Исследовательский проект "Удивительные пчёлы"
проект по окружающему миру (2 класс)

Ольга Александровна Саломатова

Данный материал можно использовать на уроках окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gladkih_n._udivitelnye_pchyoly.docx27.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Даурская средняя общеобразовательная школа

Тема проекта: «Удивительные пчёлы»

Выполнил: ученик 2 «В» класса

Гладких Николай

Руководитель: учитель начальных классов

Саломатова Ольга Александровна

Даурия, 2022 год

Тип проекта: познавательно-творческий

Цель: Выяснить, где и как пчёлы живут, изучить продукты пчеловодства, их значение для здоровья человека.

Задачи:

  • Собрать информацию о том, как давно люди занимаются пчеловодством.
  • Узнать, как устроена жизнь пчёл в улье.
  • Выяснить, какие продукты производят пчёлы и какую пользу они приносят для человека.
  • Провести опрос учеников и обобщить полученные результаты.
  • Подготовить поделку «Домик для пчёл»

. Проблемные вопросы:

1.Как устроено жилище пчел?

2. Все ли пчелы одинаковые?

3. Почему пчела приносит огромную пользу природе?

Актуальность: Невозможно переоценить пользу, которую приносят пчелы опылением растений. Они, по существу, являются хранителями и творцами природы. Если бы не было этих насекомых, то многие виды растительного мира давно бы исчезли, а некоторые из них вообще бы не появились в природе, потому что они существуют благодаря перекрестному опылению растений пчелами. Способствуют эти труженицы повышению урожайности многих сельскохозяйственных культур, что заметно сказывается на обеспечении людей продуктами питания. «Если исчезнут пчелы, то все живое на планете погибнет через 3–4 года», – к такому выводу давно пришел физик Альберт Эйнштейн. Не хочется думать о плохом, но медоносных насекомых с каждым годом действительно все меньше и меньше. Главный виновник - это человек. Сельское хозяйство почти повсеместно перешло на химию – азотные удобрения, пестициды. Последние не убивают насекомых, но, по словам ученых, понижают их иммунитет. Кроме того, рост городов и сокращение количества дикорастущих растений-медоносов заставляет пчёл в поисках нектара летать очень далеко, что повышает риск их гибели.

Опасность представляет и тот факт, что чем больше смертность среди насекомых, тем быстрее пчеловодство станет невыгодным. Люди начнут отказываться от своего ремесла, и положение дел еще более ухудшится. В нашем веке все актуальнее становится тема об использовании природных продуктов, одними из которых являются продукты пчеловодства

Если сокращение популяции пчёл продолжится такими же темпами, к 2035 году эти насекомые исчезнут с лица земли.

Проблема:  Почему пчелы могут исчезнуть, и чем это опасно.

Формы и методы работы:

  • Исследование информации
  • Анкетирование
  • Творческая работа

 Выводы:

  1. Расширить знания о пчелах.
  2. Провести анкетирование.


Вступление

О пчелах и их продуктах много веков писали великие умы и большие таланты. Пчела несет в себе тайну, тайну Природы. Аристотель, древнегреческий мыслитель, называет мед "слезою звездной", дождем, выпавшим на землю, чтобы сделать жизнь людей чуточку слаще. Продукты пчеловодства изучаются учеными и до сих пор до конца не изучены. Древние всегда считали мед пищей богов, небесным нектаром, а пчел - символом бессмертия. Многие царственные особы украшали свои гербы изображением пчел.

1. История пчелы и пчеловодства.

Ученые считают, что пчела на Земле появилась на 50-60 тыс. лет ранее человека. В Испании, в горах рядом с Валенсии был обнаружен наскальный рисунок безвестного художника древности.  Пчел всегда считали большой загадкой и стремились к их обожествлению: древние греки и римляне считали, что пчела - дочь Солнца; славяне всегда считали мед Божьим даром. Известно, что в древние времена в Палестине процветало пчеловодство, причём множество пчелиных роёв обитало на скалах: в жаркие дни вытопившийся из сотов  мёд стекал по камням вниз, и оттого эти места получили поэтическое название «земля, где текут молоко и мёд».

О том, что пчелиные гнёзда — ценная добыча, люди знали уже в каменном веке. Поэтому они усердно охотились за ними, чтобы добыть мёд и воск, хотя это было делом опасным и трудным. Пчёлы могли изжалить сборщиков до смерти, когда они из расщелин скал или дупел высоких деревьев вырезали соты с воском и мёдом. То, что в древности наши предки собирали мёд, подтверждают древние наскальные рисунки. На стене изображён человек, вынимающий соты из пчелиного гнезда

Издревле занимались пчеловодством и на Руси. Называлось это бортничеством, а бортью назывался улей в дупле. В 17 – 18 веках бортник сдавал воск в церковь и ему отпускали грехи. Воск приравнивали к золоту.

