме «Наши подземные богатства»

Конспект урока по окружающему  миру в 4 классе по теме «Наши подземные богатства»....

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме: "Наши подземные богатства"

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме: "Наши подземные богатства"...

Конспект урока по окружающему миру "Вода - природное богатство"

Конспект урока окружающего мира для 2 класса по программе "Школа России" Вода - природное богатство". На уроке ученики научатся проводить простейшие опыты, измерять температуру воды с п...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: «Водные богатства нашего края» с самоанализом

Цель урока: Познакомить учащихся с разнообразием водоемов Республики Коми, расширить и углубить природоведческие знания учащихся....

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Водные богатства" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представлений о  разнообразии водоёмов, частях реки.Планируемые результаты:Предметные: -знать: разнообразие водоёмов, части реки, происхождение водоёмов;-у...