В настоящее время с пчеловодством тесно связаны такие науки, как химия и медицина. Пчела не только дарит человеку самый сладкий продукт природы – мед, помогает решать экологические проблемы, но и дает возможность его любознательному и пытливому уму проникнуть в увлекательные тайны ее жизни. Люди тысячелетиями наблюдают жизнь пчел и не устают восхищаться свойственным им трудолюбием, самоотверженностью при обороне своих семей, запасливостью, совершенным качеством создаваемых продуктов.

2. Тайна жизни пчёл.

  1. Медоносная пчела.

Самый распространенный и общественный вид пчел – обыкновенная пчела или пчела медоносная. (она была одомашнена около 6 тыс. лет тому назад). Тело обычно чёрное, иногда пестро окрашенное. Длина около 7-15 мм. Все тело пчелы ясно разделяется на три подвижно соединенных между собой части: голову, грудь и брюшко.

Всего в природе около 30 тыс. видов пчёл. Их можно обнаружить на всех континентах, кроме Антарктиды. Пчёлы приспособились питаться нектаром и пыльцой, используя нектар главным образом в качестве источника энергии, а пыльцу для получения белков и других питательных веществ.


  1. Пчелиная семья.

Все медоносные пчёлы живут большими семьями, общинами, сообществами, поэтому их называют общественными насекомыми. Пчелиная семья, согласно образному определению пчеловода П.И. Прокоповича, «самодействующая фабрика». Изучая материал дальше, мы узнали, что в каждой семье есть родители и дети. Гармоничная семья состоит из:

- мамы (единственной полноценной самки),

- десятков тысяч рабочих пчел детей (медоносных пчёл),

- сотен трутней - пап.

Матка предназначена для откладывания яиц. Из оплодотворённых яиц развиваются рабочие пчёлы, а из неоплодотворённых – трутни. Матку легко отличить по внешнему виду от рабочих пчёл: она длиннее и больше их. В нормальной пчелиной семье матка одна.

Рабочие пчёлы – составляют основную часть пчелиной семьи. Все многочисленные работы в улье выполняют рабочие пчёлы. Они чистят, охраняют и вентилируют гнездо, строят соты, выкармливают расплод, собирают нектар и пыльцу, перерабатывают их в мёд и пергу и складывают в запас, поддерживают в гнезде необходимую температуру и влажность воздуха, приносят в улей воду, прополис (пчелиный клей), которым замазывают все щели в улье.

Трутни – пчелиные самцы, предназначены для оплодотворения самки, сбором меда они не занимаются. Трутня легко отличить от рабочей пчелы: он значительно большего размера.

В пчелиной семье каждый выполняет свою работу, необходимую для всей семьи. Работа не прекращается ни днем, ни ночью, не затихает ни на минуту.

  1.  Улей.

В далёкие времена медоносные пчёлы жили независимо от людей – в лесу, в дуплах деревьев. Постепенно люди стали разводить пчёл вблизи жилья на специальных участках – пасеках. На пасеках медоносные пчелы живут в ульях - домах для пчелиных семей, сделанных людьми. В пчелином улье проходит жизнь пчел, в нем они строят свое гнездо.

Всего в улье 60 000 – 120 000 пчел. У пчел много врагов и нахлебников ,поэтому вход в улей надежно охраняется сторожами, готовыми в любой момент броситься на незваного гостя. Ни одна пчела не может проникнуть в чужой улей. Каждому улью присущ особый запах, не улавливаемый человеком. Каждая пчела хранит этот запах в особом углублении тела..

  1.  Обоняние.

Можно сказать, что пчелы – «чемпионы» по обонянию. Они в 1 тыс. раз сильнее чувствуют запахи, чем человек. Пчелы способны улавливать аромат цветов на расстоянии более, чем 1 км. Эти органы находятся у пчёл на усиках. Обоняние имеет большое значение в жизни пчёл: по запаху они отличают чужих пчёл от пчёл своей семьи, разыскивают нектар и т. д.

  1. Хоботок.

Пчёлы имеют длинный хоботок, которым они пользуются для высасывания нектара растений. При помощи хоботка работницы кормят трутней, хоботками они раскладывают корм в ячейки, в которых помещаются воспитываемые ими личинки, хоботком пчелы-приемщицы принимают нектар от пчел-сборщиц и т. д.

  1.  Крылья и глаза.

У пчел пять глаз. Три в верхней части головы и два спереди. 

У пчелы две пары крыльев — передняя и задняя. Передняя пара больше и сильнее задней. Тоненькие, прозрачные и хрупкие на вид крылья позволяют пчеле развивать большую скорость и переносить груз, собранный с цветов.

  1.  Сбор пыльцы.

Нектар, собираемый пчёлами, через ротовые органы и пищевод поступает в медовый зобик пчелы, в котором она доставляет нектар в улей, где передаёт его молодым пчёлам-приёмщицам.


4. Продукты пчеловодства

Пчела является не только единственным насекомым, но и единственным живым существом, пожалуй, которое полезно абсолютно. Все продукты жизнедеятельности пчелиной семьи, без исключения, имеют пищевую и лечебную ценность

4.1 Мед

Мёд - продукт жизнедеятельности растений, состоящий из переработанного пчелами нектара цветков с добавлением ферментов и цветочной пыльцы. В мёде содержится около 60 различных веществ, главным образом глюкоза и фруктоза. Для того чтобы произвести 500 г меда, одной пчеле необходимо 10 млн. раз слетать от улья к цветку и обратно. А чтобы получился 1 кг меда, пчеле надо собрать нектар с 19 млн. цветов. Конечно, килограмм меда собирает много пчел. Но и у одной пчелы немало работы: в день рабочая пчела посещает в среднем 7 тысяч цветов. За сезон улей заготовляет от 150 до 300 кг меда.

Использование меда как эффективного лекарственного средства основывается на многих его свойствах, в том числе антибактериальном, бактерицидном, противовоспалительном и противоаллергическом действии. Мед используют как общеукрепляющее, тонизирующее, восстанавливающее силы средство. Его применяют для лечения ран и ожогов.


5. Анкетирование учащихся.

Мы решили узнать, знают ли ребята из нашей школы о пчёлах и продуктах пчеловодства. Для этого мы провели анкету: попросили их ответить на несколько вопросов (раздали анкеты, а потом их проанализировали).

1. Боитесь ли вы пчёл? Если да, то почему?

2. Какую пользу приносят пчёлы?

3. Какие продукты пчеловодства вы знаете и чаще всего используете?

4. Любите ли вы мёд?

5. В каких целях вы его используете?

Результаты опроса нас удивили. Ребята показали скудные знания об этом продукте. Они считают, что мед только можно употреблять в пищу, и пить чай с мёдом против простуды.

Выводы. Заключение.

Медоносные пчелы - одно из самых удивительных чудес природы. Эти маленькие крылатые труженицы кропотливо собирают нектар, выделяемый цветками растений, превращая его в душистый, ничем не заменимый по питательности, по своим лечебным и диетическим свойствам мед. От них также получают воск, прополис, пыльцу, пергу, маточное молочко и пчелиный яд, которые служат ценным сырьем для изготовления различных лекарственных препаратов, а воск и прополис широко используют и во многих отраслях промышленности. Пчелиное гнездо - это своеобразный цех по приготовлению ценнейших продуктов.

Невозможно переоценить и ту пользу, которую приносят пчелы опылением растений. Они, по существу, являются хранителями и творцами природы. Если бы не было этих насекомых, то многие виды растительного мира давно бы исчезли.

Результат

Много интересного и поучительного я узнал, пока готовил этот проект. Пчёлы очень полезные насекомые. Кроме ароматного и душистого мёда мы используем пчелиный прополис, воск, даже яд пчелиный и тот приносит пользу людям. Когда я буду видеть пчёл, то буду наблюдать за ними и не буду их бояться!


Литература:

1. Виноградов В. П., Нуждин А. С., Розов С. А. Основы пчеловодства. — Колос, 1966.

2. Детская энциклопедия «Всё обо всём».

3. Н.Н. Зарецкий «Уход за пчёлами».

4. Информационные материалы интернет-ресурса.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Пчёлы"

Презентация содержит материал исследовательской работы по эколгическому проекту "Домашние животные в жизни человека"...

Исследовательская работа ученика 1 Б класса Хлапонина Захара "Откуда у пчёл мёд?"

В данной работе ученик 1 класса исследует историю пчеловодства, определяет качество мёда химическим путём, а также наблюдает за жизнью пчёл....

проектная работа "Для чего люди разводят пчёл?"

Данный проект  первый шаг к приобретению обучающимися знаний о пчёлах. Пчёлы — самые известные и трудолюбивые насекомые. Опыляя растения, они увеличивают богатство растительного мира. Являются пр...

Шаблоны презентаций "Пчёлы и мёд"

Шаблоны для создания презентаций PowerPoint. В архиве представлено 3 шаблона. Данный ресурс можно использовать для создания презентаций к урокам и внеклассным занятиям по любым предметам. Для соз...

Пчёлы в моей семье

Пчёлы в моей семье - проектно - исследовательская работа...

Исследовательская работа " Пчёлы"

Актуальность. У  нас в школе проходил конкурс «Сохраним Пчелу - Сохраним Планету» и у меня возник вопрос: «Какая связь между жизнью пчелы и планеты?». И почему именно пчел...

Исследовательская работа "Когда и зачем жалят пчёлы"

Исследовательская работа на конкурс "Сохраним пчелу - сохраним планету"...